Программа предпрофильного курса "Здоровье, сила, красота"
элективный курс по физкультуре (9 класс) на тему

Жукович Сергей Владимирович

программа предпрофильного курса для учащихся 9-х классов, ориентирована на презентацию профессии тренера силовых видов спорта

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 13 г. о. Тольятти

Здоровье, сила и красота

(программа предпрофильной подготовки

для учащихся 9 классов

объёмом 16 часов)

Автор:

Жукович Сергей Владимирович

учитель физической культуры

МБУ СОШ №13 г.о.Тольятти


Год разработки:    2011 год

       Стремись к успеху, старайся превзойти себя, люби своих друзей, говори правду, будь верен, уважай родителей.

        Эти жизненные принципы помогут тебе достичь совершенства, сделают сильными, дадут надежду и приведут          к истинному величию.

                                              Д. Уайдер

Пояснительная записка

Красота, сила и здоровье нашего тела – это новый культурный критерий человеческой цивилизации. Физкультурная революция совершится не в спортивных залах, а в человеческих умах. Общество не захочет мириться с физической неполноценностью своих членов, поскольку очевидной станет связь между слабыми мышцами, слабым характером и слабым интеллектом. Сильное тело – это не эстетическая прихоть, а единственный способ выстоять в наше время глобальных стрессов: социальных, информационных, экологических и психических. Когда вы «качаете» железо, вы делаете более сильными не только мускулы, но и характер. Вы приучаете себя ставить цель и достигать её. Вы учитесь совершенствовать себя, и потом это умение будет сопровождать вас всю вашу жизнь, чем бы вы не занимались – бизнесом, творчеством или научными исследованиями. Вы можете сами себя слепить. И проводником  на этом пути будет тренер, чьи знания и опыт станут фундаментом вашей победы.

В связи с вышесказанным данный курс представляется актуальным. Предложенный курс призван сориентировать учащихся на выбор профессии тренера силовых видов спорта. Он позволяет детям в ходе изучения этого курса проверить свои коммуникативные способности, оценить возможности профессионального предвидения результата. Основные принципы деятельности по этой программе: сознательности и активности, гуманности и толерантности.

Цели и задачи курса

Цель: предоставление возможности учащемуся сделать осознанный выбор профессии в соответствии со своими склонностями, интересами, способностями.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у учащихся 9-х классов  правильных представлений о профессии тренера
  2. Дать ориентир на проверку наличия у себя необходимых профессиональных качеств
  3. Помочь учащимся разобраться в своих ценностях и установках
  4. Способствовать формированию понятия здоровья и здорового образа жизни

Формы:

Основной формой организации учебного процесса является урочная деятельность, спортивная тренировка и практические занятия

Методы:

  1. Словесные (лекция, беседа, рассказ, дискуссия и т.д.)
  2. Наглядные (демонстрация схем, таблиц, фотографий, зарисовок)
  3. Практические (тренинги, проектирование, мастер-классы, тесты, тренировки и т.д.)

Педагогические технологии:

  1. Мозговой штурм
  2. Коллективный анализ
  3. Рефлексия
  4. Метод свободного выбора

Средства:

Материально-техническое обеспечение

  1. Специализированное помещение (учебный класс, спортивный зал, тренажёрный зал, зал тяжёлой атлетики)
  2. Столы, стулья
  3. Спортивное оборудование
  4. Тетради, ручки, цветные и простые карандаши, маркеры, бумага
  5. Ауди/видеоаппаратура
  6. Компьютер, мультимедийный проектор, принтер

Методическое обеспечение

  1. Информационные таблицы, схемы
  2. Информационные материалы (фотографии, презентации и т.д)

Ожидаемые результаты курса

По окончании данного курса учащиеся будут

знать:

  1. основные формы работы тренера
  2. основные требования при проведении разного рода тренировок
  3. составные части имиджа тренера
  4. требования, предъявляемые к профессии тренера
  5. правила безопасности при занятиях силовыми видами спорта
  6. основные правила здоровьесбережения

уметь

  1. составлять режим дня с учётом индивидуальных особенностей
  2. составлять рацион питания с учётом калорийности продуктов и их усваиваемости и полезности
  3. разрабатывать индивидуальный план занятий

Главным же результатом данного курса является способность школьника определить уровень соответствия своих личностных качеств тем требованиям, которые предъявляются к тренеру силовых видов спорта, т.е. сориентироваться в определении своей позиции выбора представленной профессии.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

В том числе на практическую деятельность учащихся

  1. Введение в программу курса. Важнее медалей.

1

1

Опрос

  1. Фигура под заказ. Фитнесс.

2

2

Разработка индивидуальной программы тренировки

  1. Твоё новое тело (бодибилдинг)

2

1

Составление рекомендаций партнёру

  1. По примеру силачей (тяжёлая атлетика и пауэрлифтинг)

2

1

Разработка основных требований здоровьесбережения

  1. Армрестлинг – лучший способ помериться силой

1

1

Организация и проведение соревнований среди сверстников

  1. Итоговое занятие.

1

1

Тест-опрос, показательная тренировка

ИТОГО

9

7

Содержание курса

  1. Введение в программу курса. Важнее медалей.

Знакомство детей с целями и задачами курса. Диагностика их профессиональных интересов.

        Место тренера на рынке профессий. Что собой представляет тренерская деятельность? Субъекты процесса.

        Основные требования к личности тренера силовых видов спорта. Тренеры чемпионов (Д.Уайдер, Д.Ригерт, А.Медведев, В.Богачёв). Выдающиеся спортсмены как продукт тренерской деятельности.

        Охрана труда при занятиях силовыми видами спорта.

Формы и методы работы: тест-опрос «Мой выбор»; лекция, беседа; рефлексия итогов занятия.

Технические средства: тесты, видеопроекционная аппаратура, портреты тренеров и спортсменов.

  1. Фигура под заказ. Фитнесс.

«Занятия фитнесом и здоровый образ жизни не только улучшают фигуру, но и сделают вас более уверенными в себе» (Сабина Летувник). Начало. Что необходимо знать (возраст, состояние здоровья, опыт занятий спортом, наличие лишнего веса).

        Средства занятий, контроль параметров тела, одежда для тренировок, дневник занятий. Схема тренировки (разминка, основная часть, релаксация). Разминка (цель, здоровая мотивация, продолжительность, выбор средств разминки, зависимость от времени суток). Основная часть (психологическая настроенность, мотивация, продолжительность занятий, виды упражнений). Релаксация (интенсивность, продолжительность, позитивный настрой на отдых)

        Фитбол – мяч главный помощник.

Практическая деятельность учащихся. Адаптивная тренировка на мяче. Разработка частей индивидуальной программы занятия (групповая деятельность)

Формы и методы работы: дискуссия «Красивое тело – за и против!»; беседа, лекция; тренировка; самостоятельная работа по составлению плана своей тренировки; коллективный анализ; диагностика самооценки физического состояния; рефлексия итогов занятия.

Технические средства обучения: анкета, схемы, доска, мел, бумага, маркеры, швейцарский мяч, спортивная форма.

Место проведения: класс, спортивный зал.

  1. Твоё новое тело (бодибилдинг)

История возникновения бодибилдинга. Спортсмены-звёзды кино.

Советы Арнольда Шварценеггера. Принципы построения тренировки (многогранность малых весов, околопредельных нагрузок, варьирование интенсивности, прогнозирование результата). Роль тренера в достижении результата.

        Отдых как основное средство восстановления и роста мускулатуры. Разновидности отдыха (активный, релаксация).

        Практическая деятельность учащихся. Определение типа своего тела (самоскопия). Составление рекомендаций партнёру (работа в парах). Соотнесение выработанных рекомендаций с уже существующими.

        Экскурсия в тренажёрный зал спортивного комплекса, мастер-класс ведущих тренеров.

        Формы и методы работы: беседа; самостоятельная работа по составлению рекомендаций; коллективный анализ предложенных вариантов; мастер-класс; экскурсия; рефлексия итогов занятия.

Технические средства обучения: ручки, схемы, доска, мел, бумага, маркеры, спортивное оборудование, спортивная форма.

  1. По примеру силачей (тяжёлая атлетика и пауэрлифтинг)

     «Сила, как и разум, может развиваться безгранично» (Д. Ригерт). Штанга на весах времени (от Олимпиады к Олимпиаде). Тяжёлая атлетика и пауэрлифтинг – сходства и различия. Место тренера.

        Критерии морфологического отбора для занятий тяжёлой атлетикой и пауэрлифтингом (показатели роста тела, состояние здоровья и т.д.). Принципы построения тренировки (постепенности, научности, повторности, систематичности, доступности, сознательности и активности). Особенности построения тренировки (направле6нность на максимальный результат, циклограмма перспективного планирования, интенсивность нагрузки, время отдыха).

        Восстановительные мероприятия. Активный отдых (спортивные подвижные игры, бассейн). Релаксация (массаж, баня).

        Практическая деятельность учащихся. Круглый стол на тему «В здоровом теле – здоровый дух?» Разработка основных требований здоровьесбережения (мозговой штурм).

        Экскурсия в зал тяжёлой атлетики. Мастер-класс ведущих тренеров.  

        Формы и методы работы: беседа; мозговой штурм; работа в группах; самостоятельная разработка правил здоровьесбережения и представление её другим группам; коллективный анализ проделанной работы; рефлексия; экскурсия; мастер-класс.

        Технические средства обучения: бумага (формат А3), маркеры, цветные мелки, доска, фломастеры, карандаши, спортивная форма, тяжелоатлетическое оборудование.

Место проведения: класс, зал тяжёлой атлетики.

  1. Армрестлинг – лучший способ помериться силой.

Армспорт – борьба руками на столе. Книга Э.Хемингуэйя «Старик и море» (разбор эпизода).

Правила проведения соревнований (наличие спец. Оборудования, судейство, арбитраж, апелляционное жюри) Способы ведения борьбы (разнообразие захватов рук). Тактика схватки. Секреты тренерского мастерства (психологический настрой спортсмена, мотивация и др.)

Практическая деятельность учащихся. Составление минипроекта проведения соревнований среди сверстников. Защита проекта. Организация соревнований в профильной группе с привлечением других заинтересованных лиц.

Формы и методы работы: беседа; анализ литературного отрывка; самостоятельная работа по созданию минипроектов; коллек5тивный анализ предложенных проектов; рефлексия.

Технические средства обучения: схемы, бумага, ручки, маркеры, маркерная доска, специальное спортивное оборудование, спортивная форма.

Место проведения: класс, спортивный зал.

  1. Итоговое занятие.

На итоговом занятии проводится тест-опрос по пройденному материалу.

Проводится показательная тренировка.

Методическое обеспечение программы

К  теме «Введение в программу курса. Важнее медалей»

Тест-опрос «Мой выбор»  (определение самооценки)

Дай своё определение:

- силы

- здоровья

- красоты

Оцени себя:

- силён ли ты?

- здоров ли ты?

- красив ли ты?

Назови тех знакомых, друзей, родных, кто, по-твоему:

- сильный;

- здоровый;

- красивый.

Нужно ли делать что-нибудь особенное, чтобы человека считали:

- сильным;

- здоровым;

- красивым.

К теме «Фигура под заказ. Фитнесс»

Адаптивная тренировка на мяче.

Разработка частей  индивидуальной программы занятия

(групповая деятельность)

Задание: Перед вами комплекс упражнений на мяче для пресса. Составьте свой план тренировки, заполняя данную таблицу.

Упражнение                              кол-во повторений                     кол-во подходов

1. Подъемы таза                                

2. Выпрямление ног                                

3. Качалка                                          

4. Передача мяча          

                   

Описание упражнений

1 упражнение. Подъемы таза

Исходное положение- лежа на спине, поднимите ноги вверх. Между икроножных мышц и ступней расположите мяч, зажмите его, чтобы не упустить при выполнении. В обычном варианте руки лежат вдоль корпуса, в облегченном варианте – руки под ягодицами.

Выполнение – отрывайте ягодицы от пола на расстояние 5-10 см и возвращайтесь обратно. Важно не наклонять ноги на себя, помогая таким образом прессу, а держать их строго вертикально.

2 упражнение. Выпрямление ног

Исходное положение - тоже, что и в первом упражнении. Ноги согнуты, между икрами и ступнями мяч.

Выполнение - выпрямите ноги. Высота ног от пола такая, чтобы не касаться мячом о пол. Затем опять согните в исходное положение.

3 упражнение. Качалка

Выпрямите ноги с мячом на 45 градусов от пола и качайте их вниз – вверх с небольшой амплитудой. Руки под ягодицами.

4 упражнение. Передача мяча

Исходное положение – лежа на спине, ноги прямые лежат на полу, руки прямые вытянуты за головой, удерживают фитбол.

Выполнение – поднимайте мяч над головой и одновременно ноги, передавайте мяч из рук в ноги, зажимая его между икрами и ступнями, затем опускайте руки и ноги на пол. Затем делайте обратную передачу.  Для усложнения не опускайте на пол ноги и руки, а держите их на весу в нижней точке. Можно держать поднятой также голову и плечи, если тяжело, голову не отрывайте от пола.

К теме «По примеру силачей (тяжёлая атлетика и пауэрлифтинг)»

Разработка основных требований здоровьесбережения

Понятие «здоровьесбережение» включает несколько направлений. Опиши эти направления (что они подразумевают?)

Здоровьесбережение - это

Режим дня

Гигиенические процедуры

Питание

Физические упражнения

Сон
































К теме «Твоё новое тело (бодибилдинг)»

Составление рекомендаций партнёру

Ваш друг решил заняться бодибилдингом, что из предложенного списка вы ему посоветуете? Отметьте выбранный ответ

Тренажерный зал - место для тренировок, а не клуб "Кому за…" или «Кому ещё не…»

Да

Нет

При работе на массу нет необходимости посещать зал более 3-х раз в неделю и проводить в нем более 1 часа. Вы можете работать даже 2 раза в неделю, и это также будет давать хорошие результаты.

Да

Нет

Основа наращивания массы - это выполнение упражнений с большими весами

Да

Нет

Настоящий атлет – тот, кто занимается в старых шортах и пропитанной потом футболке. Он не из тех, кто прохаживается по залу, задевая других своими расставленными локтями, он не носит дорогие кроссовки, он не отрезает рукава тренировочной футболки и не рассказывает с важным видом о том, сколько может выжать лежа.

Да

Нет

Можно ли  наращивать массу, используя тренажеры?

Да

Нет

Стероиды ускоряют биосинтез мышцы, а это  требует большого количества калорий.

Да

Нет

Только постоянный рост мускулов является единственным признаком прогресса

Да

Нет

Основная причина неудачи - ваш негативный настрой

Да

Нет

Повышение интенсивности тренировки легко решает сразу две проблемы: преодоление застоя и наращивание мышечной массы.

Да

Нет

Обязательно пересмотрите свою диету, и убедитесь в том, что имеете достаточно времени для отдыха.

Да

Нет

К теме «Армрестлинг – лучший способ помериться силой»

Карта минипроекта проведения соревнований среди сверстников

по ____________________________

Список литературы

Использованная литература

  1. Бердников И.Г. Педагогическое мастерство учителя-тренера: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – Тольятти: Изд-во ТФСГПУ, 2001.
  2. Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ/ Буйлин Ю.Ф., Знаменская З.И., Курамшин Ю.Ф. и др. – М.: Физкультура и спорт, 1981.
  3. Летувник С. Развиваем мышцы// Пер. с нем. А.Н.Гордиенко. – Мн.: ООО «Попурри», 2004.
  4. Шон Перин. 20 лучших атлетов за последние 65 лет// Muscle&Fitness. 2004. № 5.
  5. Данилов С. История становления армрестлинга// Железный мир. 2004. № 2.
  6. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии. Рига, 1995.

Рефлексия

Что мы узнали? Чему научились?

План соревнования

Шаги по решению проблемы

Задачи проекта:

Проблема

Цель проекта:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спорт-это здоровье, сила, красота

Сценарий торжественного открытия школьной спортивной площадки...

Программа курсов по выбору "Великая сила красоты" 6 класс

Краткосрочный курс  "Великая сила красоты"  для учащихся 6 классов.Образованный и воспитанный человек должен уметь сохранять здоровье, дарова...

рабочая программа "Великая сила красоты" 6 класс

рабочая программа "Великая сила красоты" 6 класс...

рабочая программа "Великая сила красоты" 6 класс

рабочая программа "Великая сила красоты" 6 класс...

Сценарий внеклассного мероприятия по физической культуре на тему: "Сила, красота и грация!"

Вашему вниманию предлагается  сценарий внеклассного мероприятия по физической культуре на тему: "Сила, красота и грация!"...

Положение о проведении спортивного мероприятия «Педагоги на старт» среди работников дошкольных образовательных учреждений г. Охи. в рамках физкультурно – оздоровительного проекта «Здоровье, сила, красота»

Цель: Приобщение участников проекта к здоровому образу жизни. Задачи:Ø  укрепление здоровья педагогических работников ДОУ;Ø  пропаганда здорового образа жизни;Ø  сотрудничество обр...

Программа предпрофильного курса "Золотое сечение - красота и поиск совершенства"

Курс занятий по программе «Золотое сечение – красота и поиск совершенства» рассчитан на 34 часа для учащихся 8-9 классов. На этой ступени образования уже имеется определённый запас з...