"Организация и проведение Малых юношеских игры в общеобразовательной школе"
методическая разработка по физкультуре по теме
В данной разработке представлена организация и проведение "Малых юношеских игр". В Малых юношеских играх принимают участие класс-команды, поэтому решается вопрос по массовомк привлечению учащихся к занятиям физкультурой и спортом во внеурочное время. Данная разработка поможет учителю организовать внеурочную деятельность в своей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Малые юношеские игры. doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10
с углубленным изучением отдельных предметов»
города Нижнекамска Республики Татарстан
РЕФЕРАТ
Тема: Организация и проведение малых Юношеских игр в общеобразовательном учреждении
Работу выполнила: Полячихина О.В.
учитель физической культуры
I квалификационной категории
Нижнекамск 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАЛЫХ ЮНОШЕСКИХ ИГР
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...............................................6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….11
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме продуктивного использования массовых спортивно-оздоровительных мероприятий в школах г. Нижнекамска обусловлена осознанием негативных последствий влияния современного этапа экономического развития Нижнекамского муниципального района на здоровье подрастающего поколения. Соседство промышленно-сырьевой базы химической промышленности с жилым сектором приводит к ухудшению экологической ситуации в городе, снижая показатели здоровья проживающих там людей, в том числе детей - подростков. Возникает противоречие между низким уровнем физической подготовленности школьников и требованием общества к развитию у детей способности плодотворно работать, занимая активную социальную позицию, что, безусловно, требует хорошего здоровья, физической подготовленности и проявления волевых качеств.
В Федеральной программе развития образования на 2000-2010 гг. в качестве одной из ведущих выделяется задача формирования у школьников направленности на ценности здоровья и здорового образа жизни.
Наибольшую актуальность проблема приобретает в связи со снижением их двигательной активности, незанятостью подростков во внеурочное время, злоупотреблением спиртными напитками, курением и, как следствие этого, увеличением количества правонарушений и других негативных явлений.
Результаты призывных комиссий показывают, что лишь одна треть юношей имеет нормальное физическое развитие, годны к воинской службе. Всё это не может не тревожить учителя физической культуры.
На мой взгляд, большими возможностями повысить двигательную активность и укрепить здоровье школьников обладает такая форма организации, как соревнования внутриклассные и внутришкольные с участием всех школьников.
В соревнованиях проверяется качество учебно-тренировочного процесса, выявляются его недостатки, подводятся итоги работы за определенный период времени, определяются лучшие спортсмены, лучшие команды и классные коллективы. Повышается интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Массовые спортивно-оздоровительные мероприятия в средней общеобразовательной школе представляют собой продукт и результат специально организованного педагогического процесса, призванный скомпенсировать дефицит двигательной активности школьников и направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и нравственно состоятельного подрастающего поколения. Они помогают человеку раскрыть свои внутренние резервы, природный потенциал и возможности, о которых мы не догадываемся.
Вложенные в физическое воспитание средства могут возвращаться бумерангом в виде незаметных глазу вещей, например, повышением уровня здоровья и работоспособности учащихся.
Вышеизложенное положение обусловило выбор темы исследования, проблема которой может быть сформулирована следующим образом: какова структура и особенности использования педагогических условий и методических приемов, позволяющих реализовать здоровье-сберегающий, здоровье-развивающий потенциал спортивно-оздоровительных мероприятий в школах.
Цель работы. Укрепление здоровья подрастающего поколения и привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Задачи работы:
- Пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивных жизненных установок подрастающего поколения, нравственное и патриотическое воспитание.
- Развитие массового физкультурно-спортивного движения школьников.
- Дальнейшее совершенствование спортивно-массовой и оздоровительной работы с детьми во внеурочное время.
Объект исследования. Процесс воспитания и формирования потребности к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
Предмет исследования. Методика организации внеурочной деятельности на основе малых Юношеских игр.
Научная и практическая ценность. Разработанная организация и методика проведения малых Юношеских игр позволяют
Данная разработанная методика может быть использована студентами, проходящими педагогическую практику в школе, а так же учителями физической культуры
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАЛЫХ ЮНОШЕСКИХ ИГР
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Внеклассная и спортивно-оздоровительная работа в школе играет очень важную роль в процессе становления физически развитого и ведущего здоровый образ жизни человека. Ученые утверждают, что личностью не рождаются, а становятся. Наше общество многое делает для того, чтобы дети получили всестороннее развитие: умственное, духовное, этическое, эстетическое, нравственное и, конечно же, физическое. На уроках физической культуры невозможно реализовать все задачи по физическому развитию личности и здесь на помощь приходит внеклассная и оздоровительная работа.
Среди большого многообразия средств физического воспитания и методов организации внеурочной деятельности учащихся состязаниям-соревнованиям принадлежит особое место. Спортивные соревнования – яркий эмоциональный праздник. Их значение выходит далеко за рамки тех представлений, с которыми мы обычно подходим к оценке средств физического воспитания.
В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы.
С целью занятости учащихся, повышения двигательной активности, укрепления здоровья в школе организованы и проводятся малые Юношеские игры согласно разработанному положению. В положении указаны цель, задачи, сроки и место проведения, программа соревнований, критерий определения победителей и формы награждения. Составляется календарь соревнований на весь учебный год. Проведение их в определённой последовательности позволяет на разных этапах контролировать качество и результаты учебно-воспитательного процесса. В тоже время соревнования представляют собой мощное средство привлечения учащихся к систематическим занятиям спортом и носят массовый характер.
В программу малых Юношеских игр входят командные соревнования по таким видам спорта как лёгкая атлетика, гимнастика, лыжные гонки и спортивные и подвижные игры. Игры проводятся в два этапа: внутриклассный этап и внутришкольный этап (Приложение 1). В программу по лёгкой атлетике входят соревнования по бегу: на 60 метров, 500 метров, 1000 метров. В программу по гимнастике входят соревнования по силовой подготовке. В программу спортивных и подвижных игр входят подвижные игры «Перестрелка», «Пионербол» и спортивные игры баскетбол и волейбол. В программу лыжных гонок входят соревнования на дистанции 2 км свободным стилем. Проведению юношеских игр предшествует комплектование и подготовка класс-команды в 5-11 классах. Комплектование начинается в классе, в неё входят учащиеся, отнесённые к основной и подготовительным группам здоровья. Выступления класс-команд позволяет отслеживать их уровень физической подготовленности и отбирать команды учащихся для участия в городской Спартакиаде школьников. Удачному выступлению класс-команды способствует совместная подготовка учащихся класса, классного руководителя, учителя физической культуры, родителей с привлечением учреждений дополнительного образования. Ярким примером являются учащиеся 7Г класса, чья класс-команда по итогам малых Юношеских игр сезона 2009-2010 гг. стала лучшей класс-командой не только школы №10 и Нижнекамского муниципального района, но и Республики Татарстан. Только благодаря совместной деятельности учащихся, классного руководителя, учителя физической культуры, родителей и учреждения дополнительного образования ФОК «Батыр» эта команда смогла достойно представить республику на XII Всероссийском фестивале школьников «Президентские состязания». Преимущество юношеских игр в том, что они помогают учащимся, стоящим на внутришкольном контроле, уйти от пустой траты свободного времени и реализовать себя через спорт. Статистика нашей школы говорит сама за себя: за последние 3 года увеличился средний показатель участников в класс-командах до 22 участников, снизилось количество учащихся, стоящих на внутришкольном учёте по нарушению дисциплины и порядка в школе.
Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и достигнутые результаты, является спортивная детская организация «Олимпионики» во главе с учителем физической культуры. «Олимпионики» - это высший руководящий орган малых Юношеских игр. В эту организацию входят председатели школьных ассоциаций по баскетболу, лыжным гонкам, волейболу, капитаны класс-командд, лучшие спортсмены школы, которые не только координируют и проводят малые Юношеские игры, но и принимают участие в судействе.
Только хорошо зарекомендовавшие себя и проявившие интерес к судейству «олимпионики», приглашаются в качестве судей на внутришкольные соревнования. Подготовка судей начинается ещё на уроках физкультуры в процессе изучения программного материала, где идёт ознакомление с основами техники, с правилами соревнований (Приложение 2). «Олимпионики», как и судьи на Олимпийских играх, на открытии малых Юношеских игр произносят клятву судить честно и справедливо.
Малые Юношеские игры являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Главное в том, что правильно организованные соревнования в рамках Игр способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности. Организация и проведение малых Юношеских игр с привлечением класс-команд показывает, что систематическая работа с командой даёт результаты. Самый обыкновенный класс может при регулярных занятиях в спортивных школьных кружках и секциях, с привлечением учреждения дополнительного образования и сотрудничеству учащихся, родителей, учителей добиться самых ярких побед. Соревновательная деятельность в нашей школе – это двигатель массовой физической культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря пропаганде спорта и спортивному движению, учащиеся достойно представляют свою школу на городских соревнованиях в зачёт Спартакиады школьников, занимая призовые места в таких видах как волейбол, лыжные гонки, лёгкая атлетика. По постановке спортивно-массовой работы и итогам городской Спартакиады школьников второй год подряд школа занимает призовые места. Учащиеся активно участвуют в республиканских и всероссийских олимпиадах школьников, соревнованиях и фестивалях. Благодаря дополнительным занятиям во внеурочное время в физкультурно-оздоровительном комплексе «Батыр» команда 7Г класса смогла достойно представить Республику Татарстан на Всероссийском Фестивале школьников и показать, что массовое физкультурное движение в школе и городе стремительно развивается и заставляет сегодняшних школьников заботиться о своём здоровье и заниматься спортом.
Итак, в заключение следует отметить, что в школьных спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в целом. Кроме того, они – действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта.
Школьные спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям, отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности, проверки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы, пропаганды идей физического воспитания и спорта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей вузов физической культуры / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 360 с.
- Бальсевич А.К. Физическая активность человека / А.К. Бальсевич. – М.: Академия, 2002. – 148 с.
- Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. - 160с.
- Коротков И.М. Подвижные игры / Коротков И.М., Былеева Л.В., Климкова Р.В., Кузьмичёва Е.В. и др. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 229с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Академия, 2002. – 326 с.
- Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников / Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян. – М.: Просвещение, 1989. – 220с.
- Минский Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня - М.: Просвещение, 2006. – 192с.
Приложение 1
Примерный план учебной подготовки капитанов класс-команд
- Физическая культура и спорт России (1 час).
- Организация внеклассной работы по физической культуре и спорту: выборы актива и распределение обязанностей, составление плана работы, подготовка класс-команды к участию в малых Юношеских играх, оформление документации к соревнованиям, подведение итогов (2 часа).
- Основные формы физкультурно-массовой и спортивной работы в классе (1 час).
- Характеристика различных соревнований. Организация и проведение соревнований. Особенности организации соревнований (1 час).
- Правила соревнований и техника судейства (2 часа).
- Зачётное занятие.
Примерный план подготовки для юных судей по баскетболу
- Баскетбол в России (1час).
- Классификация соревнований по баскетболу, их характер (1 час).
- Программа соревнований, правила соревнований и система их проведения (1 час).
- Техника и методика судейства (3 часа).
- Подготовка мест соревнований и спортивного инвентаря (1 час).
- Зачетное занятие по судейству (1 час).
Проводятся в форме практической работы в должности судьи и секретаря. При этом оценивается знание правил соревнований и умение их применять в соответствующих ситуациях.
Приложение 2
Структура малых Юношеских игр
Соревнования проходят в два этапа:
1. Этап - внутриклассные соревнования.
2. Этап - внутришкольные соревнования.
Участвуют все учащиеся школы, отнесённые к основной и подготовительной группам здоровья.
В программу малых Юношеских игр входят обязательные виды соревнований из разделов школьной программы:
1. Легкая атлетика
2. Гимнастика
3. Лыжная подготовка
4. Спортивные и подвижные игры
Результаты этих соревнований оцениваем по нормативам школьной программы, за выполнение которых участники получают баллы - 3,4,5,6. Участник, принявший участие, но не выполнивший учебный норматив, получает 1 балл, за неучастие в соревнованиях без уважительной причины ученик получает минус 1 балл.
Итоги соревнований подводятся по трем возрастным группам: 5–6 классам, 7–8 классам и 9–11 классам. В зачёт берутся 70% результатов от общего числа в классе мальчиков и девочек.
В конце учебного года определяются лучшие класс-команды в каждой возрастной группе, а также лучший спортивный класс по наименьшей сумме мест, занятых по итогам малых Юношеских игр.
Приложение 3
Класс -команда | Лёгкая атлетика | Силовая подготовка | Лыжные гонки | Баскетбол | Волейбол | Подвижные игры | ||||
Бег на 60 м | Бег на 500 м | Бег на 1000 м | Пионербол | Перестрелка | Встречная эстафета | |||||
5А | + | + | + | + | + | + | ||||
5Б | + | + | + | + | + | + | ||||
5В | + | + | + | + | + | + | ||||
6А | + | + | + | + | + | + | ||||
6Б | + | + | + | + | + | + | ||||
6В | + | + | + | + | + | + | ||||
6Г | + | + | + | + | + | + | ||||
6Д | + | + | + | + | + | + | ||||
7А | + | + | + | + | + | + | ||||
7Б | + | + | + | + | + | + | ||||
7В | + | + | + | + | + | + | ||||
7Г | + | + | + | + | + | + | ||||
8А | + | + | + | + | + | + | ||||
8Б | + | + | + | + | + | + | ||||
8В | + | + | + | + | + | + | ||||
8Г | + | + | + | + | + | + | ||||
9А | + | + | + | + | + | + | ||||
9Б | + | + | + | + | + | + | ||||
9В | + | + | + | + | + | + | ||||
10А | + | + | + | + | + | + | ||||
10Б | + | + | + | + | + | + | ||||
11А | + | + | + | + | + | + | ||||
11Б | + | + | + | + | + | + | ||||
11В | + | + | + | + | + | + |
Программа малых Юношеских игр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока" для учителей общеобразовательных школ
В презентации рассматриваются отличительные особенности и принципы здоровьесберегающих образовательных технологий....
«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы»
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационн...
Организация преемственности между 1 и 2 ступенями общеобразовательной школы
Сложность проблемы преемственности обучения между начальной и средней школой наблюдается из года в год и заключается в том, что ученики 5-го класса снижают показатели обученности из-за того, что встре...
Информация о проведении в МБОУ Липницкой средней общеобразовательной школе посёлка Косицы Севского района тематического урока «Час кода в России» в рамках Всероссийской акции «Час Кода»
В МБОУ Липницкой СОШ с 5 по 10 декабря 2016г. прошла Всероссийская акция «Час кода» в рамках Международной недели изучения информатики и Дня информ...
Презентация на тему: "Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока" для учителей общеобразовательных школ
В презентации рассматриваются отличительные особенности и принципы здоровьесберегающих образовательных технологий....
Проект "Организация и проведение Малых Олимпийских игр, как форма формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения"
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, цель которой - создание условий для воспитания и развития свободной, жизнелюби...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению диагностики хореографических способностей учащихся общеобразовательной школы
Методические рекомендации предназначены для проведения процедуры входной и итоговой диагностики хореографических способностей учащихся общеобразовательной школы....