"Применение игрового и соревновательного метода обучения в формировании двигательных навыков и умений у младших школьников»
план-конспект урока по физкультуре по теме
Краснодарский край
Курганинский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новоалексеевская средняя общеобразовательная школа № 6»
Методическая разработка
на тему:
«Применение игрового и соревновательного метода обучения в формировании двигательных
навыков и умений у младших школьников»
по предмету: «Физическая культура»
Выполнил: учитель физической культуры
Вахитов Эдуард Владимирович
Применение игрового и соревновательного метода обучения в формировании двигательных навыков и умений у младших школьников
Игровой метод – это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности.
Соревновательный метод – это способ, основанный на включении в данный процесс компонентов соревновательной деятельности.
Применение игрового и соревновательного методов позволяет развивать двигательные качества и их взаимосвязи, а так же сочетать процесс развития физических качеств и формирование двигательных навыков.
В процессе обучения каждому двигательному действию выделяют три этапа: ознакомление, разучивание, совершенствование. Работа на этапах отличается по существу решаемых задач.
На этапе ознакомления с техникой двигательного действия лучше всего использовать игровые упражнения подражательного характера. Дети, подражая действиям животных, птиц и т.д., учатся определять основные характеристики движений и сравнивать собственное выполнение с заданным примером, что способствует повышению сознательности и активности детей в процессе обучения. Например, игра в снежки помогает освоить технику метания мяча на дальность и в цель, изображая лошадку – ребёнок учится танцевальному упражнению – шаг галопом.
На этапе разучивания двигательного действия в процессе обучения упражнения в игровой форме применяются для повышения интереса к изучаемому действию. Самое важное – сформировать у детей представление о значении данного двигательного действия в жизни человека. Так при обучении техники прыжка в длину с места, ученику в игре предлагают стать зайцем, который хочет, спасаясь от волка, перепрыгнуть ручей. Появляется мотив обучения. В этой ситуации дети боле внимательны и активны.
Соревновательный метод формирует у детей способность применять двигательное умение в условиях ограничения времени и большого эмоционального напряжения, что довольно часто встречается в различных жизненных ситуациях.
Игровые и соревновательные методы ценны тем, что они дают возможность моделировать условия выполнения двигательных действий, встречающихся в жизни.
Проведение открытых уроков для родителей
Эффективное обучение двигательным действиям, соревновательным и игровым методам младших школьников проходит в условиях открытых уроков для родителей детей (хотя бы раз в три месяца). Цель этих уроков многогранна: развитие массовости физической культуры и спорта среди школьников и их родителей. Демонстрация, сдвигов в показателях физического развития, умениях и навыках детей.
Основные задачи открытого урока для родителей:
*научить родителей связывать домашнее воспитание с требованиями физического воспитания в школе;
- достигнуть единства педагогического и родительского влияния на детей путём практической помощи для родителей;
- показать родителям чему их дети научились;
- ознакомить родителей с показателями физического развития учащихся;
- обеспечить комплексный подход в реализации программы по физическому воспитанию школьников.
Ожидаемые результаты от открытых уроков:
- Приобретение родителями знаний по организации двигательного режима школьников, формированию осанки, развитию двигательных возможностей детей.
- Получение конкретных рекомендаций для развития двигательных навыков детей.
- Ознакомление родителей с нормативными требованиями школьной программы по физической культуре.
- Умение контролировать домашнее задание.
- Анализ физической подготовленности учеников.
- Закрепление организации активного отдыха детей в домашнем воспитании.
- Формирование у детей и родителей правильного отношения к физическому воспитанию.
- Активное участие родителей в школьных спортивных мероприятиях.
Систематическое проведение открытых уроков для родителей помогает в дальнейшем быстрее решать вопросы, связанные с обеспечением учащихся единой спортивной формой, участием всех учеников во внутришкольных соревнованиях, выполнением всеми детьми домашних заданий.
В начальных классах самый благодатный детский возраст для привития стойкого интереса к физической культуре. А родители учащихся – лучшие помощники в данном деле. Кроме того, и у детей, и у их родителей формируется правильное отношение к физическому воспитанию. Многие родители оборудуют для своих детей домашние спортивные уголки, приобретают спортивный инвентарь.
Иллюстрация сценариев открытых уроков разных типов с применением соревновательных и игровых методов обучения двигательным действиям:
Конспект
открытого урока для 2 класса
Тема:
1. Гимнастика: комплекс общеразвивающих упражнений, акробатическая комбинация, прыжки со скакалкой, подтягивание, отжимание из упора лёжа;
2. Лёгкая атлетика: метание малого мяча в цель.
Тип урока: итоговый контроль (тестирование)
Форма урока: групповая
Методы обучения: соревнование, игра
Цель:
Обучающая: развитие двигательных способностей
Развивающая: самостоятельность выполнения упражнений.
Воспитательная: воспитание дисциплины, организованности в работе.
Оборудование:
1.Малые мячи
2. Гимнастические маты.
Задачи:
1. Закрепить овладение комплекса физических упражнений оздоровительной и корригирующей направленности с учетом индивидуального физического развития.
2. Контроль учета умений и навыков
№ | Часть урока | Содержание урока | Методические рекомендации |
1 |
Вводная часть | Построения, строевые упражнения на месте, ходьба, её разновидности, бег с чередованием с ходьбой, перестроения для выполнения комплекса общеразвивающие упражнений. | Родителей надо расположить так, чтобы они могли наблюдать за своими детьми. |
2 |
Основная часть | Учащиеся делятся на два отделения (девочки и мальчики).
| Учитель обращает внимание родителей на положение туловища, указывает на недостатки или ошибки, допущенные отдельными учениками. Дает рекомендации по исправлению данных ошибок. Родителям следует объяснить такие положения, как группировка при выполнении кувырков и перекатов, указать на ошибки при выполнении стойки на лопатках и «моста». Учитель отмечает лёгкость, точность выполнения, хорошую координацию движений отдельных учеников. Каждому ученику предоставляется возможность подтянуться максимальное количество раз. Учитель рассказывает о программных требованиях к нормативу по подтягиванию, обращает внимание на правильную технику выполнения упражнения, отмечает ребят, подтянувшихся большее количество раз по сравнению с другими. Это убеждает родителей в том, что такое сложное силовое упражнение, как подтягивание, вполне по силам детям данного возраста. |
3 | Заключитель- ная часть | Игры на развитие внимания. «Класс, смирно!», «Делай как я!» | Отметить самых внимательных учеников, подвести итоги урока. |
Конспект
открытого урока для 3 класса
Тема: Лыжная подготовка: совершенствование техники лыжных ходов с элементами метаний.
Тип урока: смешанный.
Форма урока: поточная, групповая.
Методы обучения: игра, соревнование
Цель:
Обучающая: Совершенствование техники лыжных ходов с элементами метаний.
Развивающая: Скорость, ловкость, выносливость.
Воспитательная: Умение работать в коллективе, чувство долга перед товарищами, дисциплинированность.
Оборудование: лыжи, мячи для метания, гимнастические обручи, кегли
Задачи:
1. Совершенствовать способность регулировать скорость передвижения на лыжах.
2. Совершенствование отдельных элементов метательных движений.
3. Развитие координационных двигательных способностей.
№ | Часть урока | Содержание урока | Методические рекомендации |
1 |
Вводная часть | Построение. Равномерное передвижения на лыжах без палок, общеразвивающие упражнения на лыжах. | Родителей надо расположить так, чтобы они могли наблюдать за своими детьми. Назначить жюри из родителей. |
2 |
Основная часть | Учащиеся делятся на две равные команды.
Учащиеся идут на лыжах (без палок) по параллельным лыжням в колоннах по одному (расстояние между лыжниками 3-4-м) к линии броска. В руках у каждого играющего по матерчатому мячу (далее м/мяч). На расстоянии 5-6м от линии броска на снегу лежит обруч диаметром 1,5м. по сигналу учителя первые игроки команд, подойдя к линии броска, метают м/мяч в обруч, и сделав поворот на право, уходят по лыжне дальше по кругу. За попадание в обруч команде начисляется 1 очко. Выигрывает команда, завершившая игру с большим числом попаданий.
Учащиеся располагаются на лыжах без палок в колоннах по одному, каждая команда на своей лыжне. Расстояние между командами 3-4м. у каждого участника м/мяч. По сигналу первые игроки команд стартуют к линии броска, и бросает мяч в мишень в форме круга диаметром 80 -100м, подвешенную на две лыжные палки, установленные на 10м от линии броска. После этого учащийся разворачивается и быстро возвращается к линии старта, где хлопком по ладони вытянутой вперёд руки следующего игрока передаёт ему эстафету, а сам становится в конец колонны. За каждое попадание команде начисляется по очку. Выигрывает команда набравшая большее количество очков.
Перед каждой командой в 5-6м от линии броска ставятся по 5 кеглей в шахматном порядке на расстоянии 50см друг от друга. У каждого из игроков, выстроившихся в колонну по одному, по два м/мяча. По сигналу игроки поочередно метают мячи в городки, затем быстро становятся в конце своих колон. Побеждает та команда, которая быстрее собьёт все городки.
На склоне горы располагаются команды в две колонны по одному. Прокладываются две параллельные лыжни. У каждого участника по м/мячу. На середине склона в 5-6-м от трассы спуска (справа и слева) устанавливаются ворота из 2 лыжных палок (шириной 1м), участники эстафеты, поочерёдно спускаясь на лыжах без палок, производят прицельный бросок в ворота. За каждое попадание – 1 очко. Побеждает команда набравшая большее количество очков. | Игры и эстафеты с элементами метаний требует наличия определённого инвентаря, это нередко вызывает определённую трудность. Поэтому можно использовать естественные ориентиры (деревья, кустарники, лавочки и т.д.), мячи для метания дети могут сами изготовить дома из материи и ваты. Время простоев нужно сократить до минимума. Учащимся, которые выполнили задание и ждущие своей очереди в эстафете, можно рекомендовать выполнять имитацию метания мяча. Перед началом игр нужно четко объяснить учащимся их содержание и правила проведения. В ходе игр обязательно нужно следить за дозировкой нагрузок, поведением учащихся, соблюдением правил состязания, не допускать случаев нарушения правил и техники безопасности. Этот урок с играми и эстафетами позволяет решать широкий круг проблем, связанных с повышением интереса занимающихся; повышением эмоциональности уроков; внесением в урок духа здорового соперничества и соревнования между учениками. Все это позволяет разнообразить уроки лыжной подготовки. Родителям будет полезно ознакомится с методикой проведения игр на лыжах, в которые они могут играть с детьми на лыжных прогулках в выходные дни. |
3 |
Заключитель- ная часть | Проводится в помещении. Подводятся итоги урока, даются домашние задания. | Отметить самых внимательных учеников, определить победившую команду. |
Конспект
открытого урока для 1 класса
Тема: Обучение танцевальным упражнениям.
Тип урока: изучение новых двигательных действий.
Форма урока: фронтальная
Методы обучения: игровой
Цель:
Обучающая:
- Обучение учащихся ходьбе и бегу в ритме счета и музыки;
- Ознакомить и изучить танцевальные упражнения.
Развивающая: координацию движений, пластичность, ловкость.
Воспитательная: эстетическое отношение к движениям, сдержанность собственного двигательного поведения.
Оборудование: музыкальное сопровождение.
Задачи:
- Обучение учащихся ходьбе и бегу в ритме счета и музыки;
- Ознакомить и изучить танцевальные упражнения.
№ | Часть урока | Содержание урока | Методические рекомендации |
1 |
Вводная часть | Построение. Учитель сообщает детям о предстоящей подготовке к параду. Звучит военный марш. По команде педагога учащиеся начинают движение в колонне по одному, соблюдая заданную дистанцию. Подходя к месту, где стоит учитель, дети поднимают вверх правую руку и помахивают ей на каждый шаг, пройдя учителя, дети опускают руку. Ходьба чередуется, по сигналу учителя, с приставными шагами правым (левым) боком под музыку, общеразвивающие упражнения в движении под музыку. | Школьников нужно научить правильно ходить под музыку с соблюдением дистанции, в заданном темпе. Родителей надо расположить так, чтобы они могли наблюдать за своими детьми. |
2 |
Основная часть | Дети выстраиваются по кругу, взявшись за руки.
Шаг с подскоком. Подскоки на месте, руки на поясе. И. п. – руки на пояс.
Приставной шаг. И.п. – основная стойка.
Следующий шаг делается в том же направлении и стой же ноги. Шаг галопа. И.п. – 3 позиция, правая нога впереди, руки на пояс.
| Упражнение выполняется в виде ходьбы. Темп медленный. Музыкальное сопровождение «Ёлочка». Движения должны быть свободными, спина прямая, руки движутся свободны вперёд – назад.
Музыка из кинофильма «Приключение Буратино». Подскоки можно чередовать с обычной ходьбой. При выполнении данного упражнения дети передвигаются по кругу друг за другом, в колонне по два.
Движение начинается одной нагой, а заканчивается другой. Музыка «Дважды два – четыре»
В качестве музыкального сопровождения можно использовать польку веселого характера. |
3 |
Заключитель- ная часть | Подвижная игра «Лошадки». Ученики становятся парами. Одни играют роль «лошадок», другие роль «кучера». На «лошадку» набрасывается скакалка. Дети по команде движутся в свободном направлении: «лошадки» - шагом галопа вперёд, «кучера» - выполняют шаг с подскоком. По команде: «Домой!» - все возвращаются на свои места. Далее игроки меняются местами. Одни становятся «лошадками», другие «кучерами». | Песенка «Вместе весело шагать». Темп движения можно регулировать хлопками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игрового и соревновательного метода обучения в формировании двигательных навыков и умений у младших школьников
Применение игрового и соревновательного методов позволяет развивать двигательные качества и их взаимосвязи, а так же сочетать процесс развития физических качеств и формирование двигательны...
Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано
Эта методическая разработка предназначена для развития музыкальных творческих способностей школьников на основе использования декламационного метода обучения. Полезна для преподавателей по классу форт...
Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано
Эта методическая разработка предназначена для развития музыкальных творческих способностей школьников на основе использования декламационного метода обучения. Полезна для преподавателей по классу форт...
Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано
Эта методическая разработка предназначена для развития музыкальных творческих способностей школьников на основе использования декламационного метода обучения. Полезна для преподавателей по классу форт...
Игровой и соревновательный методы обучения
Выбор методов обучения, адекватных уровню физической подготовленности...
Применение игрового и соревновательного методов на уроках физической культуры по теме «Легкая атлетика» для развития быстроты и ловкости
Для эффективного освоения техники бега на короткие дистанции, развития быстроты, координации движений, точности, скоростной выносливости на уроках физической культуры по теме "Легкая атлетика" я приме...
Особенности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста
Педагогический процесс должен строиться с учётом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был напра...