Магнитное поле и его графическое изображение
план-конспект занятия по физике (9 класс)

Магнитное поле и его графическое изображение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: магнитное поле и его графическое изображение.

Класс: 9А,Б,В.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: 

  • Дать понятие о магнитном поле и объяснить его с точки зрения электромагнитной теории;
  • Объяснить происхождение магнитного поля.

Задачи урока:

- общеобразовательные:

  • Введение понятия магнитного поля.

- воспитательные;

  • Развитие наблюдательности, логического мышления, памяти, внимания и мышления учащихся.

- развивающие:

  • Воспитание у учащихся дисциплинированности на уроке, умения работать в коллективе;
  • Воспитание интереса к предмету.

Оборудование: учебник Перышкин А. В., 9 кл.,  презентация, видеофрагмент.

Методы обучения (технологии): объяснительно-иллюстративные методы.

Планируемые результаты обучения:

- личностные:

  • развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

- метапредметные:

  • Регулятивные:
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.
  • Познавательные:
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обнаруживать пробелы в информации;
  • Коммуникативные:
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- предметные:

  • формирование у учащихся знаний о понятии магнитное поле;
  • формирование у учащихся знаний о графическом изображении магнитного поля.

Ход работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Орг. момент

   Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Каждый из вас наблюдал, как в конце лета, в начале осени многие птицы улетают в теплые края. Перелетные птицы преодолевают огромные расстояния, опасаясь зимних холодов, а весной они возвращаются обратно. Птицы ориентируются по магнитному полю Земли. Так вот сегодня мы поговорим о магнитах, рассмотрим свойства магнита. Вспомним что такое магнитное поле, какие бывают магнитные поля.

Слушают учителя, настраиваются на работу.

2

Первичное усвоение новых знаний

   История магнита насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет.

   Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он однажды обнаружил, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть камнем «Магнуса» или просто «магнитом».

   Но известно и другое предание о том, что слово «магнит» произошло от названия местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). Таким образом, за много веков до н.э. было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа.

Слушают объяснение учителя, где непонятно задают вопросы.

3

Показ дем- ии.

   Каковы же свойства магнитов и чем определяются свойства магнитов? Для этого посмотрим опыт, приведенный на видео.

   Показ видеофрагмента.

   На видеофрагменте дети наблюдают, как на магнит кладут лист бумаги, а на него посыпают металлические опилки, которые в свою очередь выстраиваются в виде магнитных линий, выполняя функцию магнитных стрелочек.

   Что вы наблюдали, ребята?

Смотрят видеофрагмент, после просмотра делают вывод о том, что увидели. Задают вопросы.

4

Первичное усвоение новых знаний.

   А если взять 2 магнита и поднести их друг к другу одноименными полюсами? как они будут себя вести? А если разноименными полюсами?

   А вот так это будет выглядеть, если на них насыпать опилки.

   Почему железные опилки притягиваются к магниту? (Магнитное поле). Подобно тому, как стеклянная палочка притягивает к себе куски бумаги, подобно этому магнит притягивает к себе железные опилки. Вокруг магнита существует магнитное поле.

   Из курса физики 8 класса вы узнали, что магнитное поле порождается электрическим током. Оно существует, например, вокруг металлического проводника с током. При этом ток создается электронами, направленно движущимися вдоль проводника.

   Поскольку электрический ток — это направленное движение заряженных частиц, то можно сказать, что  магнитное поле создается движущимися заряженными частицами, как положительными, так и отрицательными.

   Итак запишем определение: Магнитное поле- это особый вид материи, который создается движущимися заряженными частицами, как положительными, так и отрицательными.

   Запомните, что если частицы движутся, то создается магнитное поле. Мы сказали что магнитное поле- это особый вид материи, оно называется особым видом, т.к. не воспринимается органами чувств.

Для обнаружения магнитное поле используются магнитные стрелки.

   Для наглядного представления магнитного поля мы пользуемся магнитными линиями (их называют также линиями магнитного поля).

   Напомним, что магнитные линии— это воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки, помещенные в магнитное поле. Отметьте в тетради.

   Магнитные линии являются замкнутыми. Например, картина магнитных линий прямого проводника с током представляет собой концентрические окружности, лежащие в плоскости, перпендикулярной проводнику.

   В тех областях пространства, где магнитное поле более сильное, магнитные линии изображают ближе друг к другу, т. е. гуще, чем в тех местах, где поле слабее. Например, поле, изображенное на рисунке, слева сильнее, чем справа.

Таким образом, по картине магнитных линии можно судить не только о направлении, но и о величине магнитного поля. Отметьте в тетради.

   Магнитное поле бывает 2х видов: однородное и неоднородное. Давайте рассмотрим эти виды магнитных полей.

   Линии неоднородного магнитного поля искривлены, их густота меняется от точки к точке. Запишите.

Примером неоднородного магнитного поля может служить поле вокруг прямолинейного проводника с током. На рисунке (1) изображен участок такого проводника, расположенный перпендикулярно к плоскости чертежа. Кружочком обозначено сечение проводника. Из этого рисунка видно, что магнитные линии поля, созданного прямолинейным проводником с током, представляют собой концентрические окружности, расстояние между которыми увеличивается по мере удаления от проводника.

   В некоторой ограниченной области пространства можно создать однородное магнитное поле, т. е. поле, в любой точке которого сила действия на магнитную стрелку одинакова по модулю и направлению. Отметьте в тетради.

   Для изображения магнитного поля пользуются следующим приемом. Если линии однородного магнитного поля расположены перпендикулярно к плоскости чертежа и направлены от нас за чертеж, то их изображают крестиками, а если из-за чертежа к нам — то точками. Как и в случае с током, каждый крестик — это как бы видимое нами хвостовое оперение летящей от нас стрелы, а точка — острие стрелы, летящей к нам.

   Так как же птицы при перелетах ориентируются в пространстве, оказывается, Земля окружена магнитным полем. Внутри земли находится большой магнит, который создает огромное магнитное поле вокруг земли. А магнит внутри земли это и есть железная руда из которой делают наши постоянные магниты.

Упр. 31(3).

Слушают объяснение учителя, где непонятно задают вопросы.

5

Информация о д/з.

§34, упр.31(1,2).

Записывают д/з в дневник.

6

Рефлексия

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Подают дневники для выст. оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Магнитное поле и его графическое изображение

Слайд 4

Магнитное поле -это особый вид материи, который создается вокруг магнитов движущимися заряженными частицами, как положительными, так и отрицательными .

Слайд 5

Графическое изображение магнитного поля тока Линии вдоль которых в магнитном поле располагаются оси маленьких магнитных стрелок, называются линиями магнитного поля . Магнитные линии магнитного поля тока представляют собой замкнутые кривые , охватывающие проводник

Слайд 6

Расположение металлических опилок вокруг прямолинейного проводника с током

Слайд 7

В тех областях пространства, где магнитное поле более сильное, магнитные линии изображают ближе друг к другу, т. е. гуще, чем в тех местах, где поле слабее.

Слайд 8

Неоднородное магнитное поле Характеристика неоднородного магнитного поля: магнитные линии искривлены; густота магнитных линий различна; сила, с которой магнитное поле действует на магнитную стрелку, различна в разных точках этого поля по величине и направлению.

Слайд 9

Однородное магнитное поле Характеристика однородного магнитного поля: магнитные линии параллельные прямые; густота магнитных линий везде одинакова; сила, с которой магнитное поле действует на магнитную стрелку, одинакова во всех точках этого поля по величине и направлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Магнитное поле и его графическое изображение.

Урок изучения нового материала на основе деятельностного подхода....

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле...

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

Презентация "Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле."...

магнитное поле и его графическое изображение

магнитное поле и его графичекое изображение. однородное и неоднородное магнитное поле....

Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное поле

Презентация к уроку по физике в 9 классе "Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное поле"...

Презентация к уроку физики в 9 классе по теме "Магнитное поле и его графическое изображение"

Презентация у уроку физики в 9 классе по теме "Магнитное поле и его графическое изображение"...

Магнитное поле и его графическое изображение

Магнитное поле и его графическое изображение...