Рабочая программа ТИСА
рабочая программа (физкультура и спорт) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 422 Кронштадтского района Санкт - Петербурга
Рассмотрено Согласовано Утверждаю заседании МО Заместитель директора Директор Протокол № ______ школы по УВР ГБОУ СОШ № 422
ГБОУ СОШ № 422 ___________О.Н.Богданова
_________20____г. __________С. Н. Пятанова Приказ № ______
___________20___г. ____________ 20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА «КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА НА ТРЕНАЖЕРНО- ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «ТИСА» для учащихся 1-2 классов»
Разработана:
Мурашова Н.В., учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
2013г.
Пояснительная записка
Школа будущего - школа завтрашнего дня. Сейчас в школе идут сложные процессы обновления содержания, методики и технологии обучения. Введена новая структура учебных дисциплин, концептуальный уровень которых отражен в проекте Государственного образовательного стандарта.
Программа «Коррегирующая гимнастика на тренажерно- информационной системе «ТИСА» направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма. Эти возможности при целенаправленном воздействии способны значительно увеличить функциональные способности растущего организма и стать основой его здоровой жизни.
Подростки обладают поразительно высоким двигательным потенциалом, они способны осваивать сложные требующие большого функционального напряжения виды движений. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию ряда заболеваний. Детям и подросткам особенно необходима двигательная активность, причем не, только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях, для сохранения и упрочнения здоровья.
Тренажерная система «ТИСА» позволяет выполнять коррегирующие и развивающие упражнения на фоне моделирования мягких природных механических колебаний с частотой 10-130Гц, с одновременной проработкой наибольшего числа активных точек. Модульное решение тренажерной системы и доступность эксплуатации предоставляют широкий спектр комбинаций упражнений. Занятия с использованием системы «ТИСА» приводят к быстрым положительным изменениям за счет роста капиллярной сети, нормализации мышечного и сосудистого тонуса, активизации синоптических каналов, улучшению дренажной функции легких и т.д.
Специально подобранные упражнения тренируют координацию. В результате улучшается равновесие и устойчивость при движении у детей с проблемами опорно-двигательного аппарата.
Основная цель данной программы – всестороннее, физическое развитие детей, укрепление и сохранение их здоровья.
Цель обучения – мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством освоения основ содержания программы коррегирующей гимнастики, умения сохранять и совершенствовать умения и навыки снимать утомление вызванное учебной деятельностью, а также содействовать самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.
В соответствии с данной целью формируются комплекс основных взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных, решаемые в процессе реализации данной программы с использованием тренажерно-информационной системы «ТИСА»:
Спортивно-оздоровительная технология «ТИСА» позволяет решать задачи профилактики предотвращение травматизма детей:
- Профилактики плоскостопия и нарушений осанки;
- Укрепление мышц живота и поясницы направленные на регуляцию мышечного тонуса;
- Предотвращение заболеваний органов пищеварения, костно-мышечной и соединительной ткани;
- Тренировку функций равновесия, вестибулярного аппарата и улучшения биохимического двигательного паттерна;
- Улучшения вегетативной реактивности, чувствительности и оптимизации реакций срочной адаптации к физической нагрузке.
Основные задачи
Оздоровительные задачи
Укрепление здоровья; гармоничное развитие мышечных групп и всей мышечной системы; выработка правильной осанки, походки; профилактика заболеваний, общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно - сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма. Улучшение психического состояния, снятие стрессов.
Образовательные задачи
Всестороннее гармоничное развитие и совершенствование основных физических качеств: гибкости, координации движений, выразительности движений, чувства динамического равновесия. Вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в жизни.
Повышение умственной и физической работоспособности.
Воспитательные задачи
Воспитание дисциплинированности, целеустремленности, настойчивости, выдержки, ориентировки, инициативности морально-волевых и эстетических качеств,. Повышение интереса к систематических занятиях с учетом состояния здоровья.
Основные принципы внедрения и реализации спортивно-оздоровительной технологии «ТИСА» в образовательном учреждении:
- комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся и непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течении года;
- обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля;
- использование простых и доступных технологий с максимальным охватом всех учащихся;
- формирование положительной мотивации применения немедикаментозных средств оздоровления, стимулирующих защитные силы организма детей имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.
Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями. Оздоровительные занятия развивают двигательную подготовленность учащихся, и позволяет оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки.
Практическая значимость программы состоит из систематического применения продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой модуляцией природных и биологических колебательных процессов, способствующих укреплению здоровья.
Занятия ориентированы на то, чтобы заложить в учащихся стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Новизна заключается в том, что она включает новое направление по профилактике предотвращения заболеваний детей и дает максимальный положительный эффект при ряде патологических и пограничных состояний организма. Двигательные упражнения выполняемые на тренажерно-информационной системе «ТИСА» поддерживают на определенном уровне работу сердечно - сосудистой, дыхательной и мышечной систем.
Данная программа включает в себя обязательный минимум использования модулей, координаторов, катоактинов и устройств тренажерно-информационной системы «ТИСА» с модуляцией мягких природных и биологических колебательных процессов(ММПБКП).
Организационно – методические рекомендации
Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям за время обучения.
Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия.
Начиняя занятия, учитель должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровень его физического развития, состояния его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.
Основными средствами для решения задач оздоровительные являются: занятия специально оздоровительно-развивающей гимнастики, корригирующих и укрепляющих упражнений, применение специального оборудования как, массажные мячи, гимнастическая стенка, фитбол-мяч, степ-платформа и тренажерно-информационная система «ТИСА» оборудованная в спортзале или кабинете.
Правильный психолого-педагогический подход к детям, является мощным фактором воздействия. Чувство мышечной радости порождает у ребенка стойкие положительные эмоции и является надежным средством повышения эффективности организма.
Учебный материал программы коррегирующей гимнастики разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательность обучения движениям, систематичность увеличения нагрузки, постепенное развитие функциональных способностей занимающихся.
При планировании и проведении занятий по коррегирующей гимнастики учтены особенности организма учащихся. В зависимости от вида нарушений осанки, заболеваний сердечно-сосудистой системы и функциональных возможностей, предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.
Программа коррегирующей гимнастики по оздоровительному сопровождению представляет собой комплекс мероприятий рассчитанных на 1 год, направленных на профилактику, коррекцию нарушений осанки, плоскостопия у детей 7-9 лет.
Коррегирующая гимнастика должна проводиться систематически не реже 2 раза в неделю по 45 мин, с постепенным увеличением нагрузки и использование различных пособий, для улучшения координаций движений и повышения эмоционального настроя.
В основу комплексов подобраны коррегирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные оздоровительные методики.
Состав группы 12 - 15 человек.
Комплектование группы проводится на основе учета состояния здоровья, показателей физической подготовленности и функционального исследования по заключению врача, оформляется приказом директора общеобразовательного учреждения.
Формы контроля.
Для определения эффективности занятий по коррегирующей гимнастике необходимо использовать мониторинговые исследования: метод педагогического наблюдения и медицинский контроль.
При педагогическом наблюдениях, которые наблюдаются в течении всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения.
При повторении и закреплении учащимися учебного материала используются формы контроля: устные ответы, показ упражнений, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
Динамику развития физических качеств учащихся позволяет оценить контрольные тесты, проводимые 3 раза в год – определение гибкости позвоночника, силу мышечных групп спины и брюшного пресса, плечевого пояса, которые являются основой мышечного корсета, удерживающего осанку в правильном положении.
Эффективность оздоровления учащихся, уровень состояния здоровья учащихся, помогает определить медицинский контроль. Медицинский персонал школы проводит периодический контроль коррекции осанки учащихся – 2 раза в год.
Требования к уровню подготовки учащихся(занимающихся)
Занимающиеся должны знать и уметь:
- знать понятие «правильная осанка»;
- знать название групп мышц, поддерживающих позвоночник;
- знать правила техники безопасности при выполнении упражнений на модулях, координаторах тренажерно-информационной системы «ТИСА» с модуляцией мягких природных и биологических колебательных процессов (ММПБКП);
- уметь сохранять положение «правильной осанки» в положении стоя, сидя, лежа, при ходьбе;
- уметь самостоятельно выполнять коррегирующие упражнения на модулях, с предметами и без предметов, на тренажерах для укрепления мышц туловища, рук и ног.
- уметь самостоятельно организовать подвижные игры с профилактической направленно
Распределение учебного материала по часам на учебный год.
№ п\п | Содержание учебной программы | 1-2 класс | 3-4 класс | 5-6 класс | 7-8 класс | 9-11 класс |
1. | Основы знаний и умений | В процессе занятий | В процессе занятий | В процессе занятий | В процессе занятий | В процессе занятий |
2. | Упражнения для формирования, закрепления и совершенствования навыков правильной осанки | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
3 | Упражнения для коррекции и укрепления мышечного корсета:
| 9 4 4 2 | 7 4 5 4 | 7 2 6 2 | 7 2 6 2 | 7 2 6 2 |
4. | Фитбол - коррекция | 12 | 12 | 10 | 10 | 10 |
5. | Упражнения для увеличения подвижности суставов | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6. | Упражнения на развитие гибкости позвоночника | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
7. | Развитие эластичности мышц туловища(игровой стрейчинг) | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
8. | Упражнения для развития функций равновесия | 2 | - | - | - | - |
9. | Развитие координаций движений | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
10. | Упражнения для развития ориентировки в пространстве | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 |
11. | Профилактика плоскостопия | 6 | 5 | 6 | 6 | 6 |
12. | Развитие мелкой моторики | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 |
13. | Развитие крупной моторики | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
14. | Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 |
15 | Подвижные игры | В процессе занятий | В процессе занятий | В процессе занятий | В процессе занятий | В процессе занятий |
16. | Проведение контрольных мероприятий:
| 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
17. | Всего часов за год: | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 |
ПРОГРАММА
коррегирующей гимнастики для учащихся 1 – 2 класса (2 часа в неделю)
Строевые упражнения
Построение в шеренгу, построение в колонну. Построение в круг взявшись за руки. Выполнение команд «Становись!», «Разойдись!», «Смирно!», «Вольно!». Построение в колонну и в шеренгу по росту, по одному. Размыкание в шеренге на вытянутые руки.
Общеразвивающие упражнения
Основные положения рук и ног. Движения рук вперед, в сторон, вверх. Наклоны и повороты головы и туловища. Приседание, упоры, седы в разных исходных положениях. Упражнения с предметами: гимнастическими обручами, палками, скакалками, мячами. Ползание по скамейке и лазание на гимнастической стенке.
Упражнения для профилактики плоскостопия
Ходьба с параллельной постановкой стоп: на носках на наружном своде стопы, по наклонной поверхности, по низкому и высокому бревну, по песку, гальке, колючему коврику, лазание по гимнастической стенке.
Общеразвивающие упражнения стоя и сидя на гимнастической скамейке, коврике: Сгибание-разгибание стоп, перекаты стопы с пятки на носок, сводить и разводить пятки носки, разнообразные движения пальцами, передвижение и скольжение стоп.
Упражнения с предметами: катание стопой мяча, палки, валика, поднимание мячей стопами, перекладывание пальцами стоп мелких предметов.
Упражнения на тренажерно-информационной системе «ТИСА» и использованием горки корректирующей ММПБКП, устройства для моделирования ситуации, предотвращающий травматизм с ММПБКП и устройства для вестибулярного аппарата с ММПБКП и катоактины с ММПБКП.
Упражнения для развития координации движений и функций равновесия
Ходьба с параллельной постановкой стоп на носках, на наружном своде стопы, по гимнастической скамейке, наклонной поверхности, по низкому и высокому бревну с различным положением рук. Лазание на гимнастической стенке. Упражнения с использованием фитнес-мяча.
Упражнения на тренажерно-информационной системе «ТИСА» с использованием горки коррегирующей ММПБКП, устройства для моделирования ситуаций, предотвращающих травматизм ММПБКПи устройства для вестибулярного аппарата с ММПБКП
.
Упражнения на улучшения ориентации в пространстве
Движения рук в основных направлениях из различных исходных положений.
Поиск предметов (без зрительного контроля) по словесным ориентирам ( дальше, ближе. правее, левее и т.д.
Перемещение по звуковому сигналу и воспроизведение в ходьбе отрезков длиной 5, 10м.
Упражнения на тренажерно-информационной системе «ТИСА» с использованием универсального многофункционального тренажера ММПБКП, координатора движений с ММПБКП и горку корректирующую ММПБКП.
Упражнения для укрепления осанки
Упражнения стоя у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком, лопатками, плечами, пятками. Висы простые и смешанные на гимнастической стенке. Приседание на всей стопе, пятках. Общеразвивающие упражнения лежа на спине, животе с предметами и без предметов и упражнения на боку.
Упражнения на тренажерно-информационной системе «ТИСА» с использованием универсального многофункционального тренажера ММПБКП, жесткого модуля (виброскамейка) с ММПБКП, гибкого модуля (вибродорожка большая) с ММПБКП, гибкого модуля (вибродорожка массажная) с ММПБКП и инивидуального массажного устройства с ММПБКП.
Упражнения для увеличения гибкости позвоночника, эластичности мышц и подвижности в суставах.
Комплексы упражнений на фитнес-мяче.
Наклоны, махи, круговые вращения с большой амплитудой.
Комплексы упражнений на тренажерно-информационной системе «ТИСА» с использованием универсального многофункционального тренажера ММПБКП, жесткого модуля с ММПБКП
Дыхательные специальные упражнения
Обучение правильному ритму дыхания стоя, сидя и лежа.
Обучение диафрагмальному, нижнему грудному и смешанному дыханию.
Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики
Упражнения пальчиковой гимнастики.
Упражнения включая работу пальцев рук и ног с мелкими предметами.
Упражнения на тренажерно-информационной системе «ТИСА» с использованием координатора движений с ММПБКП, катоактина с ММПБКП.
Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы
Упражнения на фитнес-мяче, стрейчинга, шейпинга под музыку.
Подвижные игры
Игры с фитнес-мячом, прыгунами.
Примечание: ММПБКП – модуляция мягких природных и биологических колебательных процессов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Методическое пособие «Коррекция нарушений осанки у школьников», Г. А. Халемский М., 2003г.
- Лечебная физкультура для детей со сколиозом и другими нарушениями осанки: Методические рекомендации для врачей и инструкторов ЛФК, СПб., 1997г.
- Осанки и физическое развитие детей. Программа диагностики и коррекции нарушений детей. А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. 2001г.
- Прикладная и оздоровительная гимнастика. Учебно-методическое пособие/под ред. Ж. Е. Фирелевой, А.Н. Кислого, О. В. Загрядский М., 2012г.
- Физиологические основы двигательной активности, Н. В. Фомин, Ю. Н. Вавилов. М., «Физкультура и спорт» 1991г.
- Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей. Ленинград, Медицина, 1988г.
- Здоровьесберегающие технологии., В.И. Дубровский
- Программно-методическое обеспечение занятий фитбол-аэробикой с детьми. Учебно-методическое пособие. СПб, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ТИСА
Упрожнение выполняемые на тренажёрно информационной системе "ТИСА"....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...