Тетрадь для лабораторных работ. Физика 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс)
Тетрадь для лабораторных работ. Физика 7 класс. (по учебнику А. В. Перышкина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7kl_tetrad_lr.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЗИКА
Базовый уровень
Тетрадь
для фронтальных лабораторных работ
учени (-ка/-цы) 7 __________класса
__________________________________________
Фамилия, имя
(по учебнику А.В. Пёрышкина)
№ | Тема работы | |
1 | Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности | |
2 | Измерение размеров малых тел | |
3 | Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости | |
4 | Измерение массы тела на рычажных весах | |
5 | Измерение объёма твёрдого тела | |
6 | Измерение плотности твёрдого тела | |
7 | Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины | |
8 | Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления | |
9 | Определение центра тяжести плоской пластины | |
10 | Измерение давления твёрдого тела на опору | |
11 | Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело | |
12 | Выяснение условий плавания тела в жидкости | |
13 | Выяснение условия равновесия рычага | |
14 | Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости |
Дата: _________
Лабораторная работа № 1
Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности
Цель: научиться обращаться с физическим оборудованием, производить измерения объёма жидкости
Приборы и материалы: мензурка, стакан, сосуд, вода
Задание:
- рассчитать цену деления мензурки
- вычислить абсолютную погрешность измерения ∆V (равна половине цены деления)
- определить сколько жидкости вмещается до верхнего штриха шкалы мензурки Vопыт
- с помощью воды и мензурки определить вместимости стакана и сосуда Vопыт
- результаты записать с учётом погрешности измерения V = Vопыт ± ∆V
Ход работы
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
Результаты
Ёмкость | Цена деления прибора | Погрешность измерения | Вместимость сосуда, объем жидкости, V | |||
мл | м3 | мл | м3 | мл | м3 | |
Мензурка | ||||||
Стакан | - | |||||
Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________
Дата: _________
Лабораторная работа № 2
Измерение размеров малых тел
Цель: научиться выполнять измерение способом рядов
Приборы и материалы: линейка, иголка, пшено, горох
Задание:
- положите некоторое количество зёрнышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков; измерьте длину ряда зерен (l)
- разделите длину ряда (l) на количество зёрен (n), его составляющих, чтобы получить диаметр (d) зерна
- измерьте ряд молекул на фотографии (l); сосчитайте количество молекул (n)
- определите размер (d) одной молекулы d =
Результаты
№ опыта | Название предмета | Длина ряда l (мм) | Число частиц в ряду n (шт) | Размер одной частицы d | |
(мм) | (м) | ||||
1 | Горох | ||||
2 | Пшено | ||||
3 | Молекула (фотография) |
Диаметр молекулы(истинный размер):
d=
Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________
Дата: _________
Лабораторная работа № 3
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости
Цель: определить зависимость пути от времени при равномерном движении; измерить скорость
Приборы и материалы: трубка стеклянная с водой, стеариновый шарик (пузырек воздуха), таймер, маркер, линейка измерительная
Задание:
- расположите стеклянную трубку с водой вертикально и держите ее в таком положении до тех пор, пока стеариновый шарик не поднимется к верхнему концу трубки
- одновременно с запуском таймера поверните трубку на 1800 и определите время, за которое шарик проходит всю длину трубки
- отметьте маркером половину трубки и убедитесь, что за половину времени движения шарик проходит половину длины трубки
- разделите трубку на три, а затем на четыре равные части и, проведя опыты, убедитесь в том, что за треть и четверть времени шарик проходит третью и четвертую часть длины трубки (вся длина трубки принята за 1)
- измерьте величину скорости движения в каждом случае по формуле v = s/t; убедитесь, что движение шарика (пузырька воздуха) равномерное
- рассчитайте абсолютную и относительную погрешности измерения скорости
- сделайте вывод о зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении
Результаты
№ опыта | путь в долях от длины (s) | путь в метрах | время движения | скорость |
1 | 1 | |||
2 | ½ | |||
3 | ⅓ | |||
4 | ¼ |
Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________
Дата: _________
Лабораторная работа № 4
Измерение массы тела на рычажных весах
Цель: измерение масс нескольких тел с помощью предварительно уравновешенных рычажных весов
Приборы и материалы: рычажные весы, разновесы, 3-4 тела разной массы
Задание:
- уравновесьте тело, массу которого надо определить, с помощью разновесов известной массы
- когда весы придут в равновесие, сумма масс разновесов будет равняться массе взвешиваемого тела
Результаты
№ опыта | Взвешиваемое тело | Значение разновесов, которыми было уравновешено тело | Масса тела | |
г | кг | |||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________
Дата: _________
Лабораторная работа № 5
Измерение объёма твёрдого тела
Цель: научиться измерять объёмы твёрдых тел правильной и неправильной формы с помощью мензурки (для тел неправильной формы) и линейки (для тел правильной формы)
Приборы и материалы: мензурка с окрашенной жидкостью, линейка, по 2 тела правильной и неправильной формы
Задание:
- запишите в таблицу объём жидкости в мензурке Vж
- опустите в мензурку тело неправильной формы до его полного погружения
- запишите объём жидкости с телом в мензурке Vж+т
- определите объём тела Vт по формуле Vт = Vж+т - Vж
- измерьте длину - a, ширину - b и высоту - c твёрдого тела правильной формы
- определите объём V тела по формуле V = a·b·c
Результаты
№ | Название тела | Объём жидк. Vж мл | Объём жидк.с телом, Vж+т мл | Объём тела, Vт мл | Объём, V м3 | ||
1 | - | ||||||
2 | - | ||||||
Название тела | Длина, a см | Ширина, b см | Высота, c см | Объём, V см3 | Объём, V м3 | ||
3 | |||||||
4 |
Выводы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________
Дата: _________
Лабораторная работа № 6
Измерение плотности твёрдого тела
Цель: научиться измерять плотность твёрдого тела с помощью весов и мензурки/линейки (для твёрдых тел правильной формы)
Приборы и материалы: мензурка, рычажные весы, разновесы, линейка, по 2 тела неправильной и правильной формы разной плотности
Задание:
Для вычисления плотности необходимо
- на рычажных весах измерить массу тела m
- (для тел неправильной формы) с помощью мензурки измерить объём тела V
- (для тел правильной формы) измерьте необходимые размеры твёрдого тела и вычислите его объём V
- по этим данным (масса m и объём V) определите плотность соответствующего твёрдого тела
- по таблице плотностей твёрдых веществ определите, из какого вещества состоит каждое тело
Результаты
№ опыта | Тело | Масса тела, (m) г | Объём тела, (V) см3 | Плотность тела, (ρ) г/см3 | Плотность тела, (ρ) кг/м3 | Вещество |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 |
Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________
Дата: _________
Лабораторная работа № 7
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины
Цель: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины, и измерить жёсткость пружины
Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов (масса каждого по 0,1 кг), линейка
Задание:
- закрепите на штативе конец спиральной пружины
- рядом с пружиной установите и закрепите линейку
- отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины
- подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины
- к первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение │∆ℓ│пружины
- по результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и, пользуясь им, определите среднее значение жёсткости пружины kср по формуле kср = F / │ ∆ℓ│
Результаты
№ опыта | m, кг | mg, Н | │∆ℓ│, м | График | kср, Н/м |
1 | 0,1 | ||||
2 | 0,2 | ||||
3 | 0,3 | ||||
4 | 0,4 |
Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________
Дата: _________
Лабораторная работа № 8
Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления
Цель: выяснить, зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит, то как.
Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов.
Задание:
- определите цену деления шкалы динамометра
- положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку; на брусок поставьте груз
- прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки; запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения
- к первому грузу добавьте второй, третий, четвертый грузы, каждый раз измеряя силу трения; с увеличением числа грузов растет сила нормального давления
- сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, и если зависит, то как?
Ход работы
__________________________________________________________________
Результаты
№ опыта | Количество грузов | Сила трения, Н |
1 | 1 | |
2 | 2 | |
3 | 3 |
Выводы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________
Дата: _________
Лабораторная работа № 9
Определение центра тяжести плоской пластины
Цель: найти точку, служащую центром тяжести пластины
Приборы и материалы: линейка, плоская пластина произвольной формы, отвес, булавка.
Задание:
- с помощью булавки подвесить пластину и отвес
- остро отточенным карандашом отметить линию отвеса на нижнем и верхнем краях пластины
- сняв пластину, провести на ней линию, соединяющую отмеченные точки
- повторить опыт, подвесив пластину в другой точке
- убедиться в том, что точка пересечения проведенных прямых является центром тяжести пластины (пластину нужно подвесить в третьей точке. Вертикальная прямая, проходящая через точку подвеса, должна пройти через точку пересечения двух прямых. Пластина будет находиться в равновесии, если точка опоры совпадает с центром тяжести)
Результаты (рисунок)
Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________
Дата: _________
Лабораторная работа № 10
Измерение давления твёрдого тела на опору
Цель: научиться определять давление твёрдого тела на опору.
Задание:
- Зная свою массу и площадь ботинка, вычислите, какое давление вы производите при ходьбе и стоя на месте.
- Вычислите силу тяжести F
- Определите площадь S (Поставьте ногу на лист клетчатой бумаги и обведите контур той части подошвы, на которую опирается нога. Сосчитайте число полных квадратиков, попавших внутрь контура, и прибавьте к нему половину числа неполных квадратиков, через которые прошла линия контура. Полученное число умножьте на площадь одного квадратика и найдите площадь подошвы.)
- Вычислите давление p (p = F/S)
Результаты
Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________
Дата: _________
Лабораторная работа № 11
Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело
Цель: научиться измерять выталкивающую силу (силу Архимеда), действующую на тела неправильной формы, с помощью мензурки, динамометра
Приборы и материалы: динамометр, мензурка с водой, таблица плотностей, 2 тела
Задание:
- измерьте силу тяжести F, действующую на тело №1; опустите тело в сосуд с жидкостью и измерьте равнодействующую R силы тяжести и силы Архимеда; рассчитайте силу Архимеда по этим значениям: FA = F– R
- определите объём Vт тела №1, используя мензурку, и вычислите силу Архимеда по формуле FA = Vт ·ρж·g (g ≈ 10 H/кг). Сравните результат с предыдущими расчётами (опыт с динамометром)
- выполните измерения с телом №2 и результаты занесите в таблицу
Результаты
Тело | Жид-кость | Плотность жидкости ρж кг/м3 | Объём тела Vт м3 | Сила тяжести F Н | Равнодей-ствующая сил R Н | Сила Архимеда FA Н |
1 | вода | |||||
2 | вода |
Вычисления:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________
Дата: _________
Лабораторная работа № 12
Выяснение условий плавания тела в жидкости
Цель: на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет
Приборы и материалы: весы настольные, разновесы, мензурка с водой , 3-4 тела разной плотности
Задание:
- измерьте массу тел
- рассчитайте силу тяжести, действующую на каждое тело
- полностью погружая тела в мензурку, определите объём вытесненной ими жидкости
- вычислите максимальную силу Архимеда
- сравните силы тяжести и Архимеда для каждого тела
- опишите поведение тел в мензурке (плавают или тонут)
Результаты
№ опыта | Масса тела (m) кг | Сила тяжести (Fт) H Fт = mg = 10·m | Объём вытесненной воды (V) м3 1мл = 0,000 001 м3 | Максимальная сила Архимеда (FA) Н FA = ρвgVт = 10 000·V | Сравните Fт и FA (>, <, =) | Поведение тела (тонет, плавает в жидкости, плавает на поверхности |
1 | Fт … FA | |||||
2 | Fт … FA | |||||
3 | Fт … FA | |||||
4 | Fт … FA |
Вывод (нужное подчеркнуть):
Если сила тяжести равна силе Архимеда, то тело (тонет, плавает в жидкости, плавает на поверхности)
Если сила тяжести больше силы Архимеда, то тело (тонет, плавает в жидкости, плавает на поверхности)
Если сила тяжести меньше силы Архимеда, то тело (тонет, плавает в жидкости, плавает на поверхности)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________
Дата: _________
Лабораторная работа № 13
Выяснение условия равновесия рычага
Цель: проверка на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверка справедливости правила моментов
Приборы и материалы: рычаг на штативе, набор грузов, линейка
Задание:
1) уравновесить рычаг (для этого вращайте гайки на концах рычага)
2) подвесить два груза (сила F1 = 2Н) на левой части рычага на расстоянии l1 , равном примерно 5 см от оси вращения
3) выяснить, на каком расстоянии l2 на правой части рычага нужно подвесить один груз (сила F2 = 1Н) чтобы рычаг находился в равновесии
4) вычислить отношение сил и плеч
5) проверьте, выполняется ли условие равновесия рычага =
и правило моментов сил M1 = M2 ( F1 · l1 = F2 · l2)
6) повторить опыт меняя количество грузов и плечи сил.
Результаты
№ опыта | F1 | l1 | F2 | l2 | M1 (F1 · l1) | M2 (F2 · l2) | ||
1 | ||||||||
2 |
Вычисления:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________
Дата: _________
Лабораторная работа № 14
Измерение коэффициента полезного действия (КПД) при подъёме тела по наклонной плоскости
Цель: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной работы; определить КПД
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок, набор грузов, штатив с муфтой и лапкой, метр
Задание:
- закрепите трибометр в лапке штатива, которая находится на высоте h (м)
- определите динамометром вес бруска Р (Н)
- положите брусок на трибометр и динамометром тяните его равномерно вверх вдоль наклонной плоскости с силой F (Н) на расстояние s (м)
- вычислите коэффициент полезного действия наклонной плоскости
- измените угол наклона трибометра; определите КПД наклонной плоскости
- сделайте вывод о зависимости КПД наклонной плоскости от угла ее наклона
Результаты
№ опыта | h, м | Р, Н | Ап, Дж (Ап=P·h) | s, м | F, H | Аз, Дж (Аз =F·s) | = (Ап/ Аз)·100% |
1 | |||||||
2 |
Вычисления:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________
Дата: _________
Лабораторная работа № 10
Измерение давления твёрдого тела на опору
Цель: научиться определять давление твёрдого тела на опору с помощью динамометра и линейки (для тел правильной формы).
Приборы и материалы: динамометр, линейка, брусок.
Задание:
1. Определите силу тяжести бруска F
2. Измерьте размеры бруска (a, b, c), рассчитайте площадь S каждой из его граней.
3. Вычислите давление p бруска (p = F/S)
Результаты
№ опыта | Тело | Сила тяжести F, H | Площадь основания S, м2 | Давление p, Н/м2 |
1 | брусок 1 грань | |||
2 | брусок 2 грань | |||
3 | брусок 3 грань |
Вычисления:
____________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тетрадь для лабораторных работ по физике для учащихся 7 классов
Тетрадь для лабораторных работ (на печатной основе) содержит фронтальные и домашние лабораторные работы по курсу 7 класса. К каждой работе прилагаются подготовительные и контрольные вопросы, подробный...
Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных школ
Учитель физики Колобухов А.В. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" "Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для уча...
тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс УМК Перышкин
в целях оптимизации рабочего времени во время выполнения лабораторных работ учащимися составила методическое пособие , которое применя на уроках. Просьба , при использовании, ссылаться на авторс...
тетрадь для лабораторных работ по физике 9 класс
пособие позволяющее более рационально распределить время на уроке...
Тетрадь для лабораторных работ 7 класс
Тетрадь для лабораторных работ 7 класс па физике...
тетрадь для лабораторных работ по физике в 7 классе
В помощь учителям физики...
Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ
Учитель физики Колобухов А.В. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)""Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ" ...