Основы медицинских знаний - рекомендации для преподавателей
рабочая программа (физкультура и спорт) по теме

Иванова Екатерина Александровна

 

 Особенностью курса «Основы медицинских знаний» для данной специальности является то, что три достаточно сложных и объёмных раздела дисциплины излагаются в рамках одного курса за очень небольшое количество часов. Поэтому преподавателю необходимо изложить материал в доступной для студентов форме, сохраняя, безусловно, научную основу содержания, логику изложения, и в тоже время не опуститься на уровень, который характерен для упрощенческих подходов. Практически по каждому вопросу необходимо показывать особенности его постановки и решения в специфических условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_prepodavatelyu.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации преподавателю

 Особенностью курса «Основы медицинских знаний» для данной специальности является то, что три достаточно сложных и объёмных раздела дисциплины излагаются в рамках одного курса за очень небольшое количество часов. Поэтому преподавателю необходимо изложить материал в доступной для студентов форме, сохраняя, безусловно, научную основу содержания, логику изложения, и в тоже время не опуститься на уровень, который характерен для упрощенческих подходов. Практически по каждому вопросу необходимо показывать особенности его постановки и решения в специфических условиях.

 При изучении дисциплины рекомендуется применение ЭВМ, моделирующих различные природные и производственные ситуации, использование тестов для контроля знаний.

 Главный акцент при изучении курса «Основы медицинских знаний» делается на его практическую часть – освоение методов анализа информации на основе реальных данных, методов прогнозирования индивидуального и общественного здоровья и чрезвычайных ситуаций, разработку методов защиты.

 Вполне логично впишется в структуру изучения курса экскурсия студентов в муниципальное лечебное учреждение, где произойдёт практическое ознакомление обучающихся с организацией здравоохранения.

Методы обучения

 Обучение студентов осуществляется по традиционной технологии (лекции, практики) с включением инновационных элементов – применение тестирующих программ в текущей и итоговой аттестации.

 С точки зрения используемых методов лекции подразделяются следующим образом: информационно-объяснительная лекция, повествовательная, лекция-беседа, проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками и т. д.

 Наибольший эффект в преподавании «Основ медицинских знаний» достигается при использовании информационно-объяснительной и проблемной лекций.

Методика чтения лекций.

 Методика чтения учебной лекции по основам медицинских знаний включает ряд практически важных вопросов, касающихся формы изложения материала: способ его подачи, темп чтения лекции, язык и словарный запас лектора, освещение дискуссионных вопросов.

 Для лекций по «Основам медицинских знаний» наиболее приемлемым следует признать средний темп изложения материала, так как это связано с новизной понятий и определений дисциплины, которые студент должен записать. Также необходимо делать отступления по ходу лекции с целью приведения практических примеров.

 Что касается манеры изложения, то наиболее приемлемой является так называемый академический стиль, для которого характерна четкость и ясность формулировок, хорошая литературная форма, владение голосом, хорошая дикция, умение держаться перед аудиторией и устанавливать с ней контакт, поддержание дисциплины.

Практические занятия по «Основам медицинских знаний» наиболее целесообразно проводить по схеме:

 Семинарские занятия с обсуждением материала;

 Решение типовых примеров по теме занятия;

 Самостоятельное решение студентами заданий на изучаемую тему.

 Также после каждой темы студентам выдается индивидуальное задание с целью закрепления навыков.

Цель практического занятия - научить студентов применять теоретические знания при решении практических задач на основе реальных данных.

На практических занятиях должны преобладать следующие методы:

 а) практические (письменные здания, групповые задания и т. п.);

 б) вербальные (преобладающим методом должно быть объяснение).

 Подготовка преподавателя к проведению занятия имеет первостепенное значение. Каким бы опытом преподаватель не обладал, он все равно должен готовиться к каждому практическому занятию.

 Во-первых, преподавателю необходимо проработать тему занятия.

 Во-вторых, преподаватель должен решить все заданные задачи и проблемные ситуации, предусмотреть, чтобы избежать неожиданностей, возможные варианты, которые могут предложить слушатели. Преподаватель должен быть готов ответить на любые вопросы, относящиеся к содержанию каждой задачи и темы для обсуждения.

 В-третьих, желательно, готовясь к занятию, наметить, кого из студентов следует спросить по данной теме, имея в виду обеспечение равномерного участия всех студентов в работе и проверку уровня их подготовки к занятиям. Проработать содержание опроса знаний и методику ее проведения (в случае необходимости).

 Для контроля уровня усвоения материала дисциплины в течение семестра наиболее целесообразно проводить контрольные работы по решению практических задач и тестовые опросы по теории.

Методические указания для студентов

 Дисциплина «Основы медицинских знаний» - это естественнонаучная дисциплина, представляющая собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты здоровья человека от опасных и вредных факторов природного и антропогенного происхождения во всех сферах его деятельности. Отдельные фундаментальные направления основ медицинских знаний имеют значение при изучении других дисциплин: безопасность жизнедеятельности, экология человека, биогеохимия и др.

Основной целью курса является вооружение будущего специалиста теоретическими знаниями и практическими навыками в вопросах индивидуального здоровья и безопасности окружающих, привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае появления опасностей.

Основными задачами дисциплины являются:

 Освоение студентами необходимого объема теоретических знаний, связанных со здоровым образом жизни;

 Формирование сознательного и ответственного отношения к личному здоровью и безопасности окружающих;

 Практическое освоение способов распознавания и оценки опасных ситуаций и вредных факторов среды обитания человека;

 Приобретение знаний, умений и навыков ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для адаптации к условиям среды обитания человека.

 Дисциплина наряду с прикладной направленностью ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин.

Виды занятий, формы контроля

 Курс «Основы медицинских знаний» для данной дисциплины состоит их трех частей – здоровый образ жизни, защита в чрезвычайных ситуациях, управление индивидуальным и общественным здоровьем, которые читаются последовательно друг за другом.

 Теоретические занятия проводятся в форме лекций. Практические занятия проводятся в формах – групповое и индивидуальное решение задач по темам курса, проведение практических занятий в форме семинара. Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме решения индивидуальных заданий по темам курса, подготовки к семинарским занятиям, написании реферата.

Целью курса является ознакомление студентами и освоение ими небходимых в педагогической деятельности основ медицинских знаний и практическими навыками по оказанию первой медицинской помощи.

Задачи курса:

- изучение механизмов и путей формирования здоровья ребенка, а также формирование у студентов общих представлений о здоровье и болезни человека;

- сформировать представления о причинах, вызывающих заболевания;

- познакомить студентов со структурой заболеваемости в России;

- сформировать представление о здоровом образе жизни как медицинской социальной проблеме;

- обеспечить усвоение студентами сведений о здоровье сберегающих факторах;

- познакомить студентов с факторами среды обитания и их влиянием на здоровье детей и подростков;

- сформировать у студентов понятие о неотложных состояниях и факторах их вызывающих;

- обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков по оказанию первой медицинской помощи при детском и мерах профилактики;

- обеспечить усвоение студентами основных инфекционных заболеваний детей, их лечение и меры профилактики.

Целью курса «Основы медицинских знаний » является обеспечение студентов знаниями в области здорового образа жизни, формирование навыков по сохранению и укреплению здоровья, по оказанию первой медицинской помощи.

Задачи:

 cформировать мотивацию к здоровому образу жизни;

 рассмотреть факторы, влияющие на психическое, физическое и социальное здоровье;

 уметь проводить реанимационные мероприятия при острых нарушениях сердечной деятельности и дыхания;

 уметь применять меры профилактики различного рода травм и первую помощь при них.

 Основные компетенции, которые должен приобрести студент при изучении курса:

 потребность в здоровье как наивысшей ценности;

 знания о влиянии наследственности и факторов окружающей среды на организм человека;

 распознавание признаков заболеваний и поражений и оказание неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях;

 представление об основах эпидемиологии, причинах и признаках инфекционных заболеваний и основах противоэпидемических мероприятий;

 распознавание и правильная оценка признаков различных видов травматических повреждений, острых хирургических заболеваний и оказание доврачебной помощи;

 развитие культуры, направленной на охрану собственного здоровья и здоровья окружающих людей.

 Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно – легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Характеристика травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.  Меры профилактики инфекционных заболеваний. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования здорового образа жизни. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Основы медицинских знаний и правила оказания медицинской помощи в природных условиях»

Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 6-м классе ...

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ По разделу № 3 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»

8 ситуационных задач для закрепления материала по теме  "Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи"....

Методическая разработка по курсу ОБЖ "Проведение уроков по основам медицинских знаний в 11 классе средней общеобразовательной школы с использованием медицинских тренажёров и имитаторов ранений"

Тема "Проведение уроков по основам медицинских знаний в 11 классе средней общеобразовательной школы с использованием медицинских тренажёров и имитаторов ранений"Пpeзeнтация методич...