Тетрадь для лабораторных работ. Физика 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс)

Гусева Александра Александровна

Тетрадь для лабораторных работ. Физика 7 класс. (по учебнику А. В. Перышкина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7kl_tetrad_lr.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИКА

Базовый уровень

Тетрадь

для фронтальных лабораторных работ

учени (-ка/-цы) 7 __________класса

__________________________________________

                                                                                                 Фамилия, имя                  

 (по учебнику А.В. Пёрышкина)

Тема работы

1

Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности

2

Измерение размеров малых тел

3

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости

4

Измерение массы тела на рычажных весах

5

Измерение объёма твёрдого тела

6

Измерение плотности твёрдого тела

7

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины

8

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

9

Определение центра тяжести плоской пластины

10

Измерение давления твёрдого тела на опору

11

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

12

Выяснение условий плавания тела в жидкости

13

Выяснение условия равновесия рычага

14

Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости

Дата: _________

Лабораторная работа № 1

 Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности

        Цель: научиться обращаться с физическим оборудованием, производить измерения объёма жидкости

        Приборы и материалы: мензурка, стакан, сосуд, вода

Задание:

  1. рассчитать цену деления мензурки
  2. вычислить абсолютную погрешность измерения  ∆V  (равна половине цены деления)
  3. определить сколько жидкости вмещается до верхнего штриха шкалы  мензурки Vопыт
  4. с помощью воды и мензурки определить вместимости стакана и сосуда Vопыт 
  5. результаты записать с учётом погрешности измерения V = Vопыт  ± ∆V

Ход работы

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

Результаты

Ёмкость

Цена деления прибора

Погрешность измерения

Вместимость сосуда, объем жидкости, V

мл

м3

мл

м3

мл

м3

Мензурка

Стакан

-

Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________         

Дата: _________

Лабораторная работа  № 2

Измерение размеров малых тел

        Цель: научиться выполнять измерение способом рядов

        Приборы и материалы: линейка, иголка, пшено, горох

Задание:

  1. положите некоторое количество зёрнышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков; измерьте длину ряда зерен (l)
  2. разделите длину ряда (l) на количество зёрен (n), его составляющих, чтобы получить диаметр (d) зерна
  3. измерьте ряд молекул на фотографии (l); сосчитайте количество молекул (n)
  4. определите размер (d) одной молекулы   d =

Результаты

опыта

Название предмета

Длина ряда

 l

(мм)

Число частиц в ряду

n

(шт)

Размер одной частицы

d

(мм)

(м)

1

Горох

2

Пшено

3

Молекула (фотография)

Диаметр молекулы(истинный размер):

 d=

Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________      

Дата: _________

Лабораторная работа  № 3

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости

Цель: определить зависимость пути от времени при равномерном движении; измерить скорость

Приборы и материалы: трубка стеклянная с водой, стеариновый шарик (пузырек воздуха), таймер, маркер, линейка измерительная

Задание:

  1. расположите стеклянную трубку с водой вертикально и держите ее в таком положении до тех пор, пока стеариновый шарик не поднимется к верхнему концу трубки
  2. одновременно с запуском таймера поверните трубку на 1800 и определите время, за которое шарик проходит всю длину трубки
  3. отметьте маркером половину трубки и убедитесь, что за половину времени движения шарик проходит половину длины трубки
  4. разделите трубку  на три, а затем на четыре равные части и, проведя опыты, убедитесь в том, что за треть и четверть времени шарик проходит третью и четвертую часть длины трубки (вся длина трубки принята за 1)
  5. измерьте величину скорости движения в каждом случае по формуле v = s/t; убедитесь, что движение шарика (пузырька воздуха) равномерное
  6. рассчитайте абсолютную и относительную погрешности измерения скорости
  7. сделайте вывод о зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении

Результаты

№ опыта

путь в долях от длины (s)

путь в метрах

время движения

скорость

1

1

2

½

3

4

¼

Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________         

Дата: _________

Лабораторная работа  № 4

Измерение массы тела на рычажных весах

        Цель: измерение масс нескольких тел с помощью предварительно уравновешенных рычажных весов

        Приборы и материалы: рычажные весы, разновесы, 3-4 тела разной массы

Задание:

  1. уравновесьте тело, массу которого надо определить, с помощью разновесов известной массы
  2. когда весы придут в равновесие, сумма масс разновесов будет равняться массе взвешиваемого тела

Результаты

опыта

Взвешиваемое тело

Значение разновесов, которыми было уравновешено тело

Масса тела

г

кг

1

2

3

4

Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________           

Дата: _________

Лабораторная работа № 5

 Измерение объёма твёрдого тела

        Цель: научиться измерять объёмы твёрдых тел правильной и неправильной формы с помощью мензурки (для тел неправильной формы) и линейки (для тел правильной формы)

        Приборы и материалы: мензурка с окрашенной жидкостью, линейка, по 2 тела правильной и неправильной формы

Задание:

  1. запишите в таблицу объём жидкости в мензурке Vж
  2. опустите в мензурку тело неправильной формы до его полного погружения
  3. запишите объём жидкости с телом в мензурке Vж+т
  4. определите объём тела Vт по формуле Vт = Vж+т  - Vж
  5. измерьте длину - a, ширину - b и высоту - c твёрдого тела правильной формы
  6. определите объём V тела по формуле V = a·b·c

Результаты

Название тела

Объём жидк. Vж

мл

Объём жидк.с телом, Vж+т

мл

Объём

тела,

 Vт

мл

Объём,

 V

м3

1

-

2

-

Название тела

Длина,

 a

см

Ширина,

b

см

Высота,

 c

см

Объём, V

см3

Объём,

 V

м3

3

4

Выводы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          

Дата: _________

Лабораторная работа № 6

Измерение плотности твёрдого тела

Цель: научиться измерять плотность твёрдого тела с помощью весов и мензурки/линейки (для твёрдых тел правильной формы)

Приборы и материалы: мензурка, рычажные весы, разновесы, линейка, по 2 тела неправильной и правильной формы разной плотности

Задание:

Для вычисления плотности необходимо

  1. на рычажных весах измерить массу тела m
  2. (для тел неправильной формы) с помощью мензурки измерить объём тела V
  3. (для тел правильной формы) измерьте необходимые размеры твёрдого тела и вычислите его объём V
  4. по этим данным (масса m и объём V) определите плотность соответствующего твёрдого тела
  5. по таблице плотностей твёрдых веществ определите, из какого вещества состоит каждое тело

Результаты

опыта

Тело

Масса тела, (m)

г

Объём тела,

 (V)

см3

Плотность тела,

 (ρ)

г/см3

Плотность тела,

 (ρ)

кг/м3

Вещество

1

2

3

4

Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          

Дата: _________

Лабораторная работа № 7

        Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины

        Цель: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины, и измерить жёсткость пружины

        Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов (масса каждого по 0,1 кг), линейка

Задание:

  1. закрепите на штативе конец спиральной пружины
  2. рядом с пружиной установите и закрепите линейку
  3. отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины
  4. подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины
  5. к первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение  │∆ℓ│пружины
  6. по результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и, пользуясь им, определите среднее значение жёсткости пружины kср   по формуле  kср = F / │ ∆ℓ│

Результаты

№ опыта

m, кг

mg, Н

│∆ℓ│, м

График

kср, Н/м

1

0,1

2

0,2

3

0,3

4

0,4

Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________         

Дата: _________

Лабораторная работа  № 8

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

        Цель: выяснить, зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит, то как.

        Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов.

Задание:

  1.  определите цену деления шкалы динамометра
  2.  положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку; на брусок поставьте груз
  3.  прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки; запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения
  4.  к первому грузу добавьте второй, третий, четвертый грузы, каждый раз измеряя силу трения; с увеличением числа грузов растет сила нормального давления
  5.  сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, и если зависит, то как?

Ход работы

__________________________________________________________________

Результаты

№ опыта

Количество грузов

Сила трения, Н

1

1

2

2

3

3

Выводы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________        

Дата: _________

Лабораторная работа № 9

Определение центра тяжести плоской пластины

        Цель: найти точку, служащую центром тяжести пластины

        Приборы и материалы: линейка, плоская пластина произвольной формы, отвес, булавка.

Задание:

  1. с помощью булавки подвесить пластину и отвес
  2. остро отточенным карандашом отметить линию отвеса на нижнем и верхнем краях пластины
  3. сняв пластину, провести на ней линию, соединяющую отмеченные точки
  4. повторить опыт, подвесив пластину в другой точке
  5. убедиться в том, что точка пересечения проведенных прямых является центром тяжести пластины (пластину нужно подвесить в третьей точке. Вертикальная прямая, проходящая через точку подвеса, должна пройти через точку пересечения двух прямых. Пластина будет находиться в равновесии, если точка опоры совпадает с центром тяжести)

Результаты (рисунок)

Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________        

Дата: _________

Лабораторная работа № 10

Измерение давления твёрдого тела на опору

Цель: научиться определять давление твёрдого тела на опору.

Задание:

  1. Зная свою массу и площадь ботинка, вычислите, какое давление вы производите при ходьбе и стоя на месте.
  2. Вычислите силу тяжести  F
  3. Определите площадь S (Поставьте ногу на лист клетчатой бумаги и обведите контур той части подошвы, на которую опирается нога. Сосчитайте число полных квадратиков, попавших внутрь контура, и прибавьте к нему половину числа неполных квадратиков, через которые прошла линия контура. Полученное число умножьте на площадь одного квадратика и найдите площадь подошвы.)
  4. Вычислите давление p  (p = F/S)

Результаты

Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          

Дата: _________

Лабораторная работа № 11

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

        Цель: научиться измерять выталкивающую силу (силу Архимеда), действующую на тела неправильной формы, с помощью мензурки, динамометра

        Приборы и материалы: динамометр, мензурка с водой,  таблица плотностей, 2 тела

Задание:

  1. измерьте силу тяжести F, действующую на тело №1; опустите тело в сосуд с жидкостью и измерьте равнодействующую R силы тяжести и силы Архимеда;  рассчитайте силу Архимеда по этим значениям:  FA =  F– R
  2. определите объём Vт тела №1, используя мензурку, и вычислите силу Архимеда по формуле FA = Vт ·ρж·g     (g ≈ 10 H/кг).  Сравните результат с предыдущими расчётами (опыт с динамометром)
  3. выполните измерения с телом №2 и результаты занесите в таблицу

Результаты

Тело

Жид-кость

Плотность жидкости ρж

кг/м3

Объём тела Vт

м3

Сила тяжести F

Н

Равнодей-ствующая сил R

Н

Сила Архимеда FA

Н

1

вода

2

вода

Вычисления:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________  

Дата: _________

Лабораторная работа  № 12

Выяснение условий плавания тела в жидкости

        Цель: на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет

        Приборы и материалы: весы настольные, разновесы, мензурка с водой , 3-4 тела разной плотности

Задание:

  1.  измерьте массу тел
  2.  рассчитайте силу тяжести, действующую на каждое тело
  3.  полностью погружая тела в мензурку, определите объём вытесненной ими жидкости
  4.  вычислите максимальную силу Архимеда
  5.  сравните силы тяжести и Архимеда для каждого тела
  6.  опишите поведение тел в мензурке (плавают или тонут)

Результаты

опыта

Масса тела (m)

кг

Сила тяжести (Fт)

H

Fт = mg = 10·m

Объём вытесненной воды (V)

м3

1мл = 0,000 001 м3

Максимальная сила Архимеда (FA)

Н

FA = ρвgVт = 10 000·V

Сравните Fт  и  FA

(>, <, =)

Поведение тела

(тонет, плавает в жидкости, плавает на поверхности

1

Fт  …  FA

2

Fт  …  FA

3

Fт  …  FA

4

Fт  …  FA

Вывод (нужное подчеркнуть):

Если сила тяжести равна силе Архимеда, то тело (тонет,  плавает в жидкости, плавает на поверхности)

Если сила тяжести больше силы Архимеда, то тело (тонет,  плавает в жидкости, плавает на поверхности)

Если сила тяжести меньше силы Архимеда, то тело (тонет,  плавает в жидкости, плавает на поверхности)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________  

Дата: _________

Лабораторная работа  № 13

Выяснение условия равновесия рычага

        Цель:   проверка на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверка справедливости правила моментов

        Приборы и материалы: рычаг на штативе, набор грузов, линейка

Задание:

1)  уравновесить рычаг (для этого вращайте гайки на концах рычага)
2)  подвесить два груза (сила F
1 = 2Н) на левой части рычага на расстоянии l1 , равном примерно 5 см от оси вращения

3)  выяснить, на каком расстоянии l2 на правой части рычага нужно подвесить один груз (сила F2 = 1Н) чтобы рычаг находился в равновесии
4)  вычислить отношение сил    
  и плеч               
5)  проверьте, выполняется ли условие равновесия рычага    
=     

и правило моментов сил  M1 = M2 ( F1 · l1 = F2 · l2)

6) повторить опыт меняя количество грузов и плечи сил.

Результаты

опыта

F1

l1

F2

l2

M1

(F1 · l1)

M2

(F2 · l2)

1

2

Вычисления:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________        

Дата: _________

Лабораторная работа  № 14

Измерение коэффициента полезного действия (КПД) при подъёме тела по наклонной плоскости

        Цель: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной работы; определить КПД

        Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок, набор грузов, штатив с муфтой и лапкой, метр

Задание:

  1. закрепите трибометр в лапке штатива, которая находится на высоте h (м)
  2. определите динамометром вес бруска Р (Н)
  3. положите брусок на трибометр и динамометром тяните его равномерно вверх вдоль наклонной плоскости с силой F (Н) на расстояние s (м)
  4. вычислите коэффициент полезного действия  наклонной плоскости
  5. измените угол наклона трибометра; определите КПД наклонной плоскости
  6. сделайте вывод о зависимости КПД наклонной плоскости от угла ее наклона

Результаты

опыта

h, м

Р, Н

Ап, Дж

п=P·h)

s, м

F, H

Аз, Дж

з =F·s)

= (Ап/ Аз)·100%

1

2

Вычисления:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________

Дата: _________

Лабораторная работа № 10

Измерение давления твёрдого тела на опору

        Цель: научиться определять давление твёрдого тела на опору с помощью динамометра и линейки (для тел правильной формы).

        Приборы и материалы: динамометр, линейка, брусок.

Задание:

1. Определите силу тяжести бруска F

2. Измерьте размеры бруска (a, b, c), рассчитайте площадь S каждой из его граней.

3. Вычислите давление p бруска (p = F/S)

Результаты

опыта

Тело

Сила тяжести

F, H

Площадь основания

S, м2

Давление

p,  Н/м2

1

брусок

1 грань

2

брусок

2 грань

3

брусок

3 грань

Вычисления:

____________________________________________________________________________________________________________________________________     __________________________________________________________________

Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь для лабораторных работ по физике для учащихся 7 классов

Тетрадь для лабораторных работ (на печатной основе) содержит фронтальные и домашние лабораторные работы по курсу 7 класса. К каждой работе прилагаются подготовительные и контрольные вопросы, подробный...

Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных школ

Учитель физики Колобухов А.В.         ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"     "Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для уча...

тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс УМК Перышкин

в целях оптимизации рабочего времени во время выполнения лабораторных работ учащимися  составила методическое пособие , которое применя на уроках. Просьба , при использовании, ссылаться на авторс...

тетрадь для лабораторных работ по физике 9 класс

пособие позволяющее более рационально распределить время на уроке...

Тетрадь для лабораторных работ 7 класс

Тетрадь для лабораторных работ 7 класс па физике...

Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ

Учитель физики Колобухов А.В.     ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)""Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ" ...