Открытый урок: "Источники света. Распространение света"
план-конспект урока по физике (8 класс)
Открытый урок: "Источники света. Распространение света"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otkrytyy_urok.docx | 35.82 КБ |
istochniki_sveta_1.pptx | 844.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок физики в 8 классе
«Источники света. Распространение света»
Киселева Анастасия Викторовна
МАОУ «Средняя школа №3», города Когалыма
Урок на тему: «Источники света. Распространите света»
Цели урока:
Образовательная: создать условия для формирования понятий: свет, источники света, тень, полутень;
- разъяснить учащимся закон прямолинейного распространения света;
- рассмотреть природу солнечных и лунных затмений;
- Показать связь физики с поэзией, математикой, живописью;
Развивающая: создать условия для развития формирования умений ставить перед собой задачу, находить ответ на поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений и при проведении экспериментов.
Воспитательная: способствовать демонстрации навыков самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, осуществления сотрудничества в ходе работы по изучению причин образования тени и полутени, солнечных и лунных затмений проявления интереса к учебному материалу, бережного отношения к людям, лишенным зрения.
Предметные результаты: умение давать определения света, тени, полутени, светового луча; умение анализировать причины образования тени и полутени; умение объяснять причину образования лунных и солнечных затмений.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.
Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, искать, отбирать и классифицировать необходимую информацию, решать задачи
.
Коммуникативные УУД: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Личностные УУД: развитие познавательного мотива на основе работы с текстом и рисунками учебника
Основные понятия: «свет», «источник света», «световой пучок», «световой луч», «точечный источник света», «тень», «полутень».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация. (приложение 1 презентация.ppt), источники света – лампочка накаливания, свеча, экран, фонарик.
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
Мы изучаем предмет «физика» науку о неживой природе. И, весь мир, который нас окружает, многообразен, красив. Мы знакомимся с новыми понятиями, открываем для себя что-то новое, неизведанное. Интерес возникает, когда человек сам трудится. Каждый человек задумывается, что происходит на Земле, внутри физических тел, из чего состоят эти тела. Мы многое уже можем объяснить.
II. Актуализация знаний.
Прежде чем, мы приступим к изучению новой темы, повторим с вами предыдущую.
На доске расположены слова: магнитное поле, магнитные линии, входят и выходят. Вам нужно подобрать к ним подходящую по смыслу пару: вид материи, замкнутые, южный полюс, северный полюс.
А теперь проверим: магнитное поле-вид материи (что можете добавить? Особый вид материи, источником возникновения, что является?-движущиеся заряженные частицы.) характеризуется замкнутыми магнитными силовыми линиями (воображаемые, которые имеют направление) Выходят из северного полюса. Входят в южный полюс
III.Изложение нового материала
Я попрошу вас, закрыть глаза, представим себе жизнь во тьме (закрывают глаза). Мир бледный, вы не видите друг друга, не видите окружающие нас предметы, не можете ориентироваться в пространстве. А теперь откройте глаза посмотрите, в каком красивом месте мы оказались. (проецируется картина «Утро в сосновом бору» И.И.Шишкина»). (слайд 2)
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нём источник бесконечный
Наслажденья красотой:
Небо, солнце, звёзд сиянье,
Море в блеске голубом -
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаём.
Б.Л.Пастернак “Зимняя ночь”
Мело, мело по всей земле
Во все пределы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
из оперы П.И.Чайковского«Иолапта»
Что объединяет эти произведения? (ответы учащихся)
Ребята, авторы этих стихотворений обращает внимание на то, какую важную роль играет свет в нашей жизни. О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (тема) Запишите тему сегодняшнего урока: «Источники света. Распространение света». (слайд 3)
Чтобы вам хотелось узнать сегодня на уроке? Какую цель мы должны поставить перед собой? (узнать, что такое источники света. Как распространяется свет)
Свет-удивительное, самое замечательное природное явление. Восприятие окружающего мира по количеству информации на 90% осуществляется с помощью зрения.
Давайте попробуем вывести понятие. Что такое свет?(ответы учащихся)
Вы абсолютно правы. (слайд 4.) Давайте запишем с вами определение. Свет — это излучение, но та лишь его часть, которая воспринимается глазом. (При затруднении: наука о свете и световых явлениях называется оптика. Это слово означает “видимое”)
«Черный ящик»
Что в нем? (свеча, фонарик, зеркало, луна).
Чем отличаются эти предметы (одни предметы излучают свет, другие - отражают).
Давайте с вами посмотрим, какие еще тела могут излучать свет. У вас на столах карточки. (отдельно в конвертике слова) (молния, звезды, газовая горелка, спичка ,светлячок, Солнце, экран телевизора, фонарь, маяк, свеча)
Скажите, какие тела создала природа, а какие создал человек?
(Слайд 5) Источники света созданные природой мы будем называть – естественные, а источники света созданные человеком будем называть – искусственные. Запишите себе по 2-3 примера естественных и искусственных источников света. ( спросить 2 человек, кто что записал)
(Слайд 6) Вы наверняка наблюдали пучки солнечного света, пробивающиеся сквозь облака, сквозь деревья, световые пучки от прожектора, фонарика, киноаппарата. Введем новое понятие:, запишем его
Световой пучок - область пространства в пределах которой распространяется свет.
(слайд 7) На практике все источники имеют свои размеры. Удивительными тепловыми источниками являются звезды — небесные тела огромного размера. Многие из них гораздо больше Солнца. Так как звезды находятся от нас очень далеко, то на небе они видны как светящиеся точки. О таких объектах говорят как о точечных источниках света. Попробуйте объяснить своими словами, что же такое точечный источник.
Какой источник можно назвать точечным, а какой нет? Запишем понятие.
Точечный источник - светящееся тело, размеры которого намного меньше расстояния до освещаемого объекта.
Еще одно понятие, которое нам понадобится сегодня - «световой луч» .Вспомним математику. Что такое луч? Луч-это часть прямой у которой есть начало, но нет конца. Световой луч-это линия вдоль которой передается энергия от источника света. (слайд 8) Запишем.
(Слайд 9) Что вы видите на экране?(тень) А как вы можете объяснить, что такое тень?
Тень – область пространства, в которую не попадает световая энергия от источника света.
(Слайд 10) Если между точечным источником и экраном поместить непрозрачный предмет, то мы на экране увидим область тени. Как образовалась тень?
Если провести прямые через точечный источник и через края предмета, то прямая от точечного источника до экрана является лучом света, которая касается нашего предмета по краям.
Теперь возьмем большую лампу, размеры которой будут сопоставимы с расстоянием до экрана. Она будет являться точечным источником? (нет). Вокруг тени на экране образуется частично освещенное пространство- область полутени.
Полутень – область пространства, в которую световая энергия от источника света попадает частично.
(слайд 11) Образование тени и полутени является доказательством прямолинейного распространения света.
Физминутка: показать расположение магнитных полюсов. (слайд 12-16)
IV.Закрепление изученного
Задание 1 группе. (Солнечные затмения)
1. Чем объясняются Солнечные затмения.
2. Что происходит во время Солнечного затмения?
3. На всей ли территории земли видно Солнечное затмение.
Помощь учебник ст.190, рис. 126 (слайд 17)
Задание 2 группе. (Лунные затмения)
1. Чем объясняются Лунные затмения.
2. Что происходит во время Лунного затмения?
3. На всей ли территории земли видно ЛУННОЕ затмение
Помощь учебник ст.190, рис.125 (Слайд 18)
Полное затмение может длиться разное время, от 7 мин.40с. до 2 мин. В разных точках Земли затмение не только по-разному видно, но и наступает оно в разное время.
Задание 3 группе (Солнечные часы) (работа с текстом) (слайд 19)
1.Происхождение солнечных часов
2. Принцип работы солнечных часов.
Решение качественных задач (слайд 20-21)
V. Рефлексия
С какими понятиями мы познакомились сегодня на уроке?
Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли мы этой цели?
Предлагаю оценить свою работу на уроке. Каждый из вас поставит галочку в той области (света, полутени и тени) где сегодня оказался. Свет- все понятно. Полутень – остались вопросы. Тень-ничего не понял. (спросить (2-3 человек)) что понравилось на уроке? Что запомнилось. Что показалось тяжелым?
VI. Подведение итогов урока. Оценки за урок.
Домашнее задание: §63 упр 44.
Заключение: Закончить наш урок мне хотелось бы очень хорошей пословицей: «Ученье-свет, а неученье- тьма». Спасибо за урок. До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Источники света. Распространение света.
Что такое свет? Свет – это видимое излучение.
Источники света – тела, от которых исходит свет.
Источники света
Источники света естественные искусственные
Световой пучок - область пространства в пределах которой распространяется свет.
Точечный источник - это источник света, размеры которого малы, по сравнению с расстоянием до него.
Линии, вдоль которых распространяется свет, называют световыми лучами .
Опыт 2 Тень получилась благодаря прямолинейному распространению света.
Опыт 3 При освещении тела не точечным источником света, вокруг тени образуется частично освещённое пространство – полутень .
Закон прямолинейного распространения света. Свет в однородной прозрачной среде распространяется прямолинейно .
Физминутка
Солнечное затмение
Лунное затмение
Солнечные часы
1. Человеку, читающему книгу, безразлично, справа или слева от него находится источник света. Почему при письме так важно, чтобы свет падал слева? М есяц светит . В ерно ли утверждение? 3. Какой источник света позволяет вам читать эти строки: естественный или искусственный? Назовите этот источник света Порассуждаем
4 . Какие превращения энергии происходят при горении свечи? 5 . Приведите пример, показывающий, что тела, на которые попадает свет, нагреваются. 6 . Почему учащиеся в классных комнатах должны сидеть так, чтобы окна были слева? 7. Почему в комнате, освещаемой одной лампой, получаются довольно резкие тени от предметов, а в комнате, где источником освещения служит люстра, такие тени не наблюдаются?
Свет Источник света Световой пучок Световой луч Тень Полутень Закон распространения света
«Ученье – свет, а неученье - тьма!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Источники света. Распространение света" в 8 классе
План-конспект урока с применением ЭОР....
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
На уроке учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...
презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Разработка урока на котором учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...
Источники света.Распространение света
Урок на тему "Источники света.Распространение света " Глава "Световые явления" 8 класс...
Урок "Источники света.Распространение света"
Первый урок-исследование по теме "Световые явления"...
Конспект урока "Источники света. Распространение света"
Конспект урокаКласс: 8Тема: Источники света. Распространение светаЦели урока: формирование понятий свет, световой луч; знакомство учащихся с различными видами источников света, объяснить природу солне...