Дети капитана Гранда
методическая разработка по физкультуре по теме

Киреев Сергей Александрович

Дополнительная образовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_kapitana_granda.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Утверждена

научно- методическим советом
Дома детского творчества
«        » сентября 2010г.

                                                        Программа

             «Дети капитана Гранта»

(дополнительная образовательная программа

рассчитана на детей 10-15 лет,

срок реализации 1 год)

Составитель:

учитель физической

 культуры

Киреев С.А.

                р.п. Дмитриевка 2010

Краткая информационная справка

Сведения об авторе:

Киреев Сергей Александрович - учитель физической культуры,

первой квалификационной категории.

Информация о программе:

Программа «Дети капитана Гранта» реализуется с 2010 года. Тип программы - модифицированная Направление деятельности -туристско-краеведческая Уровень освоения - краткосрочный Возрастной диапазон - средний школьный возраст.


Пояснительная записка

Возрождение интереса к прошлому Тамбовского края, его истории и культуре, желание детей начать изучение родного края способствовали разработке данной программы, учитывающей возрастные особенности, уровень знаний, потребности детей среднего школьного возраста. Программа занятий объединения «Дети капитана Гранта» предполагает, прежде всего, ознакомление с прошлым и настоящим нашего края, его естественными богатствами, памятниками культуры, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых путешественникам. Краеведческая работа воспитывает у школьников любовь к родине, гордость за свой народ и замечательных людей настоящего и прошлого.

Программа рассчитана на новичков, занимающихся в творческом объединении первый год. Возраст учащихся 13-15 лет.

Цель творческого объединения является сбор материалов для школьного музея и приобретение навыков туриста.

План работы творческого объединения рассчитан на 136 часов в год, то есть 4часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2часа.

Условия реализация программы: в школьных аудиториях, в музеях, на улицах села.

В программе используются репродукции, книги, музейные экспонаты, видео, аудио.

Формы проведения занятий: диспуты, виртуальные путешествия, игры, экскурсии (районный краеведческий музей, музей имени М.Расковой в городе Тамбове)


Цель и задачи программы:

Цель: формирование стремления к познанию родного края, его культуры, жизни прославленных земляков тамбовского края.

Задачи:

  1. Развивать устойчивый интерес детей к краеведению.
  2. Научить элементам поиска, основам анализа исторических фактов.
  3. Воспитывать уважительное отношение к культурным и архитектурным памятникам прошлого, обычаям и традициям предков.

                     Учебно - тематический план занятий

№ п/п

Название раздела и тема занятия

Общее

количество

часов

Теория

Практика

1

Введение

4

1.1

Знакомство с основными темами

программы

Начальная диагностика

2

2

1.2

Большая и малая родина. Карта Тамбовской области

2

1

1

2

Наш край

8

2.1

Географическое положение

2

2

2.2

Палеонтологические находки на территории края

2

2

2.3

Животный мир Тамбовского края

2

2

2.4

Растительный мир Тамбовского края

2

2

3

Край — воин, край-труженик

36

3.1

Подвиги наших землячек Зои Космодемьянской и Т.Дерунец

4

4

3.2

Наши земляки - герои Советского Союза: Синев, Поздняков, Харитонов

4

4

3.3

Подвиг женщин в Великой Отечественной войне

4

2

2

3.4

Трудовой подвиг Тамбовцев в годы Вов

6

4

2

3.5

Памятные места родного края, связанные с Великой Отечественной войной

8

6

2

3.6

Поисковая работа «Их имена бессмертны»

6

2

4

3.7

Сочинение на тему «Герой в моей семье»

2

2

3.8

Викторина по итогам изученных тем «Шаги Победы»

2

2

4

Мой край родной

22

4.1

Улицы родного края

8

4

4

4.2

Конкурс творческих работ «Моя улица»

4

4

4.3

Меценаты Тамбовского края

4

4

4.4

Почетные граждане Тамбовского края.

6

2

4

5

Они прославили наш край

14

5.1

Г.Р.Державин - первый губернатор, наместник

2

2

5.2

С.В.Рахманинов - великий русский композитор

2

2

5.3

Г.В.Чичерин - дипломат

2

2

5.4

И.В.Мичурин -великий русский ученый

2

2

5.5

Е.А.Боратынский- поэт пушкинской плеяды

2

2

5.6

Предки и потомки Пушкина на Тамбовщине

2

2

5.7

«Страницы прошлого

читая...»М.Ю.Лермонтов и Тамбов

2

2

6

Мы идем в поход

44

6.1

Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия

2

2

6.2

Организация туристического путешествия

6

2

4

6.3

Физическая и маршевая подготовка воспитанника. Преодоление препятствий в походе.

8

2

_                |

6.4

Туристическое снаряжение

6

2

4

6.5

Организация питания в походе

6

4

6.6

Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь в походе.

6

4

2

6.7

Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе

8

4

4

6.8

Поход по родному краю

6

6

6.9

Подведение итогов

2

2

7.

Итоговая диагностика

2

2

Краткое содержание программы

Введение

1 .Знакомство с основными темами программы.

  1. Викторина «Кто такие краеведы?»
  2. Начальная диагностика.
  3. Большая и малая Родина. Знакомство с Тамбовской областью и ее границами ( мини-викторины, беседы)

Наш край

  1. Географическое положение, климат края.
  2. Палеонтологические находки на территории края (виртуальное путешествие в краеведческий музей)
  3. Животный мир Тамбовского края (виртуальное путешествие в краеведческий музей)
  4. Растительный мир Тамбовского края (виртуальное путешествие в краеведческий музей)

Край - воин, край-труженик

1 .Подвиги наших землячек Зои Космодемьянской и Тамары Дерунец (жизнь и подвиг героических девушек)

  1. Героизм Тамбовцев в годы Великой отечественной войны, рассказ о подвиге наших земляков на полях сражений.
  2. Трудовой подвиг Тамбовцев. Как тамбовцы приближали победу, работая в тылу.

4.Экскурсия в музей кадетского корпуса имени М.Расковой в городе Тамбове.

  1. Поисковая работа «Их имена бессмертны» (сбор и обработка материала о ветеранах Вов и тружениках тыла для школьной музейной комнаты)
  2. Сочинение на тему «Герой в моей семье»

7.Уход за памятниками и могилами воинов родного края. 8. Викторина по итогам изученных тем «Шаги Победы»

Мой край родной

  1. Улицы родного края. Путешествие по историческому названию улиц. О чем могут рассказать старые здания?
  2. Конкурс творческих работ «Моя улица»

3.Встречи с известными людьми родного края.

Они прославили наш край

  1. Г.Р.Державин - первый губернатор, наместник.
  2. С.В.Рахманинов - великий русский композитор, пианист. О творчестве Рахманинова на Тамбовщине.
  3. Г.В.Чичерин - дипломат. О семье Чичериных и о деятельности Г.В.Чичерина.
  4. И.В.Мичурин -великий русский ученый (экскурсия в музей Мичурина).
  5. Е.А.Боратынский- поэт пушкинской плеяды. Рассказ о связи Е.А.Боратынского с Тамбовским краем.
  6. Предки и потомки Пушкина на Тамбовщине.
  7. «Страницы прошлого читая...»М.Ю.Лермонтов и Тамбов. Рассказ о тамбовцах - друзья поэта; написание «Тамбовской казначейши»

Мы идем в поход

1.Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия.

2.Организация туристического путешествия (определение цели и района

путешествия, разработка маршрута и графика движении).

  1. Туристическое снаряжение (личное снаряжение в пешем путешествии).
  2. Организация питания в походе (режим питания. Состав пищего рациона, подготовка продуктов перед походом, приготовление пищи в походных условиях).
  3. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь в походе. Профилактика ожогов, ушибов, потертостей, вывихов, растяжений, переломов, простудных заболеваний, тепловых и солнечных ударов, отравлений и желудочно-кишечных заболеваний, укусов насекомых.
  4. Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе (предсказание погоды, гидрологические исследования, ботанические исследования, форма и содержание записей в походном дневнике, зарисовки, фотографирование, обработка и хранение собранного материала)

Итоговая диагностика

Игра на местности «Следопыт»


Литература

1.Горелов А.А, Щукин Ю.К. Тамбов: Справочник-путеводитель.

Тамбов.2000.

2.Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края, Тамбов, 1993.

  1. Бученкова В.А. Неизвестный Тамбов.Тамбов,1993.
  2. Пешков В.Б. Страницы прошлого читая. Тамбов,2004.
  3. Морозов Е.А.Почетные граждане города Тамбова. Табов,1997. 6.Дьячков Л.Г. за Родину. Тамбов, 1993.

7.Морозов Е.А. Наш Тамбов, Исторические памятники и мемориальные

доски в областном центре. Тамбов, 1999.

8. Л.Г.Дьячков «наша гордость и слава» Центр-Черноз., изд-во

Воронеж, 1974.

9.Л.Г.Дьячков «Тамбовцы - герои Советского Союза», Центр-Черноз.,

изд-во Воронеж, 1968.

10. Муравьев Н.В. Из истории возникновения населения пунктов

Тамбовской области. Воронеж, 1988.

П.Гордеев Н.М., Пешков В.Б. тамбовская тропинка к Пушкину. Тамбов,

1999

12. Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие по книге Ж. Верна: «Дети капитана Гранта».

Урок- путешествие проводится после изучения темы "Южные материки"...

Ж. Верн . "Дети капитана Гранта". Научно-приключенческий роман

Урок литературы по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" 1-й урок...

Ж. Верн. "Дети капитана Гранта" Мужественные и честные сердца

Урок литературы по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" 2-й урок - "Мужественные и честные сердца"...

Ж. Верн. "Дети капитана Гранта" (портрет литературного героя)

Урок литературы по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" 3-й урок - "Портрет литературного героя (Ж. Паганеля)"...

Ж. Верн. "Дети капитана Гранта" Капитан Грант нуждается в помощи

Урок литературы по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" - " Капитан Грант нуждается в помощи"...

Тест по роману Ж.Верна "Дети капитана Гранта"

Вопросы на знание текста. Использовать на уроке внеклассного чтения....

Дети капитана Гранта 1-4 глава

Тест по содержанию, характеристика основных образов по 1-4 главе. 5 класс...