Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 7 - 9 классы
рабочая программа по физкультуре на тему
Программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, базисного учебного плана для школ РФ и комплексной программы по физической культуре (программы образовательных учреждений. Комплексная программа по физической культуре /В.И. Лях, А.А. Зданевич- М, Просвещение, 2010 г.), допущенной Министерством образования РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
79_kl.doc | 422 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на педагогическом совете № 1 ГБОУ СОШ № 892 Структурное подразделение № 2 г. Москвы | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ № 892 Структурное подразделение № 2 г. Москвы Руководитель структурного подразделения № 2 Л.П.Тишковец приказ № от 2014г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Физическая культура»
7 класс
Программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, базисного учебного плана для школ РФ и комплексной программы по физической культуре (программы образовательных учреждений. Комплексная программа по физической культуре /В.И. Лях, А.А. Зданевич- М, Просвещение, 2010 г.), допущенной Министерством образования РФ.
Учитель физической культуры Р.Х. Фахретдинов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Структура документа
Настоящая комплексная программа имеет пояснительную записку и три раздела, которые описывают содержание основных форм физической культуры в 7 классе составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе.
Каждый раздел состоит из четырех взаимосвязанных частей:
- уроки физической культуры
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня
- внеклассная работа
- физкультурно-массовые и спортивные мероприятия
Предваряют этот материал задачи физического воспитания и уровень развития физической культуры учащихся 7 класса (знать; уметь; демонстрировать).
Содержание данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп. Занятия с учащимися специальной медицинской группы должны вестись по специальным программам в соответствии со степенью заболевания и состоянием здоровья каждого ученика.
Выполнение комплексной программы должно обеспечить необходимый объем двигательной активности учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования, из расчета 2 часов в неделю в VII классе. Дополнительный третий час из регионального компонента отводится на углубленное освоение программного материала с соответствующим увеличением объема часов.
Программа рассчитана на 102 учебных часа. При этом, в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 учебных часов, предназначенных для проведения Губернаторских тестов и спортивно-технического комплекса «Готов к труду и защите Отечества», а также для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Цели
Основная цель программы - сохранения единого образовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.
Достижение цели физического воспитания учащихся 7 классе обеспечивается решением следующих основных задач:
- содействие гармоничному физическому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости к неблагоприятным условиям внешне среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;
- развитие волевых и нравственных качеств;
- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, соблюдение правил безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах
- выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов) при трехразовых занятиях в неделю
7 класс
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
Класс | ||
7 | ||
1 | Базовая часть | 75 часов |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе уроков |
1.2 | Гимнастика с элементами акробатики | 12 |
1.3 | Лёгкая атлетика | 21 |
1.4 | Спортивные игры (баскетбол) | 18 |
1.5 | Лыжная подготовка | 18 |
1.6 | Плавание | 6 |
2 | Вариативная часть | 27часов |
2.1 | Плавание | 3 |
2.2 | Спортивные игры (баскетбол) | 3 |
2.3 | Футбол | 12 |
2.4 | Легкая атлетика | 9 |
Итого | 102 часа |
Распределение программного материала по четвертям
№ п/п | Вид программного материала | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | ||
1 | Основы знаний о физической культуре | в процессе уроков | в процессе уроков | в процессе уроков | ||
2 | Легкая атлетика | 15 | - | 15 | ||
3 | Гимнастика с элементами акробатики | - | - | 12 | ||
4 | Лыжная подготовка | - | 12 | 6 | ||
5 | Баскетбол | 6 | 15 | - | ||
6 | Плавание | - | 9 | - | ||
7 | Футбол | 12 | - | - | ||
Всего | 33 | 36 | 33 |
Основы знаний и физической культуре,
умения и навыки, приёмы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Естественные основы
Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.
Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения.
Социально-психологические основы
Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личности значимых свойств и качеств.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.
Культурно-исторические основы
Физическая культура и её значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
Приёмы закаливания
Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоёмах.
Способы самоконтроля
Определение массы тела, длины тела, окружности грудной клетки.Приемы самоконтроля физических нагрузок.
Волейбол
Терминология избранной игры. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Баскетбол
Терминология избранной игры. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Гимнастика
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
Лёгкая атлетика
Терминология лёгкой атлетики. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Кроссовая подготовка
Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Лыжная подготовка
Терминология лыжных ходов. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка инвентаря, одежды, места занятий. Помощь в судействе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(102 часа)
Легкая атлетика- 30 часов
Овладение техникой спринтерского, длительного бега. Высокий старт с последующим ускорением до 60 м, старты из различных и.п. Бег на результат 30м, 60 м,300м, 1500м.Спортивная ходьба .Варианты челночного бега, прыжки, многоскоки, Эстафеты.
Овладение техникой прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» с 9-11 шагов разбега; в высоту с разбега способом «перешагивание»с 3-5 шагов разбега. Овладение техникой метания малого мяча 150гр. с разбега на дальность в коридор 10 м; в горизонтальную и вертикальную цель (1*1)с расстояния 10-12 м , с 4-5 шагов ; броски набивного мяча 2 кг. из различных и.п.с места и с заданных шагов ;ловля набивных мячей 2 кг. после броска партнера, после броска вверх; бег с максимальной скоростью, бег с препятствиями.
Баскетбол – 21 час
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Специальные упражнения и технические действия без мяча и с мячом; ведение мяча на месте и в движении без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника ;ловля и передача мяча на месте и в движении без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника; броски мяча в корзину, стоя на месте, в движении; без сопротивления и с пассивным противодействием защитника; перехват мяча;тактика свободного нападения; позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков; нападение быстрым прорывом (2:1).Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».Игры и игровые задания 2:2, 3:1, 3:2, 3:3; игра по правилам мини-баскетбола.
Гимнастика- 12 часов
Освоение строевых упражнений; общеразвивающих упражнений на месте и в движении, без предметов и с предметами, в парах. Лазание по канату, шесту. Освоение и совершенствование висов и упоров; опорных прыжков; акробатических упражнений и комбинаций. Танцевальные элементы, ритмическая гимнастика и аэробика. Упражнения и комбинации на спортивных снарядах( перекладина, гимнастическое бревно, брусья).Подтягивания, упражнения с гантелями, набивными мячами, с гимнастической скамейкой, на гимнастической стенке, прыжки со скакалкой.
Лыжная подготовка—18 часов
Футбол—12 часов
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов ,стоек. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Удар по катящему мячу внутренней частью подъема;удар по неподвижному мячу внешней частью подъема. Ведению мяча с пассивным сопротивлением защитника. Перехват мяча. Удары по воротам на точность. Игра вратаря. Тактика свободного нападения. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2,3:3,2:1 с атакой и без атаки. Позиционные нападения с изменением позиций игроков. Игры и игровые задания 2:1,3:1,3:2,3:3.Учебная игра по упрощенным правилам.
Плавание—15 часов
Упражнения по совершенствованию техники движения рук, ног, туловища, плавание в полной координации. Координационные упражнения на суше. Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди , спине, брасса. Старты. Повороты. Ныряние ногами, головой. Повторное проплывание отрезков 25-50 м. по 2-6 раз; 100-150м. по 3-4 раза. Проплывание до 400 м.Упражнения по совершенствованию техники плавания и развития двигательных способностей. Игры и развлечения на воде. Развитие физических качеств
Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты.
Демонстрировать следующие показатели:
Контрольные упражнения | ПОКАЗАТЕЛИ | |||||
Учащиеся | Мальчики | Девочки | ||||
Оценка | “5” | “4” | “3” | “5” | “4” | “3” |
Бег 30 м, сек. | 4,8 | 5,4 | 5,9 | 5,0 | 5,8 | 6,2 |
Бег 60 м, сек. | 9,4 | 10,2 | 11,0 | 10,0 | 10,4 | 11,0 |
Бег 300м, сек. | 55,0 | 1,00 | 1,05 | 1,03 | 1,08 | 1,15 |
Бег 1000м, мин | 4,06 | 4,51 | 5,54 | 4,44 | 5,37 | 6,50 |
Бег 1500 м, мин. | 7,00 | 7,30 | 8,00 | 7,30 | 8,00 | 8.30 |
Прыжки в длину с места | 196 | 161 | 131 | 180 | 150 | 122 |
Прыжок в длину | 380 | 350 | 290 | 350 | 300 | 240 |
Прыжок в высоту,см. | 125 | 115 | 100 | 110 | 100 | 90 |
Метание мяча 150 гр. | 39 | 31 | 23 | 26 | 19 | 16 |
Подтягивание на высокой перекладине | 8 | 5 | 1 | - - | -- | -- |
Отжимания от гимн.скамейки | -- | -- | -- | 13 | 10 | 6 |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа | -- | -- | -- | 19 | 12 | 5 |
Наклоны вперед из положения сидя, см | 9 | 5 | 2 | 18 | 10 | 6 |
Подъем туловища за 30сек. полож. лежа | 32 | 20 | 12 | 29 | 18 | 11 |
6-ти минутный бег,м | 1400 | 1150 | 1000 | 1200 | 950 | 800 |
Кросс 2000м, мин. | 13.00 | 14.00 | 15.00 | 14.00 | 15.00 | 16.00 |
Календарно- тематический план 7 класс
№ | Первый триместр | Дата |
1. | День знаний. | |
2. | Теоретические сведения по легкой атлетике. Техника безопасности на уроках л/а. | |
3. | Специальные беговые и прыжковые упражнения. Повторные ускорения. | |
4. | Бег 30, 60 м. Обучение метанию в цель и по цели. | |
5. | Старт из положения лежа. Бег 200м. | |
6. | Совершенствование метания мяча. Обучение разбегу прыжка в длину. | |
7. | Прыжок в длину с 11-13 шагов. Совершенствование метания малого мяча с разбега. | |
8. | Бег 300 м.Игры (футбол, «лапта», «перестрелка»). | |
9. | Губернаторские тесты. | |
10. | Кросс 1000м.День здоровья. | |
11. | Шестиминутный бег - развитие выносливости. Футбол, «перестрелка». | |
12. | Метание малого мяча на результат. Бег 500 м. | |
13. | Бег с препятствиями.Стритбол. | |
14. | Прыжок в длину с разбега на результат. Эстафеты | |
15. | Метание в цель. Круговая эстафета. | |
16-27 | Футбол. Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов ,стоек. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Удар по катящему и летящему мячу внутренней частью подъема;удар по неподвижному мячу внешней частью подъема и внутренней стороной стопы. Ведению мяча с пассивным сопротивлением защитника. Перехват мяча. Удары по воротам на точность. Игра вратаря. Тактика свободного нападения. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2,3:3,2:1 с атакой и без атаки. Позиционные нападения с изменением позиций игроков. Игры и игровые задания 2:1,3:1,3:2,3:3.Учебная игра по упрощенным правилам. | |
28 | Теоретичес. сведения по баскетболу.Техника безопас-ти.Стойки,перемещ.,остановки. | |
29 | Передачи в парах. Ведение с изменением направления. | |
30 | Обучение броску мяча со среднего расстояния. Совершенствование передач мяча. | |
31 | Броски по кольцу после ведения. Упрощенные правила игры. | |
32 | Комбинации элементов ведения и передач. Учебная игра. | |
33 | Броски в кольцо с 2-3 м.Перехват, вырывание, выбивание мяча в игре. | |
Второй триместр | ||
34-48 | Баскетбол. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Специальные упражнения и технические действия без мяча и с мячом; ведение мяча на месте и в движении без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника ;ловля и передача мяча на месте и в движении без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника. Броски мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке без сопротивления защитника. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача ведение, бросок. Перехват мяча; тактика свободного нападения; позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2,3:3,4:4,5:5 на одну корзину; нападение быстрым прорывом (3:2).Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон»; взаимодействие трех игроков(тройка и малая восьмерка).Игра по правилам баскетбола. | |
Обучение технике штрафного броска.Ведение с изменением направления. | ||
Передачи в движении в парах. Пассивное сопротивление защитников в игре | ||
Совершен- ние штрафного броска.Нападение быстрым прорывом.Учебная игра в б/б. | ||
Совершен- ние бросков одной и двумя р.без сопротивления и с ним после ведения. | ||
49-60 | Теоретич-е сведения по лыжной подготовке.Техника безопасности | |
Имитационные упражн-я техники лыжных ходов.Передвижение на лыжах до 1,5км | ||
Повторное прохождение отрезков 200м.(3-4 раза).Повороты на месте. | ||
Повторное прохождение отрезков 100м.(6-8 раз).Совер-е попеременного 2-х ш.хода | ||
Одновременный одношажный ход.Передвижение на лыжах до 2км. | ||
Одновременный двухшажный ход.Передвижение в равномерном темпе до 2км. | ||
Совершенствование техники попеременного и одновременных ходов. | ||
Обучение коньковому ходу-(работа ног).Дистанция до 2 км. | ||
Обучение коньковому ходу (работа рук).Дистанция до 2 км. | ||
Проверить умение выполнять одновременные ходы.Лыжная эстафета. | ||
Совершенствование конькового хода.Прохождение дистанции до2,5 км. | ||
Применение бесшажного хода на дистанции до 3 км. | ||
61- 69 | Плавание. Упражнения по совершенствованию техники движения рук, ног, туловища, плавание в полной координации. Координационные упражнения на суше. Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди , спине, брасса. Старты. Повороты. Ныряние ногами, головой. Повторное проплывание отрезков 25-50 м. по 2-6 раз; 100-150м. по 3-4 раза. Проплывание до 400 м.Упражнения по совершенствованию техники плавания и развития двигательных способностей. Игры и развлечения на воде. |
№ | Третий триместр | Дата |
70-75 | Лыжная гонка на 1 км.Совершенствование техники лыжных ходов. | |
Совершен-е подъемов,спусков,торможений.Повторные отрезки по 300 м. | ||
Торможение «плугом», повороты при спусках со склона. | ||
Спуски,подъемы, торможения.Лыжная эстафета. | ||
Проверить умение выполнять спуск,подъем,тормож-е.Встречная эстафета без палок. | ||
Лыжная гонка на 2 км. | ||
76-87 | Гимнастика. Обучение упражнениям на брусьях. Элементы акробатики. | |
Элементы акробатики- обучение. Развитие силы.Совершен-ние элементов на брусьях. | ||
Упражнения в висах и упорах-совершен-ние.Упражнения на тренажерах. | ||
Упраж-я с обручами.Аэробика.Соверш-ние висов и упоров. | ||
Упражнения на перекладине.Упражнения на брусьях. | ||
Ритмическая гимнастика.Упраж.под музыку.Обучение опорн. прыжку через «козла». | ||
Акробатическая комбинация.Совершенс.упраж. на перекладине и опорного прыжка. | ||
Лазание по шесту. Совершенс.упраж. на перекладине и опорного прыжка | ||
Аэробика.Совершен-ние лазания по шесту и опорного прыжка через «козла». | ||
Акробатическая комбинация-зачет.Упражнения с обручем. | ||
Соверш-ние опорн.прыжка через «козла», согнув ноги(юн) и ноги врозь (дев).Лазание | ||
Опорный прыжок- зачет. Упражнения в равновесии. | ||
88- 102 | Теорет-е сведения по л/а. Техника безопасности.Спец.беговые и прыжк.упражнения | |
Прыжок в длину с разбега.Метание в цель 1*1м.(дев.с 12-14м.,юноши до 16м.) | ||
Бег 60м с низкого старта.Прыжок в длину-совершенствование.Футбол. | ||
Метание мяча 150гр.Бег до 10 мин.Прыжок в длину с разбега с 11-13 шагов разбега. |
Кругоавя Эстафета.Прыжок в длину на результат.Соверш-еметания мяча 150 гр. | ||
Бег 300м.Метание мяча 150гр. На дальность.Варианты челночного бега. | ||
Эстафет-й бег.Бросок набивного мяча 2кг. из разл-х И.П.Медленный бег до 10 мин. | ||
Бег 500м.Круговая тренировка-развитие скоростно-силовых способностей. | ||
Тесты «Московский спортсмен» | ||
Круговая трен-ка(толчки,броски набив.мяча2-3кг,прыжки,многоскоки),6минут-й бег. | ||
Бег 1500м(дев),2000м (юн)на результат-развитие выносливости.Футбол. | ||
Игры по выбору.Итоги года.Задание на летние каникулы. |
Принята на педагогическом совете № 1 ГБОУ СОШ № 892 Структурное подразделение № 2 г. Москвы | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ № 892 Структурное подразделение № 2 г. Москвы Руководитель структурного подразделения № 2 Л.П.Тишковец приказ № от 2014г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Физическая культура»
8 класс
Программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, базисного учебного плана для школ РФ и комплексной программы по физической культуре (программы образовательных учреждений. Комплексная программа по физической культуре /В.И. Лях, А.А. Зданевич- М, Просвещение, 2010 г.), допущенной Министерством образования РФ.
Учитель физической культуры Р.Х. Фахретдинов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Структура документа
Настоящая комплексная программа имеет пояснительную записку и три раздела, которые описывают содержание основных форм физической культуры в 8 классе составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе.
Каждый раздел состоит из четырех взаимосвязанных частей:
- уроки физической культуры
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня
- внеклассная работа
- физкультурно-массовые и спортивные мероприятия
Предваряют этот материал задачи физического воспитания и уровень развития физической культуры учащихся 8 класса (знать; уметь; демонстрировать).
Содержание данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп. Занятия с учащимися специальной медицинской группы должны вестись по специальным программам в соответствии со степенью заболевания и состоянием здоровья каждого ученика.
Выполнение комплексной программы должно обеспечить необходимый объем двигательной активности учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования, из расчета 2 часов в неделю в VII классе. Дополнительный третий час из регионального компонента отводится на углубленное освоение программного материала с соответствующим увеличением объема часов.
Программа рассчитана на 102 учебных часа. При этом, в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 учебных часов, предназначенных для проведения Губернаторских тестов и спортивно-технического комплекса «Готов к труду и защите Отечества», а также для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Цели
Основная цель программы - сохранения единого образовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.
Достижение цели физического воспитания учащихся 8 классе обеспечивается решением следующих основных задач:
- содействие гармоничному физическому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости к неблагоприятным условиям внешне среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;
- развитие волевых и нравственных качеств;
- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, соблюдение правил безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах
- выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов) при трехразовых занятиях в неделю
8 класс
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
Класс | ||
8 | ||
1 | Базовая часть | 75 часов |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе уроков |
1.2 | Гимнастика с элементами акробатики | 12 |
1.3 | Лёгкая атлетика | 21 |
1.4 | Спортивные игры (баскетбол) | 18 |
1.5 | Лыжная подготовка | 18 |
1.6 | Плавание | 6 |
2 | Вариативная часть | 27часов |
2.1 | Плавание | 3 |
2.2 | Спортивные игры (баскетбол) | 3 |
2.3 | Футбол | 12 |
2.4 | Легкая атлетика | 9 |
Итого | 102 часа |
Распределение программного материала по четвертям
№ п/п | Вид программного материала | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | ||
1 | Основы знаний о физической культуре | в процессе уроков | в процессе уроков | в процессе уроков | ||
2 | Легкая атлетика | 15 | - | 15 | ||
3 | Гимнастика с элементами акробатики | - | - | 12 | ||
4 | Лыжная подготовка | - | 12 | 6 | ||
5 | Баскетбол | 6 | 15 | - | ||
6 | Плавание | - | 9 | - | ||
7 | Футбол | 12 | - | - | ||
Всего | 33 | 36 | 33 |
Основы знаний и физической культуре,
умения и навыки, приёмы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Естественные основы
Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.
Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения.
Социально-психологические основы
Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личности значимых свойств и качеств.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.
Культурно-исторические основы
Физическая культура и её значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
Приёмы закаливания
Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоёмах.
Способы самоконтроля
Определение массы тела, длины тела, окружности грудной клетки.Приемы самоконтроля физических нагрузок.
Волейбол
Терминология избранной игры. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Баскетбол
Терминология избранной игры. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Гимнастика
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
Лёгкая атлетика
Терминология лёгкой атлетики. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Кроссовая подготовка
Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Лыжная подготовка
Терминология лыжных ходов. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка инвентаря, одежды, места занятий. Помощь в судействе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(102 часа)
Легкая атлетика- 30 часов
Овладение техникой спринтерского, длительного бега. Высокий старт с последующим ускорением до 60 м, старты из различных и.п. Бег на результат 30м, 60 м,300м, 1500м.Спортивная ходьба .Варианты челночного бега, прыжки, многоскоки, Эстафеты.
Овладение техникой прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» с 9-11 шагов разбега; в высоту с разбега способом «перешагивание»с 3-5 шагов разбега. Овладение техникой метания малого мяча 150гр. с разбега на дальность в коридор 10 м; в горизонтальную и вертикальную цель (1*1)с расстояния 10-12 м , с 4-5 шагов ; броски набивного мяча 2 кг. из различных и.п.с места и с заданных шагов ;ловля набивных мячей 2 кг. после броска партнера, после броска вверх; бег с максимальной скоростью, бег с препятствиями.
Баскетбол – 21 час
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Специальные упражнения и технические действия без мяча и с мячом; ведение мяча на месте и в движении без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника ;ловля и передача мяча на месте и в движении без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника; броски мяча в корзину, стоя на месте, в движении; без сопротивления и с пассивным противодействием защитника; перехват мяча;тактика свободного нападения; позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков; нападение быстрым прорывом (2:1).Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».Игры и игровые задания 2:2, 3:1, 3:2, 3:3; игра по правилам мини-баскетбола.
Гимнастика- 12 часов
Освоение строевых упражнений; общеразвивающих упражнений на месте и в движении, без предметов и с предметами, в парах. Лазание по канату, шесту. Освоение и совершенствование висов и упоров; опорных прыжков; акробатических упражнений и комбинаций. Танцевальные элементы, ритмическая гимнастика и аэробика. Упражнения и комбинации на спортивных снарядах( перекладина, гимнастическое бревно, брусья).Подтягивания, упражнения с гантелями, набивными мячами, с гимнастической скамейкой, на гимнастической стенке, прыжки со скакалкой.
Лыжная подготовка -18 часов
Футбол—12 часов
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов ,стоек. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Удар по катящему мячу внутренней частью подъема;удар по неподвижному мячу внешней частью подъема. Ведению мяча с пассивным сопротивлением защитника. Перехват мяча. Удары по воротам на точность. Игра вратаря. Тактика свободного нападения. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2,3:3,2:1 с атакой и без атаки. Позиционные нападения с изменением позиций игроков. Игры и игровые задания 2:1,3:1,3:2,3:3.Учебная игра по упрощенным правилам.
Плавание—15 часов
Упражнения по совершенствованию техники движения рук, ног, туловища, плавание в полной координации. Координационные упражнения на суше. Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди , спине, брасса. Старты. Повороты. Ныряние ногами, головой. Повторное проплывание отрезков 25-50 м. по 2-6 раз; 100-150м. по 3-4 раза. Проплывание до 400 м.Упражнения по совершенствованию техники плавания и развития двигательных способностей. Игры и развлечения на воде. Развитие физических качеств
Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты.
Демонстрировать следующие показатели:
Контрольные упражнения | ПОКАЗАТЕЛИ | |||||
Учащиеся | Мальчики | Девочки | ||||
Оценка | “5” | “4” | “3” | “5” | “4” | “3” |
Бег 30 м, сек. | 4,8 | 5,4 | 5,9 | 5,0 | 5,8 | 6,2 |
Бег 60 м, сек. | 9,4 | 10,2 | 11,0 | 10,0 | 10,4 | 11,0 |
Бег 300м, сек. | 55,0 | 1,00 | 1,05 | 1,03 | 1,08 | 1,15 |
Бег 1000м, мин | 4,06 | 4,51 | 5,54 | 4,44 | 5,37 | 6,50 |
Бег 1500 м, мин. | 7,00 | 7,30 | 8,00 | 7,30 | 8,00 | 8.30 |
Прыжки в длину с места | 196 | 161 | 131 | 180 | 150 | 122 |
Прыжок в длину | 380 | 350 | 290 | 350 | 300 | 240 |
Прыжок в высоту,см. | 125 | 115 | 100 | 110 | 100 | 90 |
Метание мяча 150 гр. | 39 | 31 | 23 | 26 | 19 | 16 |
Подтягивание на высокой перекладине | 8 | 5 | 1 | - - | -- | -- |
Отжимания от гимн.скамейки | -- | -- | -- | 13 | 10 | 6 |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа | -- | -- | -- | 19 | 12 | 5 |
Наклоны вперед из положения сидя, см | 9 | 5 | 2 | 18 | 10 | 6 |
Подъем туловища за 30сек. полож. лежа | 32 | 20 | 12 | 29 | 18 | 11 |
6-ти минутный бег,м | 1400 | 1150 | 1000 | 1200 | 950 | 800 |
Кросс 2000м, мин. | 13.00 | 14.00 | 15.00 | 14.00 | 15.00 | 16.00 |
Календарно- тематический план 8 класс
№ | Первый триместр | Дата |
1. | День знаний. | |
2. | Теоретические сведения по легкой атлетике. Техника безопасности на уроках л/а. | |
3. | Специальные беговые и прыжковые упражнения. Повторные ускорения. | |
4. | Бег 30, 60 м. Обучение метанию в цель и по цели. | |
5. | Старт из положения лежа. Бег 200м. | |
6. | Совершенствование метания мяча. Обучение разбегу прыжка в длину. | |
7. | Прыжок в длину с 11-13 шагов. Совершенствование метания малого мяча с разбега. | |
8. | Бег 300 м.Игры (футбол, «лапта», «перестрелка»). | |
9. | Губернаторские тесты. | |
10. | Кросс 1000м.День здоровья. | |
11. | Шестиминутный бег - развитие выносливости. Футбол, «перестрелка». | |
12. | Метание малого мяча на результат. Бег 500 м. | |
13. | Бег с препятствиями.Стритбол. | |
14. | Прыжок в длину с разбега на результат. Эстафеты | |
15. | Метание в цель. Круговая эстафета. | |
16-27 | Футбол. Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов ,стоек. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Удар по катящему и летящему мячу внутренней частью подъема;удар по неподвижному мячу внешней частью подъема и внутренней стороной стопы. Ведению мяча с пассивным сопротивлением защитника. Перехват мяча. Удары по воротам на точность. Игра вратаря. Тактика свободного нападения. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2,3:3,2:1 с атакой и без атаки. Позиционные нападения с изменением позиций игроков. Игры и игровые задания 2:1,3:1,3:2,3:3.Учебная игра по упрощенным правилам. | |
28 | Теоретичес. сведения по баскетболу.Техника безопас-ти.Стойки,перемещ.,остановки. | |
29 | Передачи в парах. Ведение с изменением направления. | |
30 | Обучение броску мяча со среднего расстояния. Совершенствование передач мяча. | |
31 | Броски по кольцу после ведения. Упрощенные правила игры. | |
32 | Комбинации элементов ведения и передач. Учебная игра. | |
33 | Броски в кольцо с 2-3 м.Перехват, вырывание, выбивание мяча в игре. | |
Второй триместр | ||
34-48 | Баскетбол. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Специальные упражнения и технические действия без мяча и с мячом; ведение мяча на месте и в движении без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника ;ловля и передача мяча на месте и в движении без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника. Броски мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке без сопротивления защитника. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача ведение, бросок. Перехват мяча; тактика свободного нападения; позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2,3:3,4:4,5:5 на одну корзину; нападение быстрым прорывом (3:2).Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон»; взаимодействие трех игроков(тройка и малая восьмерка).Игра по правилам баскетбола. | |
Обучение технике штрафного броска.Ведение с изменением направления. | ||
Передачи в движении в парах. Пассивное сопротивление защитников в игре | ||
Совершен- ние штрафного броска.Нападение быстрым прорывом.Учебная игра в б/б. | ||
Совершен- ние бросков одной и двумя р.без сопротивления и с ним после ведения. | ||
49-60 | Теоретич-е сведения по лыжной подготовке.Техника безопасности | |
Имитационные упражн-я техники лыжных ходов.Передвижение на лыжах до 1,5км | ||
Повторное прохождение отрезков 200м.(3-4 раза).Повороты на месте. | ||
Повторное прохождение отрезков 100м.(6-8 раз).Совер-е попеременного 2-х ш.хода | ||
Одновременный одношажный ход.Передвижение на лыжах до 2км. | ||
Одновременный двухшажный ход.Передвижение в равномерном темпе до 2км. | ||
Совершенствование техники попеременного и одновременных ходов. | ||
Обучение коньковому ходу-(работа ног).Дистанция до 2 км. | ||
Обучение коньковому ходу (работа рук).Дистанция до 2 км. | ||
Проверить умение выполнять одновременные ходы.Лыжная эстафета. | ||
Совершенствование конькового хода.Прохождение дистанции до2,5 км. | ||
Применение бесшажного хода на дистанции до 3 км. | ||
61- 69 | Плавание. Упражнения по совершенствованию техники движения рук, ног, туловища, плавание в полной координации. Координационные упражнения на суше. Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди , спине, брасса. Старты. Повороты. Ныряние ногами, головой. Повторное проплывание отрезков 25-50 м. по 2-6 раз; 100-150м. по 3-4 раза. Проплывание до 400 м.Упражнения по совершенствованию техники плавания и развития двигательных способностей. Игры и развлечения на воде. |
№ | Третий триместр | Дата |
70-75 | Лыжная гонка на 1 км.Совершенствование техники лыжных ходов. | |
Совершен-е подъемов,спусков,торможений.Повторные отрезки по 300 м. | ||
Торможение «плугом», повороты при спусках со склона. | ||
Спуски,подъемы, торможения.Лыжная эстафета. | ||
Проверить умение выполнять спуск,подъем,тормож-е.Встречная эстафета без палок. | ||
Лыжная гонка на 2 км. | ||
76-87 | Гимнастика. Обучение упражнениям на брусьях. Элементы акробатики. | |
Элементы акробатики- обучение. Развитие силы.Совершен-ние элементов на брусьях. | ||
Упражнения в висах и упорах-совершен-ние.Упражнения на тренажерах. | ||
Упраж-я с обручами.Аэробика.Соверш-ние висов и упоров. | ||
Упражнения на перекладине.Упражнения на брусьях. | ||
Ритмическая гимнастика.Упраж.под музыку.Обучение опорн. прыжку через «козла». | ||
Акробатическая комбинация.Совершенс.упраж. на перекладине и опорного прыжка. | ||
Лазание по шесту. Совершенс.упраж. на перекладине и опорного прыжка | ||
Аэробика.Совершен-ние лазания по шесту и опорного прыжка через «козла». | ||
Акробатическая комбинация-зачет.Упражнения с обручем. | ||
Соверш-ние опорн.прыжка через «козла», согнув ноги(юн) и ноги врозь (дев).Лазание | ||
Опорный прыжок- зачет. Упражнения в равновесии. | ||
88- 102 | Теорет-е сведения по л/а. Техника безопасности.Спец.беговые и прыжк.упражнения | |
Прыжок в длину с разбега.Метание в цель 1*1м.(дев.с 12-14м.,юноши до 16м.) | ||
Бег 60м с низкого старта.Прыжок в длину-совершенствование.Футбол. | ||
Метание мяча 150гр.Бег до 10 мин.Прыжок в длину с разбега с 11-13 шагов разбега. |
Кругоавя Эстафета.Прыжок в длину на результат.Соверш-еметания мяча 150 гр. | ||
Бег 300м.Метание мяча 150гр. На дальность.Варианты челночного бега. | ||
Эстафет-й бег.Бросок набивного мяча 2кг. из разл-х И.П.Медленный бег до 10 мин. | ||
Бег 500м.Круговая тренировка-развитие скоростно-силовых способностей. | ||
Тесты «Московский спортсмен» | ||
Круговая трен-ка(толчки,броски набив.мяча2-3кг,прыжки,многоскоки),6минут-й бег. | ||
Бег 1500м(дев),2000м (юн)на результат-развитие выносливости.Футбол. | ||
Игры по выбору.Итоги года.Задание на летние каникулы. |
Принята на педагогическом совете № 1 ГБОУ СОШ № 892 Структурное подразделение № 2 г. Москвы | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ № 892 Структурное подразделение № 2 г. Москвы Руководитель структурного подразделения № 2 Л.П.Тишковец приказ № от 2014г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Физическая культура»
9 класс
Программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, базисного учебного плана для школ РФ и комплексной программы по физической культуре (программы образовательных учреждений. Комплексная программа по физической культуре /В.И. Лях, А.А. Зданевич- М, Просвещение, 2010 г.), допущенной Министерством образования РФ.
Учитель физической культуры Р.Х. Фахретдинов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Структура документа
Настоящая комплексная программа имеет пояснительную записку и три раздела, которые описывают содержание основных форм физической культуры в 9 классе составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе.
Каждый раздел состоит из четырех взаимосвязанных частей:
- уроки физической культуры
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня
- внеклассная работа
- физкультурно-массовые и спортивные мероприятия
Предваряют этот материал задачи физического воспитания и уровень развития физической культуры учащихся 9 класса (знать; уметь; демонстрировать).
Содержание данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп. Занятия с учащимися специальной медицинской группы должны вестись по специальным программам в соответствии со степенью заболевания и состоянием здоровья каждого ученика.
Выполнение комплексной программы должно обеспечить необходимый объем двигательной активности учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования, из расчета 2 часов в неделю в VII классе. Дополнительный третий час из регионального компонента отводится на углубленное освоение программного материала с соответствующим увеличением объема часов.
Программа рассчитана на 102 учебных часа. При этом, в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 учебных часов, предназначенных для проведения Губернаторских тестов и спортивно-технического комплекса «Готов к труду и защите Отечества», а также для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Цели
Основная цель программы - сохранения единого образовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.
Достижение цели физического воспитания учащихся 6 классе обеспечивается решением следующих основных задач:
- содействие гармоничному физическому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости к неблагоприятным условиям внешне среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;
- развитие волевых и нравственных качеств;
- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, соблюдение правил безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах
- выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов) при трехразовых занятиях в неделю
9 класс
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
Класс | ||
8 | ||
1 | Базовая часть | 75 часов |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе уроков |
1.2 | Гимнастика с элементами акробатики | 12 |
1.3 | Лёгкая атлетика | 21 |
1.4 | Спортивные игры (баскетбол) | 18 |
1.5 | Лыжная подготовка | 18 |
1.6 | Плавание | 6 |
2 | Вариативная часть | 27часов |
2.1 | Плавание | 3 |
2.2 | Спортивные игры (баскетбол) | 3 |
2.3 | Футбол | 12 |
2.4 | Легкая атлетика | 9 |
Итого | 102 часа |
Распределение программного материала по четвертям
№ п/п | Вид программного материала | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | ||
1 | Основы знаний о физической культуре | в процессе уроков | в процессе уроков | в процессе уроков | ||
2 | Легкая атлетика | 15 | - | 15 | ||
3 | Гимнастика с элементами акробатики | - | - | 12 | ||
4 | Лыжная подготовка | - | 12 | 6 | ||
5 | Баскетбол | 6 | 15 | - | ||
6 | Плавание | - | 9 | - | ||
7 | Футбол | 12 | - | - | ||
Всего | 33 | 36 | 33 |
Основы знаний и физической культуре,
умения и навыки, приёмы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Естественные основы
Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.
Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения.
Социально-психологические основы
Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личности значимых свойств и качеств.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.
Культурно-исторические основы
Физическая культура и её значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
Приёмы закаливания
Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоёмах.
Способы самоконтроля
Определение массы тела, длины тела, окружности грудной клетки.Приемы самоконтроля физических нагрузок.
Волейбол
Терминология избранной игры. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Баскетбол
Терминология избранной игры. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Гимнастика
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
Лёгкая атлетика
Терминология лёгкой атлетики. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Кроссовая подготовка
Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Лыжная подготовка
Терминология лыжных ходов. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка инвентаря, одежды, места занятий. Помощь в судействе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(102 часа)
Легкая атлетика- 30 часов
Техника спринтерского, длительного бега. Низкий старт с последующим ускорением до 80 м, старты из различных и.п. Бег на результат 30м, 60 м,300м,500м, 2000м.Спортивная ходьба .Варианты челночного бега, прыжки, многоскоки, Эстафетный бег.
Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» с 11 -13 шагов разбега; в высоту с разбега способом «перешагивание»с 7-9 шагов разбега. Техника метания малого мяча 150гр. с 4-5 бросковых шагов разбега на дальность ,в коридор 10 м и на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1*1)с расстояния ( юноши-до 18 м, девушки 12-14 м); броски набивного мяча(юноши- 3 кг.,девушки-2 кг.) из различных и.п.с места и с заданных шагов ;бег с гандикапом, командами, в парах); бег с максимальной скоростью, бег с препятствиями. Круговая тренировка.
Баскетбол – 21 час
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Специальные упражнения и технические действия без мяча и с мячом; ведение мяча на месте и в движении без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника ;ловля и передача мяча на месте и в движении без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника. Броски мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке без сопротивления защитника. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача ведение, бросок. Перехват мяча; тактика свободного нападения; позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2,3:3,4:4,5:5 на одну корзину; нападение быстрым прорывом (3:2).Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон»; взаимодействие трех игроков(тройка и малая восьмерка).Игра по правилам баскетбола.
Гимнастика- 12 часов
Освоение строевых упражнений; общеразвивающих упражнений на месте и в движении, без предметов и с предметами( гантели 3-5 кг, эспандеры, тренажеры- мальчики; обручи, большие мячи, гимн.палки, тренажеры- девочки),в парах. Лазание по канату, шесту. Освоение и совершенствование висов и упоров; опорных прыжков; акробатических упражнений и комбинаций. Танцевальные элементы, ритмическая гимнастика и аэробика. Упражнения и комбинации на спортивных снарядах( перекладина, гимнастическое бревно, брусья).Подтягивания, упражнения с набивными мячами, с гимнастической скамейкой, на гимнастической стенке, прыжки со скакалкой. Эстафеты с элементами гимнастики. Гимнастическая полоса препятствий.
. Лыжная подготовка – 18 часов
Футбол—12 часов
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов ,стоек. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Удар по катящему и летящему мячу внутренней частью подъема;удар по неподвижному мячу внешней частью подъема и внутренней стороной стопы. Ведению мяча с пассивным сопротивлением защитника. Перехват мяча. Удары по воротам на точность. Игра вратаря. Тактика свободного нападения. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2,3:3,2:1 с атакой и без атаки. Позиционные нападения с изменением позиций игроков. Игры и игровые задания 2:1,3:1,3:2,3:3.Учебная игра по упрощенным правилам.
Плавание—15 часов
Упражнения по совершенствованию техники движения рук, ног, туловища, плавание в полной координации. Координационные упражнения на суше. Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди , спине, брасса. Старты. Повороты. Ныряние ногами, головой. Повторное проплывание отрезков 25-50 м. по 2-6 раз; 100-150м. по 3-4 раза. Проплывание до 400 м.Упражнения по совершенствованию техники плавания и развития двигательных способностей. Игры и развлечения на воде. Способы транспортировки пострадавшего в воде.
Развитие физических качеств
Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты.
Учебные нормативы:
Контрольные упражнения | ПОКАЗАТЕЛИ | |||||
Учащиеся | Мальчики | Девочки | ||||
Оценка | “5” | “4” | “3” | “5” | “4” | “3” |
Бег 30 м, сек. | 4,5 | 4,9 | 5,5 | 4,9 | 5,3 | 6,0 |
Бег 60 м, сек. | 8,4 | 9,2 | 10,0 | 9,4 | 10,0 | 10,5 |
Бег 300м, сек. | -- | -- | -- | 0,55 | 1,00 | 1,05 |
Бег 500м, мин. | 1,30 | 1,45 | 2,00 | 2,10 | 2,20 | 2,30 |
Бег 2000 м, мин. | 9,20 | 10,00 | 11,00 | 10,20 | 12,00 | 13,00 |
Прыжки в длину с места | 2.20 | 1.90 | 1.75 | 2.05 | 1.65 | 1.55 |
Прыжок в длину | 430 | 380 | 330 | 370 | 330 | 290 |
Прыжок в высоту, см | 130 | 125 | 1110 | 115 | 110 | 100 |
Метание мяча 150 гр. | 45 | 40 | 31 | 28 | 23 | 18 |
Подтягивание на высокой перекладине | 10 | 8 | 7 | - - | -- | -- |
Отжимания от гимн.скамейки | -- | -- | -- | 14 | 11 | 7 |
Наклоны вперед из положения сидя, см | 12 | 8 | 4 | 20 | 12 | 7 |
Подъем туловища за 30 сек.из полож. лежа | 33 | 21 | 14 | 30 | 19 | 13 |
6-ти минутный бег, м | 1550 | 1250 | 1100 | 1300 | 1050 | 900 |
Бег на лыжах 3 км, мин. | 17.30 | 18.00 | 19.00 | 19.30 | 20.00 | 21.30 |
Учащиеся, оканчивающие основную школу, должны уметь демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60м с высокого старта с опорой на руку, (сек.) | 9.2 | 10.2 |
Силовые | Лазание по канату на расстояние 6 м, (сек.) Прыжок в длину с места,( см) | 12 180 | --- 165 |
Подтягивание в висе, (кол-во раз) | 10 | -- | |
Поднимание туловища лёжа на спине руки за головой, кол-во раз | -- | 18 | |
К выносливости | Бег 2000м Передвижения на лыжах 3 км | 8.50 16.30 | 10.20 21.00 |
К координации | Последовательное выполнение пяти кувырков, (сек.) | 10.0 | 14.0 |
Броски малого мяча в стандартную мишень, ( м) | 10.0 12.0 | 12.0 10.0 |
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ Урока п/п | Дата проведения | ТЕМА УРОКА |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19-21 22-24 25-27 28-33 34-48 49-60 61-69
70- 75 76-87 88- 102 | I четверть Раздел: Лёгкая атлетика Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики. Повторить низкий старт и стартовый разгон. Медленный бег 2мин. Первая медицинская помощь при ушибах, ссадинах, вывихах. Учить эстафетному бегу с передачей палочки. Бег 3мин. Совершенствовать низкий старт и стартовый разгон. Закрепить эстафетный бег. КДП – 30м. Бег 4мин. Низкий старт с преследованием. Сов – ть эстафетный бег. КДП – прыжок в длину с места. Медленный бег 5мин. Повторить прыжок в длину с разбега. Учёт бега на 60м. Повторить передачу эстафеты. Бег 6мин с ускорениями до 80м. Прыжок в длину с разбега. Повторить метание мяча с разбега в 4 – 5 шагов. Медленный бег 7мин с 2-3 ускорения по 80м. Сов – ть технику прыжка в длину и метание мяча с разбега. Учёт техники передачи эстафеты. Медленный бег 8мин. Прыжковые упражнения. Сов – ть метание мяча на дальность. Бег в медленном темпе до 9 мин с 2-3 ускорениями по 80 м. Упражнения на сопротивление в парах. Учёт освоения метания мяча на дальность. Медленный бег 10 мин. Учёт прыжка в длину с разбега. Бег в медленном темпе 11 мин 2-3 ускорениями по 80 м. Беговые и прыжковые упражнения. Бег в медленном темпе до 12 мин. ОРУ в парах на сопротивление. КУ – бег 2000 м (мальчики), 1500 м (девочки). Прыжковые упражнения. Сов – ть метание мяча на дальность. Бег в медленном темпе до 9 мин с 2-3 ускорениями по 80 м. Упражнения на сопротивление в парах. Учёт освоения метания мяча на дальность. Медленный бег 10 мин. Учёт прыжка в длину с разбега. Бег в медленном темпе 11 мин 2-3 ускорениями по 80 м. Футбол.Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов ,стоек. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Удар по катящему и летящему мячу внутренней частью подъема;удар по неподвижному мячу внешней частью подъема и внутренней стороной стопы. Ведению мяча с пассивным сопротивлением защитника. Перехват мяча. Удары по воротам на точность. Игра вратаря. Тактика свободного нападения. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2,3:3,2:1 с атакой и без атаки. Позиционные нападения с изменением позиций игроков. Игры и игровые задания 2:1,3:1,3:2,3:3.Учебная игра по упрощенным правилам. Баскетбол. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Специальные упражнения и технические действия без мяча и с мячом; ведение мяча на месте и в движении без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника ;ловля и передача мяча на месте и в движении без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника. Броски мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке без сопротивления защитника. II триместр Баскетбол Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача ведение, бросок. Перехват мяча; тактика свободного нападения; позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2,3:3,4:4,5:5 на одну корзину; нападение быстрым прорывом (3:2).Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон»; взаимодействие трех игроков(тройка и малая восьмерка).Игра по правилам баскетбола. Лыжная подготовка. Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Повто – рить одновременный и попеременный двухшажные ходы. Учить работе рук при переходе с одного хода на другой. Оце– нить одновременный двухшажный ход. Пройти 2км. Продолжить обучение перехода с одного хода на другой (с одновременного одношажного на попеременный двухшажный ход). Пройти 2 км с 2-3 ускорениями по200м. Учёт техники попеременного двухшажного хода. Учить попе- ременный четырёхшажный ход. Пройти 2 км. Повторить попеременный четырёхшажный ход, переход с одного хода на другой на дистанции 2 км. Учёт техники перехода с одного хода на другой. Преодоление контруклонов. Пройти 1км на время. Сов – ть попеременный четырёхшажный ход. Учёт техники одновременного одношажного хода. Пройти 3 км . Повторить преодоление контруклонов. Учёт техники одно – временного бесшажного хода. Плавание. Упражнения по совершенствованию техники движения рук, ног, туловища, плавание в полной координации. Координационные упражнения на суше. Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди , спине, брасса. Старты. Повороты. Ныряние ногами, головой. Повторное проплывание отрезков 25-50 м. по 2-6 раз; 100-150м. по 3-4 раза. Проплывание до 400 м.Упражнения по совершенствованию техники плавания и развития двигательных способностей. Игры и развлечения на воде. Способы транспортировки пострадавшего в воде.
3 триместр Лыжная подготовка. Сов – ть попеременный четырёхшажный ход, технику подъёмов и спусков. Пройти 3 км со средней скоростью. Сов – ть технику изученных ходов и переход с одного хода на другой. Учёт попеременного четырёхшажного хода. Сов – ть технику изученных ходов. Пройти дистанцию 3 км с ускорениями до 300м. Пройти дистанцию 2 км на скорость с применением изученных ходов. Сов – ть технику лыжных ходов с прохождением дистанции до 5км со средней скоростью в соответствии с рельефом местности. Контрольный урок на дистанциях: 2км (девочки), 3км (мальчики). Гимнастика Техника безопасности на уроках гимнастики. Строевые упр-я в движении. Учить акробатическую связку. Учить равновесию на одной, выпаду вперёд и кувырку вперёд в группировке, стойке на голове и руках силой прогнувшись. Учить – мост из положения стоя – встать, длинный кувырок с 3-4 шагов разбега. сов – ть изученные элементы. Строевые упражнения. Сов – ть акробатические упражнения. Лазание по канату. КУ – наклон вперёд сидя на полу. Учить лазанию в два приёма на скорость, подниманию туловища. Сов – ть акробатическое соединение. Оценить: кувырок с выпада вперёд – девочки, стойка на голове и руках силой-мальчики. Повторить соединение. ОРУ со скакалками. Оценить длинный кувырок вперёд, мост из положения стоя – встать. Лазание, поднимание туловища. Оценить акробатическое соединение. Тренировать лазание, поднимание туловища. КУ – подтягивание, сгибание рук в упоре лёжа. Повторить элементы акробатики. Игра – эстафета с мячами. Учить перевороту силой на низкой перекладине, вису согнувшись. Поднимание туловища. Эстафета. Закрепить переворот силой, вис согнувшись. Учить: вис прогнувшись. Игра. Учить размахиванию и соскоку назад, переворот в упор из виса. Повторить висы. Игра с преодолением препятствий. Строевые упражнения. Повторить упражнения на нижней жерди брусьев, закрепить соскок из размахивания. Учить вис на подколенках и соскок в упор присев. Повторить упражнения на перекладине. Тренировка в подтягивании. Строевые упражнения. Оценить: мальчики – переворот в упор девочки – вис согнувшись. Закрепить технику упражнений. Учить опорный прыжок. Повторить упражнения на перекладине. Полоса препятствий. Закрепить технику опорных прыжков. Оценить: соскок из раз- махивания, вис прогнувшись. Сов – ть опорные прыжки. Оценить: переворот в упор на вы – сокой перекладине, из виса на подколенках соскок в упор присев. Сов - ть технику опорного прыжка. Тренировка по подтягива-нию, подниманию туловища. Полоса препятствий. Учёт техники опорного прыжка: согнув ноги через козла в длину – мальчики, боком через коня – девочки. Полоса препятствий. Зачёт по подтягиванию и подниманию туловища. Итоги четверти. Лёгкая атлетика Строевые упражнения. Разбег в 5 – 7 шагов в прыжках в вы – соту способом перешагивание. Эстафеты, бег до 3 мин. ОРУ со скакалками 4 серии по 30 прыжков. Закрепить разбег в прыжках в высоту способом перешагивание. Бег до 3 мин. Сов – ть разбег в прыжках в высоту. Эстафеты с мячами. Медленный бег до 4 мин. Сов – ть разбег и переход через планку в прыжках в высоту способом перешагивание с 5 – 7 шагов разбега. Бег до 4 мин. Учёт техники разбега и прыжка в высоту способом перешаги-вание. Медленный бег 4 мин с ускорениями 3раза по 50 м. Учить верхней прямой подаче. Сов – ть технику упражнений в волейболе. Учебная игра. Бег до 5 мин. Сов – ть технику игровых упражнений, учёт верхней прямой подачи. Повторить технику стартов. КУ- прыжки через скакалку. Повторить Т/Б при беге и метаниях, старты с разгоном до 20м Сов – ть разбег в прыжках в длину. Бег 60 м на время. Сов – ть упражнения в прыжках в длину и метании мяча. Медленный бег до 7 мин. Беговые и прыжковые упражнения. Зачёты по прыжкам в длину и метании мяча. КУ – «километры здоровья». Зачётные уроки по КДП: бег 30м, челночный бег, прыжок в длину с места, подтягивание и поднимание туловища, наклоны вперёд, метание мяча, бег 2000 м. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" на основе ритмической гимнастики 1-4 класс ФГОС
С введением третьего часа физической культуры во многих школах возникают проблемы, где и в какой форме этот час проводить. Проведение этого часа как урок "Ритмикки" может заинтересовать многих хореогр...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учителя физической культуры
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учитель физической культуры
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 7 класса инклюзивное обучение на 2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа учебного предмета «физическая культура» для учащихся 7 класса МКОУ «Александровская СОШ» разработана на основе примерной программы Федерального компонента ...
Рабочая программа учебного предмета « Физическая культура» 1 класс, начальное общее образование, на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа учебному предмету «Физическая культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравс...
Приложение к рабочей программе учебного предмета «Физическая культура» 2 класс на 2018-2019 учебный год
Индивидуальное Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по физической культуре во 2 классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» для «8» класса на 2022 – 2023 учебный год
Описание места учебного предмета в учебном плане Курс «Физическая культура» изучается в 8 классе из расчета 3 часа в неделю(102 часа в год). Третий час на преподавание учебного предмета &l...