Программа ДО по волейболу
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 520
Колпинского района
Рассмотрена «Утверждаю»
на педагогическом совете Директор
протокол № ______от________ Зубко И.Г.______
Дополнительная образовательная программа
«Волейбол»
для детей 10-15 лет,
Срок реализации 1 год обучения
Автор-составитель:
педагог дополнительного
образования
Нелаева Екатерина Сергеевна
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы по общей физической подготовке – физкультурно-спортивная.
Актуальность. В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к ЗОЖ, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Педагогическая целесообразность образовательной программы по волейболу заключается в том, что занятия по ней дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений. Проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой; приобретения умения и навыков самостоятельно заниматься; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам упражнений.
Целью образовательной программы является создание условий для развития двигательных способностей, приобщения к систематическим занятиям учащихся посредством физических упражнений.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
Образовательные:
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям волейбола;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
формирование знаний об истории и развитии волейбола;
формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.
Развивающие:
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, формам активного отдыха и досуга;
развитие дыхательной, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата;
развитие скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости;
укрепление здоровья учащихся посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
Воспитательные:
воспитание устойчивого интереса к занятиям волейболом;
воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи;
воспитание смелости, активности, преодоления страхов и чувства неловкости.
Отличительная особенность образовательной программы заключается в организации учебного процесса, который включает в себя не только занятия с педагогом в зале, но и активную самостоятельную тренировочную деятельность. Учащиеся выступают на соревнованиях различного уровня. При планировании занятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Возраст детей: образовательная программа предназначена для учащихся 11-15 лет. Условия набора детей: заниматься в секции может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям. Сроки реализации дополнительной образовательной программы: данная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения. Форма и режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа во второй половине дня. Всего - 144 часа. Наполняемость учебной группы – 15 человек. Основные методы реализации программы: Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. В процессе обучения детей техническими и тактическими элементами волейбола на всех этапах используются общие дидактические методы:
Словесные. С помощью таких приемов как объяснение, рассказ, распоряжение, команда, беседы и замечания у обучающихся создается предварительное представление о упражнении, возникает желание заниматься данным видом спортивной деятельности, суждения о правильности выполнения упражнений, возникает возможность оценить итоги выполнения задания.
Наглядные. У обучающихся формируются конкретные представления о технике выполнения упражнений с помощью учебных таблиц, схем, рисунков, фильмов, показа отдельных элементов и способов выполнения упражнений.
Методы выполнения упражнений:
Практические. Метод упражнений, методические приемы облегчения и усложнения условий выполнения заданий.
Игровые и соревновательные:
1) турниры;
2) соревнования.
Как основные средства обучения в учебном процессе используются общеразвивающие, подготовительные, подводящие, имитационные, специализированные упражнения.
Общеразвивающие – движения без предметов, с предметами, упражнения на снарядах, одиночные, парные, на матах, различные прыжки, упражнения на координацию движений, расширяющие двигательный навык и др.
Имитационные – упражнения, позволяющие освоить рациональную технику.
Специализированные – для устранения отдельных ошибок техники, развития физических качеств занимающихся.
Режим, способы выполнения всего многообразия упражнений регламентируют методы тренировки (практические методы физической подготовки):
по характеру построения (стандартный, вариативный, смешанный);
по соотношению в упражнениях работы и отдыха (равномерный, переменный, интервальный, комбинированный, контрольный).
Прогнозируемые результаты:
В результате освоения содержания программного материала обучающиеся будут знать:
об истории и особенностях волейбола;
о способах и особенностях движений, передвижений в волейболе;
о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
- о правилах и особенностях проведения соревнований по волейболу.
Обучающиеся будут уметь:
выполнять основные движения, перемещения, упражнения по технике и тактике волейбола;
выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости;
взаимодействовать с коллективом в процессе игровой деятельности.
Ожидаемые результаты программы:
оздоровление и физическое развитие детей
формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и волейболом.
Оценка и способы определения результативности программы:
Тестирование, анкетирование, мониторинг физической подготовленности.
В начале обучения заводится журнал учета результатов объединения, в который вносятся результаты тестирования. Тестирование проводится в конце каждой четверти. Данные заносятся в журнал. В конце каждого года обучения проводятся контрольное тестирование.
Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- участие в школьных и районных соревнований;
- открытые занятия;
- физкультурные праздники.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Основы знаний о физической культуре | |||
2. | Правила соревнований, их организация и проведение | |||
3. | Общая и специальная физическая подготовка | - | ||
4. | Основы техники и тактики игры | |||
5. | Контрольные игры и соревнования | |||
6. | Контрольные испытания | |||
7. | Экскурсии, соревнования | 28 | 28 | |
Итого | 144 |
Содержание программного материала
1. Основы знаний о физической культуре:
Естественные основы
Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.
Социально-психологические основы
Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами и с изменением амплитуды.
Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирования физических качеств.
Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля.
Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения. Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции, связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений.
2. Правила соревнований, их организация и проведение
Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
3. Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.
Общая физическая подготовка:
Строевые упражнения, гимнастические упражнения (ОРУ), акробатические упражнения, легкоатлетические упражнения, спортивные игры, подвижные игры.
Специальная физическая подготовка:
Упражнения: для привития навыков быстроты ответных действий; для развития прыгучести; для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча; для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча; для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов; для развития качеств, необходимых при блокировании. Подвижные игры.
4. Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).
Практические занятия по технике нападения:
Действия без мяча. Перемещения и стойки: - стартовая стойка(И.п.)в сочетании с перемещениями;
- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; - перемещения приставными шагами спиной вперёд;
- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.
Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками: - передача на точность, с перемещением в парах;
- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.
Подача мяча: - нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.
Нападающие удары.
Практические занятия по технике защиты.
Действия без мяча. Перемещения и стойки
Действия с мячом. Приём мяча
Блокирование
Практические занятия по тактике нападения.
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
Практические занятия по тактике защиты.
Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).
Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;
Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.
Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.
5. Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.
6. Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.
Физическое развитие и физическая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | девочки | мальчики |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. 2. 3. 4. 5. | Бег 30 м с высокого старта (с) Бег 30 м (6х5) (с) Прыжок в длину с места (см) Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: сидя (м) в прыжке с места (м) | 5,0 11,9 150 35 5,0 7,5 | 4,9 11,2 170 45 6,0 9,5 |
Техническая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | Количественный показатель |
1 | 2 | 3 |
1. 2. 3. 4. 5. | Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4 Подача верхняя прямая в пределы площади Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3 Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах | 4 3 3 8 3 |
Материально-техническое обеспечение.
- стадион;
- спортивный зал;
- свисток;
- секундомер;
- рулетка;
- теннисные мячи;
- гимнастическая стенка;
- гимнастические маты;
- гимнастический козел, перекладина;
- волейбольные мячи;
- волейбольная сетка;
- волейбольные стойки;
- скакалки;
- набивные мячи;
- инвентарь для п/игр и эстафет.
Список литературы для педагога.
- В. И. Лях, А. А. Зданевич Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов . М.: Просвещение, 2012.
- Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В. Лексаков Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения. М.: «Академия», 2004.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: "Академия". -2000. - 480 с.
- Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. - Р-н-Д.: "Феникс". - 2012. - 246 с.
- www. fizcult-ura. ru
Список литературы для детей и родителей:
- Матвеев А.П. Физическая культура. 6-7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011.
- Лях В. И. Физическая культура. 7-8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ВОЛЕЙБОЛА СТУДЕНТОВ СПО
Направленность программы физкультурно-спортивная Программа «Обучение технике ВОЛЕЙБОЛА студентов СПО»составлена на основе типовой программы и государственной целевой...
Образовательная программа дополнительного образования «ВОЛЕЙБОЛ»
программа для обучения детей игры в волейбол рассчитанная на три года...
Образовательная программа дополнительного образования «ВОЛЕЙБОЛ»
программа для обучения детей игры в волейбол рассчитанная на три года...
Программа секции по волейболу
Программа секции по волейболу...
Дополнительная образовательная программа кружка "Веселый волейбол" 2 класс
Образовательная Программа для детей 2 класса кружок "Веселый волейбол" по ФГОС...
Рабочая программа "Спортивные игры"(Волейбол) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения
Актуальность.Занятия волейболом -эффективное средство укрепления здоровья,улучшения физического развития учащихся....
Разработка открытого урока по физической культуре для учащихся 5-го класса Раздел программы: Спортивные игры. Волейбол. Тема: Правила игры в волейбол. Техника верхней и нижней передачи. Техника нижней прямой подачи.
Раздел программы: Спортивные игры. Волейбол.Тема: Правила игры в волейбол. Техника верхней и нижней передачи. Техника нижней прямой подачи....