Баскетбол обучение в начальных классах
методическая разработка по физкультуре на тему
описание техники владения мячом, жонглирование мячом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basketbol_obuchenie.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« ОБУЧЕНИЕ БАСКЕТБОЛУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.»
Автор-составитель: учитель
физической культуры
Муратшин И.И.
г.Учалы 2015год.
Своеобразие программы основанной на одном из видов спорта – баскетбол, заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таит в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических возможностей школьников. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания младших школьников, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирование умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизации. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности творческого отношения к деятельности.
Работая по этой программе , я последовательно решаю основные задачи физического воспитания:
- укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работоспособности учеников.
Младший школьный возраст предоставляет возможность для планомерного, углубленного изучения техники баскетбола. Уже в первом классе дети осваивают естественные движения, которые в дальнейшем служат основой для овладения специфическими для баскетбола перемещениями и техническими приемами игры. Поэтому с 1 класса я знакомлю детей с основами техники перемещения, используя игровые приемы.
Основная стойка баскетболиста: ноги согнуты в коленях, одна нога выдвинута вперед на полшага, туловище немного наклонено вперед, смотреть перед собой, руки внизу. Обучая детей основной стойке, нужно уделять внимание на постановку ног, для этого использую игровой прием – пружинка. По моей команде дети изображают как работает пружинка – сгибают и разгибают ноги, находясь в основной стойке баскетболиста. Закрепив этот навык, перехожу к следующему этапу обучения – владению мячом.
Владение мячом: Обучение начинаю с техники владения малого мяча. Упражнения с малым мячом проводятся в положении «пружинка».
- Бросок и ловим двумя руками.
- Бросок и ловим правой рукой.
- Бросок и ловим левой рукой.
- Бросок и ловим обеими руками с одним, двумя, тремя хлопками.
- Бросок правой, ловим левой.
- Бросок левой, ловим правой.
- Бросок мяча в пол, ловим двумя.
- Бросок мяча правой, ловим правой сверху, тоже левой.
- Бросок мяча правой в пол, ловим правой снизу.
- Броски и ловим на разной высоте отскока.
- Броски мяча в стену, ловим обеими и одной рукой.
- Броски мяча в цель.
- Ловля и броски мяча партнеру.
- Набивание мяча об пол.
Во всех этих упражнениях особое внимание работе ног, положению рук на мяче. Как только дети овладели приемами с малым мячом, перехожу к обучению владению мини мячами.
Упражнение в жонглировании мячом
- Вращение мяча вокруг туловища.
- Перекладывание мяча под правой и левой ногой на месте и в движении.
- Стоя на месте, ноги на ширине большого шага, перекатывание мяча между ног – «восьмерки».
- Зажать мяч стопами: а) прыжки с продвижением вперед, вперед-назад, вправо-влево.
- Зажать мяч стопами: а). подбрасывание мяча носками и ловля мяча.
- Перебрасывание мяча с правой руки на левую (мяч не касается туловища).
- Подбрасывание мяча с поворотами на месте и ловля его.
- Подбрасывание мяча с поворотами на месте и ловля.
- «Маятник» - ноги на ширине плеч, бросок в пол между ног, ловля сзади, бросок в пол, ловля спереди.
- Броски мяча вверх обеими руками снизу, ловля сверху над головой.
- Сильный удар мяча в пол перед собой, так чтобы он подскочил вверх выше головы, затем ловим обеими руками сверху.
- Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой и ловля той же рукой, после одного удара мяча об пол.
Количество ударов меняется. Эти же упражнения после закрепления дети выполняют в соревновательных условиях: а) кто быстрее выполнит и точнее, б) командные эстафеты.
Следующий этап обучения – элементы ведения мяча. Обучение начинаю из исходного положения: упор присев, объясняю детям о правильном положении руки на мяче: а) пальцы рук широко расставлены, немного согнуты, контакт с мячом осуществляется кончиками пальцев, б) верхняя часть руки и кисть помогают пальцам придать мячу скорость, в). Мяч ударяется у правой (левой) ноги, г). работа ног – «пружинка». Ошибки при ведении мяча: кисть шлепает по мячу, большая частота ударов в пол, глаза смотрят на мяч. Стараюсь говорить детям о том, что при ведении мяча должно создаваться впечатление, что мяч прилипает к руке. Как только дети закрепили навык, перехожу к обучению в стойке баскетболиста: а) ведение у правой ноги, б) ведение у левой ноги, в) с руки на руку. Акцепт – на работу ног.
ЛОВЛЯ МЯЧА – является сравнительно простым навыком, но дети не всегда правильно выполняют технику ловли, поэтому мы учим азбуку ловли мяча:
а) смотреть на мяч, до тех пор, пока не поймаешь;
б) ловить мяч на кончики пальцев;
в) движение рук и кистей направить навстречу мячу.
Для обучения технике ловли мяча применяю упражнения с набивными мячами для укрепления кисти – связочного аппарата.
- и.и. сидя на полу, ноги широко расставлены, кисти на мяче, толчком послать мяч партнеру.
- и.п. стоя ноги врозь, руки с мячом внизу, бросок мяча в пол.
- и.п. стоя ноги врозь, руки с мячом у груди, бросок мяча вперед.
Для быстрого освоения техники ловли мяча использую в уроках подвижные игры, связанные с бросками и ловлей: «Охотники и тки», «Выбивала», «Защита крепости» - эта игра проводится в двух вариантах: а) кто больше поймает летящих мячей, б) на чьей половине после сигнала остается меньше мячей.
2 к л а с с
Во втором классе начинаем изучать технику перемещений баскетболиста. Бег – основной прием перемещения, изучаем в основном равномерный бег, уделяя внимание постановке стоп, а также согнутости ног в коленных суставах.
Приставной шаг изучается в стойке баскетболиста – вправо и влево.
Остановки прыжком – по звуковому сигналу, внимание на работу ног, приземление на две ноги.
Владение мячом во втором классе продолжаем закреплять элементами жонглирования.
АЗБУКА ЖОНГЛИРОВАНИЯ
а) Большинство упражнений выполняется в стойке баскетболиста.
б) У каждого игрока свой мяч.
в) Упражнения выполнять без зрительного контроля.
г) Каждое упражнение выполняется в течении 30 секунд
УПРАЖНЕНИЯ В ЖОНГЛИРОВАНИИ
- Держа мяч на ладони, подбросить его вверх и поймать тыльной стороной кисти.
- Перекат: мяч на ладони над головой,Выпрямляя руки движением кисти перевести мяч на кончики пальцев. Опуская руку вперед, перекатить мяч на тыльную сторону кисти.
- Перебрасывая мяч кончиками пальцев с руки на руку.
- Вращение мяча вокруг шеи, с руки на руку.
- Вращение вокруг туловища, передавая с руки на руку.
- Вращение вокруг ног – «восьмерка».
- Перекат по спине, ловля на уровне пояса.
- «Маятник» - удар под ногами спереди, ловля, удар под ногами, поймать впереди.
- Подбрасывание мяча вверх, удар по бедрам, ловля мяча.
- Подбрасывание мяча вверх с хлопками, с каждым разом увеличивая количество хлопков.
Во втором классе переходим к изучению передачи мяча, совершенствуя ловлю. Существует много способов передач. Основные из них – передача двумя руками от груди, передача двумя руками от груди, передача двумя руками с отскоком от пола, передача одной рукой от плеча. Эти виды передач изучаются в начальной школе.
При обучении передаче двумя руками от груди уделить внимание работе рук, ног, а также ловле мяча, напомнив о азбуке ловли.
- Основная стойка 6 мяч удерживается двумя руками у груди, пальцы широко расставлены, большие пальцы направлены друг к другу. Руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз. Мяч посылается движением плеч, предплечий, кистей, пальцев.
- Передача с отскоком от пола – выполняется также, только мяч направляется в пол.
Изучая эти передачи дети учат азбуку передач мяча:
а) правильно выбери стойку
б) не забывать, что передача должна быть точной;
в) проверь положение рук на мяче;
г) выполняй правильно ловлю мяча.
При обучении технике ведения мяча во втором классе, использую упражнения в различных и.п.
- Ведение мяча стоя на правом (левом) колене.
- Ведение в сойке баскетболиста с высоким и низким отскоком.
- Ведение мяча с закрытыми глазами.
- Ведение мяча в шаге у правой (левой) ноги.
- На месте, одна нога впереди, другая сзади, ведение мяча под ногой.
- Ведение мяча из упора присев, с переходом в стойку баскетболиста.
- Ведение мяча на месте, с переходом мяча с руки на руку.
- Ведение мяча в шаге: по линиям, по боковым, по дуге, по штрафным
кругам.
Подвижные игры разучиваются в соответствии с изученным материалом.
Перемещение: «Воробьи, вороны». «Ловишки». «Чай-чай, выручай», «Коршун и цыплята», «Наседка и коршун».
Броски и ловля: «Перестрелка», «Выбивала», «Охотники и утки», «Защита крепости», «Ловишки с мячом», «Пятнашки с мячом».
- К Л А С С
В третьем классе программой предусмотрено обучение передвижениям с различными видами бега, Остановки прыжками и двумя шагами, защитная стойка, приставные шаги, ловля и передача мяча двумя и одной рукой на месте и в движении. Различные вариации ведения. И вводится бросок одной рукой от плеча с места и в движении. Подвижные игры с элементами баскетбола.
Техника перемещения в третьем классе усложняется, т.к. в баскетболе очень важна скорость, недостаточно лишь быстро бегать. Поэтому мы учимся делать рывки, остановки, изменять направление движения и скорость.
Рывки изучаем как из положения на месте, так и при беге на небольшой скорости.
а). построение в одну шеренгу, по сигналу ускорение из различных и.п. – стоя, в упоре присев, стоя спиной с поворотом, выполняя прыжки, подскоки, в и.п. – лежа.
б). очень эффективное упражнение – челночный бег.
Остановки! Вводится в изучение остановка двумя шагами, как подводящее упражнение для обучения броску в движении. Обучение проводится при построении в шеренгу, сначала отрабатываем остановку прыжком по сигналу, с приземлением на две ноги. Затем под счет раз, два учим остановку двумя шагами. На раз – шаг правой, на два – левой. Далее в ходьбе, в колонну по одному, на счет. При закреплении, во время медленного бега под счет. И при полном освоении этого элемента, во время бега по звуковому сигналу: один свисток – остановка прыжком, два – двумя шагами.
Движение в защитной стойке: совершенствуя приставной шаг боком, начинаю обучать движению в защитной стойке спиной вперед:
а) стойка баскетболиста, двигаясь спиной вперед по волейбольным линиям, шаг широкий, спина прямая;
б) в паре, взявшись за руки, стараемся дотронуться до носок партнера;
в) в паре, друг напротив друга, запятнать колени партнера;
г). в паре, запятнать лопатки партнера, при этом уберечь свои.
Упражнения в жонглировании мячом в третьем классе более сложные, т.к. элементы выполняются как на месте, так и в движении.
- Вращение мяча вокруг ног и между ног по восьмерке во время бега.
- Стоя ноги врозь, удерживать мяч обеими руками между ногами, правая рука спереди, левая сзади. Поменять положение рук, не давая мячу упасть на пол.
- Стоя ноги врозь, поднять мяч руками над головой и с силой послать его в пол перед собой. Поймать мяч на уровне пояса, коленей, пола.
- Удерживать мяч на ладони вытянутой рукой. Движением кисти посылаем мяч к плечу. Ударом плеча вернуть его обратно.
- Ноги на ширине плеч, мяч за спиной, бросок мяча в пол между ногами так, чтобы он отскочил вперед, поймать его обеими руками перед собой.
- Прыгая вверх, подбрасываем мяч движением кисти правой руки (левой).
- Мяч за спиной на уровне пояса. Подбросить мяч обеими руками за спину, сделать шаг вперед и поймать.
Ведение мяча изучается в шаге и в движении.
- Ведение мяча в высокой и низкой стойке.
- Ведение мяча по коридорам.
- Ведение по восьмерке. Обводя штрафные круги. Смена рук.
- Ведя мяч по прямой, остановиться, сесть на пол, не прекращая ведения, подняться и продолжить ведение.
- «Слалом». Вести мяч, обводя стойки расположенные по площадке.
- «Игра жестов». Дети стоят в шеренге, по жестам учителя выполняют задание. Жест руками к себе – ведение шагом вперед. Жест от себя – ведение спиной назад. Жест рукой – круг над головой – движение с ведением по всему залу. Руки скрещены над головой – все бегут на свои места.
- Пятнашки с ведением. Водящий ведя мяч, старается запятнать игроков, которые ведя мяч убегают от водящего.
- Эстафеты с ведением мяча.
К ранее изученным передачам добавляется передача одной рукой от плеча на месте и в шаге. Примерные упражнения способствующие закреплению данной передачи:
1. Стойка баскетболиста, мяч находится у левого (правого) плеча на широко расставленных пальцах, другая рука поддерживает мяч спереди - снизу.
2. С шагом. При выполнении передачи выполняется шаг вперед, при ловле шаг назад.
3. Тоже, но с ведением, остановкой.
4. В паре, чья пара наберет 30 передач без потери мяча.
5. В паре. Ведение мяча до середины зала, остановка прыжком, передача одной рукой от плеча.
6. В паре. Ведение мяча до середины зала, остановка двумя шагами , передача одной рукой от плеча.
7. Передача мяча с водящим. Дети передают мяч друг другу в круге, не давая водящему возможности овладеть мячом.
8. В паре. Ведение мяча, передача в движении после двух шагов, возвращение на место спиной вперед.
Самое важное при обучении – работа ног, правильное положение рук на мяче.
Из бросков на начальном этапе обучения, бросок в движении является одним из основных, но к тому же и одним из наиболее сложных для освоения.
1) Обучение начинаем из-под кольца, с места. Одна нога впереди, другая сзади, правая рука у плеча, мяч расположен на кисти. Сгибая и разгибая ноги выполнить бросок одной рукой. Учить целиться в квадрат щита. Как только ребенок освоит это движение, переходим к отработке шагов.
2) Под щитом рисую два круга, ребенок выполняет шаг правой, шаг левой, оттолкнувшись, производит бросок в кольцо.
3) Затем с одним ударом мяча, шаг правой, левой, отталкивание, бросок.
4) Закрепляя навык: ведение, два шага, бросок.
5) Выполнение проводится по типу эстафеты, в две колонны, выигрывает команда, забившая 10 мячей.
6) Вышагивание на опорной ноге, ведение, два шага, бросок.
Бросок одной рукой с места. Обучение начинается со стойки баскетболиста, мяч лежит на широко расставленных пальцах, левая рука поддерживает мяч снизу. Мяч посылается выпрямлением руки и разгибанием кисти, одновременно выпрямляются ноги. Рука работает вперед- вверх. Этот бросок дети выполняют из-под кольца, из-за трапеции.
Подвижные игры изучаются с элементами баскетбола: «Мяч капитану», «Борьба за мяч», «Мини-баскетбол», «Разведчики», эстафеты с элементами баскетбола – броски, ведение, передачи.
Выводы: Развитие основных двигательных качеств;
Воспитание у детей высоких нравственных качеств, забота о своем здоровье, потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
Но самое важное в этой программе на мой взгляд – использование индивидуального подхода к выполнению учебных нормативов, возможность различных вариантов оценки результатов детей, с учетом приростов в их двигательной и технической подготовленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации обучения учащихся начальных классов с ОВЗ средствами коррекционно - развивающих упражнений, дидактических игр".
В статье представлен опыт использования коррекционно - развивающих упражнений, дидактических игр для детей с ОВЗ на уроках в начальных классах. в презентации представлен иллюстративный материал к...
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида
Проблема повышения уровня обучаемости и обученности, уровня мотивационной деятельности учащихся на уроках имеет особую актуальность на современном этапе обучения и воспитания детей с проблемами в разв...
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса" Гендерное обучение в начальной школе как одно из эффективных условий опережающего обучения баскетболу".
Раздельное обучение девочек и мальчиков в начальной школе на уроках физкультуры . ...
Методы проблемного обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида
Методы проблемного обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида: метод проблемного изложения материала, частично - поисковый метод....
«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»
"Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе"...
Подводные камни обучения детей начальных классов школы.
Трудности при обучении чтению и письму....