Грант Москвы 2012год
методическая разработка по физкультуре по теме
Конкурс педагогических разработок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_plavaniyu_ofp_dopolnennaya_2.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по плаванию
для учащихся групп общей физической подготовки, физкультурно-оздоровительной направленности
МАОУ СОШ № 6 г. о. Троицк.
Учитель физической культуры
МАОУ СОШ № 6 г. о. Троицк:
Кристя С.А.
2013-2014
Пояснительная записка.
Сегодня назрела необходимость освоения массовой школой качественно иной функциональной модели деятельности, базирующейся на принципе полноты образования. Путь к ней лежит через создание в каждой школе целостного образовательного пространства, в котором базовое (общее) и дополнительное образование детей выступают как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты.
Одним из направлений президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» является «Сохранение и укрепление здоровья школьников». С учетом мониторингов здоровья и занятости современных детей, одним из направлений деятельности развития школьной системы дополнительного образования учащихся, является внеклассная работа.
Комплексная программа физического воспитания под редакцией В.И. Ляха и А.А. Зданевича в базовой своей части имеет раздел плавание ( при имеющихся соответствующих условиях в школе). На изучение раздела плавания отводится 8-10 часов при двухразовых уроках физической культуры в неделю и 14-16 часов при трёхразовых уроках физической культуры в неделю. За выделенное время на раздел плавания в комплексной программе можно лишь поверхностно ознакомить учащихся со способами плавания.
??? Учитывая состояние здоровья современных школьников, необходимо не только дать знания и навыки по учебным предметам, но и укрепить здоровье. Имея соответствующие условия можно
обеспечить устойчивыми знаниями и умениями учащихся за счет ???? дополнительного физкультурного образования, которое будет дополнять основную программу по физической культуре в школе, а в частности её раздел «Плавание».
По предположениям учёных, человечество зародилось в водной среде, именно вода является первоисточником жизни. Поэтому человеку приходится с незапамятных времён передвигаться не только по земле, но и по водной поверхности, где не всегда есть мосты и паромы. Благотворительное влияние плавания на организм человека известно с давних времён.
Плавание является одним из жизненно необходимых умений!
Помимо этого, занятия плаванием разносторонне влияет на физическое развитие человека, состояние центральной нервной и дыхательной системы, формирует правильную осанку и сопротивляемость различным заболеваниям. Движения в воде улучшают кровообращение и обмен веществ, укрепляют сердечно – сосудистую систему. Умение плавать, а не купаться, может не только благотворно повлиять на здоровье, но и сохранить жизнь ребенка. Только умение плавать, может уберечь от трагедий на воде.
В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу её составляет организация работы школьной секции.
В соответствии с законом « Об образовании» любая образовательная деятельность по учебным предметам должна осуществляться на основе образовательных программ, которые либо рекомендованы соответствующими организациями (департамент образования, министерство образования), либо разработаны специалистами образовательного учреждения. Полное использование примерной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва не представляется возможным, так как учебный период в спорт школе составляет 46-52 учебных недель, а в общеобразовательной школе -38 недель.
Новизна программы:
Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного образования учащихся общеобразовательного учреждения, с учётом разницы учебных недель. Я предлагаю следующий вариант программы, который в свою очередь основывается на программу ДЮСШ, СДЮШОР и не нарушает Гражданский кодекс РФ, закона «О физической культуре и спорте в РФ» № 80-ФЗ, закона « Об образовании».
-Программа является дополнением к образовательной программе по физической культуре, а именно её разделу «Плавание».
Проработав 17 лет в ДЮСШ по плаванию тренером - преподавателем я предлагаю для апробации следующий вариант программы, который в свою очередь основывается на программу ДЮСШ, СДЮШОР и не нарушает Гражданский кодекс РФ, закона «О физической культуре и спорте в РФ» № 80-ФЗ, закона « Об образовании».-
Структура и содержание программы могут быть использованы для разработки программ секционной работы по другим видам спорта.
Предлагаемая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, режим работы, контрольные нормативы, основные положения теоретической подготовки, физической подготовки, технической подготовки.
Цель: Формирование культуры здорового образа жизни и оздоровление обучающихся.
Задачи:
- Укрепление здоровья и закаливание организма учащихся
- Овладение жизненно необходимым навыком плавания
- Обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков
- Развитие физических качеств: выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей.
- Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и здоровому образу жизни
- Воспитание морально-этических и волевых качеств.
Организация и содержание работы
Мной было сформировано три группы занимающихся по следующим принципам: добровольное желание учащихся к занятиям плаванием; возраст учащихся; уровень подготовленности.
К занятиям в группах общей физической подготовки (ОФП) допускаются все лица, желающие заниматься в спортивной секции и не имеющие медицинских противопоказаний. Продолжительность этапа подготовки не ограничена, охватывает весь период занятий в спортивной секции общеобразовательной школы. В группах ОФП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники плавания.
Возраст зачисления в группах ОФП – от 8 до 17 лет.
Максимальный состав учащихся определяется с учётом соблюдения правил техники безопасности секционных занятиях. Продолжительность одного занятия в группе ОФП не должно превышать 2- х часов с режимом работы 3-и раза в неделю (максимум) и 1-ого часа с режимом трёхчасовых занятий в неделю. Занятия на воде могут быть заменены, занятиями в зале при условии технических условий бассейна.
Продолжительность занятий на воде, составляет 45 минут (без зала). Продолжительность занятий в зале и на воде, составляет 90 минут, проход через контроль переодевания, мытьё в душе перед началом занятий(15 мин).
Таблица №1
Наименование этапа | Год обучения | Минимальный возраст зачисления | Максимальное число учащихся в группе | Максимальное количество учебных часов в неделю | Требования по физической, технической и спортивной подготовке на конец года |
ОФП | 1-2 | 8-11 лет | 15 | 6 | Выполнение нормативов по ОФП и ПП |
ОФП | 1-2 | 8-11 лет | 15 | 3 | Выполнение нормативов по ОФП и ПП |
ОФП | 3 -9 год | 11-17 лет | 15 | 6 | Выполнение нормативов по ОФП и ПП |
ОФП | 3 -9 год | 11-17 лет | 15 | 3 | Выполнение нормативов по ОФП и ПП |
Основными формами учебно-тренировочной работы являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участия в соревнованиях; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных фильмов, кино- или видеозаписей, просмотр соревнований); восстановительные мероприятия( в форме игр на воде) . Учащиеся старших возрастных групп должны участвовать в судействе соревнований.
Примечания: ПП – плавательная подготовка.
ОФП – общая физическая подготовка
Контрольные нормативы
Система нормативов последовательно охватывает весь период обучения в спортивной секции, нормативы носят главным образом контролирующий характер роста физической и технической подготовки. Проводятся в сентябре, и апреле месяце.
В группах ОФП занимаются, как начинающие, так и прошедшие подготовку ранее (например в различных ДЮСШ по плаванию). Поэтому нормативы, представленные в таблице №2 являются ориентировочными исходными величинами, которые отражают развитие физических качеств и технической подготовки занимающихся.
Основными критериями оценки занимающихся в группах ОФП являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля.
Таблица №2
№п.п. | Норматив по ОФП и ПП | 1 год | 2 год | 3-9 года | |||
(д) | (м) | (д) | (м) | (д) | (м) | ||
1 | Проплывание 50м любым способом (кроль на груди, кроль на спине без учёта времени) | . * | * | ||||
2 | Проплывание 100м любым способом (кроль на груди, кроль на спине, брасс. дельфин без учёта времени) | * | * | * | * | ||
3 | Проплывание 200м комплексное плавание без учёта времени | * | * | * | * | ||
4 | Оценка техники стартов и поворотов (ошибки) | * | * | * | * | * | * |
5 | Челночный бег 3х10м, сек. | * | * | * | * | ||
6 | Подвижность плечевых суставов см. | * | * | * | * | * | * |
7 | Прыжок в длину с места, см | * | * | ||||
8 | Бег 6 мин, метры | * | * | ||||
9 | Подъём туловища(кол. раз за 1 мин.) | * | * | * | * | * | * |
10 | Подтягивание на перекладине (кол. раз, мальчики), вис на согнутых руках (сек. девочки) | * | * | * | * | * | * |
11. | Прыжки через скакалку (кол. раз за 1 мин.) | * | * | * | * | * | * |
12. | Спортивный разряд ( не обязательно) | Юн. | Юн. | Вз. | вз. |
Описание выполнения контрольных нормативов.
- Оценка техники стартов и поворотов происходит по пятибалльной системе, за одно нарушение в технике выполнения снижается по одному баллу.
- Челночный бег 3х10 м - оценивается время выполнения задания (задание выполняется из положения высокого старта, после команды «старт» -занимающийся касается линии старта пробегая дистанцию 10 м. - касается рукой линий поворота, тоже самое выполняется при пробегании до линии «старта» и до линии «финиша».
- Подвижность плечевых суставов оценивается следующим образом: занимающийся держит гимнастическую палку в руках, оценка «5»-это расстояние, уже плеч самого сдающего контрольный норматив, оценка «4»-это расстояние, ширины плеч самого сдающего контрольный норматив, оценка «3»-это расстояние, шире ширины плеч самого сдающего контрольный норматив.7
- Прыжок в длину с места выполняется с трёх попыток, оценивается лучший результат.
- Бег в течении 6 минут оценивается по количеству метров преодолевших занимающимся и должен соответствовать нормативам каждой возрастной группы учащихся (можно считать положительным результат, если есть улучшение показателей в сравнении с предыдущей сдачей нормативов).
- Подъём туловища (оценивается количеством выполнений за 1 мин.) Из положения, лёжа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленях — сгибание туловища с касанием локтей коленных суставов.
- Подтягивание на перекладине (оценивается количеством правильных подтягиваний) у мальчиков. Вис на перекладине руки согнутые в локтях (оценивается количество сек. которое занимающаяся может выполнить удерживая подбородок над перекладиной) у девочек .
- Прыжки выполняются на двух ногах (оценивается количество повторений за одну минуту).
План теоретических занятий для групп ОФП обучающихся с 1 по 9 год обучения
Таблица №3
№ | ТЕМА | Годы обучения | ||
1-й | 2-й | 3-й -9ый | ||
1 2
3 4 5 6 7 8 9 | Развитие спортивного плавания в России и за рубежом. Правила поведения в бассейне. Меры безопасности. Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний. Влияние физических упражнений на организм человека. Врачебный контроль и самоконтроль. Первая помощь при несчастных случаях. Морально-волевая подготовка. Основы техники плавания и методики тренировки. Правила, организация и проведение соревнований. Всего часов | 2 1 1 1 1 6 | 2 1 1 1 1 6 | 1 1 1 1 1 1 6 |
Учебный план
для групп ОФП по плаванию 1-ого года обучения.
Таблица №4
№ | Общие сведения и разделы подготовки | Трениров ки без занятий в зале | Тренировки с занятиями в зале |
1 | Теоретическая подготовка часов: Правила поведения в бассейне. Меры безопасности. Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний. Влияние физических упражнений на организм человека. Врачебный контроль и самоконтроль. Основы техники плавания и методики тренировки. | 2 1 1 1 1 | 2 1 1 1 1 |
2 | Всего часов в год на воде на суше | 102 | 102 126 |
3 | Контрольные нормативы: часов | 2 | 2 |
4 | Участие в соревнованиях | 3 | 3 |
5 | Медицинский осмотр | 1 | 1 |
6 | Всего часов: | 114 | 240 |
*Годичный цикл подготовки для групп ОФП 1 года обучения по плаванию см. в таблице № 6, № 7 приложения
*Примерный график распределения изучаемого материала первого этапа для групп начальной подготовки 1-го года обучения смотри в таблице №5 приложения.
За основу планирования первого этапа начального обучения берётся 36- урочная программа занятий (примерный график распределения учебного материала).
При 3-разовых занятиях в неделю программа должна быть освоена за 3 месяца.
Первый этап обучения условно разбит на три ступени. Основу первой ступени (1-12 уроки) составляют подготовительные упражнения в воде, в том числе элементы движения руками и ногами в скольжении на задержке дыхания, учебные прыжки в воду, общеразвивающие упражнения на суше.
Второй этап (13-26уроки) отводятся главным образом изучению технике плавания кроль на груди и на спине.
Третий этап (27-36 уроки) посвящены совершенствованию навыка плавания способом кролем на груди и кролем на спине, изучению технике выполнения старта из воды и с тумбочки, простых поворотов.
Изучение спортивного способа плавания проводится в строгой методической последовательности. Техника плавания изучается раздельно в следующем порядке: 1. положение тела, 2. дыхание, 3. движения ногами, 4. движения руками, 5. общее согласование движений.
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
- ознакомление на суше ;
- изучения движений в воде у неподвижной опоры – при изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, движения руками изучают, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
- изучение движений в воде с подвижной опорой – при изучении движений ногами широко применяются плавательные доски и др.; движения руками изучаются при медленной ходьбе по дну;
- изучения движений в воде без опоры – все упражнения этой группы выполняются в скольжении или плавании.
Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке:
- движения ногами с дыханием;
- движения руками с дыханием;
- движения ногами и руками с дыханием;
- плавание в полной координации.
На этапе закрепления и совершенствования техники плавания ведущее значение приобретает метод целостного выполнения техники.
Программный материал для практических занятий.
Средства обучения плаванию.
В данной программе представлены основные упражнения для обучения и совершенствования техники плавания. К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы упражнений:
- общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше;
- подготовительные упражнения для освоения с водой;
- учебные прыжки в воду;
- игры и развлечения на воде;
- упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.
Общая физическая подготовка
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше.
Общая физическая подготовка пловца направлена на разностороннее комплексное воздействие, на организм спортсмена с некоторым учётом специфики плавания и позволяет решать следующие задачи:
- Всестороннее развитие организма занимающегося, повышение уровня развития выносливости, силы, быстроты гибкости, ловкости, и на основе этих качеств создание функциональной базы, необходимой для спортивных результатов;
- оздоровление пловцов, закаливание, выработка иммунитета к сменам температур;
- обеспечение в периоды снижения специальных тренировочных нагрузок активного отдыха путём изменения характера применяемых упражнений;
- повышение уровня волевой подготовленности занимающихся путём преодоления ими дополнительно создаваемых трудностей.
- целенаправленное решение этих задач в процессе многолетней тренировки создаёт определённый тип спортсмена- пловца-атлета.
- к основным средствам общей физической подготовки относятся:
- различные виды передвижений (обычные ходьба и бег, боком, спиной вперёд, с различными движениями рук, в полуприседе и т.п.);
- кроссовая подготовка (бег в умеренном темпе до 30 мин в чередовании с ходьбой);
- общеразвивающие и акробатические упражнения (без предметов, с партнёром, в упорах и висах);
- подвижные и спортивные игры, эстафеты с элементами общеразвивающих упражнений;
Имитационные упражнения на суше, сходны по форме и характеру с движениями, выполняемыми в воде, они способствуют более быстрому освоению техники плавания, эти упражнения выполняются в положении стоя и стоя в наклоне.
Подготовительные упражнения для освоения с водой
С помощью подготовительных упражнений для освоения с водой решаются следующие задачи:
- формирование комплекса рефлексов (слуховых, зрительных, тактильных, дыхательных и вестибулярных), соответствующих основным свойствам и условиям водной среды;
- освоение рабочей позы пловца, чувство опоры о воду и дыхание в воде – как подготовка к изучению техники спортивного плавания;
- устранение инстинктивного страха перед водой – как основа психологической подготовки к обучению.
Все упражнения для освоения с водой выполняются на задержке дыхания после вдоха. Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейших упражнений, которые являются элементами техники спортивных способов плавания. Особое внимание уделяется упражнениям в скольжении, которые содействуют выработке равновесия, горизонтального положения тела, улучшению обтекаемости тела при плавании.
Погружение в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде
Задачи:
- устранение инстинктивного страха перед погружением в воду;
ознакомление с выталкивающей подъёмной силой воды;
- обучение открыванию глаз и ориентировке в воде.
Упражнения
Во время выполнения упражнений, необходимо научиться не вытирать глаза руками.
- Набрать в ладони воду и умыть лицо.
- Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив голову до уровня носа.(упражнение выполняется на задержке дыхания)
- Сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться в воду, опустив голову до уровня глаз.
- Сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться с головой в воду.
- То же, держась за бортик бассейна.
- “Сядь на дно”. Сделать вдох, задержать дыхание и, погрузившись в воду, попытаться сесть на дно.
- Подныривая под разграничительную дорожку (резиновый круг, доску) при передвижении шагом по дну бассейна.
- Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и сосчитать количество облицовочных плиток на бортике, до дна бассейна.
- “Достань клад”. Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и найти игрушку (шапочку), брошенную на дно бассейна.
- Упражнение в парах “водолазы”. Погрузившись в воду, открыть глаза и сосчитать количество пальцев на руке партнера, поднесенных к лицу.
- Упражнение в парах. Стоя лицом друг к другу, сделать вдох, погрузиться в воду и поднырнуть между широко расставленными ногами партнера.
Всплывание и лежание на воде
Задачи:
- Ознакомление с непривычным состоянием гидростатической невесомости;
- Освоение навыка лежания на воде в горизонтальном положении;
- Освоение возможного изменения положения тела в воде.
Упражнения
- Лежание на воде с опорой. Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды.
- То же, что и предыдущее упражнение, но после того, как ноги и таз приподнялись к поверхности воды, оттолкнуться кистями от бортика.
- “Поплавок”. Сделать полный вдох, задержать дыхание и, медленно погрузившись в воду, принять положение плотной группировки (подбородок упирается в согнутые колени). В этом положении, сосчитав до десяти, всплыть на поверхность.
- “Медуза”. Выполнив упражнение “поплавок” расслабить руки и ноги.
- “Звездочка”. Из положения “Поплавок” развести ноги и руки в стороны (или, сделав вдох и опустив лицо в воду, лечь на воду; руки и ноги в стороны).
- “Звездочка” в положении на груди: несколько раз свести и развести руки и ноги.
- “Звездочка” в положении на спине: опуститься по шею в воду затем, опустив затылок в воду (смотреть строго вверх; уши должны быть в воде), оттолкнуться от дна; руки и ноги в стороны.
- В том же исходном положении несколько раз свести и развести руки и ноги.
- “Звездочка” в положении на спине; затем ноги и руки свести (вдох с задержкой дыхания) и перевернуться на грудь - “Звездочка” в положении на груди.
Выдохи в воду
Задачи:
- Освоение навыка задержки дыхания на вдохе;
- Умение делать выдох-вдох с задержкой дыхания на вдохе;
- Освоение выдохов воду.
Упражнения
- Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом сдуть воду.
- Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лунку (выдох, как дуют на горячий чай).
- Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду-выдох.
- То же, опустив лицо в воду.
- То же, погрузившись в воду с головой.
- Сделать 20 выдохов в воду, поднимая и погружая лицо в воду.
- упражнение в парах - ”насос”. Стоя лицом к друг другу. Взявшись за руки, по очереди выполнять выдох в воду.
- Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, делать вдохи-выдохи (для вдоха поднимать голову вперед).
- Сделать 20 выдохов в воду, поворачивая голову для вдоха налево.
- То же, поворачивая голову для входа направо.
- Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, дышать, поворачивая голову для вдоха налево.
- То же, поворачивая голову для вдоха направо.
- Скольжения
Задачи:
- Освоение равновесия и обтекаемого положения тела;
- Умение вытягиваться вперед в направлении движения
- Освоение рабочей позы пловца и дыхания.
Упражнения
1.Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна, поднять руки вверх; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду оттолкнуться ногами.
2.То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.
3.То же, поменяв положение рук.
4.То же, руки вдоль туловища.
5.Скольжение на левом боку: левая рука вытянута вперед, правая у бедра.
6.Скольжение на спине, руки вдоль туловища.
7.То же, правая рука впереди, левая вдоль туловища.
8.То же, поменяв положение рук.
9.То же, руки вытянуты вперед.
10.Скольжение с круговыми вращениями тела – «винт».
11.Скольжение на груди: руки вытянуты вперед; в середине скольжения сделать выдох – вдох, подняв голову вперед.
12.То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища; в середине скольжения сделать выдох – вдох в левую сторону.
13.То же, поменяв положение рук; выдох – вдох в правую сторону.
14.Скольжение на правом боку: в середине скольжения сделать быстрый выдох – вдох.
15.То же на левом боку.
Учебные прыжки в воду
Задачи:
- Устранение инстинктивного страха перед водой и быстрое освоение с непривычной средой.
- Подготовка к успешному освоению стартового прыжка и элементов прикладного плавания.
Упражнения
1.Сидя на бортике, упираясь в него одной рукой, по сигналу педагога спрыгнуть в воду ногами вниз.
2.Сидя на бортике, упираясь ногами в сливной желоб, поднять руки вверх (голова между руками), сильно наклониться вперед, опираясь грудью о колени и оттолкнувшись ногами, упасть в воду.
3. Стоя на бортике и зацепившись за его край пальцами ног, принять положение упора присев, вытянуть руки вверх (голова между руками), наклониться вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.
4.В том же исходном положении (руки прижаты к туловищу) вынести вперед над водой одну ногу, присоединить к ней другую и выполнить соскок в воду. То же, вытянув руки вверх.
5.В том же исходном положении согнуть ноги в коленных суставах, оттолкнуться вверх и спрыгнуть в воду вниз ногами. Сначала руки вытянуты вдоль туловища, потом вверху.
6.Стоя на бортике бассейна и зацепившись за его край пальцами ног, поднять руки вверх ( голова между руками), наклониться вперед - вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.
7.То же, что и в предыдущем упражнении, но согнуть ноги в коленях и оттолкнуться от бортика.
- Игры на воде.
Игры с погружением в воду с головой и открыванием глаз в воде.
1.<<Кто быстрей спрячется под водой?>>
Играющие становятся лицом к ведущему и по его сигналу быстро приседают так, чтобы голова скрылась под водой.
Вариант игры -<<Сядь на дно>>: по команде ведущего участники игры пытаются сесть на дно и погружаются в воду с головой.
Методические указания. Перед погружением в воду необходимо сделать глубокий вдох и задержать дыхание на вдохе. Это помогает почувствовать подъёмную силу воды, а так же убедиться в том, что сесть на дно практически невозможно.
2.<<Хоровод>>
Играющие становятся в круг, взявшись за руки. По сигналу ведущего они начинают движение по кругу, считая вслух до десяти. Затем делают вдох, задержав дыхание, погружаются в воду и открывают глаза. Игра возобновляется с движением в обратном направлении.
Методическое указание. После того как играющие снова появятся над водой, ведущий даёт им указание крепко держаться за руки, чтобы не вытирать глаза и стекающие по лицу воду.
Игры с всплыванием и лежанием на воде.
1.<<Винт>>
Играющие по команде ведущего ложатся на воду в положении на спине. Затем (в зависимости от дальнейшей команды) поворачиваются на бок, на грудь, снова на спину и т.д. Выиграет тот, кто лучше других умеет менять положение тела в воде.
Методические указания. При выполнении поворотов руководитель даёт указание играющим помогать себе гребковыми движениями рук.
2.<<Авария>>
По команде ведущего играющие, сделав глубокий вдох, ложатся на спину на поверхность воды – это <<потерпевшие кораблекрушение>>.Они стараются продержаться как можно дольше на воде (до 3-5 мин.) - <<пока не подоспеет помощь>>.
Методические указания.
До начала игры ведущий подсказывает участникам, что во время лежания на воде можно выполнять лёгкие гребковые движения кистями(в виде <<восьмёрок>>) около тела.
Игры с выдохами в воду.
1.<<У кого больше пузырей?>>
По команде ведущего, играющие погружаются с головой в воду и выполняют продолжительный выдох через рот. Выигрывает участник, у которого при выдохе было больше пузырей, т.е. сделавший более продолжительный и непрерывный выдох в воду.
Методические указания. Напомнить играющим, что перед погружением под воду обязательно нужно делать вдох.
2.<<Ваньки - встаньки>>
Играющие, разделившись на пары, становятся лицом друг к другу и крепко держатся за руки. По первому сигналу ведущего стоящие справа приседают, опускаются под воду и делают глубокий выдох (глаза открыты). По второму сигналу в воду погружаются стоящие слева, а их партнёры резко выпрыгивают из воды и делают вдох. Выигрывает та пара, которая сделает дольше выдох в воду, ведущему необходимо внимательно следить за обязательным выполнением других разученных элементов: например, открывание глаз в воде.
Игры со скольжением и плаванием
1.<<Кто дальше проскользит ? »
Играющие становятся в шеренгу на линии старта и по команде ведущего выполняют скольжение сначала на груди, затем на спине.
Методические указания. При скольжении на груди руки вытянуты вперёд; при скольжении на спине руки сначала вытянуты вдоль туловища, затем вперёд. Скольжение выполняется в сторону мелководья.
2.<<Стрела>>
Играющие принимают исходное положение для скольжения, обязательно вытягивая руки вперёд – как стрела. Ведущий и его помощники входят в воду, берут поочерёдно каждого играющего одной рукой за ноги, другой – под живот и толкает его к берегу по поверхности воды. Побеждает <<стрела>>, которая проскользит дальше всех.
Методические указания. Скольжение выполняется на груди и на спине. Игра проводится только с детьми младших возрастов.
Игры с прыжками в воду.
1.<<Не отставай!>>
Играющие садятся на бортик, свесив ноги в воду. По сигналу ведущего они спрыгивают в воду, быстро поворачиваются лицом к бортику и дотрагиваются до него руками. Выигрывает тот, кто раньше займёт это положение.
Методические указания. Игру можно проводить с неумеющими плавать, если глубина воды доходит до уровня пояса или груди.
2.<<Эстафета>>
Играющие, разделившись на две команды, садятся на бортик бассейна друг за другом .По сигналу ведущего замыкающие в каждой команде ударяют рукой по плечу сидящего впереди и прыгают в воду; каждый играющий проделывает тоже самое .Выигрывает команда, все игроки которой раньше оказались в воде.
Методические указания. Напомнить участникам игры, что перед каждым прыжком нужно сделать вдох и задержать дыхание.
3.<<Прыжки в воду>>
Участники поочередно спрыгивают в воду ногами вниз, стараясь попасть в пластмассовый обруч, лежащий на воде около бортика бассейна.
Сначала прыжки могут выполнять из положения присев, затем из положения стоя (с шага) и , наконец , оттолкнувшись двумя ногами от бортика. Во время первых прыжков не следует делать замечания тем, кто задевает обруч руками. Постепенно Ведущий усложняет задачу: прыгнуть в обруч, не задев его. В этом случае прыжок выполняется, вытянув руки вдоль туловища или вверх.
Методичные указания . Обращать внимание играющих на правильное исходное положение. При выполнении прыжков в воду: Перед прыжком нужно захватывать пальцами ног передний край бортика, трубочки, т.е любой опоры, чтобы не поскользнуться и не упасть назад.
Игры с мячом.
1.<<Мяч по кругу>>
Играющие становятся в круг и перебрасывают друг друга легкий, не впитывающий влагу мяч.
2.<<Волейбол в воде>>
Задача игры: та же, что и в предыдущей игре.
В зависимости от подготовленности участников игра может проводиться в мелком или в глубоком бассейне.
- Упражнения для изучения техники плавания кролем на груди
Управление для изучения движений ногами и дыхания
1. И. п.- сидя на полу или на краю скамьи с опорой руками сзади: ноги выпрямлены в коленных суставах, носки оттянуты и раздвинуты внутрь. Имитация движений ногами кролем.
2. И. п.- лежа на груди поперек скамьи с опорой руками о пол. Имитация движений ногами кролем.
3. И. п.- сидя на краю берега или бассейна, опустив ноги в воду. Движение ногами кролем по команде или под счет преподавателя.
4. И. п.- лежа на груди, держась за бортик руками (локти упираются в стенку бассейна); подбородок на поверхности воды. Движение ногами кролем
5. И. п.- лежа на груди, держась за бортик вытянутыми руками; лицо опущено в воду. Движение ногами кролем.
6. И. п.- то же, держась за бортик бассейна одной рукой, другая вытянута вдоль туловища; лицо опущено в воду. То же, поменяв положение рук.
7. То же , с дыханием ; вдох выполняется во время поворота головы в сторону руки, вытянутой вдоль туловища; выдох- при имитации опускания лица в воду.
8. Плавание при помощи движения ногами, держа доску в вытянутых руках, выполняя выдох в воду, при вдохе подбородок лежит на воде.
9. То же, держа доску в одной вытянутой руке. Сначала правой рукой держать доску перед собой, левая - вдоль туловища; затем поменять положение рук. Вдох выполняется во время поворота головы в сторону руки, вытянутой вдоль туловища.
10. Плавание при помощи движений ногами без помощи доски с различными положениями рук: а) прямые руки впереди; б) одна рука впереди, другая – вдоль туловища; в) обе руки вдоль туловища; г) обе руки за спиной, кисть касается локтя противоположной руки. Вдох выполняется во время поворота головы в сторону руки, вытянутой вдоль туловища (б), либо во время подъема головы вперед (а, б, г), выдох – во время опускания лица в воду.
>Основные методические указания
В упражнениях 1-10 следить, чтобы ноги в коленях не сгибались, носки ног была оттянуты и повернуты немного внутрь. В упражнениях 1-4 темп движения быстрей.
В упражнениях 5-10: следить за ровным, вытянутым положением тела у поверхности воды, движения должны быть энергичными, с небольшой амплитудой и в среднем темпе, стопы расслаблены.Упражнение 5-6, 9-10 выполняются в начале на задержке дыхания, затем – в согласование с дыханием.
Упражнение для освоения движений руками и дыхания
11. И. п. – стоя, одна рука вверху, другая у бедра. Круговые и попеременные движения обеими руками вперед и назад – «мельница». Разнонаправленные круговые движения руками.
12. И. п. – стоя в выпаде вперед, слегка наклонив туловище вперед; одна рука опирается о колено передней ноги, другая – впереди, в положении начала гребка. Имитация движения одной руки кролем.
13. И. п. – то же; одна рука впереди, в положении начала гребка; другая – у бедра, в положении окончания гребка. Имитация движение руками кролем.
14. И. п. – стоя на дне бассейна в выпаде вперед; одна рука упирается в колено передней ноги, другая – на поверхности воды, в положении начала гребка; подбородок на воде, смотреть прямо пред собой. Имитация движений одной рукой кролем (сначала правой, затем левой). То же , с задержкой дыхания (лицо опущено в воду). То же, с поворотом головы для вдоха.
15. Плавание при помощи движений одной рукой, держа в другой руке доску
16. То же, лицо опущено в воду; между ногами зажата плавательная доска или круг.
17. Плавание при помощи движения одной руки (другая вытянута вперед).
18. Плавание при помощи поочередных движений руками кролем в согласовании с дыханием (руки вытянуты вперед). Как только одна рука заканчивает гребок, его тут же начинает другая рука. Вдох выполняется в сторону работающей руки.
19. Плавание при помощи движений руками в согласовании с дыханием «три – три» (вдох выполняется после каждого третьего гребка).
> Основные методические указания
В упражнениях 11-14: движение выполнять прямыми руками, гребок делать под туловищем, касаясь бедра в конце гребка, ладонь развернута назад.
В упражнении 14: гребок должен быть длинным, без раскачивания плеч, вдох- в момент касания бедра рукой.
Упражнения 15-19: следить за ровным положением тела, чтобы гребок выполнялся напряженной кистью, ладонь развернута назад. Без сгибания руки локтем назад; выполняются вначале в скольжении после отталкивания от дна бассейна из, И. П. одна рука впереди, другая – у бедра, за тем – с надувным кругом между ногами.
Упражнение 15-17 выполняется в начале, на задержке дыхания, затем в согласовании с дыханием.
Упражнения для изучения общего согласования движений
20. Плавание с непрерывной работой ног, одна рука впереди, другая – у бедра. Присоединение движений руками кролем на груди.
21. Плавание кролем на груди с акцентом на сильную работу ногами (для выработки шестиударной координации движений)
22. То же, с акцентом на сильную работу руками, сдерживая движение ногами (для выработки двух - и четырехударной координации движений.)
23. Плавание в полной координации с дыханием в обе стороны «три-три».
Основные методические указания.
В упражнении 20: вначале делается два, затем три и более циклов движений.
Упражнения 21-22, вначале делаются на задержке дыхания, затем вдох делается на два цикла движений, затем - на каждый цикл
- Упражнения для изучения техники плавания кроль на спине
Упражнения для изучения движений ногами
1. Аналогично упражнениям 1 и 3, для кроля на груди.
2. И. п.- лёжа на спине, держась руками (на ширине плеч) за бортик бассейна. Опираясь верхней частью спины о стенку, выполнять движения ногами кролем на спине по команде или под счет преподавателя.
3. Плавания при помощи движений ногами, держа доску обеими руками, вытянутыми вдоль туловища.
4. То же, держа доску одной рукой, вытянутой вперёд по направлению движения.
5. То же, держа доску обеими руками, вытянутыми вперёд (голова между руками).
6. Плавание при помощи движений ногами с различными положениями рук: вдоль туловища; одна рука вперёд, другая вдоль туловища; обе руки вытянуты вперёд (голова между руками).
Основные методические указания
Следить за вытянутым, ровным положением телом. Голова лежит затылком в воде, уши наполовину погружены в воду, взгляд направлен вверх. Таз и бёдра у поверхности. Ноги должны сильно вспенивать воду, колени не должны показываться из воды.
Упражнения для изучения движений руками
7. И.п.- стоя, одна рука вверху, другая у бедра. Круговые движения обеими руками назад («мельница»)
8. Плавание при помощи движений одной рукой, другая вытянута вперёд с доской. То же, поменяв положение рук.
9. Плавание при помощи движений руками с доской. После выполнения гребка одной рукой она перехватывает доску, и гребок начинает другая рука.
10. Плавание при помощи одновременных движений руками, зажав доску между ногами. Движения выполняются с акцентом на ускорение к концу гребка.
11. То же, при помощи попеременных движений руками.
12. Плавание при помощи движений ногами и одновременных движений руками (без выноса их из воды).
13. Плавание при помощи движений ногами, руки вытянуты вперёд. Сделать гребок одновременно обеими руками до бёдер и пронести их над водой в исходное положение. Продолжая движения ногами, повторить гребок обеими руками.
14. Плавание при помощи одной рукой, другая – вытянута вперёд. То же, поменяв положение рук.
15. Плавание кролем при помощи поочерёдных движений руками. После соединения рук впереди очерёдная рука выполняет свой гребок.
16. Плавание при помощи движений ногами со сменой рук на шесть счётов (одна рука впереди, другая - вдоль туловища). После счёта «шесть» обучаемые одновременно одной рукой выполняют гребок, а другую проносит над водой.
Основные методические указания
Движения выполнять почти прямыми руками, следить за правильной ориентацией кисти. Руки проносить по воздуху прямыми, прямо над плечом, вкладывать в воду на ширине плеча. Не запрокидывать голову. Таз и бедра – у поверхности воды. Вытянутая вперед рука напряжена, тянется в направлении движения. Вначале упражнения делаются в скольжении из и.п. одна рука впереди, другая – у бедра, затем – с кругом между ногами.
Упражнения для изучения общего согласования движений
17. И.п. – лежа на спине, правая вверху, левая вдоль тела. Руки одновременно начинают движение: правая – гребок, левая – пронос. Затем следует пауза, в течение которой ноги продолжают работать. Постепенно сокращая паузу, добиваются слитного шестиударного согласования движений рук и ног.
18. Плавание в полной координации в согласовании с дыханием.
19. То же, с акцентом на сильную работу с ногами ( для выработки шестиударной координации движений).
Основные методические указания.
Движения выполнять непрерывно, без пауз.
Смена положений рук должна проходить одновременно.
Упражнения для изучения техники стартов.
Ко времени изучения стартового прыжка пловцы должны овладеть техникой выполнения учебных прыжков в воду.
Стартовый прыжок с тумбочки
- И.п. – основная стойка. Согнуть ноги в коленных суставах и, сделав мах руками, подпрыгнуть вверх; при этом руки выпрямить, кисти соединить, голова между руками.
- То же, из исходного положения для старта
- Принять исходное положение для старта. Согнуть ноги в коленных суставах, наклониться вперёд, опустить руки и выполнить мах руками вперёд вверх. Оттолкнуться ногами и выполнить прыжок вверх; одновременно соединить руки впереди и « убрать» голову под руки.
- То же, но под команду.
- Выполнять спад в воду с отталкиванием в конце падения.
- Выполнить стартовый прыжок с бортика бассейна.
- Выполнить стартовый прыжок с тумбочки. Вначале со скольжением до всплытия, затем с гребковыми движениями ногами, выходом на поверхность и первыми гребковыми движениями.
- То же, но под команду.
- Стартовый прыжок через шест с увеличением высоты и дальности полёта.
- Стартовый прыжок с акцентом на быстроту подготовительных движений, скорость или мощность отталкивания.
Старт из воды
Старт из воды начинают разучивать сразу после освоения скольжения и плавания на спине.
- Сидя на скамейке, вдоль нее (или на полу на матах) лицом к гимнастической стенке, зафиксировать И.П. пловца для выполнения старта из воды (используя рейки стенки в качестве стартовых поручней), выполнить в медленном темпе движения, как при старте из воды (мах руками вперёд, отталкивание ногами от стенки), и принять положение скольжения на спине с вытянутыми вперёд руками.
- Взявшись прямыми руками за край бортика, принять положение группировки и поставить ноги на стенку бассейна. Затем вывести руки над водой вперёд, оттолкнуться ногами от стенки и выполнить скольжение на спине.
- То же, пронося руки вперёд над водой.
- То же, но одновременно с проносом рук над водой резко прогнуться и выполнить толчок ногами. После входа в воду не запрокидывать голову назад, а прижать подбородок к груди, чтобы глубоко не уходить под воду. Затем начать движения ногами и гребок рукой.
- Старт из воды, взявшись руками за поручни.
- Упражнения для изучения плоского поворота в кроле на груди
- И.п.- стоя лицом к стенке зала, согнув ногу и поставив её на стенку; руки прижаты к туловищу и согнуты в локтях. Сгруппировавшись, выполнить отталкивание с махом обеими руками вперёд, имитацию скольжения и первых плавательных движений.
- И.п.- стоя спиной к бортику бассейна .Наклониться и погрузиться в воду до плеч, согнуть одну ногу и упереться стопой в бортик, руки вытянуть вперёд сомкнутыми ладонями вниз. Сделать вдох и опустить голову в воду, вторую ногу согнуть и приставить к первой, погрузиться в воду. Оттолкнуться от бортика и скользить до всплытия на поверхность.
- И.п.- стоя лицом к бортику на расстоянии шага. Наклониться вперёд, правую руку положить на бортик против левого плеча. Левую руку отвести назад, сделать вдох и опустить голову лицом в воду, задержать дыхание на вдохе. После этого разогнуть правую руку в локтевом суставе, выполнить вспомогательный гребок левой рукой назад, сгруппироваться, развернуть тело в лево, упереться стопами в бортик, руки вывести вперёд.
- То же, с постановкой левой руки на бортик бассейна.
- То же, с отталкиванием ногами от стенки.
- То же, с подплыванием к бортику бассейна.
Учебный план
для группы ОФП по плаванию 2-ого года обучения.
Таблица № 8
№ | Общие сведения и разделы подготовки | Трениров ки без занятий в зале | Трениров ки с занятиями в зале |
1 | Теоретическая подготовка часов: Правила поведения в бассейне. Меры безопасности. Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний. Влияние физических упражнений на организм человека. Врачебный контроль и самоконтроль. Основы техники плавания и методики тренировки. | 2 1 1 1 1 | 2 1 1 1 1 |
2 | Всего часов в год на воде на суше | 102 | 102 126 |
3 | Контрольные нормативы: часов | 2 | 2 |
4 | Участие в соревнованиях | 3 | 3 |
5 | Медицинский осмотр | 1 | 1 |
6 | Всего часов: | 114 | 240 |
Основные цели и задачи:
На этом этапе подготовки большое значение отводится всестороннему физическому развитию: выносливости, гибкости, скорости, силе.
Совершенствованию технике плавания способам кроль на груди и кроль на спине. Обучение технике плавания брасс и дельфин (баттерфляй), а также технике выполнению стартов и поворотов.
*Годичный цикл подготовки для групп ОФП 2 года обучения по плаванию см. в таблице № 9, № 10 приложения
Упражнения для изучения техники плавания брассом на суше и в воде
Упражнения для изучения движений ногами
- И.п. – сидя на полу, упор руками сзади. Движение ногами, как при плавании брассом: медленно подтянуть ноги, разворачивая колени в стороны и волоча стопы по полу; развернуть носки в стороны; выполнить толчок, соединить ноги и вытянуть их на полу. Сделать паузу. Медленно и мягко подтянуть ноги к себе.
- И.п. – сидя на бортике бассейна, упор руками сзади. Движения ногами брассом.
- И.п. – лежа на спине, держась руками за сливной бортик. Движения ногами брассом.
- И.п. – лежа на груди у бортика, держась за него руками. Движения ногами, как при плавании брассом.
- Плавание на спине при помощи движений ногами, держа доску в вытянутых вперед руках.
- Плавание на груди при помощи движений ногами с доской. После толчка обязательно соблюдать паузу, стараясь скользить как можно дольше.
- Плавание на спине с движениями ногами брассом, руки у бедер.
- Плавание на груди, руки вытянуты вперед.
- То же, при помощи движений ногами, руки вдоль туловища.
Основные методические указания
Упражнения1-2: первые движения выполняются в начале медленно, с остановками в конце сгибания ног, после разворота стоп и сведения ног вместе, затем – в нормальном ритме.
Упражнения 3-9: колени на ширине плеч, следить за максимальным разворотом стоп носками в стороны. Отталкивание производится энергично, одним дугообразным движением назад – внутри с паузой после сведения ног вместе.
Упражнения для изучения движений руками и дыхания
- И.п. – стоя в наклоне вперед, ноги на ширине плеч. Руки вытянуты вперед. Одновременные гребковые движения руками, как при плавании брассом.
- И.п. – стоя на дне в наклоне вперед, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед; плечи и подбородок лежат на воде. Гребки руками(сначала с поднятой головой, затем опустив лицо в воду) на задержке дыхания.
- То же, но в сочетании с дыханием.
- Скольжения с гребковыми движениями руками.
- Плавание при помощи движений руками с поплавком между ногами( с высоко поднятой головой)
Основные методические указания
Упражнения 10-12: руки разводятся в стороны немного шире плеч, в конце гребка локти быстро «убираются» - движутся внутрь – вниз вблизи туловища , кисти соединяются вместе. После выпрямления рук сделать короткую паузу.
Упражнения 13-14: вначале выполняются на задержке дыхания ( по 2-4 цикла) затем с дыханием.
Упражнения для изучения общего согласования движений
15. Плавание с раздельной координацией движений (когда руки заканчивают гребок и вытягиваются вперёд, ноги начинают подтягивание и толчок); дыхание через 1-2 цикла движений.
16. Плавание с укороченными гребками руками в согласовании с дыханием.
17. Плавание в полной координации на задержке дыхания.
18. Плавание в полной координации (ноги подтягиваются в конце гребка руками и выполняют толчок одновременно с выведением рук вперёд и скольжением), с произвольным дыханием и выдохом в воду через 1-2 цикла движений.
19. То же, с вдохом в конце гребка.
Основные методические указания
Удар ногами должен приходиться на завершение выведения рук вперёд.
От плавания на задержке дыхания осуществляется переход к произвольному дыханию, затем к вдоху в конце гребка.
Упражнения для изучения техники плавания дельфином на суше и в воде
Упражнения для изучения движений ногами и дыхания
- И п.- стоя в упоре на коленях. Выгибание и округление спины с максимальной амплитудой.
- И п.- стоя на одной ноге на носке боком к стенке с опорой на неё рукой, другая рука вытянута вверх. Волнообразные движения туловищем и свободной ногой, как при плавании дельфином.
- И п.- стоя на дне бассейна упираясь в стенку прямыми руками на уровне плеч. Выгибание и округление спины с максимальной амплитудой.
- И п.- стоя, руки вверху. Волнообразные движения туловищем.
- И.п.- лёжа, держась руками за стенку бассейна. Движения ногами дельфином.
- То же, но лёжа на боку.
- Плавание при помощи движений ногами в положении на груди, держа доску в вытянутых руках.
- Плавание при помощи движений ногами в положении на боку (доска прижата верхней рукой к туловищу, нижняя - впереди).
- Плавание при помощи движений ногами в положении на груди (руки впереди, затем вдоль туловища).
- Плавание при помощи движений ногами в положении на боку (верхняя рука вдоль туловища, нижняя впереди).
- Плавание при помощи движений ногами в положении на спине (руки вдоль туловища).
Основные методические указания
Добиваться упругих, непрерывных движений тазом вверх-вниз, волнообразных движений расслабленными голенями и стопами. Ноги не должны чрезмерно сгибаться в коленях. Плечи должны удерживаться, на поверхности воды, не раскачиваясь.
Упражнения 7-10 выполняются вначале на задержке дыхания, затем- 1 вдох на 2-3 удара ногами.
Упражнения для изучения движений руками и дыхания
- И.п.- стоя. Выкрут рук вперёд и назад (руки захватывают концы жгута).
- И.п.- стоя в наклоне вперёд, руки впереди на ширине плеч, голова слегка приподнята. Круговые вращения прямых рук вперёд.
- То же, но лицо опущено вниз.
- То же, но руки имитируют движения при плавании дельфином.
- И.п.- стоя в воде в наклоне вперёд. Упражнения 12-14, опустив лицо в воду (на задержке дыхания).
- Плавание при помощи движений руками, с кругом между ногами.
- Плавание при помощи движений руками без круга.
Упражнения для изучения общего согласования движений
- И.п.- стоя руки вверх. Движения руками с одновременными движениями тазом, как при плавании двухударным слитным дельфином. Последовательность движений: движения тазом; гребок руками вниз; второе движение тазом; пронос рук в исходное положение. Упражнение вначале выполняется на суше, затем- в воде.
- Плавание дельфином с лёгкими, поддерживающими ударами.
- Плавание двухударным дельфином и задержкой дыхания и раздельной координацией движений. Задержка рук у бёдер после гребка либо после входа в воду. В этот момент выполняется два удара ногами и вдох.
- Плавание двухударным слитным дельфином с задержкой дыхания.
- То же, в согласовании с дыханием: сначала один вдох на 2-3 цикла, затем- на каждый цикл движений.
Основные методические указания
Упражнение 15: во время имитации гребка руками движутся дугообразно, вначале немного в стороны, к середине гребка - вовнутрь. Акцентировать внимание на высокое положение локтя.
Упражнение 16: плечи находятся на поверхности воды, для вдоха голова приподнимается так, что подбородок касается воды.
Упражнения 16-18, 20-23: контролировать положение высокого локтя в начале гребка, ориентацию кистей ладонями назад. Гребок должен выполняться до бёдер. Вначале выполняются на задержке дыхания, затем – один вдох на два-три цикла движений, затем – на каждый цикл.
Упражнение 19: вначале выполняется медленно, с небольшими задержками, затем – в рабочем темпе.
Упражнения для изучения поворота «маятником» в плавании способами брасс и дельфин.
- И.п.- стоя спиной к бортику бассейна, упираясь в него ладонью правой руки. Принять положение группировки, согнуть правую ногу и поставить её на стенку, прижав колено к груди. Присоединить левую ногу к правой, вывести обе руки вперёд, оттолкнуться от бортика и выполнить скольжение.
- И.п. - стоя лицом к бортику (на расстоянии одного шага). Наклониться вперёд, обе руки положить на бортик. Руки сгибаются в локтевых суставах, пловец приближается к бортику. Левая рука начинает движение вниз, выполняется вдох, голова опускается в воду, дыхание задерживается, пловец группируется. Одновременно с отталкиванием правой руки выполняется поворот на 180 градусов и постановка стоп на стенку бассейна. Правая рука разгибается с одновременным движением головой и отталкиванием ног. Руки соединяются за головой к завершению отталкивания, после чего пловец скользит до полной остановки.
- То же, с постановкой рук на бортик со скольжения.
- То же, с подплыванием к бортику бассейна.
- То же с работой ног дельфином или длинным гребком брассом и выходом на поверхность.
Совершенствование техники плавания
Кроль на груди
- Плавание с помощью движений ногами кролем на груди, на боку и на спине с различным положением рук (обе впереди; одна впереди, другая у бедра; обе у бёдер), а также с доской в руках.
- ныряние в длину на 10-12 м с помощью движений ногами кролем, руки вперёд.
- И.п. – стоя на суше в наклоне вперёд, в руках гимнастическая палка. Имитация движений руками кролем в согласовании с поворотами плечевого пояса, туловища и движениями бёдер.
- Плавание кролем с помощью движений ногами и гребков одной рукой, другая вперёд или у бедра (вдох в сторону руки, выполняющей гребки либо в сторону прижатой руки).
- То же, с акцентировано ускоренным проносом руки.
- Плавание с помощью движений руками кролем и поплавком между бёдрами.
- То же, но с заданием коснуться кистью подмышки во время проноса руки. Локоть при этом должен находиться в подчёркнуто высоком положении.
- То же, но с заданием коснуться пальцами бедра в конце гребка.
- То же, что и упражнение 10, но с лопаточками.
10. Плавание кролем с помощью движений руками (с поплавком между бёдрами), с заведением руки после выхода её из воды за спину (задание – коснуться пальцами поплавка или ягодиц).
11. Плавание кролем «с подменой». Ноги совершают непрерывные движения. Выполняется 3 гребка левой рукой (другая вытянута вперёд), в момент окончания 3-го гребка левой рукой правая подхватывает движение и в свою очередь выполняет 3 гребка (левая завершает движение над водой и вытягивается вперёд). Вдох производится в сторону гребковой руки.
12. То же, но во время выполнения гребков одной рукой другая находится у бедра.
13. Плавание кролем «на сцепление». Ноги совершают непрерывные движения. Одна рука вытянута вперёд, другая у бедра. Сделать вдох в сторону прижатой руки, затем выполнить длинный гребок одной рукой с одновременным проносом над водой другой. После небольшой паузы в движениях рук выполняется вдох, но теперь в другую сторону, и снова меняется положение рук.
14. То же, но пловец находится на боку, нижняя рука вперёд ладонью вниз, верхняя у бедра. Во время длинного гребка одной рукой и движения над водой другой пловец плавно поворачивается через грудь на другой бок.
15. Плавание кролем «с обгоном». Ноги совершают непрерывные движения. Из положения руки вперёд (кисти соприкасаются) выполнить длинный гребок и движение над водой одной рукой, после соприкосновения кистей – то же другой и т.д.
16. Плавание кролем с высоко поднятой головой (подбородок на поверхности воды).
17.То же, но с движением ног дельфином.
18.Плавание на груди с помощью движений ногами дельфином и одной рукой кролем, вторая тянута вперед, вдох в сторону руки, совершающей гребок.
19.То же, прижав одну руку к бедру. Вдох в сторону прижатой руки.
20.Плавание на груди с помощью движение руками кролем, ногами дельфином.
21.Плавание кролем на груди заданным темпом и скоростью (постоянные значения параметров и их варьирование), акцентированием внимание на отдельных элементах техники движений..
22.Плавание кролем на груди на наименьшее количество гребков руками, сохраняя заданную скорость на отрезке.
23.Плавание кролем с задержкой дыхания, с различным количеством гребков, приходящихся на один вдох, с дыханием в обе стороны.
24.Плавание кролем на груди с различной координацией движения – шести - , четырех- и двухударной.
25.Плавание кролем на груди в усложненных условиях: кисть сжата в кулак, кисть касается плеча ( «плавание на локтях»), вывод рук в исходное положение по поверхности воды, с дополнительными грузами.
26.Плавание кролем на груди в облегченных условиях: на растянутом амортизаторе, с подвеской, ( лидирующий торс), с ластами.
КРОЛЬ НА СПИНЕ
1. Плавание с помощью ногами кролем на груди, на боку и на спине с различным положением рук ( обе впереди: одна впереди, другая у бедра; обе у бедер) , а также с доской в руках.
2. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем, одна рука впереди по поверхности воды, другая – вверх.
3. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем, одна рука впереди по поверхности воды, другая у бедра. Пловец встречными маховыми движениями по воздуху меняет положение рук; повторение после небольшой паузы.
4. Ныряние в длину ( 6-8 м ) с помощью движений ногами кролем на спине и дельфином, руками вперед, кисти вместе, голова затылком на руках
5. Плавание кролем на спине с помощью движений руками и поплавком между бедрами.
6. То же с лопаточками.
7. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем и подчеркнуто длинного гребка руками до бедер двумя руками одно – временно.
8. Плавание кроль на спине с помощью движений ногами и одной рукой, другая вытянута вперёд или прижата к бедру.
9. Плавание кроль на спине с «подменой» (аналогично упражнениям 15 и 16 для кроля на груди).
10. Плавание кроль на спине на «сцепление» (аналогично упражнениям 17 и 18 для кроля на груди).
11. Плавание кроль на спине на «обгоном» (аналогично упражнению 19 для кроля на груди).
12. Плавание кроль на спине с помощью движений ногами дельфином и гребком двумя руками одновременно.
13. Плавание кроль на спине с помощью движений руками кролем, ногами дельфином.
14. Плавание кроль на спине с помощью гребков одной рукой кролем, другая вытянута вперёд, движений ногами дельфин.
15. Плавание кролем на спине с заданными скоростью и темпом (постоянные значения параметров и их варьирование), акцентированием внимания на отдельных элементах техники движений.
16.Плавание кролем на спине на наименьшее количество гребков руками, сохраняя заданную скорость на отрезке.
17. Плавание кролем на спине в лопатках на руках.
18. Плавание кролем на спине с подтягиванием гребущей рукой за дорожку.
19. Плавание кролем на спине с чередованием попеременных и одновременных движений.
20. Плавание кролем на спине в усложнённых условиях: кисть сжата в кулак, кисть касается плеча («плавание на локтях»),вывод рук в исходное положение по поверхности воды, с дополнительными грузами.
21. Плавание кролем на спине в облегчённых условиях: на растянутом амортизаторе, с подвеской (лидирующий торс), с ластами.
Брасс
1. Плавание (руки у бёдер или вытянуты вперёд) с помощью движений ногами брассом на груди или на спине, с доской или без неё.
2. То же, но наименьшее количество отталкиваний ногами, сохраняя заданную скорость на отрезке.
3. Ныряние на 10-12 метров с помощью ногами брассом, руки вытянуты вперёд.
4. Плавание, чередуя два-три цикла движений рук брассом и ног дельфином с двумя-тремя циклами движений брассом без наплыва.
5. Стоя в вертикальном положении в воде без опоры о дно ногами, руки за головой, приподняться из воды как можно выше за счёт непрерывных движений ногами вниз брассом.
6. Предыдущее упражнение, но пловец продвигается вперёд и постепенно придаёт телу положение, близкое к горизонтальному.
7. Плавание с помощью непрерывных и нешироких движений ногами брассом, лёжа на груди, руки у бёдер, подбородок у поверхности воды.
8. Предыдущее упражнение, но руки вытянуты вперёд.
9. Плавание с помощью движений ногами брассом на груди и на спине, колени сомкнуты (поплавок зажат между ногами).
10. Плавание с помощью непрерывных движений руками брассом и ногами дельфином.
11. Предыдущее упражнение, но внимание обращается на своевременное выполнение позднего вдоха (вдох на каждый цикл).
12. Плавание с помощью непрерывных движений руками брассом с поплавком между бёдер
13. Предыдущее упражнение, но без поплавка, ноги у поверхности воды и расслаблены.
14. Передвижение брассом с полной координацией движений, чередуя два-три цикла ныряния (с обычным гребком руками) с двумя – тремя циклами движений по поверхности.
15. Предыдущее упражнение, но ныряние выполняется с длинным гребком руками до бёдер.
16. Ныряние брассом на 10 – 12 м с полной координацией движений и длинным гребком руками до бёдер. Используется для совершенствования обтекаемого положения тела и длинного гребка руками, применяемого при выходе на поверхность после старта и поворота.
17. Плавание брассом, согласуя два гребка руками с одним гребком ногами.
18. Плавание брассом, согласуя два гребка ногами с одним гребком руками.
19. Плавание брассом в полной координации движений, но с непрерывными и специально укороченными движениями ног от коленей.
20. Предыдущее упражнение, но в чередовании (через 25-50 м) с плаванием брассом с обычным для избранного варианта техники движениями ногами.
21. Плавание брассом с заданными темпом и скоростью (постоянные значения параметров и их варьирование), акцентированием внимания на отдельных элементах техники движений.
22. Плавание брассом на наименьшее количество гребков, сохраняя заданную скорость на отрезке.
23.Плавание брассом с помощью непрерывных движений ногами (руки вытянуты вперёд) и постепенным подключением движений руками в ритме необходимой частично слитной координации движений. Вначале в движение вовлекаются только кисти, затем предплечья, а далее и плечи.
24. Плавание брассом с полной координацией движений с ускорением и переходом от последовательного согласования движений руками и ногами к частично слитному их согласованию.
25. Плавание брассом в облегчённых условиях: на растянутом амортизаторе или с подвеской (лидирующий трос).
Дельфин
- Плавание на груди с помощью движений ногами дельфином на груди и на спине с различным положением рук: обе вперёд; одна вперёд, другая у бедра; обе у бедра.
- Плавание с помощью движений ногами дельфином в положении на боку, нижняя рука вперёд, верхняя – у бедра.
- То же, но обе руки у бёдер. Применяется в плавании на коротких отрезках.
- Плавание с помощью движений ногами дельфином, руки вперёд, голова приподнята над водой (подбородок на уровне поверхности воды).
- Плавание с помощью движений ногами дельфином с доской в руках.
- Ныряние на 10-12 м с помощью движений ногами дельфином.
- И.п.- вертикальное положение в воде без опоры о дно ногами, руки у бёдер или вверх, движения ногами дельфином.
- И.п. – руки у бёдер. Плавание на груди с помощью движений ног дельфином и с различными движениями рук по воздуху (без гребков) в ритме двухударного дельфина: а) на первый удар ногами начать пронос правой руки по воздуху; на второй удар завершить пронос рук и вытянуть её вперёд; на третий и четвёртый удары – сохранять новое положение рук ; повторить упражнение с проносом левой руки; б) на первый удар ногами начать пронос правой руки вперёд; на второй – завершить пронос руки и вытянуть её вперёд; на третий – начать пронос левой руки вперёд, на четвёртый – завершить его и вытянуть руки вперёд, на следующие четыре удара сохранять новое положение рук; в) правую и левую руки пронести сперва поочерёдно вперёд, затем поочерёдно назад в и.п.
- Плавание с помощью движений руками дельфином и поплавком между бёдрами; дыхание через цикл.
- То же, но без поплавка, ноги расслаблены и вытянуты у поверхности.
- Плавание с помощью движений руками дельфином и ногами кролем.
- Плавание с помощью движений ногами дельфином и укороченных гребков руками брассом.
- Предыдущее упражнение, но с поворотом головы подбородком налево, вперёд, направо, вперёд и т.д. (через каждый цикл движений).
- Плавание дельфином в одноударной координации с двумя вариантами удара ногами: в первом варианте удар выполняется в момент входа рук в воду; во втором – в конце гребка руками.
- Плавание дельфином с поднятой головой, подбородок на уровне поверхности воды.
- Плавание дельфином с различными вариантами дыхания, вдох через один, два или три цикла движений рук.
- Плавание дельфином с помощью движений ногами и одной руки, другая вытянута вперёд, в ритме двухударного слитного дельфина, для вдоха голова поворачивается в сторону гребущей руки.
- Предыдущее упражнение, но другая рука у бедра, вдох в сторону прижатой руки.
- Плавание дельфином с помощью движений ногами и чередованием трёх различных вариантов движений руками: гребок левой рукой (правая вытянута вперёд), гребок обеими руками, гребок правой рукой (левая вытянута вперёд) и т.д. в ритме двух ударной слитной координации.
- Предыдущее упражнение, но при движении одной руки другая остаётся вытянутой у бедра.
- То же, что и два предыдущих упражнения, но число однотипных гребковых движений увеличивается до 3-5; например, 3 гребка одной рукой, 3 гребка обеими, 3 гребка другой рукой.
- Плавание дельфином в ритме двухударной слитной координации, но с остановкой рук у бёдер в конце гребка при вдохе; во время паузы выполняется дополнительный (третий) удар ногами, и цикл движений повторяется.
- Плавание дельфином с помощью движений ногами, руки у бёдер, и поочерёдными гребками руками кролем в ритме слитного двухударного дельфина.
- Плавание с помощью движений руками кролем и ногами дельфином в слитной двухударной координации.
- Плавание дельфином с заданными темпом и скоростью (постоянные значения параметров и их варьирование), акцентирование внимания на отдельных элементах техники движений.
- Плавание дельфином на наименьшее количество гребков руками, сохраняя заданную скорость на отрезке.
- Плавание дельфином в облегчённых условиях: на растянутом амортизаторе или с подвеской (лидирующий трос), с ластами.
Старт с тумбочки и из воды
- Стартовый прыжок с прижатыми к туловищу руками во время полёта и входа в воду – постараться прыгнуть и скользить как можно дальше.
- То же, но одна рука вытянута вперёд, другая прижата к туловищу.
- То же, но к моменту входа в воду рука, прижата к туловищу, энергичным маховым движением (через низ или через верх) присоединяется к руке, вытянутой вперёд.
- То же, что и упражнение 1, но к моменту входа в воду обе руки маховым движением выводятся вперёд.
- Прыжок с разбега в воду головой с бортика бассейна.
- Стартовый прыжок с вылетом по крутой траектории вверх, крутым входом в воду (как бы в одну точку), мощными гребковыми движениями под водой с помощью ног дельфином и переходом к плавательным движениям кролем на груди или дельфином
- Предыдущее упражнение, но с гребком руками и ногами брассом и переходом к плавательным движениям брассом.
- Стартовый прыжок с поворотом тела на 90 градусов относительно продольной оси (вход в воду в положении на боку), последующим переходом на спину во время скольжения под водой, мощными гребковыми движениями под водой с помощью ног дельфином, выходом на поверхность и переходом к плавательным движениям на спине.
- Стартовый прыжок в гимнастический обруч, через шест, установленный в диапазоне оптимального угла вылета.
- Стартовый прыжок и скольжение без движений до полной остановки с регистрацией пройденного расстояния (по голове).
- Стартовый прыжок с акцентом на: а) быстрое выполнение подготовительных движений; б) быстрое выполнение отталкивания; в) дальность прыжка.
- Прохождение отрезка 15 м со старта под команду с фиксацией времени (по голове пловца на 15 метровом створе).
Повороты
- Акробатические упражнения на суше, многоскоки, прыжки на одной и двух ногах, запрыгивания на высокие препятствия
- Учебные прыжки в воду (в том числе полуобороты и обороты вперед и назад с полувинтами).
- Выполнение поворотов в обе стороны.
- Два вращения с постановкой ног на стенку.
- Выполнение поворотов при плавании поперёк бассейна.
- Вход в поворот на повышенной скорости (натаскивание на поворот на резине или протяжном устройстве, набегание по бортику бассейна с последующим прыжком в воду).
- Плавание на время 15-метрового отрезка дистанции, включающего поворот. В последнем случае на бортике бассейна за 7,5 м до поворотной стенки намечается створ.
- Наиболее действенным средством совершенствования техники поворотов является образцовое выполнение каждого поворота на тренировке. Необходимо на скорости наплывать на стенку , быстро выполнять поворот, энергично выполнять гребковые движения под водой и своевременно переходить к плавательным движениям на дистанции.
Учебный план для групп ОФП по плавания 3-его - 9 лет обучения.
Таблица № 11
№ | Общие сведения и разделы подготовки | Трениров ки без занятий в зале | Трениров ки с занятиями в зале |
1 | Теоретическая подготовка часов: Развитие спортивного плавания в России и за Рубежом Правила поведения в бассейне. Меры безопасности. Первая помощь при несчастных случаях. Морально-волевая подготовка. Основы техники плавания и методики тренировки. Правила, организация и проведение соревнований. | 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 |
2 | Всего часов в год на воде на суше | 107 | 103 122 |
3 | Контрольные нормативы: часов | 2 | 2 |
4 | Участие в соревнованиях | 4 | 4 |
5 | Медицинский осмотр | 1 | 1 |
6 | Всего часов: | 120 | 238 |
Основные цели и задачи:
На этом и последующих этапах подготовки проходит совершенствование техники спортивных способов плавания. Совершенствование стартов и поворотов. Направленное развитие выносливости, гибкости, быстроты, силы, силы воли.
*годичный цикл подготовки для групп ОФП 3 -9 года обучения по плаванию
см. в таблице № 12, № 13 приложения
Совершенствование техники плавания и исправление ошибок
Совершенствование техники, как правило, начинают с постановки рационального гребка руками и дыхания, а затем переходят к общему согласованию движений. Заниматься этим следует в неразрывной связи с совершенствованием обтекаемого и уравновешенного положения тела, а также техники движений ногами. Когда тот или иной элемент техники освоен, необходимо проверить и закрепить его при плавании в полной координации движений.
Совершенствование технического мастерства должно быть неразрывно связано с вариативностью техники плавания. Излишне жестко закреплённый навык становится препятствием для дальнейшего роста спортивного роста. Юные пловцы должны владеть большим арсеналом специфических плавательных движений, поэтому совершенствование техники должно представлять собой непрекращающийся процесс решения всё новых двигательных задач в постепенно усложняемых и вариативных условиях.
При исправлении ошибок, прежде всего, следует определить основные из них, которые в наибольшей мере сказываются на эффективности плавания. Это главным образом ошибки в технике гребка руками, согласовании движений рук и ног при плавании любым из способов, а также в технике движений ногами при плавании брассом. Подобные ошибки исправляются одновременно с улучшением положения тела и техники движений ногами.
Спортивный инвентарь
Учебные занятия проводятся в зале бассейне.
Инвентарь, используемый для занятий в зале:
- шведская стенка;
- резиновый амортизатор;
- перекладина;
- гимнастические палки;
- скакалки;
- набивные мячи;
- гимнастические скамейки;
- маты;
- мячи волейбольные;
- мячи баскетбольные;
- мячи футбольные;
- сетка волейбольная;
- обручи;
- кегли;
- конусы;
- канат;
- мешки;
- рулетка.
Инвентарь, используемый для занятий в бассейне:
- доски плавательные;
- поплавки (колобашки);
- лопатки;
- ласты;
- нарукавники;
- шест спасательный;
- обруч;
- игрушки (киндер);
- мячи резиновые.
Список литературы.
1. Подготовка юных пловцов. Макаренко Л.П - М.: физкультура и спорт,1974
2.Плавание. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.
Под ред. А.А. Кашкина, О.И. Попова, В.В. Смирнова — М.: «Советский спорт», 2006
3.Обучение детей плаванию в раннем возрасте. Учебно-методическое пособие.
Н.Л. Петрова, В.А. Баранов — М.: «Советский спорт», 2006
4.Плавание. Под ред. В.Н. Платонова — Киев.: Олимпийская литература 2000
5.Плавание 100 лучших упражнений. Блайт Люсеро; (перевод с английского Т. Платоновой). - М Эксимо, 2010
6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система "СтатГрад" от 17.12.2012года
С прошлого учебного года учащиеся 9,11классов нашей школы активно принимают участие в проекие"СтатГрад".Ребята в течение всего учебного года выполняют задания ,присланные из Москвы ,максимально прибли...
3-х часовая рабочая программа на 2011-2012года
Прелага к применению 3-х часовую рабочую программу. успешно прошла проверку Управления образования г.Набережные Челны....
Программа пришкольного лагеря 2012год
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовосп...
Программа пришкольного лагеря "Мультландия" 2012год
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовосп...
Итоговый тест за курс 7 класса (4варианта)2012год.
Итоговые тесты, 4 варианта, по биологии животных за курс 7 класса выполнены в форме ГИА, содержат разнообразные задания с картинками и графиком....
Подготовка к ГИА; КИМ 2012год, экзамен по русскому языку.
В данной работе представлен экзаменационный материал 2012 года: части "А" и части "В", а также тескст для сочинения и задания С2.1., С2.2....
Ж. Верн. "Дети капитана Гранта" Капитан Грант нуждается в помощи
Урок литературы по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" - " Капитан Грант нуждается в помощи"...