Здоровье школьника
статья по физкультуре на тему

Выскребцова Татьяна Евгеньевна

В статье рассказывается о здоровье учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_shkolnikov_1.docx65.57 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

Выскребцова Татьяна Евгеньевна, учитель физической культуры, 1 к/к, Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №2»,

 города Серпухова

«Здоровый человек -  самое драгоценное произведение природы»

                                                              Авицена                      

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:

14 % детей практически здоровы;

50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.

Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, села,  школы и отдельно взятого класса.

В  условиях  происходящих в стране реформ и модернизации образования  вопросы охраны здоровья детей являются наиболее важными и современными. Именно в школьном возрасте формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.                                

«Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

Проблемы  здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни,  сохранение  физического, психического и духовного здоровья очень актуальны сегодня. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.  В своё время проблему состояния здоровья учащихся и влияния на него учебного процесса исследовал известный советский педагог В.А. Сухомлинский, который отмечал, что "примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя"/ Решение проблемы здоровьесбережения учащихся определялось в этот период на основе роли и профессионализма учителя, сочетающего в своей деятельности гигиенически правильно организованный педагогический процесс с индивидуальным подходом к обучающимся.

Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в ОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневности. Особую актуальность эта проблема  приобретает в условиях перехода школы на ФГОС нового поколения.

2.РЕЗУЛЬТАТЫ  ДИАГНОСТИКИ

Обозначая цели деятельности школы по здоровьесбережению, я исходила из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов,  о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Диагностика состояния здоровья обучающихся нашего образовательного учреждения, как и многих других, также неутешительная. Не смотря на целенаправленную работу школы в этом направлении, есть дети, здоровье которых требует корректировки.

                   

                 

Рисунок 1. Диаграмма нарушения зрения                      Рисунок 2. Заболевания желудочно-                  кишечного тракта

                                                                                         

        

Рисунок 3. Заболевание дыхательных                              Рисунок 4. Нарушения опорно-                  

                         путей                                                                            двигательного аппарата                                                                                                                                                    

Таблица 1. Распределение учащихся школ города по группам здоровья  

       

Учебный год

основная

подготовительная

специальная

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

2010-11

8105

76

1695

16

859

8,1

2011-12

8547

75,6

1777

15,7

979

8,6

Поскольку дети представляют будущее страны и составляют 26% населения, необходимо сохранить генофонд нашей нации, что сделать в современных условиях непросто, потому что на здоровье детей и ухудшение его состояния влияют следующие причины:

- падение социального благополучия населения и резкое ухудшение экологической обстановки в стране;

- деградационные процессы в семейных отношениях, материальном положении;

- несбалансированность питания;

- потеря интереса к занятиям физическими упражнениями;

- увеличение доли населения, злоупотребляющей табакокурением и  алкоголем;

- падение духовно-нравственных ценностей;

- увеличение объема суммарной учебной нагрузки;

- нарушение режима дня, режима питания, объема двигательной активности;

- несформированность более чем у половины учащихся элементарных гигиенических навыков.

- низкий уровень знаний всех участников образовательного процесса по вопросам ЗОЖ (здорового образа жизни)

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.

Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Здоровый образ жизни (по мнению академика Амосова) включает в себя следующие основные компоненты: правильное и рациональное питание; двигательная активность; положительные эмоции; закаливание; предупреждение формирования пагубных привычек, плодотворная трудовая деятельность.

           Зная,  что школа является  одним из  многих главных каналов в  деле воспитания человека, мы понимаем, что сформировать культуру здоровья, четкую жизненную позицию, социальный интеллект  в одиночку невозможно. Поэтому для решения данной проблемы в первую очередь считаем необходимым и важным - развивать социальное партнерство. Социальное партнерство для нас - это сотрудничество школы, родителей обучающихся, учреждений района, организаций, учреждений дополнительного образования, различных общественных институтов и структур, местного сообщества для достижения общественно значимого результата.

Для создания здоровьесберегающей среды необходимо внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, что является одним из важных инструментов повышения качества образования.

Сохранение, укрепление, формирование, саморазвитие здоровья невозможно рассматривать только в аспекте внеурочной воспитательной работы, поэтому  главный акцент в работе  мы делаем на интеграцию образования и воспитания и рассматриваем школу как центр интеграции совместной воспитательной деятельности школы,  семьи, общественных объединений, дома детского юношества, ДДТТ, спортивных секций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000. - 48 с.
  2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7.
  3.  Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи //Теор. и практ. физ.культ., 1998, № 7, с. 24-26, 39-40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программы воспитания культуры здоровья школьников «Путь к здоровью» в деятельности классного руководителя

1.   Формирование нравственного здоровья школьников.2.   Формирование психического здоровья  школьников.3.   Формирование физического здоровья школьников.4....

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности учителя....

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...

Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников

Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников...

Здоровое питание-здоровые школьники

Данный материал можно использовать на  родительских  собраниям и классных часах по теме "Здоровое питание"....

Буклет "Здоровье школьника - дело самого школьника"

Информационный буклет для родителей....