Рабочая программа ТИСА
рабочая программа (физкультура и спорт) по теме

Мурашова Нина Валентиновна

Рабочая программа ТИСА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tisa.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 422 Кронштадтского района Санкт - Петербурга

                       

Рассмотрено                               Согласовано                                                 Утверждаю                        заседании МО                            Заместитель директора                               Директор                                                                            Протокол № ______                   школы по УВР                                            ГБОУ СОШ № 422

                                                    ГБОУ СОШ № 422                                     ___________О.Н.Богданова        

_________20____г.                    __________С. Н. Пятанова                          Приказ № ______

                                                    ___________20___г.                                           ____________ 20____г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА «КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА НА ТРЕНАЖЕРНО- ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «ТИСА» для учащихся  1-2 классов»

 

                                                                                                                                                               Разработана:

                                                                                                                           

Мурашова Н.В., учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

2013г.

Пояснительная записка

Школа будущего - школа завтрашнего дня. Сейчас в школе идут сложные процессы обновления содержания, методики и технологии обучения. Введена новая структура учебных дисциплин, концептуальный уровень которых отражен в проекте Государственного образовательного стандарта.

Программа «Коррегирующая гимнастика на тренажерно- информационной системе «ТИСА» направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма. Эти возможности при целенаправленном воздействии способны значительно увеличить функциональные способности растущего организма и стать основой его здоровой жизни.

Подростки обладают поразительно высоким двигательным потенциалом, они способны осваивать сложные требующие большого функционального напряжения виды движений. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию ряда заболеваний. Детям и подросткам особенно необходима двигательная активность, причем не, только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях, для сохранения и упрочнения здоровья.

Тренажерная система «ТИСА» позволяет выполнять коррегирующие и развивающие упражнения на фоне моделирования мягких природных механических колебаний с частотой 10-130Гц, с одновременной проработкой наибольшего числа активных точек. Модульное решение тренажерной системы и доступность эксплуатации предоставляют широкий спектр комбинаций упражнений. Занятия  с использованием системы «ТИСА» приводят к быстрым положительным изменениям за счет роста капиллярной сети, нормализации мышечного и сосудистого тонуса, активизации синоптических каналов, улучшению дренажной функции легких и т.д.

Специально подобранные упражнения тренируют координацию. В результате улучшается равновесие и устойчивость при движении у детей с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Основная цель данной программы – всестороннее, физическое развитие детей, укрепление и сохранение их здоровья.

Цель обучения – мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством освоения основ содержания программы коррегирующей гимнастики, умения сохранять и совершенствовать умения и навыки снимать утомление вызванное учебной деятельностью, а также содействовать самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.

В соответствии с данной целью формируются комплекс основных взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных, решаемые в процессе реализации данной программы с использованием тренажерно-информационной системы «ТИСА»:

        

Спортивно-оздоровительная технология «ТИСА» позволяет решать задачи профилактики предотвращение травматизма детей:

  1. Профилактики плоскостопия и нарушений осанки;
  2. Укрепление мышц живота и поясницы направленные на регуляцию мышечного тонуса;
  3. Предотвращение заболеваний органов пищеварения, костно-мышечной и соединительной ткани;
  4. Тренировку функций равновесия, вестибулярного аппарата и улучшения биохимического двигательного паттерна;
  5. Улучшения вегетативной реактивности, чувствительности и оптимизации реакций срочной адаптации к физической нагрузке.

Основные задачи

Оздоровительные задачи

 Укрепление здоровья; гармоничное развитие мышечных групп и всей мышечной системы; выработка правильной осанки, походки; профилактика заболеваний, общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно - сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма. Улучшение психического состояния, снятие стрессов.

Образовательные задачи

 Всестороннее гармоничное развитие и совершенствование основных физических качеств: гибкости, координации движений, выразительности движений, чувства динамического равновесия. Вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в жизни.

Повышение умственной и физической работоспособности.

Воспитательные задачи

 Воспитание дисциплинированности, целеустремленности, настойчивости, выдержки, ориентировки, инициативности морально-волевых и эстетических качеств,. Повышение интереса к систематических занятиях с учетом состояния здоровья.

Основные принципы внедрения и реализации спортивно-оздоровительной технологии «ТИСА» в образовательном учреждении:

  1.  комплексность использования  оздоровительных технологий с учетом состояния  здоровья   учащихся и непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течении года;
  2.  обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля;
  3.  использование простых и доступных технологий с максимальным охватом всех учащихся;
  4.  формирование положительной мотивации применения немедикаментозных средств оздоровления, стимулирующих защитные силы организма детей имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.

 

Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями. Оздоровительные занятия развивают двигательную подготовленность учащихся, и позволяет оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки.

Практическая значимость программы состоит из систематического применения продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой модуляцией природных и биологических колебательных процессов,  способствующих укреплению здоровья.

Занятия ориентированы на то, чтобы заложить в учащихся стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Новизна заключается в том, что она включает новое направление по профилактике предотвращения заболеваний детей и дает максимальный положительный эффект при ряде патологических и пограничных состояний организма. Двигательные упражнения выполняемые на тренажерно-информационной системе «ТИСА» поддерживают на определенном уровне работу сердечно - сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

 

Данная программа включает в себя обязательный минимум использования модулей, координаторов, катоактинов и устройств тренажерно-информационной системы «ТИСА» с модуляцией мягких природных и биологических колебательных процессов(ММПБКП).

Организационно – методические рекомендации

Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям за время обучения.

Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия.

Начиняя занятия, учитель должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровень его физического развития, состояния его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.

Основными средствами для решения задач оздоровительные являются:  занятия специально оздоровительно-развивающей гимнастики, корригирующих и укрепляющих упражнений, применение специального оборудования как, массажные мячи, гимнастическая стенка, фитбол-мяч, степ-платформа и тренажерно-информационная система «ТИСА» оборудованная в спортзале или кабинете.

        Правильный психолого-педагогический подход к детям, является мощным фактором воздействия. Чувство мышечной радости порождает у ребенка стойкие положительные эмоции и является надежным средством повышения эффективности организма.

Учебный материал программы коррегирующей гимнастики разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательность обучения движениям, систематичность увеличения нагрузки, постепенное развитие функциональных способностей занимающихся.

При планировании и проведении занятий по коррегирующей гимнастики учтены особенности организма учащихся. В зависимости от вида нарушений осанки, заболеваний сердечно-сосудистой системы и функциональных возможностей, предполагается  применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.

Программа коррегирующей гимнастики по оздоровительному сопровождению представляет собой комплекс мероприятий рассчитанных на 1 год, направленных на профилактику, коррекцию нарушений осанки, плоскостопия у детей  7-9 лет. 

Коррегирующая гимнастика должна проводиться систематически не реже 2 раза в неделю по 45 мин, с постепенным увеличением нагрузки и использование различных пособий, для улучшения координаций движений и повышения эмоционального настроя.

В основу комплексов подобраны коррегирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные оздоровительные методики.

Состав группы 12 - 15 человек.

Комплектование группы проводится на основе учета состояния здоровья, показателей физической подготовленности и функционального исследования по заключению врача, оформляется приказом директора общеобразовательного учреждения.

Формы контроля.

Для определения эффективности занятий по коррегирующей гимнастике необходимо использовать мониторинговые исследования: метод педагогического наблюдения и медицинский контроль.

При педагогическом наблюдениях, которые наблюдаются в течении всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения.

При повторении и закреплении учащимися учебного материала используются формы контроля: устные ответы, показ упражнений, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Динамику развития физических качеств учащихся позволяет оценить контрольные тесты, проводимые 3 раза в год – определение гибкости позвоночника, силу мышечных групп спины и  брюшного пресса, плечевого пояса, которые являются основой мышечного корсета, удерживающего осанку в правильном положении.

Эффективность оздоровления учащихся, уровень состояния здоровья учащихся, помогает определить медицинский контроль. Медицинский персонал школы проводит периодический контроль коррекции осанки учащихся – 2 раза в год.

Требования к уровню подготовки учащихся(занимающихся)

Занимающиеся должны знать и уметь:

  1. знать понятие «правильная осанка»;
  2. знать название групп мышц, поддерживающих позвоночник;
  3. знать правила техники безопасности при выполнении упражнений на модулях, координаторах тренажерно-информационной системы «ТИСА» с модуляцией мягких природных и биологических колебательных процессов (ММПБКП);

  1. уметь сохранять положение «правильной осанки» в положении стоя, сидя, лежа, при ходьбе;

  1. уметь самостоятельно выполнять коррегирующие упражнения на модулях, с предметами и без предметов, на тренажерах для укрепления мышц туловища, рук и ног.

  1. уметь самостоятельно организовать подвижные игры с профилактической направленно

Распределение учебного материала по часам на учебный год.

№ п\п

Содержание учебной программы

1-2 класс

3-4 класс

5-6 класс

7-8 класс

9-11 класс

1.

Основы знаний и умений

В процессе занятий

В процессе занятий

В процессе занятий

В процессе

занятий

В процессе занятий

2.

Упражнения для формирования, закрепления и совершенствования навыков правильной осанки

8

8

8

8

8

3

Упражнения для коррекции и укрепления мышечного корсета:

  1. укрепление мышц спины;
  2. укрепление боковых мышц туловища;
  3. укрепление мышц брюшного пресса;
  4. укрепление мышц поясничной области



9


4


4


2



7


4


5


4



7


2


6


2



7


2


6


2



7


2


6


2

4.

Фитбол - коррекция

12

12

10

10

10

5.

Упражнения для увеличения подвижности суставов

1

2

2

2

2

6.

Упражнения на развитие гибкости позвоночника

1

2

2

2

2

7.

Развитие эластичности мышц туловища(игровой стрейчинг)

1

2

2

2

2

8.

Упражнения для развития функций равновесия

2

-

-

-

-

9.

Развитие координаций движений

4

5

5

5

5

10.

Упражнения для развития ориентировки в пространстве

2

2

4

4

4

11.

Профилактика плоскостопия

6

5

6

6

6

12.

Развитие мелкой моторики

4

2

2

2

2

13.

Развитие крупной моторики

2

2

2

2

2

14.

Упражнения для расслабления  мышц и укрепления нервной системы

2

2

4

4

4

15

Подвижные игры

В процессе занятий

В процессе занятий

В процессе занятий

В процессе занятий

В процессе занятий

16.

Проведение контрольных мероприятий:

  1. медицинская диагностика
  2. педагогический контроль


4


4


4


4


4

17.

Всего  часов за год:

68

68

68

68

68

ПРОГРАММА

коррегирующей гимнастики для учащихся 1 – 2 класса (2 часа в неделю)

Строевые упражнения

Построение в шеренгу, построение в колонну. Построение в круг взявшись за руки. Выполнение команд «Становись!», «Разойдись!», «Смирно!», «Вольно!». Построение в колонну и в шеренгу по росту, по одному. Размыкание в шеренге на вытянутые руки.

Общеразвивающие упражнения

Основные положения рук и ног. Движения рук вперед, в сторон, вверх. Наклоны и повороты головы и туловища. Приседание, упоры, седы в разных исходных положениях. Упражнения с предметами: гимнастическими обручами, палками, скакалками, мячами. Ползание по скамейке и лазание на  гимнастической стенке.

Упражнения для профилактики плоскостопия

Ходьба с параллельной постановкой стоп: на носках на наружном своде стопы, по наклонной поверхности, по низкому и высокому бревну, по песку, гальке, колючему коврику, лазание по гимнастической стенке.

Общеразвивающие упражнения стоя и  сидя на гимнастической скамейке, коврике: Сгибание-разгибание стоп, перекаты стопы с пятки на носок, сводить и разводить пятки носки, разнообразные движения пальцами, передвижение и скольжение стоп.

Упражнения с предметами: катание стопой  мяча, палки, валика, поднимание мячей стопами, перекладывание пальцами стоп мелких предметов.

Упражнения на тренажерно-информационной системе «ТИСА» и использованием горки корректирующей ММПБКП, устройства для моделирования ситуации, предотвращающий травматизм с ММПБКП и устройства для вестибулярного аппарата с ММПБКП и катоактины с ММПБКП.

Упражнения для развития координации движений и функций равновесия

Ходьба с параллельной постановкой стоп на носках, на наружном своде стопы, по гимнастической скамейке, наклонной поверхности, по низкому и высокому бревну с различным положением рук. Лазание на гимнастической стенке. Упражнения с использованием фитнес-мяча.

Упражнения на тренажерно-информационной системе «ТИСА» с использованием горки коррегирующей ММПБКП, устройства для моделирования ситуаций, предотвращающих травматизм ММПБКПи устройства для вестибулярного аппарата с ММПБКП

.

Упражнения на улучшения ориентации в пространстве

Движения рук в основных направлениях из различных исходных положений.

Поиск предметов (без зрительного контроля) по словесным ориентирам ( дальше, ближе. правее, левее и т.д.

Перемещение по звуковому сигналу и воспроизведение в ходьбе отрезков длиной 5, 10м.

Упражнения на тренажерно-информационной системе «ТИСА» с использованием универсального многофункционального тренажера ММПБКП, координатора движений с ММПБКП и  горку корректирующую ММПБКП.

Упражнения для укрепления осанки

Упражнения стоя у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком, лопатками, плечами, пятками. Висы простые и смешанные  на гимнастической стенке. Приседание на всей стопе, пятках. Общеразвивающие упражнения лежа на спине, животе с предметами и без предметов и упражнения на боку.

Упражнения на тренажерно-информационной системе «ТИСА» с использованием универсального многофункционального тренажера ММПБКП, жесткого модуля (виброскамейка) с ММПБКП, гибкого модуля (вибродорожка большая) с ММПБКП, гибкого модуля (вибродорожка массажная) с ММПБКП и инивидуального массажного устройства с ММПБКП.

Упражнения для увеличения гибкости позвоночника, эластичности мышц и подвижности в суставах.

Комплексы упражнений на фитнес-мяче.

Наклоны, махи, круговые вращения с большой амплитудой.

Комплексы упражнений на тренажерно-информационной системе «ТИСА» с использованием универсального многофункционального тренажера ММПБКП, жесткого модуля с ММПБКП

Дыхательные специальные  упражнения

Обучение правильному ритму дыхания стоя,  сидя и лежа.

Обучение диафрагмальному, нижнему грудному и  смешанному дыханию.

Упражнения на развитие мелкой  и крупной моторики

Упражнения пальчиковой гимнастики.

Упражнения включая работу пальцев рук  и ног с мелкими предметами.

Упражнения на тренажерно-информационной системе «ТИСА» с использованием координатора движений с ММПБКП, катоактина с ММПБКП.

Упражнения для расслабления  мышц и укрепления нервной системы

Упражнения на фитнес-мяче, стрейчинга, шейпинга под музыку.

Подвижные игры

Игры с фитнес-мячом, прыгунами.

Примечание: ММПБКП – модуляция мягких природных и биологических колебательных процессов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Методическое пособие «Коррекция нарушений осанки у школьников», Г. А. Халемский М., 2003г.
  2. Лечебная физкультура для детей со сколиозом и другими нарушениями осанки: Методические рекомендации для врачей и инструкторов  ЛФК, СПб., 1997г.
  3. Осанки и физическое развитие детей. Программа диагностики и коррекции нарушений детей. А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. 2001г.
  4. Прикладная и оздоровительная гимнастика. Учебно-методическое пособие/под ред. Ж. Е. Фирелевой, А.Н. Кислого, О. В. Загрядский М., 2012г.
  5. Физиологические основы двигательной активности, Н. В. Фомин, Ю. Н. Вавилов. М., «Физкультура и спорт» 1991г.
  6. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей. Ленинград, Медицина, 1988г.
  7. Здоровьесберегающие технологии., В.И. Дубровский
  8. Программно-методическое обеспечение занятий фитбол-аэробикой с детьми. Учебно-методическое пособие. СПб, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ТИСА

Упрожнение выполняемые на тренажёрно информационной системе "ТИСА"....

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...