Дополнительная образовательная программа по вольной борьбе.
методическая разработка по физкультуре (10 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа по вольной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_po_volnoy_borbe.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Воспитательная работа.
Психологическая подготовка
Регуляция уровня эмоционального возбуждения юного спортсмена
Планирование и учёт.
Учебный материал.
Теоретические занятия.
Практические занятия.
Общефизическая подготовка.
Специальная физическая подготовка.
Группа начальной подготовки до одного года занятий.
Группа начальной подготовки свыше одного года занятий.
Учебно-тренировочная группа первого года занятий.
Учебно-тренировочная группа второго года занятий.
Учебно-тренировочная группа третьего года занятий.
Учебно-тренировочная группа четвёртого года занятий.
Организационно-методические указания
Приложения.
Приложение №1.
Приложение №2
Приложение №3.
Приложение №4.
Приложение №5
Список литературы
1. 1. П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Данная программа составлена на основе программы для ДЮСШ по вольной борьбе 2002 года, которая в свою очередь вобрала богатейший опыт российских и зарубежных тренеров, с учетом нормативных документов департамента образования, здравоохранения, финансов.
Почему пришлось отказаться от программы 2002 года? Потому, что в вольной борьбе, как ни в одном другом виде спорта, часто менялись, и меняются, по сей день правила соревнований. Это накладывает отпечаток на технику, тактику и методику преподавания. Программа для ДЮСШ отделения вольной борьбы 2002 года составлена, в основном, из приемов 50 – 90 годов, хорошо себя зарекомендовавших.
В чем коренное отличие борьбы 60 – 90 годов от борьбы ХХ! века? В первую очередь и главное это сокращение времени схватки. Если в 50-х годах было четыре периода по три минуты, в 70-х годах три периода по три минуты, то в настоящее время три периода по две минуты у взрослых и три периода по 1.5 минуты у детей.
«Современные правила международных соревнований направлены на интенсификацию соревновательной деятельности ...
Наиболее успешно в новых условиях выступали спортсмены, добившиеся сокращения длительности тактической подготовки к выполнению приема, а также физического подхода, отрыва (сбивания). …Другим аспектом проблемы интенсификации схватки является необходимость в очень короткое время оценить ситуацию, «пробить» защиту соперника и успешно провести излюбленный прием. Все это требует решения многих вопросов в тактике реализации «коронных» приемов, а также выдвигает необходимость разработки методики тренировки, в полной мере отвечающей новым требованиям правил соревнований»
Возросла физическая и функциональная подготовка борцов. Атаки стали беспрерывными на протяжении трех периодов. Времени на подготовку приемов почти нет. Поэтому приемы используются не столь эффектные, зато весьма эффективные. .
Главным приемом выступает захват ног, переводы в партер с захватом ног, защиты от захватов ног, контрприемы с захватами ног, комбинации, приводящие к захвату ног.
В программе 2002 года есть действия с ногами, но не отражены способы (приемы) захвата ног. Также в программе 2002 года практически нет терминов отражающих действия с ногами, трудно или невозможно отразить действия, приводящие к захвату ног и действия с ногами. Поэтому целесообразно ввести термины, которые повсеместно используют в практике все российские тренера: «проход в одну ногу, проход в две ноги» – это действия, приводящие к захвату ног;
«посадка с ногой» – прием, приводящий к сбиванию в партер. Эти приемы составляют обширную группу. Некоторые из них встречают в старой программе в группах «сваливания», «переводы» и т. д. Из этого вытекает задача собрать приемы с ногами в одну группу и систематизировать их.
В программе 2002 года существует термин «отставить ноги», но он не полностью отражает суть действия. Наряду с ним целесообразно ввести термин, отражающий динамику действия «отбросить ноги», т.е. это действие гораздо быстрее в исполнении.
Также в практике получается, что перевести в партер – еще не значит выиграть балл, забрать балл, т.е. закончить действие, потому что соперник цепко держит ноги и есть целая группа приемов, с помощью которых можно удержать и не отдать балл, а с помощью других можно освободиться от захвата и забрать балл. Отсюда следует, что правильнее будет использовать термины: «перевести в партер», «забрать балл», «зайти на балл», «поставить в опасное положение» - т.е. поставить соперника в критическое положение спиной к ковру.
В старой программе броски прогибом подсечкой подразумевают проведение приема с отрывом от ковра – законченный прием. Используя их как, законченный прием, борец подвергается слишком большому риску. А если использовать «подсечки» как вспомогательное средство, наравне с рывками, швунгами, толчками, зацепами, т.е. тактическими приемами, они великолепно вписываются в современную схему борьбы.
В разделе ОФП (общефизической подготовки) из пункта «Упражнения из других видов спорта» в отдельный пункт вынесена акробатика, так как акробатические упражнения помогают развивать вестибулярный аппарат и такие качества как «ловкость», «взрывная сила»- столь необходимые в спортивной борьбе.
Необходимо было конкретизировать раздел «Легкая атлетика» – он слишком обширен. Нас интересует, конечно же, бег. Поэтому в разделе ОФП отдельным пунктом выделены «Беговые упражнения».
В разделе СФП (специальная физическая подготовка) внесена игра «Регби». Конечно же, эта игра адаптирована для борцовских залов, больше похожая названием на спортивную игру «Регби». Но в борцовском зале регби в большой степени имитирует вольную борьбу, в игровой форме давая столь необходимые борцовские навыки.
Также в этот раздел внесены имитационные упражнения, потому что они помогают с одной стороны лучше усвоить технику вольной борьбы, а с другой стороны повысить СФП.
Программа дает возможность двигаться в одном направлении от групп начальной подготовки к учебно-тренировочным группам, осуществляя взаимосвязь между этими группами.
Основными задачами ДЮСШ отделения вольной борьбы являются:
адаптация к жизни в обществе
привитие любви к физической культуре
формирование общей культуры
формирование мировоззрения здорового образа жизни
осуществлять подготовку всесторонне развитых юных спортсменов высокой квалификации для пополнения сорных команд области
подготовка, из числа занимающихся, инструкторов – общественников и судей по спорту
быть методическим центром по развитию вольной борьбы
оказывать общеобразовательным школам помощь по проведению уроков раздела вольная борьба.
Учебная работа по вольной борьбе проводится на основе данной программы и проводится круглогодично.
Прием на отделение вольной борьбы проходит согласно положению ДЮСШ, после предоставления справки участкового врача. Поступающие на последующие сроки обучения выполняют контрольные нормативы, предусмотренные положением «О контрольно – переводных испытаниях» (Приложение № 1).Зачисление в группы производится в сентябре по итогам испытаний с учетом педагогических наблюдений тренеров – преподавателей и данных врачебного контроля.
Многие специалисты (Р.Е.Мотылянская,1956 г., А. Б. Гендельсон, К. П. Смирнов, 1966 г., Р. Нейберг, 1966, Г. И. Кукушкин, 1968 г., Ю. Г. Травкин, 1981 г., и др.) отмечают, что «сейчас дети в среднем на год физически развиваются быстрее, чем в начале ХХ века»
«В мае 1964 года в Миланском спортзале был проведен первый матч самых маленьких дзюдоистов, где принимали участие команды спортивных клубов, составленных из детей в возрасте от 8 до 13 лет»
«В Монголии национальной борьбой начинают заниматься с 7 лет». В Японии дзюдо является национальным видом спорта. А. П. Кулешов (1963 г.) отмечал: «среди занимающихся можно увидеть детей 5 – 7 – 10 лет, можно увидеть гибких стройных девушек»
«В десяти – тринадцатилетнем возрасте наиболее бурно развивается быстрота движений, достигая к 13 –14 годам уровня взрослых. В возрасте 10 – 14 лет отмечается крутой рост максимальной частоты движений. Латентное время реакции в ряде движений к 11 годам приближается к уровню взрослых и к 13 – 14 годам достигает его. В возрасте 11 – 13 лет у детей может развиваться и достигать высокой степени совершенства тонкая координация, пространственная точность движений»
А. В. Воробьев указывал: «Период от 6 – 7 лет до 13 –14 лет – время активного совершенствования двигательной функции. Следовательно, в 12 – 14 лет организм в основном сформирован, что дает возможность постепенно переходить к спортивным тренировкам. Если к направленному развитию двигательной функции приступить в 13–14 лет, то будет упущен важнейший период формирования ребенка, когда действие физических упражнений наиболее эффективно» (приложение №2).
Следовательно, некоторое снижение возраста при приеме на отделение вольной борьбы допустимо, хотя и требует более тщательного контроля за здоровьем этих детей.
Программа также определяет ряд задач на различных этапах подготовки.
Этап начальной подготовки;
стабильность состава занимающихся;
динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств;
уровень освоения основ гигиены и самоконтроля;
освоение базового программного материала:
Этап учебно-тренировочный
состояние здоровья занимающихся;
уровень физического развития;
динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями;
показатели освоения объёмов тренировочных нагрузок;
применение знаний, умений и навыков в соревновательной практике.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются:
выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке для перехода на последующий этап обучения;
овладение знаниями теории вольной борьбы и практическими навыками проведения соревнований; успешное выступление в соревнованиях.
Учебный год в ДЮСШ начинается с 1 сентября. Учебно-тренировочные занятия проводятся по данной программе, рассчитанной на 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях ДЮСШ и дополнительные 6 недель для тренировок (на период отпуска тренера-преподавателя) в оздоровительно-спортивном лагере и (или) по индивидуальным планам учащихся, разработанным совместно с тренером-преподавателем, на период их активного отдыха в переходный период. Для обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха, учащихся в каникулярный период администрация школы организует оздоровительные и специальные площадки, лагеря, учебно-тренировочные сборы.Занятия, по освоению теоретического материала, проводятся в форме бесед, пояснений преподавателей во время практических занятий, лекций, просмотра видеофильмов (приложение №3).Практический материал программы изучается на учебно-тренировочных занятиях, проводимых в форме групповых уроков.В процессе занятий занимающиеся должны пробрести теоретические знания, навыки по технике и тактике ведения спортивной борьбы, инструкторские и судейские навыки, необходимые для ведения работы в качестве инструкторов – общественников и судейства соревнований по вольной борьбе.Инструкторскую и судейскую практику занимающиеся проходят на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.При проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований тренер – преподаватель должен строго соблюдать установленные санитарно – гигиенические нормы для мест занятий и оборудования, меры по предупреждению травматизма.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
В процессе тренировки решаются и воспитательные задачи. Преподаватели должны воспитывать у юных спортсменов сознательное и добросовестное отношение к своим обязанностям, уважения к старшим, дружбы, товарищества, организованности и дисциплины, патриотизма.
Важным условием для успеха воспитательной работы является своевременное начало занятий, хорошая их организация, высокая требовательность к посещаемости и выполнению норм и правил личной гигиены. Особое значение имеет личный пример тренера – преподавателя.
Воспитательную работу нужно также проводить вне учебных занятий в форме бесед, лекций, докладов, экскурсий, посещения выставок, просмотра фильмов, соревнований.
Тренер – преподаватель обязан поддерживать связь с родителями юных спортсменов, классными руководителями, следить за успеваемостью учащихсяи так далее.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.
Психологическая подготовка включает:
Формирование личности;
Межличностные отношения;
Спортивный интеллект;
Психологические функции;
Психомоторные качества. Основные задачи:
Привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;
Формирование установки на тренировочную деятельность.Главные методами психологической подготовки:беседы, убеждения, педагогические внушения, методы моделирования ситуации через игру и моделирование соревновательной деятельности, ситуации, требующие преодоления трудностей (страх, волнение, неприятные ощущения и т. д.). В этих ситуациях, как правило, не ставятся задачи проявить предельные мобилизационные возможности.Психологическую подготовку принято делить наобщую испециальную.Общая психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов тех психологических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, (воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т. д.).
Специальная психологическая подготовканаправлена главным образом на формирование у спортсмена психической готовности к участию в конкретном соревновании.Психическая готовность к соревнованиям характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы. (А. Ц. Пуни).Специальная психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю (примерно за месяц до соревнования) и непосредственную перед выступлением и в течение соревнований. Ранняя предсоревновательная подготовка предполагает:
получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурентах;
получение информации об уровне тренированности спортсмена, особенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки;
определение цели выступления, составление программы действий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации);
разработку подробной программы психологической подготовки к соревнованиям поведения, включая и этап самих соревнований; разработку системы моделирования условий предстоящих соревнований;стимуляции правильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки;организация преодоления трудностей и препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с установкой на совершенствование у юного спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления;создание в процессе подготовки условий и использования приемов для снижения психической напряженности спортсмена.
Непосредственная психологическая подготовка в ходе соревнований включает:
психическую настройку и управление психическим состоянием непосредственно перед выступлением;психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно - психологического восстановления;психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления.Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать интеллектуальную настройку на выступление, заключающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борьбы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к максимальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействий, уменьшающих эмоциональную напряженность спортсмена.
Психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями - анализ прошедших выступлений, ориентировочное программирование очередного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности, организации условий для нервно психологического восстановления (уменьшение психологического утомления, снижения напряженности путем применения различных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушения и т. п.).
Психологическое воздействие в ходе одного выступления предусматривает короткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий, уменьшение психологической напряженности, психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений - нормализация психического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, выработке уверенности в своих силах.
РЕГУЛЯЦИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГОВОЗБУЖДЕНИЯ ЮНОГО СПОРТСТМЕНА.
В процессе занятий с юными спортсменами важно учитывать особенности их эмоционального состояния. Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, преобладанием возбуждения над торможением, быстрой сменой настроения, склонностью к аффектам - страстному, резкому, бурному выражению переживаемых чувств. Регулирование эмоционального возбуждения юных спортсменов осуществляется как в процессе тренировки, так и перед выступлением в соревновании с помощью разных методов воздействия.
К числу приемов, способствующих достижению оптимального возбуждения, относятся в первую очередь словесные воздействия (разъяснения, убеждения, одобрение, похвала и др.). С их помощью снижается эмоциональная напряженность, неуверенность в своих силах, уменьшается чрезмерное чувство ответственности перед соревнованиями.
Воздействие словом рекомендуется проводить за несколько дней до начала соревнований. Практика показывает, что в день соревнований, особенно перед их началом, это воздействие не дает положительного эффекта, а иногда приносит вред.
Приемы самовоздействия, которыми овладел юный спортсмен в процессе круглогодичной подготовки, имеют, пожалуй, наибольшее значение в соревновательной обстановке. К ним относятся: переключение мыслей и внимания на формы и явления, вызывающие положительную реакцию (на спортивную технику, процесс спортивного совершенствования), самоубеждение, самоприказы типа « успокойся», «не волнуйся», «возьми себя в руки» и т. п.
Весьма эффективными являются и другие приемы снижения уровня возбуждения: произвольная задержка выразительных движений, свойственных возбужденному состоянию; произвольная регуляция дыхания путем изменения интервалов вдоха и выдоха, задержка дыхания; чередование напряжения и расслабления групп мышц (лежа, сидя); контроль за собственной мимикой, выражением лица, моторикой и другими внешними проявления и «приведение» их к уровню, соответствующему нормальному, спокойному состоянию; успокаивающие приемы массажа и самомассажа (легкое поглаживание, потряхивание и др.).
Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предстоящим выступлением, настройка на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т. д.
Из психопрофилактических методов влияния применяются, прежде всего, аутогенная тренировка, активизирующая терапия и впущенный сон - отдых.
Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния юных спортсменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными особенностями (проявлением силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мышечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и пр.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по вольной борьбе
Программа по вольной борьбе составлена на основе «Примерной программы для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юн...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
В данной Программе представлены модель построения системы многолетней тренировки, расписание занятий, годовой учебный план-график распределения учебных часов, общие цели, задачи и преимущественная нап...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
В данной Программе представлены модель построения системы многолетней тренировки, расписание занятий, годовой учебный план-график распределения учебных часов, общие цели, задачи и преимущественная нап...
программа кружка вольной борьбы
Программа расчитана на 204 часа...
Рабочая программа секции "Вольная борьба"
Программа предусматривает предпрофессиональную подготовку спортсменов, а также содержит дополнительную предпрофессиональную образовательную программу, в которой раскрываются деятельность этапов спорти...
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО «ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ»
для детей 7-17 лет...
рабочая программа по вольной борьбе
Актуальность разработки данной программы связана с активным развитием и необходимостью создания стройной системы подготовки спортсменов в соответствии с действующим законодательством. Прог...