"Веселые старты"
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Максимов Николай Алексеевич

Реферат на тему: "Использование «Весёлых стартов» для активизации двигательной активности у детей младшего и для привлечения к занятиям спортом  детей среднего школьного возраста".

Ускорение ритма современной жизни, прогресс  науки и техники ставят перед специалистами физической культуры и спорта задачу поиска новых эффективных средств и методов воспитания здоро­вого, энергичного, гармонично развитого поколения. Однако не следует забывать и давно известные, проверенные временем средства, такие, как сорев­нования по подвижным играм, объединённые общим названием «Весёлые старты».

Ценность этих соревнований заключается в том, что они не требуют от участников длительной спе­циальной подготовки, могут проводиться в любое время года в спортивном зале, на улице, в бассейне, на стадионе. Участвовать в них могут дети разного возраста.

В зависимости от цели и задач эти соревнования могут способствовать развитию у участников двига­тельных качеств, формированию таких положитель­ных черт характера, как воля, уверенность в своих силах, здоровый азарт и спортивная злость, чувство взаимопомощи, умение укрощать свои эмоции, под­чинение своих интересов интересам команды. По­добные соревнования могут служить и прекрасным средством отбора в спорте. Ведь в выражении «че­ловек познаётся в беде, а ребёнок — в игре» немало справедливого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselye_starty.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Комсомольская СОШ»

Тамбовского района

 Реферат на тему:

Использование «Весёлых стартов» для активизации двигательной активности у детей младшего и для привлечения к занятиям спортом  детей среднего школьного возраста.

                                                                   

 

                                                       Выполнил: Максимов Н.А.

        учитель физической

        культуры.

п.с/за Комсомолец.

2011г.

        

 Содержание.

Введение.        стр.2

Глава 1. Организация и проведение соревнований.        стр.3-5

1.1 Требования к составлению программы соревнований.        стр.3

1.2 Судейство соревнований.        стр.3-4

1.3 Подготовка места соревнований, инвентаря и оборудования.        стр.4-5

Глава 2. «Весёлые старты» в нашей школе.          стр.5-8

         

2.1 Подготовка и проведение «Весёлых стартов» с учащимися           стр.5

младшего школьного возраста.

а) программа.        стр.5        

б) структура соревнований.                                                                      стр.5-6

в) результативность.                                                                                  стр.6

                

2.2 Подготовка и проведение «Весёлых стартов» с учащимися           стр.6

 среднего школьного возраста.

а) календарь и программа «Весёлых стартов».                                       стр.6-7

б) награждение.                                                                                           стр.7

2.3 Эффективность проведения «Весёлых стартов».                              стр.7-8

 Выводы.                                                                                                      стр.8

Список использованной литературы.                 стр.9

                1

Введение.

                      Убыстрение ритма современной жизни, прогресс  науки и техники ставят перед специалистами физической культуры и спорта задачу поиска новых эффективных средств и методов воспитания здорового, энергичного, гармонично развитого поколения. Однако не следует забывать и давно известные, проверенные временем средства, такие, как соревнования по подвижным играм, объединённые общим названием «Весёлые старты».

Ценность этих соревнований заключается в том, что они не требуют от участников длительной специальной подготовки, могут проводиться в любое время года в спортивном зале, на улице, в бассейне, на стадионе. Участвовать в них могут дети разного возраста.

В зависимости от цели и задач эти соревнования могут способствовать развитию у участников двигательных качеств, формированию таких положительных черт характера, как воля, уверенность в своих силах, здоровый азарт и спортивная злость, чувство взаимопомощи, умение укрощать свои эмоции, подчинение своих интересов интересам команды. Подобные соревнования могут служить и прекрасным средством отбора в спорте. Ведь в выражении «человек познаётся в беде, а ребёнок — в игре» немало справедливого.

Объект исследования: соревнования «Весёлые старты» направленные на активизацию двигательной активности у детей младшего и на привлечение к занятиям спортом детей среднего школьного возраста.

Цель работы: исследовать влияние « Весёлых стартов» на увеличение двигательной активности учащихся и привлечение к занятиям спортом.

Задачи исследования:

1. Анализ учебно-методической литературы.

2. Разработать программу « Весёлых стартов».

3.Выявить эффективность проведения «Весёлых стартов».

Актуальность: решение данного вопроса является актуальным, так как убыстрение ритма современной жизни, прогресс науки и техники снижают двигательную активность детей. Поэтому, всё чаще в школу приходят дети с очень низким уровнем физической подготовленности, не желающие заниматься физической культурой и спортом, укреплять своё здоровье. Чтобы возбудить интерес детей к спортивной деятельности, к спортивным играм мы и проводим эти старты.

2

        ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ.

        1.1.        Требования к составлению, программы соревнований:

продолжительность соревнований должна быть 1—1,5 часа;

следует учитывать возраст занимающихся, их интересы, уровень физического развития и подготовленности;

включаемые в программу игры и эстафеты должны быть разнообразны по характеру, воздействию на те или иные мышечные группы или системы организма, а также учитывать ранее приобретённые детьми навыки;

игры и эстафеты должны быть хорошо знакомы участникам соревнований. Следует избегать сложных и травмоопасных упражнений, так как в пылу соревновательной борьбы участники не думают об опасности, а направляют своё внимание лишь на то, чтобы не подвести команду и выполнить задание как можно быстрее;

игровой материал необходимо подбирать с учётом возможностей условий проведения соревнований (качества спортивной базы, наличия спортивного инвентаря и оборудования, погодных условий);

инвентарь для игр и эстафет должен быть ярким, привлекающим внимание детей, безопасным в использовании;

количество инвентаря должно быть достаточным для одновременного проведения большинства игр и эстафет, чтобы не затягивать время соревнований;

порядок распределения игр и эстафет в соревнованиях должен предусматривать паузы отдыха в зависимости от степени нагрузки.

На организаторов соревнований ложится ответственность за здоровье участников, за то, чтобы праздник не превратился для некоторых из них в трагедию. Поэтому следует тщательно продумать все меры безопасности и страховки.

   1.2.Судейство соревнований. Существует мнение, что для детей в соревнованиях «Весёлые старты» главное не победа, а участие. Это неверно. Для них важны и конечный итог соревнований, и результат борьбы в каждой отдельной игре или эстафете. Психика детей очень ранима, они остро реагируют на любую несправедливость. Это обязывает организаторов и судей соревнований крайне внимательно относиться к судейству.

В состав судейской коллегии включаются люди, которые пользуются доверием и уважением у детей и подробно ознакомлены с Положением о соревнованиях, содержанием игр и эстафет, с формулой судейства, критериями оценки каждой игры и эстафеты. Право решающего голоса должно принадлежать главному судье соревнований. При объявлении оценок судьи должны аргументировать их. При этом их замечания должны быть краткими и убедительными.        

3

Критерии оценки и способы выполнения каждого упражнения должны быть чётко указаны в Положении о соревнованиях и исключать двоякое их толкование. Сам подбор упражнений должен быть таким, чтобы максимально упростить их судейство и не вызывать у участников и представителей команд подозрений в необъективности судей.

При проведении соревнований со школьниками младшего и среднего возраста необходимо перед началом каждой игры или эстафеты кратко объяснить участникам её правила и возможные ошибки, а также показать способы выполнения.

Система оценки результатов может быть различной. Самая простая — подсчёт очков согласно занятому месту: I место — 1 очко;

II место— 2 очка; III место — 3 очка и т.д.

Командное первенство в данном случае определяется по наименьшей сумме очков, набранных командой за участие во всех играх и эстафетах.

В случае равенства результатов следует повторить одну игру или эстафету, которую можно определить по жребию или по согласованию с представителями команд. Можно отразить этот момент в Положении о соревнованиях, определив заранее, какая игра или эстафета будет в данном случае повторена.

          1.3.Подготовка места соревнований, инвентаря и оборудования. В зависимости от масштаба и условий проведения соревнований предъявляются различные требования к подготовке их места, количеству и качеству инвентаря и оборудования. Если вы хотите сделать для детей праздник, который они запомнят надолго, то необходимо приложить много сил задолго до начала соревнований.

Прежде всего, нужно красочно и празднично оформить место соревнований. Для этого хорошо использовать разноцветные флаги, шары, красочные рисунки, лозунги и др. В зависимости от того, где проводятся соревнования, следует продумать места расположения команд-участниц, зрителей, болельщиков и жюри.

Большое значение имеет музыкальное сопровождение соревнований. Бодрая, весёлая музыка создаёт праздничное настроение у участников и зрителей ещё до начала соревнований, придаёт азарт борьбе в ходе соревнований, заполняет паузы между играми и эстафетами, способствует особой торжественности церемониям открытия и закрытия соревнований. При подборе музыкального материала необходимо учитывать возраст и музыкальные интересы участников соревнований, соответствие самой идее праздника.

Инвентарь для проведения игр и эстафет должен быть, по возможности, красочным, обязательно одинаковым или равноценным для всех команд. Количество его должно соответствовать числу команд-участниц и условиям проведения игры или эстафеты. Для удобства и оперативности

4

работы судей необходимо иметь список инвентаря с указанием его общего числа и количества для одной команды к каждой игре или эстафете. В примечании к этому списку следует отразить отдельные детали, касающиеся разметки игровой площадки, расстановки на ней инвентаря и т.п.

Весь инвентарь необходимо заранее разместить рядом с игровой площадкой. Тогда судьи смогут быстро заменить его для следующего конкурса, что будет способствовать динамичности  соревнований и исключению длительных пауз.

                Глава 2. «Весёлые старты» в нашей школе.

В нашей школе «Весёлые старты» пользуются большой популярностью.   Накоплен богатый опыт в организации и проведении соревнований и создана хорошая материальная база.

         «Весёлые старты» лучше проводить по параллелям: 2а – 2б; 3а - 3б;      6а -6б; и т. д.

 2.1. Подготовка и проведение « Весёлых стартов» с учащимися младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте «Весёлые старты» проводятся как на уроках, так и во внеурочное время - в декабре в спортзале. На праздник приглашаются учителя и родители детей.

За месяц до старта шефы – старшеклассники объявляют учащимся программу соревнований и вместе с классными руководителями подготавливают их.

                            а). Программа:

1. Конкурс рисунков о спорте.

2. Конкурс эмблем и форма

3.Конкурс строевых упражнений и девизов.

3. Комплекс упражнений.

4. Эстафеты (Команда  придумывает несколько своих этапов).

5. «Весёлые старты» ( команда – 10 человек).

6. Подвижная игра.

                             б).        Структура соревнований:

Перед соревнованиями классами вывешиваются рисунки о спорте.

1-я часть направлена на организацию участников: выход команд, приветствие, представление членов жюри, напоминание формулы судейства;

2-я часть состоит из построения в шеренгу (у каждого участника – эмблема), строевых упражнений и перестроений (учитывая возраст), девиза, комплекса упражнений (составленного из упражнений, выполняемых на гимнастике до

занятий). Заняты все участники. Её задача – создание благоприятных условий для организации внимания участников, снятия предстартового напряжения.

5

3-я часть наиболее продолжительная и сложная по содержанию. Основа её – «Весёлые старты» (эстафеты), в которых заняты одновременно или поочерёдно все участники. Физическая и эмоциональная нагрузки в этой части должны постоянно меняться;

4-я часть должна создавать условия для процессов восстановления физического состояния участников. В неё входят подвижные игры с малой и средней интенсивностью.

5-я часть направлена на организованное завершение соревнований. В ней подводятся итоги и проводится награждение команд.

        

Используя «Весёлые старты», формируем у учащихся начальной школы базу для овладения навыками игры в волейбол, баскетбол, при этом работаем над тем, чтобы  занимательность «Весёлых стартов» не была пустой забавой, а была занимательной формой позволяющей активизировать формирование двигательной активности младших школьников.

           в).        Результативность:

Общий уровень физической подготовленности и двигательной активности

учащихся начальной школы значительно возрастает к переходу в среднюю школу, учащиеся легко усваивают основу спортивных игр (баскетбол, волейбол).

Уровень качества обучения достаточно высокий (порядка 85%).

       2.2. Подготовка и проведение «Весёлых стартов» в среднем школьном возрасте.

В среднем школьном возрасте проведение «Весёлых стартов» сильно изменяется. Теперь соревнования проходят после каждого раздела учебной программы и  ориентированны на привлечение детей к занятиям в спортивных секциях. С каждым годом становятся сложнее эстафеты, комплексы гимнастики, спортивные игры и т. д. Помощь в подготовке к соревнованиям оказывают учащиеся старших классов.

а). Календарь и программа «Весёлых стартов»:

1. Октябрь (спортплощадка).

1. «Весёлые старты» с элементами лёгкой атлетики.

2. Игры (20 минут).

Девочки – лапта беговая.

Мальчики – футбол.

                                         2. Ноябрь (спортзал).

1. «Весёлые старты» с элементами баскетбола. (эстафеты).

2. Игра баскетбол (М. и Д. – 2 тайма по 5 минут).

6

                                         3. Декабрь (спортзал).

 «Весёлые старты» с элементами гимнастики.

1. Приветствие команд.

2. Конкурс стенгазет о спорте и эмблем.

3. Строевые упражнения на месте и в движении с названием команд и девизом.

4. Комплекс О.Р.У. (разученный на уроках гимнастики).

5.Конкурс – лучший командир

6. Эстафеты

7. Гимнастическая полоса препятствий.

4. Январь (зал для тенниса).

1. «Весёлые старты» с элементами  настольного тенниса.

2. Игра настольный теннис (4М – 4Д).

  5.Февраль (лыжный стадион).

1.Лыжная эстафета (5М – 5Д).

2.Перетягивание каната (остальные).

                                          6.Март (спортзал).

1. «Весёлые старты» с элементами волейбола.

2. Игра: а). пионербол (5 – 6 классы).

        б). волейбол (7 – 9 классы).

                                          7.Май (стадион).

1.Легкоатлетическая эстафета (5М – 5Д).

2.Игры.

                 б). Награждение.

После каждого старта победители награждаются грамотами. В конце года подводится общий итог «Весёлых стартов» и команда победитель награждается почётной грамотой и сладким призом.

2.3 Эффективность проведения «Весёлых стартов».

 Проверка физической подготовленности учащихся проходит в два этапа:

1 этап – в начале учебного года

2 этап – в конце учебного года.

Выполняются шесть зачетных тестов:

1) Бег 30 метров с высокого старта.

2) Прыжки в длину с места.

3) Челночный без 3х10 метров.

4) Подтягивание на перекладине (М – на высокой, Д – на низкой).

5) Упражнение на гибкость.

6) 6-ти минутный бег.

7

        В конце года подводятся итоги сдачи тестов, и проводится сравнительный анализ результатов, показанных в начале и в конце учебного года. Сравнение показало, что результаты у детей, которые участвовали практически во всех “Веселых стартах” значительно выросли и количество учеников с высоким уровнем физической подготовленности увеличилось.

        Многие ученики, начиная с пятого класса, занимаются в спортивных секциях: легкой атлетики, лыжных гонок, волейбола, футбола, настольного тенниса. Участие в “Веселых стартах” заложило у них базу для усвоения основ спортивных игр и интерес к занятиям в секциях.  Многие учащиеся защищали честь школы на районных соревнованиях и добились определенных результатов.

        Проведение “Веселых стартов” показало большую эффективность в подготовке и сдаче зачетов и тестов по физической культуре, в развитии двигательной активности учащихся, в привлечении детей к здоровому образу жизни, к занятиям физкультурой и спортом.

        ВЫВОДЫ:

        Анализ проведения “Веселых стартов” показал, что дети, которые активно участвовали в соревнованиях значительно улучшили:

1) Двигательную активность.

2) Уровень физической подготовленности.

          Посредством “Веселых стартов” у детей привился интерес к занятиям физической культуры, к здоровому образу жизни. Многие стали заниматься в спортивных секциях и добились определенных результатов.

        Результаты сдачи зачетов и тестов у детей, которые участвовали в “Веселых стартах” и которые не участвовали  показали не в пользу последних.  Я постараюсь сделать “Веселые старты” еще более интересными и полезными для детей и добиться больших результатов.

8

Список использованной литературы.

1. Андреева Н.Н.” Весёлые старты”. Физическая культура в школе,-2008.№2-  с.54.

2. Ашмарин Б.А.- Теория и методика физического воспитания: Учебник Б. А. Ашмарин, Ю.А.Виноградов, З.Н.Вяткина.-М.:Просвещение,1990.-287с.

3. Волгецкий Э.И.Опыт организации спортивно массовой работы в школе. Физическая культура в школе.-1991.-№10,-40с

4. Гейну К.А.Ни дня без Физкультуры. Физическая культура в школе .-1990.-№ 4,-4к.

5. Григорьев В.М. Играйте в лапту! Москва “Физкультура и спорт” 1988.

6. Гудов Н.М.” Весёлые старты”. Физическая культура в школе.-1986.№8-с.60.

7. Демидов В.М.Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности  

    Учеников. Физическая культура в школе ,-1991.-№1.-47с.

8. Марушкина В.Ф.” Весёлые старты ”. Физическая культура в школе.-19970.№8.-с.48.

9. Морозов С.В. Успех в разнообразии форме занятий. Физическая культура в школе.

   -1991.-№5-41с.

10. Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя.    ( Под       редакцией проф. ). Л.Б. Кофмана.- М.: Академия 2000.-72с.

11. Спортивные игры. Учебное пособие для педучилищ. Под редакцией Н.П.Воробьёва.

      М.,” Просвещения ”,1975.

12. Чубаров А.А. Ещё один вариант “ Весёлых стартов ”,-1993.№6.-с.61.

13. Яковлев В.Г.и Ратников В.П.Подвижные игры. Учебное пособие для студентов. М., “Просвещения”, 1977.

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводилось в детском саду с привлечением учащихся нашей школы в качестве волонтеров....

Методическая разработка по предмету "Физическая культура" ("Веселые старты").

Методическая разработка по предмету "Физическая культура" ("Веселые старты")....

Сценарий- положение соревнований "Веселые старты".

Сценарий-положение соревнований  "Веселые старты", посвященного Дню рождения гимназии. В соревнованиях участвуют учителя гимназии и ученицы старших классов....

«Веселые старты» "А мы веселые, активные, спортивные"

Цели:1 Пропаганда здорового образа жизни2 Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой и привлечения их к систематическим занятиям физической культурой;3 Выявления...

Веселые старты "Вместе весело шагать"

Мероприятие с наставниками проекта....

Веселые старты "А мы веселые, активные, спортивные"

Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта;Сохранение и укрепление здоровья детей;Формирование навыков здорового образа жизни....