Школьная физическая культура и социализация подрастающего поколения Статью подготовила Кравчук Татьяна Михайловна, учитель физической культуры МАОУ Лицей №1, г. Балаково, Саратовской области. Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания, новый жизненный опыт, непрерывно изменяя наши взгляды на окружающий мир, на самого человека, на его место в нем. За последние три столетия цивилизация достигла удивительного могущества, и, чтобы использовать его во благо людям, необходимы самые разнообразные знания и то рациональное, что добыто современной наукой.
Социальную значимость приобретают те сферы жизни общества, которые непосредственно связаны с образованием, воспитанием, формированием человека как личности с его социализацией.
Термин «социализация личности» стал использоваться в нашей литературе в 40-х годах ХХ века, сейчас ими оперируют и отечественные философы, социологи, педагоги и психологи.
Социализация - это сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе, «магистральный» путь формирования и развития личности.
Система образования как основной социальный институт обеспечивает процесс интеграции индивидов в общество, а также имеет определяющее значение для сокращения культурного разрыва между различными социальными слоями общества. Образование играет жизненно важную роль в улучшении взаимоотношений между человеком и окружающей средой, оно творит новое и запускает его в общество, которое становится реальностью только в результате взаимодействия индивидов.
В системе образования физическая культура - явление особенное. Воздействуя на биологическую природу человека, физическая культура способствует формированию и его духовной сферы. Поэтому, как и любой другой вид культуры, физическая культура играет существенную роль в развитии личности. Общеизвестно, что три основных компонента структуры личности: функциональные механизмы психики, опыт личности и свойства личности - могут успешно развиваться в процессе освоения индивидуумом физической культуры.
Структура физической культуры школы включает в себя три относительно самостоятельных блока: физическое воспитание, спорт, активный досуг.
Как существенная часть целостной системы образования она побуждает индивида к конструктивному действию в различных областях общественной жизни.
Школьную физическую культуру следует понимать как важный элемент процесса (со своим результатом) определенного этапа социализации. И дело не только в том, что подлинное гармоничное развитие предполагает укрепление ее здоровья, мускульной силы и выносливости, постоянное поддержание достигнутой спортивной формы. Неоспоримо и положительное воздействие физической культуры на становление личности учащегося.
В этом большую роль играет педагог. Сегодня школьная физическая культура все больше становится ответственной за формирование у учащихся ориентации на здоровый образ жизни. Для большей части нынешнего поколения России эта ориентация - как проблема жизни и смерти, ибо она противостоит растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости.
Работа кружков, спортивных секции, спортивных школ, в виду слабой материально-технической базы не решает организацию спортивной занятости учащихся. Ощущение неопределенности, отсутствие ценностных ориентаций, предпочтений, ориентиров и целей, противоречивость взглядов на досуговую деятельность должно успешно нейтрализовано в школах должным уровнем разъяснительной воспитательной работы, грамотной организацией урочных и внеурочных занятий физической культурой. Эти занятия, при поддержке школьных педагогов, а затем и самостоятельные, учат школьника ценить время, организовывать распорядок дня, на практике подкрепляют представления о самоконтроле, самокритике, без чего нормальная социализация личности невозможна.
Подвижные и спортивные игры на уроках физической культуры на только развивают дух коллективизма, сотрудничества, но и закрепляют в сознании школьника основы системного подхода к различным явлениям действительности.
Приобщение же учащихся к индивидуальным видам спорта можно считать одним из средств заглянуть в себя, выявить и проявить черты характера, научиться анализировать и не повторять свои ошибки и просчеты.
Занятия физической культурой и спортом под руководством учителя, тренера формируют здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства. Способность держать удар, причем не только в спортивном зале, подводят к ощущению духа честной конкуренции, что особенно важно для подрастающего поколения в современной России.
Школьная физическая культура во многом закладывает основу и для формирования основополагающих личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других. Естественно, не следует преувеличивать роль школьной физической культуры в целостном разностороннем процессе социализации личности, однако нередко она бывает достаточно эффективным средством направления энергии школьников в конструктивное русло. При этом мировоззренческая позиция, поведение, знания и умения, личностный пример учителя подчас становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания других педагогов, да и собственных родителей.
Если школьная физическая культура будет иметь возможность формировать у учащихся потребности к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, если у нее будет в достатке времени и материальных средств для противостояния негативным воздействиям внешней среды, то при соответствующей организации учащимся будет легче осознать и принять для своей жизни вековые социальные опоры: дружбу, равноправие, справедливость, красоту, право на интересную жизнь, свободу и счастье.
Занятия физической культурой в силах вложить свою лепту в нравственное, эстетическое, духовное воспитание подрастающего поколения, ибо физическая культура включает в себя элементы всех аспектов социализации личности.
В нашу эпоху роль школьной физической культуры в позитивной социализации подрастающего поколения возрастает, и исключительно важно, чтобы государственные общественные и частные структуры страны объединили свои действия в ее постоянной поддержке.
Список литературы:
Научно-методический журнал «физическая культура», 2003. Минобр. РФ. Журнал «Спорт и личность», Москва, Молодая гвардия, 1994.г Статью подготовила Кравчук Татьяна Михайловна, учитель физической культуры МАОУ Лицей №1, г. Балаково, Саратовской области. |