Домашнее задание ,как форма занятий физической культурой
статья по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Домашнее задание, как форма занятий физической культурой.
.Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу. Дети школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Во многом причиной этого является их низкая двигательная активность. Так, согласно ста тистическим данным, 85% времени своего бодрст вования старшеклассники проводят за учебным сто лом, а до 24 часов в неделю уделяют просмотру телевизионных передач. Появившиеся в последние годы компьютерные игры также отвлекают внима ние детей, что еще больше усиливает недостаток двигательной активности учащихся.
Сколько же должны двигаться дети и подро стки, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье? Согласно данным Всероссийского научно-иссле довательского института физической культуры, недельный объем двигательной активности школьников должен быть от 14 до 21 часа. Уроки физической культуры в школе компенсируют лишь 11% необходимого суточного объема дви жений. В результате среднесуточный объем дви гательной активности (без учета интенсивности) у большей части школьников составляет чуть боль ше половины гигиенической нормы. Как отмечено, дети, поступившие в I класс, сразу вдвое уменьшают свою двигательную активность.
Становится очевидным, что два или три урока физи ческой культуры в неделю не способны обеспе чить ни развивающий, ни поддерживающий тре нировочные эффекты. Поэтому необходимо ши рокое внедрение в режим школьного дня таких форм занятий физическими упражнениями, как гимнастика до уроков, физкультурные минутки и физкультурные паузы, подвижные игры на пере менах, час здоровья, спортивный час в группах продленного дня.
Еще одной эффективной формой занятий фи зическими упражнениями являются домашние задания по физической культуре, которые нача ли широко применяться еще в 80-е годы. Анализ медицинской документации, показал, что учащиеся, систе матически выполняющие такие домашние зада ния, значительно реже обращаются за медицин ской помощью, меньше болеют простудными за болеваниями. Кроме того, регулярное выполнение этих заданий учениками влечет за собой и успеш ное освоение программного материала.
Домашние задания по физической культуре в настоящее время широко используются в школах.
Чтобы данная форма занятий физическими уп ражнениями была продуктивной, необходимо по стоянно отслеживать динамику развития физиче ской подготовленности. Для этого можно разрабо тать дневник домашних заданий, включающий в себя следующие разделы: памятка для родителей, позволяющая оценивать выполнение домашних заданий ребенком; дата выполнения задания; раз дел, свидетельствующий о динамике результатов двигательного тестирования, простейших функцио нальных показателей (пульс, частота дыхания в покое) и данных физического развития (масса и длина тела); содержание домашних заданий.
В состав домашних заданий включают такие физические упражнения, которые школьники мо гут выполнить самостоятельно. К ним относятся кроссовый бег, сгибание рук в упоре лежа, под нимание туловища из положения лежа, бег в мак симальном темпе на короткие дистанции, упраж нения со скакалкой и др. Задание ребенок может выполнять как в помещении, так и на улице.
Для повышения эффективности домашних за даний нужно, чтобы учебник был убежден в практической пользе их применения, понимал и умел выполнять физические упражне ния, входящие в их содержание; знал требования учебной программы к уровню развития двигатель ных качеств; владел навыками самоконтроля при выполнении физических упражнений; знал сроки проверки домашних заданий.
Контроль за выполнением домашних заданий осуществляют учитель физической культуры и родители ученика.
Чтобы родители могли грамотно участвовать в контроле за выполнением домашних заданий, с ними проводят соответствующие методические занятия в школе в рамках родительских собра ний, семинаров по здоровому образу жизни. Здесь родители знакомятся с правильностью вы полнения наиболее сложных упражнений, обуча ются способам контроля за состоянием ребенка во время действия физических нагрузок, своевре менному выявлению признаков утомления и пе реутомления.
Учитель проверяет дневник домашних заданий перед началом каждого урока физической куль туры. При этом он обращает внимание на отметку родителей о факте и качестве выполнения таких заданий. Кроме того, учитель проводит один раз в два месяца тестирование с использованием та ких упражнений, как прыжок в длину с места, наклон туловища вперед, бег на 30 м, челночный бег 3 х 10 м, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, 6-минутный бег. Тестирование осуществля ют не с целью выставления оценки, а для выяв ления динамики в развитии физических качеств, что в определенной мере отражает качество вы полнения учениками домашних заданий по фи зической культуре.
На основе тестирования каждый школь ник получает рекомендации по двигательной ак тивности, в которых учтены его индивидуальные особенности (возраст, пол, уровень физической подготовленности) и преду смотрены те или иные физиологические режимы при выполнении физических упражнений. Распе чатки индивидуальных рекомендации , вкладываются в дневник домашних заданий и представляют со бой основное его содержание.
Для проверки эффективности использования домашних заданий проводится тестирование в конце учебного года которое показывает наличие положительной динамики.
Использование домашних заданий также спо собствует тому, что многие ученики успеш но справляются с учебными нормативами, а вы пускники IX и XI классов показывают хорошие и отличные результаты .
Таким образом, внедрение в практику обуче ния , домашних заданий по физической культуре, использование при этом дневника домашних за даний, контроля за их выполнением со стороны учителей физической культуры и родителей продемонстрировали высокую эффективность данной формы занятий физической культурой.
-
Погорелова Галина Алексеевна
МОУ «Средняя школа №7» г.Балаково
Комментарии
Домашнее задарие ,как форма занятий физической культурой