Методика построения комплекса ритмической гимнастики для разных возрастных групп
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Развиваясь и прогрессируя, педагогика ищет новые пути к воспитанию всесторонней личности, способной не только принять сложности будущей жизни, но и пережить полноценность её на каждом возрастном этапе – в детстве, отрочестве, юности. На передний план выдвигается интеграция – объединение и использование разных форм воздействия на ребёнка, создание максимально благоприятных условий для раскрытия его физических возможностей и развития его интеллектуальных способностей.
Огромная роль в воспитании всегда отводилась искусству, влиянию на формирование личности музыки, танца. Привлечение искусства в физкультурное образование школьников, как показывают научные обоснования и практическая проверка, успешно разрешает многие педагогические задачи. Ритмика последнее время становится популярной в молодёжной и детской среде. Она привлекает своей эмоциональностью и созвучием современным танцам, позволяет исключить монотонность в выполнении движений, способствует развитию физических и эстетических качеств, укреплению здоровья.
При составлении комплекса ритмической гимнастики необходимо предусмотреть следующее:
- в водной части провести разминку;
- сбалансировано планировать нагрузку для верхней и нижней части тела;
- при разучивании в начале давать упражнения для ног и когда обучающиеся почувствуют себя комфортно добавлять движения рук, сходные по направлению и форме движению ног;
- нагрузка на одну и туже ногу должна длиться не более 60 секунд;
- упражнения необходимо выполнять технически правильно.
На уроках ритмики ребята быстрее избавляются от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, исправляют осанку, укрепляют мышцы, успешно овладевают другими видами физических упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Построение комплексов ритмической гимнастики | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Построение комплекса ритмической гимнастики.
Прежде всего определяется длительность комплекса в соответствии с подготовленностью и двигательными возможностями занимающихся. Затем рассчитывается время для каждой из его частей. Наиболее оптимальное их соотношение: 20% времени для подготовительной части, 70% - для основной и 10% - для заключительной.
Последовательность упражнений, выполняемых в основной части комплекса, определяется их направленностью на проработку различных мышечных групп. Наиболее широко пронятый в мире и хорошо зарекомендовавший себя на практике - принцип проработки «сверху вниз»: в исходном положении стоя последовательно выполняются упражнения для мышц шеи, рук, и плечевого пояса, туловища, ног.
Последовательность упражнений, выполняемых из исходного положения сидя и лежа, может быть произвольной. При этом, переходя от одного упражнения к другому, нужно менять характер их воздействия на организм занимающихся. Большое внимание необходимо уделить работе мышц брюшного пресса.
Далее осуществляется подбор музыкальных произведений для фонограммы. При этом большое значение имеет темп музыки, поскольку он в значительной мере определяет интенсивность движений.
Наиболее подходящий темп музыки для подготовительной части комплекса -110-120 ритмических акцентов в минуту; для упражнения стоя основной части комплекса -120-130 ритмических акцентов; бег и прыжки удобнее всего выполнять под музыку с темпом 150-170 ритмических акцентов, а для заключительной части - 90 ритмических ударов в минуту и менее.
На этапе подбора конкретных упражнений каждое упражнение приобретает танцевальную окраску. Определяется дозировка упражнений, при выборе которой целесообразно ориентироваться на окончание музыкальной фразы.
Составленный комплекс нет необходимости заучивать наизусть. Гораздо удобнее изобразить его в виде условных схем или понятных вам рисунков, раскрывающих сущность каждого упражнения.
Импровизация.
У импровизации лишь одно преимущество перед заранее составленными комплексами ритмической гимнастики - к ним почти не надо готовиться.
При составлении комплексов ритмической гимнастики и проведении занятий со школьниками необходимо учитывать следующие основные положения:
-упражнения должны соответствовать возрасту и физической подготовленности учащихся, быть доступными занимающимся;
- упражнения должны разносторонне воздействовать на организм учащихся; нагрузка должна возрастать постепенно;
- упражнения, выполняемые с большим напряжением, должны чередоваться с более легкими упражнениями.
Эффективное воздействие на организм учащихся возможно лишь при правильном его исполнении. Поэтому одной важных задач является обучение детей правильному выполнению упражнений ритмической гимнастики как по форме (направление движений, амплитуда), так и по характеру усилий ( напряжений, ритмов, темпов).
В занятиях с детьми младшего школьного возраста следует учитывать, что сохранение правильных положений рук, ног, туловища, головы представляет для них определенную трудность. В связи с этим очень важен четкий показ и объяснение упражнений. Для создания правильного и прочного навыка необходимо многократное повторение движения. Однако частое повторение одних и тех же упражнений быстро надоедает детям. Для поддержания интереса их выполняют в разных вариантах, изменяя исходное положение и направления движений, вводя всевозможные дополнения, ускорения и замедления темпа, изменяя амплитуду.
Более других привлекают малышей упражнения, овладеть которыми можно в короткие сроки. Значительно повысить интерес к занятиям ритмической гимнастикой может удачно найденная образность каждого движения. Подбирая упражнения ритмической гимнастики для младших школьников, можно использовать также имитацию поз и движений различных животных, например слона, петуха, собаки, виляющей хвостом, и т.д.
Чем меньше возраст учащихся, тем беднее их двигательный опыт и тем большее место должна занимать наглядность. Младшие школьники более склонны к предметному, образному мышлению. Для их поведения характерны подражательные формы.
Структура комплекса ритмической гимнастики для младших школьников
(длительность 20 мин)
Части комплексов | Длительность | Кол-во | Преимущественная |
(мин) | упражнений | направленность упражнений | |
Подготовительная | 4 | 6 | 1. На осанку 2. Типа ходьбы на месте 3. Танцевальные шаги |
Основная часть | 1. Для мышц шеи | ||
(упражнения из | 6 | 9 | 2-3. Для рук и плечевого |
исходного | пояса | ||
положения стоя) | 4-6 Для туловища 7-9. Для ног. | ||
Основная часть | Разнообразные виды бега и | ||
(«пиковая нагрузка») | 2 | прыжков | |
Основная часть | 1. Руки | ||
(упражнения из | 2. Туловище | ||
исходного | 6 | 9 | 3. Таз |
положения сидя и | 4. Брюшной пресс | ||
лежа) | 5. Ноги 6. Общего воздействия 7. Брюшной пресс 8. Ноги 9. Общего воздействия | ||
Заключительная | 1. На гибкость | ||
часть | 2 | 3 | 2. На расслабление 3. Дыхательные |
Всего: | 20 | 27 |
Структура комплекса ритмической гимнастики для школьников среднего возраста
(длительность 30 мин)
Части комплексов | Длительность | Кол-во | Преимущественная |
(мин) | упражнений | направленность упражнений | |
Подготовительная | 6 | 7 | 1. На осанку 2. Типа ходьбы на месте |
Основная часть | 1. Для мышц шеи | ||
(упражнения из | 9 | 11 | 2. Для рук и плечевого пояса |
исходного | 3-7 Для туловища | ||
положения стоя) | 8-11. Для ног. | ||
Основная часть | 3 | Разнообразные виды бега и | |
(«пиковая нагрузка») | прыжков | ||
Основная часть | 1. Руки | ||
(упражнения из | 2. Туловище | ||
исходного | 9 | 11 | 3. Таз |
положения сидя и | 4. Брюшной пресс | ||
лежа) | 5. Ноги 6. Общего воздействия 7. Руки 8. Туловище 9. Таз 10. Брюшной пресс 11. Ноги | ||
Заключительная | 1. На гибкость | ||
часть | 3 | 4 | 2. На расслабление 3-4. Дыхательные |
Всего: | 30 | 33 |
Структура комплекса ритмической гимнастики для школьников старшего возраста
(длительность 45 мин)
Части комплексов | Длительность | Кол-во | Преимущественная |
(мин) | упражнений | направленность упражнений | |
Подготовительная | 9 | 9 | 1. На осанку 2. Типа ходьбы на месте |
Бег и прыжки | 1 | Разнообразные виды бега и прыжков | |
Основная часть | 1. Для мышц шеи | ||
(упражнения из | 14 | 14 | 2-5. Для рук и плечевого |
исходного | пояса | ||
положения стоя) | 6-9 Для туловища 10-14. Для ног. | ||
Основная часть | 3 | Разнообразные виды бега и | |
(«пиковая нагрузка») | прыжков | ||
Основная часть | 1. Руки | ||
(упражнения из | 2. Туловище | ||
исходного | 14 | 14 | 3. Таз |
положения сидя и | 4. Брюшной пресс | ||
лежа) | 5. Ноги 6. Общего воздействия 7. Руки 8. Туловище 9. Таз 10. Брюшной пресс 11. Ноги 12. Общего воздействия 13. Туловище 14. Брюшной пресс | ||
Заключительная | 1. На гибкость | ||
часть | 4 | 4 | 2. На расслабление 3-4. Дыхательные |
Всего: | 45 | 41 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика отслеживание развития физических способностей учащихся разных возрастных групп
Цель работы - диагностика уровня физической подготовленности для дифференцированного подхода к учащимся. Тестирование позволяет учителю спланировать систему оздоровительных и физических упражнени...
Комплекс ритмической гимнастики
Примерный комплекс упражнений без предметов для занятий по ритмической гимнастике....
Комплекс ритмической гимнастики для учащихся средних и старших классов
Ритмическая гимнастика - комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика (известна также под названием аэробика) используется в оздоровительн...
Комплекс ритмической гимнастики
Комплекс ритмической гимнастики...
Комплекс ритмической гимнастики по сказки Репка!
Комплекс упражнений по сказке Репка для младшего и среднего возраста!...
Консультация для воспитателей «Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп»
Консультация для воспитателей«Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп» Значение утренней гимнастикиВ дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гим...
Картотека зрительных гимнастик для детей разных возрастных групп
Очень интересный и полезный материал для воспитателей, а также и родителей....