материал по планированию для 1 и 2 класса
календарно-тематическое планирование по физкультуре по теме

Я полагаю, что содержание этой публикации кому-то будет полезным при составлении рабочей программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план 1 класс

Разделы и темы

Кол-во часов

1

Знание о физической культуре

4 часа

Понятие о физической культуре

Зарождение и развитие физической культуры

Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью

Внешнее строение тела человека

2

Организация здорового образа жизни

3 часа

Правильный режим дня

Здоровое питание

Правила личной гигиены

3

Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью

2 часа

Простейшие навыки контроля самочувствия

4

Физкультурно-оздоровительная деятельность

3 часа

Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики

Физические упражнения для физкультминуток

Упражнения для профилактики нарушений зрения

5

Физкультурно-оздоровительная деятельность

89 часов

Лёгкая атлетика

23 часа

Гимнастика с основами акробатики

23 часа

Лыжная подготовка

20 часов

Подвижные игры

23 часа

6

итого

101 час

Из них резервное время учителя

12 часов

Основное содержание учебно-тематического плана 1 класс

раздел

Основное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Знание о физической культуре

4 часа

Значение понятия «физическая культура»

Объяснять значение понятия «физическая культура»;

определять и кратко характеризовать значение занятий физическими упражнениями для человека

Физическая культура древних народов на примере народов Крайнего Севера (обрядовые танцы, игры), Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима

Пересказывать тексты о развитии физической культуры в древнем мире;

с помощью иллюстраций в тексте учебника объяснять связь физической культуры и охоты в древности;

описывать способ обучения детей приёмам охоты у древних народов

Связь физической подготовки с охотой в культуре народов Крайнего Севера. Связь физической подготовки с военной деятельностью в культурах древних цивилизаций

Понимать значение физической подготовки в древних обществах;

называть физические качества, необходимые охотнику;

понимать важность физического воспитания в детском возрасте;

раскрывать связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью человека

Части тела человека

Называть части тела человека

Организация здорового образа жизни

3 часа

Планирование режима дня школьника 1 класса.

Утренняя гигиеническая гимнастика.

Физкультминутки

Понимать значение понятия «режим дня»;

называть элементы режима дня;

понимать значение утренней гигиенической гимнастики и физкультминуток;

соблюдать правильный режим дня

Режим питания школьника 1 класса. Правила здорового питания. Полезные продукты

Понимать понятия «правильное питание», «режим питания»;

соблюдать режим питания;

различать более полезные и менее полезные для здоровья человека продукты питания

Гигиенические процедуры как часть режима дня; правила выполнения закаливающих процедур

Объяснять значение понятия «гигиенические процедуры»;

знать правила выполнения элементарных закаливающих процедур

Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью

2 часа

Оценка самочувствия по субъективным признакам

Определять внешние признаки собственного недомогания

Физкультурно-оздоровительная деятельность

3 часа

Движения руками вперёд и вверх, в стороны и вверх, вращения руками, ходьба, наклоны вперёд, приседания и т. п.

Понимать технику выполнения упражнений;

выполнять предложенные комплексы упражнений

Движения руками вперёд и вверх, приседания, наклоны вперёд, назад, в стороны, ходьба на месте с высоким подниманием бедра

Понимать технику выполнения упражнений;

выполнять предложенные комплексы упражнений

Правила чтения (освещение, расположение книги при чтении)

С помощью иллюстраций в тексте учебника объяснять правила чтения;

знать и выполнять основные правила чтения

Физкультурно-оздоровительная деятельность

89 часов

Бег, прыжки, упражнения с резиновым мячом (подбрасывания, броски из разных положений и ловля мяча), игры с бегом, прыжками, метаниями малого мяча

Знать основные правила выполнения бега, прыжков и метаний малого мяча;

правильно выполнять основные движения ходьбы, бега, прыжков;

бегать с максимальной скоростью на дистанцию до 10 м

Строевые упражнения и строевые приёмы (основная стойка, стойка ноги врозь, положения рук, положения ног, стойка на носках, упор присев. Наклоны и повороты туловища в разные стороны. Команды «Становись!», «Смирно!», «Равняйсь!», «Вольно!», «Разойдись!»).

Лазание по гимнастической стенке разными способами, перелезания через низкие препятствия (одну и две гимнастические скамейки, поставленные друг на друга)

Понимать правила техники безопасности при занятиях гимнастикой;

понимать технику выполнения упражнений;

правильно выполнять основные строевые упражнения и команды, упражнения по лазанию и перелезанию

Одежда для занятий лыжной подготовкой, выбор снаряжения для занятий, способы переноски лыж, стойки на лыжах.

Передвижения на лыжах (повороты переступанием, скользящий ход)

Подбирать одежду для занятий лыжной подготовкой;

понимать и называть правила техники безопасности при лыжной подготовке;

выполнять основные приёмы переноски лыж, построения и перестроения на лыжах;

выполнять скользящий ход

Правила проведения подвижных игр. Правила общения во время подвижной игры

Играть в подвижные игры;

развивать навыки общения со сверстниками

Учебно-тематический план 2 класс

Разделы и темы

Кол-во часов

1

Знание о физической культуре

4 часа

Понятие о физической культуре

Зарождение и развитие физической культуры

Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью

Внешнее строение тела человека

2

Организация здорового образа жизни

3 часа

Правильный режим дня

Закаливание

Профилактика нарушений зрения

3

Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью

2 часа

Оценка правильности осанки Простейшие навыки контроля самочувствия

4

Физкультурно-оздоровительная деятельность

5 часов

Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики

Физические упражнения для физкультминуток

Физические упражнения для расслабления мышц

Физические упражнения для профилактики нарушений осанки

Физические упражнения для профилактики плоскостопия

Физические упражнения для профилактики нарушений зрения

Комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств

5

Спортивно-оздоровительная деятельность

90 часов

Лёгкая атлетика

23 часа

Гимнастика с основами акробатики

23 часа

Лыжная подготовка

19 часов

Подвижные и спортивные игры

25 часов

6

итого

104 часа

Из них резервное время учителя

11часов

Основное содержание учебно-тематического плана 2 класс

раздел

Основное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Знание о физической культуре

4 часа

Понятие «Олимпийские игры». Место появления и особенности древних Олимпийских игр. Понятие «чемпион»

Пересказывать тексты об истории возникновения Олимпийских игр;

понимать миротворческую роль Олимпийских игр в древнем мире

Части скелета человека. Назначение скелета и скелетных мышц в теле человека

Называть части скелета человека;

объяснять функции скелета и мышц в организме человека

Понятие осанки. Влияние осанки на здоровье.

Правильная осанка в положении сидя и стоя

Определять понятие «осанка»;

обосновывать связь правильной осанки и здоровья организма человека;

описывать правильную осанку человека в положении сидя и стоя

Функции стопы. Понятие «плоскостопие»

Определять понятие «плоскостопие»;

описывать причину возникновения плоскостопия и влияние заболевания на организм человека  

Одежда для занятий физическими упражнениями в разное время года

Подбирать спортивную одежду в зависимости от времени года и погодных условий;

подбирать необходимый инвентарь для занятий разными видами физических упражнений

Организация здорового образа жизни

3 часа

Понятие о здоровом образе жизни. Элементы режима дня. Планирование своего режима дня

Объяснять значение понятия «здоровый образ жизни»;

составлять правильный режим дня;

объяснять значение сна и правильного питания для здоровья человека

Понятие о закаливании. Простейшие закаливающие процедуры (воздушные ванны, обтирания, хождение босиком)

Называть способы закаливания организма;

обосновывать смысл закаливания;

описывать простейшие процедуры закаливания

Причины утомления глаз и снижения остроты зрения

Называть правила гигиены чтения, просмотра телевизора, работы за компьютером;

определять правильное положение тела при чтении и работе за компьютером

Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью

2 часа

Контроль осанки в положении сидя и стоя

Определять правильность осанки в положении стоя у стены;

научиться контролировать осанку в положении сидя и стоя

Физкультурно-оздоровительная деятельность

5 часов

Движения руками вперёд, вверх, в стороны, вращения прямых рук, наклоны вперед с доставанием разноимённой ноги пальцами рук, приседания на носках с последующим выпрямлением туловища, упор присев из основной стойки

Уметь готовить место для занятия утренней гигиенической гимнастикой;

выполнять упражнения для утренней гигиенической гимнастики

Движения руками вперёд и вверх, приседания, наклоны вперёд, назад, в стороны, ходьба на месте с высоким подниманием бедра

Уметь планировать физкультминутки в своём режиме дня;

выполнять упражнения для физкультминутки

Расслабление мышц в положении лёжа на спине

Понимать значение в жизни человека умения расслаблять мышцы;

понимать назначение упражнений для расслабления мышц

Ходьба, сидение на коленях и стойка на одной ноге с удержанием книги на голове

Выполнять упражнения во время самостоятельных занятий физической культурой

Ходьба босиком по гимнастической палке, захватывание мелких предметов (теннисный мяч, гимнастическая палка) стопами и пальцами ног.

Ходьба босиком по траве и песку

Выполнять упражнения для профилактики плоскостопия в составе комплекса упражнений для утренней гигиенической гимнастики

Упражнения для зрения (согревание глаз, массаж области лба и висков, массаж задней поверхности шеи)

Раскрывать правила гигиены работы за компьютером;

выполнять упражнения для профилактики нарушений зрения

Упражнения для развития гибкости (повороты туловища влево и вправо с разведёнными в сторону руками, наклоны туловища вперёд, махи правой и левой ногой вперёд и назад, в сторону, глубокие выпады правой и левой ногой вперёд и вбок), силы мышц (отжимание от пола в упоре лёжа и в упоре на гимнастической скамейке), выносливости (длительный бег в среднем темпе), ловкости (подвижные игры), быстроты движений (выпрыгивания вверх на двух ногах, прыжки с разведением ног в стороны, прыжки с захватом ног руками)

Понимать значение понятий «двигательные качества», «выносливость», «сила», «быстрота», «гибкость», «ловкость»;

выполнять комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств

Физкультурно-оздоровительная деятельность

90 часов

Беговые упражнения (бег в среднем темпе, бег с максимальной скоростью, бег с ускорением, челночный бег на полосе 3 × 10 м), прыжковые упражнения (в длину с места, в длину с разбега 3–5 шагов), метание резинового мяча разными способами (вверх двумя руками, вперёд одной рукой, двумя руками от груди, двумя руками из-за головы, снизу двумя руками)

Называть правила техники безопасности на занятиях лёгкой атлетикой;

правильно выполнять основные движения ходьбы, бега, прыжков;

бегать с максимальной скоростью на дистанцию до 30 м;

бегать дистанцию 1 км на время;

выполнять прыжок в длину с разбега

Строевые приёмы и упражнения (ходьба на полусогнутых ногах, в приседе, на носках, широким шагом, с высоким подниманием коленей; выполнение команд «По порядку рассчитайсь!», «На первый-второй рассчитайсь!»; повороты направо, налево, кругом; построения в шеренгу, в колонну по одному; выполнение команд «Шагом марш!», «Стой!»; передвижения в колонне по одному). Отжимание в упоре лежа и в упоре на гимнастической скамейке, подтягивание на высокой и низкой перекладине.

Группировка, перекаты в группировке, кувырок вперёд

Выполнять строевые приёмы и упражнения;

использовать упражнения по подтягиванию и отжиманию для развития мышечной силы;

выполнять основные элементы кувырка вперёд

Подъём на пологий склон способом «лесенка», торможение «плугом»

Выполнять передвижение по ровной местности (ступающим шагом с палками и без палок, скользящим шагом, прохождение дистанции 1 км скользящим шагом), спуски с пологих склонов, торможение «плугом», подъём «лесенкой»;

описывать правила хранения лыж, называть правила техники безопасности на уроках по лыжной подготовке

Подвижные игры с включением бега, прыжков, метаний мяча для занятий на свежем воздухе и в спортивном зале

Называть правила техники безопасности на спортивных площадках;

понимать правила подвижных игр;

играть в подвижные игры по правилам

Пояснительная записка

       Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для I ступени образования составлена на основе примерной программы по физической культуре  (Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. УМК «Школа XXI века» (авторы Петрова Т.В., Копылова Ю.А.), (подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения),  в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом начального общего образования (Приказ МО РФ от 6 октября 2009 г. № 373)

      При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации.  Поэтому главной целью развития  системы школьного образования является формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.

 Программа адресована обучающимся ___   класса общеобразовательной школы. Класс  представляет собой разноуровневый контингент с высокой мотивацией к обучению. 

          Целью программы по физической культуре является: формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Курс учебного предмета «Физическая культура» реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает формирование у детей представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление с основными положениями науки о физической культуре. Социокультурная цель подразумевает формирование основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.

          Специфика учебного предмета заключается в его особенном содержании, которое включает в себя: описание ценностных ориентиров; обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями о физической культуре и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях и сохранении здоровья.

Основные составляющие учебно-воспитательного процесса:

Образовательные технологии:

  • Развивающие технологии
  • Игровые технологии;
  • Технология проектов;
  • Технология коллективного взаимообучения (работа в парах) и технология сотрудничества (работа в группах);
  • Информационные технологии;
  • Технология уровневой дифференциации;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Тестовые технологии;
  • Технология проблемного обучения;
  • Технология развития критического мышления;
  • Технология исследовательской деятельности.

     Формы уроков. Уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся.

      В ____классе  уроки физической культуры подразделяются на три типа:

1) с образовательно-познавательной направленностью;

2) с образовательно-обучающей направленностью;

3) с образовательно-тренировочной направленностью.

     При этом они по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться и как комплексные уроки, т. е. с решением нескольких педагогических задач, и как целевые уроки, т. е. с преимущественным решением одной педагогической задачи.

      В программе предусмотрено проведение традиционных уроков, практических и теоретических занятий (защита проектов, уроки контроля,  уроки-экскурсии, соревнования, презентации и др.).

        Организация деятельности детей на уроках выполняется фронтальным, поточным, посменным, групповым способами.

     В программе предусматриваются тематические пересечения с дисциплинами,  как окружающий мир, технология, математика, чтение.  В программе интегрируются знания, полученные при изучении других предметов, и дает реализовать их в практической деятельности обучающихся.

        Тема и содержание урока  во время учебного процесса может варьироваться по усмотрению учителя, ориентируясь на  уровень физической подготовленности класса; на  материально-техническую базу школы;  на климатические условия и места проведения урока. Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы,  сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю  необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику  распределения  программного   содержания, не выходить за рамки Требований ФГОС.

     Программа является оправданной, поскольку  позволяет учителю физической  культуры на протяжении всего периода обучения осуществлять объективную оценку  успеваемости учащихся с учётом индивидуальных возрастных и половых особенностей каждого ученика.

    Учитель вправе  самостоятельно разрабатывать индивидуальные возрастные шкалы требований   (контрольные задания)  и  в  соответствии с ними оценивать успеваемость учащихся).

Корректировка программы проведена за счёт выделения времени на резервные уроки и итоговое повторение.

Ожидаемые результаты освоения содержания предмета

«Физическая культура» в рамках ФГОС

          Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а также устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком. Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное».

 К числу планируемых результатов в _______ классе относятся:

метапредметные результаты — освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

предметные результаты;

личностные результаты. 

       Метапредметные, предметные и личностные результаты проявляются в различных областях культуры: познавательной, нравственной, трудовой, эстетической, коммуникативной, физической.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
  • Формирование установки на безопасный. Здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

    Предметными    результатами      освоения     учащимися    содержания    программы   по        физической культуре являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

         В результате обучения обучающиеся начнут понимать:

  • значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;
  • начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
  • узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших  закаливающих процедур.

    Обучающиеся освоят:

  • первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
  • научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;
  • освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
  • научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений;
  • научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
  • приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах; будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;
  • освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.

   Знания о физической культуре

Обучающийся научится:

• ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;

• раскрывать на примерах  положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;

• ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;

• организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми, соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

Обучающийся  получит возможность научиться:

характеризовать исторические вехи народов Древней Руси;

 выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;

характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического

развития и физической подготовленности.

 Способы физкультурной деятельности

Обучающийся  научится:

• отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;

• организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;

• измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.

Обучающийся  получит возможность научиться:

вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической  подготовленности;

целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;

выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

Физическое совершенствование

Обучающийся научится:

• выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);

• выполнять тестовые упражнения на оценку основных физических качеств;

• выполнять организующие строевые команды и приёмы;

• выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);

• выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);

• выполнять игровые действия и упражнения из подвижных и спортивных  игр.

Обучающийся  получит возможность научиться:

сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;

играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;

выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;

выполнять передвижения на лыжах.

выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:

  • ценностно-смысловые
  • общекультурные
  • учебно-познавательные
  • информационные
  • коммуникативные
  • социально-трудовые
  • компетенции личностного самосовершенствования

Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект:

   Т.В.Петрова, Ю.А. Копылов, «Физическая культура», учебник 1-2 классы Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2012

 Физкультура. Тематическое планирование по 2- и 3-часовой программам 1-11        классы/сост. К.Р. Мамедов. - Изд.3-е. - Волгоград: Учитель, 2012

Литература для учителя

  1. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
  2. «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
  3. «Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009
  4. Ковалько В.И. Школа физкультминуток 1-4 классы. Серия: Мастерская учителя. Издательство ВАКО 2006г.
  5. Лях В.И. Твой друг – физкультура. 1-4 кл. Просвещение. 2005г.
  6. Мельничук В.М. Дневничок-здоровячок.- Новосибирск, 2002г.
  7. Настольная книга учителя физической культуры/ под ред. Л.Б. Кофмана. М.: Физкультура и спорт, 1998.
  8. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. 2п  изд. перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2000
  9. «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
  10. «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.
  11. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка – научно – методический журнал.
  12. «Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.
  13. Ж. «Начальная школа»
  14. Ж. «Начальная школа плюс до и после…
  15. «Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время» Москва: «Планета», 2013

Адреса электронных ресурсов:

http://www.drofa.ru

http://www.cvartplus.ru

http://www.prosv.ru/

http://fizkultura-na5.ru/

http://www.uchitel-izd.ru/

Пояснительная записка

     Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для I ступени образования составлена на основе примерной программы по физической культуре, (подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения),   авторской программы В.Н. Шаулина, которая обеспечена учебником (В.Н. Шаулин Физическая культура: Учебник для 1-4 классов / В.Н. Шаулин, А.В. Комаров, И.Г. Назарова, Г.С. Шустиков. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 176 с.) в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом начального общего образования (Приказ МО РФ от 6 октября 2009 г. № 373)

      При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации.  Поэтому главной целью развития  системы школьного образования является формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.

 Программа адресована обучающимся 1 а класса общеобразовательной школы. Класс  представляет собой разноуровневый контингент с высокой мотивацией к обучению. 

          Цель программы по физической культуре заключается в том, чтобы сформировать у школьников установку на здоровый образ жизни, овладение основами физической культуры.

 Специфика учебного предмета определяется в его особенном содержании, которое включает в себя: описание ценностных ориентиров; обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями о физической культуре и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях и сохранении здоровья.

Основные составляющие учебно-воспитательного процесса:

Образовательные технологии:

  • Развивающие технологии
  • Игровые технологии;
  • Технология проектов;
  • Технология коллективного взаимообучения (работа в парах) и технология сотрудничества (работа в группах);
  • Информационные технологии;
  • Технология уровневой дифференциации;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Тестовые технологии;
  • Технология проблемного обучения;
  • Технология развития критического мышления;
  • Технология исследовательской деятельности.

     Формы уроков. Уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся.

      В  1а классе  уроки физической культуры подразделяются на три типа:

1) с образовательно-познавательной направленностью;

2) с образовательно-обучающей направленностью;

3) с образовательно-тренировочной направленностью.

     При этом они по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться и как комплексные уроки, т. е. с решением нескольких педагогических задач, и как целевые уроки, т. е. с преимущественным решением одной педагогической задачи.

      В программе предусмотрено проведение традиционных уроков, практических и теоретических занятий (защита проектов, уроки контроля,  уроки-экскурсии, соревнования, презентации и др.).

        Организация деятельности детей на уроках выполняется фронтальным, поточным, посменным, групповым способами.

     В программе предусматриваются тематические пересечения с дисциплинами,  как окружающий мир, технология, математика, чтение.  В программе интегрируются знания, полученные при изучении других предметов, и дает реализовать их в практической деятельности обучающихся.

        Тема и содержание урока  во время учебного процесса может варьироваться по усмотрению учителя, ориентируясь на  уровень физической подготовленности класса; на  материально-техническую базу школы;  на климатические условия и места проведения урока. Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы,  сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю  необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику  распределения  программного   содержания, не выходить за рамки Требований ФГОС.

     Программа является оправданной, поскольку  позволяет учителю физической  культуры на протяжении всего периода обучения осуществлять объективную оценку  успеваемости учащихся с учётом индивидуальных возрастных и половых особенностей каждого ученика.

    Учитель вправе  самостоятельно разрабатывать индивидуальные возрастные шкалы требований   (контрольные задания)  и  в  соответствии с ними оценивать успеваемость учащихся).

Корректировка программы проведена за счёт выделения времени на резервные уроки и итоговое повторение.

Ожидаемые результаты освоения содержания предмета

«Физическая культура» в рамках ФГОС 

В соответствии с требованиями, обозначенными в ФГОС начального общего образования 2009 г., и концептуальными положениями системы развивающего обучения у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к занятиям физкультурой, интерес к отдельным видам спортивно-оздоровительной деятельности;
  • интерес к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной и физкультурной деятельности посредством определения уровня развития физических качеств;
  • эмоциональное восприятие образа Родины, представление о ее героях-спортсменах;
  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину через знакомство с современными олимпийскими играми и спортивными традициями;
  • основа для развития чувства прекрасного через знакомство с эстетическими видами спорта;
  • уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные упражнения и подвижные игры;
  • представления о физической красоте человека через знакомство с физкультурно-оздоровительной деятельностью;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умения видеть красоту, используя методы определения качества техники выполнения движений;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение в игровых видах спортивной деятельности;
  • первоначальные представления о строении и движениях человеческого тела;
  • представление об оздоровительном воздействии физических упражнений как факторе, позитивно влияющим на здоровье.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • понимания значения физической культуры в жизни человека;
  • первоначальной ориентации на оценку результатов собственной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
  • представления о рациональной организации режима дня, самостоятельных физкультурных занятий;
  • представления об организации мест занятий физическими упражнениями и использовании приемов самостраховки;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации к занятиям физической культурой;
  • адекватного понимания причин успешного или неуспешного развития физических качеств и освоения учебного материала;
  • устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в игровой и соревновательной деятельности;
  • осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;
  • осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и страховки при выполнении упражнений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу, в том числе задачи, поставленные на урок и задачи по освоению двигательных действий;
  • принимать технологию или методику обучения и воспитания физических качеств указанную учителем, в учебном процессе;
  • принимать и учитывать методические указания учителя в процессе повторения ранее изученных движений и в процессе изучения нового материала;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации;
  • осуществлять контроль за техникой выполнения упражнений физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • оценивать правильность выполнения движений и упражнений спортивно-оздоровительной деятельности на уровне оценки соответствия их техническим требованиям и правилам безопасности;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
  • проводить самоанализ выполненных упражнений на основе знаний техники упражнения;
  • вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
  • различать способ и результат собственных и коллективных действий.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;
  • оценивать технику выполнения упражнения одноклассника, проводить анализ действий игроков во время игры;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве в качестве помощника учителя при организации коллективных действий;
  • самостоятельно осваивать новые упражнения по схеме представленной учителем;
  • осуществлять контроль физического развития, использую тесты для определения уровня развития физических качеств;
  • проводить самоанализ выполняемых упражнений и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для составления и записи общеразвивающих упражнений и комплексов зарядки;
  • осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
  • читать простое схематическое изображение упражнения и различать условные обозначения;
  • строить сообщения в устной и письменной форме, используя правила записи и терминологию общеразвивающих упражнений;
  • ориентироваться в разнообразии подготовительных упражнений для разных видов физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию изученных упражнений и элементов по заданным критериям;
  • осуществлять синтез при составлении комплексов разминки или утренней зарядки, подбирая необходимые общеразвивающие упражнения;
  • устанавливать причинно-следственные связи различных подготовительных упражнений с оздоровительными задачами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме используя терминологию, правила записи и названия общеразвивающих упражнений;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов подбора упражнений в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты при составлении комплексов ОРУ и акробатических упражнений;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами для решения задач в процессе подвижных игр;
  • анализировать технику игры или выполнения упражнений, строя логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
  • использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
  • отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой и спортивной деятельности, уважая соперника;
  • контролировать свои действия в коллективной работе;
  • во время подвижных и спортивных игр строить тактические действия, взаимодействуя с партером и учитывая его реакцию на игру;
  • следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности;
  • контролировать действия партнёра во время выполнения групповых упражнений и упражнений в парах;
  • соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  • задавать вопросы для уточнения техники упражнений или правил игры.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать в своих действиях позиции других людей, и координировать деятельность, не смотря на различия во мнениях;
  • при столкновении интересов уметь обосновывать собственную позицию, учитывать разные мнения;
  • аргументировать свою позицию и согласовывать её с позициями партнёров по команде при выработке общей тактики игры;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций партнеров и соперников;
  • последовательно, точно и полно передавать партнёру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и выполнения упражнений с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь при выполнении групповых или парных упражнений, а также осуществлять страховку при выполнении акробатических элементов;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты

Знания о физической культуре

Обучающийся научится:

  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе);
  • соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;
  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня», «физическая подготовка»;
  • характеризовать роль и значение утренней зарядки, уроков физической культуры, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  • раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
  • характеризовать основные физические качества и различать их между собой.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
  • выявлять связь физической культуры с трудом

Способы физкультурной деятельности

Обучающийся научится:

  • организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении;
  • измерять показатели физического развития и физической подготовленности;
  • вести систематические наблюдения за их динамикой;
  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий;
  • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств.

Физическое совершенствование

Обучающийся научится:

  • оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса;
  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки, упражнения на развитие физических качеств;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (гимнастическое бревно);
  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • фиксировать результаты наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
  • выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах;
  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические упражнения;
  • играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
  • плавать, в том числе спортивными способами;
  • выполнять передвижения на лыжах.

Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:

  • ценностно-смысловые
  • общекультурные
  • учебно-познавательные
  • информационные
  • коммуникативные
  • социально-трудовые
  • компетенции личностного самосовершенствования

     Основное содержание тематического плана

Знания о физической культуре (теоретический материал)

Понятия о физической культуре.

Определения: физическая культура; спорт (спортсмен); Олимпийские игры; виды спорта (командные, индивидуальные).

История физической культуры и спорта (возникновение и развитие).

Современные Олимпийские игры.

Формы занятий физическими упражнениями:

а) урочные формы (уроки, тренировочные занятия),

б) внеурочные формы (самостоятельные занятия), малые формы (утренняя гимнастика).

Спортивная форма – одежда и обувь для теплого времени года и для холодной погоды.

Формы занятий. Подготовительная часть занятия – разминка. Основные правила зарядки.

Режим дня.

Основные способы передвижения, требования к местам занятий.

Бег. Стадион, правила бега по дорожкам, дыхание. Техника выполнения бега.

Прыжки. Сектор для прыжков, яма с песком, гимнастические маты, место для приземления. Виды и разновидности прыжков. Общая и специальная разминка для прыжков. Фазы прыжков: подготовительная, отталкивание, полет, приземление.

Метание. Основные характеристики.

Упражнения с мячами. Игры с мячом.

Гимнастические упражнения. Правила безопасности, организация места выполнения упражнений. Гимнастические элементы (кувырки, стойки, мост). Упражнения в лазании: канат, гимнастическая стенка. Закрепление снарядов.

Лазание. Общие правила для лазания.

Плавание. Спортивная одежда.

Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах, подъемы, спуски, торможение. Выбор лыж и палок. Правила переноса лыж. Правила организации лыжных прогулок.

Элементарные знания о строении человеческого тела.

Скелет человека. Суставы. Части рук и ног.

Мышцы. Работа мышц в разных суставах.

Осанка. Техника проверки осанки. Упражнения для формирования правильной осанки.

Внутренние органы человека. Кровеносная система. Дыхательная система. Пищеварительная система.

Мозг и нервная система. Головной мозг. Центральная нервная система. Правила сохранения здоровой нервной системы. 

Правила оказания первой помощи:

– при растяжении связок и ушибах;

– при вывихах;

– при переломах;

– при кровотечении;

– при сотрясении мозга.

Профилактика травматизма.

Правила безопасности при метании.

Правила безопасности игры с мячом.

Правила безопасности при выполнении гимнастических упражнений, обеспечение страховки.

Правила поведения на водоеме.

Правила безопасности на занятиях по лыжной подготовке.

Представления о физических качествах.

Понятия о физических качествах. Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.

Определение уровня развития физических качеств. Тест на силу мышц рук и ног.

Тест для определения выносливости. Тест для определения гибкости.

Самоконтроль. 

Определение нагрузки. Определение пульса.

Общеразвивающие упражнения.

Движения руками. Основные положения рук. Движения руками (сгибания, разгибания, круговые движения, повороты).

Движения ногами. Движения в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах.

Основные положения: приседы, выпады вперед, в стороны.

Движения туловищем. Наклоны, повороты.

Прыжки: со взмахом руками; из глубокого приседа; с чередованием положений ног (врозь, вместе).

Физическое совершенствование (практический материал)

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Общеразвивающие упражнения для рук. Упражнения без предметов. Упражнения с предметами (мяч, палка).

Общеразвивающие упражнения для ног. Упражнения с предметами (мяч, палка).

Общеразвивающие упражнения для туловища. Наклоны с мячом в разные стороны.

Упражнения для подготовки к бегу. Круговые движения коленей. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Разновидности бега.

Упражнения для подготовки к прыжкам. Круговые движения в суставах.

Приседания. Махи. Многоскоки.

Упражнения для подготовки к метаниям. Круговые движения руками (подробнее: кистями, в локтевых суставах и т.д.). Отведение рук.

Упражнения для подготовки к занятиям гимнастикой. Круговые движения ногами и руками. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для мышц туловища.

Упражнения для подготовки к занятиям с мячом. Упражнения для кистей рук.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Легкая атлетика

Бег. Общие правила для всех видов бега.

Прыжок в длину с места. Определение результатов. Техника выполнения прыжка по фазам. Прыжок в длину с разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в высоту с прямого разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в глубину. Техника выполнения прыжка.

Метание. Способы метания. Подводящие упражнения. Метание в цель. Метание на дальность. Метание набивного мяча. Способы: двумя руками из-за головы; от груди; двумя руками снизу вертикально вверх.

Упражнения с мячами. Подбрасывание и ловля мяча. Подбрасывание и ловля мяча с выполнением упражнений во время полета мяча.

Гимнастика с основами акробатики.

Акробатические упражнения – перекаты. Разновидности: группировка в положении лежа; группировка в приседе; перекат назад в группировке; перекат в строну в группировке; перекат назад перекатом вперед – упор присев.

Кувырки. Разновидности: кувырок вперед; кувырок в сторону (перекат); кувырок назад.

Акробатические упражнения – стойки на лопатках. Разновидности: стойка на лопатках с касанием носками ног пола за головой; стойка на лопатках вертикально.

Упражнения на гимнастическом бревне. Разновидности ходьбы. Перешагивания. Равновесие. Приседы. Повороты.

Лазание по канату. Техника выполнения. Подводящие упражнения.

Прыжки через скакалку. Подводящие упражнения и техника выполнения.

Лыжные гонки (для снежных регионов России и при наличии материально-технической базы)

Лыжная подготовка. Ходьба ступающим шагом без палок. Ходьба скользящим шагом без палок. Попеременный двухшажный ход. Подъем «полуёлочкой». Подъем «лесенкой». Спуск. Торможение «плугом».

Подвижные игры

Салки. Салки с «домиком». Салки «ноги от земли». «Море волнуется». «Два мороза». «Я знаю…». Выбивалы (игра с мячом). «Мяч в воздухе». «Удочка» (игра со скакалкой). «Зеркало» (игра со скакалкой). Нагонялы (игра со скакалкой). Слалом.

Информационно-методическое обеспечение:

               Литература для учителя

-Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Кофмана. М.:Физкультура и спорт, 1998.

Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. 2_е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2000.

Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: научно-методический журнал.

  1.  «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
  2. «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
  3. «Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009
  4. Ковалько В.И. Школа физкультминуток 1-4 классы. Серия: Мастерская учителя. Издательство ВАКО 2006г.
  5. Лях В.И. Твой друг – физкультура. 1-4 кл. Просвещение. 2005г.
  6. Мельничук В.М. Дневничок-здоровячок.- Новосибирск, 2002г.
  7. «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
  8. «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.
  9. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка – научно – методический журнал.
  10. «Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.
  11. Ж. «Начальная школа плюс до и после…

Литература для обучающихся

  Физическая культура: Учебник для 1-4 классов / В.Н. Шаулин, А.В. Комаров, И.Г. Назаров, Г.С. Шустиков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 176 с.: ил.

Специфическое оборудование: спортивный зал, сектор для прыжков (яма с песком);

спортивное оборудование: гимнастическое бревно, канат, оборудование для прыжков в высоту;

спортивный инвентарь: мячи, гимнастические палки, набивные мячи, гимнастические маты, скакалки, лыжи и лыжные палки;

спортивный зал, лыжная площадка, сектор для прыжков (яма с песком); наглядные пособия;

Электронно-программное обеспечение: - компьютер; презентационное оборудование;

   Адреса электронных ресурсов:

http://www.drofa.ru             http://www.cvartplus.ru 

  http://www.prosv.ru/              http://fizkultura-na5.ru/   

http://www.uchitel-izd.ru/

Основное содержание тематического плана 

Знания о физической культуре

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Её связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад гимнастический мост.

Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.

Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.

Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.

Опорный прыжок с разбега через гимнастического козла.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр:

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Народные подвижные игры разных народов.

Общеразвивающие упражнения

На материале гимнастики с основами акробатики

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих

1 Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики освоения материала.

висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа ласточка на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы); комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и с увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лёжа; отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперёд поочерёдно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперёд толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнёра в парах.

На материале лёгкой атлетики

Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.

Учебно-тематический план 1 «а»  класс

Разделы и темы

Кол-во часов

1

Знание о физической культуре

7 часов

Понятия о физической культуре

Основные способы передвижения, требования к местам занятий

Элементарные знания о строении человеческого тела

 Правила оказания первой помощи

Профилактика травматизма

Представления о физических качествах

Общеразвивающие упражнения

2

Практический материал. Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная   деятельность

7 часов

3

Спортивно-оздоровительная деятельность

77 часов

легкая атлетика

гимнастика с основами акробатики

лыжная подготовка

подвижные игры

4

итого

102 часа

Из них резервное время учителя

11 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по геометрии 9 класс

1.Скалярное произведение векторов.2.Простейшие задачи в координатах3. Геометрические задачи Скалярное произведение векторов.  Вычислите скалярное  произведение  векторов...

"Признаки текста". Справочный материал для учащихся 5 класса.

Данную памятку можно использовать на уроках развития речи в 5 классе....

Учебно-методический материал. Конспект урока ( 6 класс):"My Dream House. My Dream Room."

Использование проектной технологии - это проявление творчества учащегося, его индивидуальности и, конечно же, определенных знаний.  Для закрепления материала по теме «Мой дом»  учащимс...

Справочный материал по географии 6 класс

Представлен справочный материал по всем разделам курса география 6 класса. Возможно использовать на уроках, внеурочной работе. С любым УМК географии 6 класса....

ВАСИЛИЙ СУВОРОВ "Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"

Дорогие коллеги, здравствуйте! Начиная концертмейстерскую практику во времена перестройки, когда невозможно было купить сборники нотных изданий, я ходил в библиотеки музыкальных школ, просматрива...

"Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"

Василий Суворов. Нотный сборник для концертмейстеров народного танца в музыкальных школах.(4-5 кл.)Данный сборник является адаптированным пособием для концертмейстеров народного танца –аккордеонистов ...

Материал по алгебре (11 класс) по теме: контрольная работа по комбинаторике 11 класс

Материал по алгебре (11 класс) по теме: контрольная работа по комбинаторике 11 класс...