СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ ФИЗИКИ
методическая разработка по физике (8, 9, 10, 11 класс)

Третьяков Юрий Николаевич

Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие познавательных способностей личности. Решение данной проблемы требует не только выявления и исследования общих закономерностей познавательной деятельности учащихся, но и разработки новых технологий  целенаправленного развития познавательных способностей школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tretyakov._sozd._sit._uspeha_na_ur._fiz.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Ю.Н. ТРЕТЬЯКОВ

(учитель физики и информатики высшей категории МОУ СОШ № 4 г. Лермонтова)

Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие познавательных способностей личности. Решение данной проблемы требует не только выявления и исследования общих закономерностей познавательной деятельности учащихся, но и разработки новых технологий  целенаправленного развития познавательных способностей школьников.
Расширение познавательных возможностей учащихся происходит в процессе усложнения учебных и практических задач по предмету, которые выдвигаются перед ними в ходе обучения и воспитания и вызывают напряжение их умственных и физических сил. Формирование познавательных интересов, вызывающих действие, является проблемный подход, новизна знаний, показ личной и общественной необходимости знаний, многообразие самостоятельной работы учащихся с творческим характером.
Широкое применение эксперимента в преподавании физики способствует формированию у учащихся представления об эксперименте как  методе научного исследования. В проблемном плане можно изучать почти все темы и разделы курса физики. Проблемное обучение начинается с организации проблемных ситуаций, что создаёт условия успеха  на уроках физики.
Главный источник проблемных ситуаций – противоречия, которые возникают при изучении физики:
- между жизненным опытом учащихся и научными знаниями;
- между ранее полученными знаниями и умениями;
- существующие в самой объективной реальности.
Проблемное обучение приводит к положительным результатам в развитии учащихся только тогда, когда его применяют систематически. Наша задача строить учебный процесс так, чтобы труд вознаграждался прочными знаниями учеников, их любовью к физике. Мы стараемся показывать крайнюю заинтересованность в изучаемой теме, в наблюдении опытов, их анализе, вместе с учащимися удивляемся полученному несоответствию, показываем свою озадаченность, побудив их к раскрытию тайны проблемы. Без этого эмоционального отношения учителя к изучаемому вопросу, проблемное обучение может и не состояться, ведь в его основе лежит способность удивляться. И тогда происходит улучшение морально-психологического климата обучения на уроках физики, учащиеся получают удовлетворение от полученных знаний, от возможности рассуждать, анализировать, обобщать.
В процессе развития мышления включаются процессы развития воображения, фантазии, которые способствуют развитию накопленного опыта, фактов, связей, зависимостей. Обучение физике должно проводиться таким образом, что бы у учащихся повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе, чтобы они развивали свои познавательные способности и творческие силы, овладевали технологией самостоятельной работы. Важно расположить ученика к осуществлению данной деятельности, данного учебного действия, к решению данной задачи, повысить его ответственность за качество знаний и усвоения умений.

В процессе подготовки школьников к ЕГЭ им надо знать, что задания требуют одни – объяснений, другие – анализа графика, табличных данных или схем, третьи – расчетов. Однако основное внимание надо уделять знанию фундаментальных законов и физических теорий, владению понятиями физики, пониманию роли физики в сознании и совершенствовании техники.

Необходимо предостеречь учащихся от основных недостатков знаний и умений, отмеченных при сдаче ЕГЭ:

- формализм знаний – неумение применять имеющиеся знания при выполнении заданий, слабое понимание существа применяемых формул;

- расчетные ошибки, связанные с плохим умением проводить действия с порядками величин;

- неумение оценивать реальность полученных результатов;

- слабые ответы на качественные задания, требующие понимания сути физических явлений и процессов, умений объяснять их на основе законов физики.
Единый государственный экзамен по физике показал, что необходимо отслеживать качество знаний и умений по четырем видам деятельности:
- воспроизведение знаний;
- применение знаний и умений в знакомой ситуации;
- применение знаний и умений в изменённой ситуации;
- применение знаний и умений в новой ситуации.
Трудность усвоения знаний и умений зависит от качества содержательных связей между элементами знаний (репродуктивный, конструктивный, продуктивный). Выполнение заданий, например,  по статике (механика)  будет результативным, если учащиеся сумеют осуществить анализ задач, определить их тип. В соответствии с типом задачи ученики смогут выбрать способы её решения.
От одного типа задач возрастает их трудность, от других – увеличивается число связей между отдельными операциями. Чтобы определить характер этих связей, учащимся необходимо провести дополнительное исследование. Именно оно позволяет выбрать рациональный путь решения. Способ решения конкретной задачи зависит от того насколько ученик понимает связи между явлениями и процессами и их закономерностями. Чтобы ему справиться с решением задачи, необходимо знание физических формул и умение ими пользоваться. Кроме того, любая формула даёт определенную информацию.
В физике есть не только расчётные, но и качественные задачи, которые побуждают ученика осмысливать тот или иной закон, объяснять наблюдаемое явление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"

Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...

«Создание ситуации успеха на уроках математики»

Если ученик в школе не научился сам ничего...

Создание ситуации успеха на уроке английского языка

Ситуация успеха- очень важный фактор стимуляции общения на уроке. Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Принцип...

Создание ситуации успеха на уроке географии

Творческий отчёт по теме: " Создание ситуации успеха на уроке географии-один из способов формирования и повышения учебной мотивации....

Создание ситуации успеха на уроке - один из способов формирования и повышения мотивации учебной мотивации

Без  знания географической номенклатуры  невозможно представить изучение географии как учебного предмета. Практические работы с  позволяют ученикам свободно ориентироваться на географич...

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"....

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...