Физика - это интересно
опыты и эксперименты по физике (7 класс)

Любое внеурочное мероприятие позволяет расширить и углубить знания учеников по физике, пробудить и развить интерес к её изучению, ознакомить с новейшими достижениями науки и техники и вместе с тем воспитывать у учеников инициативу, самостоятельность, чувство коллективизма и товарищества, упорство в достижении поставленной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika-eto_interesno.doc456 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие

«ФИЗИКА- ЭТО ИНТЕРЕСНО»

Это занятие проводилось  в рамках недели естественно - научных дисциплин. Готовили его  ученики 7 классов  и провели  для учащихся 5-6 классов.

 Занятие  познавательное, интересное и всем понравилось!

Цели: 

  • расширение кругозора детей, их знаний по окружающему их миру, развитие познавательного интереса к изучению законов природы.
  • развитие наблюдательности, внимания, мышления учащихся.

Задачи: 

  • обучать детей  умению проводить эксперименты с подручными материалами;
  • развивать у детей внимание и интерес, эмоциональную отзывчивость;
  • формировать у детей элементарные представления о законах природы;

Оборудование: воздушные шары, деревянная линейка, 3-х литровая банка, вода, целлофановые пакеты набор остро оточенных карандашей, спиртовка, яйцо варенное, пластиковые бутылки, одноразовые стаканы, трубочки для коктейля, банка из-под кофе, лампа накаливания, стеклянная палочка, мука, шелковая ткань, нитки, скотч.

ТСО: компьютер, проектор.

Ход мероприятия:

 Кабинет физики;

 На экране слайд 1 «Физика-это интересно»

Ведущий: Здравствуйте ребята!   Вы находитесь в кабинете физики нашей  школы. И скоро вам предстоит изучать эту науку. Она  нужна всем: токарю и водолазу, врачу и шоферу, летчику и трактористу! Мы семиклассники начали  изучать  физику и пришли к выводу, что  физика - это ИНТЕРЕСНО!

Физика - это научные книги,  сложные приборы, огромные лаборатории.  Но физика – это еще и фокусы,  смешные истории  и забавные игрушки-самоделки.

Сегодня ребята нашего класса покажут вам занимательные опыты по физике, которые вы можете повторить самостоятельно.

Два  ученика ведут диалог

 (2 слайд   Инерция)

- А вы знаете, что такое инерция? Я слышу ответ: «Нет». На самом деле, вы знакомы с ней очень давно!

- Вы никогда не задумывались, что с инерцией встречаетесь каждый день.

-  Вспомни, ты бежишь, а ноги за что-то запнулись. Ноги остановились, а ты сам летишь вперед, пока не упадешь на землю.

Коль мы споткнулись – не беда,
Ведь знаем наперед,
Что будем падать мы всегда
Запомните: вперед!

- А бывает и наоборот! Стоит автобус на месте, а потом  резко трогается. Автобус уже поехал, а пассажиры еще сидят неподвижно. От этого все откидываются назад.

Сейчас мы покажем вам два опыта, которые демонстрируют явление инерции.

Опыт 1. (слайд 2 а)

 Если медленно двигать лист, то стакан будет двигаться за листом, если выдернуть лист быстро, то стакан останется стоять на своем месте благодаря инерции, так как движение резкое, оно не успевает передаться и стакан сохранит свое состояние покоя.

- Ребята, кто хочет попробовать провести опыт?

Можно пригласить 2-3 человека. Они по очереди проводят опыт.

Опыт 2. (слайд 2,б)

Поместим картонку на стакан. Положим монетку на картон по центру. Щелкнем по картонке пальцем

Картонка быстро движется вперед, а монетка падает в стакан. У вас возникает вопрос: «Почему монета не двигается вместе с открыткой?»

Монета и картонка находились без движения благодаря инерции. Инерция – это свойство предмета не менять свое состояние покоя или движения. При резком выбивании картонки из-под монеты время взаимодействия указанных тел мало, поэтому небольшое трение не может сообщить монете скорость в горизонтальном направлении. Когда мы щелкнули по картонке пальцем, она соскользнула под неподвижно лежащей монетой, и монета упала под влиянием силы тяжести в стакан.

Можно пригласить желающих повторить опыт.

Ведущий:  (слайд  3  Атмосфера Земли.Атмосферное давление)

Вы знаете, что Земля – третья планета от Солнца.

Земля – пока единственная планета в солнечной системе, обладающая атмосферой, содержащей кислород, жидкие океаны на поверхности и жизнь. Ребята, а вы знаете, что такое атмосфера? Это воздух, который окружает Землю. Слой воздуха, превышает 100 км. Основная масса атмосферы сосредоточено в нижнем слое высотой около 15 км от поверхности Земли. Воздух удерживается вблизи земной поверхности благодаря притяжению Земли. Если бы Земля не притягивала воздух, то он рассеялся бы в окружающем Землю пространстве. Этот воздух давит на нас и на все, тела находящиеся вокруг нас.

Опыт 3

И сейчас  покажем опыт со стаканом. Как вы считаете, может ли обыкновенный лист бумаги выдержать стакан воды? Давайте проверим и убедимся, что это возможно. Наливаем воду до половины стакана, кладем сверху листок бумаги. Придерживая бумагу ладонью, опрокидываем стакан. И вот: отнимаю ладонь, а бумажка по-прежнему будет надежно закрывать стакан, и ни одна капля воды не выльется! Вы спросите: «Почему такое возможно?» Это возможно благодаря атмосферному давлению. Именно атмосфера давит на листок снизу и удерживает его. Давление атмосферного воздуха на бумажку больше давления воды на нее изнутри.

- Есть желающие повторить опыт? Приглашаем  1-2 учащихся.

Опыт 4   

 Ведущий: Ребята, может кто либо хочет пить. У меня есть бутылочка с водой и не простая, с дырочками.

Если отворачиваем пробку, то из дырочек начинает вытекать вода..

А почему же вода не вытекает из бутылки, когда она закрыта? ведь там же дырочки?  

- А это всё проделки атмосферного давления. Это происходит потому, что на дырочки снаружи действует атмосферное давление. И оно больше, чем давление столба воды в бутылке. Когда мы откручиваем пробку, то на дырочки и внутри бутылки кроме жидкости действует атмосферное давление.

(Слайд 4 «Проявление действия атмосферного давления»)

Оно нам помогает пить, набирать лекарство в шприц, ставить банки, когда мы простудились. Оно помогает держать мыльницу с помощью присоски.

Есть  ещё  опыты с атмосферным давлением?

Опыт 5.

Простой и наглядный пример, как можно  поместить вареное яйцо в бутылку, не разбив горлышко

Как это сделать?

Для этого нам понадобятся стеклянная бутылка с широким горлышком,  одно яйцо сваренное в мешочек или в крутую, очищенное от скорлупы, спички и жгутик из бумаги.

Если будете  повторять этот опыт, попросите старших помочь вам. Помните, что со спичками нужно обращаться осторожно, спички не игрушка!

Бумажный  жгутик поджечь и спустить в бутылку

Воздух в бутылке  нагревается и расширяется, часть его выходит из бутылки. В этот момент мы закрываем горло  яйцом. Затем воздух в бутылке  охлаждается, давление там падает. Возникает разница в давлениях снаружи и внутри бутылке. Снаружи оно больше (атмосферное давление) и под его  действием яйцо  втягивается в бутылку.

А как достать яйцо из бутылки?

Выслушиваем  предлагаемые версии , проверяем приемлемые.

Ведущий:

 Где живее электричество? Вы, конечно, знаете, где оно живет: в проводах, подвешенных на высоких мачтах, в комнатной электропроводке и ещё в батарейке от карманного фонаря. Но все это электричество домашнее, ручное. Человек его изловил и заставил работать. Оно накаляет электроплитку и утюг. Сияет в лампочке. Гудит в электродвигателях. Да мало ли что ещё может делать электричество!

Ну а есть ли на свете электричество дикое, неприрученное? – спросите вы. Да есть. Оно вспыхивает ослепительным зигзагом в грозовых тучах. Оно светится на мачтах кораблей в душные тропические ночи. Но оно есть не только в облаках и не только под тропиками. Тихое, незаметное, оно живет всюду. Ты часто держишь его в руках и сам не знаешь об этом. Но его можно обнаружить.

Опыт 6.

Натрем шарик пакетом и «повесим» на стену. Вы видите, шарик спокойно висит на стене. Наэлектризованный шарик будет долго висеть в таком положении. Притяжение шарика к стене вызвано электричеством.

Кто пожертвует ради науки своими прическами? Приглашаются ребята. Натирают о волосы воздушные шарики и «подвешивают» их на стенку.

Если потереть два предмета, сделанные из разных материалов, то они наэлектризуются.  Возьмем второй шарик, так же наэлектризуем его. Поднесем его к муке. Мука облепит шарик и он окажется покрытый инеем.

 

Ведущий: Сейчас мы  покажем еще  опыт.

Учащийся демонстрируют  опыт «Дырявый пакет». Наполненный водой  целлофановый  пакет протыкаем  острозаточенными  карандашами.

Объясняет другим ученикам, что полиэтилен эластичен и когда протыкаем его  острым карандашом, то образуется совсем маленькая дырочка, диаметром не больше грифеля. Полиэтилен же легко растягивается и облегает карандаш, не давая  воде проникнуть через отверстие.

Завершение вечера.

Сегодня мы подготовили для вас занимательные опыты, которые вы можете повторить дома. Для их проведения не потребуется дорогостоящего оборудования. Все необходимое вы сможете найти у себя дома. Проведя опыты, вы совершите увлекательное путешествие в мир науки – физики. Может быть, это станет первым шагом по дороге научного познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интересные задачи по физике

условия задач составлены и затрагивают реальные события....

Это интересно (дополнение к уроку физики 6класс "Испарение"

в текстовом документе представлен дополнительный  материал по теме " Испарение", представленный в презентациях -дополнениях, можно использовать для сообщений учащихся на уроке...

План проведения предметной недели физики «Физика – это интересно!»

План проведения предметной недели физики «Физика – это интересно!»...

Внеклассное мероприятие "Физика - это интересно"

Внеклассное мероприятие по физике для учеников 7 класса. Командная игра с конкурсами и творческими заданиями. Целью мероприятия является повышение интереса к предмету, а также выявление уровня усвоени...

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Физика - это интересно!"

Методическая разработка внеурочного мероприятия содержит материалы для проведения игры-соревнования по физике для учащихся 7 классов и интерактивную презентацию. Мероприятие является аналогом телевизи...

Внеклассное мероприятие "Физика - это интересно"

Внеклассное мероприятие по физике для учеников 7 класса. Командная игра с конкурсами и творческими заданиями. Целью мероприятия является повышение интереса к предмету, а также выявление уровня усвоени...

Методические рекомендации_Интересная физика или как научиться любить и понимать физику

Физику можно назвать основной наукой об изучении природы. Все закономерности её существования изучает данная отрасль знаний. При всей её сложности, найти способ как легко выучить физику, не составляет...