Каратэ-до в школу
статья по физкультуре по теме
Движения являются естественной биологической потребностью. Вытеснить или заменить потребность в движениях без ущерба для здоровья нельзя. Их недостаток приводит к тому, что на последующих возрастных этапах ребенок не может овладеть жизненно необходимыми двигательными навыками в полном объеме. Мышечная активность человека взаимосвязана с состоянием всех физиологических систем». Проблему дефицита физической активности должны решать школьные занятия физкультурой и спортивные секции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Каратэ-до в школу | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРАТЭ-ДО В ШКОЛУ
ЧАСТЬ 1.
Восточные единоборства – как необходимая часть школьной программы.
Вначале немного истории. В середине девяностых годов XIX столетия на острове Окинава в школах проводились медицинские осмотры. Врачи были поражены тем, что занимающиеся каратэ дети резко отличались от других учеников великолепной физической подготовкой, пропорциональностью телосложения и прекрасным здоровьем. Великий мастер и пропагандист каратэ Итосу Анко писал: «Обучение каратэ воспитывает в детях храбрость и доблесть, а потому должно быть использовано в наших начальных школах. Помните всегда, что сказал герцог Веллингтон после победы над императором Наполеоном: «Сегодняшняя наша победа была сначала достигнута воспитанием дисциплины на игровых площадках наших начальных школ».
Призывы старого мастера были услышаны. С 1902 года каратэ было включено в программу физической подготовки всех школ Окинавы. Чуть позже, в 1908 году, японский парламент принимает закон об обязательном обучении кен-до (фехтование на мечах) или дзю-до (борьба в одежде) в средних школах.
Благосклонность властей во многом объясняется тем, что во время японо-китайской и русско-японской войн, где победителем в обоих случаях стала Япония, успех в сражениях зачастую был обеспечен прекрасно подготовленными солдатами, ранее занимавшимися каратэ и другими видами боевых искусств. В Европе и Америке, где до этого было пренебрежительное отношение к азиатам, теперь заговорили о физической выносливости, силе духа и мужестве, которыми обладают «крошечные японцы». Тем более, что до этого европейцы больше уделяли внимание наращиванию технической мощи, вооружению. Но, как говорит Инадзо Нитобэ в своей книге «Бусидо», «Самые совершенные ружья и пушки не стреляют по собственному почину; самые современные системы подготовки не сделают из труса героя. Нет нужды повторять избитые слова о живом духе, без которого никакая деятельность не приносит результатов».
Итак, боевые искусства были взяты японцами на вооружение (в прямом и переносном смысле), в качестве системы физической подготовки, а также системы подготовки морально-волевых и этических качеств, в свои учебные заведения.
Теперь переходим в наше нелегкое время на наши российские просторы.
Система физического воспитания в нашей стране оставляет желать лучшего и нуждается в кардинальной перестройке.
Не секрет, что физической подготовке детей (и взрослых также) уделяется очень мало внимания. Между тем ориентировочная норма двигательной активности школьников 11 – 15 лет, соответствующая биологической потребности составляет 21 – 30 тысяч шагов (по Сухареву А. Г. 1972 г.). Не каждый ученик может похвастаться тем, что он делает столько движений в день. Особенно, если после сидения на уроках в школе, он продолжает сидеть дома у экрана компьютера или телевизора. Вот что пишет И. Н. Усов в справочнике педиатра: «Отставание в движениях есть отставание в общем развитии. (Эти слова должны стать лозунгом и руководством к действию в каждой школе и других учебных заведениях. – А.С.) Движения являются естественной биологической потребностью. Вытеснить или заменить потребность в движениях без ущерба для здоровья нельзя. Их недостаток приводит к тому, что на последующих возрастных этапах ребенок не может овладеть жизненно необходимыми двигательными навыками в полном объеме. Мышечная активность человека взаимосвязана с состоянием всех физиологических систем». Проблему дефицита физической активности должны решать школьные занятия физкультурой и спортивные секции.
Еще в 1969 году Международный совет спорта и физического воспитания издал специальный «Манифест о спорте», в котором сделана попытка определить время на занятия физическими упражнениями в школе. Оно должно составлять от 1/6 до 1/3 общего учебного времени. Какая школа может похвастать ежедневными занятиями физкультурой от 1 до 2 уроков.
Итак, времени, отведенного занятиям физкультурой в школе, недостаточно. Кроме того, многие дети неохотно занимаются на уроках физкультуры. На вопрос: «Почему они не хотят заниматься?» – они отвечают: «Не интересно».
И, наконец, сама школьная программа обучения стара и консервативна, требуя от учителя обучать «всему-понемногу». При этом невооруженным взглядом видно отсутствие взаимосвязанности изучаемых видов спорта.
Давайте совершим еще одну экскурсию в историю. Древнюю Грецию считают родоначальницей спорта. (Еще бы – олимпийские игры!). Все виды спорта, культивирующиеся в Древней Греции, служили единственной задаче – подготовка воина. Иными словами все спортивные дисциплины можно считать отдельными звеньями системы по подготовке всесторонне физически развитого человека. А в наше время они преподаются как отдельные самостоятельные дисциплины, ставящие задачи поставить рекорд или выиграть игру. При этом упускается их прикладное значение в общей системе физического развития. Конечно, сейчас другие времена и каждый вид спорта имеет право на жизнь. Но для всестороннего физического развития ребенка необходима система, органически включающая в себя все основные виды спорта. Восточные единоборства (я выделил их них каратэ-до и дзюдо) полностью отвечают этим критериям.
«Восточная система физических упражнений, дошедшие до нас из многовековой давности, являются уникальными, ибо несут в себе не только национальные традиции, но и колоссальный опыт поколений, который в наш век прагматизма, погони за сиюминутным успехом позволяет осмыслить более далеко идущие цели и предлагаемые результаты самосовершенствования». (В. М. Смолевский, Б. К. Ивлев «Нетрадиционные виды гимнастики»).
Являясь стержнем системы, восточные единоборства включают в себя: бег, гимнастику, акробатику, тяжелую атлетику, подвижные игры и, конечно, непосредственно само единоборство. Ребенок будет знать назначение бега или необходимость умения отжиматься от пола, не теоретически («Это нужно тебе для здоровья»), а применимо к освоению системы единоборства. Кроме того, восточные единоборства пользуются до сих пор большим интересом, чего не скажешь о некоторых других видах спорта. Поэтому на занятиях карате-до или дзюдо дети с большим желанием будут бегать или делать те же кувырки, чем на обычном уроке физкультуры. Авторы книги «Нетрадиционные виды гимнастики» приходят к выводу: «Национальные феномены культуры, дошедшие до наших дней в виде различных систем физических упражнений, можно и нужно использовать в современной практике физического воспитания школ». К ним присоединяется и К. М. Барский – один из авторов сборника «Дракон спускается на землю».
«В процессе систематических тренировок у детей быстро увеличивается рост и вес. Помимо этого «Восточные искусства» развивают в детях такие необходимые в жизни качества, как мужество, воля, упорство,.. позволяют добиться больших успехов в учебе.
Итак, мы пришли к обоснованному мнению, что целесообразно ввести в школьную программу восточные единоборства в качестве системы физического воспитания. Хочу добавить, как на государственном уровне, так и на местах.
Еще в 1975 году министерством просвещения СССР была утверждена новая программа по физическому воспитанию для общеобразовательных школ нашей страны. Программой предусмотрены уроки по классической борьбе (хотя и не восточное, но единоборство – А. С.). в 7-м и 8-м классах борьбе отведено по 8 уроков, в 9-м и 10-м классах – по 10 уроков во второй четверти учебного года. К сожалению, даже это мизерное количество уроков не во всех школах можно наблюдать. Невыполнение государственных указов и постановлений давно уже стало притчей во языцех. Ожидание же рассмотрения, утверждения и постановления о внедрении новой программы может затянуться на новые годы. Поэтому может быть логичнее проявить инициативу снизу, то есть с отдельных районов, городов, школ. Понятно, что на это нужна смелость, инициатива руководства местных отделов народного образования, и наличие компетентных преподавателей.
ЧАСТЬ 2.
Восточные единоборства – как универсальная система физической подготовки ребенка.
Нужны ли детям восточные единоборства? В чем преимущества восточных единоборств перед традиционными системами физического воспитания? С какого возраста можно заниматься восточными единоборствами? Эти и подобные вопросы я часто слышу от родителей. Здесь я попытаюсь ответить на них. Начнем с пользы физических упражнений. Вот, что говорят ученые и специалисты: «…общественные гимназии заботились о телесном развитии, потому что с точки зрения общественного блага самой важной целью воспитания было взрастить для государства новое поколение, состоящие из сильных, красивых, смелых, ловких юношей» (Римский историк Курций). «Среди болезней детей и взрослых довольно большое распространение имеют различные респираторные заболевания, бронхиты, бронхиальная астма. Прекрасным средством профилактики является физическая культура» (Р.Е.Мотылянская, доктор медицинских наук, профессор).
«Без физических нагрузок (и довольно значительных) не воспитаешь человека крепким и выносливым: а ему, этому человеку, не сохранить в будущем здоровье». (Ю. П. Власов, чемпион мира, олимпийских игр по тяжелой атлетике).
«Биологическое здоровье человека»,.. зиждется на физических усилиях, сопротивлении холоду и жаре, голоду и микробам… Излишне защищать необходимость физкультуры вообще. Могу повторить лишь трафаретные обоснования. Укрепляет мускулатуру, сохраняет подвижность суставов и прочность связок. Улучшает фигуру. Повышает минутный выброс крови и увеличивает дыхательный объем легких. Стимулирует обмен веществ. Уменьшает вес. Благоприятно действует на органы пищеварения. Успокаивает нервную систему. Повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Возрастные границы физкультуры – от младенцев до стариков». (Н. М. Амосов, академик, хирург, пропагандист здорового образа жизни и активного долголетия).
Я надеюсь, что столь единое мнение таких казалось бы разных людей убедило читателя в пользе и необходимости занятий физической культурой.
Заниматься должны не только дети, но и взрослые. Последние начнут возражать, мол после работы и так уставший приходишь, а тут еще спорт. Но послушаем мнение физиолога И. М. Сеченова: «Последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное состояние мышцы, не принимавшие активного участия в основной работе». Преимущества активного отдыха перед пассивным было подтверждено исследованиями ряда ученых (М. Е. Маршак, В. В. Розенблат, Н. В. Зимкин).
Теперь перейдем к разговору о преимуществах восточных единоборств (в частности о каратэ-до и дзюдо), как наиболее распространенных, известных и имеющих продуманную систему обучения, включающую в себя как традиционные, так и современные методики.
В каратэ-до в основном превалирует ударная техника, то есть наносятся удары руками и ногами, иногда проводятся броски. В дзюдо же как раз наоборот. В основном это борьба (боевой вариант включает в себя и ударную технику).
Вот, что пишет о пользе каратэ мастер Итосу Анко: «Занимающиеся каратэ обычно наслаждаются долгой и здоровой жизнью благодаря своим упорным тренировкам. практика каратэ укрепляет мышцы и кости, улучшает внутренние органы и регулирует обращение крови».
О преимуществах дзюдо пишет основатель этой системы Дзигоро Кано: «Цель физического образования заключается в том, чтобы сделать тело сильным, полезным и здоровым. Далее в процессе физического образования все мышцы тела должны развиваться симметрично. Прискорбно, что большинство видов спорта обычно развивают лишь определенные группы мышц и пренебрегают другими. В результате возникает физическая неуравновешенность. Для занимающихся дзюдо разработан определенный набор упражнений, развивающий все мышцы тела».
Оба эти мастера прожили свыше 70 лет каждый, на деле подтвердив свои высказывания. Вот мнение современных мастеров восточных единоборств: «В спорте значительное внимание уделяется развитию отдельных качеств спортсмена (силы, выносливости, скорости, реакции и т. п.). Им посвящаются научно-методические труды, под них подстраивается процесс обучения. В тоже время способы интеграции этих качеств гораздо меньше изучены и во многом зависят от эмпирических находок тренеров или наиболее одаренных спортсменов. В дальневосточных боевых искусствах изначально весь процесс обучения нацелен на создание психофизического ансамбля, достижения гармонии нужных качеств. Единство тела, техники и духа позволяет мастеру боевых искусств быстро мобилизоваться в нужный момент и действовать с большой эффективностью». (В. П. Фомин, И. Б. Линдер, «Диалог о боевых искусствах Востока»)
О преимуществах занятий восточными единоборствами мы поговорили. Рассмотрим следующий вопрос. Нужно ли детям заниматься восточными единоборствами? Еще А. В. Луначарский в свое время сказал: «Правильно поставленный бокс может быть нам чрезвычайно полезен». Думаю, знай о восточных единоборствах, он высказался бы так же и о них. Проблема занятости подростков остра как никогда. И ее отчасти решают секции восточных единоборств – они вот уже сколько лет всегда заполнены желающими заниматься. Интерес к ним не угасает. Ю. И. Зотов в книге «Воспитание подростков в спортивном коллективе» приводит статистические данные: «По утверждениям юристов на время с 18 до 22 часов падает около 28% преступлений, совершаемых несовершеннолетними, а предвыходные дни на это же время – 43% преступлений». Нетрудно представить, что привлечение ребят в это время в какие ни будь кружки или секции уменьшит цифры статистики до минимума. Поэтому резонно предположить, что восточные единоборства (при своей популярности) являются важным фактором в снижении криминогенной обстановки. Закономерно, что из детских преступников вырастают взрослые. Поэтому снижение детской преступности в целом приводит к снижению общего числа как преступников, так и преступлений. Предотвращение и профилактика преступлений гораздо эффективнее, чем меры по выявлению и задержанию уже преступивших закон.
О непосредственной пользе восточных единоборств на физическое развитие ребенка можно писать долго. Думаю, достаточно будет читателю прочесть все высказывания знаменитых людей, что я привел в это главе.
Из личного опыта хочу добавить, что занятия восточными единоборствами помогают ребенку лучше адаптироваться в коллективе, укрепляют его нервную систему, делают его физически сильным и выносливым. Кроме того, эти дети реже болеют ОРЗ, легочными и другими заболеваниями. А если случается и заболеть, то они гораздо легче переносят болезни и быстрее выздоравливают.
С какого возраста можно заниматься восточными единоборствами?
Поговорим об этом подробнее. Сначала выясним, с какого возраста вообще можно заниматься спортом ребенку. (Я имею в виду не самостоятельные занятия, а тренировки в секциях). Обратимся к авторитетным источникам. Н.А. Фомин в книге «Физиология человека» пишет: «Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения. В младшем школьном возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания гибкости и ловкости. В 7 – 8 лет высшая нервная деятельность достигает достаточно высоко степени развития, позволяющей овладеть детям технически сложными формами движений. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, а отдельные сложные по технике упражнения являются для них более доступными, чем для подростков 3 –4 лет. Показатели функциональной зрелости нервно-мышечного аппарата – возбудимость и лабильность – уже к 8 – 10 годам приближаются к уровню взрослых людей. Величина хронаксии отдельных мышечных групп у детей 8 – 10 лет может быть даже меньше, чем у взрослых. В период с 8 до 10 лет дети могут научиться практически всем движениям, требующим точности и высокой координации. В возрасте 10 - лет у школьников повышается способность к неоднократному выполнению скоростной работы, а также выполнению малоинтенсивной работы в течении сравнительно продолжительного времени». Как мы видим, заниматься спортом ребенку можно уже с младшего школьного возраста. Но возникает вопрос – каким? Ориентировочные сроки занятий различными видами спорта в среднем 10–12 лет. Например, боксом с 12 – 15 лет, борьбой и фехтованием с 10 – 13 лет. А куда деваться мальчишке, желающему заниматься спортом, но не достигшему положенного срока? Девочкам проще, им уже с 7 лет можно заниматься спортивной гимнастикой. (Мальчикам с 8 лет, но у них гимнастика не пользуется большим интересом). Вот и приходится родителям записывать ребенка сначала на одну секцию, потом на другую. (К примеру, сперва на фигурное катание, а потом на бокс, когда подойдет возраст). И нет гарантии, что первая дает преимущества для занятий второй.
Возвратимся опять к восточным единоборствам. Как уже писалось ранее, это выверенная веками система, рассчитанная на занятия с детского по старческий возраст. С учетом возрастных изменений в организме дозируются и физические нагрузки.
И. Н. Усов в «Справочнике педиатра» рекомендует: «Физические упражнения для детей должны быть динамичными, охватывающими большое число мышечных групп, с постепенным чередованием работы мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног. Важно выполнять их из различных исходных положений (стоя, лежа, сидя), добиваться правильной техники; только при соблюдении этих условий возможен оптимальный физиологический эффект движений».
Кто немного знаком с восточными единоборствами, найдет, что они всецело соответствуют рекомендациям нашего ученого. Кроме того, для детей младшего школьного возраста разработана система подготовки, которая не является в целом каратэ, но включает в себя отдельные элементы этого единоборства. В основном же на данном этапе используются гимнастические упражнения, вспомним, что занятия гимнастикой рекомендуются с 7 – 8 лет, и борьба. Дети на этих тренировках уже не просто делают какие-то гимнастические упражнения, а осознают, что уже занимаются каратэ-до и это придает им определенный стимул.
В итоге: а. более осмысленные и осознанные упражнения легче усваиваются; б. человек начинает с самого раннего возраста заниматься спортом (как и рекомендуется специалистами); в. ранняя специализация дает несомненное преимущество для дальнейшего роста ребенка как спортсмена; г. если ребенка захотят перевести в любую другую спортивную секцию, то навыки и физическое развитие, полученные на занятиях восточными единоборствами, помогут быстро овладеть новым видом спорта. Исходя из степени сложности освоения техники приемов рекомендуется для дошкольников и детей младшего школьного возраста начинать с занятий дзюдо, затем можно переключаться на каратэ-до. Многие японские мастера каратэ-до первоначально проходили через тренировки дзюдо, что показывает положительное влияние одного вида спорта на другой. Конечно, к каждому конкретному случаю нужно подходить индивидуально. Поэтому родители должны сами решать куда ходить их ребенку, но при этом надо учитывать его уровень физического развития на данный момент. В истории каратэ есть случаи, когда человек, еще путем не научившись ходить, начинал заниматься каратэ. (Конечно, не без воздействия взрослых). Реальным примером может послужить мастер Масаюки Хасатака (родился в 1940 году). Он начал тренироваться в возрасте трех лет, изучая дзюдо и каратэ. В 13 лет он получил «черный пояс» в обеих дисциплинах. Конечно, приведенный пример скорее исключение из правил, но он наглядно показывает, что восточными единоборствами можно заниматься с самого разного возраста.
Александр Сашко
тренер-преподаватель высшей категории
г. Лесозаводск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная ПРОГРАММА «Дзион» Секции каратэ-до «Сёто-кан» Инструктора по физической культуре Путинцева Дмитрия Фёдоровича
Программа «Дзион» направлена на приобщение детей и подростков к искусству традиционного каратэ-до, реализуется на базе клуба по месту жительства: МОУ ДОД ДЮЦ «Кадет» г. Ноябрьс...
Дополнительная образовательная программа по обучению рукопашному бою и спортивному каратэ
Дополнительная образовательная программа по обучению рукопашному бою и спортивному каратэ. Возраст воспитанников от 7 до 12 лет....
Образовательная программа дополнительного образования по каратэ
Примерный учебно-тематический план занятий по каратэ. Содержание занятий. Методическое обеспечение занятий....
Каратэ. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей по содержанию является физкультурно-спортивной; по функциональному предназначению – специальной; по форме организации – индивидуально-ориент...
Каратэ. Спортивно-техническая и физическая подготовка.
Данное учебно-методическое пособие рассматривает основные принципы и методы общей и специальной физической подготовки в занятиях каратэ. В соответствии с требованиями современного каратэ раскрываются ...
Каратэ. Спортивно-техническая и физическая подготовка.
Данное учебно-методическое пособие рассматривает основные принципы и методы общей и специальной физической подготовки в занятиях каратэ. В соответствии с требованиями современного каратэ р...