Игровые эстафеты
статья (физкультура и спорт) по теме

Рыбакова Наталия Александровна

материал содержит общие сведения по проведению игровых эстафет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_estafety.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые эстафеты: виды и организация

     В последние года  игровые эстафеты приобретают особую популярность. Благодаря телевидению мы наглядно знакомимся с увлекательными соревнованиями  «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Делай с нами, делай как мы, делай  лучше нас». Они наглядно убеждают в увлекательности и доступности этой формы занятий физическими упражнениями.

     Исходя из способа действий участников, выделяют  эстафеты:

-  поочередные  

-  совместные

Поочередные эстафеты могут быть:

  1. На месте, без перемещения участников
  2. С передвижением различными способами
  3.  С передвижением и дополнительными действиями (например, преодоление препятствий)

Совместные эстафеты бывают:

  1. С групповым передвижением, где успех определяется согласованностью действий
  2. С поочередным передвижением  с коллективными действиями

     Эстафеты можно классифицировать и по  количеству заданий.

Эстафеты, в которых выполняется одно задание (например – бег) называются простыми, а при наличии двух или более заданий – комбинированными.

Задания, включенные в эстафету, выполняются либо заранее обусловленным способом, либо произвольным, т.е. участники выбирают наиболее рациональный вариант перемещения.

     По способу организации эстафеты подразделяются на:

  1.  линейные, в которых  команды  строятся в колонну, либо в шеренгу и двигаются до ограничительной стойки и обратно (челночным способом)
  2. Круговые, в которых игроки перемещаются по кругу
  3. Встречные, в которых участники одной команды располагаются на противоположных сторонах площадки и перемещения игроков идет навстречу друг другу

     Эстафеты группируются по видам упражнений – гимнастические, легкоатлетические, водные, волейбольные, футбольные и т.д.

     Команду-победителя в эстафете определяют следующими способами:

- быстрота выполнения

- точность или качество выполнения

- итоговая оценка

     Выигрывает команда, допустившая наименьшее количество ошибок. За каждую ошибку начисляются штрафные очки  (в секундах или баллах).

Подбор эстафет.

     Организатор эстафет должен знать, с какой целью он подбирает игровые задания, какие педагогические задачи собирается решать.  Это могут быть образовательные задачи – закрепление, совершенствование изучаемых  двигательных действий в новых непривычных условиях.  При подборе эстафет акцент можно сделать на развитие определенных двигательных качеств: быстроты, прыгучести, координации движений.  При составлении программы мероприятия учитывается зрелищность эстафет. Задания могут быть тематическими. Имеет значение очередность эстафет – в конце ставится наиболее сложная, увлекательная, комбинированная эстафета.

     При проведении эстафет очень важно объективно определить победителя. Надо фиксировать все нарушения правил и учитывать их при подведении итогов. В тех эстафетах, где основным критерием оценки является качество исполнения, вводятся штрафные очки. Большой интерес вызывают эстафеты, где время фиксируется по секундомеру. В таких эстафетах штрафные очки определяются секундами.

     В большинстве эстафет оптимальное число участников в каждой команде 8-12 человек. При большем количестве участников лучше сформировать 3-4 команды. Если соревнования проводятся внутри класса, группы продленного дня, то надо стараться комплектовать команды равными по силам. Состав команды может быть постоянным и меняющимся.    

     При проведении эстафет большое значение имеет хорошо продуманная подготовка мест проведения. Перед началом проведения эстафет делается разметка, устанавливаются ориентиры и ограничители, готовится необходимый инвентарь.  

     При разметке площадки и расстановке инвентаря, с целью профилактики травматизма нужно соблюдать следующие правила:

  1. Если препятствие преодолевается прыжком с разбега, то за ним  оставляют свободное пространство до 4 м.
  2. В местах соскоков с препятствий необходимо положить маты
  3. Включая в эстафету кувырки, необходимо заранее оговорить, что они выполняются с места.
  4. На пути движения не должно быть предметов, о которые участник может споткнуться.
  5. Интервал между командами должен быть таким, чтобы участники не мешали друг другу.
  6. Если препятствие сложное, то необходимо обеспечить страховку.

     Объяснение должно быть кратким и понятным. Надо сообщить название, содержание, рассказать о цели действия каждого игрока и команды в целом. Если эстафета сложная, то желательно показать часть заданий или всю эстафету.  Итоги подводятся после каждой эстафеты. При этом указываются причины побед и поражений, разъясняется эффективность быстрых и точных действий. Все это повышает образовательную и воспитательную роль эстафет в занятиях физическими упражнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно -игровая программа "Сказочные эстафеты"

Данная программа рассчитана на 1-11 классы....

Игровой урок-эстафета по русскому языку в : классе. Тема: Правописание суффикса ЧИК-ЩИК в именах существительных.

В  школе  особое  место  занимают   такие   формы   занятий,   которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика,...

Игровые эстафеты на уроках физкультуры.

Эстафеты содействуют воспитанию коллективизма и дружбы среди обучающихся.....

Спортивно - игровая программа "Эстафеты с мячом"

Цель:    привить любовь к спорту и правильной организации свободного досуга...

Баскетбол в игровых эстафетах.5класс.

Изучение основ баскетбола в нестандартных ситуациях.Изучение и закрепление основных двигательных действий в баскетболе,используя игровые условия в виде эстафет:различные виды ведение,броски и передачи...

Игровая программа "Сказочная эстафета"

Сценарий сказочно-спортивного праздника "Сказочная эстафета"...