Дети капитана Гранда
методическая разработка по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Утверждена
научно- методическим советом
Дома детского творчества
« » сентября 2010г.
Программа
«Дети капитана Гранта»
(дополнительная образовательная программа
рассчитана на детей 10-15 лет,
срок реализации 1 год)
Составитель:
учитель физической
культуры
Киреев С.А.
р.п. Дмитриевка 2010
Краткая информационная справка
Сведения об авторе:
Киреев Сергей Александрович - учитель физической культуры,
первой квалификационной категории.
Информация о программе:
Программа «Дети капитана Гранта» реализуется с 2010 года. Тип программы - модифицированная Направление деятельности -туристско-краеведческая Уровень освоения - краткосрочный Возрастной диапазон - средний школьный возраст.
Пояснительная записка
Возрождение интереса к прошлому Тамбовского края, его истории и культуре, желание детей начать изучение родного края способствовали разработке данной программы, учитывающей возрастные особенности, уровень знаний, потребности детей среднего школьного возраста. Программа занятий объединения «Дети капитана Гранта» предполагает, прежде всего, ознакомление с прошлым и настоящим нашего края, его естественными богатствами, памятниками культуры, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых путешественникам. Краеведческая работа воспитывает у школьников любовь к родине, гордость за свой народ и замечательных людей настоящего и прошлого.
Программа рассчитана на новичков, занимающихся в творческом объединении первый год. Возраст учащихся 13-15 лет.
Цель творческого объединения является сбор материалов для школьного музея и приобретение навыков туриста.
План работы творческого объединения рассчитан на 136 часов в год, то есть 4часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2часа.
Условия реализация программы: в школьных аудиториях, в музеях, на улицах села.
В программе используются репродукции, книги, музейные экспонаты, видео, аудио.
Формы проведения занятий: диспуты, виртуальные путешествия, игры, экскурсии (районный краеведческий музей, музей имени М.Расковой в городе Тамбове)
Цель и задачи программы:
Цель: формирование стремления к познанию родного края, его культуры, жизни прославленных земляков тамбовского края.
Задачи:
- Развивать устойчивый интерес детей к краеведению.
- Научить элементам поиска, основам анализа исторических фактов.
- Воспитывать уважительное отношение к культурным и архитектурным памятникам прошлого, обычаям и традициям предков.
Учебно - тематический план занятий
№ п/п | Название раздела и тема занятия | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 4 | ||
1.1 | Знакомство с основными темами программы Начальная диагностика | 2 | 2 | |
1.2 | Большая и малая родина. Карта Тамбовской области | 2 | 1 | 1 |
2 | Наш край | 8 |
2.1 | Географическое положение | 2 | 2 | |
2.2 | Палеонтологические находки на территории края | 2 | 2 | |
2.3 | Животный мир Тамбовского края | 2 | 2 | |
2.4 | Растительный мир Тамбовского края | 2 | 2 |
3 | Край — воин, край-труженик | 36 | ||
3.1 | Подвиги наших землячек Зои Космодемьянской и Т.Дерунец | 4 | 4 | |
3.2 | Наши земляки - герои Советского Союза: Синев, Поздняков, Харитонов | 4 | 4 | |
3.3 | Подвиг женщин в Великой Отечественной войне | 4 | 2 | 2 |
3.4 | Трудовой подвиг Тамбовцев в годы Вов | 6 | 4 | 2 |
3.5 | Памятные места родного края, связанные с Великой Отечественной войной | 8 | 6 | 2 |
3.6 | Поисковая работа «Их имена бессмертны» | 6 | 2 | 4 |
3.7 | Сочинение на тему «Герой в моей семье» | 2 | 2 | |
3.8 | Викторина по итогам изученных тем «Шаги Победы» | 2 | 2 | |
4 | Мой край родной | 22 | ||
4.1 | Улицы родного края | 8 | 4 | 4 |
4.2 | Конкурс творческих работ «Моя улица» | 4 | 4 | |
4.3 | Меценаты Тамбовского края | 4 | 4 | |
4.4 | Почетные граждане Тамбовского края. | 6 | 2 | 4 |
5 | Они прославили наш край | 14 |
5.1 | Г.Р.Державин - первый губернатор, наместник | 2 | 2 | |
5.2 | С.В.Рахманинов - великий русский композитор | 2 | 2 | |
5.3 | Г.В.Чичерин - дипломат | 2 | 2 | |
5.4 | И.В.Мичурин -великий русский ученый | 2 | 2 | |
5.5 | Е.А.Боратынский- поэт пушкинской плеяды | 2 | 2 | |
5.6 | Предки и потомки Пушкина на Тамбовщине | 2 | 2 | |
5.7 | «Страницы прошлого читая...»М.Ю.Лермонтов и Тамбов | 2 | 2 | |
6 | Мы идем в поход | 44 | ||
6.1 | Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия | 2 | 2 | |
6.2 | Организация туристического путешествия | 6 | 2 | 4 |
6.3 | Физическая и маршевая подготовка воспитанника. Преодоление препятствий в походе. | 8 | 2 | _ | |
6.4 | Туристическое снаряжение | 6 | 2 | 4 |
6.5 | Организация питания в походе | 6 | 4 | |
6.6 | Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь в походе. | 6 | 4 | 2 |
6.7 | Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе | 8 | 4 | 4 |
6.8 | Поход по родному краю | 6 | 6 | |
6.9 | Подведение итогов | 2 | 2 | |
7. | Итоговая диагностика | 2 | 2 |
Краткое содержание программы
Введение
1 .Знакомство с основными темами программы.
- Викторина «Кто такие краеведы?»
- Начальная диагностика.
- Большая и малая Родина. Знакомство с Тамбовской областью и ее границами ( мини-викторины, беседы)
Наш край
- Географическое положение, климат края.
- Палеонтологические находки на территории края (виртуальное путешествие в краеведческий музей)
- Животный мир Тамбовского края (виртуальное путешествие в краеведческий музей)
- Растительный мир Тамбовского края (виртуальное путешествие в краеведческий музей)
Край - воин, край-труженик
1 .Подвиги наших землячек Зои Космодемьянской и Тамары Дерунец (жизнь и подвиг героических девушек)
- Героизм Тамбовцев в годы Великой отечественной войны, рассказ о подвиге наших земляков на полях сражений.
- Трудовой подвиг Тамбовцев. Как тамбовцы приближали победу, работая в тылу.
4.Экскурсия в музей кадетского корпуса имени М.Расковой в городе Тамбове.
- Поисковая работа «Их имена бессмертны» (сбор и обработка материала о ветеранах Вов и тружениках тыла для школьной музейной комнаты)
- Сочинение на тему «Герой в моей семье»
7.Уход за памятниками и могилами воинов родного края. 8. Викторина по итогам изученных тем «Шаги Победы»
Мой край родной
- Улицы родного края. Путешествие по историческому названию улиц. О чем могут рассказать старые здания?
- Конкурс творческих работ «Моя улица»
3.Встречи с известными людьми родного края.
Они прославили наш край
- Г.Р.Державин - первый губернатор, наместник.
- С.В.Рахманинов - великий русский композитор, пианист. О творчестве Рахманинова на Тамбовщине.
- Г.В.Чичерин - дипломат. О семье Чичериных и о деятельности Г.В.Чичерина.
- И.В.Мичурин -великий русский ученый (экскурсия в музей Мичурина).
- Е.А.Боратынский- поэт пушкинской плеяды. Рассказ о связи Е.А.Боратынского с Тамбовским краем.
- Предки и потомки Пушкина на Тамбовщине.
- «Страницы прошлого читая...»М.Ю.Лермонтов и Тамбов. Рассказ о тамбовцах - друзья поэта; написание «Тамбовской казначейши»
Мы идем в поход
1.Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия.
2.Организация туристического путешествия (определение цели и района
путешествия, разработка маршрута и графика движении).
- Туристическое снаряжение (личное снаряжение в пешем путешествии).
- Организация питания в походе (режим питания. Состав пищего рациона, подготовка продуктов перед походом, приготовление пищи в походных условиях).
- Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь в походе. Профилактика ожогов, ушибов, потертостей, вывихов, растяжений, переломов, простудных заболеваний, тепловых и солнечных ударов, отравлений и желудочно-кишечных заболеваний, укусов насекомых.
- Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе (предсказание погоды, гидрологические исследования, ботанические исследования, форма и содержание записей в походном дневнике, зарисовки, фотографирование, обработка и хранение собранного материала)
Итоговая диагностика
Игра на местности «Следопыт»
Литература
1.Горелов А.А, Щукин Ю.К. Тамбов: Справочник-путеводитель.
Тамбов.2000.
2.Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края, Тамбов, 1993.
- Бученкова В.А. Неизвестный Тамбов.Тамбов,1993.
- Пешков В.Б. Страницы прошлого читая. Тамбов,2004.
- Морозов Е.А.Почетные граждане города Тамбова. Табов,1997. 6.Дьячков Л.Г. за Родину. Тамбов, 1993.
7.Морозов Е.А. Наш Тамбов, Исторические памятники и мемориальные
доски в областном центре. Тамбов, 1999.
8. Л.Г.Дьячков «наша гордость и слава» Центр-Черноз., изд-во
Воронеж, 1974.
9.Л.Г.Дьячков «Тамбовцы - герои Советского Союза», Центр-Черноз.,
изд-во Воронеж, 1968.
10. Муравьев Н.В. Из истории возникновения населения пунктов
Тамбовской области. Воронеж, 1988.
П.Гордеев Н.М., Пешков В.Б. тамбовская тропинка к Пушкину. Тамбов,
1999
12. Интернет - ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - путешествие по книге Ж. Верна: «Дети капитана Гранта».
Урок- путешествие проводится после изучения темы "Южные материки"...
Ж. Верн . "Дети капитана Гранта". Научно-приключенческий роман
Урок литературы по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" 1-й урок...
Ж. Верн. "Дети капитана Гранта" Мужественные и честные сердца
Урок литературы по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" 2-й урок - "Мужественные и честные сердца"...
Ж. Верн. "Дети капитана Гранта" (портрет литературного героя)
Урок литературы по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" 3-й урок - "Портрет литературного героя (Ж. Паганеля)"...
Ж. Верн. "Дети капитана Гранта" Капитан Грант нуждается в помощи
Урок литературы по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" - " Капитан Грант нуждается в помощи"...
Тест по роману Ж.Верна "Дети капитана Гранта"
Вопросы на знание текста. Использовать на уроке внеклассного чтения....
Дети капитана Гранта 1-4 глава
Тест по содержанию, характеристика основных образов по 1-4 главе. 5 класс...