Рабочая программа элективного курса по физике "Физика в задачах"
элективный курс по физике (10 класс)

Cоколовская Насиха Рафхатовна

Решение задач при обучении физике является обязательным элементом учебного процесса, позволяющим надежно усвоить и закрепить изучаемый материал, а также расширить естественно-научный кругозор учащихся посредством широкого использования знаний из области математики, физики, химии, биологии и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_v_zadachah_10_klass.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса

«Физика в  задачах»

10 классы

Составитель:

Н.Р.Соколовская

Обь  2022

Содержание

  1. Пояснительная записка

3

  1. Общая характеристика учебного предмета

3

  1. Место учебного предмета в учебном плане

4

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

4-5

  1. Содержание учебного предмета

5-6

  1. Тематический план

7-13

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

14

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

15

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Решение физических задач» для средней (полной) общеобразовательной школы составлена на основе:

1.  Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вступил в силу с 01.09.2013г.;

2. Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования;

3. Примерной программы по физике для 10-11 классов, являющейся составной частью примерной основной образовательной программы среднего общего образования;

4. Авторской рабочей программы учебного (элективного) курса «Решение задач по физике» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования (10-11 классы): Решение задач по физике/ М.В. Камочкина, В.А. Блохина, С.П. Дубас. – ГАУДПО «СОИРО», Саратов, 2017.

2. Общая характеристика элективного курса

Решение задач при обучении физике является обязательным элементом учебного процесса, позволяющим надежно усвоить и закрепить изучаемый материал, а также расширить естественно-научный кругозор учащихся посредством широкого использования знаний из области математики, физики, химии, биологии и др. Через решение качественных, количественных, практических, графических задач осуществляется связь теории с практикой, развивается самостоятельность и целеустремленность, а также рациональные приемы мышления.

Решение и анализ задачи позволяют понять и запомнить основные законы и формулы физики, создают представление об их характерных особенностях и границах применения. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение. Умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения программного материала и его усвоения.

Программа элективного предмета по физике «Решение задач по физике», имея выраженную практическую направленность, способствует решению задач формирования основ научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся.

 Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Изучение элективного предмета по данной программе направлено на достижение следующих целей:

Формирование метода научного познания явлений природы и развитие мышления учащихся;

Использование полученных знаний и умений для решения практических задач

 

Для достижения целей при реализации программы электиого предмета по физике ставятся следующие задачи:

 Использовать теоретическую основу для понимания первоначальных сведений о существовании моделей любого научного прогнозирования из курса физики на профильном уровне;

 Использовать межпредметные связи (с математикой) для реализации программного материала в части решения задач, вывода формул и законов;

 Формировать представление о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач;

 Совершенствовать умения решать задачи с использованием различных приемов и методов;

3. Место курса  в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №2» элективный курс  «Физика в задачах» изучается в 10 классе, отводится всего 36 часов, 1 час в неделю.  

Годы обучения

Количество часов в неделю

Количество недель

Количество часов в год

10 класс

1

36

36

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета

10 класс

Личностные результаты

  • Личностные результаты включают:

• в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты

Базовый уровень

Повышенный уровень

Метапредметные результаты включают:

•  использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

• умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

• умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

• использование различных источников для получения физической информации,

понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Ученик научится:

  • …………….;
  • ……………;

Предметные результаты

В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться:

  • в познавательной сфере: давать определения изученным понятиям; называть основные  положения изученных теорий и гипотез;
  •  применять приобретѐнные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

 решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

  • учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

Ученик может научиться:

  • ……………….;

5. Содержание   элективного курса

10 класс

Механика (19 часов)

1.        Законы движения и взаимодействия тел. Законы сохранения.  (16  часов)

 Путь и перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Средняя скорость. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Графическое представление движений.  Относительность движения. Движение по окружности.

2,3 законы Ньютона. Силы тяжести, упругости, трения. . Закон Всемирного тяготения. ИСЗ. Движение под действием нескольких сил (по горизонтали, вертикали, наклонной плоскости, связанных тел, по окружности).

 Импульс тела.  Закон сохранения импульса. Работа силы.  Закон сохранения энергии в механике. Изменение энергии системы под действием силы трения. Упругие неупругие столкновения.

2. Механические колебания и волны (3часа)

 Уравнение движения груза, подвешенного на пружине и математическом маятнике. Превращение энергии при колебательном движении. Гармонические колебания. Период, частота колебаний. Фаза колебаний. Скорость и ускорение при гармонических колебаниях. . Длина волны. Скорость распространения волны. Звук. Скорость звука.

Молекулярная физика и термодинамика (8  часов)

Основное уравнение МКТ. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.Графики изопроцессов. Внутренняя энергия. Работа газа. Первый и второй закон термодинамики.КПД тепловых двигателей. Влажность воздуха. Насыщенный и ненасыщенный пар. Зависимость давления от

Электродинамика

Электростатика. Постоянный электрический ток (8 часов)

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводников. Последовательное  и параллельное соединение проводников. Закон Ома для замкнутой  цепи. Расчёт силы тока и напряжения в электрических цепях. Закон Ома  для цепи с несколькими источниками тока. Работа и мощность электрического тока. Закон электролиза.

Резерв 1 ч

Тематический план 

10 класс

Раздел

Тема

Количество часов

Виды учебной деятельности

Форма организации учебного занятия

1. Механика. Законы движения и взаимодействия тел. Законы сохранения. (16 ч)

1.1. Путь и перемещение Прямолинейное равномерное движение. Относительность движения.

1 ч.

Находят путь, перемещение, скорость для всех типов движения (графически и аналитически). По графику зависимости V (t) определяют перемещение тела при равномерном движении, ускорении и перемещение тела при равноускоренном движении, устанавливают зависимость. скорости тела от угла наклона графика х(t). Читают и строят графики зависимостей х(t), V(t), а (t) для прямолинейного движения. Находят графически и аналитически время и место встречи тел. Вычисляют: скорость

путь, ускорение при равноускоренном движении, угловую скорость, период, частоту, центростремительное ускорение.

Решают задачи на расчет средней скорости.

  • лекция
  • практикум
  • частично-поисковый

1.2.Прямолинейное

равноускоренное движение.

1 ч.

1.3.Графическое представление

движения

1

1.4.Движение по окружности

1

  • практикум
  • частично-поисковый

1.5.Законы динамики. Виды сил: упругости, тяжести, трения.

1

Раскрывают смысл законов Ньютона, закона всемирного тяготения, закона Гука.

Решают задачи на применение законов Ньютона, закона всемирного тяготения, на движение тел под действием сил упругости, трения, тяжести, на применение алгоритма решения задач на применение второго закона

Ньютона при движении тела под действием нескольких сил

  • практикум
  • частично-поисковый

1.6.Алгоритм решения задач на применение второго закона Ньютона при движении под действием нескольких сил (движение по горизонтали и вертикали)

1

 частично-поисковый, практикум

1.7. Движение по наклонной плоскости.

1

  • практикум
  • частично-поисковый

1.8.Движение связанных тел.

1

1.9.Движение по окружности

Вес тела.

1

1.10. Движение под действием

силы тяжести. Закон Всемирного тяготения

1

  • практикум
  • частично-поисковый

1.11. Движение тел

в гравитационном поле.

1

1.12.Импульс. Закон сохранения импульса.

1

Решают задачи на применение закона сохранения импульса, теоремы о кинетической энергии, связи потенциальной энергии и работы, закона сохранения механической энергии.

Применяют законы сохранения импульса и механической энергии для описания теории абсолютно неупругого и абсолютно упругого ударов.

  • практикум
  • частично-поисковый

1.13.Закон сохранения энергии.

1

1.14.Упругое и неупругое

столкновение

1

1.15.Решение задач «Законы сохранения»

2

2. Механика. Механические колебания и волны (3ч)

2.1. Повторных основных понятий, формул, положений и законов. Решение  задач.

1

Читают и строят графики свободных и вынужденных колебаний. Записывают уравнение колебаний. Из уравнения колебаний находить Амплитуду колебаний,  период, частоту.

 Решают задачи на применение формул периода пружинного и математического маятников, длины и скорости волны

  • практикум
  • частично-поисковый

2.2. Решение задач «Механические колебания»

1

2.3.Решение задач «Механические волны».

1

3. Молекулярная физика и термодинамика (8 ч)

3.1. Молекулярное строение вещества. Основное уравнение МКТ.

1

Решают задачи на применение основного уравнения МКТ, уравнения  Клайперона – Менделеева, формул связи давления идеального газа со средней кинетической

  • практикум
  • частично-поисковый

 

3.2.Уравнение состояния идеального газа. Закон Дальтона.

1

3.3.Изопроцессы. Графики изопроцессов.

2

Связь энергией поступательного движения молекул, средней кинетической энергии молекул с температурой, закона Дальтона, газовых законов. Читают и строят  графики изопроцессов.

Решают задачи на применение формул внутренней энергии, работы газа при расширении и сжатии, работы  газа при изохорном, изобарном и изотермическом процессах, коэффициента полезного действия, первого закона термодинамики.

Применяют первый закон термодинамики к различным изопроцессам  и к адиабатному процессу.

Находят  работу газа используя ее геометрический смысл на диаграмме  р, V

3.4. Внутренняя энергия. Работа газа. Количество теплоты.

1

3.5.Первый закон термодинамики. КПД тепловых двигателей.

1

3.6. Решение задач «Термодинамика»

2

4. Электродинамика. Электростатика. Законы постоянного тока (8 ч)

4.1.Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводника.

1

Решают задачи на применение формул силы тока, работы и мощности электрического тока, законов Ома для участка и полной цепи, последовательного и параллельного соединения проводников, законов Джоуля-Ленца, Фарадея, на расчет сопротивления электрических цепей, силы тока и напряжения в электрических цепях. Определяют ЭДС при встречном и согласованном включении последовательного соединения источников тока.

  • практикум
  • частично-поисковый

4.2.Последовательное и параллельное соединение проводников. Расчет электрических цепей.

1

4.3.Закон Ома для полной цепи. Расчет силы тока и напряжения в электрических цепях.

1

4.4.Закон Ома для цепи с несколькими источниками тока.

1

4.5.Решение задач.

2

4.6.Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

1

4.7.Закон электролиза. Решение задач.

1

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Для успешной реализации рабочей программы  кабинеты оснащены комплектом мебели, рабочим местом учителя, проекционным оборудованием.  Компьютер в учебном процессе используется для:

– поиска дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;

– создания текста доклада;

– статистической обработки данных исследований (количественный анализ событий, отдельных фактов и т.п.);

– создания мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Для обеспечения учебного процесса используются следующие учебно-методическое обеспечение:

Класс

Учебник/учебное пособие/рабочая тетрадь

10 класс

1. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый и углуб.уровни / Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред.Н.А.Парфентьевой. -М.:Просвещение, 2019 (Классический курс)

3.   Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. Учреждений/Сост. С.Н. Степанова. -4-е изд.-ММ.: Просвещение,2012.

4.   Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. сред. Шк.-15-е изд..-М.: Просвещение,1998.

5.   Физика. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие. / под ред. Л.М. Монастырского-Ростов-на-Дону:Легион-М,2015.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты обучения:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  •  принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  •  мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Метапредметные результаты обучения:

Выпускник научится:

 • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

 • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;  

• умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

 • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

 • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;

 • развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;

 • умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.

        

Предметные результаты обучения:

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей; 

– объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса

Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Рабочая  программаЭЛЕКТИВНОГО КУРСАметоды решения физических задач...

Рабочая программа элективного курса по математике "Избранные задачи по планиметрии"

Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представле...

Рабочая программа элективного курса "Методы решения химических задач"

Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов ...

Рабочая программа элективного курса по алгебре "Решение задач с параметрами"

Материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование и разработку уроков к курсу"Решение задач с параметрами"...

Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 10 класса (базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса  «Методы решения физических задач»  для  10  класса (базовый уровень)...

Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 11 класса (базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса  «Методы решения физических задач»  для  11  класса (базовый уровень)...