Программа по мини-футболу
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме
Муниципальное Бюджетно Образовательное Учреждение
Средняя образовательная школа № 37
им. Новикова Гаврила Гавриловича»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. Директора школы Директор МБОУ «СОШ № 37»
по ВР
______________2012г. «___»___________2012г.
Учебная программа по мини - футболу
на 2012-2022 гг.
Руководитель: Замула Д.В.
Программа рассчитана на 9 часов
в неделю на 10 лет.
Составители : Замула Д. В.
Кемерово 2012г
Муниципальное Бюджетно Образовательное Учреждение
Средняя образовательная школа № 37
им. Новикова Гаврила Гавриловича»
Учебная программа по мини - футболу
на 2012-2022 гг.
Руководитель: Замула Д.В.
Программа рассчитана на 9 часов
в неделю на 10 лет.
Составители : Замула Д. В.
г. Кемерово, 2012г.
1 раздел.
1. Актуальность программы:
В последние годы особенно остро встал вопрос о месте и роли спорта в эстетическом и в духовном воспитании детей. Особенно тесно, это связано с дополнительным образованием в детских учреждениях.
В становлении человеческой личности, спорт и искусство играет основную роль, т.к. весь эмоциональный опыт человечества сосредоточен именно в творчестве, в искусстве. Главный недостаток нашего образования в том, что оно даёт знания, но не развивает эмоции и чувства.
Эстетическое воспитание детей включает в себя: не только воспитание детей на предметных уроках, но и на дополнительных кружковых занятиях.
Футбол это всегда тайна, всегда загадка. Никогда нельзя сказать заранее, как сложится тот или иной матч, кто выйдет победителем тех или иных турниров. Интерес к футболу с каждым годом растет не только среди мальчиков, но и среди девочек, поэтому, по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У футбола есть еще одно ценное качество – он универсален. Систематические занятия футболом оказывают на организм ребенка всестороннее влияние, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Этот вид спорта формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять свои личные интересы - интересам коллектива, команды, взаимопомощь, активность, чувство ответственности.
Футбол это игра – игра быстрая и тактически очень сложная, требующая от играющих быстроты мышления, принятия самостоятельных решений, умения анализировать
ошибки. Это развивает интеллект.
Спортсмены ,пришедшие в футбол из других видов спорта, отвечают лишь
минимальным требованиям в технической и тактической подготовке .Поэтому, занятия футболом нужно начинать уже в начальном школьном возрасте. Возраст 8-9 лет является оптимальным для начала занятий футболом. В этом возрасте девочки довольно часто опережают мальчиков в своем физическом развитии. В младшем школьном возрасте активно развиваются такие физические качества как ловкость, быстрота. Они легко осваивают сложно координационные действия.
Огромное значение имеет правильное планирование тренировочного процесса у юных футболистов. На начальном этапе подготовки закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться профессиональное мастерство футболистов. При определении перспективности к занятиям футболом нельзя не учитывать возрастные особенности детей, а также объективные закономерности развития, формирование систем организма, двигательных и других функций, применять современные, научно обоснованные методы объективной оценки возможностей каждого подростка в овладении игрой.
В учебно-тренировочной работе тренер должен знать и учитывать:
- морфологические и функциональные изменения в системах организма на разных этапах подготовки;
- педагогическую и психологическую пригодность детей, т.е. интеллектуальные способности юных футболистов, пригодность их нервной системы к занятиям и соревнованиям по футболу;
- тренируемость функциональных систем и органов, определяющих достижения в
футболе, т.к. без хорошей приспосабливаемости организма к повышенным физическим и эмоциональным нагрузкам трудно достигнуть высоких и устойчивых результатов в футболе;
- возрастные особенности детей, которые отличаются друг от друга тем, как
формируются у них привычки, как усваиваются знания, приобретаются и
совершенствуются умения, навыки.
Построение учебно-тренировочного процесса у детей должны учитывать возрастно – половые особенностей занимающихся.
Планируя учебно-тренировочный процесс, надо помнить, что если для девушек, то надо учитывать их анатомическое строение, а для юношей – то они отличаются между собой анатомическим строением, уровнем развития двигательных способностей, эффективностью функционирования различных систем организма, адаптацией к мышечным нагрузкам. Женский организм обладает специфическими биологическими особенностями, к которым относятся овариально- менструальный цикл и детородная функция, периодическое осуществление которых оказывает сильное влияние на состояние органов, систем и работоспособности спортсменок.
Учет этих особенностей особенно важен в детском, подростковом и юношеском возрасте, когда идет закладка фундамента успешных выступлений.
П. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая программа является адаптированной учебной программой для спортивной внеурочной деятельности групп скомплектованных из девочек. При разработке данной программы были проанализированы программы, разработанные и утвержденные другими спортивными школами, применены новейшие научно-методические разработки ведущих специалистов в области детского футбола с учетом их применения для работы с девочками.
Программа разработана в соответствии с Концепцией модернизации дополнительного образования детей РФ, методических рекомендаций по дополнительному образованию детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 02 04 2002г № 13-51-28 « О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и юношеских объединений в ОУ( Письмо Минобразования России от 11 02 2000 № 101-28 16)
Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
Актуальность программы объясняется высокой значимостью развития и культивирования футбола как универсального вида спорта. Следует учесть факт отсутствия типовых программ подготовки юных футболисток в спортивных секциях общеобразовательных школ.
Программа представляет собой методическое пособие для организации и планирования учебно-тренировочного процесса в спортивно-оздоровительных группах детей с учетом возраста и уровня подготовленности.
В спортивно-оздоровительные группы принимаются дети с 1 по 11 кл, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа рассчитана на обучение детей и подростков в течении 10 лет и разбита на этапы обучения:
I - группы начального обучения;
II – учебно-тренировочные группы,
III- группы совершенствования.
Занятия проходят в форме учебно-тренировочных занятий, 3-4 раза в неделю по 1,5 часа.
Школьный возраст делится на 3 возрастные группы:
-* младшие школьники (7-10 лет), период второго детства;
-* подростки (11-14 лет), подростковый возраст;
-* старшие школьники (15-17 лет), юношеский возраст.
Такая возрастная периодизация широко используется в педагогике и возрастной психологии. В данной программе деление обучающихся на возрастные группы определяется на основе физиологической периодизации с учетом биологического развития школьников.
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. Обучение школьников игре в мини-футбол – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико – тактических приемов игры. Целью обучения игре в мини-футбол является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника.
Достижение цели физического воспитания и, в частности, мини-футбола, обеспечивается решением основных задач, направленных на:
1. закаливание детей;
2. содействие гармоничному развитию личности;
3. содействие воспитанию нравственных и волевых качеств у учащихся;
4. привитие навыков здорового образа жизни;
5. воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
6. обучение двигательным навыкам и умениям;
7. приобретение теоретических знаний в области физической культуры и спорта, в т.ч. мини-футбола;
8. развитие двигательных умений и навыков;
9. умения выполнять технические приемы мини-футбола в соответствии с возрастом;
10. играть в мини-футбол, применяя изученные тактические приемы.
Программа состоит из нормативной и методической частей.
В нормативной части программы дается режим работы, наполняемость групп, возрастные критерии формирования учебных групп. Здесь содержится учебный план подготовки обучающихся, определяющий распределение времени на основные разделы подготовки, а также календарные планы подготовки на каждый год (планы-схемы годичного цикла). Отдельно выделены контрольно - нормативные требования по физической подготовленности.
В методической части программы представлен учебный материал по теоретической и практической подготовке, а также включены разделы:
- возрастные особенности строения и функций организма в процессе занятий футболом;
- методические рекомендации при проведении учебно-тренировочных занятий по футболу;
- воспитательная работа;
- психологическая подготовка;
- восстановительные средства;
- Мероприятия;
- медико-биологический контроль.
Максимальная продолжительность реализации учебной программы 10 лет и осуществляется в период с 8 до 17 лет.
Цель
- * обучение основным техническим и технико-тактическим действиям с целью дальнейшего совершенствования в избранном виде спорта и достижения высоких спортивных результатов.
Задачи:
1) Создание двигательных и оздоровительно-реабилитационных компетенций;
2) Формирование общественной активности;
3) Чувства ответственности перед коллективом;
4) Формирование потребностей в систематических занятиях физической культурой;
5) Стремление к постоянному совершенствованию в приобретенных компетенциях.
Ожидаемые результаты
1. Занятия будут иметь оздоровительный эффект, т. к. они проводятся на свежем воздухе;
2. дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в мини-футбол.
Учащиеся должны знать и иметь представление:
1. об особенностях зарождения, истории мини-футбола;
2. о физических качествах и правилах их тестирования;
3. основы личной гигиены, причины травматизма при занятии мини-футболом и правила его предупреждения;
4. уметь организовать самостоятельные занятия мини-футболом, а также, с группой товарищей;
5. организовывать и проводить соревнования по мини-футболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и др.
Учащиеся должны уметь:
1. выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом;
2. владеть тактико – техническими приемами мини-футбола;
3. знать основы судейства.
Ш. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ.
- Условия зачисления и задачи этапа подготовки.
В спортивно-оздоровительные группы зачисляются детьми в возрасте 8-17 лет желающие заниматься футболом и имеющие письменный допуск врача.
Основные задачи этого этапа:
- формирование у детей и подростков стойкого интереса к занятиям спортом (вообще);
- активизация двигательного режима занимающихся, укрепление их здоровья;
- воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости) с помощью средств общей и специальной физической подготовки;
- овладение основам техники и элементарной тактикой игры в футбол;
- приобретение знаний в области гигиены, первой медицинский помощи, а также овладение теоретическими основами физической культуры и навыками самоконтроля;
- отбор перспективных детей для дальнейших занятий футболом.
Таблица № 1
- Режим учебно-тренировочной работы.
Возраст обучающихся (лет) | Минимальная наполняемость групп (чел) | Максимальная наполняемость групп (чел) | Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки (час\нед) | Требования по физической подготовленности на конец учебного года |
8-11 | 15 | 30 | 6 |
Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств
|
12-15 | 15 | 20 | 6 | |
16-17 | 15 | 18 | 6 |
Таблица № 2.
- Учебный план на 52 недели учебно-тренировочных занятий.
Разделы подготовки | Количество часов | ||
8-11 лет | 12-15 лет | 16-17 лет | |
Теоретическая подготовка | 4 | 6 | 6 |
Общая физическая подготовка | 15 | 112 | 100 |
Специальная физическая подготовка | 6 | 72 | 72 |
Техническая подготовка | 6 | 74 | 80 |
Тактическая подготовка | 18 | 26 | 30 |
Интегральная подготовка | 10 | 18 | 20 |
Контрольные испытания | 4 | 4 | 4 |
Итого часов | 31 | 312 | 312 |
Примечание:
При формировании учебных групп пограничного возраста (11-12 лет, 15-16 лет) за основу берется учебный план младшей возрастной группы.
Таблица № 3
- План-схема годичного цикла подготовки.
8-11 лет.
Разделы подготовки | Месяцы | |||||||||||
1Х | Х | Х1 | Х11 | 1 | 11 | 111 | 1V | V | VI | VII | VIII | |
Общая физическая подготовка | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 12 | 13 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Специальная физическая подготовка | 7 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 6 | 5 |
Техническая подготовка | 3 | 8 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 6 | 5 | 5 | 6 | 9 |
Тактическая подготовка |
|
|
| 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Теоретическая подготовка | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
Подготовка и сдача нормативов | 2 |
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
Интегральная подготовка |
|
| 2 |
| 2 |
| 2 | 1 | 1 | 2 |
|
|
Всего за месяц | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 24 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 28 |
Всего за год | 312 часов |
Таблица № 4
12-15 лет.
Разделы подготовки | Месяцы | |||||||||||
1Х | Х | Х1 | Х11 | 1 | 11 | 111 | 1V | V | VI | VII | VIII | |
Общая физическая подготовка | 10 | 10 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 10 | 10 |
Специальная физическая подготовка | 6 | 8 | 5 | 8 | 5 | 6 | 5 | 7 | 4 | 3 | 7 | 8 |
Техническая подготовка | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 | 6 | 7 |
Тактическая подготовка | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Теоретическая подготовка | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 |
|
|
|
Подготовка и сдача нормативов | 2 |
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
Интегральная подготовка |
|
| 3 |
| 4 |
| 3 | 2 | 1 | 4 | 1 |
|
Всего за месяц | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 24 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 28 |
Всего за год | 312 часов |
Таблица № 5
16-17 лет.
Разделы подготовки | Месяцы | |||||||||||
IX | Х | Х1 | Х11 | 1 | 11 | 111 | 1V | V | VI | VII | VIII | |
Общая физическая подготовка | 9 | 9 | 7 | 8 | 7 | 8 | 6 | 10 | 6 | 5 | 12 | 13 |
Специальная физическая подготовка | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 6 | 6 | 7 | 6 |
Техническая подготовка | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 7 | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 |
Тактическая подготовка | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 |
Теоретическая подготовка | 1 |
| 1 | 1 |
|
| 1 |
| 1 | 1 |
|
|
Подготовка и сдача нормативов | 2 |
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
Интегральная подготовка |
| 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 5 |
| 1 |
Всего за месяц | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 24 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 28 |
Всего за год | 312 часов |
- Контрольно-нормативные требования по физической подготовленности.
Для осуществления контроля за развитием физической подготовленности в начале и конце учебного года обучающиеся спортивно-оздоровительного этапа проходят тестирование на определение следующих физических качеств:
- скоростные бег 30 м с высокого старта, с
- координационные челночный бег 3х10 м, с
- скоростно-силовые прыжок в длину с места, см (Толчок двумя ногами с
взмахом руками, приземление на обе ноги.
Засчитывается результат 3-х попыток)
- выносливость 6-минутный бег, м наклон вперед из положения
- гибкость сидя, см
Результаты тестирования позволяют судить о выполнении поставленных в данной программе задач (динамика индивидуальных показателей развития физических качеств).
IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Учебный материал, представленный в данной программе, состоит из двух разделов: теоретическая и практическая подготовка.
Теоретические занятия призваны содействовать решению следующих задач:
- формированию у юных спортсменок высоких эстетических и коммуникативных качеств;
- получению знаний о личной гигиене, гигиеническим обеспечении учебного процесса, врачебном контроле, самоконтроле, профилактике травм и заболеваний;
- получению знаний основных правил соревнований по футболу.
Практические занятия включают: общую физическую подготовку (ОФП); специальную физическую подготовку (СФП); техническую подготовку (ТП); тактическую подготовку (ТаП).
Прохождение практического учебного материала осуществляется с учетом возрастных особенностей и степени физической подготовленности занимающихся.
- Возрастные особенности строения и функций организма
в процессе занятий футболом.
Прежде чем начать учебный процесс, планировать и проводить учебно-тренировочные занятия по футболу с детьми тренер-преподаватель должен знать и учитывать:
- уровень физического развития спортсменов
- биологические особенности детского организма;
- особенности адаптации к нагрузкам детей.
В младшем школьном возрасте опорно-двигательный аппарат очень хрупкий и нужно профессионально подбирать упражнения, как по динамике, так и по нагрузке.
Неправильная посадка за партой, ношение тяжестей в одной руке, а также физические упражнения с односторонней нагрузкой способствуют деформации позвоночных
изгибов, боковым искривлениям или образованию сутулой спины.
На учебно-тренировочных занятиях по футболу в младшем школьном возрасте следует применять упражнения, особенно в подготовительной части, для формирования и укрепления «мышечного корсета», избегать упражнений с резкими односторонними толчками. Ассиметричным подниманием тяжести (гантели, набивные мячи),
натуживаний, чрезмерной и длительной нагрузки на опорную поверхность стоп. С возрастом изменяется абсолютная величина мышечной массы, ее относительный вес, а также морфологическая структура мышц.
В 7-8 лет удельный вес мышечной массы составляет примерно 28% к весу тела,
в 12 лет-30%, к 18 годам-40%.
До 10 лет существенных различий в темпах роста и веса между девочками и мальчиками не наблюдается. С 11 девочки начинают заметно обгонять мальчиков, как в росте, так и в весе. С 12 лет мальчики начинают быстро расти, а с 13 лет начинается увеличение веса. В 15 лет мальчики становятся выше девочек, имеют больший объем и размах грудной клетки, и ощутимые преимущества в развитии мышечной силы и быстроте движений. К 16 годам в основном прекращается рост у девушек, а в 18 лет у юношей. В старшем школьном возрасте пропорции тела приближаются к показателям взрослых.
У детей старше 13-14 лет следует особенно строго дозировать упражнения, выполняемые с большим напряжением (поднятие и перенос тяжестей, лазание по канату и т.д.)
В возрасте от 7 до 12 лет происходит интенсивный рост темпа движений, от 7 до 9 лет темп движений у мальчиков резко увеличивается в отличии от девочек, к 10-12 годам темп движений у девочек и мальчиков выравнивается.
Быстрота и частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают близких к предельным значениям.
Наибольший рост результатов в прыжках в длину с места (скоростно-силовой показатель) у девочек отмечается с 9 до 10 лет (20%), с 10 до 11 лет этот рост составляет всего 5%. После 11 лет существенного роста показателей скоростно-силовой подготовки не наблюдается.
Высота выпрыгивания без специальной подготовки у детей увеличивается до 12 лет, после чего темпы роста резко снижаются.
Точность движений (при обучении технике) у детей с 7 до 11 лет развита слабо, ошибки при выполнении составляют 45-50%. Поэтому, необходимы систематические занятия специальными физическими упражнениями с применением методов, облегчающих воспроизведение пространственно-временных параметров движений (объяснение, показ, комментирование во время выполнения, коррекция отдельных элементов упражнений).
В младшем школьном возрасте хорошо дифференцируются мышечные ощущения и отдельные сложные координационные движения при обучении технике и в игровых упражнениях, которые более доступны, чем в старшем возрасте. В 14-15 лет способность к овладению сложной координацией движений становится хуже, чем у подростков в 12-13 лет. Поэтому, в период с 7 до 12 лет 50% упражнений должны быть на ловкость, гибкость, координацию движений: эстафеты, подвижные и спортивные игры с элементами футбола.
При планировании занятий футболом нужно обязательно учитывать особенности адаптации к нагрузкам детей. Для спортивных игр характерны специфические особенности многолетнего становления игрового умения, проявляющегося в том, что совершенствуются навыки не только преодоления «природы», т.е. объективных и
субъективных трудностей, что имеет место во всех видах спорта, но и навыки реального противодействия конкретному сопернику, что имеет место в спортивных играх.
В процессе интенсивной двигательной деятельности нужно учитывать реакцию центральной нервной системы (ЦНС), менструальной функции (МФ) у девушек при занятиях спортом и футболом. Организм детей обладает основной биологической особенностью: сложной по своей нейрогуморальной регуляции МФ, цикличность
которой оказывает существенное влияние на организм девушек, ее состояние и работоспособность. При изучении состояния ЦНС получены закономерные
волнообразные колебания условных сосудистых и дыхательных рефлексов на
протяжении всего цикла с преобладанием тормозного процесса. Определяющими элементами в физической подготовленности девочек и девушек, занимающихся
футболом, являются уровень и соразмерность развития их физических качеств. Тренер-преподаватель должен знать, что у лиц женского пола в предпубертатном и особенно в пубертатном периодах развивается своеобразный тип строения тела, специфическая работоспособность функциональных систем и, благодаря этому, особая способность к развитию тех или иных физических качеств. Общий рост функциональных возможностей организма девочек и постоянное расширение навыков и умений, повышения общей и двигательной культуры при систематических занятиях футболом положительно сказывается на гармоничном развитии личности.
Таким образом, сочетание физической культуры и спортивной специализации- это мощное средство прочного фундамента здоровья занимающихся.
В развитии физических качеств большое значение имеет рациональное применение в определенной последовательности силовых и скоростно-силовых упражнений. Наиболее благоприятной является такая последовательность. Когда за скоростной следует скоростно-силовая нагрузка. Упражнения скоростного характера, выполняемые перед упражнениями с отягощениями (набивные мячи, гантели и т.д.), физиологически и субъективно переносятся легче, чем при обратной последовательности. Применение упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, активно содействует развитию физиологических способностей у девушек школьного возраста.
Наиболее положительное влияние на развитие организма девочек и девушек, учитывая их эмоциональность, любовь к изяществу, оказывают упражнения, которые в избытке имеются при обучении футболу, исключив упражнения, связанные с натуживанием и сильным прогибанием туловища назад, т. к. она может привести к загибам матки. Положительно влияют на развитие упражнения, разгружающие позвоночник (и.п.-сидя, лежа), направленные на укрепление мышц туловища, прямой и косых мышц живота, глубоких мышц-разгибателей туловища. Установлено, что женщины могут показывать хорошие результаты наравне с мужчинами в таком виде физической подготовки как выносливость, где совершенствуется сердечно-сосудистая система. Выносливость, как и другие физические способности, наиболее успешно развиваются у девушек в период полового созревания.
Двигательный потенциал девочек и девушек- это суммарный показатель скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств. Его динамика от 3 до 14 лет улучшается, от 15 до 18 лет замедляется. Поэтому при занятиях с детьми на всех этапах обучения существенное значение имеет правильный выбор средств и методов подготовки.
- Методические рекомендации при проведении
учебно-тренировочных занятий по футболу.
Возраст 8-10 лет самый благоприятный для развития двигательных способностей и ловкости. Разнообразия подготовки в этот период достигают при помощи простых физических упражнений определенной направленности, во время выполнения которых следует направлять двигательную активность обучающихся этой возрастной категории. Основными формами подготовки на учебно-тренировочных занятиях должны быть спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам (с малыми составами, на небольших по размеру площадках, залах), соревнования, эстафеты, физические упражнения определенной направленности с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, а связующим звеном во всех этих формах должен быть мяч (футбольные облегченные № 4, волейбольные, теннисные, резиновые, набивные весом не более 1 кг). На учебно-тренировочном занятии 80% времени обучающиеся должны заниматься с мячом, 20%-упражнениями различного характера.
В силу физиологических особенностей возраст 8-10 лет не обладает отчетливыми мышечно-двигательными ощущениями, поэтому основными методами являются: рассказ, простейшее объяснение (инструктирование) показ технического приема или
какого-либо действия. Сначала происходит демонстрация правильного и четкого выполнения, а затем объяснения и указания на главные моменты действия. Далее надо дать обучающимся попробовать действие и только после следует демонстрация натурального показа в медленном темпе и выделение ключевых моментов, чтобы у занимающихся было представление об этом приеме или действии. После чего делают первые попытки целостного выполнения путем многократного повторения.
Начиная с 11-12 лет, когда организм ребенка развивается равномерно и стабильно и уже способен выдержать определенные нагрузки, можно приступать к углубленному разучиванию техники и освоению игры в футбол.
С учетом физиологических особенностей у детей 11-14 улучшается координация, они постепенно могут осваивать как простые, так и сложные движения. При освоении технических приемов в сочетании с ведением, обводкой и т.д. с позиций психологии в 11-14 лет хорошо развиваются наблюдательность, внимание и двигательная память, занимающиеся постепенно начинают логически мыслить и при обучении целесообразно использовать методику программированного обучения, в основе которой лежит принцип разбивки изучаемого материала на этапы (шаги). Программированное обучение движениям предусматривает такой способ научения, в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия случайного выбора упражнений, ведущих к конечной цели-выработке стабилизированного навыка.
Футбол - эмоциональная игра, поэтому построение занятия, подбор упражнений при обучении должны иметь эмоциональный окрас, при котором быстрее осваиваются и прочнее закрепляются технические приемы, позволяющие осваивать саму игру.
В возрасте 15-17 лет завершается развитие растущего организма и формирование личности. Нервная система в этом возрастном периоде стабилизируется, значительно возрастают ее регулирующие возможности. Уровень практических знаний
занимающихся футболом растет на базе последовательно углубляемой физической, технической и тактической подготовки. На учебно-тренировочных занятиях необходимо уделять должное внимание освоению игровых действий с учетом функций в команде. На занятиях интенсивно развивается выносливость благодаря специальным упражнениям без мяча, а также игровым упражнениям с мячом. Уровень и качество игры улучшаются благодаря приобретенным навыкам и росту работоспособности, как у
мальчиков, так и у девочек.
Преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств у юных спортсменов.
Таблица № 6.
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития
двигательных качеств
и физические качества | Возраст, лет | |||||||||
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Рост |
|
|
|
| + | + | + | + |
|
|
Вес (мышечная масса) |
|
|
|
| + | + | + | + |
|
|
Сила |
|
|
|
| + | + | + | + | + | + |
Быстрота | + | + | + |
|
|
|
| + | + | + |
Скоростно-силовые качества |
| + | + | + | + | + | + | + |
|
|
Выносливость (аэробные возможности) | + | + | + |
|
|
|
| + | + | + |
Анаэробные возможности |
| + | + | + |
|
|
| + | + | + |
Гибкость | + | + | + |
| + | + |
|
|
|
|
Координационные способности |
| + | + | + | + |
|
|
|
|
|
Равновесие | + |
| + | + | + | + | + | + |
|
|
Примечание:
У девочек сенситивные периоды энергетических предпосылок формирования физических качеств наступают на один-два года раньше, чем у мальчиков.
- Учебный материал.
3.1.Теоретическая подготовка.
8-11 лет
Темы занятий:
- Физическая культура и спорт в России и городе Томске.
Понятие о физической культуре. Значение физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармонического развития.
- Состояние и развитие футбола в России.
История развития футбола в мире и в нашей стране. Достижения футболистов России на мировой арене. История развития женского футбола.
- Правила поведения и предупреждение травм во время занятий футболом.
- Гигиенические требования к занимающимся спортом.
Понятие о гигиене. Гигиена одежды, обуви, жилья, сна. Гигиеническое значение водных процедур (умывания, купания, обтирания). Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, ногами. Гигиена полости рта. Что такое здоровье? Факторы положительно и отрицательно влияющие на состояние здоровья. Как правильно действовать при предложении наркотических веществ.
12-15 лет
Темы занятий:
- Физическая культура и спорт в России и городе Томске.
Физическая культура-как основополагающее средство сохранения и укрепления здоровья.
- Состояние и развитие футбола в мире.
История развитие женского футбола. Чемпионаты мира и Европы. Ведущие футболисты мира.
- Причины травматизма во время занятий футболом. Меры предупреждения травматизма.
- Гигиенические требования к занимающимся спортом.
Гигиенические требования к местам занятий. Личная гигиена одежды и обуви. Закаливание. Значение закаливания для укрепления и сохранения здоровья. Что такое вредные привычки. Опасность вредных привычек. Как правильно действовать при предложении наркотических веществ.
- Правила игры.
Разбор правил игры. Капитан команды, его права и обязанности.
- Места занятий. Оборудование и инвентарь.
Футбольные поля и площадки для мини-футбола. Требования к местам занятий. Мячи для футбола и мини-футбола.
16-17 лет
Темы занятий:
- Физическая культура и спорт в России и городе Томске.
История развития спорта в России и городе Томске. Физическая культура- как средство общей культуры человека. Значение физической культуры в жизни человека.
- Развитие женского футбола в России и мире.
Чемпионаты мира, Европы, олимпийские турниры по футболу среди женских команд. Победители Чемпионатов России по футболу среди женщин. Лучшие игроки России и мира.
- Характер травм. Меры предупреждения травматизма. Первая помощь при травмах.
- Гигиенические требования к занимающимся спортом.
Средства личной гигиены. Особенности детского организма, соблюдение гигиенических норм во время ОМЦ.
Питание. Режим питания. Влияние вредных привычек на физическое состояние организма. Никотин, алкоголь и наркотики-основные средства разрушения организма. Влияние наркотических веществ на потомство.
- Правила игры.
Разбор правил игры. Судья и его роль на поле. Правила игры - основной закон футбольной жизни на поле.
- Места занятий. Оборудование, инвентарь.
Футбольные поля. Вспомогательное оборудование (стойки, макеты и т. д). Футбольные мячи и уход за ними.
3.2.Практическая подготовка.
3.2.1.Общая и специальная подготовка.
Таблица 7
№ | Разделы подготовки
| Содержание учебного материала | ||||
8-11 лет | 12-15 лет | 16-17 лет | ||||
1. | Общая физическая подготовка Строевые упражнения
|
Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый-второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание приставными шагами. Повороты на месте направо и налево. Начало движения шагом с левой ноги. |
Продолжение обучению двигательным навыкам Повороты на месте кругом. Ходьба противоходом. Ходьба по диагонали.
|
Продолжение обучению двигательным навыкам
| ||
2 | Общеразвивающие упражнения
| Сгибание и разгибание рук. Круговые движения одной рукой. Движения плечами (вверх, вниз, вперед, назад). Движения кистями (сгибание и разгибание, приведение и отведение, круговые движения). Поочередные движения руками. Взмахи ногой вперед, назад и в сторону. Сгибание и разгибание ног в положении сидя. Приседание и переход в стойку на коленях. Вставание из седа, скрестив ноги. Наклоны туловища вперед и в стороны. Прыжки на месте на обеих ногах скрестно. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Упражнения с большими и малыми мячами, гимнастическими палками. | Упражнения с набивными мячами: поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в движении.. Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча.
| Ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка в движении. | ||
3
| Упражнения для формирования осанки
| Упражнения у вертикальной плоскости: 1.Встать к стене (положение рук-на пояс, в стороны, к плечам), поднять согнутую ногу, выпрямить ее и отвести в сторону. 2.То же с подниманием на носки. 3.Стоя у стены, прижавшись к ней, наклониться вправо, а затем, не отрываясь от стенки, вернуться в и.п. То же влево. Положение рук может быть различным: за голову, на голове, вверх, на пояс. | Упражнения с удержание груза на голове (вес 150-200 г). Повороты кругом сначала медленно, а затем быстро. Стойка на носках, ноги на одной линии. Приседания в положении ноги скрестно
|
| ||
4 | Упражнения для мышц стопы
| Ходьба на носках, высоко поднимая колени; ходьба на пятках (пальцы поднимать как можно выше); ходьба на наружных сторонах стоп (пальцы сжать, немного загребать носками); захватить пальцами правой ноги ручку скакалки, поднять ее и взять рукой; затем пальцами левой ноги взять ее из рук и положить на пол; то же выполнить в обратном порядке; сидя на скамейке, захватить сводами стоп какой-либо мелкий предмет; сидя на скамейке, захватить сводами стоп обеих ног набивной мяч, поднять и переставить влево, то же выполнить вправо. | Продолжение обучению двигательным навыкам
| Продолжение обучению двигательным навыкам
| ||
5 | Акробатические упражнения | Перекат в сторону из упора, стоя на коленях. Перекат вправо (влево) из упора, стоя на правом (левом) колене, левая нога в сторону на носок. Перекаты в сторону в широкой группировке. Кувырок вперед из упора в положении сидя в группировке. | Перекат назад из упора присев в упор на лопатках согнувшись. Кувырок вперед Из упора в упор присев и последующий прыжок вверх со взмахом рук. | Продолжение обучению двигательным навыкам
| ||
6 | Смешанные упражнения | Челночный бег (3х10м); бег на 30 м. Кросс без учета времени на 300 и 400 м. Многоскоки (8 прыжков-шагов с ноги на ногу). Лазание по канату с помощью ног. Метание теннисного мяча в цель. Полоса препятствий (из 10 видов упражнений) Плавание любым способом (12 или 25 м) Ходьба на лыжах 1-2 км. |
|
| ||
7 | Подвижные игры | Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию. Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. |
|
| ||
1. | Специальная Упражнения для развития быстроты | физическая Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу-рывки на 5-10 м из разных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, сидя, лежа, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры типа «день-ночь», «вызов номеров». «рывок за мячом» | подготовка Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения под уклон 3-5 градусов. Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками; неподвижными или медленно передвигающимися партнерами. Бег прыжками. Эстафетный бег. Обводка препятствий (на скорость). Переменный бег на дистанции 100-150 м (15-20 м с максимальной скоростью, 10-15 м медленно и т.д.) То же с ведением мяча. Подвижные игры типа «салки по кругу», «сумей достать» и т.д. |
Упражнения для развития скорости переключения от одного действия к другому. Бег с быстрым изменением способа передвижения. Бег с изменением направления. Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить его или остановиться, затем выполнить новый рывок в том или другом направлении. Бег с «тенью» (повторение движений партнера, который выполняет бег с максимальной скоростью и с изменением направления). То же, но с ведением мяча. | ||
2 | Упражнения для развития ловкости | Прыжки с разбега толчком одной и обеими ногами. Доставая высоко подвешенный мяч головой, ногой, Куками; то же, выполняя в прыжке поворот на 90-180 градусов. Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. | Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой; ведение мяча головой. | Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями. Эстафеты с элементами акробатики. Подвижные игры типа «живая цель», «салки мячом» и др. | ||
3 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств | Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. Прыжки на одной и на обеих ногах с продвижением, с преодолением препятствий. То же с отягощением. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Прыжки в глубину. Беговые и прыжковые упражнения, выполняемые в гору, по песку, опилкам, эстафеты с элементами бега, прыжков, переносом тяжестей. Подвижные игры типа «волк во рву», «челнок» и д.р. Вбрасывание ф\мяча на дальность. Броски набивного мяча на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удар по мячу ногой и головой на силу в тренировочную стенку; удары на дальность. | Продолжение обучению двигательным навыкам
| Продолжение обучению двигательным навыкам
| ||
3.2.2.Техническая и тактическая подготовка.
Методические рекомендации по обучению технике игры в футбол.
При обучении технике тренеру следует придерживаться следующей последовательности:
1 Демонстрация ( показ), рассказ.
Показ должен выполняться четко, квалифицированно, на той амплитуде, какая необходима в игре. Рассказ и объяснение при показе должны быть краткими и понятными, чтобы занимающиеся могли сразу исправлять имеющиеся ошибки.
2 Разучивание технического приема в целом, разучивание по частям.
Разучивание следует начинать с выполнения технического элемента в целом, а затем исправлять при необходимости отдельные детали. Нельзя оставлять ошибки без замечаний.
3 Повторение технического приема в различных упражнениях, в сочетании с другими техническими приемами.
При повторении технического приема следует учитывать психологические особенности детского и юношеского возраста. Упражнения необходимо разнообразить не только с точки зрения эмоциональности занятий, но и сохранения внимания. Сложность технического приема должна нарастать последовательно: на месте, в движении без сопротивления, в движении с пассивным сопротивлением, в движении с полным сопротивлением и затем в игровых упражнениях и играх.
4 Выполнение технического приема на оценку.
Выполнение технического приема на оценку должно проводиться в процессе обучения, причем оценка должна быть объективной.
- Выполнение технического приема в игровых упражнениях и в игре.
Учебный материал по технической подготовке для групп 8-11 лет.
Техника передвижения:
Бег обычный, бег приставным шагом. Бег по прямой и с изменением направления. Прыжки: вверх, вверх- вперед, толчком одной и двумя ногами с места.
Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу( от игрока, навстречу ему, справа или слева). Выполнение ударов на точность после остановки, ведения и обманных движений.
Методические рекомендации по обучению ударам ногой.
- Чтобы побудить обучающихся, закрепить навыки различных ударов предлагается каждую неделю производить удар по воротам только одним способом.
- Выполняя технические приемы в связках, т.е., в сочетании с несколькими элементами техники, надо ставить задачу сокращения паузы между отдельными приемами.
Например, в связках: остановка ногой - удар, ведение мяча- удар. При этом
занимающиеся должны как можно быстрее поразить ворота.
- На тренировочных занятиях надо постоянно следить за тем, чтобы обучающиеся упражнялись в ударах поочередно то левой, то правой ногой. Тем обучающимся, у которых заметна разница в игре сильной и слабой ногой, надо давать домашние задания чаще бить по мячу слабой ногой.
Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча на месте и в движении. Остановка бедром летящего навстречу мяча.
Методические рекомендации по обучению остановки мяча.
Чрезвычайно важно остановку мяча выполнять с наименьшей затратой времени, нужным способом для данной сложившейся ситуации и если требует этого игровая обстановка. Это достигается следующими способами:
а) с помощью уступающих движений;
б) расслаблением мышц ноги;
в) накрыванием мяча ступней, голенью, животом;
Для обучения этому приему предлагается следующая методика:
1. Остановка мяча, подброшенного вверх руками.
2. Остановка мяча, подброшенного вверх после жонглирования.
3. Остановка мяча после удара и отскока от деревянного щита.
4. Остановка мяча после передачи его партнером (сначала передачи выполняются руками, потом – ногой).
5. Остановка мяча в сочетании с ведением и обманными движениями.
6. Остановка мяча в сочетании с обводкой партнера и ударом по воротам.
7. Остановка мяча в игровых упражнениях и играх.
Отработкой приемов остановки мяча обучающимися нужно заниматься индивидуально.
Ведение мяча. Ведение мяча носком, средней частью подъема, внутренней и внешней частью подъема. Ведение мяча по прямой, по кругу, по « восьмерке», а также между стоек.
Обманные движения ( финты). Любое обманное движение ( финт) состоит из двух движений: ложного ( имитирующего движения) и действительного. Первое выполняется для того, чтобы дезориентировать соперника, заставить его поверить в истинность намерений. Чем естественнее сделано ложное движение, тем эффективнее будет финт.
Вторая часть успешного финта - взрывной рывок в истинном направлении. Это дает возможность опередить соперника, оставить его за своей спиной, создать численное превосходство атакующих над обороняющимися на любом участке поля там, где развивается атака.
Остановка мяча ногой ( после замедления бега и ложной попытки остановки мяча выполняется рывок с мячом); имитация удара по мячу ногой с последующим уходом от соперника вправо или влево.
Методические рекомендации по обучению финтам.
Обучать финтам желательно следующим образом: сначала выполнять их перед стойкой, заменяющей соперника, или с партнером, который не оказывает никакого сопротивления. Затем с партнером, оказывающим пассивное сопротивление, т.е. партнер, реагирует на ложное движение, но не мешает второму действию, не отбирает мяч и не идет на сближение. И, наконец, когда в совершенстве занимающийся овладеет навыком движений, как ложных, так и действительных можно переходить к отработке финта в парах в условиях настоящего единоборства. Необходимо отметить, что при обучении финтам надо тренировать как правую, так и левую ноги.
Отбор мяча. Отбор мяча выбиванием и выпадом у соперника, движущегося навстречу, слева и справа от игрока.
Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча с места из положения ноги вместе и ноги врозь.
Методические рекомендации по обучению вбрасывания мяча
из-за боковой линии.
Упражнения для обучения вбрасывания мяча удобно выполнять в парах, бросая мяч друг другу из-за головы. Для повышения интереса можно соревноваться, кто постепенно оттеснит партнера назад более далекими бросками( каждый бросает мяч с того места, где поймал его).
Техника вбрасывания не отличается большой сложностью: нужно делать замах руками с мячом из-за головы; при броске не отрывать ноги от земли и не заступать за боковую линию поля. Движение должно быть непрерывным.
Бросать мяч руками полезно во время разминки перед основной частью занятия.
Техника игры вратаря Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча
в сторону с крестным, приставным шагом и скачками.
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения и с падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места и разбега.
Учебный материал по тактической подготовке для групп 8-11 лет.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента для « открывания» с целью получения мяча. Выбор момента для «закрывания» соперника с целью не допустить получение мяча соперником.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изучаемых технических приемов в игровой обстановке. Определение и понимание игровых ситуаций, целесообразных для ведения мяча, обводки соперника, передачи мяча партнеру.
Групповые действия. Взаимодействие двух или трех партнеров в играх. Выполнение передач в ноги партнеру, на свободное место, на удар. Выполнение простейших комбинаций при начальном, угловом, штрафном, и свободном ударах, вбрасывании мяча из-за боковой линии.
Учебный материал по технической подготовке для групп 12-15 лет.
Техника передвижения:
Бег спиной вперед. Бег с крестными шагами. Бег дугами.
Прыжки: вверх- вправо и вверх- влево, толчком одной ногой с разбега.
Повороты переступанием и прыжком. Остановки во время бега выпадом и прыжком.
Удары по мячу ногой. Совершенствование изученных способов ударов. Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Выполнение удара на точность: в ворота, партнеру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба в прыжке, с места и с разбега по летящему навстречу мячу.
Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча. Остановка опускающегося мяча серединой подъема. Остановка мяча изученными способами, подготавливая его для последующих действий и прикрывая туловищем.
Ведение мяча. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема, меняя направление движения, между движущимися партнерами, изменяя скорость передвижения.
Обманные движения. Совершенствование изученных на предыдущим этапе подготовки обманных действий. Финт «уход» от соперника выпадом ( при атаке соперника показать туловищем движение в одну сторону и рывком уйти в другую сторону. Выполнение обманных движений в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением.
Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником выбиванием мяча и остановка мяча ногой в широком выпаде и в подкате.
Техника игры вратаря. Совершенствование технических элементов, изученных на предыдущем этапе подготовки. Отбивание мяча двумя руками без прыжка и в прыжке с места. Бросок мяча одной рукой снизу и из-за плеча на точность. Выбивание мяча ногой с земли и с рук.
Учебный материал по тактической подготовке для групп 12-15 лет.
Тактика нападения.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение игроков в атаке. Выработка умения ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнеров и соперника.
Индивидуальные действия с мячом. Использование наиболее рациональных способов ударов по мячу, ведение мяча, остановок в зависимости от направления, траектории и скорости полета мяча и в зависимости от расположения соперников. Применение различных способов обводки ( с изменением скорости и направления движения) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Точное и своевременное выполнение передач в ноги партнеру, на свободное место, на удар. Взаимодействие двух, трех партнеров при выполнении простейших комбинаций при начальном, угловом, штрафном, и свободном ударах, при вбрасывании мяча.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Правильное расположение игроков при атаке команды
соперника. Выбор правильной позиции по отношению к подопечному игроку нападающей команды и противодействие получению им мяча. Выполнение « закрывания» противника. Использование изучаемых приемов отбора мяча в игровой обстановке.
Групповые действия. Выбор наиболее рациональной позиции и взаимодействие игроков при атаке противника флангом и через центр. Страховка партнера, вступающего в единоборство с соперником. Организация и построение « стенки».
Тактика вратаря.
Выбор правильной позиции в воротах при ударах по воротам в зависимости от «угла удара».
Выбор правильной позиции при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Учебный материал по технической подготовке для групп 16-17лет.
Техника передвижения. Различные сочетания приемов бега с прыжками, поворотами и резкими остановками. Различные сочетания приемов техники передвижения с техникой владения мячом.
Удары по мячу ногой. Удары внутренней, внешней частью и серединой подъема, внутренней частью стопы по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу право и левой ногой. Удары носком и пяткой.
Выполнение ударов на точность и силу после остановки, ведения и рывков на короткое, среднее и дальнее расстояние ( с различными направлениями и траекторией полета). Удары по мячу ногой в единоборстве, с пассивным и активным сопротивлением.
Удары по мячу головой. Удары средней и боковой частью лба без прыжка и в прыжке по летящему с различной скоростью и траекторией мячу.
Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с переводом в стороны и назад ( в зависимости от расположения игроков противника и создавшейся игровой обстановки). Остановка опускающегося мяча бедром.
Остановка изученными способами мячей, катящихся или летящих с различной скоростью и траекторией, с разных расстояний и направлений, на высокой скорости с последующим ударом или рывком.
Ведение мяча. Ведение мяча внешней и средней частями подъема, носком, и внутренней стороной стопы.
Ведение мяча всеми изученными способами с увеличением скорости, с выполнением рывков, с обводкой движущихся и противодействующих соперников, затрудняя им отбор мяча, прикрывая мяч телом.
Обманные движения ( финты). Совершенствование ранее изученных обманных действий, с выполнением их на максимально возможной скорости. Выполнение обманных движений в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением.
Отбор мяча. Совершенствование в отборе изученными приемами в выпаде, подкате, атакуя соперника спереди, сбоку, сзади, в условиях игровых упражнений и учебных играх.
Техника игры вратаря. Ловля двумя руками снизу, сверху, сбоку катящихся и летящих с различной скоростью и траекторией полета мячей. Ловля на месте. В движении, в прыжке, без падения и с падением, ловля мячей на выходе. Отбивание мяча кулаком на выходе, без прыжка и в прыжке. Броски мяча одной рукой сверху, снизу на точность и дальность. Выбивание мяча с земли и с рук на точность и дальность.
Учебный материал по тактической подготовке для групп 16-17 лет.
Тактика нападения.
Индивидуальные действия. Оценивание целесообразности той или иной позиции, своевременное занятие наиболее выгодной позиции для получения мяча. Эффективное использование изученных технических приемов, способы и разновидности решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие с партнерами при равном и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание», комбинация «пропуск мяча». Умение начинать и развивать атаку из стандартных положений.
Командные действия. Выполнение основных обязанностей в атаке на своей игровой позиции, согласно избранной тактической схеме в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангами и через центр.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Противодействие маневрирования соперника и создание препятствий сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате». Применение отбора мяча изученным способом в зависимости от игровой ситуации. Противодействие передаче, ведению и удару по воротам.
4. Воспитательная работа.
Возрастание роли физической культуры и спорта как средства воспитания подрастающего поколения повышает требования к воспитательной работе в спортивных школах. При этом важным условием успешной работы со спортсменами является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности спортсмена: семьи,образовательной и спортивной школы, коллектива педагогов.
На основе общешкольного плана воспитательной работы каждый тренер составляет свой план.
Воспитательная работа осуществляется на протяжении всего учебного года, на каждом занятии, соревновании, в свободное время. Вне учебно- тренировочных занятий воспитательная работа заключается в проведении бесед и лекций на различные темы, коллективные посещения музеев, театров, кино, соревнований, в выполнении общественных поручений, в участии в показательных выступлениях, в трудовой
деятельности школы.
В работе со спортсменами важно правильно сочетать методы нравственного воспитания, учитывая особенности психики занимающихся разного возраста.
К числу основных методов следует отнести убеждение, поощрение и наказание. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего нужны тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого занимающегося. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Мера поощрения должна соответствовать поступку, заслугам спортсмена и совпадать с мнением коллектива. Наказание, как один из методов воспитания, надо применять осторожно, так как бесчисленные замечания, нравоучения могут оказаться не менее вредными. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований.
Для использования этих методов тренер- преподаватель должен иметь ввиду, что убеждать своих воспитанников можно только в том случае, если владеешь искусством педагогического разговора, а именно: говорить доходчиво, эмоционально и содержательно.
Большое воспитательное значение имеет личный пример и авторитет тренера. Тренер должен быть принципиальным и честным, требовательным и добрым, любить свою работу, всегда доводить начатое дело до конца, постоянно учиться. Он должен интересоваться не только спортивными успехами своих воспитанников, но и их успеваемостью в общеобразовательной школе, общественными нагрузками, поведением в семье и на улице, должен поддерживать постоянную связь с классным руководителем и родителями и осуществлять воспитательную работу в тесном взаимодействии с ними.
5. Психологическая подготовка.
Психологическая подготовка включает в себя мероприятия, которые обеспечивают формирование у спортсменов таких психологических качеств, которые необходимы для успешного решения задач тренировки и участия в соревнованиях. Она предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка осуществляется в процессе всего учебного года, на каждом занятии. Тренер-преподаватель должен знать, что совершенствование психологической подготовки гораздо сложнее физической и технической подготовки. Поэтому тренеру, особенно работающему с юными спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной всесторонне развитой личности, способной в будущем блеснуть спортивным мастерством.
Задачи психологической подготовки на спортивно-оздоровительном этапе.
- развитие устойчивого интереса к занятиям спортом вообще и к занятиям футболом в частности;
- формирование установки на тренировочную деятельность.
Методы, формы и средства воздействия на обучающихся.
- беседы,
- убеждения;
- педагогическое внушение;
- моделирование состязательных ситуаций на тренировке;
- введение ситуаций, требующих преодоление трудностей ( ситуации преодоления страха, волнения, неприятных ощущений) без предельной мобилизации физических и психологических возможностей.
6. Восстановительные мероприятия.
Во время тренировочной деятельности с увеличением объема тренировочных нагрузок, в связи с увеличением расхода энергетических ресурсов растущего организма большую роль играют восстановительные мероприятия. Нарастание тренированности и повышение работоспособности возможны лишь тогда, когда энергетические затраты восполняются в процессе восстановления.
Восстановительные мероприятия проводятся не только во время проведения тренировочного процесса и соревнований ( отдых между выполнением отдельных упражнений, варьированием тренировочных нагрузок в недельном, месячном, годовом
циклах, аутогенная тренировка, активный отдых), но и в свободное время.
Для обучающихся на спортивно-оздоровительном этапе рекомендуется обеспечивать восстановление работоспособности естественным путем с использованием следующих средств восстановления:
- оптимальное построение тренировочного процесса ( рациональное сочетание упражнений и интервалов отдыха);
- частая смена тренировочных средств во время занятий;
- проведение занятий в игровой форме;
- гигиенический душ;
- водные процедуры закаливающего характера;
- витаминизация пищевого рациона.
7. Врачебно-педагогический контроль.
Основная цель педагогического и врачебного контроля- всемерное содействие положительному влиянию спорта на состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность занимающихся. Задачи, средства и формы врачебно-педагогического контроля приведены в Положении о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом (Приказ Минздрава СССР от 29.12.1985 № 1672).
Задачи врачебно-педагогического контроля
на спортивно-оздоровительном этапе.
Основными задачами врачебно-педагогического контроля являются:
- контроль за состоянием здоровья спортсменов;
- привитие гигиенических навыков и неукоснительного выполнения рекомендаций спортивного врача;
- определение исходного уровня состояния здоровья, физической и функциональной
подготовленности;
- изучение динамики функциональных показателей;
- лечебно-профилактические мероприятия.
Формы контроля
- медицинское обследование в начале и конце учебного года;
- беседы о профилактике вирусных и респираторных заболеваний;
- беседы с родителями о необходимости витаминизации спортсменов.
При проведении педагогического контроля используются комплексы контрольных упражнений для определения физической подготовленности обучающихся. Тестирование по ОФП обучающихся спортивно-оздоровительных групп (СОГ) осуществляется два раза в год-в начале и конце учебного года.
Литература:
- С.Н. Андреев « Мини-футбол в школе» ОАО Издательство « Советский спорт» 2008г
- Волков С.В. « Теория и методика детского и юношеского спорта» Олимпийская литература 2002 г.
- Ж-Л Чесно «Футбол. Обучение базовой техники» СпортАкадемПресс 1998г
- Мини-фубол (футзал) : Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. - М.: Советский спорт, 2010. - 96 с.
- Андреев СЛ. Мини-футбол. - М.: ФиС, 1978. - 111 с.
- Андреев СЛ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
- Максимеико И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. - Луганск: Знание, 2000. - 276 с.
- Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980.-255 с.
- Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров / Под общей ред. А.П. Лаптева и А.А. Сучилина. - М.: ФиС, 1983. - 254 с.
- Богин М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
- Мутко В.Л., Андреев С.Н. , Алиев Э.Г. Мини-футбол–игра для всех – М. Советский спорт, 2008.- 264 стр
- Тюленьков С.Ю. , Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки.- М.: Терра-Спорт,2000.- 86 стр.(Библиотечка тренера)