ПАСПОРТ КАБИНЕТА
методическая разработка по физкультуре по теме
физичиская культура
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
паспорт кабинета | 30.22 КБ |
внеклассная робота по футболу | 19.34 КБ |
день здоровья | 8.75 КБ |
классный час | 16.44 КБ |
Внеклассная работа по физкультуре | 48.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный год:
Ф.И.О. учителей, ответственных за кабинет:
Оценка состояния кабинета | ||
Сентябрь | Январь | Июнь |
Инвентарная ведомость на технические средства обучения учебного кабинета №___________
№ п/п | Название ТСО | Марка | Год приобретения | Инв. № по школе |
Зав. Кабинетом _________________________________
(Подпись)
Примечание: в ведомость вносятся, кроме ТСО, сопутствующие принадлежности (видео/аудиоматериалы, экраны, принадлежности для опытов и т. д.)
График занятости кабинета №_________
_____ полугодие, 2011-2012 учебный год
Урок | Понед. | Вторн. | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
Класс/ учитель | Класс/ учитель | Класс/ учитель | Класс/ учитель | Класс/ учитель | Класс/ учитель | |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 |
Деятельность по развитию кабинета
2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |
1.Тематическое планирование | ||||||
2.Обновление дидактического материала | ||||||
3.Составление опорных конспектов, диагностических карт, схем | ||||||
4.Приобретение видеофильмов | ||||||
5.Приобретение таблиц | ||||||
6.Приобретение учебно – дидактического материала | ||||||
7. Приобретение мультимедийной продукции, аудиоматериала |
Требования к составлению плана работы учебного кабинета на учебный год (и перспективу).
- План составляется учителем-предметником, отвечающим за кабинет соответственно профилю кабинета и его функциональному назначению.
- 1часть: анализ работы кабинета в прошлом учебном году.
- 2часть: задачи на новый учебный год, в которых отражается тематическое планирование, обновление дидактического материала, составление опорных конспектов, диагностических карт, схем, приобретение видеофильмов, таблиц, учебно-методического материала по профилю кабинета соответственно стандарта образования и образовательной программы школы. Сохранение материально – технической базы кабинета.
- 3часть: часы работы кабинета (учебные занятия, дополнительные занятия).
Требования к учебным кабинетам.
- Паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.
- План работы кабинета на учебный год (и перспективу).
- Соблюдение правил техники безопасности, санитарно – гигиенических норм в учебном кабинете.
- Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных и сменных учебно – информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др. (по плану работы учебного кабинета).
- Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.
- Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям стандарта образования и образовательным программам.
- Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. Материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса ( по профилю кабинета).
- Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
- Открытое и наглядное представление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню образовательной подготовки (стандарта образования).
- Открытое и наглядное представление учащимся образцов измерителей выполнения требований обязательного стандарта.
- Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т. п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стондарта.
- Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыком, по организации и выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.).
- Экран результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.
- Расписание работы учебного кабинета по образовательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.
Необходимая документация учебного кабинета.
- Паспорт учебного кабинета .
- Инвентарная ведомость на имеющееся оборудования.
- Правила техники безопасности работы в учебном кабинете (физкультура).
- Правила пользования учебным кабинетом учащимися. График работы учебного кабинета.
- Акт приемки учебного кабинета администрацией школы.
- план работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.
Требования к составлению плана работы
учебного кабинета №______
на 2011-2012 учебный год и перспективу
План составляется учителем-предметником, отвечающим за кабинет, соответственно профилю кабинета и его функциональному назначению.
Анализ работы кабинета в прошлом учебном году.
Для работы каких классов использовался кабинет и находящиеся в нем материалы | Что сделано по оформлению и ремонту | Что приобретено (ТСО, дидактические материалы и т.п.) | Какие были проблемы |
Задачи на новый учебный год.
(Тематическое планирование, обновление дидактического материала, составление опорных конспектов, диагностических карт, схем, приобретение видеофильмов, таблиц, учебно – методического материала по профилю кабинета соответственно стандарта образования и образовательной программы школы. Сохранение материально – технической базы кабинета.)
Задачи (обновление материала, для каких классов) | Планируемое оформление, приобретение ТСО или учебно-методических материалов | Примечания |
Акт о готовности кабинета №_____ к учебному году.
1.Документация
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |
1.Паспорт | ||||
2.Правила техники безопасности | ||||
3.Правила пользования кабинетом | ||||
4.План работы кабинета | ||||
5.Расписание работы учебного кабинета |
2.Учебно-методическое обеспечение кабинета
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |
1.Укомплектованность:
| ||||
2.Наличие комплекта:
|
3.Оформление кабинета.
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |
1.Оптимальная организация пространства:
| ||||
2.Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов. Стенды дают:
|
4.Соблюдение в кабинете
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |
1.Правил техники безопасности | ||||
2.Санитарно-гигиенических норм:
|
5.Оценка кабинета по итогам проверки готовности к новому учебному году.
Учебный год | Оценка | Замечания и рекомендации |
2009-2010 | ||
2010-2011 | ||
2011-2012 |
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа по футболу
Пояснительная записка.
Школьники, занимающиеся в секции футбола, делятся на 4 возрастные группы: подготовительная (1-4 классы), младшая (5-7 классы), средняя (8-9 классы) и старшая (10-11 классы). Число занимающихся в каждой возрастной группе -15 человек. Продолжительность занятий в группах 2 раза в неделю по 90-120 мин. Каждая возрастная группа имеет определенные задачи.
Подготовительная группа — укрепление здоровья и закаливание организма; привитие интереса к занятиям футболом; всесторонняя физическая подготовка с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; обучение основам техники владения мячом и тактики игры; освоение процесса игры в соответствии с правилами мини-футбола; изучение элементарных теоретических сведений о гигиене, технике, тактике и правилах игры в футбол.
Младшая группа — укрепление здоровья и закаливание; совершенствование всесторонней физической подготовленности с преимущественным развитием быстроты и ловкости; овладение основными техническими приемами игры, основами командной тактики игры.
Средняя группа — укрепление здоровья, дальнейшее совершенствование всесторонней физической подготовленности с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, ловкости и общей выносливости; изучение и совершенствование техники и тактики игры, определение игрового места в составе команды, приобретение опыта участия в соревнованиях, развитие волевых качеств учащихся; формирование элементарных навыков судейства.
Старшая группа — укрепление здоровья, дальнейшее совершенствование всесторонней физической подготовленности, подготовка; дальнейшее совершенствование техники и тактики игры; усвоение основных положений методики спортивной тренировки футболистов; формирование судейских и инструкторских навыков.
Методические рекомендации.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15—20-минутных бесед. При проведении бесед рекомендуется использовать наглядные пособия, учебные фильмы.
Обучение техническим приемам рекомендуется начинать с выполнения их в наиболее простых условиях: удар по неподвижному мячу, ведение на малой скорости и т. д. Обучение ударам и остановкам мяча рекомендуется проводить одновременно. При обучении школьников технике владения мячом очень важно стремиться создать у них правильное зрительное представление о конкретном приеме.
Затем следует перейти к обучению сочетаниям технических приемов, которые наиболее часто встречаются в игре: остановка мяча — ведение — передача; остановка мяча с уходом в сторону— финт—ведение —передача и т. д. Наряду с этим усложняются и задачи, стоящие перед учащимися. Так, остановку мяча следует выполнять уже в движении — вперед, назад или в
сторону, передачу мяча — низом или верхом, сильно или слабо и пр. Основное внимание при этом обращается на овладение, правильной двигательной структурой изучаемых приемов, а также на умение согласовывать свои действия с движением мяча.
Обучение тактике игры следует начинать со зрительной ориентировки. Надо научить учащихся постоянно наблюдать за расположением партнеров и соперников, оценивать обстановку и принимать решение до получения мяча или в момент его приема с тем, чтобы после овладения мячом начать действовать без задержки, в соответствии с принятым решением.
Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям проводится в группах по 2—3 человека при двустороннем взаимодействии защиты и нападения, когда одни выполняют атакующие действия (с мячом и без мяча), а другие — защитные действия. Обучение индивидуальным действиям также включает в себя упражнения в выборе позиции для получения мяча, «держании» соперника, своевременной передаче мяча, перехвате передачи, применении ведения, финтов и ударов по воротам.
Занятие годового тренировочного цикла для подготовительной группы (1-4 классы),
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: мячи, секундомер, свисток, стойки, накидки.
Задачи:
- Обучение технике ведения мяча внутренней и внешней частью подъема.
- Совершенствование удара и остановки мяча внутренней стороной стопы.
№ | Содержание | Кол-во Часов | Организационно-методические указания | Дата проведения |
1 | Ходьба в чередовании с бегом – 250 м | 1 |
| |
2 | Комплекс общеразвивающих упражнений | 1 |
| |
3-5 | Эстафета с ведением мяча между стойками | 3 |
| |
6-8 | Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема: | 3 | ||
9-11 | ведение мяча по кругу; | 3 | Касаться мяча после каждого шага. | |
12-14 | ведение мяча по восьмерке; | 3 | ||
15-17 | ведение мяча в ограниченном квадрате между движущимися партнерами. | 3 | ||
18-20 | Удары и остановки мяча внутренней стороной стопы: | 3 | ||
21-23 | удары по неподвижному мячу в изображенную на стенке цель; | 3 | ||
24-27 | удары по неподвижному мячу в изображенную на стенке цель; то же, но после ведения; | 4 | Расстояние – 8-12 м | |
28-31 | удары по неподвижному мячу в изображенную на стенке цель; пробежка через стойки | 4 | Отраженный мяч останавливается внутренней стороной стопы. | |
32-34 | Ходьба в медленном темпе. Ходьба с хлопками над головой на каждый второй счет. Повороты на месте и в движении. Игра в мини-футбол | 3 |
Примечание. ЧСС в ходе занятий колеблется в пределах 120-150 уд/мин.
Судейская практика. Судейская практика проводится в ходе учебных игр.
Литература:
- Коротко И.М. Подвижные игры в занятиях спортом М, ФиС, 1971.
- Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта М., ФиС, 1960.
- Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов М., 1974 .
- Акимов А.М. Игра футбольного вратаря М., ФиС, 1978.
- Андреев С.Н. Мини-футбол М., ФиС, 1978.
- Лаптев А..П. Режим футболиста М., ФиС, 1981 .
- Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов М., ФиС, 1976.
- Гриндлер К. и др. Физическая подготовка футболистов М., ФиС, 1976.
Предварительный просмотр:
Спортивное мероприятие "День здоровья"
Клюева Нелли Николаевна Учитель физической культуры
Это один из самых любимых праздников ребят в нашей школе. Каждый ждет от него сюрпризов и веселья. Учитывая психологические особенности учащихся очень важно давать выход их энергии в спортивных праздниках. День здоровья не требует большой подготовки, и помогает внести разнообразие в школьные традиции, доставляя удовольствие участникам и зрителям.
Цели:
- развитие основных физических качеств,
- формирование двигательных навыков, получения заряда бодрости,
- приобщение учащихся к зимним видам спорта.
Оборудование:
- лыжи, коньки, санки, палочки, флажки, кегли.
- магнитофон, записи спортивных песен.
Ход соревнований
Звучит музыка, судьи занимают свои места
1. “Волшебные палочки”
На холмике выставляют гимнастические палочки.
По команде “Марш!” каждый участник команды по очереди бежит к холму берет палочку и возвращается. Выигрывают те, чья команда наберет большее количество палочек, за малое количество времени. Брать нужно только одну палочку и донести ее до финиша.
2. “Вперед-назад” - Участники игры становятся парами друг к другу. Задача – пробежать до флажка и вернуться, таким, образом, когда один в каждой паре движется спиной вперед, а другой толкая находящегося перед ним товарища, - лицом вперед. Выигрывает пара, которая первой достигает финиша.
Пока судьи подводят итоги 2-х конкурсов, для ребят дается информация “ В мире интересного”
Рассчитать суточную норму потребления воды можно по формуле: 40 мл жидкости на 1 кг тела. То есть человеку весом около 70 кг летом нужно выпивать в день около 2,5 литра воды. А осенью и зимой нужно пить на 400-600 мл меньше. Однако надо иметь в виду, что горячие и алкогольные напитки обладают мочегонным свойствами, а значит бороться с их помощью с жаждой бессмысленно. И не переусердствуйте: перегрузив почки излишней жидкостью, вы добьетесь только отеков под глазами и в ногах.
Американские ученые уже давно твердят о вреде газированных напитков. В вину “газводе” вменяется провоцирование кариеса и сердечных заболеваний. Всевозможные “колы” сегодня входят в число напитков, которые врачи официально рекомендуют не принимать пациентам, склонным к образованию камней в почках. А наиболее часто применяемый краситель “желтый-5”, считают, может вызвать различные аллергические реакции.
Психиатры из университетов в Торонто, исследующие проблемы ожирения, утверждают, что еда быстрого приготовления стимулирует цикл “немедленное насыщение – резкое повышение сахара в крови – желание съесть еще кусочек”. Супы быстрого приготовления, гамбургеры, чипсы, газировка и прочая еда быстрого приготовления вызывают состояние привыкание как к наркотикам. Продукты с высоким содержанием жира и сахара могут вызвать такие изменения в мозге, что отказ от них станет для человека невозможным.
Ученые говорят, заснуть легче всего в “позе лягушки”. Нужно лечь на живот, голову положить ухом на низкую подушку, ноги вытянуть вдоль кровати, а руки, согнув в локтях, свободно расположить по обеим сторонам головы. Эта поза хорошо расслабляет мышцы, нервную систему, а так же помогает при остеохондрозе.
К сожалению, очень многие люди, особенно в “мокрое” время года, заболевают ангиной. Это острое инфекционное заболевание. Существует не мало способов лечения ангины. Но главное – постараться не болеть ею. А для этого нужен хороший иммунитет. Самое хорошее и простое средство укрепления иммунитета это – закаливание. Для закаливания горла нужно каждый день, начиная с теплого времени года, есть мороженное. Но конечно этого нельзя делать во время болезни. Для профилактики этого заболевания очень полезно так же делать простое упражнение: несколько раз в день по 2-3 минуты нужно зевать, при этом вы должны чувствовать, что мышцы горла активно работают. Такие зевания улучшают кровообращение в области горла и не дают инфекции застаиваться.
3.Катание с горки на лыжах. Каждая участвующая команда становиться в колонну по одному, положив руки на плечи товарища, съезжает с горы на лыжах. Судьи отмечают дальность. Чья команда проедет дальше, та команда и выигрывает.
4. “Преодолей гору”. Необходимо забраться в гору каждому участнику команды на лыжах и поставить флажок на вершину горы. Как только первый участник ставит флажок, стартует второй член команды и т.д. Чья команда быстрее справиться с заданием, та и одержит победу.
Пока судьи подводят итоги 2-х конкурсов, для ребят проводится викторина.
Вопросы:
1. Чем награждался победитель в Древней Греции?
а) лавровым венком;
б) золотой медалью;
в) деньгами.
2. Какая страна является родиной олимпийских игр?
а) Китай;
б) Греция;
в) Америка.
3. Девиз Олимпийских игр:
а) “Быстрее, глубже, длиннее”;
б) “Быстрее, выше”;
в) “Быстрее, сильнее, выше”.
4. Назовите цвета колец Олимпийского флага.
а) зеленый, черный, желтый, голубой, красный;
б) зеленый лиловый, желтый, коричневый, красный;
в) оранжевый, черный, салатовый, голубой, красный.
5. Как называется начало и конец в беге? (старт и финиш)
6. В футбольной команде сколь человек? (11 человек)
5. “Беговая эстафета на коньках” - На дистанции выставляются кегли. Участники становятся в колонну по одному. По сигналу начинается эстафета. Каждый член команды объезжая кегли доезжает до стойки и возвращается тем же путем. Передает эстафету своему товарищу. Выигрывает та команда, которая быстрее справиться с заданием.
6. “Собери спортивный инвентарь” - Один участник каждой команды на коньках раскладывает спортивный инвентарь на дистанции возле каждой кегли, возвращается, передает эстафету. Следующий участник собирает весь инвентарь и передает эстафету следующему участнику и т.д. Выигрывает команда быстрее выполнившее задание.
Пока судьи подводят итоги соревнований, ребят знакомят с различными высказываниями знаменитых людей.
“МУДРЫЕ УТВЕРЖДАЮТ”
От вина гибнет красота, вином сокращается молодость.
Гораций (65 до н.э. - 8 н.э.)
Пьянство есть упражнение в безумстве.
Пифагор (580 – 500 до н.э.)
Гони от себя злобу – вот лучший способ держаться вдали от беды.
Хун Цзычэн (17 век)
Есть только одно благо – знание. И только одно зло – невежество.
Сократ (469 – 399 до н.э.) философ
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.
Т. Карлейль (1795-1881) Английский писатель
Человек может жить до ста лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом, сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры.
И.П.Павлов (1849-1936) Русский ученый-физиолог
Спорт формирует культуру оптимизма, культуру радости.
А.В.Луначарский (1875-1938)
Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения.
А.Мюссе (1810-1857) Французский поэт.
Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения.
Ушинский (1824-1870) Русский педагог.
Для соразмерности красоты и здоровья требуется не только образование в области науки и искусства, но занятия всю жизнь физическими упражнениями и гимнастикой.
Платон (ок. 427-347 до н.э.) Древнегреческий философ.
7. Катание на санках “Меткий стрелок” - На спуске устанавливается щит. Участники, спустившись с горки на санках, должны попасть снежком в щит. Побеждает команда, наиболее точно попавшая в мишень и набравшая большое количество очков.
8. “Керлинг на санках”- Каждый участник команды съезжает на санках с горы. Внизу на площадке отмечен круг с цифрами. Команда-победительница определяется по наибольшему набору очков.
Учитель: пока судьи подводят итоги соревнований, хочу вам как пожелание прочитать стихотворение.
СИЛАЧ
Г. Сапгир
Силачом я стать хочу,
Прихожу я к силачу:
- Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
На меня силач взглянул,
К потолку подкинул стул.
А затем, его поймав,
Как пушинку, поднял шкаф,
Вот к столу он подошел,
Ухватил за ножку стол,
Стал жонглировать им ловко.
- Это просто – тренировка!
Свой секрет не утаю.
Рано утром я встаю
И при солнце и в ненастье,
Открываю окна настежь.
Приступаю я к зарядке.
Врозь носки и вместе пятки,
Вместе пятки, врозь носки -
Приседанья и прыжки.
Сто веселых упражнений.
Со скакалкой и мячом!
Будешь делать их без лени,
Тоже станешь силачом.
Предварительный просмотр:
СЛАВЬСЯ, СТАЛИНГРАД!
Классный час, посвящённый 65-й годовщине разгрома немецко–фашистских войск под Сталинградом
Разработала: учитель физкультуры Клюева Нелли Николаевна
2009
Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников, расширять представления учащихся о Сталинградской битве, героизме советского народа, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны; способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей учащихся.
Форма: интеллектуальный турнир для двух команд класса.
Оформление: репродукции картин, посвящённых войне, Сталинградской битве; фотографии военного Сталинграда, памятников войны; выставка книг о Сталинградской битве; записи песен о войне; компьютерная презентация «Славься, Сталинград!»
Подготовка к классному часу: учащиеся читают книги, просматривают репродукции картин и фотографии о Сталинградской битве, проводят анализ компьютерной презентации, т. е. проявляют свои творческие способности.
На доске эпиграф: «Величайшая победа, одержанная под Сталинградом, сыграла колоссальную роль в ходе всей второй мировой войны. Через моря и океаны неслась слава этой победы». А. И. Ерёменко, Маршал Советского Союза.
Ход классного часа
Интеллектуальный турнир для двух команд класса проводится в форме игры «СВОЯ ИГРА». Команды представляют название команды и её девиз. Командам даётся задание по 4-м номинациям. В каждой номинации 5 вопросов. Каждому вопросу соответствует определённое количество баллов. Чем сложнее вопрос, тем большее количество баллов ему соответствует. Команды по очереди выбирают любой вопрос. Если команда не даёт ответа на данный вопрос, то ответ может дать другая команда, и она получает право на выбор очередного вопроса. Игра заканчивается, когда все вопросы будут исчерпаны. Учитель считает общее количество баллов у обеих команд. Победители и побеждённые получают сладкие призы.
Номинация «Хронология»
10 баллов. Назовите дату начала Сталинградской битвы.
(17 июля 1942 года)
20 баллов. Назовите дату окончания Сталинградской битвы.
(2 февраля 1943 года)
30 баллов. Назовите дату присвоения Волгограду звания «Город-герой».
(8 мая 1965 года)
40 баллов. Назовите самый страшный для города день.
(23 августа 1942 года, фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч вылетов самолётов, город был разрушен)
50 баллов. Назовите дату контрнаступления советских войск.
(18 ноября 1942 года)
Номинация «Из истории Сталинграда»
10 баллов. Какое название было у Сталинграда до революции?
(Царицын)
20 баллов. Какое название Сталинград получил после Великой Отечественной войны?
(Волгоград)
30 баллов. Какой завод был построен на северной окраине Сталинграда первым в СССР?
(Тракторный)
40 баллов. Когда и зачем был основан город?
(В 1589 году как сторожевая крепость южных рубежей России)
50 баллов. Какую цель преследовал Гитлер в Сталинградской битве?(За 2 недели разгромить наши войска на юге, овладеть районами Кавказа, выйти к Волге, захватить Сталинград, Астрахань)
Номинация «Оборона Сталинграда»
10 баллов. Какой был приказ Родины в битве за Сталинград?
( «Стоять насмерть, ни шагу назад!»)
20 баллов. Какие Армии защищали город?
( 62-я – генерал В. И. Чуйков, 64-я – генерал М. С. Шумилов)
30 баллов. Какую награду получили солдаты в битве за Сталинград?
(Медаль «За оборону Сталинграда», более 700 тысяч человек)
40 баллов. Какие награды получил город?
(Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда»)
50 баллов. Каким этапом является Сталинградская битва в Великой Отечественной войне?
(Переломным)
Номинация «Памятные места Волгограда»
10 баллов. Где шли самые ожесточённые бои?
(Мамаев курган, главная высота города, 102 м)
20 баллов. Где горит Вечный огонь в Волгограде?
(На площади Павших борцов зажжён 1 февраля 1963 года, в Пантеоне славы на Мамаевом кургане)
30 баллов. Чем известен Дом Павлова?
(В середине сентября 1942 года создалась угроза прорыва противника к Волге, захватив один из домов, гарнизон из 24 человек под командованием сержанта Якова Павлова в течение 58 дней удерживал его и не отдавал врагу)
40 баллов. Какие площади Волгограда вам известны?
(Площадь Павших борцов, площадь Ленина, площадь Ф. Э. Дзержинского, Привокзальная площадь, Центральная набережная)
50 баллов. Что находится между площадью Павших борцов и Центральной набережной?
(Аллея Героев)
Литература.
1. Война. Народ. Победа, 1941-1945. Статьи. Очерки. Воспоминания./ Сост. И. М. Данишевский, Ж. В. Таратута.- Кн. 2.- 2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1984.- 246 с., ил.
2. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т. 4. Сталинградская битва/ Сост. А. корнеев.- М.: Современник, 1987.- 654 с., фотоил.
3. Сталинградская битва: сборник материалов и фотографий.
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа по физкультуре
Оглавление
Введение 2
Сущность и система физического воспитания школьников 3
Внеклассная работа по физической культуре 6
Организация внеклассной работы 10
Руководство внеклассной работой в школе 14
Планирование внеклассной работы 14
Контроль внеклассной работы 16
Заключение 20
Список источников 21
Введение
Физическая культура — часть образа жизни человека — система
специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие
его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о
физических и психических возможностям организма, на специальную
материально-техническую базу, способствующую их проявлению и
развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на
гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального
духа человека В системе всестороннего совершенствования личности она
составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного
труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и
полноты творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической
культуры обеспечивается обязательными программами физического развития
дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания
учащихся всех классов общеобразовательной и профессиональной школы;
физической подготовкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья;
программами спортивных школ, секций, кружков, систематической
зарядкой дома и на производстве. Широко используется многообразие
национальных форм осуществления физической культуры» Вместе с тем,
недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры
народа стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших
спортплощадок и спортзалов, в организации спортивных, туристских и других
клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный человек
смолоду должен заботиться о своем физическом совершенствовании, обладать
знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ
жизни.
Сущность и система физического воспитания школьников
Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и
планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности
детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий
физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично
развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и
нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии
тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым,
эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. В комплексной
программе физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной
школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление
здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких
нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных
упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о
здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и
защите Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины,
физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение
двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие
двигательных качеств. Задачей физического воспитания является также
эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в
процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и
состязательных ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают
преодолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за
трезвость среди школьников, против употребления наркотиков, токсических
средств и курения табака.
Физическое воспитание способствует преодолению некоторых жизненных
противоречий. Ребенок, будучи от природы активнодеятельным существом,
удовлетворяющим естественные потребности организма за счет движения,
попадает в современной школе и семье в условия ограниченной
физической подвижности, бездеятельности, пассивной созерцательности
и психологических перегрузок, порождающих гиподинамию, застойные явления
в организме, ожирение, патологические нервно-психические и сердечно-
сосудистые изменения. Следствием недостаточного внимания к разрешению
этого противоречия являются различные заболевания, нервные срывы,
инфаркты, физическая слабость, нравственная апатия, нежелание
трудиться, неспособность к напряженному труду, интенсивной общественной и
семейной жизни.
Еще одно субъективно создаваемое и обостряемое противоречие возникает
между нормальной целью физического воспитания как Средства достижения
здоровья, удовлетворения потребностей в отдыхе, общении, деятельности, с
одной стороны, и стремлением некоторых педагогов-тренеров, родителей
использовать физкультурно-спортивные занятия часто в ущерб детям, для
удовлетворения своих честолюбивых притязаний, — с другой. Они поощряют, а
порой и принуждают детей заниматься спортом, лелея надежду, что из ребенка
вырастет выдающийся спортсмен, участник сборной страны и международных
соревнований. На почве внушенных иллюзий возникает трагическая ситуация не
свершившихся стремлений и надежд. Попавшие же в избранный круг нередко
развивают в себе уродливое сознание своей исключительности и
вседозволенности, попадают в плен мещанства, вещизма, духовной
ограниченности.
Противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет
включения детей в систему всеобщего физического воспитания, использования
всех механизмов и стимулов физического совершенствования. Основными
механизмами физического воспитания являются: физкультурно-спортивная
деятельность, система отношений в процессе этой деятельности и возникающее
на ее основе духовное общение. Благодаря физкультурно-спортивной
деятельности крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосудистая
системы, растет сопротивляемость организма заболеваниям, оттачиваются
физические способности, повышается уровень морально-психологической
устойчивости. В ней проявляются закрепляются такие черты характера,
как выдержка, упорство самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и
трудолюбие. Система отношений, как результата хорошо организованной
физкультурно-спортивной деятельности, воспитывает нравственные
качества: коллективизм, иммунитет против индивидуализма и эгоизма,
самоотверженность и взаимовыручку, сдержанность скромность в
победе, достоинство в поражении. Общение удовлетворяет духовную
потребность в другом человеке, в освоении опыта товарищей, формирует
общественное мнение, объединяет детей в полезном использовании свободного
времени.
Деятельность, отношения и общение в физкультурно-спортивной работе с
детьми педагогически стимулируются. Главным стимулом деятельности для
ребенка является стремление развить физические силы, сохранить
здоровье, быть полезным и активным членом демократического общества,
оказывать помощь людям благодаря приобретенным физкультурно-спортивным
умениям и навыкам. С этими стимулами сочетается естественное стремлен
детей к деятельности, подвижности, активности, которое лучше всего
реализуется в общественно значимых формах физкультуры и спорта. В
стимулировании детей к занятиям физкультурой имеет значение и то, что их
результатом бывает ощущение прилива сил и бодрости, переживание физического
удовольствия. Дети постепенно развивают в себе эстетическое чувство,
способность наслаждаться красотой человеческого тела и созидать красоту.
Переживание радости победы над внешними препятствиями и собственными
слабостями рождает у школьников стремление к труду и борьбе. Горечь
поражения побуждает к новым и новым попыткам добиться успеха и
утвердиться в собственном и общественном мнении. Физкультурно-
спортивную деятельность ребят стимулирует и здоровое честолюбие,
желание быть популярным в кругу товарищей.
Внеклассная работа по физической культуре
Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном
те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию
организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному
выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание
определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим
занятиям физической культурой и спортом.
Для организации и проведения внеклассной работы по физической
культуре и спорту в восьмилетних и средних школах создается коллектив
физической культуры, а в начальных классах кружки физической культуры.
Руководство коллективом физической культуры возлагается на совет коллектива
и на учителя физической культуры, а кружком — на одного из учителей
начальных классов. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные
организаторы.
В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию
можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя
расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и
формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом
порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с
учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о
способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В
средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится
разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных основах
интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в
себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в
частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и
лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях
спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение
работоспособности человека, совершенствование его нравственного и
эстетического развития.
Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию
является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды)
для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся
экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для
младших школьников должны быть непродолжительными (3—4 часа). Обычно они
сопровождаются сообщением детям определенных знаний и правил поведения в
походе. В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму
(ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовление пищи
и т.д. ). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут
пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.
В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное
совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах
физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы
спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др.
Содержание занятий в секциях и кружках в начальных классах могут составлять
упражнения из учебной программы, подвижные игры, катание на лыжах и коньках
и другие простейшие известные детям упражнения.
Существенным направлением внеклассной работы является организация и
проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся
спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований,
вечеров, «дней здоровья» и т.д. Спортивные соревнования среди младших
школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и по
другим упражнениям учебной программы, не вызывающим у школьников чрезмерных
физических напряжений. Физкультурные праздники в начальных классах обычно
посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников,
как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с
подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные
соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжественном
закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводится в режиме
учебного и продленного дня, а также в форме внеклассной работы. К первым
относятся, непосредственно, урок физкультуры, гимнастика доучебных занятий,
физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на
большой перемене, продленка.
В комплексной программе физического воспитания
учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы включены внеклассные формы
занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий в
школьных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по
физкультуре. Это значит, что внеклассная работа является обязательной и
требует выполнения учителями физкультуры и педагогами дополнительного
образования программных требований, а учениками сдачи нормативов по
повышению спортивного мастерства в выбранном виде спорта.
В разделы других школьных программ не входит
внеклассная работа с учениками, но практически все школы имеют
функционирующие в своих рядах различные секции, кружки, группы, клубы.
Главная цель внеклассной работы – организация досуга
школьников, несущего оздоровительный эффект.
Занятия в спортивных секциях, кружках проходят, в
основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную
направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает
педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических
принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся,
направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач;
контингент занимающихся постоянен и относительно однороден. Однако такие
занятия характеризуются и определяются особенностями ,вытекающими в первую
очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а
также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных склонностей,
интересов, способностей занимающихся, а также от особенностей регулирования
бюджета личного свободного времени, расходование которого далеко не всегда
поддается унифицированной регламентации. Тем не менее и в такой ситуации
предпочтительными формами организации процесса физического воспитания
зачастую являются урочные формы, особенно, когда необходимо обеспечить
четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго
направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними
способностями. Урочные формы занятий, как следует из сказанного,
представляют для этого наиболее благоприятные возможности.
Занятия, организуемые в условиях добровольного
физкультурного движения урочного типа более вариативны. Они видоизменяются
в зависимости от профилирования содержания в направлении, добровольно
избираемом занимающимися соответственно их индивидуальным устремлениям
(спортивное совершенствование, либо пролонгированная ОФП, либо
физкультурно–кондиционная тренировка, либо занятия, направленные на
реализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменных
обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретные
возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т. д.)
Это обусловливает своеобразие используемых форм урочных занятий. В
различных ситуациях они значительно различаются, в частности, по
соотношению структурных элементов, способам организации активности
занимающихся, уровню и динамике предъявляемых нагрузок, объему и характеру
распределения затрат времени. В некоторых случаях, когда есть
соответствующие условия, урочные занятия организуются и по типу
индивидуальных уроков, что нередко бывает, например, в работе тренера со
спортсменом высокого класса. Однако эта наиболее индивидуализированная
форма урочных занятий по понятным причинам не может быть основной в
массовой практике.
К внеклассной работе по физической культуре относятся:
спортивные секции по различным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол,
гандбол, легкая атлетика, лыжные гонки, художественная гимнастика,
хореография, бальные танцы, шейпинг, различные виды единоборств и др.),
спортивные кружки, группы ОФП, спортивные клубы, команды и т.п.
Организация внеклассной работы
Внеклассную работу можно организовать
несколькими путями: в виде спортивных секций, спортивных кружков, групп
ОФП, спортивных клубов, команд, индивидуальных и репетиторских занятий.
Для достижения какого либо эффекта от процесса работы требуется, как нам
известно, 4-5 занятий в неделю плюс возможность проверять достигнутый
результат в товарищеских матчах и соревнованиях.
Во многих школах много внимания уделяется внеклассной работе по
физкультуре. Проводятся недели Здоровья, праздники Здоровья, которые
включают школьные спортивные соревнования. Это "Веселые старты", школьные
"Зимние Олимпийские игры", праздник "Добро пожаловать, олимпиада", праздник
"Спорт пришел в сказку" и др.
"Веселые старты"
В этом спортивном празднике участвуют все учащиеся школы. Дети
придумывают названия своих команд, на празднике присутствуют приглашенные
гости, работает судейская коллегия из учителей школы, после соревнований
награждение победителей.
Дети участвуют в следующих состязаниях:
1. "Быстроногие" - по 7 человек
2. "Быстроногие с кеглей" - по 7 человек
3. "Возьми булаву" - по 3 человека
4. "Пятнашки с хвостиками" - 14 человек
5. "Светофор"
6. "Грибы и ягоды" - по 6 человек
7. Эстафета с обручем - по 10 человек
8. Загадки
9. Передача мяча - по 10 - 15 человек
10. Эстафета с шарами - по 4 человека
11. Подтягивание
Школьные "Зимние Олимпийские игры"
В этом спортивном празднике участвуют все учащиеся школы по очереди по
возрастным группам: 1-4 классы, 5-6 классы, 7-9 классы.
Дети 1-4 классов участвуют в следующих состязаниях:
1. Гонки на санях
2. Игра "Не наступи на снежный ком"
3. "Самый меткий"
4. Круговая эстафета с загадками
5. Эстафета "зверей"
Дети 5-6 классов участвуют в следующих состязаниях:
1. Биатлон - круговая эстафета
2. Круговая эстафета на 1 лыжне
3. Финские гонки
4. Эстафета "Воротца"
5. "Накаты"
Дети 7-9 классов участвуют в следующих состязаниях:
1. Круговая эстафета на 1 лыжне
2. Биатлон - круговая эстафета
3. "Накаты"
4. Охота за флажками
Праздник "Добро пожаловать, Олимпиада"
Театрализованный спортивный праздник с героями Зевс и его свита,
знакомством учащихся с олимпийской символикой, с духом чесных состязаний
спортсменов в игровой форме.
Праздник "Спорт пришел в сказку"
В этом спортивном празднике участвуют учащиеся 3 -9 классов школы.
Проводятся соревнования с мячами, скакалками, обручами. Дети разгадывают
загадки на спортивную тему, заполняют кроссворды и узнают следующее
состязание, в котором будут участвовать. Это театрализованный праздник, в
котором участвует добрая фея из сказки.
Секция физкультуры и спорта
Вот что говорит заслуженный учитель физкультуры о секции, которую они
создали:
"Ежегодно учащиеся нашей секции занимают призовые места в чемпионатах
по валейболу, баскетболу, легкой атлетике и четырехборью районного и
городского масштаба.
Задача секции: "Сохранить здоровье как учителей так и учащихся".
В межшкольном оздоровительном лагере дети посещают бассейн.
Каждый год в День здоровья старшеклассники ходят в туристические
походы.
Основная задача, которую учителя физической культуры Терехова Н.К.,
Медведева С.И. ставят перед собой – это воспитание сознательного отношения
учащихся к своему здоровью, постоянное его укрепление, раскрытие и развитие
индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков. Формированию
здорового образа жизни помогают не только уроки физкультуры, но большую
роль играют здесь играет и внеклассная работа, вовлечение учащихся к
занятиям в спортивных секциях и клубах. В МОУ СОШ 85 327 учащиеся
занимаются в различных спортивных секциях, 3 секции ( ОФП, волейбола,
баскетбола) функционируют в школе – руководитель Терехова Н.К,,33
школьника, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе посещают занятия в центре здоровья.
В школе традиционно проводятся спортивные конкурсы и игры, эстафеты и
кроссы, первенства по различным видам спорта. С удовольствием ребята
принимают участие в спортивных эстафетах, веселых стартах осенью во время
традиционного экологического фестиваля. Ежегодно проводятся соревнования по
баскетболу и волейболу на первенство школы.
Стали традиционными спортивные состязания "Папа, мама и я –
спортивная семья". Подобные соревнования укрепляют контакт между старшими и
младшими в семье, между школой и семьей, создают общее хорошее настроение.
Соревнования проводились в два этапа, сначала по параллелям начальных
классов, затем финальные соревнования, в которых приняли участие 6 семей по
2 от каждой параллели.
Ежедневно по утрам проходит утренняя гимнастика для учащихся младших
классов, которую проводят инструкторы – старшеклассники. На динамической
перемене организуются подвижные игры для 1-3 классов.
Систематическая внеклассная работа по физкультуре способствует укреплению
здоровья детей. В этом году на 6 % повысилось количество детей,
занимающихся в основной группе.
Руководство внеклассной работой в школе
Непосредственное руководство секцией возлагается на педагога, который
решает все проблемы, связанные с организацией занятий, а именно:
• самостоятельно выбирает и использует выбранную методику обучения;
• несет ответственность за безопасность занимающихся;
• проводит селекцию (может отказать ученику в занятиях в секции);
• назначает дату и время тренировок (при согласовании с дирекцией
школы);
• принимает решение об участии (или не участии) в каком-либо
соревновании;
• несет ответственность за результаты подопечных в соревнованиях
перед лицом дирекции.
В права и обязанности руководства школы входит:
• создание условий для беспрепятственной работы секции;
• несение ответственности за создание и функционирование секции
перед муниципальными органами;
• по необходимости прекратить работу секции.
Педагог дополнительного образования (в дальнейшем тренер), используя
необходимую методику обучения, проводит занятия по футболу 4-5 раз в неделю
по 1-2 часа. Главная цель секции – повышение общего уровня здоровья.
Стратегическими задачами являются: повышение спортивного мастерства и
подготовка профессиональных спортсменов.
Планирование внеклассной работы
Планирование внеклассной работы – одна из важнейших
предпосылок воплощения в жизнь цели и задач физического воспитания
школьников. Занятия в секции требуют у занимающихся мобилизации
двигательных и морально- волевых качеств. Тренеру необходимо знать и
рационально использовать общие и специфические принципы обучения, а также
умело применять их на практике. «Не навреди!» - гласит первая заповедь
тренера – воспитателя.
Планирование – это первая ступень в построении тренировочных
занятий. То, как бы хотел видеть тренер рабочий процесс. В планировании,
как в шахматах: нужно продумывать сразу на несколько ходов вперед. План
составляется не на одну-две тренировки, а на весь процесс работы. Но чем на
большее время рассчитан план, тем труднее точно предвидеть, какими будут
конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем,
если вести планирование лишь в расчете на ближайшее время, исчезает
перспектива. В этом и заключается основная сложность. То что вычислено и
проанализировано на бумаге, не обязательно воплотится на практике. Кроме
того, в процессе планирования важно учитывать конкретно – предпосылочные
данные. Исходные данные о конкретном состоянии контингента занимающихся и
их подготовленности к реализации целевых установок; мотивационные и
личностные установки.
Для того, чтобы успешно решать задачи физического воспитания
необходимо, чтобы из занятия в занятие ученикам предлагалась достаточная
нагрузка, которая, с одной стороны, несла бы кумулятивный эффект и, с
другой стороны, не была бы чрезмерной. Дозировка тренировочных нагрузок
сугубо индивидуальна. Она зависит от возраста, физического состояния и пр.
Таким образом, кроме общих педагогических принципов, которые
несут основополагающие требования к проведению занятий, крайне важную роль
играет специфические принципы воспитания, выполнение которых ведет к
решению главной цели физического воспитания, а игнорирование их ведет либо
к деградации физических качеств спортсмена, либо, что гораздо страшнее, к
ухудшению состояния здоровья и даже к патологиям.
Перечислим специфические принципы физического воспитания и их
характеристику:
1. принцип сбалансированного повышения нагрузок. Предписывает учитывать
изменения параметров нагрузки, в соотношении с закономерностями адаптации к
ней. Многократно повторяющаяся одинаковая нагрузка не ведет к развитию
двигательных качеств. Поэтому параметры нагрузки должны постоянно
повышаться;
2. принцип соответствия педагогических воздействий возрасту
занимающихся. Является наиважнейшим, и формирует свои положения, исходя из
закономерностей гетерохронности физического развития и предлагает выделять
и учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;
3. принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Предусматривает
рациональное чередование активности и отдыха (в случае, если превалирует
активность, могут возникнуть процессы переутомления и, в случае
многократно суммирующихся состояний переутомления - перетренированность;
в том же случае, если преобладает процесс отдыха, то занятия не ведут к
тренировочному эффекту;
4. принцип постепенного наращивания нагрузок. Предусматривает
постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, планомерное
усложнение решаемых двигательных задач по мере роста функциональных
возможностей организма.
Контроль внеклассной работы
Как уже отмечалось ранее, планирование лишь косвенно
указывает на результат процесса воспитания, т.е. на то, как процесс должен
разворачиваться в ходе тренировочной работы, в соответствии с
закономерностями физического воспитания в теории. Но на практике, как часто
бывает, получается не так, как планировалось ранее. Педагог-практик
постоянно должен сверять текущие результаты с запланированными и, если
требуется, вводит корректировку планов. Призван помочь тренеру в этом,
контроль занятий.
Процесс воспитания школьников (не только физического, а
именно воспитания в целом) очень тонкий и сложный. Именно поэтому
результаты планирования иногда расходятся с действительными результатами
практической работы. Стоит только какому-либо звену (тренер, дирекция,
ученик) снизить требования к своим обязанностям – все пойдет не так.
Примеры: тренер выбрал средства, не применимые к данной методике занятий;
директор нарушил договор и одобрил лишь 3 занятия в неделю; ученик потерял
интерес к занятиям. Во всех случаях ответственность ложится на тренера и
его задача решить данные проблемы: выбрать подходящие средства занятий;
убедить директора, что лишь 5-разовые занятия несут положительный эффект
внеклассной работе; заинтересовать ученика.
В современной литературе можно насчитать десятки
наименований видов и разновидностей контроля: педагогический, врачебный,
биологический, антропометрический, биохимических, биомеханических,
психологический; предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый,
что свидетельствует о недостаточной упорядоченности связанных с ним
представлений. Мы рассматриваем контроль как реально существующие отношения
между субъектом и объектом воспитания, поэтому выделим 2 типа контроля:
«педагогический контроль» и самоконтроль занимающихся, причем
педагогический контроль играет, естественно, ведущую роль.
Термин «педагогический» в данном случае подчеркивает, что
контроль осуществляется педагогом-специалистом соответственно его
профессиональным функциям с использованием тех средств и методов, какие он
может и должен квалифицированно применять на основе полученного
специального образования и практического опыта по профилю специальности.
Основные аспекты педагогического контроля:
• контроль направляющих начал и параметров воздействий;
• контроль «объекта и эффекта воздействий» (должен выявлять и
прослеживать соотношения педагогически направленных воздействий и их
эффектов, оценивать их соответствие или несоответствие запланированных
результатам);
• контроль исходного уровня возможностей и готовности воспитываемых к
реализации поставленных задач;
• педагогический самоконтроль;
• контроль внешне-средовых факторов;
• контроль двигательной деятельности и непосредственно связанных с
нею взаимодействий воспитываемых;
• контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся,
эффекта текущих воздействий и общих результатов физического воспитания;
• контроль за формированием знаний, умений, навыков, развитие
способностей, совершенствование личностных качеств воспитываемых.
Контроль за внеклассной работой собственного исследования будет
таков:
1. главными критериями отбора в секцию является, прежде всего, желание
самого ученика участвовать в занятиях и выполнять требования тренера;
естественно, навыки игры в футбол (если дети старше 10 лет; если младше –
то навыки не берутся в расчет); а также согласие врача на занятия
футболом. В отличие от других видов спорта такие показатели, как развитие
каких-либо двигательных качеств, антропометрические данные и др. имеют
второстепенное значение;
2. контроль за эффектом нагрузок индивидуальный для каждого ребенка. Для
этого используются различные методы врачебного наблюдения: показатели
пульсометрии, контроль за внешними признаками утомления у детей и др.;
3. проведение контрольных занятий, посвященных сдаче нормативных
требований с целью узнать о готовности занимающихся к реализации
поставленных задач, а также об успешности решения выбранной методики
тренировок;
4. контролирование тренером собственных поступков, норм педагогической
этики, образовательно-воспитательной информации и, опять же, соответствие
планирования и итогов тренировок;
5. важно помнить, что естественно-средовые и гигиенические факторы при
правильном построении тренировок выступают дополнительными средствами
физического воспитания, поэтому занятия проводятся либо на воздухе, либо в
чистом проветренном зале;
6. проводится контроль знаний теоретического характера, а также
способностей удачно взаимодействовать с партнерами в процессе командной
игры.
Субъективный контроль имеет не менее важное значение в процессе физического
воспитания. Образование навыков будет максимально эффективным, если
соблюдать определенные закономерности формирования двигательных навыков.
Согласно теории управления усвоением знаний, каждое действие состоит из 3
частей:
1. ориентировочная;
2. исполнительная;
3. контрольно-корректировочная.
Ориентировочная часть выполняет функцию программы действия, на основе
которого выполняется исполнительная часть. А контрольно-корректировочная –
осуществляет контроль за исполнением действия, результат действия
сопоставляется с заданием программы и оценивается продвижением к цели. При
рассогласовании ориентировочной и исполнительной частей, коррекция
направлена на исполнительную часть. При согласовании ориентировочной и
исполнительной частей, но не удачному результату действия, коррекция
направлена на ориентировочную часть.
Обучение наиболее эффективно, когда педагог управляет
формированием ориентировочной основой действия.
Заключение
Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной
умственной работы. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в
производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться.
Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание
призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической
культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению
психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а
также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле
физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации
активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной
на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом,
осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и
здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и
здорового образа жизни.
В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое
развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего
многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.
Список источников
1. Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. М.:
"Просвещение". 1968 – 215 с., ил.
2. Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.: "Просвещение".
1983 – 174 с., ил.
3. Веселая З.А.Игра принимает всех. Минск, Полымя. 1985 – 58 с., ил.
4. Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: "Просвещение". 1982 г. – 112
с., ил.
5. Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в школьном возрасте /
Пособие для учителя. М.: "Просвещение". 1981 – 230 с., ил.
6. Гуссмов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М.: "ФиС". 1987 – 190
с., ил.
7. Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: "Просвещение". 1978 –
130 с., ил.
8. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. Мед., 1976 – 102
с., ил.
9. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания
детей дошкольного и школьного возраста. М.: "Просвещение". 1985 – 201
с., ил.
10. Коларевой З.И. Физиология высшей нервной деятельности ребенка. 1968 –
130 с., ил.
11. Лайзане С.П. Физическая культура для малышей. М.: "ФиС". 1978 – 118 с.,
ил.
12. Лескова Г.П., Ноткина Н.А. Влияние физкультминутки на физическое
состояние и умственную работоспособность детей. М.: "ФиС". 1983 – 120
с.
13. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: "Просвещение" 1986
– 175 с., ил.
14. Минских Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.:
"Просвещение". 1984 – 202 с., ил.
15. Мушкова Е.Л. Гимнастика с детьми до 14 лет. Мед., 1974 – 76 с., ил.
16. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковникова Е.Н. Музыка и движения. М.:
"Просвещение". 1983 – 104 с., ил.
17. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. М.: "Просвещение". 1985 – 86
с., ил.
18. Осокина Т.И. Физическая культура в школе. М.: "Просвещение". 1978 – 170
с., ил.
19. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на
воздухе. М.: "Просвещение". 1981 – 190 с., ил.
20. Фонарева М.И. Развитие движений ребенка-дошкольника. М.: "Просвещение".
1971 – 107 с., ил.
21. http://www.infovolga.ru/school_2002/school_85/sport.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт кабинета математики
Образец оформления паспорта кабинета математики....
Паспорт кабинета информатики
Краткое описание кабинета информатики...
паспорт кабинета
Представлены разделы для паспотра кабинета информатики...
Паспорт кабинета искусства
Оформление кабинета искусства. Хочется увидеть отзовы коллег о проделанной мной работе....
Паспорт кабинета биологии
подробное описание кабинета и оснащения...
Паспорт кабинета хмии
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ХИМИИ Содержание файлаПакет нормативных документов и методических писем для учителя химии.Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Хи...
Паспорта кабинета биологии, кабинета химии
паспорт рабочего кабинета содержит график работы на учебный год, анализ работы за предыдущий и задачи на текущий учебный год, материально-техническую базу кабинета, список методической, дополнительной...