Дифференцированный подход в образовании на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре на тему
Срвременные методы обучения на уроках физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
собственный опыт | 26.85 КБ |
методическая разработка | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Ренжин Алексей Николаевич
МБОУ СОШ С.Спаспоруб
Учитель физической культуры
Тема
Дифференцированный подхода в обучении на уроке физической культуры на фоне положительных эмоций как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой.
Введение
При реализации программ ФГОС большое внимание уделяется новым образовательным технологиям. Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения, как средства мотивации. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности. Все это можно определить с помощью тестирования, а также при помощи медицинских осмотров. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Так же учеников делим на основную, подготовительную и специальную медицинские группы. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.
1.Дифференцированный подход к организации занятий по физической культуре
Самым эффективным делением является раздельное обучение девочек и мальчиков, но из – за малочисленных классов данный вид обучения становится малоэффективным. С целью осуществления дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все учащиеся школы по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы – основную, подготовительную и специальную медицинскую.
При разработке практических заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности.
В процессе обучения двигательным действиям, человек должен овладеть их динамическими и ритмическими параметрами.
К 6–7-му классу, пропадает интерес к урокам физкультурой. Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод: слабые учащиеся испытывают недостаток умений, поэтому не могут справиться с заданием, а отсюда – не хотят попадать в ситуацию неуспеха на уроках. В результате их интерес к занятиям физической культурой значительно снижается. Для сильных учащихся, напротив, учебная задача является слишком лёгкой, а потому не развивает их познавательный интерес. Учащиеся же среднего уровня подготовленности оказываются недостаточно мотивированными под воздействием общего настроя.
Ю.Г. Коджаспиров сказал: “Хорошо бы заниматься на фоне положительных эмоций, а не принуждать себя и детей работать вопреки желанию, через “Не хочу!”, стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли. Иметь счастливую возможность учить и учиться с удовольствием, а не по принуждению”.
Для достижения цели необходимо делить учеников класса на группы по знаниям, интересам, возможностям и желаниям.
При проведении уроков ни в коем случае не давить на слабых, а наоборот повышать их интерес посредством снижения требований, если конечно ученик не симулирует свое «не могу».
Также при проведении уроков физической культурой, необходимо использовать музыку, как стимулятор работоспособности в процессе учебной деятельности. Роль положительных эмоций на уроке физической культуры, посредством подвижных игр и музыкального сопровождения, как средства повышающего работоспособность и в тоже время прививающего устойчивый интерес к занятиям велика.
В программу прохождения учебного материала конкретно взятого раздела включено четыре вида гимнастических упражнений: у девочек – на разновысоких брусьях, акробатике, упражнения на бревне в равновесии и опорный прыжок; у мальчиков – на перекладине, акробатике, параллельных брусьях, опорный прыжок. Составляются комбинации не только для девочек и мальчиков, но и для слабых, средних и сильных учеников.
Для повышения эффективности обучения двигательным действиям предлагается методика, которая была разработана и опробована в ходе естественного педагогического эксперимента. Эта методика включает следующие основные этапы учебной работы с детьми.
1. Формирование учебно-познавательных мотивов:
а) беседа с учениками с целью дать им необходимые теоретические знания;
б) выделение детьми с помощью учителя общих двигательных способностей: скоростных, скоростно-силовых, силовых и выносливости. Это создает основу для обучения двигательным действиям и предпосылки обучения отдельным видам движений;
в) изучение детьми происхождения каждого вида движений;
г) повторение этих движений в форме игры с целью их совершенствования (таким образом у учащихся формируется интерес к изучаемым двигательным действиям).
2. Постановка и решение учебной задачи по овладению двигательными действиями посредством учебных действий и операций:
а) в самом начале решения учебной задачи учащиеся открывают для себя принцип решения целого класса конкретно-практических двигательных задач (этот принцип состоит во взаимосвязи усилий и движения);
б) формирование знаний об общих биомеханических основах движений;
в) совершенствование техники конкретного вида движений с помощью их моделирования в графической форме (использование графиков-схем движений рук и ног);
г) контроль учителя за учениками при освоении движений и контроль за движениями в коллективе (учащиеся контролируют правильность выполнения друг другом движений, сравнивают их);
В результате правильной организации дифференцированного подхода в обучении повышаются: положительная мотивация к урокам физической культуры; результативность учебного процесса; творческая активность учащихся на уроках, интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.
2. Обучение двигательным действиям
Обучение проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для него составе операций, что станет основой для формирования индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Обучающиеся, сильных групп внутри класса, осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников. Регулировать различный темп обучения необходимо с помощью дифференциации практических методов обучения, когда обучение каждому двигательному действию заканчивается для сильных групп выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях и процессом развития физических качеств по средством изучаемого упражнения, а для учащихся слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях. Доказательством эффективности данного подхода в обучении двигательным действиям служит изменение качества успеваемости по технической подготовленности. В определении сложности частей техники и способах их объединения - суть дифференцированного обучения двигательным действиям.
Для закрепления и совершенствования двигательных навыков и развития соответственных координационных способностей на уроке необходимо многократно использовать специально-подготовительные упражнения, целенаправленно и часто изменять отдельные параметры движения, их сочетания, условия выполнения этих упражнений.
Очень эффективным в основной части урока является групповой метод работы, когда класс делится на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела программы. Однако организация учеников в основной части может быть различной в зависимости от этапа обучения.
Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом.
Занятие проводится одновременно со всем классом, все отделения получают одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные учителем.
Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала.
Рационально давать разные учебные задания каждой группе: одной – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д.. Например, прыжок в высоту способом «перешагивание»: слабо подготовленныё ученики выполняют его в облегчённых условиях, а хорошо подготовленные – на гимнастических матах в обычных условиях.
Третий этап – совершенствование двигательного действия.
Может получиться так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще не будет – они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и несколько усложнённую. Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложнённых условиях (применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а так же для них увеличивается число повторений и число прохождения круга. Менее подготовленные обучающиеся работают в стандартных условиях.
3. Дифференцированное развитие физических качеств
Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, можно использовать карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки. Упражнения карточек-заданий соответственно с возрастом усложняются.
На уроках желательно применять нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры и др.), проводить уроки с музыкальным сопровождением, включать элементы аэробной гимнастики, ритмики, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными.
Обязательно контролировать физические нагрузки по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия. Для определения функционального состояния обучающихся в процессе физических нагрузок различного характера не только сравнивать величину сдвигов пульса с характером и величиной нагрузок, но и прослеживать быстроту восстановления пульса во время отдыха. Детей, у которых перед уроком ЧСС выше 80 уд/мин., и менее подготовленных детей при построении ставить на левый фланг. Для таких обучающихся с помощью ограничителей можно сделать внутренний круг с меньшим радиусом, где они могут выполнять индивидуальные упражнения, упражнения на дыхание и расслабление, ходьбу, бег трусцой и т.д. (островок здоровья).
При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабые ученики распределяются по всем командам и чаще проводится замена этих игроков.
В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах дети должны подбираться по силам и им даются разные по сложности упражнения, при этом также можно использовать карточки с заданиями и со схемами упражнений.
Особое внимание на уроке уделять детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия. Двигательный режим со слабыми детьми осуществляется при частоте пульса до 130-150 уд/мин. На этом этапе режим занятий для разных групп должен быть различным: тренирующим, тонизирующим или щадящим.
4. Дифференцированное выставление отметки по физической культуре
При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применять методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все отметки обязательно аргументируются.
Вывод: На уроках физической культуры необходимо применять дифференцированный метод, для мотивации учащихся, для повышения уровня их подготовленности, а так же для получения положительных эмоций на уроках.
Библиографический список.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1995. 193 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
- Кудрявцев М.Д. Физкультурное образовательное пространство как среда реабилитации и социальной адаптации учащихся. - М.: АПКиПРО, 2002. - 185 с.
- Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.
- Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. М.: Советский спорт. 2003. 224 с.
- Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. 272 с.
- Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с.11-17.
- «Физкультура в школе» - журнал №1, №4,№5за 2013г.
Предварительный просмотр:
Ренжин Алексей Николаевич
МБОУ СОШ с.Спаспоруб
Учитель физкультуры и ОБЖ
Тема
Формы и методы сдоровьесбережения на уроках физической культуры
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время, в век глобальных изменений природы, урбанизации населения, в век высоких технологий и увеличивающегося объёма информации, на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков, что отмечается все более широким кругом исследователей[1].
В последние десятилетия наблюдается тенденция ухудшения показателей физического развития, физической подготовленности детей .
Увеличение заболеваемости во всех возрастных группах, рост числа детей, относящихся к группам высокого медицинского риска, наблюдается из–за несовершенства существующей системы медицинского обслуживания и материально – технической базы школьных образовательных учреждений, программ обучения, зачастую несоответствующих физиолого–гигиеническим требованиям[2].
Многочисленные исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования.
На данный момент в стране разработано большое количество технологий здоровьесбережения детей и подростков. Внедрение в образовательный процесс новых форм и методов обучения, замена традиционных образовательных программ альтернативными без должного педагогического и медицинского обоснования, как правило, приводит к неадекватному увеличению нагрузок на детей, переутомлению и развитию патологических состояний. Вопросы укрепления здоровья подрастающего поколения и повышения качества образования учащихся требуют принятия комплексных мер по кардинальному изменению ситуации[3].
Формы и методы сдоровьесбережения на уроках физической культуры.
Для сохранения здоровья юных спортсменов родители должны в тесном сотрудничестве с учителем использовать все доступные методики укрепления и восстановления здоровья.Все ученики ежегодно проходят углубленное медицинское обследование в физкультурных диспансерах и можно сказать, учитель физкультуры и родители владеют информацией о состоянии здоровья ребенка. Но гораздо важнее не допустить изменений в сторону ухудшения здоровья, чем впоследствии успешно или не очень с ними бороться новейшими методами медицины.
Итак, для успешного и безопасного процесса обучения необходимо использовать четко разработанные здоровьесберегающие технологии:
1.Соблюдение техники безопасности на уроках физической культуры.
Техника безопасности является одной из важнейших форм сдоровьесбережения учащихся. Соответствие мест занятий, формы одежды, возраста, погодных условий требованиям и стандартам – вот главная цель учителя. Беспрекословное выполнение требований учителя, а также дисциплина на уроках физической культуры должны выполнятся обязательно.
1. Степень подготовленности и физической и психологической должна соответствовать поставленной задаче.
Обучение всегда проходит по принципу «от простого - к сложному» форсирование недопустимо и может привести к травме. Для исполнения конкретного элемента ученик должен обладать определенными навыками, которые должны быть заблаговременно сформированы во время уроков. Роль родителей в этой сфере состоит в контроле за выполнением требований учителя (домашнего задания).
2. Правильное питание спортсмена.
Львиная доля ответственности за правильное питание юного спортсмена лежит на родителях, поэтому вовлеченность их в эту деятельность должна быть максимальной. В рацион ученика должны входить все необходимые вещества, и жиры, и белки, и углеводы, и наша совместная задача обеспечить поступление в организм ребенка необходимого количества полезных веществ, скорректировать питание для достижения эстетических целей. Для пополнения организма витаминами и минералами широко должны использоваться медицинские препараты, по назначению врача спортивной медицины. Так же в физкультурном диспансере врачи могут порекомендовать индивидуально для каждого спортсмена комплексы биологически-активных добавок. Родители должны очень внимательно следить за самочувствием своих детей и о всех проблемах со здоровьем сразу сообщать тренерам.
3. Методы психологической тренировки.
Некоторым очень сложно выступать и показывать свои умения в соревновательных условиях. Неустойчивая детская и подростковая психика может влиять на результаты соревнований и приводить к неадекватному поведению во время соревнований. Существует определение спортсменов «Плюс старт» и «Минус старт». Первые - это те, кто в состоянии стресса могут показать максимум возможного, и бывает, что сложный элемент получается у ребенка на соревнованиях лучше, чем на тренировках. Это очень здорово, но далеко не все на это способны, гораздо большая часть спортсменов на старте испытывают волнение и скованность, допускают ошибки в элементах, которые с легкостью исполняют на тренировках. Каждая неудача на старте глубоко отражается на психике ребенка и в такие моменты и родители и тренер, порой одним словом, могут еще больше усугубить этот эффект. Прекрасно зарекомендовали себя способы аутотренинга и самовнушения, которым спортсменов обучают опытные специалисты. Родителям и тренерам необходимо совместно и очень бережно относиться к детям во время соревнований, чтоб не травмировать детскую психику.
3. Переключение на другой вид деятельности, совместные мероприятия.
Для достижения максимального результата необходимо создать комфортные условия для всех членов коллектива – ученики, родители, учитель. У каждого члена коллектива имеются свои цели и свои амбиции и нужно строить отношения так, чтоб конкуренция, необходимая для прогресса, не создавала проблем в межличностном общении. Я за «здоровую» конкуренцию. На протяжении многих лет мы проводим совместные мероприятия, нацеленные на сплочение коллектива. Привлечение родителей к участию и судейству соревнований, участие в командах вместе с детьми. Такая возможность, переключиться на другой вид деятельности, благоприятно сказывается на психологическом состоянии детей.
Список литературы:
1.Афанасенко, В.В., Черкасов, В.Ю. Пискунова, Е.В. Системный подход к образованию и оздоровлению детей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. №4 С15-18.
2.Берсиров, Б.М. Взаимодействие органов народного образования и здравоохранения в сохранении здоровья школьников // Теория и практика физической культуры, 1996. №3. С 52 - 55.
3.Моченов, В.П. Интеграция инновационной деятельности как механизм повышения эффективности процесса укрепления здоровья учащихся образовательных учреждений // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2007. №3. С 76-79.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.
методический опыт...
Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры в рамках введения ФГОС
Сегодня, в век научно-технического прогресса, наши дети перестают заниматься физическими упражнениями. Ходьбу, бег, игры и прогулки на свежем воздухе заменили автомобиль, телевизор, компьютер, посудом...
Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры
Организация работы на уроке физической культуры с детьми разной медицинской группы и физической подготовленнности...
Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры
Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся образовательных школ является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры, с учетом их половой принадлежност...
Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры
Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся образовательных школ является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры, с учетом их половой принадлежност...
Дифференцированный подход к детям на уроках физической культуры
Памятка для учителей физической культуры...
Методическая разработка: « ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения. Важнейшее требование современного урока физической культуры ...