Здоровье школьника
статья по физкультуре по теме
В статье рассказывается о здоровье учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_shkolnikov_1.docx | 65.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ
Выскребцова Татьяна Евгеньевна, учитель физической культуры, 1 к/к, Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №2»,
города Серпухова
«Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы»
Авицена
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:
14 % детей практически здоровы;
50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.
Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, села, школы и отдельно взятого класса.
В условиях происходящих в стране реформ и модернизации образования вопросы охраны здоровья детей являются наиболее важными и современными. Именно в школьном возрасте формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
«Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
Проблемы здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, сохранение физического, психического и духовного здоровья очень актуальны сегодня. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. В своё время проблему состояния здоровья учащихся и влияния на него учебного процесса исследовал известный советский педагог В.А. Сухомлинский, который отмечал, что "примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя"/ Решение проблемы здоровьесбережения учащихся определялось в этот период на основе роли и профессионализма учителя, сочетающего в своей деятельности гигиенически правильно организованный педагогический процесс с индивидуальным подходом к обучающимся.
Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в ОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневности. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях перехода школы на ФГОС нового поколения.
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
Обозначая цели деятельности школы по здоровьесбережению, я исходила из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Диагностика состояния здоровья обучающихся нашего образовательного учреждения, как и многих других, также неутешительная. Не смотря на целенаправленную работу школы в этом направлении, есть дети, здоровье которых требует корректировки.
Рисунок 1. Диаграмма нарушения зрения Рисунок 2. Заболевания желудочно- кишечного тракта
Рисунок 3. Заболевание дыхательных Рисунок 4. Нарушения опорно-
путей двигательного аппарата
Таблица 1. Распределение учащихся школ города по группам здоровья
Учебный год | основная | подготовительная | специальная | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
2010-11 | 8105 | 76 | 1695 | 16 | 859 | 8,1 |
2011-12 | 8547 | 75,6 | 1777 | 15,7 | 979 | 8,6 |
Поскольку дети представляют будущее страны и составляют 26% населения, необходимо сохранить генофонд нашей нации, что сделать в современных условиях непросто, потому что на здоровье детей и ухудшение его состояния влияют следующие причины:
- падение социального благополучия населения и резкое ухудшение экологической обстановки в стране;
- деградационные процессы в семейных отношениях, материальном положении;
- несбалансированность питания;
- потеря интереса к занятиям физическими упражнениями;
- увеличение доли населения, злоупотребляющей табакокурением и алкоголем;
- падение духовно-нравственных ценностей;
- увеличение объема суммарной учебной нагрузки;
- нарушение режима дня, режима питания, объема двигательной активности;
- несформированность более чем у половины учащихся элементарных гигиенических навыков.
- низкий уровень знаний всех участников образовательного процесса по вопросам ЗОЖ (здорового образа жизни)
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.
Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.
Здоровый образ жизни (по мнению академика Амосова) включает в себя следующие основные компоненты: правильное и рациональное питание; двигательная активность; положительные эмоции; закаливание; предупреждение формирования пагубных привычек, плодотворная трудовая деятельность.
Зная, что школа является одним из многих главных каналов в деле воспитания человека, мы понимаем, что сформировать культуру здоровья, четкую жизненную позицию, социальный интеллект в одиночку невозможно. Поэтому для решения данной проблемы в первую очередь считаем необходимым и важным - развивать социальное партнерство. Социальное партнерство для нас - это сотрудничество школы, родителей обучающихся, учреждений района, организаций, учреждений дополнительного образования, различных общественных институтов и структур, местного сообщества для достижения общественно значимого результата.
Для создания здоровьесберегающей среды необходимо внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, что является одним из важных инструментов повышения качества образования.
Сохранение, укрепление, формирование, саморазвитие здоровья невозможно рассматривать только в аспекте внеурочной воспитательной работы, поэтому главный акцент в работе мы делаем на интеграцию образования и воспитания и рассматриваем школу как центр интеграции совместной воспитательной деятельности школы, семьи, общественных объединений, дома детского юношества, ДДТТ, спортивных секций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000. - 48 с.
- Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7.
- Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи //Теор. и практ. физ.культ., 1998, № 7, с. 24-26, 39-40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программы воспитания культуры здоровья школьников «Путь к здоровью» в деятельности классного руководителя
1. Формирование нравственного здоровья школьников.2. Формирование психического здоровья школьников.3. Формирование физического здоровья школьников.4....
Методические разработки спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с родителями учащихся "Здоровая семья - здоровый школьник"
Сценарии спортивных семейных праздников...
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности учителя....
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"
Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6 класса...
Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников
Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников...
Здоровое питание-здоровые школьники
Данный материал можно использовать на родительских собраниям и классных часах по теме "Здоровое питание"....
Буклет "Здоровье школьника - дело самого школьника"
Информационный буклет для родителей....