рабочая программа по физической культуре 1 класс планета знаний
рабочая программа по физкультуре по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizicheskoy_kulture.odt | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физической культуре
1 класс
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Т.С. Лисицкой, Л.А. Новиковой: Обучение в 1 классе по учебнику "Физическая культура": программы, методические рекомендации, поурочные разработки / - М.: Астрель, 2012 (Планета знаний) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, по физической культуре.
В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 99 часов в год (3 раза в неделю).
Тип программы: базовая программа по физической культуре.
В данной программе лыжная подготовка заменена на легкую атлетику, гимнастику, подвижные игры, в связи с тем, что территория школы не позволяет проведение лыжной подготовки.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
№ п/п | Раздел (Тема) | Дополнение содержания в соответствии с расширением | Кол-во часов, отведенное на расширение |
1 | Физическое совершенствование | Легкая атлетика | 4 часа |
Гимнастика с основами акробатики | 9 часов | ||
Подвижные игры | 4 часа |
ИТОГО: 17 часов
Внесение данных изменений позволяет глубже охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход в процессе обучения учащихся.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником для 1 класса Т. С. Лисицкая, Л. А. Новикова "Физическая культура", включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год.
Форма организации учебных занятий: система.
Цели и задачи учебного предмета физическая культура
Цель: гармоничное развитие учащихся, формирование высокого уровня личной физической культуры школьника как элемента здорового, активного образа жизни.
В соответствии с целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Основные задачи:
1. Оздоровительная задача
• Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
• Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
• Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
2. Образовательная задача
• Создание «школы движений», включающей формирование и совершенствование жизненно важных умений и навыков;
• Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
• Приобретение школьниками знаний в области физической культуры, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями, сознательного использования их в повседневной жизни;
• Формирование у обучающихся универсальных компетенций.
3. Воспитательная задача
• Формирование у школьников устойчивого интереса к физической культуре, осознанной потребности в каждодневных занятиях физическими упражнениями и спортом;
• Содействие гармоничному развитию личности школьника, включая воспитание духовных, эстетических и волевых личностных качеств;
• Формирование мотивации успеха и достижений, самореализации на основе организации занятий физической культурой и спортом.
Программа по физической культуре включает два основных компонента: базовый и вариативный. Базовый компонент обеспечивает формирование основ физического развития, без которого невозможна успешная адаптация к условиям окружающей среды и саморегуляция. Данный компонент составляет «ядро» государственного стандарта общеобразовательной подготовки в области физической культуры. Второй компонент — «вариативный», позволяющий реализовать возможность выбора различных средств с учётом индивидуальных способностей, условий деятельности, приоритетности вида физкультурно-спортивных занятий и других факторов. Взаимосвязь базового и вариативного компонентов позволяет решать задачи, предложенные данной программой. Особое внимание на уроках по физической культуре уделяется формированию универсальных компетенций, таких как:
— умение организовать свою деятельность, выбирать и использовать средства для достижения поставленной цели;
— умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умение использовать полученную информацию в общении со взрослыми людьми и сверстниками. Программа обучения физической культуре реализует следующие принципы:
— принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно-половые и индивидуальные особенности детей, материально-техническую оснащённость учебного процесса, климатические условия, национальные традиции;
— принцип сознательности и активности, основанный на формировании у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач, на развитии самостоятельности, инициативности и креативности школьников;
— принцип доступности и индивидуализации, основанный на подборе средств в соответствии с возможностями занимающихся, а также на индивидуальном подходе к ученикам, который создаёт благоприятные условия для развития индивидуальных способностей;
— принцип последовательности. Содержание каждого из разделов программы излагается в логике от общего (фундаментального) к частному (профилированному) и от частного к конкретному (прикладному), что задаёт определённую направленность в освоении школьниками учебного предмета, обеспечивает перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения;
— принцип соблюдения межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:
В результате изучения курса физической культуры в 1 классе у обучающихся будут сформированы:
ЛИЧНОСТНЫЕ
• положительное отношение к урокам физической культуры.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры;
• понимания значения физической культуры для укрепления здоровья человека;
• мотивации к выполнению закаливающих процедур.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• выполнять правила поведения на уроках физической культуры;
• рассказывать об истории возникновения физической культуры;
• различать понятия «физическая культура» и «физические упражнения»;
• понимать значение физических упражнений для здоровья человека;
• называть основные способы передвижений человека;
• рассказывать о режиме дня первоклассника, о личной гигиене, о правильной осанке;
• называть основные физические качества человека;
• определять подвижные и спортивные игры;
• выполнять строевые упражнения;
• выполнять различные виды ходьбы;
• выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперёд, с поворотом на 90°;
• прыгать через неподвижную и качающуюся скакалку;
• метать теннисный мяч в вертикальную и горизонтальную цель с 3 м;
• выполнять перекаты в группировке;
• лазить по гимнастической стенке и по наклонной скамейке;
• перелезать через гимнастическую скамейку и горку матов;
• выполнять танцевальные шаги;
• играть в подвижные игры;
• выполнять элементы спортивных игр.
Учащиеся получат возможность научиться:
• рассказывать о влиянии физических упражнений на организм человека;
• определять причины, которые приводят к плохой осанке;
• рассказывать об истории появления гимнастики, лёгкой атлетики;
• различать подвижные и спортивные игры;
• самостоятельно составлять и выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
• выполнять упражнения для формирования правильной осанки;
• играть в подвижные игры во время прогулок.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
• следовать при выполнении физических упражнений инструкциям учителя;
• вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать цель выполняемых действий;
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
• использовать национальные игры во время прогулок.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• «читать» условные знаки, данные в учебнике;
• находить нужную информацию в словаре учебника;
• различать понятия «физическая культура» и «физические упражнения»;
• определять влияние физических упражнений на здоровье человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• различать, группировать подвижные и спортивные игры;
• характеризовать основные физические качества;
• группировать народные игры по национальной принадлежности;
• устанавливать причины, которые приводят к плохой осанке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• отвечать на вопросы и задавать вопросы;
• выслушивать друг друга;
• рассказывать об истории возникновения физической культуры, о режиме дня первоклассника, о личной гигиене, о правильной осанке.
Учащиеся получат возможность научиться:
• рассказывать о влиянии физических упражнений на организм человека;
• рассказывать об истории появления гимнастики, лёгкой атлетики;
• высказывать собственное мнение о значении физической культуры для здоровья человека;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Предмет «Физическая культура» направлен на формирование у детей универсальных компетенций, а также развитие личностных качеств.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
- умение организовать свою деятельность, выбирать и использовать средства для достижения поставленной цели;
- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умение использовать полученную информацию в общении со взрослыми и сверстниками.
Личностные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре:
- уважительное отношение к культуре своей страны и других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
- проявление смелости во время выполнения физических упражнений, умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
- умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение характеризовать явления, давать их объективную оценку на основе приобретённых знаний и имеющегося опыта;
- умение находить ошибки при выполнении учебных заданий и уметь их исправлять;
- умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- умение выделять эстетические характеристики в движениях человека, оценивать красоту телосложения и осанки.
Предметные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры в жизни человека, её роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку, использовать средства физической культуры во время отдыха и досуга;
- умение использовать жизненно важные умения и навыки в различных вариативных условиях;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития и функционального состояния.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
1. Учебник. Физическая культура. 1 класс. Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова. — М.: АСТ, Астрель.
2. Рабочая тетрадь. Спортивный дневник школьника. 1 класс. Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова. — М.: АСТ, Астрель.
3. Авторская программа. Обучение в 1 классе по учебнику «Физическая культура». Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова.— М.: АСТ, Астрель. 2012.
II. Содержание учебного материала
Раздел программы | Содержание ФГОС НОО | Кол-во часов |
Ι. Основы знаний о физической культуре | История возникновения физической культуры. Связь физической культуры с жизненно важными умениями и навыками. Понятия «физическая культура» и «физические упражнения». Значение физических упражнений для здоровья человека. Основные способы передвижений человека. Правила поведения на уроках физической культуры. Сведения о режиме дня и личной гигиене, правильной осанке. Характеристика основных физических качеств. Подвижные и спортивные игры. | 6 часов |
ΙΙ. Способы физкультурной деятельности | Самостоятельные занятия. Разработка режима дня. Составление и выполнение комплексов упражнений утренней гимнастики, физкультминуток. Выполнение простейших закаливающих процедур. Организация и проведение подвижных игр во время прогулок и каникул. | в течение года |
ΙΙΙ. Физическое совершенствование | Организующие команды и приёмы: cтроевые упражнения. Построение в шеренгу, колонну, перестроение в круг; основная стойка, повороты налево, направо, кругом; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге. Выполнение команд: «Смирно!», «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «Стой!». |
|
1.Лёгкая атлетика | Ходьба: свободным широким шагом, имитационная ходьба, ходьба на носках, с различным положением рук, на внутренней и внешней стороне стопы. Бег: медленный равномерный, бег с ускорением, челночный бег 3х10 м, эстафетный бег, бег из различных исходных положений, с изменением направления движения, бег на 30 м с высокого старта. Прыжки: на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину и высоту с места, прыжки на двух ногах с поворотом на 90°, спрыгивание и запрыгивание на горку матов, с 3–4 шагов разбега прыжки через длинную неподвижную и качающуюся скакалку (высота 30–40 см). Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 3 м, метание на дальность и заданное расстояние. Броски: набивного мяча (0,5 кг) от груди, броски и ловля резинового мяча. | 28 часов |
2. Гимнастика с основами акробатики | Акробатические упражнения: группировка (в приседе, сидя, лёжа на спине), перекаты в группировке, упоры, седы. Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по гимнастической стенке и наклонной скамейке, одноимённым и разноимённым способами, перелезание через гимнастическую скамейку и горку матов, упражнения на низкой перекладине, ходьба по гимнастической скамейке, по наклонной скамейке, танцевальные шаги (приставной, галоп), преодоление полосы препятствий. | 33 часа |
3.Подвижные игры | На материале лёгкой атлетики: «Вызов номеров», «Два мороза», «Волк во рву», «Совушка», «Воробьи, вороны», «Планеты», «Третий лишний». На материале гимнастики с основами акробатики: «Запрещённое движение», «Гномы, великаны», «Передай мяч», «Охотники и утки». На материале спортивных игр: выполнение заданий с элементами спортивных игр. Национальные игры: русская народная игра «У медведя во бору», белорусская народная игра «Ёжик и мыши», дагестанская народная игра «Подними платок». | 32 часа |
ΙΙΙ. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
Ι | Основы знаний о физической культуре | 6 часов |
ΙΙ | Способы физкультурной деятельности | в течение года |
ΙΙΙ | Физическое совершенствование | 93 часа |
1 | Лёгкая атлетика | 28 часов |
2 | Гимнастика с основами акробатики | 33 часа |
3 | Подвижные игры | 32 часа |
ИТОГО | 99 часов |