Архимедова сила
план-конспект урока по физике (7 класс)
Урок "открытия" новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_issledovaniy.docx | 18.86 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_7_kl.docx | 51.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Группа 1. Исследование зависимости
выталкивающей силы от плотности тела
Оборудование:
- сосуд с водой,
- динамометр,
- тела одинакового объема (алюминиевый и железный цилиндры), но разной плотности на нити.
Ход работы:
- Определите выталкивающую силу, действующую на алюминиевый цилиндр и на железный цилиндр.
- Сравните плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела.
- Результаты занесите в таблицу:
ρ, кг/м3 | Р₁ в воздухе, Н | Р₂ в воде, Н | FА= Р₁-Р₂, Н | |
Алюминиевый цилиндр | 2700 | |||
Латунный цилиндр | 7800 |
Вывод:___________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Группа 2. Исследование зависимости
выталкивающей силы от объема тела
Оборудование:
- сосуд с водой,
- динамометр,
- мензурка,
- тела разного объема, но одинаковой формы на нити (алюминиевые цилиндры).
Ход работы:
- Определите выталкивающую силу, действующую на каждое из тел.
- Сравните эти силы.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема тела.
- Результаты занесите в таблицу:
Р₁ в воздухе, Н | Р₂ в воде ,Н | FА = Р₁-Р₂, Н | |
Маленький алюминиевый цилиндр | |||
Большой алюминиевый цилиндр |
Вывод:___________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Группа 3. Исследование зависимости
выталкивающей силы от формы тела
Оборудование:
- сосуд с водой,
- динамометр,
- пластилин для изготовления тел одинакового объема, но разной формы на нити (куб и шар).
Ход работы:
- Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра определите выталкивающую силу, действующую на каждое из них.
- Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от формы тела.
- Результаты занесите в таблицу:
Р₁ в воздухе, Н | Р₂ в воде, Н | FА= Р₁-Р₂, Н | |
Кубик из пластилина | |||
Шарик из пластилина |
Вывод:__________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Группа 4. Исследование зависимости
выталкивающей силы от глубины погружения тела
Оборудование:
- сосуд с водой,
- динамометр,
- металлический цилиндр на нити.
Ход работы:
- Определите выталкивающую силу, действующую на тело, при погружении на разную глубину.
- Сравните Архимедову силу, действующую на тело при погружении на разную глубину.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от глубины погружения тела.
- Результаты занесите в таблицу:
Р₁ в воздухе, Н | Р₂ в воде, Н | FА = Р₁-Р₂, Н | |
На 1-й глубине | |||
На 2-й глубине |
Вывод:___________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Группа 5. Исследование зависимости
выталкивающей силы от плотности жидкости
Оборудование:
- сосуд с водой, сосуд с маслом
- динамометр,
- тело на нити ( алюминиевый цилиндр)
Ход работы:
- Определите выталкивающие силы, действующие на тело в воде, в масле.
- Чем отличаются эти жидкости?
- Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.
- Результаты занесите в таблицу:
ρ, кг/м3 | Р₁ в воздухе, Н | Р₂ в воде, Н | FА = Р₁-Р₂, Н | |
В пресной воде | 1000 | |||
В подсолнечном масле | 930 |
Вывод:_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по физике в 7 классе
УМК: «Физика» Автор: А.В.Перышкин
Тема урока: Архимедова сила
Класс: 7 Технологическая карта
Тема | Архимедова сила |
Цель | Предметно-дидактическая: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, усвоение знаний самостоятельно, отработка универсальных учебных действий в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия: обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность. |
Задачи | 1. Познакомить со способами экспериментальной проверки формулы для определения архимедовой силы. 2. Познакомить с законом Архимеда. 3. Научить решать задачи на расчет архимедовой силы и веса тела в жидкости. 4. Научить описывать и объяснять физические явления, в основе которых лежит архимедова сила. |
Планируемые результаты обучения учащихся |
|
Планируемые образовательные результаты урока | Предметные: знакомство с новыми определениями, находить в различных источниках и анализировать информацию, делать обобщающие выводы. |
Метапредметные: развитие способности извлекать информацию из разных источников; развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД; развитие адекватного понимания информации устного сообщения; умения строить устное высказывание с учётом коммуникативной задачи; умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения. | |
Личностные: развитие способностей к выделению, описанию и объяснению физических явлений; самооценке на основе наблюдения – в части выстраивания диалога с учителем и одноклассниками; формирование границ собственного знания и «незнания»; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. | |
Тип урока: | 1.По ведущей дидактической цели: урок «открытия» новых знаний |
2.По способу организации: групповая форма организации обучения | |
3.По ведущему методу обучения: проблемный урок | |
Методы обучения: | Проблемный метод, исследовательский. |
Основные понятия | Выталкивающая (архимедова) сила, вес тела, масса, объем, плотность. |
Ресурсы: | - учебник; тетрадь; - физические приборы (штатив,стакан с водой, груз, динамометр), оборудование для мини-эксперимента (набор грузов по механике, стакан с водой), мультимедийный проектор, ноутбук. |
План занятия: | ||||
| 1 мин. | |||
| 9 мин. 5 мин | |||
| 10 мин. 1 мин. | |||
| 15 мин. 2 мин. 2 мин. |
Технология проведения этапов урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |||||||
Предметные | УУД | ||||||||||
I. Организационный этап. | Настраиваются на активную работу, на сотрудничество. | Создает рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. | |||||||||
II.Актуализация знаний | Учащиеся смотрят мульфильм. Отвечают на вопросы:
Выполняют задание | Здравствуйте, ребята! Начиная сегодня урок, мы с вами отправимся в Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры. Именно в это время в Сиракузах, на острове Сицилия проживал величайший математик и физик древности - Архимед. Он прославился многочисленными научными трудами, главным образом в области геометрии и механики. Просмотр мультфильма «Архимед» И сегодня мы с вами должны решить эту задачу, последовательно воспроизвести рассуждения Архимеда. Но прежде чем узнать новое, мы повторим уже известное. Актуализация знаний и повторение пройденного материала путем фронтального опроса:
Предлагаю выполнить следующее задание. |
Перепутанка: на доске неверная запись формул, нужно записать их правильно. | Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами выбора правильного ответа. Личностные УУД: смыслообразование, установление обучающимися связи между телами помещѐнными в жидкость и необходимостью знания физических основ данного явления; Регулятивные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |||||||
III.Формулирование темы урока, постановка цели | Отвечают на проблемные вопросы: На мячик подействовала сила со стороны воды. Она направлена вверх. Ответ учеников: Так как тело утонуло, то выталкивающая сила на него не действует. Ответы учеников: На любое тело, погруженное в жидкость, действует сила, выталкивающая тело из жидкости. Записывают в тетрадь тему урока. Ещё на тело действует сила тяжести, она направлена вниз. Выясним, от каких величин зависит сила Архимеда. Формулируют тему и цели. (Изучить выталкивающую силу. Выяснить от каких величин зависит, а от каких не зависит данная сила, научиться определять её и узнать, где эта сила нашла своё применение.) | Всем хорошо известно стихотворение : Наша Таня громко плачет Уронила в речку мячик. Не утонет в речке мяч. Проводит демонстрационный эксперимент. Опускает в воду теннисный мяч. Опустим в тот же сосуд металлическую монету. (Опыт демонстрируется) Тело утонуло. Действует ли выталкивающая сила в этом случае? Давайте посмотрим следующий опыт по рис. 149 (стр.145) в учебнике или можете посмотреть на слайде. Ребята анализируют данный опыт. Из нашего жизненного опыта мы знаем, что в воде тяжелый камень поднять гораздо легче, чем в воздухе. Это может означать, что жидкость выталкивает не только легкие, но и тяжелые предметы. Учитель. А теперь сделайте вывод. Впервые выталкивающую силу рассчитал учёный Архимед. Так как же по другому называют выталкивающую силу? Тема нашего урока «Архимедова сила» Сегодня мы с вами будем изучать выталкивающую силу, действующую на тела, погруженные в жидкость . | Почему не тонет в речке мяч? Как направлена сила, действующая на мяч? На каждое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила? Почему вес тела в воде меньше веса его в воздухе? Какая цель нашего урока? Как можно найти величину выталкивающей силы? | Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе известного. | |||||||
IV. Изучение нового материала | Задание первой группе Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.
Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества, из которого изготовлено тело. Задание второй группе Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.
Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила. Задание третьей группе Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила. Задание 4 группе: Исследование зависимости выталкивающей силы от глубины погружения. Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить динамометра. 1. Определю силу Архимеда на различной глубине h1 = , h2 = Задание 5 группе: Исследование зависимости выталкивающей силы от формы тела. Оборудование: тела из пластилина разной формы, но одинакового объёма, сосуд с водой, нить, динамометр,
Вывод: архимедова сила не зависит от формы тела, погруженного в жидкость или газ. Вывод формулы для определения выталкивающей силы. | От чего зависит сила Архимеда? А сейчас вы - исследователи, вы выясняете, от чего зависит архимедова сила. Давайте разделимся на группы. У каждой группы своя задача. Но не забываем о ТБ, так как работаем со стеклом. Приступаем к работе. Группам выдается оборудование. Координация деятельности учащихся при проведении эксперимента. Архимедова сила:
Записывают таблицу в тетрадь. Вывод: сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела. т.е. Fa = Pж = mg = жgVт. Если бы подобный опыт проделать с телом, погруженным в какой – либо газ, то он бы показал, что сила выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объёме тела | Проанализировать объяснение нового материала. Ответить на проблемные вопросы: Где на практике вы встречались с данным явлением и т.д. Вывести формулу для определения выталкивающей силы. Указать от чего зависит сила Архимеда. Какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы? | Понимание смысла закона Архимеда. 1. Умеют выводить математическую запись закона Архимеда. 2. Понимают смысла закона Архимеда. | Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга; адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; интересуются чужим мнением и высказывают свое; умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия; проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Познавательные: навык работы с формулой, выделения различий, умение структурировать знания, смысловое чтение. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия. | ||||||
V.Физкультминутка | Выполняют зарядку | Мы все вместе улыбнемся, | |||||||||
VI. Закрепление нового материала | Ученик. Сначала Архимед вычислил выталкивающую силу. Fа = Р короны в воздухе – Р короны в жидкости Затем Архимед определил объем короны. Зная объем короны, он смог определить плотность короны, а по плотности ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых металлов в золотой короне? .
Один ученик решает на доске, все остальные в тетради | А теперь давайте решим задачу, которую поставил перед Архимедом царь Гиерон. (К доске выходит ученик, рассуждает и записывает формулы на доске) Верно. Мы с вами решили задачу Архимеда. Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием. Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел. Результатом этого было появление замечательного сочинения «О плавающих телах», которое дошло до нас. А теперь мы с вами напишем графический диктант. Внимание на слайд презентации. Сделаем самопроверку и поставим себе оценку. Ну а сейчас ответим на вопросы:
А теперь предлагаю вам решить задачи: | Какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы? Какие цели мы ставили в наших исследованиях? Проанализировать способы решения задач. 1.Определить выталкивающую силу, действующую на камень объёмом 1,6 м3 в морской воде. 2. На погруженный в воду кирпич действует выталкивающая сила, равная 20 Н. Чему равен объем этого кирпича ? | Умение применять на практике Закон Архимеда. | Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные: Овладевают навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого Познавательные: Выполняют операции со знаками и символами. | ||||||
VII. Этап подведения итогов учебного занятия. Домашнее задание | Сегодня мы познакомились с новой темой «Архимедова сила» От плотности жидкости и объёма тела. Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники. | С какой новой темой мы сегодня познакомились? От чего зависит сила Архимеда? Задаёт домашнее задание. | Домашнее задание § 49, вопросы к параграфу; ответить на вопрос ( сильным ученикам) «Проявление Архимедовой силы в природе, быту и технике». | Познавательные: Выделяют существенную информацию Коммуникативные: Получают необходимую информацию. | |||||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Заполнить лист самооценки. | Раздать лист самооценки. Оценивание работы учащихся. | Учащимся предлагается заполнить лист самооценки. | Коммуникативные: при диалоге с учителем формирование умения объяснять свой выбор. Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Личностные: смыслообразование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"
Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"...
Презентация к уроку "Архимедова сила"
Презентация к уроку по теме "Архимедова сила"...
«Архимедова сила»
7 класс «Архимедова сила»....
Архимедова сила
Архимед вычислял вес короны....
Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..
Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...
Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..
Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...
Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..
Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...