ТРОПОЙ ГАЙДАРОВСКИХ ГЕРОЕВ
материал по физкультуре на тему

Коростелева Татьяна Николаевна

Цели и задачи:

  • закрепить знания биографии и произведений А.П.Гайдара;
  • развивать художественный и эстетический вкус;
  • воспитывать на примере героев произведений А.П.Гайдара  чувство долга, ответственности;
  • прививать чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА « ТРОПОЙ  ГАЙДАРОВСКИХ  ГЕРОЕВ»

Прежде, чем проводить игру, была организована большая подготовительная работа: чтение произведений А.П.Гайдара, знакомство с биографией писателя, проведение конкурса рисунков по прочитанным произведениям. Игра «Тропой Гайдара» является финальным этапом.

Цели и задачи: 

  • закрепить знания биографии и произведений А.П.Гайдара;
  • развивать художественный и эстетический вкус;
  • воспитывать на примере героев произведений А.П.Гайдара  чувство долга, ответственности;
  • прививать чувство патриотизма.

Оформление зала: портрет А.П.Гайдара, выставка рисунков к произведениям А.П.Гайдара, выставка книг с произведениями А.П.Гайдара, плакат с высказыванием К. Паустовского и Л.Кассиля о Гайдаре А.П., стенд с указанием года рождения и смерти писателя, с фотографиями о его  жизни.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вед.Наша игра посвящена творчеству великого писателя А,П, Гайдара. Он  писал для детей и героями его произведений были дети.

1 ученик:

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.

2 ученик:

Ты повесть школьную открой,
Гайдар ее писал,
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.

3 ученик:

Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.

4 ученик:

Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар -
Боец, Писатель, Большевик
И гражданин - Гайдар.

Вед. Но вначале мы познакомимся с некоторыми страницами его биографии.

1 ученик: А.П.Гайдар родился 22 января 1904 года в городе Льгове, Курской губернии в семье учителя Петра Голикова. Когда маленькому Аркадию исполнилось 8 лет, семья Голиковых переехала в город Арзамас, расположенный неподалеку от большого промышленного центра - Нижнего Новгорода.

2 ученик: В 14 лет Гайдар ушел добровольцем на фронт в Красную Армию. Тогда-то он и получил первое ранение. В рядах Красной Армии закалялся и мужал характер молодого бойца. Это была "боевая школа, в которой прошли мои лучшие мальчишеские годы",- писал потом Гайдар.

3 ученик: В 16 лет Аркадий Голиков уже командовал полком, храбро сражался с врагами. Но ранение и контузии подорвали его здоровье. В 20 лет медицинская комиссия уволила Аркадия Голикова из рядов Красной Армии в запас.

4 ученик: Писать Гайдар стал еще в армии и первые свои стихи, и другие произведения посылал в Арзамас, в комсомольскую газету. Аркадий Петрович Голиков взял себе литературное имя Гайдар. Что означает слово "Гайдар"?

5 ученик: В коннице одной из восточных стран впереди отряда скакал самый бесстрашный и самый зоркий всадник - впередсмотрящий. Он разведывал путь, по которому направлялся отряд, и называли этого всадника гайдаром.

Всей своей жизнью, всей литературной деятельностью Аркадий Петрович подтверждает, что он всегда и везде был впередсмотрящим.

6 ученик:

Знает каждый гражданин российский -
Будь он очень молод или стар,
Что на свете жил писатель детский,
Синеглазый богатырь Гайдар.

7 ученик: 

С юности, надев шинель солдата,
Защищал он Родину свою.
Был он лучшим другом вам, ребята,
И за ваше счастье пал в бою.

8 ученик: 

Он на белом свете жил недаром.
Пусть же вешней зашумит листвой
Молодая роща над Гайдаром,
Над его могилой боевой!

Ведущий: - Как же сложилась жизнь А.Гайдара в годы Великой Отечественной войны?

1 ученик: В 1941 году, когда фашистская Германия напала на нашу страну, Гайдар пришел добровольцем в армию. Он стал военным корреспондентом на Юго-Западном фронте.

2 ученик: Когда понадобилось, остался в приднепровских лесах в партизанском отряде. Он был смелым партизаном и верным товарищем. Гайдар отлично знал военное дело, его слова могли вселить уверенность и зажечь сердца людей.

3 ученик: 26 октября 1941 года небольшая группа партизан, в составе которой был Гайдар, отправилась на разведку и на окраине села, близ железной дороги Канев-Золотоноша, наскочила на фашистскую засаду. Предупреждая товарищей, с криком: "Немцы!"- Гайдар выпрямился во весь рост, и пулеметная очередь скосила его. Он был веселым человеком, общительным, доверчивым, но очень требовательным и к себе и к людям.

Песня «Салют Гайдару!". Слова М. Пляцковского, музыка Е. Крылатов

Ведущий: Книги Аркадия Петровича Гайдара учат нас дружбе, доброте, верности и тому, что "надо честно жить и много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю".

Вед. В нашей игре участвуют команды 5-6 классов.

  1. И первый наш конкурс  «Визитная карточка команды.» В этом конкурсе команды должны представить название команды,  эмблему, речевку.
  2.  Кто снесёт этот камень на гору и там разобьёт его на части, тот вернёт свою молодость и начнёт жить сначала. Из какого произведения эти слова?

Вам надо на ложке пронести этот «горячий камень» и не уронить.

      3.      Лихие тачанки гражданской войны
            Врываются вихрем в мальчишечьи сны.
            Стучат пулеметы в степной тишине -
            И мчится Гайдар на горячем коне.

Вы получаете «горячих коней»  и «прямым голопом» оббегаете стойку и передаете «коня» следующему.

      4.Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров.

. "Рассвело. Пропел деревянный рог пастуха. Старуха молочница открыла калитку и погнала корову к стаду. Не успела она завернуть за угол, как из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми ведрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу". ("Тимур и его команда")

Вам сейчас предстоит помочь бабушке убрать дрова.

Переложить предметы из одного обруча в другой.

5.Димка и Жиган у раненого красноармейца нашли книжку  окровавленную с буквами РВС. Жиган вызвался отнести записку с загадочными буквами в город к красным.

Вот и вам сейчас предстоит, преодолевая полосу препятствий,  передать записку.

6. . Соедини линией героя произведения с его названием.

Фигура “Чук и Гек”

Феня “Дальние страны”

Иван Михайлович “Горячий камень”

Ивашка “P.B.G”

Димка “ Дым в лесу”

ямщик “Тимур и его команда”

7. По подборке слов назови произведения.

  1. чердак, звезда, сарай, дача, ключ, яблоки.

_________________________________________________

  1. жестянка, пика, сани, ямщик, ёлка.

__________________________________________________

  1. раненый, винтовка, дезертир, колбаса, красноармеец.

__________________________________________________

  1. компас, палатка, завод, колхоз, фуражка.

___________________________________________________

8. Восстанови текст и назови произведение.

Кто_____________ этот камень на гору и там_____________его на части,

тот_______________ свою молодость и __________________________________ сначала.

9. . Викторина «Знаете ли вы?..»  для болельщиков.

1. Слово «Гайдар» - псевдоним. Настоящая фамилия Аркадия Петровича?
2. Что обозначает слово «Гайдар»?
3. Сколько лет было Аркадию, когда он ушел в Красную Армию?
4. Сколько лет было Гайдару, когда он был назначен командиром полка?
5. Что было изображено на флаге у команды Тимура?
6. Где и при каких обстоятельствах погиб А.П. Гайдар? Как это произошло.

10. Викторина по книгам А.П.Гайдара.

Группа учеников:

1. "Теперь дело было за елкой. Мать попросила у сторожа топор, но он ничего на это ей даже не ответил, а стал на лыжи и ушел в лес. Через полчаса он вернулся". ("Чук и Гек")

2. "Оклеили гладкую вертушку цветной бумагой, хорошенько разгладили ее и через пыльный чердак полезли на крышу.

Вот сидим мы верхом на крыше. И видно нам сверху, как в соседнем саду, у крыльца, дымит трубой самовар. А на крыльце сидит хромой старик с балалайкою, и возле него толпятся ребятишки". ("Голубая чашка")

3. "Рассвело. Пропел деревянный рог пастуха. Старуха молочница открыла калитку и погнала корову к стаду. Не успела она завернуть за угол, как из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми ведрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу". ("Тимур и его команда")

4. "И вот оно раскинулось справа - длинное и широкое озеро Куйчус. Странная, невиданная картина открылась перед нашими глазами. Дул ветер, белыми барашками пенились волны озера, а на далеком противоположном берегу ярким пламенем горел лес. Даже сюда, через озеро, за километр, вместе с горячим воздухом доносился гул и треск". ("Дым в лесу")

5. "Надо суметь одну свою жизнь прожить так как надо: жить ясно и честно, достойным своей страны". ("Горячий камень")

6. "Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу". ("Совесть")

11.Но тут калитка перед домом с треском распахнулась. Во двор  заскочила лохматая коза, а за нею с воплем пронеслась босоногая  девчонка Нюрка.

Перетягивание каната.

Жюри подводят итоги соревнований иобъявляют победителя.

Вед. В каждой книге Гайдар говорит своему читателю: “Надо честно жить, много трудиться и беречь свою огромную счастливую страну”.

Чтец:

Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.

Чтец:

Он никогда не будет стар.
В глаза читателям с портрета
Глядит смеющийся Гайдар,
В шинель походную одетый.