Развитие творческих способностей как средство преодоление неуспешности у обучающихся
статья (физкультура и спорт) по теме
Предварительный просмотр:
Печеникина Е.А.,
учитель физической культуры
МБОУ Кольская средняя общеобразовательная школа №2,
г. Кола, Мурманская область
Развитие творческих способностей как средство преодоление неуспешности у обучающихся
Творчество - это индивидуальный процесс, направленный на решение поставленной задачи, решение новым, необычным способом, раскрывающиеся у каждого человека по-разному. В творчестве проявляется то, что ранее было неизвестно, актуализируются собственные творческие способности. При формировании творческой активности учащийся превращается в активного субъекта самообразования и самовоспитания. Способность личности к саморазвитию создает возможность относиться к себе самокритично. Педагогическая деятельность учителя по развитию творческих способностей учащихся на уроках физической культуры может получить реальные проявления в том случае, если он обладает развитым педагогическим мышлением, создает благоприятную эмоциональную обстановку в процессе учебной деятельности, реализует дидактические принципы обучения, проявляет стремление к творческому поиску.
Творчество в моторной сфере человека целесообразно развивать в тех видах деятельности, которыми он непосредственно занимается, так как школьная программа предусматривает овладение учащимися различными сторонами двигательных упражнений, и формирование творческих способностей должно происходить в конкретных видах двигательной активности учащихся.
Поставив цель развивать творческие способности учащихся, выделили ряд задач:
-поддерживать и развивать интерес к предмету;
- формировать приемы продуктивной деятельности;
- прививать навыки исследовательской и проектной работы;
- учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);
- показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках;
- учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физической культуры в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками. Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для учащегося. Этим задачам старались подчинить каждый урок, какая бы тема на нем не рассматривалась, учитываем специфику класса, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся. Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая. Творческую деятельность рассматриваем как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное. Значит, творческая личность – это человек, овладевший подобной деятельностью.
Внеклассная деятельность.
Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Это мероприятия, проводимые в рамках предметной недели:
№ | Название мероприятия | Участники | Дата | Ответственный |
1. | Спортивные соревнования «Веселые старты» | 1-4 классы | 22-26 октября | Букреева Ф.А. Дербина Н.А. |
2. | Районные соревнования по футболу | 8-11 классы | 18-20 октября | Учителя физической культуры |
4. | Соревнование по ориентированию на местности | 4 классы | 25 октября | Букреева Ф.А. |
5. | Соревнование «Сильнее, выше, быстрее» (преодоление полосы препятствий) | 5-11 классы | 24.10.2012 5-10 классы | Учителя физической культуры |
7. | Конкурс рисунков и плакатов на тему «Олимпийские игры» | 1-11 классы | До 25.10.2012 | Классные руководители, учителя физической культуры |
8. | Легкоатлетическая эстафета | 5-10 классы 11 классы –судьи | 23.10.2012 5-11 классы | Учителя физической культуры |
9. | Спортивные состязания «Жить здорово» | 5-8 классы | 22,26 октября | Печеникина Е.А. Ревнивцева Е.В. |
10. | Уроки безопасности | 5-11 классы | 22-26 октября | Дорохов В.И. |
11. | Соревнования по ПДД «Безопасное колесо» | 5-7 классы | 22-26 октября | Дорохов В.И. |
12. | Слет мальчишек | 10-11 класс | 16.10.2012 | Невежина Е.А. |
В подготовке к этим мероприятиям принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявляются их способности.
Участие в районных мероприятиях:
1. Районная спартакиада
1.Первенство Кольского района по волейболу среди юношей и девушек;
2.Легкоатлетическая эстафета;
3.Первенство Кольского района по технике пешеходного туризма « Золотая осень-2011»;
4. Первенство Кольского района по мини-футболу среди учащихся;
5.Легкоатлетический кросс;
6.Первенство Кольского района по баскетболу среди юношей и девушек;
7. Первенство Кольского района ОФП;
8.Первенство Кольского района по лыжным гонкам Праздник Севера.
2.Районные соревнования
1. Президентские состязания (районный этап);
2.Президенские спортивные игры (районный этап);
3.Первенство Кольского района по технике пешеходного туризма « Заморозки-2011»;
4. Первенство Кольского района по мини-футболу;
5. Первенство Кольского района по лыжному ориентированию;
6. Первенство Кольского района по шахматам;
7. .Первенство Кольского района по технике пешеходного туризма
«Весенний дебют»;
3. Областные соревнования
1.Областные соревнования по баскетболу;
2.Областные соревнования по мини-футболу;
3.Областные соревнования по шахматам;
4.Президентские состязания (региональный этап).
Олимпиады.
Особое место во внеклассной работе по физической культуре занимает подготовка к олимпиаде и ее проведение. Ей предшествует длительная и кропотливая работа. Участие в олимпиаде требует от учащегося знания таких разделов физической культуры, которые в школе не изучаются. Эти знания учащийся может получить как на индивидуальных консультациях, так и при самостоятельном изучении специальной литературы, рекомендованной учителем.
Презентации-проекты.
Часто учащиеся сами приносят электронные презентации об истории развития физической культуры, о спортсменах. Это мини-проекты. Они формируют умение публичного выступления, целеполагание, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументированно доказывать свою точку зрения и т.д. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления
Рефераты и доклады.
В ходе подготовки реферата или доклада учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками информации, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.
10. Нестандартные уроки.
Они, с одной стороны, позволяют вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Используем различные формы нетрадиционных уроков. Это урок-соревнование, урок-состязания. Для учащихся нестандартный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества.
Таким образом, можно сделать вывод, что все это способствует развитию творческих способностей учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка.
Работа предназначена для учителей, слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников гуманитарного цикла, родителей....
Развитие творческих способностей как средство коррекции недостатков познавательной сферы, на воспитательских занятиях обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
Творчество развивает воображение, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. На воспитательских занятиях дети приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённо...
Развитие творческих способностей учащихся средствами хореографии.
Как уроки ритмики и хореографии в гимназии способствуют развитию музыкальных, двигательных, эмоциональных, творческих способностей детей.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3684606","at...
доклад "Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка"
В докладе рассматриваются такие вопросы как: условия успешного развития творческих способностей; воспитательное пространство как средство развития творческих способностей учащихся; система развития тв...
« Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества». Работа по теме самообразования:
Работа по теме самообразования: « Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества»....
Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.
Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...
С.А. Диденко. Статья - Развитие творческих способностей обучающихсяа средствами хореографии через творческую маст.
«Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души».(Платон)Учительство – эт...