Здоровьеобеспечение подростающего поколения
статья по физкультуре по теме
Здоровьесбережене подрастающего поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdoroveobespechenie_podrastayushchego_pokoleniya_v_sovremennykh_usloviyakh.docx | 35.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьеобеспечение подрастающего поколения в современных условиях
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.
Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье[1]. Поэтому проблемы здоровья молодежи в настоящее время находятся в сфере первостепенных интересов государства. Политика нашего государства в этом направлении предполагает формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности, что нашло отражение в приоритетном национальном проекте «Здравоохранение»[2].
Здоровье будущих поколений в наших руках, если мы не воспитаем в них культуру здорового образа жизни, то это может губительно повлиять на нашу нацию и на здоровье последующих поколений. Наше физическое состояние непосредственно влияет на состояние наших будущих или уже рожденных детей.
На состояние здоровья подрастающего поколения оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.
Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции: значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%), стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников, резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей, увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов[3]1.
Прежде чем рассматривать механизм здоровьеобеспечения подрастающего поколения, необходимо дать исчерпывающее определение такого термина, как здоровье.
Согласно определению всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой»[4]2.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты [5]1.
Механизм здоровьеобеспечения подрастающего поколения в современных условиях складывается из следующих компонентов:
1)Правильное питание;
2)Двигательная активность(не менее 30 минут в день).Без физической нагрузки не может быть здоровья;
3) Рациональный режим труда и отдыха;
4) Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики);
5) Закаливание;
6)Соблюдение личной гигиены.
В заключение хотелось бы сказать, что для того, чтобы здоровьеобеспечение подрастающего поколения было выполнимым и более эффективным, данные компоненты непременно должны действовать именно в комплексе.
Кроме того, несмотря на то, что на сегодняшний день в России создано большое количество спортивных и оздоровительных учреждений, необходимо и дальше развивать эту отрасль, а также увеличивать ее финансирование.
Источники
1) Ким С.В. Валеологическая безопасность научно-методической деятельности педагога сферы физкультурного образования / С.В. Ким - СПб.: Шатон, 2003.
2) НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН. http://www.niigd.ru/
3) Солдатова Т.А. Образование, творящее здоровье. Санология и валеология в учебном процессе: методическое пособие для педагогов. - Ростов-на-Дону, 1994.
4) http://www.coolreferat.com
5) http://www.repenergy.ru
[1] http://www.coolreferat.com
[2] http://www.repenergy.ru
[3]1 НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН. http://www.niigd.ru/
[4]2 Солдатова Т.А. Образование, творящее здоровье. Санология и валеология в учебном процессе: методическое пособие для педагогов. - Ростов-на-Дону, 1994.С.15.
[5]1 Ким С.В. Валеологическая безопасность научно-методической деятельности педагога сферы физкультурного образования / С.В. Ким - СПб.: Шатон, 2003.С. 53.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие" Из поколения в поколение это богатство передалось"
литературно- музыкальная композиция,посвященная чтению,книгам и читающим семьям...
Проект От поколения к поколению - "Игры, которые нас объединяют"
Работа представляет собой описание игр, в которые играли наши предки....
Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)
Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...
Героизм защитников Отечества, передаваемый от поколения к поколению – основа существования государства
Сценарий посвящён встрече одноклассников с Героем Советского Союза Кучкиным Геннадием Павловичем. В нём рассказывается о духовной связи офицеров разного поколения - защитников Родины....
Методическая разработка к педагогическому совету «Шпаргалки поколения Z. Как воспитывать детей нового поколения?»
Методическая разработка к педагогическому совету «В одно окно смотрели двое» Стратегия работы с детьми девиантного поведения....
СЦЕНАРИЙ праздничного мероприятия с элементами тренинга «Молодое поколение – старшему поколению»
Психолого-педагогическое игровое мероприятие (на сплочение, преемственность пожилых граждан и подростков) с показом поздравительной презентации....
ЭССЕ:Мое видение на процесс воспитания подростающего поколения
Раскрыт методический подход на воспитательный процесс подростающего поколения...