Методические указания по проведению фузкультминутки и физкультпаузы
методическая разработка по физкультуре по теме


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Одной из важных задач начального образования становится формирование социальных установок младших школьников, в частности в сфере общения, которое предполагает компетентность школьников в условиях коммуникации.

Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни младшего школьника.

Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к младшему школьнику. Формирование коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.

Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако, основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика, огромны.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая имеет  следующие этапы:

1 этап

Готовность учащихся участвовать в  общении на уроке

Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

Комментировать вопросы и ответы

Делать сообщения

Рассказывать логично и последовательно

2 этап

Простота и чёткость речевого высказывания

Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

Умение использовать риторические вопросы

Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

Умение вести беседу в паре, в группе

Умение поддерживать беседу

Умение вести конструктивный диалог

Умение построить дискуссию и вести её

Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

В структуру коммуникативной компетенции входит диалогическая составляющая, или диалогическая компетенция. Под диалогической компетенцией соответственно понимаются знания, опыт, осведомленность в диалогическом общении. В данном случае диалогическая компетенция выступает как результат опыта ведения диалога и как цель. Мы считаем, что важной частнодидактической задачей педагогов начальной школы, без реализации которой говорить о сформированности коммуникативной компетенции невозможно, является формирование диалогической компетентности, т.е. способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми в диалоге, а именно - способности быть компетентным как в говорении, так и в слушании.
          Диалог рассматривается как одна из основных учебных форм коллективного обучения. В своей книге «Ребенок и взрослый в учебном диалоге» С.Ю.Курганов предлагает модель такого урока, на котором усвоение знаний было бы не магнитофонным «воспроизведением» понятий, приемов, способов мышления, а
формой развития личностного, индивидуального мышления каждого учащегося, чтобы, обучаясь математике или языку, ребенок осуществлял не только движение «извне-внутрь», но и «изнутри-вовне», создавая самих себя как равноправных собеседников . Для создания коммуникативных навыков полноценного диалогического взаимодействия необходимо:

  • понимание равенства;
  • отказ от позиции доминирования;
  • признание приоритета внимания друг к другу над необходимостью принятия решения;
  • активное, заинтересованное слушание;
  • открытость в выражении чувств, мыслей, подходов к предмету обсуждения и в отношениях друг к другу, в постановке вопросов.

Диалоговые формы освоения знаний – это формы, построенные на основе активного взаимодействия и устойчивой обратной связи между передающим знания специалистом и тем, кто их воспринимает. К основным диалоговым формам коллективного обучения мы относим беседу, диспут, дискуссию, совместное речетворчество, дидактические и ролевые игры. На наш взгляд, регулярное использование данных форм в учебном процессе (диалог голосов) позволит судить о соответствующем уровне и когнитивного, и коммуникативного развития ребенка.
Сказанное выше позволяет сделать следующие
 выводы:

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Литература:

1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе– М.; «Просвещение» – 2008.

2.Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.



Предварительный просмотр:

 »

 

 

                                                             

Тема: « Если  хочешь  быть  здоров»

Цели:

  •  формирование у ребёнка ценности здорового образа жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья,
  • расширение знаний и навыков, учащихся по гигиенической культуре,
  • воспитание человека, который умеет заботиться о своем здоровье.

Оборудование:компьютер, проекционный экран, загадки, работа по карточкам

Ход  урока:

I   Организационный  момент

II  Постановка  учебной  задачи

Эпиграф: «В здоровом теле – здоровый дух».

- Самое дорогое у человека – это его здоровье. Мы веселы и красивы, потому что здоровы. Сегодня мы поговорим о том, как сохранить своё здоровье, укрепить и улучшить его. Организм человека – это сложная система, которая имеет показатели, свидетельствующие о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку. Здоровье – самое большое богатство человека. Недаром говорят: «здоровый нищий счастливее больного короля».

  -  Что  значит  быть  здоровым?  (показ  слайда «Наши  помощники»)

Прослушивание  песни.

  • О  чем  говорится  в  песне? (о  питании)

Для  организма  человека  нужны  витамины.

- Какие   вы  знаете  витамины? ( показ  слайда)

Ягоды, фрукты и овощи - основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть рационе ребёнка регулярно. Также мы должны кушать мясо, яйца, масло, рыбу, молоко, так как эти продукты содержат белки, углеводы, жиры и минеральные вещества. А наиболее подходящее блюдо для завтрака - это каша. Она содержит большое количество питательных веществ, легко усваивается организмом. Очень полезна гречневая каша, далее каша из овса, риса, манную кашу следует есть перед контрольной, соревнованиями, так как она очень калорийная.

Для того, чтобы мы всегда были чистыми, ухоженными, мы пользуемся предметами личной гигиены. Посмотрите на эти предметы на картинках. Скажите, какие из них являются предметами индивидуального пользования, а какими могут пользоваться все члены вашей семьи? ( показ  слайда  о  предметах  личной  гигиены)

-  Отгадайте  загадки.

Среди кудрей гуляла

И зубчик потеряла.

                  (расчёска)

Ускользает, как живое,

Но не вылущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне.

                    (мыло)

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою –

Что это такое?

                      (полотенце)

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

                 (зубная щетка)

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою –

Что это такое?

                      (полотенце)

- Посмотрите  на  слайд. Что  делает  девочка?

Тридцать два весёлых друга,
Уцепившись друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб грызут, грызут орешки. (зубы)

- Что  нужно  сделать, если  заболели  зубы?

-Как  называют  врача, который  лечит  зубы?

Прослушивание  текста  «В  кабинете  у  стоматолога»

-  Когда  надо  чистить  зубы?

III  Физминутка

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их, (5 раз)
    2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз (10 раз)
    3. Вытяните вперёд руку, следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. (5 раз)

Показ  слайдов.

- Что  нужно  сделать  перед  едой? (мыть  руки)

-Что  нельзя  делать  во  время  еды? (Разговаривать  с  набитым  ртом)

-Никогда  не  ешь  немытые  что? (овощи, фрукты)

-  С  какой  стороны  должен  падать  свет  при  письме? (слева)

Когда кушать и гулять,
Ходить в школу, рисовать,
Спать ложиться и вставать,
Каждый должен точно знать.
Помогает нам, друзья,
В этом деле … режим дня.
О режиме дня нам расскажут ребята.
Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Отворив окна засов,
Сделать лёгкую зарядку
И убрать свою кроватку!
Душ принять.
И завтрак съесть.
А потом за парту сесть!
Но запомните, ребята,
Очень важно это знать,
Идя в школу, на дороге
Вы не вздумайте играть!
Опасайтесь вы машин,
Их коварных чёрных шин.
На занятиях сиди
И всё тихо слушай.
За учителем следи,
Навостривши уши.
После школы отдыхай:
Но только не валяйся.
Дома маме помогай,
Гуляй, закаляйся!
Пообедав, можно сесть
Выполнять задания.
Всё в порядке, если есть
Воля и старание.
Соблюдаем мы всегда
Распорядок строго дня.
В час положенный ложимся,
В час положенный встаём.
Нипочём болезни нам –
Мы растём на радость мам! (хором)

- А кто из вас соблюдает режим дня? (показ  слайда)

. Как вы думаете, что ещё нужно делать для укрепления здоровья? (заниматься спортом, закаляться)

- Кто из вас занимается спортом?

- Как нужно закаливать свой организм?

(Утром обтирайте тело влажным полотенцем, принимайте душ. Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая её холоднее, одевайтесь по погоде)

IV  Проверочная  работа

«Путанка». Проследи  какие  витамины  в  каких  продуктах  спрятаны  и  раскрась

V  Домашнее  задание

Подобрать  пословицы  на  тему  «Здоровье»

VI  Подведение  итогов

- Пришло время подвести итог сегодняшней беседы. Из данных прилагательных выберите те, которые характеризуют здорового человека.

Красивый
Сутулый
Сильный
Стройный
Толстый
Подтянутый

Ловкий
 Бледный
 Румяный
 Крепкий
 Неуклюжий
 Закалённый



Подписи к слайдам:

Защита Отечества – есть долг и обязанность каждого гражданина Российской Федерации
Конституция РФ
Статья 59        1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.        2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом.        
Угрозы безопасности нашей страны
1) Внешние :Глобальные (касаются всего мира)Региональные (вблизи границ России)Частные (в результате деятельности террористических организаций, нарушения государственных границ)2) Внутренние (внутри страны) : например, незаконное распространение оружия
Виды и рода войск ВС РФ
Средняя эмблема Сухопутных войск РФ
Флаг Сухопутных войск РФ
Нарукавный знак Сухопутных войск РФ
Сухопутные войска

Военно-воздушные силы
Военно-Морской флот
Эмблема ВМФ Росси
Флаг кораблей и судов ВМФ Росси
Гюйс кораблей и судов ВМФ России
Самостоятельные рода войск ВС РФ
 Космические войска
Воздушно-десантные войска
Ракетные войска стратегического назначения

Всеобщая воинская обязанность
18 лет
годные к службе по состоянию здоровья
Вооруженные Силы РФ
Всеобщая воинская обязанность
Служба по контракту
Военная служба – это :
участие в боевых действияхнесение боевого дежурстваучастие в ученияхвыполнение приказовоказание помощи правоохранительным органамохрана правопорядка
«Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации»Конституция России
В феврале 1995 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России», где был установлен перечень этих дат. Днями воинской славы России являются дни побед русского оружия, сыгравших решающую роль в истории России.
Некоторые дни воинской славы
23 февраля — День защитника Отечества9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией4 ноября — День народного единства


Предварительный просмотр:

Комплексы физических упражнений для самостоятельных занятий учащихся.

В настоящее время дети ведут малоподвижный образ жизни: обучение в школе, приготовление уроков, просмотр телевизора, компьютерные игры - все это увеличивает напряжение зрительного аппарата, нагрузку на организм ребенка и возникает дефицит мышечной деятельности. К тому же дети совсем мало бывают на воздухе. Недостаточная двигательная активность школьников в повседневной жизни неблагоприятно сказываются на состоянии их здоровья. У многих школьников, в результате сильных умственных нагрузок, плохого питания (нерационального) и низкого уровня двигательной активности, ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Поэтому необходимо приучать детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, а также больше заниматься физическим воспитанием в школе. Ведь очень важно, чтобы дети выросли здоровыми и физически подготовленными. В самостоятельные занятия необходимо включать: общеразвивающие упражнения с предметами (скакалка, обруч, гири, гантели, резиновый эспандер); различные висы и упоры, акробатические упражнения: бег, прыжки, метание, толкание, бросание мяча; различные подвижные и спортивные игры: упражнения на различных тренажерах, катание на роликовых коньках, скейтборде, велосипеде.

Примерные комплексы упражнений самостоятельных занятий для мальчиков 11-12 лет

1. Ходьба на месте – 1 мин.

2. Руки к плечам. Вставая на носки, руки вверх(6 – 8 раз).

3. Руки перед грудью: выпрямляя руку, повернуть туловище влево (вправо) – 6-8 раз.

4. Руки в стороны, повороты туловища влево и вправо с наклонами влево-назад, вправо-назад (8-10 раз).

5. Приседания, руки вперед и за голову (8-10 раз). Расслабить и встряхнуть ноги и повторить еще 8-10 раз.

6. Круговые движения туловища вправо и влево (6-8 раз).

7. Свободные махи расслабленной ногой вперед и назад со встречными махами рук (5-6 раз).

8. Сгибание и разгибание рук в упоре (5-6 раз).

9. Расслабление мышц рук и встряхивание 15-20 с.

10. Прыжки со скакалкой 2-3 мин.

11. Наклоны туловища вправо-влево со скольжением рук по туловищу и бедру (8-10 раз).

После упражнения спокойно походить 1 мин и проделать водные процедуры.

Для девочек 11-12 лет

1. Ходьба на месте до 1мин.

1. Разводя руки в стороны и поднимаясь на носки, потянуться и прогнуться (5-8 раз).

2. Круговые движения рук в одну и другую сторону (8-10 раз).

3. Приседания (8 – 10 раз).

4. Наклоны с касанием пальцами рук пола (8-10 раз).

5. Из положения приседа стойка на одной ноге, положение «ласточка», держать 2-4 с (5-6 раз).

6. Выпады вправо-влево (5-6 раз).

7. Маховые движения ноги вперед, назад и в сторону (3-5 раз).

8. Круговые движения туловища в обе стороны (4-6 раз).

9. Сгибать и разгибать приподнятые ноги; после паузы – движения ног («велосипед») в положении лежа на спине – 1мин.

10. Лежа на животе, прогнуться в пояснице и поднять от пола руки и ноги (5-6 раз).

11. Сгибать и разгибать руки в упоре (руки на стуле) (8-10 раз).

12. Прыжки со скакалкой 1 – 3 мин.

Комплекс упражнений для мальчиков 13-14 лет

1. Ходьба на месте до 1 мин, спортивная ходьба или короткая пробежка – 2 мин.

2. Развести руки в стороны, подтянуться, поднимаясь на носки, прогнуться в грудной части (5-8 раз).

3. Согнутыми руками в локтях круговые движения наружу и внутрь. Выполнять ритмично и с ускорением 30-40 с.

4. Наклоны туловища, руки в стороны. Выполнять повороты туловища и головы вправо и влево (8-10 раз). После паузы повторить.

5. Движение рук, как при беге, начинать плавно, затем быстро (3-5 раз по 5-10 с).

6. Принять положение «ласточка», опуская голову, руки за головой (8-12 раз).

7. В упоре лежа сгибание и разгибание рук (6-8 раз); то же, но с подниманием одной ноги.

8. Приседания на обеих ногах (10-12 раз), на одной ноге (3-5 раз).

9. Подскоки на одной ноге с расслаблением рук, плечевого пояса (20-30 с).

10. Поднять руки вверх, потянуться, наклонить туловище вниз, доставая пол ладонями (10-12 раз).

11. Палка на плечах, поднимаясь на носки, вытягивать руки с палкой, слегка прогибаясь. Опуская палку на плечи, сводить лопатки вместе и приседать.

12. Многоскоки (10-15м).

13. Прыжки со скакалкой (3-5 мин). Спокойная ходьба 1-2 мин и водные процедуры.

Комплекс упражнений для девочек 13-14 лет

1. Поднимаясь на носки, развести руки в стороны (5-8 раз).

2. Круговые движения рук в обе стороны (6-8 раз).

3. Разводя руки в стороны и поднимаясь на носки, поднять левую вперед, то же другой ногой (10-12 раз).

4. Присесть, вставая, принять положение «ласточка» (6-8 раз).

5. Бег на месте – 5 с.

6. Наклоны туловища вправо и влево со скольжением рук по бокам и бедрам (10-12 раз).

7. Приседания, руки вперед, ноги вместе, то же ноги на ширине плеч (10-12 раз).

8. Подскоки 30-40 с.

9. Потягивание и расслабление рук.

10. Круговые движения туловища (15-20 раз).

11. Сгибать и разгибать руки в упоре лежа (руки на стуле) (8-10 раз).

12. Лежа на спине, поднимание ног до касания пола за головой (6-8 раз).

13. Лежа на спине, движения ног «ножницы» (10-12 раз).

14. Лежа на спине, движения ног «велосипед» – от 30 до 60с.

15. Прыжки со скакалкой 2-3 мин. После паузы повторить.

Комплексы упражнений для самостоятельных занятий различной трудности.

Комплекс 1

Сгибание и разгибание рук в упоре стоя наклонно у стены (забора); из положения лежа на спине сед, ноги вместе; из стойки ноги врозь выпады с наклоном вправо и влево; из стойки ноги врозь наклоны вперед прогнувшись. Комплекс выполняется на первом году самостоятельных занятий.

Первоначально каждое упражнение выполняется один раз, но три раза в день. Через месяц число повторений каждого упражнения увеличивается на два, на третьем месяце – на три и.т.д.

Предельное количество повторений в конечном итоге школьник определяет в зависимости от самочувствия и наличия свободного времени.

Комплекс 2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (руки на повышенной опоре высотой 40 – 50 см); из положения лежа на спине поднять туловище и ноги до касания ими пола за головой; из стойки ноги вместе глубокие приседания; из стойки ноги вместе глубокие приседания; из стойки ноги врозь глубокий наклон туловища.

Постепенное увеличение нагрузки, как в предыдущем комплексе. Комплекс 2 рассчитан для занимающихся второй год.

Комплекс 3

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (или ноги на повышенной опоре); из положения сед «углом» разведение ног в стороны и сведение, сгибание ног, подтягивание коленей к груди и выпрямление; из стойки ноги врозь приседание на одной ноге; из основной стойки наклоны туловища поворотами (при выпрямлении – мах ногой назад попеременно).

Увеличение нагрузки, как и в предыдущих комплексах. Комплекс 3 рассчитан для занимающихся третий год.

Комплекс 4

1. Из основной стойки «восхождение на ступеньку» (ящик, стул и др.) с последующим соскоком.

2. Сгибание и разгибание руки из упора лежа сзади (руки на ящике, стуле)

3. Поднимание ног из положения, лежа на спине.

4. В стойке ноги врозь наклоны в стороны.

5. Прыжки на обеих ногах через линии.

6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

7. Из положения, лежа на спине поднимание ног до касания ногами опоры за головой.

8. Из стойки ноги врозь переход в упор лежа с последующим возвращением в исходное положение.

9. В стойке ноги врозь наклоны вперед.

10. В стойке ноги врозь круговые движения туловища.

Количество повторений каждого упражнения увеличивается постепенно; первый месяц комплекс повторяется три раза в день, а каждое упражнение выполняется один раз, второй месяц – каждое упражнение повторяется уже дважды, третий месяц – трижды. Но весь комплекс повторяется без отдыха, непрерывно. Этот метод способствует развитию общей выносливости. Для более сильных нагрузка увеличивается до 5 – 6 повторений каждого упражнения. А затем снова снижается до 3 раз, но зато весь комплекс повторяется дважды-трижды (с отдыхом между каждым кругом). Комплекс 4 рассчитан для занимающихся четвертый год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания при написании письменной работы по предмету «Физическая культура».

Задание на выполнение работы.     Перед написанием работы следует освоить материал, приведенный ниже. Уяснить основные понятия и термины, принятые в физической культуре и медицине....

Методическая разработка "Методические указания по развитию профессионально-прикладных фзических качеств "

К числу необходимых компонентов профессиональной подготовленности специалистов, реализуемые в процессе ППФВ, относятся различные сенсорные, двигательные, волевые, умственные,педагогические, организато...

Методическая разработка "Методические указания по развитию профессионально-прикладных фзических качеств "

К числу необходимых компонентов профессиональной подготовленности специалистов, реализуемые в процессе ППФВ, относятся различные сенсорные, двигательные, волевые, умственные,педагогические, организато...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА

Содержание Содержание составных частей методической разработки3Требования к изложению и оформлению методических разработок6Требования к содержанию основной части6Требования к языку и стилю изложе...

Методическая разработка: "Задания и методические указания по выполнению практических и отчетных работ по дисциплине "Цены и ценообразование в строительном комплексе"

Методическая разработка представлена для отработки полученных теоретических и  практических навыков по дисциплине: "Цены и ценообразование в строительном комплексе" для специальности 08...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО по дисциплине: «Физика»

Задания для самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования по дисциплине "Физика"...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...