СМГ
консультация по физкультуре на тему

Орлов Кирилл Михайлович
Полезное

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet_prepodavatelya_fizicheskoy_kultury.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет преподавателя физической культуры Орлова К.М. по теме: «Внедрение здоровьесохранных технологий в учебный процесс по физической культуре в группах СМГ»

Повышение качества образования, предусматриваемое концепцией модернизации, предполагает увеличение эффективности использования здоровьесберегающего потенциала учебно-воспитательного процесса. Известно, что благоприятная психосоциальная и санитарно – гигиеническая среда развития ребенка обладает способностью оптимизировать его физиологические и психические функции, компенсировать имеющиеся нарушения, усиливать стресс-устойчивость.

В здоровьесберегающей работе любого образовательного учреждения, в том числе и нашей школы, можно выделить две стороны:

  • здоровьесберегающие условия организации процесса обучения, воспитания и развития ребенка в школе и дома, а также здоровьесберегающие условия профессиональной деятельности педагогов;
  • здоровьесберегающий процесс обучения, воспитания и развития (содержание и технологии); здоровьесберегающий труд учителя.

Всем, кто занимается физическим воспитанием молодежи, хорошо известны проблемы работы со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе:

  • увеличение с каждым годом численности специальных медицинских групп (СМГ) вследствие ухудшения состояния здоровья детей; большая подверженность стрессовым состояниям школьников СМГ, чем у здоровых школьников;
  • наличие подгрупп, различных по заболеваниям;
  • частые пропуски занятий, как по уважительным, так и по неуважительным причинам;
  • недостаточно качественный медицинский осмотр.

Все это заставило нас более внимательно посмотреть на процесс физического воспитания школьников СМГ.

Основываясь на работах известных педагогов, психологов (Вайс Ж. Шавелли М., Бреслав  Б. Э), изучая новейшие разработки здоровьесохранных технологий, используя опыт, накопленный Е. Н. Дзятковской, мы апробировали некоторые из них в своей работе. Зная, как различные цвета влияют на физическое и психологическое состояние организма мы использовали на занятиях методики цветотерапии, а как помощь и защиту от повседневного стресса – антистрессовую пластическую гимнастику. Их гармоничное сочетание позволило создать своеобразную модель урока физической культуры, которую мы смогли опробовать в условиях нашей школы.

Начинается занятие с подготовительных упражнений АПГ с музыкальным сопровождением – музыка для релаксации (это могут быть различные сюжеты «ручей», «шум моря», «звуки леса» и т. д.). Создавая мыслеобразы выполняемых упражнений, школьники физически и, что немаловажно, психологически настраиваются на предстоящий урок. Параллельно идет и цветовое воздействие. В течение всего занятия школьники работают в подгруппах по имеющимся заболеваниям и соответственно располагаются в различных частях спортзала. Во время основной части занятия мы также воздействуем цветом на организм учащихся, создавая тем самым цветовой микроклимат на протяжении всего занятия. Так, например, на микрогруппу школьников, имеющих заболевания органов пищеварения и мочевыделительной системы с помощью цветоустановки происходит целенаправленное воздействие зеленым цветом; имеющих заболевания нервной системы – желтым; имеющих заболевания щитовидной железы – синим и т. д.

Антистрессовая пластическая гимнастика, которую мы используем, как основу обучения двигательным упражнениям предполагает формирование навыка плавного непрерывного движения и применение его в различных формах двигательной активности; умения создавать воображаемые картины (мыслеобразы) природы, ощущения удовольствия, комфорта от выполняемого движения.

Своеобразие данной гимнастики в том, что в ней отсутствуют традиционные нормативы, ведь перед учителем стоит задача обучить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, навыкам плавного непрерывного движения, комфортного восприятия физических и психических нагрузок и на базе этого помочь освоить традиционные формы движений. Плавность движения является основой его естественности, тонизирующего и антистрессового воздействия на психику человека.

Были разработаны индивидуальные карточки, которые варьировались по цвету, исходя из характера заболевания. Например, доказано (в работах таких известных ученых как Вайс  Ж. М., Шавелли  М., Бреслав  Г. Э., Э. Бэббит и др.), что разные цвета оказывают положительное влияние, как на психоэмоциональное состояние человека, так и на лечение различных заболеваний. Например, для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы положительное воздействие оказывает красный цвет, и карточки для индивидуальной работы были соответственно данного цвета. Таким образом, школьники на занятиях точно выбирали «свой» цвет и объединялись в подгруппы по указанному заболеванию для выполнения индивидуальных упражнений.

В заключительной части занятия мы используем дыхательную гимнастику под музыкальное (успокаивающее) сопровождение в сочетании со спокойными теплыми цветовыми тонами.

Комплексное (гимнастика, цвет, музыка) воздействие на школьников дало положительный эффект: девушки с большим интересом стали заниматься, почувствовали уверенность в своих возможностях, постепенно перестали испытывать «комплекс больного», увидели, что со своим недугом можно и нужно бороться, движения стали естественнее, раскованнее, психоэмоциональное состояние стало более уравновешенным, комфортным. Кроме визуальных наблюдений мы провели медицинское обследование- тестирование, которое показало: у 30% учеников стабилизировалось давление, у многих период восстановления после стандартной нагрузки максимально приблизился к норме и, самое главное, на наш взгляд – на 40% сократились пропуски занятий, как без уважительной причины, так и по болезни.

Если занятия антистрессовой пластической гимнастикой уже прочно вошли в нашу жизнь, то цветотерапия это новое направление в нашей работе и здесь есть нерешенных вопросов, а именно:

  • применение цветового воздействия требует очень осторожного применения, т. к., как правило, у школьников имеются не одно, а несколько заболеваний и, если для одного заболевания данный цвет может быть полезен, то для сопутствующего – вреден;
  • необходимо завершить разработку индивидуальных коррекционных программ цветотерапии для определенных групп школьников.

Таким образом, цветотерапия – это новое, интересное направление здоровьесохранных технологий, позволяющее увидеть еще одну грань взаимосвязи физических упражнений и психического здоровья человека, возможность цветом положительно влиять на состояние организма человека, корректировать имеющиеся отклонения в его физическом здоровье, расширить влияние на эмоциональную сферу и, в целом, формировать устойчивую мотивацию у учеников и их стремление к здоровому образу жизни.