«Методические рекомендации по применению критериального оценивания на уроках физики»
методическая разработка по физике

В статье даются практические рекомендации, которые сопровождаются примерами, применения критериального оценивания на уроках физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию критериального оценивания на уроках физики»

Авторы Вельмер Е.К. Полежаева А.В.

Оценка — это один из наиболее тонких инструментов воспитания.

В. А. Сухомлинский

Большая часть людей, связанных с процессом обучения со всех позиций, считает что до сих пор оценивание происходит после процесса преподавания и обучения, т.е. это просто констатация факта уровня обученности.

Требования сегодняшнего дня таковы, что мы должны коренным образом пересмотреть это мнение - оценивание должно быть неотъемлемой частью преподавания и обучения.

Это позволит работать с учащимися не только для повышения предметных навыков, но и формировать метапредметные УУД (способность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории).

Этим запросам наиболее эффективно позволяет осуществиться система критериального оценивания, включающая в себя:

  • критериальное оценивание;
  • формирующее оценивание;
  • констатирующее оценивание.

Критериальное оценивание – это процесс соотнесения реально достигнутых обучающимися результатов обучения с ожидаемыми результатами обучения на основе выработанных критериев.

Формирующее оценивание постоянно присутствует в процессе обучения и проводится систематично, обеспечивая постоянную связь между учителем и учеником для выявления трудностей, для того чтобы помочь ученику достичь более высокого результата путем корректировки учебного процесса.

Констатирующее оценивание дает всем сторонам образовательного процесса точную информации о уровне усвоения содержания учебной программы за определенный период (при завершении разделов учебных программ или определенного учебного периода).

Критериальное оценивание учебных достижений позволяет реализовать учителю:

  • личностно - ориентированный подход, благодаря использованию разноуровневой дифференцированной шкалы оценивания учебных достижений;
  • деятельностный подход, направленный на развитие самостоятельной продуктивной деятельности ученика;
  • здоровьесберегающий подход, созданием благоприятного психологического климата в классе.

К минусам критериального оценивания можно отнести – затраты большого количества времени на подготовку учителя и то, что в итоге мы все равно все баллы переводим в оценку по 5-бальной шкале.

Но и в самом «слабом» классе не совсем успешные ученики могут проанализировать свою работу и выделить даже незначительные успехи, увидеть рост своих достижений, определить то, над чем им нужно продолжать работать.

Таким образом, главный тезис работы- критериальное оценивание позволяет применить оценивание для обучения: оценивается на каком этапе находятся обучаемые на этапе своего развития, подобрать индивидуальную образовательную траекторию для достижения необходимого уровня.

Разработка и применение дескрипторов и критериев

Определим еще раз суть понятия «критерий» и «дескриптор».

Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень возможных видов деятельности учащегося, которую он показывает в ходе выполнения работы.

Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и соответствуют определенному баллу.

Можно сказать, что дескриптор- подробное пошаговое указание действий для достижения цели.Т.к. каждому дескриптору соответствует определенный балл за правильно выполненный шаг и, при проверке работы, мы сразу можем определить, где именно испытывает трудности ребенок, что требует дополнительного времени работы.

Примерная схема критериев и дескрипторов

Критерий оценивания для учащегося

№ задания

Дескриптор для обучающегося

баллы

Критерий 1

Дескриптор 1

1

Дескриптор 2

2

Дескриптор 3

1

Критерий 1

Дескриптор 1

3

Дескриптор 2

1

Критерий 1

Дескриптор 1

1

Дескриптор 2

3

Дескриптор 3

1

Дескриптор 4

1

Итого____

из_____

14

В начале применения критериальной шкалы оценивания (как правило, в начале учебного года) мы подробно обсуждаем с учащимися и их родителями особенности данной системы оценивания, договариваемся о правилах применения критериев, привлекаем учащихся к совместной разработке дескрипторов по самым простым заданиям.

К трудностям по данному вопросу можно отнести то, что вначале сложно активизировать ребят с низкой самооценкой, непривыкших к самостоятельной деятельности, однако, систематическое обращение к критериальному оцениванию формирует устойчивую обратную связь между учителем и учеником и позволяет улучшить качество обучения.

Применение критериального оценивания для различных видов учебно-познавательной деятельности ученика

Критериальное оценивание может применяться для различных видов учебно- познавательной деятельности ученика:

  • описания физического явления,
  • решения задачи,
  • выполненного отчета по лабораторной работе,
  • представленного постера как результат работы группы или защите другого вида творческой работы.

Структура оценочной шкалы может варьироваться, исходя из особенностей учащихся класса и целей урока.

Пример дескриптора для устного ответа по физическому явлению.

Критерии для учащегося

  • Дать определение явлению;
  • Подтвердить опытными фактами происходящее явление;
  • Объяснить явление на основе теории.

Схема выставления баллов

дескрипторы

баллы

Имя ученого, который открыл явление, год открытия

1

Определение явления

1

Пример явления из учебника

1

Собственный пример

1

Опыт, который доказывает существоввание явления

1

Объяснение явления на основе теории

1

Могу привести и объяснить формулы, законы для разъяснения явления

1

Применение и учет проявления явления

1

итого

8

Когда мы только знакомим ребят с критериальной системой оценивания, вначале они получают готовые критерии и дескрипторы и учатся просто использовать их для самооценивания и взаимооценивания.

Позже ученики привлекаются для обсуждения балов за работу и еще позже сами предлагают свое участие в разработке критериев и определении ценности каждого критерия.

Например, учащиеся 10 класса на уроке обобщении материала по тепловым процессам для работы групп предложили следующие дескрипторы для взаимооценивания обобщающего конспекта.

Пример дескриптора для представления разработанного постера

Критерии для учащийся

  • Дать определение явлению
  • Объяснить явление на основе МКТ
  • Дать графическую интерпретацию процесса

Схема выставления баллов

дескрипторы

баллы

1.

Определение теплового процесса

1

2.

Пример процесса, условия протекания

1

3.

Направление теплообмена в процессе

1

4.

Объяснение процесса с точки зрения МКТ

2

5.

Изменение внутренней энергии в ходе процесса

1

6.

Расчет количества теплоты, выделяющегося (поглащающегося) в ходе процесса, пояснение физического смысла величин, входящих в формулу

2

7.

Графическая интепретация процесса

1

8.

Возможное применение процесса в технике, учет происходящего в природе.

1

9.

Научность изложения материала

1

10.

Доступность представления

1

11.

Правильность ответов на предложенные вопросы

1

итого

13

Работа над дескрипторами и критериями, определение баллов за работу может проводиться как классным коллективом, группой так и парой учащихся.

При систематическом применении критериев для оценивания деятельности учащиеся отлично понимают различную ценность действий и перестают требовать высокие оценки за решение задач среднего и начального уровня.

Мы считаем, что систематичное и продуманно применение критериальной системы оценивания приводит к изменению ролей всех сторон образовательного процесса:

  • ученика-проектировщика своего образования,
  • учителя- консультанта,
  • родителя- создающего соответствующие условия для образования.

Нам удалось стать партнерами с нашими учениками в процессе учебы, получить более высокие результаты в образовательном процессе и самое главное – научить ребят быть ответственными за свои результаты, помогать учиться на своих ошибках, мотивировать учащихся на достижение успеха.


#1057;писок использованной литературы

1. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsya-v-sovremennoy- shkole

2. Витковский А., Пинская М. - Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности/Учительская газета Первое сентября. – М., 2014.

3. Крылова О. Н., Бойцова Е. Г. К85 Технология формирующего оценивания в современной школе : учебно-методическое пособие / О. Н. Крылова, Е. Г. Бойцова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2015. — 128 с. — (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).

4. Пинская М.А.- Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода. – Пособие для учителей. – 15 с

5. Селевко, Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г. К. Селевко // Школьные технологии — 1996. — № 6. — с. 3–43.

6. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. Пособие для учителя. – Нарва, 2012. – 48 с.62.

7. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/ Сост. Р. Х. Шакиров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина. – Б. : «Билим», 2012. – 80 с.

8.О. И. Можаева., А. С. Шилибекова, Д. Б. Зиеденова Методология системы критериального оценивания учебных достижений учащихся: учебно- метод. пособие. — Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2017. — 38 с.

Интернет ресурсы

1.

2.

3.

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Методические рекомендации по организации работы учащихся на уроках физики по формированию предметной и исследовательской компетенции.

Статья содержит рекомендации по организации деятельности учащихся на уроках физики при использовании технологии исследовательского обучения, ИКТ, применении тестового контроля....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую...

Методические рекомендации по применению игровых технологий на уроках истории

даны методические рекомендации по организации игр на уроках истории....

Методические рекомендации по проведению экспериментальных заданий на уроках физики в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Методические рекомендации по проведению экспериментальных заданий на уроках физики в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации. Перечень и разбор экспериментальных заданий согласно спецификаци...

Методические рекомендации по организации экспериментальной работы на уроках физики и во внеурочное время.

В работе представлены рекомендации, в виде алгоритмов,  по организации опытов, проводимых самими учащимися в классе при ответах,  вне школы по домашним заданиям учителя; по организации кратк...

Методические рекомендации по применению сервисов Google на уроках математики.

Методические рекомендации по применению сервисов Google на уроках математики....