Воспитание смелости у начинающих самбистов
статья по физкультуре по теме
Выпускная квалификационная работа курсов переподготовки в РГУФКе может заинтересовать тренеров и учителей физкультуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_smelosti.docx | 96.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВОСПИТАНИЕ СМЕЛОСТИ У НАЧИНАЮЩИХ САМБИСТОВ»
Зыков Андрей Серафимович
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 4
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ
ИСТОЧНИКАМ ……………………………………………………………… 6
- Общие закономерности психологической подготовки
в спорте …………………………………………………………………….6 - Психологические основы волевых действий в спортивной
деятельности. Понятие смелости…………………………………………6 - Возрастные особенности детей среднего школьного возраста
(12-15 лет, подростки)……………………………………………………….8 - Методы развития морально-волевых качеств в борьбе…………………11
- Понятия моральных и волевых качеств……………………………….13
- Морально-волевая подготовка борца……………………………………16
- Методика совершенствования волевых качеств………………………...17
Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………. 23
2.1. Цели и задачи исследования ………………………………………………23
2.2.Методы исследования………………………………………………………23
2.3.Организация и проведение исследования…………………………………24
Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ……………………….25
3.1 Описание методики проведения научного исследования………………25
3.2.Статистическая обработка материала…………………………………….30
Глава 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………..34
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 35
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….37
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Повышенное внимание специалистов к проблеме волевой подготовки происходит в связи с изменением значимости физической и волевой подготовки борцов. Пробелы в указанных видах подготовки снижают в определённой степени эффективность деятельности борцов, а отсутствие такой подготовки стало серьёзным недостатком. Без наличия определённых физических и волевых качеств невозможно эффективно вести борьбу. Кроме того, особый интерес имеет специфика проявления волевых качеств в борьбе. Воспитание волевых качеств детерминируется спецификой трудностей, встречаемых в борьбе. Ведь решительность и смелость нужны как борцу, так и любому спортсмену любой другой специализации. Однако их смелость и решительность будут различными, прежде всего, спецификой проявления. Остановимся на определении такого понятия, как «смелость». «Смелость - моральное качество, характеризующее способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями. Смелость предполагает решительные действия во имя достижения поставленной цели, верность избранным идеалам и принципам вопреки враждебным обстоятельствам и давлению со стороны др. людей, откровенное выражение своего собственного мнения, особенно когда оно противоречит устоявшимся или санкционированным властью взглядам, непримиримость в отношении всякого зла и несправедливости. Конкретными выражениями Смелости являются подвиг, почин, инициатива. Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность, и противоположна трусости, малодушию» [15].
Воспитание волевых качеств, в частности смелости, должно проводиться специфическими методами и средствами. В связи с этим возникает необходимость в разработке и внедрении в практику новых специфических методов и средств морально-волевой подготовки борцов.
Борьба самбо - это микромодель будущей жизни спортсмена. Преодолевая каждый раз своего противника, в первую очередь борец одерживает победу над самим собой, так как он заставляет себя искать пути реализации своих намерений, формируя не только технику, но и волевые качества. Потому, что волевое качество формируется в борьбе мотивов: "надо, но опасно". Несмотря на это спортсмен выполняет техническое действие и этим формирует смелость. В борьбе он учится, с опытом приходит прогнозирование намерении и поведения противника, т.е. происходит дешифровка ложных атак противника, его специфической деятельности.
Объект исследования – процесс воспитания смелости у юных самбистов.
Предмет исследования – средства и методы воспитания смелости у юных самбистов
Цель исследования – разработать и обосновать наиболее эффективные упражнения для формирования смелости.
Гипотеза исследования – наиболее эффективным способом формирования смелости у юных самбистов может стать воспитание смелости в процессе выполнения новых упражнений. Формируя техническое мастерство мы, преодолевая себя, преодолевая факторы опасности, формируем смелость. «Формирование нового технического действия - это всегда новое препятствие, которое надо преодолеть, а преодолевая каждый раз препятствие, мы сталкиваемся с борьбой мотивов: потеря престижа, авторитета в группе; боязнь получения травмы при выполнении технических действий, и другие негативные компоненты» [8].
Поэтому, на начальных стадиях подготовки борцов мы выбрали упражнение, представляющее собой элемент самостраховки при падении на спину с разбега кувырком в воздухе. Упражнение сложное по координации движений, выполняется в безопорном пространстве и предъявляет к исполнителю проявления именно смелости. Постепенно усложняя упражнение и поднимая на доступный уровень планку преодоления по высоте прыжка, мы добиваемся желаемого результата: начинающие самбисты учатся преодолевать страх перед высотой, формируя смелость.
Задачи исследования:
- Изучить состояние вопроса в специальной литературе.
- Разработать и обосновать наиболее эффективные упражнения для формирования смелости.
- Определить уровень возможностей самбистов в экспериментальной и контрольной группе в процессе эксперимента.
Научная новизна исследования дипломной работы заключается в том, что разработана система упражнений, воспитывающих конкретное морально-волевое качество юных – спортсменов. Разработана методика развития смелости у юных спортсменов.
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ
ИСТОЧНИКАМ
- Общие закономерности психологической подготовки в спорте
Психологическая подготовка связана с процессом совершенствования психики борца. Под психикой понимают особое свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность. У человека материальной основой психики является мозг. Высшая ступень психики - человеческое сознание. Сознание отражает действительность в человеческом мозге.
Психологическая подготовка в спорте имеет своей основой воспитание волевых и моральных качеств, но этим не ограничивается. Она должна быть направлена на совершенствование интеллектуальных способностей человека, на увеличение запаса знаний, умений, навыков, на глубокое познание закономерностей жизни и борьбы. Всё это помогает борцу правильно выбирать цели своих действий, находить наилучшие пути и способы их достижения. Знания позволяют правильно управлять своими действиями, контролировать ход выполнения поставленных задач, оценивать и вносить коррективы в свои действия при изменении ситуации.
Психологическая подготовка неразрывно связана с другими видами подготовки спортсмена: теоретической, физической, технической, тактической, и существенно зависит от них. Мозг, как материальная субстанция психики, призван управлять деятельностью человека. Поэтому чем больше знаний, умений и навыков имеет борец, тем выше уровень возможностей.
- Психологические основы волевых действий в спортивной деятельности. Понятие смелости
Проблема воли является одной из важных в психологии человека. Понятие "воля" применяется, когда необходимо охарактеризовать эффективность реализации человеком его намерений выполнить определённое целенаправленное действие. Психологическая сущность воли и волевых действий наиболее точно раскрыта И.М.Сеченовым: "Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением,- это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения"[14].
Это подтверждает героическое поведение людей в экстремальных условиях с реальной угрозой для жизни. Мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом, в результате чего формируется чувство социальной ответственности, долга. Именно оно является специфическим энергетическим источником воли как сознательной регуляции жизнедеятельности. Высоконравственная личность имеет, как правило, и твёрдую волю.
Как в быту, так и в психологии смелость определяется многими синонимичными понятиями: бесстрашие, неустрашимость, отвага, героизм, мужество, храбрость, лихость, удаль, доблесть.
«К. К. Платонов родовым понятием считал бесстрашие и выделял три его формы: смелость, храбрость и отважность. Смелый человек, по мнению К. К. Платонова, тот, который выполняет задание, несмотря на то, что знает о его опасности. Храбрость связана с эмоциональным переживанием боевого возбуждения, упоения опасностью. Храброму опасность нравится. А отважным можно быть только достигая общественно значимой цели. Страх у отважного вытеснен чувством долга. Эти формы проявления смелости не относятся к личностным особенностям человека, а отражают его различные состояния и различную значимость целей для самого человека и для общества» [14].
Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность. Нравственная оценка смелых поступков зависит от их конкретного социального содержания. Они положительно оцениваются, когда направлены на осуществление справедливых и гуманных целей. В противном случае акты смелости могут быть проявлением отчаяния, бравады, показного фрондерства, анархистского бунтарства, нигилизма и авантюризма.
Смелый человек тот, который знает, что впереди есть опасность, и все-таки идет на нее. Смелость состоит не в бесстрашии как отсутствии страха, не в отсутствии боязни идти на риск, а в способности человека управлять своим поведением, несмотря на возникший страх. Чем меньшее дезорганизующее влияние будет оказывать страх на качество действий и деятельности человека, тем выше будет уровень проявляемой смелости. Поэтому мы определяем смелость как способность человека подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.
Таким образом, смелость как волевое проявление состоит не в отсутствии страха, а в способности управлять собой, своими действиями и поступками при наличии страха.
- Возрастные особенности детей среднего школьного возраста
(12-15 лет, подростки)
Подростковый возраст характеризуется значительными изменениями в строении тела, в протекании физиологических процессов, половым развитием. Некоторые происходящие в этом возрасте изменения имеют прямое отношение к двигательной деятельности подростка. Качественные новообразования появляются в личности; происходит качественный сдвиг в развитии самосознания, в результате чего у подростка формируется представление о себе как о взрослом человеке.
В 12-15 лет происходит интенсивный рост костей верхних и нижних конечностей и более замедленный рост костей грудной клетки и таза. Мышечная масса также значительно увеличивается, но и развитие мышц отстаёт от роста трубчатых костей. Отсюда некоторая диспропорция в строении тела, неуклюжесть движений.
Занятия физическими упражнениями в этом возрасте способствуют значительному развитию силы. Рост объёма сердца обгоняет увеличение диаметра кровеносных сосудов, что в сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы может вызвать неравномерное снабжение мозга кровью. Частое кислородное голодание мозга приводит к быстрой утомляемости.
В подростковом возрасте более совершенным становится соотношение возбуждения и торможения. Хотя у подростка процесс возбуждения часто преобладает над торможением, в целом процесс торможения усиливается. Достаточно быстро у подростков развивается дифференцировочное торможение, которое является основой всякого тонкого и точного различения, существенно возрастает не только быстрота, но и точность движений.
Навыки у подростков быстро и надолго закрепляются. Непременным условием нужного выполнения упражнения в процессе его усвоения является осознанность, понимание выполняемых движений. Под осознанностью движений следует понимать дифференцированность ощущений, правильность восприятия, чёткость представления, способность анализировать.
При восприятии предмета у подростка, большую роль играет первое впечатление. Вместе с тем подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Восприятие его более содержательно, последовательно, планомерно, что даёт возможность формировать наблюдение как целенаправленное и организованное восприятие. Мышление у подростка в значительной мере носит конкретно - образный характер. При усвоении знаний подросток стремится опереться на наглядный материал. В то же время мышление в подростковом возрасте становится более логичным, системным, доказательным и обоснованным; развивается способность самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать.
Для успешного овладения техникой движения большое значение имеет представление его. Основное средство формирования чётких представлений у подростков - требование правильно словесно описать выполняемое упражнение. Связь двигательного центра со второй сигнальной системой является основой целенаправленного, осознанного выполнения действия. Важным психологическим условием правильного усвоения и выполнения упражнений является организация внимания. Внимание подростка становится всё более произвольным. Занимаясь интересным и важным делом, подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания.
«В подростковом возрасте эмоциональные переживания качественно изменяются, так как изменяются и сами отношения подростка с окружающим миром. Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, преобладанием возбуждения над торможением, быстрой сменой настроения, склонностью к аффектам - страстному, резкому и бурному выражению переживаемых чувств. Волевые проявления в среднем школьном возрасте значительно отличаются от этих проявлений у младших школьников» [9]. Они высоко ценят волевые качества в людях, могут по достоинству оценить предъявляемые им требования, а убедившись в их справедливости, необходимости и целесообразности, с готовностью и даже удовольствием подчиняются этим требованиям. В то же время подростки часто бывают, недисциплинированны, отступают от цели, не доводят дело до конца. Кроме того, при сильном возбуждении у подростков проявляются несдержанность, нетерпеливость, резкость. У некоторых нередко наблюдается негативизм - желание поступать вразрез с требованиями взрослых.
На занятиях физической культурой и спортом очень важно учитывать как положительные, так и отрицательные стороны воли подростка, тем более что занятия физическими упражнениями являются прекрасным средством воспитания положительных волевых качеств. Возраст 12-15 лет очень благоприятный для воспитания смелости и других волевых качеств (решительности, инициативности…).
Важным условием воспитания смелости подростков является неуклонная и высокая требовательность к ним, опирающаяся на строгий контроль за точностью и качеством выполняемых упражнений. Подросток способен подчиниться самым строгим требованиям, если считает их справедливыми. В подростковом возрасте резко возрастает интерес к собственному "Я", стремление познать себя, свои возможности, силы, способности. Самосознание предполагает самооценку. Самооценка собственной личности у подростка начинается с изучения окружающих.
Интенсивное развитие самосознания в подростковом возрасте порождает потребность в самовоспитании. Подростки стремятся стать активными, сильными, смелыми, выносливыми, мужественными. Вот почему в этом возрасте основным мотивом занятий физической культурой и спортом является опосредованный мотив-желание стать физически сильным и смелым. Этот мотив можно легко использовать для овладения разнообразными и сложными двигательными навыками.
Важная особенность личности подростка - стремление к самоутверждению, что выражается в самостоятельности мнений, суждений, решений, в желании занять своё место в обществе, и прежде всего в среде сверстников. Поэтому большое значение в жизни подростков имеет коллектив, отношения в нём складываются по принципу "деловой зависимости", а также симпатии, антипатии, доверия, уважения, равнодушия и т.п.
1.4. Методы развития морально-волевых качеств в борьбе
Специалисты спортивной борьбы в качестве основного метода воспитания морально-волевых качеств рекомендуют метод убеждения. Они также рекомендуют применять наряду с убеждением методы принуждения и поощрения. В разделах "Морально-волевая подготовка" учебников для студентов институтов физической культуры прослеживаются два направления рекомендуемых методов и средств.
Первое направление – «методы и средства общевоспитательного воздействия: изучение отечественной и зарубежной литературы; приобщение к культурному наследию нашей страны и художественным ценностям мировой культуры; привлечение спортсменов к общественно полезной деятельности; изучение традиций своего и других народов и воспитание уважения к ним; воспитание привычек соблюдения режима работы, тренировок, учёбы и отдыха и многое другое» [16].
Второе направление - методы и средства специальной направленности: различные виды схваток; упражнения, требующие проявления волевых качеств и волевых усилий; внесение в учебно-тренировочный процесс соревновательных элементов; расширение теоретических и методических знаний у спортсменов; самовоспитание и др.
Большинство специалистов-тренеров по спортивной борьбе в занятиях по развитию психических качеств отдают предпочтение следующим формам организации занятий (по убывающей значимости): схватки на тренировочных занятиях; упражнения на тренировочных занятиях; беседы, разбор соревнований, лекции.
Воля, как известно, формируется, проявляется и познаётся в процессе преодоления трудностей. При воспитании волевых качеств необходим дифференцированный подход к преодолению объективных и субъективных трудностей и учёт их совокупности.
В процессе занятий спортом формируются различные волевые качества. Занятия спортивной борьбой уже сами по себе развивают морально волевые качества. Однако, если в каждое занятие включать специальные задания и методические приёмы, то эффективность формирования волевых качеств значительно повысится. При этом следует подчеркнуть, что формирование каждого волевого качества требует специальных заданий и приёмов.
«Важную роль в процессе проявления волевых качеств играют волевые усилия, их стимуляция и мобилизация. Приёмы активизации волевых усилий принято делить на внешние и внутренние» [10].
К внешним относятся те, которые исходят от тренера или кого-то другого, то есть действуют на спортсмена из вне (это приёмы стимуляции), к внутренним – те, которые исходят от самого спортсмена и направлены на него же (это приёмы самостимуляции).
Чаще всего используются следующие приёмы стимуляции волевых усилий: требование; убеждение; оценка; внушение; соревнование; поощрение; порицание; похвала, и т.д. Среди спортсменов применяются такие приёмы самостимуляции волевых усилий как самоубеждение, самовнушение, самоодобрение, самоприказ. Особенно благоприятно действует на совершенствование волевых качеств борца участие в соревнованиях. Боевая обстановка, присутствие зрителей, предъявляют к борцу повышенные требования, увеличивают чувство ответственности, заставляют мобилизоваться, проявлять максимум способностей.
- Понятия моральных и волевых качеств
Моральные качества борца. Мораль - это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу в целом. В ней закреплен опыт людей, на основе которого они выбирают цели, средства и методы деятельности, позволяющие удовлетворять потребности в различных жизненных ситуациях. Моральные качества выражаются в способности спортсмена выполнять, соблюдать нормы поведения не смотря на сбивающие факторы. Задача моральной подготовки, выработать навык соблюдения нормы поведения.
Важнейшими моральными качествами спортсмена являются: коллективизм-это моральное качество борца, характеризующееся товарищеским сотрудничеством и взаимопомощью, содружество, основанное на сознательном подчинении личных интересов общественным. Формированию коллективизма в борьбе способствует то, что в процессе разучивания спортсмены меняются ролями, позволяя своим партнёрам решать их задачи. Таким образом, в развитии коллективизма играет существенную роль участие каждого в решении общих задач поставленных тренером. Это одна сторона процесса формирования коллектива.
Другой важной стороной формирования крепкого коллектива является налаживание взаимоотношений между занимающимися. Для этого у занимающихся следует развивать определенные качества: товарищества, дружбы, дисциплинированности (точности), честности, скромности и общественной активности.
Товарищество – дружба - понимаются как отношения занимающихся в коллективе, основанные на общности взглядов, деятельности, условий занятий, базирующихся на взаимном уважении, привязанности, общности интересов. Следовательно, для того чтобы в коллективе царили товарищество и дружба, следует развивать у его членов чувства уважения, привязанности друг к другу.
Дисциплинированность - качество борца, выражающееся в способности подчиняться точно установленному порядку, обязательному для всех членов коллектива. Выражается дисциплинированность в точном исполнении команд, распоряжений тренера и товарищей. Необходимыми элементами дисциплинированности являются: точность - способность аккуратно, пунктуально соблюдать установленный порядок; честность - качество, выражающееся в правдивости, прямоте, добросовестности борца; скромность – качество, выражающееся сдержанностью в поведении, отсутствием тщеславия и высокомерия.
Общественная активность - развивается поручениями, которые выполняются занимающимися в интересах всего коллектива, группы.
Трудолюбие - любовь к труду, усердие в труде, прилежание, сознательное отношение к труду, интерес к трудовой деятельности, превратившиеся в потребность. Труд - целенаправленная деятельность человека, требующая умственного или физического напряжения. Трудолюбие - основа спортивных успехов борца. Трудолюбие и высокие спортивные результаты неразделимы. Воспитание трудолюбия неотделимо от воспитания таких черт характера борца как: творчество, новаторство, бережливость.
Творчество - деятельность человека, направленная на создание культурных, духовных или материальных ценностей. Новаторство - деятельность новатора, нововведение, новшество. Новатор - тот, кто предлагает и приводит в жизнь новые идеи, принципы, приёмы в борьбе.
Бережливость - понимается как экономность, расчётливость.
Принципиальность - последовательное проведение в теории и на практике определенных принципов, отсутствие расхождений между словом и делом. Если борец в присутствии тренера делает одно, а в отсутствии другое, то это свидетельствует о недостатке принципиальности, отсутствии глубоких и прочных убеждений. Поэтому при воспитании принципиальности обращают внимание на совершенствование стойкости (способность борца доказать правильность своих убеждений и принципов). Для этого организуются диспуты, обсуждение точек зрения, споры.
Гуманизм - рассматривается как отношение ко всем людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству. Занятия борьбой способствуют развитию этих черт. Одной из разновидностей гуманизма является патриотизм. Патриотизм - понимают как любовь к Родине, преданность своему отечеству, своему народу. Начинается воспитание патриотизма с привития любви к спортивной борьбе, преданности своему коллективу, своим товарищам. Другой стороной гуманизма является интернационализм, который выражается через уважение в каждой национальности, отстаивании свободы и равенства народов, в борьбе за мир, дружбу.
Волевые качества борца. «Воля - это регулирующая сторона сознания, выражающаяся в способности человека совершать преднамеренные поступки, требующие преодоления трудностей и направленные на достижение поставленной цели» [20].
Важнейшими волевыми качествами борца являются: смелость, решительность, настойчивость, выдержка, инициативность.
Смелость - это способность преодолеть чувство страха, которое возникает, когда имеется опасность для жизни, здоровья, престижа.
Решительность - это проявление воли, характеризующуюся способностью быстро, продуманно и без колебаний принять решение в ответственный момент, активно действовать в условиях риска и опасности для достижения цели.
Выдержка и самообладание-проявление воли, характеризующееся ясностью ума, способностью постоянно контролировать своё поведение, умение владеть собой в экстремальных и стрессовых условиях.
Настойчивость и упорство-проявление воли, характеризуется активным достижением намеченной цели, постоянный контроль своего поведения, несмотря на временные неудачи, преодоление трудностей для достижения намеченной цели.
Инициативность и самостоятельность-это проявление воли выражающейся в способности человека самостоятельно ставить цели и реализовывать их.
Самостоятельный и инициативный человек активно отстаивает свою точку зрения, своё понимание цели. Он критичен. Как правило, является организатором, лидером. Человек, не развивающий в себе этих качеств, является зависимым и безынициативным. Поддаётся влиянию других людей, их действий, не уверен в себе.
- Морально-волевая подготовка борца
Под морально-волевой подготовкой борца понимают процесс воспитания определенных психологических качеств борца, процесс совершенствования его способности правильно выбирать цели, пути и средства в своём поведении и в отдельных поступках в жизни в том числе, а также и в борьбе, добиваться осуществления поставленных целей, несмотря на встречающиеся трудности.
При построении процесса морально-волевой подготовки следует учитывать два основных требования: во-первых, должны быть разработаны определенные нормы поведения занимающихся в различных ситуациях на занятиях (типа соревнований, схваток, упражнений) и вне занятий. Эти нормы в обязательном порядке должны соблюдаться всеми занимающимися (в том числе и тренером). Во-вторых, следует учитывать, что при решении определённых задач, поставленных перед борцом им самим или тренером, будут встречаться трудности, которые нужно им самим преодолеть.
Достижение высоких целей требует преодоления больших трудностей или, иначе говоря, большой силы воли. Таким образом, для борца мораль служит направляющим ориентиром, позволяющим использовать опыт людей, закреплённый в определённых нормах поведения; она позволяет правильно выбирать цели, средства и методы действий, поступков и оценивать свои действия. Сильная воля позволяет борцу, несмотря на трудности, добиваться решения поставленных задач, не отвлекаясь и не бросая свою работу на полпути.
Мораль и волю борца-самбиста следует воспитывать в единстве. Односторонность подготовки может привести к отрицательным результатам. Так, борец, прекрасно знающий правила и нормы морали, но не имеющий сильной воли, не всегда сможет преодолеть возникающие трудности и в результате не добьётся решения поставленной задачи, откажется от её достижения на полпути.
В процессе воспитания морально-волевых качеств борца следует учитывать состояние психики борца в данный момент. С этим связаны и особенности выполнения двигательных навыков при различных состояниях нервной системы. Часто наблюдается такая картина: Борец, прекрасно выполняющий приёмы в тренировке, в соревнованиях "сковывается", если выполняет приём, то с большой затратой силы. Чаще всего приёмы не получаются из-за того, что замедляется его реакция, быстрота движений, уменьшается их амплитуда. Это происходит от того, что перевозбуждение приводит к парадоксальной реакции. Сильное возбуждение (импульс), посылаемый к возбуждённой мышце, не вызывает нужного сокращения, а слабый импульс вызывает сильное сокращение. Борец в таком состоянии может сделать непреднамеренную ошибку, выполняет действие, которого не нужно было делать. Особенность заключается в том, что, зная или узнав от тренера, какое действие нельзя делать, борец в уме выполняет это действие (представляет) и к нему "привязывается" сильный раздражитель - запрет. В состоянии сильного возбуждения этот раздражитель становится запредельным и, когда складывается ситуация, сходная с той, которую представлял борец, автоматически борец делает "запрещённое" действие и проигрывает.
С другой стороны, борец, имеющий сильную волю, но не усвоивший твёрдо моральных норм и требований, не имеющий соответствующей тренировки в их выполнении, может выбрать неправильный курс поведения и нарушить соответствующие требования морали. Поэтому процесс морально-волевой подготовки следует сделать неотъемлемой обязательной частью тренировочного процесса, постоянно контролируя его ход и внося необходимые коррективы, если выявляются недостатки той или иной стороны подготовки.
- Методика совершенствования волевых качеств
Необходимыми компонентами воли являются ясно осознанная цель или задача действий и способность добиваться решения поставленной задачи. Испытать и оценить силу воли можно по степени трудности предложенной для решения задачи. При этом нужно иметь в виду, что трудность не выражается физической величиной. Трудности, которые спортсмену приходится преодолевать - это его внутренние психологические трудности. Они обычно выражаются в борьбе мотивов. Упрощено можно сказать, что воля борца проявляется в его способности бороться с самим собой, со своими чувствами и эмоциями, мотивами, которые вызваны потребностями.
Основными волевыми качествами борца являются: выдержка, смелость, настойчивость, решительность, инициативность. Рассмотрим методику их воспитания: Совершенствование выдержки. Методика совершенствования выдержки должна предусматривать постановку задач и создание ситуации, в которой какое-либо чувство будет создавать мотив для уклонения от решения поставленной задачи. Для развития выдержки следует так дозировать упражнение, чтобы задача решалась. Выдержку можно развивать следующими упражнениями:
1) сгонкой веса за счёт снижения потребления воды или пищи,
2) упражнения на задержку дыхания,
3) упражнения, в которых нужно переносить значительную усталость,
4) упражнения в способности преодолевать болевые ощущения; чувства сонливости,
5) упражнения в сдерживании половых рефлексов,
6) упражнения в способности удерживать чувства: сонливости, зависти, жадности, гордости, обиды, унижения, злости, упрямства, долга, и т.д.
7) борьба с задачей не применять никаких атакующих действий, кроме контратак.
8) длительные схватки - а) более 20 минут; б) со сменой партнёров, длительное время.
Совершенствование смелости. Большую роль в воспитании смелости играет способность правильно оценивать степень опасности и способность преодолевать чувство страха. Измеряется смелость в процессе упражнений, выполнение которых вызывает у занимающихся чувство страха. Смелость может быть общей и специальной (в жизни и в борьбе). При этом следует иметь в виду, что смелый в борьбе не всегда может быть смелым в жизненных ситуациях. В то время борец смелый в одних жизненных ситуациях в других может оказаться трусом. Смелость совершенствуется последовательным усложнением задач, выполнение которых связано с проявлением страха различной интенсивности. Интенсивность страха прямо пропорциональна степени опасности. Упражнения для развития общей смелости:
1) падения с различной высоты, прыжки с приземлением на руки, ноги, живот, спину с различной высоты.
2) выполнение акробатических упражнений.
Систематически повторяемое преодоление чувство страха способствует развитию общей смелости.
Упражнения для совершенствования в специальной смелости:
1) схватки с борцом, имеющим преимущество в подготовленности, весе, возрасте и др.
2) в схватке поставить себе цель: на каждую атаку партнёра отвечать быстрой контратакой.
3) во время тренировочных схваток при создании благоприятной ситуации сразу проводить атакующее действие и т.д.
Совершенствование настойчивости. Настойчивость развивается постановкой задач, которые не могут быть выполнены с первой попытки и требуют для достижения успеха неоднократных попыток. Измерить настойчивость можно количеством неудачных попыток решения поставленной задачи до того момента, когда борец отказывается дальше решать её или пытается решить задачу другим способом. Упражнения для совершенствования специальной настойчивости:
1) выполнение приёмов в условиях сопротивления противника.
2) схватки с задачей добиться определённого результата в борьбе с конкретным сильным противником.
3) схватки с эффективностью нападения 30%.
4) схватки, в которых эффективность защиты равно 50-70%. Для совершенствования настойчивости начинающим борцам следует давать задания, при которых для достижения успеха нужно малое количество попыток (2-4). Постепенно соотношение может меняться, но не должно превышать 10-15 неудачных попыток на одну удачную.
Совершенствование решительности. Процесс совершенствования решительности борца заключается в развитии у него способностей: с одной стороны - своевременно и правильно принимать решения, с другой - подавлять мотивы и связанные с ними потребности, которые мешают борцу, отвлекают его от деятельности, направленной на решение задачи. Упражнения для совершенствования общей решительности:
1) при сдаче зачёта или экзамена в числе первых зайти в аудиторию.
2) упражнения в соблюдении режима тренировки.
3) составление режима дня и его выполнение.
4) принятие решений по резко возникающим необходимым работам, общественным поручениям и т.п. и их выполнение в установленные сроки.
Упражнения для совершенствования специальной решительности:
1) схватки с односторонним сопротивлением.
2) сокращение времени для принятия решения в схватках.
3) упражнение на выполнение задач в условиях действия сбивающих факторов.
4) упражнения на проведение схваток с форой и ограничением времени. В этом случае у борца создаётся дефицит времени для того, чтобы принять решение и успеть реализовать его.
Совершенствование инициативности. Измеряется инициативность количеством новых, разнообразных необычных средств и методов успешного решения двигательной задачи. Инициативность борца зависит от запаса его знаний, умений и навыков, а так же от способности творчески мыслить. Способность творчески мыслить развивается заданиями, в которых борец должен самостоятельно найти новое необычное для него решение двигательной задачи. Важное значение для совершенствования инициативности играет развитие самостоятельности занимающихся.
Упражнения для развития общей инициативности:
1) поручение выполнять общественную работу и предоставление полной самостоятельности выбора средств и методов выполнения порученной работы
2) упражнения на нахождение необычных способов действий, высказываний, представлении в различных жизненных ситуациях
3) упражнения в остроумии, в тактичности высказываний, действий, изучение большого количества общеразвивающих упражнений и видов спорта.
Упражнения для совершенствования специальной инициативности:
1) разучивание большого количества технико-тактических действий.
2) условные схватки, в которых тренер ставит задание выполнить задачу возможно большим количеством способов (захватов, передвижений, подготовок, вариантов и т.п.)
3) учебные схватки: - с непривычным противником. - с заданием во время схватки проводить один и тот же приём только один раз в непривычном положении с непривычным захватом.
Воля борца совершенствуется в процессе реализации поставленных целей. Психологически воля зависит от способности борца добиваться достижения поставленной цели, несмотря на трудности внутреннего порядка, связанные с необходимостью подавления мотивов и связанных с ними потребностей. Степень развития волевых качеств может быть измерена. Она проявляется через действия, которые могут измеряться. Совершенствуются волевые качества путём системы упражнений для физической и умственной работы. Совершенствование волевых качеств, должно проходить в непосредственной связи с совершенствованием моральных качеств. Проявления волевых качеств должны подчиняться требованиям морали. Мораль определяет те требования общества к проявлениям воли, которые ставят определённые ограничения.
Волевая подготовка спортсмена - это длительный и целенаправленный психолого-педагогический процесс, направленный на развитие и воспитание у спортсмена сознательной саморегуляции, определённых качеств умственной деятельности и моральных чувств, необходимых для волевого усилия при преодолении препятствий и трудностей. «Воспитание и развитие способности к волевым качествам всегда проходит на основе некоторых общих закономерностей. Преодоление объективных трудностей возможно лишь на базе должной и соответствующей данному виду спорта физической, технической и тактической подготовки спортсмена» [9]. Например, никакие волевые усилия не помогут спортсмену установить рекорд в барьерном беге, если не будут соответственно развиты его мышцы для скоростного бега и не будет до совершенства доведена техника преодоления барьеров.
Методика преодоления субъективных трудностей носит более психологизированный характер и опирается на индивидуально-психологические особенности спортсмена. Здесь большое значение имеют методики разъяснения, убеждения, воздействия примером, внушение, самовнушение, моделирование условий соревновательной борьбы, накопление соревновательного опыта, обучение примерам психорегуляции и саморегуляции психологических состояний, рефлексии и др. средства и методы, способствующие воспитанию и развитию волевых качеств.
Самовоспитание воли. Волевая подготовка спортсмена - повседневный, систематический процесс, который осуществляется круглогодично. Она не ограничивается системой воздействия со стороны тренера и спортивного коллектива. Она требует усилий от самого спортсмена, направленных на самовоспитание воли. Самовоспитание является важной стороной волевой подготовки занимающихся физической культурой и спортом. Организуя самовоспитание, тренер должен заинтересовать своих учеников, убедить их в том, что они могут много сделать сами для себя. «Очень важно довести до сведения своих учеников основные принципы самовоспитания воли:
а) научиться владеть собой, делать то, что нужно, а не то, что хочется.
б) совершенствоваться всегда и во всём, делать всё и всегда наилучшим образом, предвидеть результаты и последствия своих действий,
в) всегда искать причины несовершенства своей деятельности, прежде всего в себе самом, а не в сложившихся обстоятельствах, быть строгим судьёй для самого себя» [10]. Для этой цели необходимо регулярно сознательно выполнять все психологические этапы в каждом тренировочном уроке. Особое внимание необходимо уделить самостоятельным действиям по самовоспитанию воли и контролю за полученными результатами: самоаргументирование, самомотивирование, самопринуждение.
Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цели и задачи исследования
Цель работы: исследовать процесс формирование смелости у начинающих самбистов.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
- Определить уровень возможностей самбистов в экспериментальной и контрольной группе в процессе эксперимента.
2.2.Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, метод математической статистики.
1. Анализ литературы. Анализу подвергалась учебная литература по психологии, педагогике, специальная литература о единоборствах, статьи и исследования о воспитании смелости.
2. Педагогическое наблюдение осуществлялось в процессе проведения учебно-тренировочных занятий в группах ГНП на базе СДОШОР №9. В процессе наблюдения фиксировались результаты контрольных испытаний.
З. Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент был проведен в экспериментальной группе из 13 юных самбистов. Для проверки результатов был проведен сравнительный анализ с контрольной группой из 10 человек.
4. Метод математической статистики /Определение достоверности
полученных результатов/. Весь цифровой материал обработан статистическими методами. В частности, для определения достоверности различий между средними арифметическими показателей экспериментальной и контрольных групп используется известный параметрический критерий t - стьюдента.
2.3.Организация и проведение исследования:
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - первичное тестирование групп, фиксация первичных результатов в экспериментальной и контрольной группы:
2 этап – специальная подготовка по развитию смелости в экспериментальной группе;
3 этап – повторное тестирование контрольной и экспериментальных групп, фиксация, математическая обработка и сопоставление результатов.
Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
- Описание методики проведения научного исследования:
В исследовании приняли участие две спортивные группы начинающих самбистов (экспериментальная (13 чел.) и контрольная (10 чел.)).
В качестве основного средства воспитания смелости взято упражнение "полёт кувырок" - самостраховка при падении на спину. Испытуемые, преодолевая страх, с разбегу прыгали, выполняя полёт-кувырок в высоту через планку, которая опирается на две вертикальные стойки с размеченной высотой. Постепенно высота планки увеличивалась, пока испытуемые под воздействием страха перед высотой не отказывались от очередного прыжка. Эта конечная высота их прыжка фиксировалась.
В экспериментальной группе проводилась специальная подготовка по развитию смелости, включающая в себя выполнение различных акробатических упражнений с достаточной долей риска для преодоления страха, контрольная же группа не включала специальной подготовки в тренировочный процесс. Специальная подготовка по развитию смелости заключалась в выполнении следующих акробатических упражнений, включённых в подготовительную часть тренировочного процесса:
- кувырок вперёд в группировке (кувырок-это вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Кувырок выполняется из основной стойки через упор присев вращением вперёд в группировке в присед с выпрямлением в основную стойку. Руки при постановке на ковёр не следует расслаблять, не забывая плотно сгруппироваться, захватывая голени руками).
- выполнение прыжка вверх с 2-х 3-х беговых шагов, выставляя руки вперёд вверх, помогая отработать высокий прыжок толчком ногами.
- кувырок вперёд с партнёра, стоящего на четвереньках. Выполняется упражнение как обычный полёт-кувырок вперёд, но без прыжка вверх: присев, оттолкнуться ногами вперёд, поставить руки на ковёр и сделать кувырок.
- кувырок прыжком через партнёра стоящего на четвереньках, выполняется сначала с места, затем с 2-х 3-х беговых шагов. Этот вариант помогает отработать самостраховку при падении и выполнить высокий прыжок.
- полёт-кувырок через резиновую ленту (имитирующую планку) натянутую между двумя стойками с последующем увеличением высоты. (Выполняется с разбега толчком одной ноги с фазой полёта (безопорное положение) и махом рук вперёд-вверх. Приземлившись на руки, мягко их согнуть, коснувшись затылком ковра между ладонями и сделать перекат по спине, выполнив обычный кувырок с вращением вперёд и переходом в основную стойку).
В конце каждой тренировки проводились "мини-соревнования" для выявления лучших самбистов выполняющих "полёт-кувырок" в высоту через резиновую ленту. Здесь, боясь потерять свой престиж, своё иерархическое место в группе, каждый самбист старался быть лучшим, и постепенно преодолевал определённый уровень высоты. После двухмесячной подготовки проводилось повторное тестирование групп. Результаты фиксировались и подвергались математической обработке.
Таблица 1
Результаты первичного и повторного тестирования
экспериментальной группы
№ | Фамилия, имя | Год рожд. | Вес (кг) | Рост (см) | высота преодоления планки | |
до эксп | после эксп | |||||
1 | Ч-ов С. | 1996 | 45 | 146 | 60 | 70 |
2 | Б-рев И. | 1996 | 40 | 135 | 60 | 75 |
3 | С-ов А. | 1996 | 39 | 135 | 60 | 65 |
4 | С-ков А. | 1996 | 42 | 140 | 55 | 70 |
5 | Г-ин М. | 1995 | 38 | 125 | 45 | 55 |
6 | М-ин И. | 1996 | 47 | 130 | 65 | 80 |
7 | Х-ян А. | 1996 | 55 | 160 | 95 | 115 |
8 | М-ан В. | 1996 | 39 | 130 | 75 | 85 |
9 | И-ов Г. | 1996 | 48 | 160 | 95 | 110 |
10 | Ш-зия Г. | 1996 | 45 | 157 | 60 | 70 |
11 | Н-ев Т. | 1996 | 55 | 158 | 105 | 115 |
12 | И-ин А. | 1996 | 42 | 155 | 75 | 85 |
13 | А-ев Г. | 1996 | 40 | 130 | 75 | 80 |
Рис. 1 Динамика изменения результатов экспериментальной группы
Таблица 2
Результаты первичного и повторного тестирования контрольной группы
№ п.п | Фамилия, имя | Год рожд. | Вес (кг) | Рост (см) | высота преодоления планки | |
до эксп | после эксп | |||||
1 | Н-ин И. | 1996 | 60 | 161 | 115 | 110 |
2 | Б-ев А. | 1996 | 57 | 171 | 115 | 120 |
3 | П-ер Р. | 1996 | 47 | 160 | 110 | 110 |
4 | Н-ов И.В. | 1996 | 64 | 175 | 115 | 115 |
5 | А-ов В.В, | 1995 | 40 | 125 | 50 | 55 |
6 | С-ский Д. | 1998 | 43 | 130 | 45 | 45 |
7 | П-ский И. | 1996 | 40 | 120 | 50 | 50 |
8 | М-ов М. | 1997 | 45 | 120 | 45 | 50 |
9 | Т-ян Е. | 1998 | 45 | 140 | 55 | 60 |
10 | Ч-ов П. | 1996 | 60 | 169 | 105 | 100 |
Рис. 2 Динамика изменения результатов экспериментальной группы
3.2.Статистическая обработка материала
Экспериментальная группа
Сравнение двух выборочных средних связанных выборок.
- Для каждого испытуемого определим разности ("сдвиги") между результатами исходных и конечных измерений-di.
№ | ФИО | До эксп | После эксп | di | (di-Xdi) | (di-Xdi)^2 |
1 | Ч-ков А. | 60 | 70 | -10 | 1,54 | 2,37 |
2 | Б-ев И. | 60 | 75 | -15 | -3,46 | 11,97 |
3 | С-ов А. | 60 | 65 | -5 | 6,54 | 42,77 |
4 | С-ков А. | 55 | 70 | -15 | -3,46 | 11,97 |
5 | Г-ин М. | 45 | 55 | -10 | 1,54 | 2,37 |
6 | М-ин И. | 65 | 80 | -15 | -3,46 | 11,97 |
7 | Х-ян А. | 95 | 115 | -20 | -8,46 | 71,57 |
8 | М-ан В. | 75 | 85 | -10 | 1,54 | 2,37 |
9 | И-ов Г. | 95 | 110 | -15 | -3,46 | 11,97 |
10 | Ш-ия Г. | 60 | 70 | -10 | 1,54 | 2,37 |
11 | Н-ев Т. | 105 | 115 | -10 | 1,54 | 2,37 |
12 | И-ин А. | 75 | 85 | -10 | 1,54 | 2,37 |
13 | Ав-ев Г. | 75 | 80 | -5 | 6,54 | 42,77 |
- Рассчитаем среднюю арифметическую разностей, т.е. все их суммируем и разделим на число испытуемых:
- Найдем среднеквадратическое отклонение разностей и среднеквадратическое отклонение средней разности.
- Критерием для проверки существенности различий является отношение средней разности к её среднему квадратичному отклонению:
где – средняя разностей, Sd – стандартное отклонение средней разностей, - табличное значения критерия Стьюдента для уровня значимости α и степеней свободы. В данном случае число степеней свободы на единицу меньше числа сравниваемых пар.
α=0,05
(табличное значение)
Т.к. , то эксперимент принимается с вероятностью q=1-α=1-0,05=0,95
Контрольная группа
Сравнение двух выборочных средних связанных выборок.
- Для каждого испытуемого определим разности ("сдвиги") между результатами исходных и конечных измерений-di.
№ | ФИО | До эксп | После эксп | di | (di-Xdi) | (di-Xdi)^2 |
1 | Н-ин И. | 115 | 110 | 5 | 6 | 36 |
2 | Б-ев А. | 115 | 120 | -5 | -4 | 16 |
3 | П-ер Р. | 110 | 110 | 0 | 1 | 1 |
4 | Н-ов И.В. | 115 | 115 | 0 | 1 | 1 |
5 | А-ов В.В, | 50 | 55 | -5 | -4 | 16 |
6 | С-ский Д. | 45 | 45 | 0 | 1 | 1 |
7 | П-ский И. | 50 | 50 | 0 | 1 | 1 |
8 | М-ов М. | 45 | 50 | -5 | -4 | 16 |
9 | Т-ян Е. | 55 | 60 | -5 | -4 | 16 |
10 | Ч-ов П. | 105 | 100 | 5 | 6 | 36 |
Variant | T-test for Dependent Samples ( Контрольная группа); Marked differences are significant at p<0,05 | |||||
Mean | N | Diff. | Std.Dv. | t | df | |
до эксп. | 80,5 |
|
|
|
|
|
после эксп. | 81,5 | 10 | -1 | 3,944053 | -0,80178 | 9 |
- Рассчитаем среднюю арифметическую разностей, т.е. все их суммируем и разделим на число испытуемых:
- Найдем среднее квадратическое отклонение разностей и среднее квадратическое отклонение средней разности.
- Критерием для проверки существенности различий является отношение средней разности к её среднему квадратичному отклонению:
где – средняя разностей, Sd – стандартное отклонение средней разностей, - табличное значения критерия Стьюдента для уровня значимости α и степеней свободы. В данном случае число степеней свободы на единицу меньше числа сравниваемых пар.
α=0,05
(табличное значение)
Т.к. , то эксперимент принимается с вероятностью q=1-α=1-0,05=0,95
Глава 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате статистической обработки материала было выявлено, что между данными контрольной и экспериментальной групп, статистически достоверных различий между средними арифметическими – нет. Обе выборки принадлежат одной генеральной совокупности. В ходе педагогического эксперимента, путем сравнения результатов тестирования исходных и конечных данных, было выявлено, что достоверных изменений в контрольной группе самбистов новичков не произошло. В экспериментальной же группе, в ходе сравнения исходных и конечных результатов произошло достоверное изменение уровня волевой подготовленности, при уровне значимости (р<0,05). Достоверность различия определялась по t-стьюдента для зависимых (связанных) выборок. Таким образом, применение техники выполнения элемента самостраховки при выполнении упражнения "полёт-кувырок" с разбега, способствует формированию волевого качества смелость на начальной стадии подготовки самбистов.
ВЫВОДЫ
- На основании проведенного анализа литературных источников можно сделать следующий вывод: в научно-методической литературе вопрос развития морально-волевых качеств, в том числе смелости, освещен достаточно широко, но не хватает детальных разработок по воспитанию смелости в процессе тренировки в борьбе самбо.
- Специальные упражнения для совершенствования самостраховки являются важным средством физического воспитания, оказывающим всестороннее воздействие на занимающихся. При выполнении упражнения «полет-кувырок с разбега» мы воспитывали у спортсменов не только технику выполнения элемента самостраховки, но и волевое качество смелость.
- В результате эксперимента в экспериментальной группе спортсмены добились положительных результатов: экспериментальная группа, в которой применялась разработанная методика воспитания смелости, показала увеличение результата в среднем на 11, 5 см. В контрольной же группе произошло незначительное увеличение результатов в среднем на 1 см. Разница результатов в экспериментальной группе между исходными и конечными показателями статистически достоверна, при уровне значимости (р<0, 05). В контрольной группе разница полученных результатов статистически недостоверна. Достоверность различия определялась по t-стьюдента для зависимых (связанных) выборок. Таким образом, эта методика может быть рекомендована к применению в тренировочных занятиях в качестве средства воспитания смелости у начинающих самбистов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В результате проведенных исследований представляется возможным дать конкретные рекомендации, позволяющие сделать процесс воспитания смелости юных борцов-самбистов более эффективным.
- Для практических специалистов, работающих с начинающими самбистами, рекомендуется использовать различные упражнения с достаточной долей риска для преодоления страха
- Рекомендуется проводить упражнения различной интенсивности, направленные на воспитание волевых качеств у начинающих самбистов.
- Переход от одного упражнения к другому осуществляется в строгой последовательности, по мере того, как это упражнение будет полностью освоено.
- Длительность одного занятия определяется возрастными особенностями спортсменов, но не должна приводить к утомлению.
- Контролем продолжительности одного занятия может выступать показатель быстроты усвоения новых упражнений.
- Контролировать уровень смелости спортсменов возможно на соревнованиях различного уровня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Акробатика. Учебное пособие под общей редакцией доцента Е.Г.Соколова. М.: ФиС, 1965
- Борьба. Морально-волевая подготовка борца. Лекции для студентов-заочников 4 курса ГЦОЛИФК. М. 1974
- Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом спортивных соревнованиях. М. : ФиС, 1981
- Гавриленко В.А. Волевая характеристика борьбы. М.: ГЦОЛИФК, 1979
- Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки. М. : ФиС, 1989
- Ильин Е.С. Волевые качества, характеризующие самообладание. Цитирую по сайту http://www.psycho.ru/library/3317
- Жаров К.П. Волевая подготовка спортсменов. М. : ФиС, 1976
- Ильин Е.П. Психология воли. Спб., 2000
- Мальцев Ю.П. Развитие волевых качеств в процессе тренировки борца. Автореф. дис.кпд/ГДОИФК им. П.Д. Лесгафта. 1967
- Медведев В.В. Волевая подготовка как составная часть подготовки спортсмена. М., 1988
- Найдиффер Р.М. Психология соревнующего спортсмена. – М.: ФиС, 1979
- Павлов С.В. Комплексный контроль состояния спортивной подготовленности в процессе соревновательной деятельности единоборцев. Автореф. дис...докт.пед.наук: 130004/С.В. Павлов, Тюмень, 2004
- Подливаев Б.А. Моделирование тренировочных занятий/Б.А. Подливаев// Теория и практика физической культуры. -1999 №2
- Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва/ С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков. – М.: Советский спорт, 2005
- Психология. Словарь/Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е издание. – М.: Политиздат, 1990
- Психология. Учебник для ИФК под редакцией профессора В.М. Мельникова. М. : ФиС, 1987
- Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л:, 1977
- Путин В.В., Шестаков В.Б., Левицкий А.Г. Учимся дзю-до с Владимиром Путиным. Учебно-практическое пособие для тренеров и спортсменов. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009
- Родионов А.В. Психофизическая тренировка. М.: ТОО «Дар», 1995
- Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2004
- Сеченов И.М. Избр. произведения. Т.1. М, АН СССР, 1952, с.255-256
- Система самбо. Становление и развитие. Из семейного архива Харлампиевых/ Сост. А.А. Харлампиев, Н.Н. Харлампиева. – М.: Издательство «ФАИР», 2007
- Словарь по этике. П.р. И.Кона. – М., 1981
- Спортивная борьба. Учебник для ИФК под редакцией А.П. Купцова. М. : ФиС, 1978
- Спортивная борьба. Учебник для ИФК под редакцией Н.М. Галковского и А.З. Катулина. М.: ФиС, 1968
- Спортивная физиология: Учебник для ин-тов физ.культ/ под ред. Я.М. Коца. – м.: ФиС, 1986.-240 с.
- Тышлер, Д.А. Взаимодействие тренера и спортсмена в единоборствах/Д.А. Тышлер, Н.В. Каратаева и др. – М. 1997
- Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Учебное пособие в 4-х книгах. М.: Советский спорт, 1997
- Физическая культура. Учебное пособие под редакцией В.А. Коваленко. М.: Изд-во АСВ, 2000
- Черепанов, В.С.Экспертные оценки в педагогических исследованиях. – М.: Педагогика, 1989
- Чумаков Е.М. Борьба. Морально-волевая подготовка борца. Лекции для студентов-заочников. М.: ГЦОЛИФК, 1974
- Чумаков Е.М. Сто уроков самбо. – М.: «Файер-пресс», 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "паралимпийские игры: смелость, решимость, равенство"
данный классный час представляет историю, эмблему и виды паралимпийских игр....
Воспитание смелости у начинающих самбистов
Выпускная квалификационная работа курсов переподготовки в РГУФКе может заинтересовать тренеров и учителей физкультуры...
Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
"Школа смелости и ловкости, школа дружных и спортивных детей"
Хорошо продуманная и регулярно проводимая урочная и внеурочная физкультурно - оздоровительная радота вот главный залог здоровья школьников....
Конструктор сочинения по теме"Смелость и трусость"
Конструктор сочинения по теме"Смелость и трусость" поможет в подготовке к "зимнему" сочинению...
Подготовка к итоговому сочинению. Смелость и трусость
Презентация содержит материал для подготовки к итоговому сочинению 2017г. по направлению "Смелость и трусость"...