Особенности уроков гимнастики в младшей школе
статья по физкультуре по теме
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательных программ по физической культуре, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Небольшой опыт работы в школе учителем физической культуры научил меня подходить к построению физкультурных занятий творчески, нетрадиционно. Это позволяет поддерживать постоянный интерес детей к занятию, индивидуализировать подход к каждому ребенку. И как результат – «горящие» глаза ребят и огромное желание уходя, вернуться в спортивный зал снова.
Но уже к 7 – 8-му классу все больше детей (особенно девочек) теряют интерес к занятиям, предпочитая уклониться от ненавистной «физ-ры» с помощью всевозможных справок и «медотводов», просиживая в течение урока на скамейке. В чём же дело? Как разнообразить школьный урок физкультуры? Как избежать монотонности и скуки, повысить эффективность занятия и самое главное, пробудить интерес у школьников к занятиям физическими упражнениями? И вообще, существует ли альтернатива «старому» школьному уроку физкультуры в том виде, в каком он проводился прежде и проводится до сих пор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_gimnastiki_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательных программ по физической культуре, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Небольшой опыт работы в школе учителем физической культуры научил меня подходить к построению физкультурных занятий творчески, нетрадиционно. Это позволяет поддерживать постоянный интерес детей к занятию, индивидуализировать подход к каждому ребенку. И как результат – «горящие» глаза ребят и огромное желание уходя, вернуться в спортивный зал снова.
Но уже к 7 – 8-му классу все больше детей (особенно девочек) теряют интерес к занятиям, предпочитая уклониться от ненавистной «физ-ры» с помощью всевозможных справок и «медотводов», просиживая в течение урока на скамейке. В чём же дело? Как разнообразить школьный урок физкультуры? Как избежать монотонности и скуки, повысить эффективность занятия и самое главное, пробудить интерес у школьников к занятиям физическими упражнениями? И вообще, существует ли альтернатива «старому» школьному уроку физкультуры в том виде, в каком он проводился прежде и проводится до сих пор.
Я постараюсь поделиться своим хоть и небольшим но опытом работы с младшими школьниками. За основу возьму урок гимнастики, так как гимнастика - одна из основных дисциплин учебного плана физического воспитания в начальной школе. И именно в этом возрасте детей обучают элементам строя, основным положениям рук и ног при выполнении общеразвивающих упражнений, умению чётко приземляться, осанке, т.е. тем элементам, которые составляют школу движений и которые в последствии используются во всех остальных разделах программы учебного предмета «Физическая культура».
В школе, среди учителей физкультуры, бытует мнение, что детям сказки не нужны, они уже большие, и это им не интересно. Вот и идёт, начиная с первого класса, загрузка детей «по полной программе» с помощью всевозможных тестов и «срезовых» заданий, зачастую малознакомых или вовсе незнакомых им. Добавьте сюда проявление высокой требовательности к учащимся со стороны учителя. И что же мы получаем к 6 – 7-му классу? Стойкое желание ряда учащихся под любым предлогом избежать урока физкультуры.
Да, несомненно, проявление высокой требовательности учителя к учащимся повышает его авторитет, а через него и авторитет предмета. Но чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, она должна быть тактичной, щадящей самолюбие учащихся. Необходимо уметь устанавливать такие взаимоотношения с учениками, которые давали бы возможность учителю в любой момент мобилизовать внимание детей. В этом случае можно и нужно, время от времени, давать учащимся кратковременную (в пределах допустимого) свободу поведения на уроках. Именно такую свободу поведения учащихся и призваны обеспечивать нестандартные уроки физической культуры.
Что же должен знать и учитывать учитель физкультуры начальных классов, прежде чем приступить к проведению уроков в нетрадиционной форме?
• предложенные для выполнения физические упражнения (строевые, общеразвивающие, музыкально – ритмические, танцевальные, основные движения и игры) должны быть хорошо знакомы детям;
• для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;
• предложенный учебный материал должен носить развивающий характер;
моторная плотность нетрадиционного урока может достигать 80-90%, что обязывает учителя варьировать нагрузку во время занятия, чередуя работу с отдыхом (сложные по координации упражнения с более простыми).
Так, что же такое – нетрадиционный урок гимнастики в начальной школе? В чем особенность его структуры и методики проведения? Какие формы его организации существуют?
В настоящее время в практике работы учителей физкультуры используют следующие варианты нетрадиционных уроков гимнастики:
• урок-путешествие, построенный, как правило, на сказочной или реальной основе, где содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом (маршрутом путешествия);
• тренировочный урок, направленный на закрепление определённых видов движений;
• урок построенный на одном движении (один из вариантов тренировочного урока);
• круговая тренировка, используемая преимущественно для развития физических качеств;
• урок гимнастики, построенный на подвижных играх, направленный на закрепление движений в новых (меняющихся в процессе игры) условиях;
урок гимнастики, построенный на музыкально-ритмических движениях и т.д.
Все, перечисленные выше, нетрадиционные способы организации учащихся младших классов на уроках гимнастики достаточно известны но, к сожалению, не часто применяются учителями на уроках физической культуры. Я остановлюсь на некоторых собственных наработках, которые, возможно, заинтересуют моих коллег и, тем самым, в какой- то степени, помогут ликвидировать этот досадный «пробел».
В комплексной программе физического воспитания учащихся большое внимание уделяется освоению ими сравнительно несложных акробатических упражнений основной гимнастики: перекатов, кувырков, равновесий, стоек, «мостов». Благодаря своей динамичности и эмоциональности они являются эффективным средством для развития физических качеств учащихся. Вместе с тем отмечено, что учащиеся первых классов, как правило, с большим интересом, удовольствием и старанием осваивают акробатические упражнения. Однако к III – IV классам интерес начинает снижаться, а к IX – XI классам - исчезает совсем. Подобное можно объяснить тем, что для первоклассников перекаты, кувырки и равновесия являются новинкой, но затем эти упражнения без больших изменений переходят со школьниками из класса в класс, и интерес к ним, естественно, пропадает.
Так не должно быть. И я задалась вопросом – как, зародив интерес к этим упражнениям, не только поддержать его, но и развить? Ответ на этот вопрос оказался лежащим на поверхности. Ведь акробатика, в традиционном её понимании, подразделяется на индивидуальную и парно – групповую. Если об индивидуальной акробатике (кувырки, «мосты», стойки, равновесия) учащиеся имеют определённое представление, то о парно- групповой, в большинстве своём, даже не слышали. Так и появился в моей практике метод организации учащихся с применением карточек парно – групповой акробатики.
В чём же специфика данного метода? По способу организации учащихся данное занятие мало, чем отличается от урока гимнастики по карточкам. Существенным отличием является содержание предлагаемых учащимся заданий. Я заранее, с учетом росто–весовых показателей учащихся, делю их на верхних ( «В»). средних («С»), и нижних («Н»), комплектуя из них акробатические группы: пары, тройки и четвёрки. Каждая такая группа получает карточку, на которой схематично изображено три – пять поддержек или «пирамид», которые необходимо выполнить. Предлагаемые задания не требуют специальной подготовки и проявления сверхусилий от учащихся при их выполнении. По моему сигналу группа работает над заданием, изображённым в карточке первым. Через две – три минуты (по звуковому сигналу) – над вторым и т.д
Большое количество вариантов карточек с поддержками и «пирамидами», а так же возможность учащегося побывать в роли нижнего (или верхнего) в паре, тройке или четвёрке позволяют поддерживать постоянный интерес учащихся к уроку и индивидуализировать подход к каждому ребёнку. Для придания красоты и зрелищности «пирамидам», выполняемым учащимися, можно использовать различные предметы: флажки, обручи, гимнастические палки, мячи, веера, шарфы .
На уроках гимнастики в III – IV классах у учащихся уже имеются предпосылки для самостоятельного творчества. Ведь разнообразные акробатические, гимнастические (в том числе с предметами) и танцевальные упражнения, с которыми они знакомы по урокам, построенным на музыкально – ритмических движениях, представляют собой достаточно обширный «строительный» материал, для создания танцевально-спортивных композиций.
Поэтому уроки гимнастики в III – IV классах, нацеленные на развитие самостоятельного творчества, я часто провожу в форме работы по маршрутным карточкам или в форме «Ералаша». Остановлюсь на каждом из этих видов в отдельности.
Во время работы по маршрутным карточкам учащиеся делятся на группы по три человека. Каждой группе предлагается карточка с графическим изображением порядка прохождения трёх видов занятий. Это может быть: мяч, обруч, лента, скакалка, упражнения парно – групповой или индивидуальной акробатики. По моему сигналу группы расходятся по видам, указанным в их карточках первыми. На всех местах занятий имеются карточки – схемы с графическим изображение предлагаемых упражнений. Как правило, все эти упражнения хорошо знакомы детям из предыдущих уроков. Для работы на каждом виде отводится от трёх до пяти минут. Затем дети переходят к следующему месту занятий, согласно своим маршрутным картам. После прохождения последнего вида, я предлагаю ребятам заняться самостоятельным творчеством, т.е. составить под предложенную музыку небольшую композицию с предметом, указанным в карточке первым (вторым или третьим). На это отводится не более трёх минут. Затем я подвожу итоги, отмечаю лучших исполнителей собственных композиций. Таким образом, такая форма занятий развивает композиционное творчество учащихся.
Исполнительное же творчество гораздо успешнее развивается на уроках гимнастики, проводимых в форме «Ералаш». На таком уроке я заранее готовлю предметы (мячи, обручи, и т. д.), которые соответствуют количеству детей. После разминки, по моему сигналу, дети расходятся к выбранным ими предметам. Причём порядок прохождения мест занятий и время на каждом виде не регламентируются. Но оговаривается, что за время урока необходимо пройти не менее четырех – пяти видов. А упражнения на каждом виде учащиеся выбирают по своему усмотрению. На протяжении всего урока в зале звучит легкая музыка. Важно не забывать о методе словесного поощрения. Как правило, такие уроки проходят эмоционально и очень нравятся детям.
Работая над данной статьёй, я ставила перед собой задачу обобщить и систематизировать весь накопленный мною материал по нетрадиционным формам проведения уроков гимнастики в младшей школе. Помочь учителям физической культуры, желающим разнообразить школьный урок гимнастики новыми (зачастую редко применяемыми) средствами. Однако подчеркну, что характерные упражнения нетрадиционных видов гимнастики не должны заменять программные знания и умения, а только дополнять их, давать возможность для обновления и расширения их содержания, использования в качестве домашних заданий.
Хочется надеться, что материалы данной статьи помогут учителям физической культуры не только в проведении уроков физкультуры в начальной школе, но и в организации кружковой и секционной работы по гимнастике и акробатике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей
В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...
Особенности урока искусства в общеобразовательной школе в научно-методической литературе.
Особенности урока искусства в общеобразовательной школе в научно-методической литературе....
Подготовительные упражнения на уроках гимнастики для средней школы
Комплекс №1 (к опорным прыжкам) С шага вперед толчковой ногой прыжок на обе и в темпе толчок двумя ногами – прыжок вверх прогнувшись – устойчивое приземление в полуприсед, руки вперед – наружу (5...
Доклад по физической культуре "Методика проведения урока гимнастики в сельской школе"
Методика проведения урока гимнастики в сельской школе. Из опыта работы....
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ГИМНАСТИКИ В СЕЛЬКОЙ ШКОЛЕ
В последнее время появилось много разнообразных форм проведения уроков по физкультуре. К сожалению, качество уроков не улучшилось, возможно, интерес учащихся к новым формам...
«Особенности обучения аудированию учащихся младшей школы на уроках английского языка (1-4 классы) и психолого-педагогический подход в выборе лучшей возрастной аудитории в овладении иностранным языком»
Данная статья посвящена вопросу преодоления трудностей у учащихся младшей школы в освоении одного из самых тяжелых видов речевой деятельности - АУДИРОВАНИЕ....
Мастер-класс «Раздел «Гимнастика» в младшей и средней школе»
Кто из нас не задумывался, что делать, когда начинает побаливать спина, или когда у наших детей мы замечаем, что одно плечико ниже другого или сутулость выдает уже сформировавш...