Оценка успеваемости как важнейшая составная часть педагогического контроля.
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Мельникова Людмила Юрьевна

В работе раскрываются критерии оценки по физической культуре, критерии успеваемости учеников, методы оценивания учащихся по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k-cherkassy.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

ПГСГА

Зачетная работа по курсам повышения квалификации

по ИОЧВБ

Тема  «Оценка успеваемости как важнейшая составная часть педагогического контроля»

Выполнила: учитель физкультуры

ГБОУ СОШ №10 ОЦ «ЛИК»

Самарской области

Мельникова Людмила

Проверил: доцент кафедры

гимнастики и спортивных игр

Кудинов С.И.

2013 год

Содержание:

Введение                                                                                                                

Глава 1.  Критерии оценки по физической культуре.                                        

1.1        Качественные показатели успеваемости.                                                  

1.2.    Количественные показатели успеваемости.                                              

1.3.    Индивидуальные особенности учащихся.                                                

Глава 2.  Учет успеваемости.

  1. Предварительный учет.
  2. Текущий учет.
  3.  Итоговый учет.

Глава 3.    Критерии оценки успеваемости  

  1. Критерии оценки успеваемости по разделам программы.
  2. Критерии оценки успеваемости  по технике владения двигательными действиями.
  3. Критерии оценки успеваемости по способам (умениям) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
  4. Критерии оценки успеваемости по уровню физической подготовленности.

Глава 4.   Методы оценки успеваемости.

4.1.         Метод опроса.

4.2.         Программированный метод.

4.3.         Метод открытого и скрытого наблюдения.

4.4.         Вызов.

4.5.         Метод упражнений.

Выводы

Список литературы

Введение

Физкультура, возможно, является единственным предметом, где любой ученик, независимо от физических данных, может быть отличником. Постоянно показывая каждому положительные сдвиги в освоении двигательных навыков или в развитии физических качеств, учитель подходит к принципу оценки действий ребенка: в начале урока не умел, в конце урока научился.

Велико влияние оценки. Высокий балл, свидетельствующий об успехах, радует учащихся, ободряет их. Низкий балл огорчает детей, заставляет задуматься о причинах плохой успеваемости. Оценка успеваемости – одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает учителю контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует активность учащихся на занятиях физической культурой. Чтобы учет успеваемости стал действенным средством в улучшении обучения детей, его надо проводить систематически и методически правильно.

Глава 1. Критерии оценки по физической культуре.

  1. Качественные показатели успеваемости.

Качественными показателями успеваемости  являются степень овладения программным материалом – знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Данные критерии очень важны в оценке успеваемости, но недостаточны, поскольку не учитывают систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и спортом и ведение здорового образа жизни индивидом. Такой широкий подход к критериям оценки успеваемости, когда наряду с овладением программным материалом учитываются показатели систематичности и регулярности занятий, ведение здорового образа жизни, способствуют к приобщению каждого школьника к ценностям физической культуры, и она из обязательного предмета превратится в необходимую составляющую образа жизни.

  1. Количественные показатели.

К количественным показателям относятся сдвиги в показателях физической подготовленности, складывающихся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний (силовой выносливости, скоростно-силовых качеств и т.п.). эти показатели определяются результатами развития физических качеств. С одной стороны количественные показатели объективизируют и упрощают определение оценки, а с другой стороны ведут к односторонности, когда игнорируются многие качественные критерии оценки успеваемости. Количественные критерии должны выступать как одно из слагаемых общей всесторонней оценки успеваемости по физической культуре в сочетании с глубоким качественным анализом результатов деятельности, причин тех или иных достижений и недостатков конкретного учащегося. Отметка по физической культуре за выполнение показателя физической подготовленности будет выполнять стимулирующую и

воспитывающую роль только в том случае, если будут оцениваться

показатели физической подготовленности, достигнутые учеником не в данный момент, а за определенное время. Иначе говоря, ориентироваться нужно не на наличный уровень развития физических качеств, а на темп (динамику) изменения их за заданный период.

1.3.  Индивидуальные особенности.

Индивидуальные особенности можно разделить на две большие группы: телесные и психические.

К числу первых относятся особенности телосложения, физического развития, развития систем организма и органов. Вторую группу – психические особенности личности – составляют особенности психических процессов (восприятие, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля), психические свойства (темперамент, способности, потребности и мотивы) и психические состояния (подверженность учащегося эмоциональному напряжению или  стрессу, утомлению, монотонии, апатии и т. п.).

При оценке успеваемости в первую очередь нужно учитывать особенности физического развития (длина и масса тела) и типы телосложения (астеноидный, дегистивный, торакальный и мышечный). Учащимся с большой массой и длиной тела легче даются упражнения в метаниях на джальность, отдельные спортивно-игровые упражнения. В тоже время им значительно сложнее овладеть техникой гимнастических упражнений на снарядах и показать высокие результаты в упражнениях на выносливость. В отличии от них, дети имеющие небольшую длину и массу тела, успешнее справляются с гимнастическими и акробатическими упражнениями, легче достигают высоких результатов в заданиях циклического характера, требующих проявления выносливости. Дети, у которых относительно высокий рост и незначительный вес тела, сравнительно легко и успешнее справляются с прыжковыми упражнениями (в высоту, длину).

Наиболее внимательного и деликатного отношения к себе при выставлении оценок требуют дети дегистивного (с избыточной массой тела) и и астеноидного (слабого) типа телосложения. Невысокие результаты в заданиях на выносливость у учеников дегистивного типа и низкие показатели в силовых упражнениях у астеников не должны являться основанием для оценки успеваемости, особенно не начальных этапах обучения и контроля. В этом случае особенно значим подход к успеваемости не по абсолютным результатам, а по достигнутым приростом за заданное время.

В ряде случаев следует обращать внимание на особенности строения тела, костно-мышечного аппарата, также влияющие на овладение отдельными видами программы или выполнение нормативов.

При оценке успеваемости детей школьного возраста не меньшее значение имеет также учет психических особенностей личности. Детям с заторможенным восприятием и мышлением необходимо больше времени для осмысливания заданий учителя, подготовки к ответу, выполнения упражнения.  Учащимся с плохой двигательной памятью труднее воспроизвести требуемые образцы или отдельные детали осваиваемых двигательных действий. Эмоциональным, легко возбудимым детям следует создать спокойную, доброжелательную обстановку, в которой они могли бы продемонстрировать свои достижения. Нерешительным, с недостаточно развитыми волевыми качествами детям необходимо дать время для адаптации к условиям выполнения заданий повышенной трудности, оказать им более надежную страховку и помощь.

Учащиеся с разными типами темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) требуют также различного подхода к оценке их успеваемости. Например, условия с повышенной мотивацией (игра, соревнование), являются более адекватными детям сангвинического и флегматического темперамента. Для холериков, меланхоликов условия состязания менее адекватны для оценки их возможностей.

На результаты сдачи контрольных нормативов и упражнений большое влияние оказывает психическое состояние, которое не всегда учитывается педагогом. При  оценке учащегося, учитель должен понимать, что неурядицы в семье, неудовлетворительная оценка, полученная на предыдущих уроках, могут значительно повлиять на истинную картину достижений. В таких случаях целесообразно отложить выставление оценок до следующего урока.

Глава 2.  Учет успеваемости.

К учету предъявляют ряд требований: своевременность, точность и достоверность, объективность, полнота, простота и наглядность. Различают следующие виды учета: предварительный (до начала педагогического процесса), текущий (непрерывный в процессе работы, от занятия к занятию) и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года).

2.1.Предварительный учет.

Предварительный учет проводится на первых уроках учебного года, в начале изучения отдельных тем или разделов программы. Он позволяет получить учителю и учащимся объективную картину начального уровня знаний, овладения техникой двигательных действий, исходных показателей физической подготовленности, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. На основании данного вида учета учитель имеет возможность более конкретно подобрать соответствующие средства – подготовительные, подводящие и развивающие упражнения, разработать индивидуальные задания учащимся, дифференцировать учащихся на группы (сильные, средние, слабые).

Данные предварительного учета следует фиксировать в специальных протоколах или рабочих тетрадях учителя.

2.2.Текущий учет.

Текущий учет позволяет учителю получить сведения о ходе овладения учащимися программным материалом. Это дает возможность оценить правильность выбранной методики обучения, намеченного плана учебной работы и в случае необходимости внести соответствующие коррективы.

В процессе текущего учета оценка может быть выставлена за любые слагаемые программного материала: за освоение знаний и овладение контрольным двигательным умением, за достигнутый уровень двигательных способностей, за выполнение домашних самостоятельных заданий, за умение выполнять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Текущая оценка на разных этапах обучения двигательному действию имеет свои особенности. При начальном разучивании техники предъявляется меньше требований, а само движение выполняется в облегченных условиях. На этапе повторения двигательного действия – в более сложных, специально созданных условиях. На этапе совершенствования – в условиях соревнований, игры или в усложненных комбинациях.

  1. Итоговая оценка.

Итоговая оценка выставляется за усвоения темы, раздела за четверть, учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися, за освоение всех составляющих успеваемости: знания, ДУН, сдвиги в развитии физических способностей, за умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, систематичность занятий физическими упражнениями и видами спорта, ведение здорового образа жизни. Наибольший удельный вес при этом имеют оценки, полученные в конце обучения, за овладение конкретной темой или разделом программы. Исходя из конечной цели физического воспитания в школе, следует повысить значимость оценок за систематичность посещений занятий, за интерес, проявляемый к физической культуре.

Глав 3. Критерии оценки успеваемости

3.1. Критерии оценки успеваемости по разделам программы.

При оценке знаний учащихся по предмету «Физическая культура» надо учитывать их глубину, полноту, аргументированность, умение использовать знания применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, приводя примеры из практики или своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценка «3» за ответ, в которой отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения применять знания в своем опыте.

Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание материала программы.

С целью проверки знаний используются методы: опроса, программированный метод.

3.2. Критерии оценки успеваемости по технике владения двигательным действием (умениям и навыкам).

Оценка «5»: двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Оценка «4»: двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Оценка «3»: двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущено одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

Оценка «2»: двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко. Основными методами оценки техники владения двигательным действием являются методы: наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный метод.

3.3. Критерии оценки успеваемости по умениям осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Оценка «5»: учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики. Может самостоятельно организовать место занятия, подобрать инвентарь и применить в конкретных условиях, проконтролировать ход выполнения заданий и оценить его.

Оценка «4»: имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Оценка «3»: допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленной на развитие конкретной двигательной способности. Испытывает затруднение в организации мест занятий, подборе инвентаря. Удовлетворительно контролирует ход и итоги задания.

Оценка «2»: учащийся не владеет умением осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности.

Умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность  оценивается методом наблюдения, опроса, выполнения.

  1. Критерии оценки успеваемости по уровню физической подготовленности.

Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание два показателя:

  1. исходный уровень подготовленности ученика в соответствии с комплексной программой по физической культуре;
  2. сдвиги ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени.

При оценке сдвигов в показателях определенных качеств учитель должен принимать во внимание особенности развития отдельных двигательных способностей, динамику их изменения, исходный уровень. При прогнозировании прироста скоростных способностей не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, силовой выносливости  темпы прироста могут быть выше.

Оценка «5»: высокий  уровень физической подготовленности.

Оценка «4»:средний  уровень физической подготовленности.

Оценка «3»: низкий  уровень физической подготовленности.

Глава 4.   Методы оценки успеваемости.

4.1.         Метод опроса.

Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать этот метод после значительных физических нагрузок.

4.2.         Программированный метод.

Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащиеся должны выбрать правильный из них.

4.3.         Метод открытого и скрытого наблюдения.

Метод открытого наблюдения заключается в том, что дети знают, кого и что будет оценивать учитель.  Скрытое наблюдение состоит в том, что детям известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.

4.4.         Вызов.

Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в овладении программным материалом и демонстрации классу образцов правильного выполнения данного двигательного действия.

  1. Метод упражнений.

Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.

Выводы

При проверке знаний, умений и навыков школьников большое значение имеет их объективная оценка. Задача  эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний выступает в качестве тонкого и весьма острого инструмента воздействия на учащихся. Высокая оценка знаний может и воодушевлять школьника к учению, но может и расхолаживать его. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать школьника к усилению своей учебной работы, и отбивать охоту к учению.

Поэтому учителю физкультуры, ставящего оценку ребенку, очень важно учитывать его индивидуальные особенности ( длина и масса тела, тип телосложения, психические особенности личности, темперамент). Ориентироваться надо не наличный уровень развития физических качеств, наличия двигательного умения, а на темп (динамику) изменения их за заданный период. Необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать достоинство, а использовать оценку таким образом, чтобы она способствовала развитию учащегося, стимулировала бы его на дальнейшие занятия.

Список литературы

1. Конспекты уроков для учителя физкультуры: 5-9 кл.,/Бергер Г.И., Бергер Ю.Г. – М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2002 (с.14-15)

2. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для  студентов высших учебных заведений. /Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. -М.: Издательский центр «Академия»,2000 (с.154-157).

3. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя/ В.И. Лях, Г.Б. Мейксон и др., - М.: Просвещение, 1997 (с.16-23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Музей - важная составная часть учебно-воспитательной работы школы"

Проект представляет  собой описание работы школьного краеведческого музея как составной части учебно-воспитательной работы...

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Чем дальше от  нас события Второй Мировой войны, тем меньше мы ее помним и знаем. Забыть прошлое, значит, потерять преемственность поколений. Сегодня задача патриотического воспитания молодежи ст...

Педсовет Современные педагогические технологии Как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамо...

Презентация к Педсовету" Современные педагогические технологии Как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС"

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамо...

Педагогическое исследование на тему: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности, одна из составных частей ФГОС II поколения"

  Важнейшим открытием 2-й половины 20-го века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный и...

ПРЕДМЕТ «ТЕХНОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ» КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Модификация профессионального образования предполагает создание таких условий, при которых студенты получают теоретические знания и практические навыки, необходимые для решения вопросов трудоустройств...

Учебно-полевая практика одна из важнейших составных частей в преподавании географии.

Областью изучения географии является сама жизнь, то есть то, что окружает детей в их повседневной жизни. Учащиеся, сидя за партами в классе, не всегда понимают, что в их жизни могут присутствовать явл...