Организация, содержание и методика массовой физкультурно-оздоровительной работы в школе
статья по физкультуре на тему
В “Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся” на период до 2000 года, подчеркнуто значение охраны здоровья детей и подростков, как важнейшего условия оздоровления всего населения.
Реализация реформы общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся, ее характер и масштабность потребуют значительного времени.
На ближайшие годы первостепенным станет совершенствование действующих форм школьной физкультуры, повышение их эффективности, организационного уровня и результативности всех составляющих программу компонентов.
Конечным результатом влияния физической культуры на всем протяжении обучения, развития и воспитания с 1-11 класса должен быть “физически совершенный” человек.
Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.
К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров – разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №94
Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Статья
Организация, содержание и методика массовой физкультурно-оздоровительной работы в школе
Учитель высшей категории Атапина Л. А.
Санкт - Петербург
2013 год
ВВЕДЕНИЕ
В “Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся” на период до 2000 года, подчеркнуто значение охраны здоровья детей и подростков, как важнейшего условия оздоровления всего населения.
Реализация реформы общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся, ее характер и масштабность потребуют значительного времени.
На ближайшие годы первостепенным станет совершенствование действующих форм школьной физкультуры, повышение их эффективности, организационного уровня и результативности всех составляющих программу компонентов.
Конечным результатом влияния физической культуры на всем протяжении обучения, развития и воспитания с 1-11 класса должен быть “физически совершенный” человек.
Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.
К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров – разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей.
Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.
Наблюдая на протяжении ряда лет за формированием организма, мы обычно интересуемся состоянием их здоровья, физического развития и физической подготовленности, фиксируя это соответствующими показателями. Комплекс этих показателей создает полное представление об организме детей.
Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.
Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.
Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств способствует успешному освоению двигательных навыков.
Например, чем лучше у подростка будет развита быстрота, тем быстрее он будет пробегать короткие дистанции, быстрее будет вести мяч, играя в футбол, быстрее перемещаться в любых других играх, то есть высокий уровень развития быстроты будет положительно сказываться на выполнении конкретных физических упражнений. То же можно сказать о развитии силы и выносливости. Следовательно, развивать эти качества нужно в первую очередь в плане общей физической подготовки, используя для данной цели соответствующие наиболее эффективные средства.
Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки.
Организация, содержание и методика массовой
внеурочной физкультурно-оздоровительной работы
Внеклассная работа организуется школой для участия в ней детей, внеклассная работа строится на добровольных началах и поэтому не должна включать обязательных видов соревнований, обязательных отчетных показателей и документов. Внеклассные занятия должны развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Занятия должны быть не утомительными для детей, обеспечивать переключение с одних видов деятельности на другие, способствовать укреплению здоровья и физическому развитию школьников.
Одним из ежедневно выполняемых комплексов несложных упражнений является гигиеническая гимнастика, которая обычно сочетается с закаливающими процедурами и применяется главным образом с целью укрепления здоровья, повышения жизнедеятельности и общей работоспособности школьников.
Ежедневные занятия гигиенической гимнастикой – этот минимум двигательной деятельности, может быть обеспечен в любое время года, при любых условиях; школы и внешкольные учреждения обязаны приучать учащихся к ее регулярному выполнению. Осуществляется это следующим образом:
- Пропагандой гигиенической гимнастики и разучиванием упражнений с детьми на уроках в школе, в летних и зимних лагерях: физкультурно-оздоровительных, туристских. Время от времени нужно проверять, как ребята делают дома зарядку: предложить отдельным учащимся показать комплекс упражнений, спросить, в какой дозировке они их выполняют.
- Организацией коллективной утренней гимнастики для детей на свежем воздухе – на площадках.
- Подготовкой инструкторов и физоргов к руководству коллективными занятиям гимнастикой и проведения физкультминуток.
Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) способствует быстрому переходу от сна и бодрствованию: выводит организм из пассивного состояния и подготавливает к предстоящей активной деятельности. Физические упражнения настраивают центральную нервную систему на рабочий ритм, совершенствуют координацию движений, увеличивают скорости крово- и лимфообращение, укрепляют кровоснабжение тканей. Более глубоким и ритмичным становится дыхание. Увеличивается поступление к мозгу, к мышцам и внутренним органам кислорода, что в свою очередь способствует повышению уровня укрепительных процессов в тканях.
Комплекс утренней гимнастики обычно состоит из упражнений, обеспечивающих всестороннее развитие на организм. Упражнения комплекса утренней гимнастики выполняют в определенной последовательности. Начинают с упражнений, которые постепенно втягивают организм в работу, – с ходьбы и легкого бега. За ними выполняют упражнения типа “потягивание”, на формирование осанки. Затем приступают к упражнениям, воздействующим на большие группы мышц всех частей тела (плечевого пояса, живота, спины, ног), – различного рода поворотам и наклонам. За ними следуют упражнения более сложного характера (например, движения туловища в сочетании с движениями ног и рук: приседания с движениями рук и ног, выпады с наклонами туловища и другие), которые оказывают еще более интенсивное влияние на деятельность внутренних органов.
После этого мышцам дают небольшой отдых: выполняются упражнения на расслабление.
Хорошо освоенные упражнения становятся постепенного легкими для занимающихся, интерес к ним снижается. Поэтому надо каждые 1-2 недели комплекс менять.
Более эмоционально проходят упражнения при музыкальном сопровождении. В лагерях можно использовать аудиокассеты с записями комплексов упражнений гимнастики. После утренней гимнастики нужны водные процедуры.
О времени занятий: в весенние дни - лучшее время, близкое к полудню в комнате умеренно теплой, летом – в более ранее время. Зимой, лучше перенести занятия на вечер.
О продолжительности занятий, о самоконтроле поговорим отдельно. Насиловать организм нельзя.
Физкультминутки - проводятся в классе, во время уроков, когда появляются признаки утомления детей (невнимательность, беспокойное поведение). Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений, повторяемых по 5-10 раз, и выполняются под руководством учителя или физорга класса. Основными видами упражнений для физкультминуток являются: разгибание туловища, потягивание, дыхательные упражнения сидя и стоя, ходьба, наклоны и повороты туловища, движения кистями рук.
Гимнастика перед сном. В сочетании с прогулкой и водными процедурами легкая гимнастика создает благоприятные условия для отдыха. Нужно приучать к ней детей. Такая гимнастика состоит главным образом из дыхательных упражнений по 5-6 раз каждое. Темп - медленный, движения плавные.
Закаливание – это постепенное приспособление организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В системе физического воспитания детей принимаются такие виды закаливания, как воздушные ванны, солнечные ванны, обтирания, обливания, купание.
Воздушные ванны. Благодаря термическому раздражению кожи происходит рефлекторное сужение и расширение кровеносных сосудов.
Двигательный режим учащихся
Известно, недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии: недостаточная двигательная активность снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка, в результате чего появляется неадекватная реакция сердца на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких, замедляется моторное развитие. Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстрые и ловкие, менее закалены, чаще болеют.
Сорокапятиминутный урок физической культуры компенсирует в среднем 11%. А максимально (при большей моторной плотности) 40% необходимого объема движений. Это говорит о том, что два урока физической культуры компенсирует только 11% движений от нормы. Даже ежедневные уроки не способны ликвидировать дефицит движений.
Известно, что потребность детей младшего школьного возраста двигаться на 18-22% в сутки удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. К таким относятся движения рук, ног. Повороты туловища, головы, движения рук во время письма, труда, рисования, выход к доске и т.д. однако спонтанно созданные движения на уроках не могут полностью удовлетворить движения учащихся.
В дни, когда по расписанию проводится урок физкультуры, дефицит двигательной активности составляет 40%, а в дни, когда их нет, увеличивается до 80%. Исходя их данных о том, что урок максимально компенсирует 40% естественной биологической потребности школьников в движении, суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов, а недельный не менее 14 часов.
постепенно вырабатывается совершенный механизм регуляции теплообразования и теплоотдачи, обеспечивающий постоянные условия внутренней среды организма. Кроме того повышается тонус мышц, выносливость сердечно-сосудистой системы. Все это содействует укреплению здоровья.
На современном этапе развития школ, недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только на уроках физической культуры. В условиях школы гиподинамию можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми и обязательными для всех здоровых детей.
Огромную роль здесь играют все виды физкультурно-оздоровительной работы в режиме школ с продленным днем. Они являются основными поставщиками необходимых ребенку движений. В школах, где физкультурно-оздоровительная работа всем своим видом, где она является обязательной для всех здоровых людей, не стоит проблема “двигательного голодания” со всеми вытекающими последствиями. Поэтому с первых дней нужно учить школьников строго соблюдать режим. Несоблюдение режима, неумение планомерно распределять время, отрицательно сказывается на растущем организме ребенка.
Когда мы видим вялого, нервозного, недостаточно физически развитого ребенка с плохой осанкой, то также безошибочно можно сказать, что он мало бывает на воздухе, малоподвижен, поздно ложится спать. А значит и не досыпает. Отсутствие занятий физической культурой, физическими упражнениями отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и психоневрологическом статусе ребенка.
Твердый распорядок, предусматривающий все моменты двигательного режима, поможет детям так построить день, чтобы хватило времени и на уроки, и на помощь дома, и на игры и развлечения, и занятия спортом. Разнообразия движений необходимы для роста и жизнедеятельности ребенка. О том, что движение способствует здоровью, люди знали еще давно. Мы часто слышим разговоры о гиподинамии, т.е. о снижении физической активности, недостаточной физической нагрузке. Семилетний ребенок проводит 3-4 часа за партой в школе, потом 1-1,5 часа готовит уроки дома и столько же просиживает у телевизора. В старших классах неумение правильно расходовать время, его и вовсе не остается на то, чтобы побегать, погулять, подвигаться. А без движения, без полноценного отдыха на воздухе нет, как правило, и полноценного развития.
Гиподинамия чревата опасностью вызвать различного рода нежелательные отклонения в здоровье ребенка, привести к психическим расстройствам и нервным срывам.
И наоборот, у школьников, ежедневно занимающихся физическими упражнениями, отличаются несколько большие прибавки в росте, значительное увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная емкость легких и сила мышц. Существенные изменения происходят и в обмене веществ: лучше усваиваются питательные вещества, более интенсивно протекают окислительные процессы. Благоприятно отражаются занятия физической культурой и на развитии всего опорно-двигательного аппарата ребенка, что создает условия для развития здоровья.
Литература
- Логвина Т.Ю. «Средства физической культуры в оздоровлении детей школьного возраста» Методической пособие: - Жлобин, 1997г.
- Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. М. Просвещение, 1984г.
- Бальсевич В.К. «Здоровье в движении» М. «Советский спорт», 1988г.
- Богословский В.П. «Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию», М.Просвещение, 1984г. Журналы «Легкая атлетика» 1985-1988гг.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена, М.Фис.1970.
- Каменцер М.Г. Урок после урока. М. «Физкультура и спорт».1972.
- Кузнецова В.И. Развитие двигательных качеств школьника, М, Просвещение, 1967
- Лупандина Н.А. Развитие основных движений школьников. ФИС, М, 1962.
- Очерки по теории физической культуры (составитель и общ. Редакция Матвеев П.П.) Фис, 1984г.
- Теория и методика физического воспитания учебник для институтов физической культуры (под общей редакцией Матвеева П.П. и
Новикова А.Д. М.,Фис, 1976 г.т1.).
- Наталов Г.Г. Введение в физическую культуру, Краснодар, 1995
- Николаев А.Д. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности. Теория и практика физкультуры, 1997, №6 с.2-10
- Поцелдем А.А. Формирование у школьников умения и навыков. Ж «Ф.К. в школе», №7, 1962г
- Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников, Просвещение, 1968
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад:Общая характеристика содержания и методики изучения элементарного курса грамматики в школе глухих.
Доклад на ШМО учителей русского языка и литературы в коррекционной школе - интернате I,II вида....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-61246-1422277729.jpg)
План спортивно - массовой, физкультурно - оздоровительной работы на 2011-2012 учебный год
Работая педагогом - организатором по спортивно - массовой работе, мною составлен план физкультурно - оздоровительных и спортивно - массовых мероприятий на учебный год . Правильное планировагние являет...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-232272-1364736392.jpg)
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в начальной школе
Целью физического воспитания в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является содействие всестороннему развитию личности школьник посредством формирования физической культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/25/picture-749338-1456420858.jpg)
Доклад "Реализация физкультурно-оздоровительного комплекса «ГТО» в школе"
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос сохранения здоровья учащихся в школ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-993894-1515664699.jpg)
«Реализация физкультурно-оздоровительного комплекса «ГТО» в школе»
laquo;Реализация физкультурно-оздоровительного комплекса «ГТО» в школе»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/05/picture-1007736-1517842436.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ МАССОВОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/29/picture-1232273-1585507703.jpg)
Методическая статья "Организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивно-зрелищных мероприятий" - Всероссийская очная конференцмя "Педагог 21 века"
Различные стороны физкультурно-спортивной жизни учащейся молодежи нуждаются в положительных изменениях, дающих возможность усилить интерес к занятиям физической культурой и спортом, что будет в значит...