статьи о физическом воспитании
статья по физкультуре по теме

Холодова Марина Анатольевна

Статьи об эффективности круговой тренировки и значении спортивных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Холодова Марина Анатольевна, учитель физической культуры МОУ «СОШ №67» города Саратова

Метод круговой тренировки, как способ развития двигательных качеств на уроках физической культуры

Современный урок, как основная форма физического воспитания учащихся, должен характеризоваться высоким уровнем развивающего обучения, глубокой отработкой знаний, умений и навыков. Важным требованием к уроку является оптимальный отбор методов, средств и форм организации обучения. Каждый метод эффективен, если он применяется для решения той задачи, которую он решает успешнее, чем другие методы, если учитываются особенности содержания урока, возможности ученика и учителя.

Добиться высокой эффективности освоения учебного материала, увеличения плотности уроков, развития и совершенствования двигательных навыков учащихся позволяет применение на уроках метода круговой тренировки. Метод круговой тренировки обладает многими достоинствами, одним из которых является дифференциация нагрузки с учетом подготовленности каждого ученика. Использование метода круговой тренировки является удобной формой организации большего количества занимающихся.

Для проведения занятия методом круговой тренировки составляется комплекс из 8-12 относительно несложных упражнений  на определенные группы мышц.

В зависимости от количества учащихся в классе. И наличия инвентаря класс можно разделить на 8-12 групп по 2 человека.

Необходимый инвентарь и снаряды надо приготовить и расположить по «станциям» до начала урока в той последовательности, в которой намечено прохождение круга. Чтобы учащиеся не ошибались  в последовательности заданий, на каждой «станции» нужно разложить карточки с графическим изображением упражнений.

В конце занятий необходимо выполнить успокаивающие и расслабляющее упражнение. Можно предложить учащимся повисеть на перекладине для снятия напряжения с позвоночника опробовать каждое упражнение, после измерения пульса и показа учителем техники выполнения упражнения.

Учитель объясняет, где должны располагаться учащиеся для измерения пульса, на какие мышцы воздействует выполняемое упражнение, как после выполнения упражнения нужно положить гантели и другой инвентарь, не нарушая техники безопасности.

Надо объяснить учащимся, как правильно дышать при выполнении упражнения, сказать о сосредоточенности внимания на работающих мышцах и необходимости расслабления после выполнения упражнения.

Влияние нагрузки на организм определяется по пульсу. Индивидуальный тренировочный пульс можно определить по формуле Кервонена:

  1. От цифры 220 отнять свой возраст в годах.
  2. от полученной цифры отнять число ударов своего пульса за 1 мин в покое.
  3. умножить полученную цифру на 0,6 и прибавить величину пульса в покое.
  4. Для определения верхней границы надо к полученной цифре прибавить 12 (макс. пульс), нижней – отнять 12 (мин. пульс).

Оптимальным пульс будет между максимальным и минимальным. Если при измерении пульс оказался выше максимального, нагрузку нужно снизить. Если ниже минимального – увеличить.

Применяя метод круговой тренировки, можно развивать такие двигательные качества, как сила, быстрота, ловкость, выносливость.

Методом круговой тренировки можно развивать такие виды выносливости, как статическая выносливость, силовая выносливость, скоростная выносливость.

Скоростную выносливость можно развивать посредством челночного бега 5х 10 м, , 10х10, прыжковых упражнений, спринтерского бега.

        

Развитие ловкости в большей мере, чем развитие силы быстроты, выносливости, связано с совершенствованием двигательного анализатора. Ощутимые воздействия на развитие ловкости могут оказать упражнения с новыми элементами и упражнения, представляющие определенную координационную трудность для занимающихся. Поэтому для развития ловкости следует использовать упражнения, для выполнения которых необходима пространственная точность и координация движений: скакалка – без учета скорости выполнения. Затем упражнения выполняются в сжатые по времени сроки без нарушения точности движения и после этого уже выполняются упражнения, для которых требуется быстрое выполнение точных движений при внезапно изменившейся ситуации.

Разновидностью проявления ловкости является равновесие: динамическое и статическое. Для тренировки равновесия используются упражнения: равновесие на одной ноге («ласточка», боковое равновесие и т. д.). Различные передвижения и позы на гимнастической скамейке, бревне, стойки на голове и руках и т. п.

        Для тренировки равновесия используются также упражнения, способствующие совершенствованию функций вестибулярного аппарата (кувырки, перевороты, вращение на перекладине и т.д.)

        Достоинством круговой тренировки является возможность включать ее в уроки, на которых осваивается материал разделов «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Лыжная подготовка», с учетом особенностей каждого раздела программы.

Круговая тренировка позволяет процесс физического воспитания учащихся проводить более интенсивно, включая в него не только педагога, но и самих учащихся.

О количестве уроков в цикле вопрос решается в зависимости от эффективности использования всех станционных заданий, их влияние на физическое развитие учащихся.

Когда комплекс полностью исчерпает себя, подбирается новый комплекс круговой тренировки.

Продвижение вперед в физическом совершенствовании должно быть обеспечено на каждом уроке каждому ученику.



Предварительный просмотр:

Холодова Марина Анатольевна, учитель физической культуры МОУ «СОШ №67» города Саратова

Место спортивных игр в физическом воспитании школьников.

Одно из ключевых мест в физическом воспитании школьников занимают игры. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствуют воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Игры учат школьников играть в команде, подчиняться определенным правилам, идти к общей цели.

Круг игр, используемых в настоящее время в целях физического воспитания, довольно широк. Их принято делить на две большие группы: подвижные и спортивные.

       К подвижным играм относятся простые игры с элементарными правилами и несложными взаимодействиями (бег, прыжки, метание и др.).

Спортивные игры — самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам. Спортивные игры – способствуют воспитанию целого ряда положительных навыков и черт характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение к своим партнерам и соперникам, сознательную дисциплину (активность , чувство ответственности и т. д.)

Целью данной статьи является ознакомление читателей с самыми распространенными играми, которые могут использоваться для физического воспитания детей.

Первой такой игрой является бадминтон. Бадминтон — вид спорта, заключающийся в перекидывании через сетку игрового снаряда под названием волан с помощью ракеток. Олимпийский вид спорта с 1992 года. В бадминтон играют два человека друг против друга или две команды из двух человек. Игра проходит на площадке, разделённой сеткой. Противники располагаются на противоположных сторонах площадки. Цель игры — перекинуть волан через сетку так, чтобы тот коснулся земли на половине противника в пределах площадки. Игра в бадминтон развивает ловкость, силу, глазомер и быстроту реакции.

Второй по счету, а не по важности – волейбол. Командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника, либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке). Волейбол входит в программу Олимпийских игр с 1964 года.

Это неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.

Существуют многочисленные варианты волейбола, ответвившиеся от основного вида — пляжный волейбол, мини-волейбол, пионербол, парковый волейбол. В школьной практике непосредственно игра в волейбол часто заменяется пионерболом. Это объясняется тем, что пионербол не требует каких-либо специальных навыков.

Игра в волейбол развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений. и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют положительные эмоции, жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить. Благодаря своей эмоциональности данная игра представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.

Далее перейдем к баскетболу. Этот вид спорта был придуман в 1891 г. преподавателем физического воспитания Спрингфилдского колледжа в штате Массачусетс США доктором Джеймсом Нейсмитом.

В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину.   Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года. Он развивает физические возможности ребенка, улучшает глазомер и меткость, гармонизирует все системы организма, улучшает  скорость, силу, ловкость, выносливость и реакцию. И еще способствует увеличению роста.

        Футбол целесообразно заменить футзалом, т.е. мини-футболом. Самое большое отличие у футзала от футбола в тактике игры. Меньшие размеры площадки, ограниченное количество игроков, а также гораздо меньшая «контактность» игры (по сравнению с футболом, запрещены, например, подкаты) предопределяют тактику игры, больше похожую на тактику игры других зальных видов спорта (таких, как баскетбол, гандбол). В большинстве случаев команды играют «один в один», то есть каждый полевой игрок контролирует действия игрока противоположной команды. Также ограниченное количество игроков подразумевает, что любой игрок участвует как в атаке, так и в обороне. Мини-футбол развивает быстроту и точность движений, ловкость, силу, выносливость.

Соревнование по спортивным играм интересны не только для участников. Они доставляют огромное удовольствие и зрителям. Острые, быстро меняющиеся ситуации, ловкость играющих захватывают зрителей и являются хорошей агитацией за систематические занятия спортом.

В последнее время представители всех видов спорта в тренировочных занятиях стали широко использовать различные спортивные игры.

Спортивные игры занимают видное место в системе физического воспитания, являются прекрасным средством улучшения здоровья, повышения работоспособности и решения воспитательно–образовательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Авторы работы: Малышев Алексей Иванович - канд. пед. наук, доцент и Матвеева Наталья Назимовна - руководитель физического воспитания ГБДОУ № 85 Санкт-Петербурга В  работе предпринята...

Статья "О физическом воспитании ребенка"

Советы родителям о физическом воспитании ребенка...

Статья Развитие физического воспитания и массового спорта в образовательных организациях Санкт-Петербурга

Развитие физического воспитания и массового спорта в образовательных организациях Санкт-Петербурга...

Статья "Дифференциация физического воспитания"

Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников  заключается в  определении учебных заданий учащимся основной и подготовительной медицинских групп, мальчикам (юношам), девочкам ...

Статья «Развитие физического воспитания в школе»

Введение.Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества достаточно высокое. Они значительно влияют на общественное ...

Статья: "Развитие физического воспитания в школе"

Статья о физическом воспитании в школе...

Статья "Дифференциация физического воспитания"

Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников  заключается в  определении учебных заданий учащимся основной и подготовительной медицинских групп, мальчикам (юношам), девочкам ...