ТРОПОЙ ГАЙДАРОВСКИХ ГЕРОЕВ
материал по физкультуре на тему
Цели и задачи:
- закрепить знания биографии и произведений А.П.Гайдара;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- воспитывать на примере героев произведений А.П.Гайдара чувство долга, ответственности;
- прививать чувство патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА « ТРОПОЙ ГАЙДАРОВСКИХ ГЕРОЕВ»
Прежде, чем проводить игру, была организована большая подготовительная работа: чтение произведений А.П.Гайдара, знакомство с биографией писателя, проведение конкурса рисунков по прочитанным произведениям. Игра «Тропой Гайдара» является финальным этапом.
Цели и задачи:
- закрепить знания биографии и произведений А.П.Гайдара;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- воспитывать на примере героев произведений А.П.Гайдара чувство долга, ответственности;
- прививать чувство патриотизма.
Оформление зала: портрет А.П.Гайдара, выставка рисунков к произведениям А.П.Гайдара, выставка книг с произведениями А.П.Гайдара, плакат с высказыванием К. Паустовского и Л.Кассиля о Гайдаре А.П., стенд с указанием года рождения и смерти писателя, с фотографиями о его жизни.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вед.Наша игра посвящена творчеству великого писателя А,П, Гайдара. Он писал для детей и героями его произведений были дети.
1 ученик:
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
2 ученик:
Ты повесть школьную открой,
Гайдар ее писал,
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
3 ученик:
Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.
4 ученик:
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар -
Боец, Писатель, Большевик
И гражданин - Гайдар.
Вед. Но вначале мы познакомимся с некоторыми страницами его биографии.
1 ученик: А.П.Гайдар родился 22 января 1904 года в городе Льгове, Курской губернии в семье учителя Петра Голикова. Когда маленькому Аркадию исполнилось 8 лет, семья Голиковых переехала в город Арзамас, расположенный неподалеку от большого промышленного центра - Нижнего Новгорода.
2 ученик: В 14 лет Гайдар ушел добровольцем на фронт в Красную Армию. Тогда-то он и получил первое ранение. В рядах Красной Армии закалялся и мужал характер молодого бойца. Это была "боевая школа, в которой прошли мои лучшие мальчишеские годы",- писал потом Гайдар.
3 ученик: В 16 лет Аркадий Голиков уже командовал полком, храбро сражался с врагами. Но ранение и контузии подорвали его здоровье. В 20 лет медицинская комиссия уволила Аркадия Голикова из рядов Красной Армии в запас.
4 ученик: Писать Гайдар стал еще в армии и первые свои стихи, и другие произведения посылал в Арзамас, в комсомольскую газету. Аркадий Петрович Голиков взял себе литературное имя Гайдар. Что означает слово "Гайдар"?
5 ученик: В коннице одной из восточных стран впереди отряда скакал самый бесстрашный и самый зоркий всадник - впередсмотрящий. Он разведывал путь, по которому направлялся отряд, и называли этого всадника гайдаром.
Всей своей жизнью, всей литературной деятельностью Аркадий Петрович подтверждает, что он всегда и везде был впередсмотрящим.
6 ученик:
Знает каждый гражданин российский -
Будь он очень молод или стар,
Что на свете жил писатель детский,
Синеглазый богатырь Гайдар.
7 ученик:
С юности, надев шинель солдата,
Защищал он Родину свою.
Был он лучшим другом вам, ребята,
И за ваше счастье пал в бою.
8 ученик:
Он на белом свете жил недаром.
Пусть же вешней зашумит листвой
Молодая роща над Гайдаром,
Над его могилой боевой!
Ведущий: - Как же сложилась жизнь А.Гайдара в годы Великой Отечественной войны?
1 ученик: В 1941 году, когда фашистская Германия напала на нашу страну, Гайдар пришел добровольцем в армию. Он стал военным корреспондентом на Юго-Западном фронте.
2 ученик: Когда понадобилось, остался в приднепровских лесах в партизанском отряде. Он был смелым партизаном и верным товарищем. Гайдар отлично знал военное дело, его слова могли вселить уверенность и зажечь сердца людей.
3 ученик: 26 октября 1941 года небольшая группа партизан, в составе которой был Гайдар, отправилась на разведку и на окраине села, близ железной дороги Канев-Золотоноша, наскочила на фашистскую засаду. Предупреждая товарищей, с криком: "Немцы!"- Гайдар выпрямился во весь рост, и пулеметная очередь скосила его. Он был веселым человеком, общительным, доверчивым, но очень требовательным и к себе и к людям.
Песня «Салют Гайдару!". Слова М. Пляцковского, музыка Е. Крылатов
Ведущий: Книги Аркадия Петровича Гайдара учат нас дружбе, доброте, верности и тому, что "надо честно жить и много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю".
Вед. В нашей игре участвуют команды 5-6 классов.
- И первый наш конкурс «Визитная карточка команды.» В этом конкурсе команды должны представить название команды, эмблему, речевку.
- Кто снесёт этот камень на гору и там разобьёт его на части, тот вернёт свою молодость и начнёт жить сначала. Из какого произведения эти слова?
Вам надо на ложке пронести этот «горячий камень» и не уронить.
3. Лихие тачанки гражданской войны
Врываются вихрем в мальчишечьи сны.
Стучат пулеметы в степной тишине -
И мчится Гайдар на горячем коне.
Вы получаете «горячих коней» и «прямым голопом» оббегаете стойку и передаете «коня» следующему.
4.Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров.
. "Рассвело. Пропел деревянный рог пастуха. Старуха молочница открыла калитку и погнала корову к стаду. Не успела она завернуть за угол, как из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми ведрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу". ("Тимур и его команда")
Вам сейчас предстоит помочь бабушке убрать дрова.
Переложить предметы из одного обруча в другой.
5.Димка и Жиган у раненого красноармейца нашли книжку окровавленную с буквами РВС. Жиган вызвался отнести записку с загадочными буквами в город к красным.
Вот и вам сейчас предстоит, преодолевая полосу препятствий, передать записку.
6. . Соедини линией героя произведения с его названием.
Фигура “Чук и Гек”
Феня “Дальние страны”
Иван Михайлович “Горячий камень”
Ивашка “P.B.G”
Димка “ Дым в лесу”
ямщик “Тимур и его команда”
7. По подборке слов назови произведения.
- чердак, звезда, сарай, дача, ключ, яблоки.
_________________________________________________
- жестянка, пика, сани, ямщик, ёлка.
__________________________________________________
- раненый, винтовка, дезертир, колбаса, красноармеец.
__________________________________________________
- компас, палатка, завод, колхоз, фуражка.
___________________________________________________
8. Восстанови текст и назови произведение.
Кто_____________ этот камень на гору и там_____________его на части,
тот_______________ свою молодость и __________________________________ сначала.
9. . Викторина «Знаете ли вы?..» для болельщиков.
1. Слово «Гайдар» - псевдоним. Настоящая фамилия Аркадия Петровича?
2. Что обозначает слово «Гайдар»?
3. Сколько лет было Аркадию, когда он ушел в Красную Армию?
4. Сколько лет было Гайдару, когда он был назначен командиром полка?
5. Что было изображено на флаге у команды Тимура?
6. Где и при каких обстоятельствах погиб А.П. Гайдар? Как это произошло.
10. Викторина по книгам А.П.Гайдара.
Группа учеников:
1. "Теперь дело было за елкой. Мать попросила у сторожа топор, но он ничего на это ей даже не ответил, а стал на лыжи и ушел в лес. Через полчаса он вернулся". ("Чук и Гек")
2. "Оклеили гладкую вертушку цветной бумагой, хорошенько разгладили ее и через пыльный чердак полезли на крышу.
Вот сидим мы верхом на крыше. И видно нам сверху, как в соседнем саду, у крыльца, дымит трубой самовар. А на крыльце сидит хромой старик с балалайкою, и возле него толпятся ребятишки". ("Голубая чашка")
3. "Рассвело. Пропел деревянный рог пастуха. Старуха молочница открыла калитку и погнала корову к стаду. Не успела она завернуть за угол, как из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми ведрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу". ("Тимур и его команда")
4. "И вот оно раскинулось справа - длинное и широкое озеро Куйчус. Странная, невиданная картина открылась перед нашими глазами. Дул ветер, белыми барашками пенились волны озера, а на далеком противоположном берегу ярким пламенем горел лес. Даже сюда, через озеро, за километр, вместе с горячим воздухом доносился гул и треск". ("Дым в лесу")
5. "Надо суметь одну свою жизнь прожить так как надо: жить ясно и честно, достойным своей страны". ("Горячий камень")
6. "Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу". ("Совесть")
11.Но тут калитка перед домом с треском распахнулась. Во двор заскочила лохматая коза, а за нею с воплем пронеслась босоногая девчонка Нюрка.
Перетягивание каната.
Жюри подводят итоги соревнований иобъявляют победителя.
Вед. В каждой книге Гайдар говорит своему читателю: “Надо честно жить, много трудиться и беречь свою огромную счастливую страну”.
Чтец:
Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.
Чтец:
Он никогда не будет стар.
В глаза читателям с портрета
Глядит смеющийся Гайдар,
В шинель походную одетый.