Механическая работа
методическая разработка по физике (7 класс)
Цель урока: ввести новую физическую характеристику – механическая работа; формировать умения применять ранее известные и вновь введенные формулы для решения практических и расчетных задач.
Задачи урока:
Образовательные:
- знать определение и единицы измерения механической работы,
- вывести формулу работы (при условии, что сила и перемещение направлены вдоль одной прямой);
- знать условия, при которых работа положительна, отрицательна, равна нулю;
- продолжить совершенствовать навыки решения задач с учетом теоретических знаний;
- формировать умения объяснять происходящие действия с точки зрения совершения механической работы и применять полученные знания на примерах обыденной жизни;
Развивающие:
- развивать умение планировать свою деятельность при выполнении заданий;
- развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- формировать умение строить инициативное сотрудничество в совместной работе;
- воспитывать уважение к себе, формировать уверенность в своих силах при фиксации достижения целей, поставленных на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_uroku_fiziki.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
урока | Урок «открытия» нового знания. |
Тема урока | Механическая работа. |
Цель урока: ввести новую физическую характеристику – механическая работа; формировать умения применять ранее известные и вновь введенные формулы для решения практических и расчетных задач.
Задачи урока:
Образовательные:
- знать определение и единицы измерения механической работы,
- вывести формулу работы (при условии, что сила и перемещение направлены вдоль одной прямой);
- знать условия, при которых работа положительна, отрицательна, равна нулю;
- продолжить совершенствовать навыки решения задач с учетом теоретических знаний;
- формировать умения объяснять происходящие действия с точки зрения совершения механической работы и применять полученные знания на примерах обыденной жизни;
Развивающие:
- развивать умение планировать свою деятельность при выполнении заданий;
- развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- формировать умение строить инициативное сотрудничество в совместной работе;
- воспитывать уважение к себе, формировать уверенность в своих силах при фиксации достижения целей, поставленных на уроке.
Планируемые результаты обучения учащихся:
Предметные:
- знает определение, единицы измерения, формулу для расчета механической работы;
- умеет применять теоретические знания по физике на практике, решает физические задачи на применение полученных знаний.
Метапредметные:
- овладение навыками приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Формируемые УУД:
Регулятивные:
- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование - составление плана и последовательности действий;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения от эталона;
- волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оснащение урока: мультимедийный проектор, экран, ноутбук со звуковыми колонками, мультимедийная презентация урока, документ-камера, тележка, набор грузов, динамометр, раздаточный материал. –
Раздаточный материал: набор карточек для работы в группах, карточки с текстом задач.
Ход урока
№ | Этап урока Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. | Мотивационный. Проверить готовность обучающихся к уроку; мотивировать на учебную деятельность, погружение в работу. | Здравствуйте! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя новые знания о природе и окружающем мире. А сколько еще интересного и не исследованного вокруг! | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность. | ||
2. | Постановка учебных задач. Подготовить обучающихся к самостоятельному формулированию темы, цели и задач урока; создать проблемную ситуацию. | -А что означает для вас слово «работа»? Можете привести примеры? Ребята! Вопрос был один. А сколько мнений? Почему так получилось? Может быть, мы чего-то не знаем о работе с точки зрения физики? Значит, нам это нужно узнать! Следовательно тема урока… (Слайд 2) – Да, но не в широком её понятии, а с точки зрения науки физики. Запишите тему урока «Механическая работа» и откройте учебники п. 55. -Сегодня мы будем говорить о новой физической величине. Что мы должны знать о ней? | Фиксируют проблему: уже имеющиеся знания о работе не достаточны для истолкования физического смысла этого понятия. Формулирование темы урока осуществляется через приведение примеров деятельности человека и механизмов. Предлагают ранее изученный алгоритм: - определение; - обозначение; - единицы измерения; - от чего зависит; - формула для расчета; | Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы учителя. Приводят примеры различного полезного труда. Строят понятные для обучающихся класса высказывания. | Принимают и сохраняют учебную цель: изучить физическую величину «Механическая работа». |
3. | Содержательный (усвоение новых знаний). Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися форм записи алгоритма | - В обыденной жизни словом «работа» мы называем всякий полезный труд врача ученого, рабочего и.т.д. (Слайд 3) В народе существует множество пословиц и поговорок о труде. - Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? (заслушиваются ответы детей). - В словаре В.Даля работа трактуется как - «труд, занятие, дело, упражненье, деланье, т.е всякое полезное действие человека или устройства». Понятие работы в физике несколько иное. В физике прежде всего изучают механическую работу. Термин «механическая работа» был введен в физику в 1826 г французским математиком, механиком и инженером Жаном Понселе. (Слайд 4) Давайте обратимся к учебнику и рассмотрим примеры механической работы. Поезд движется под действием силы тяги электровоза, при этом совершается механическая работа. При выстреле из ружья сила давления пороховых газов совершает работы – перемещает пулю вдоль ствола, скорость пули при этом увеличивается. Значит, механическая работа совершается, только когда на тело действует сила, и тело перемещается под действием этой силы. Давайте выясним, как зависит работа от пройденного пути и от приложенной силы. Для этого проведем опыт. Опыт1. Нагруженная тележка под действием силы перемещается сначала на расстояние 0,5 м, а затем под действием той же силы на расстояние 1 м. Опыт 2. Нагруженная тележка под действием силы перемещается на 1 м. Фиксируют значение силы, совершающей работу. Нагрузку тележки увеличивают и опыт повторяют. Динамометр отмечает возросшее значение силы. - Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. Работа обозначается буквой А, сила - F, перемещение - S. Формула работы А = F S. В системе СИ: сила измеряется в Н, перемещение в м. Единица измерения работы в системе СИ: 1 Н×м = 1 Дж. Она названа в честь английского физика Джоуля. Джеймс Прескотт Джоуль- английский физик (19 век) изучал природу тепла, и обнаружил её связь с механической работой. Это привело к теории сохранения энергии. 1 Дж– это работа совершаемая силой в 1 Н. на пути в 1 м. Производные единицы: 1 кДж= 1000Дж; 1 МДж = 1000 000Дж; 1 мДж =0,001 Дж; Приводит пример работы в 1Дж Сердце человека за одно сокращение совершает приблизительно 1 Дж работы, (Слайд 5) -При каких условиях механическая работа не совершается? -Ребята, оказывается совершенная механическая работа может быть не только положительной, но и отрицательной. Если движение тела происходит в направлении, противоположном направлению приложенной силы (силы трения скольжения), то данная сила совершает отрицательную работу. (Слайд 6) • А > 0, если направление движения тела совпадает с направлением действия силы на него. • А < 0, если направление движения тела противоположно направлению действия силы. • А = 0, если на тело не действуют силы или перемещение тела равно нулю, а также если направление движения перпендикулярно направлению действия силы. | Вспоминают и называют пословицы о поговорки о труде, работе. Всякая работа мастера хвалит. По работе и работника знать. При готовой работе и работника знать. Сообщение учащегося о Ж. Понселе: Жан Виктор Понселе г. - г. Математик, механик и инженер Жан Виктор Понселе родился в 1788 г в бедной семье во Франции. Отличная учеба в начальной школе позволила ему получить стипендию в лицее. Далее он успешно выдержал экзамены в Политехническую школу, после её окончания поступил в Военно-инженерную школу. В1812 г. Ж. Понселе принял участие в войне Наполеона с Россией в качестве лейтенанта инженерных войск. При отступлении Наполеона из Москвы в бою он был взят в плен и почти два года, находился в плену в г. Саратове. После возвращения во Францию стал интересоваться прикладной механикой. Делают вывод: Работа зависит и от расстояния, чем оно больше, тем больше и работа. Делают вывод: Чем больше приложенная сила, тем больше и совершенная работа. Делают записи в тетрадях. Формулируют ответ: если тело не движется или движется по инерции. | Отвечают на вопросы учителя. Осознанно строят речевые высказывания, рефлексируют свои действий. Участвуют в обсуждении материала. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. |
4. | Практический (проверка усвоения нового учебного материала). Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; выявить пробелы и произвести своевременную коррекцию знаний | 1. Решение задач на доске с комментированием. Ребята, давайте попробуем применить полученные знания на практике. Задача 1.Мешок с картошкой перетащили на 2 м, при этом совершили работу в 1кДж Какую силу для этого пришлось приложить? 2.Выразите в джоулях работу: 0,25 кДж= 2,2 кДж= 0,15 МДж= 1,2 МДж= #1056;ешите задачу упр.28 (3) 4. Работа в группах. -Ребята, определите какая работа совершена в каждом случае. (Каждая группа получает конверт с заданиями. Распределяют задания между членами группы) | Решают предложенные учителем задачи. Выполняют проверку алгоритма решения задач. | Распределяют работу в группе. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
5. | Контрольно-оценочный (контроль и самоконтроль знаний). Оценить первичное усвоение новых знаний. | -А теперь давайте проверим, как вы усвоили понятие механической работы. (Индивидуальная работа со взаимопроверкой по методике «Верно-неверно»). | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий. Взаимопроверка выполненных работ. | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
6. | Рефлексия. Оценить работу каждого обучающегося с обязательным указанием положительных моментов; выставить отметки за работу на уроке. Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности. | -Достигли ли мы цели, какую поставили в начале урока? Подводит учащихся к самостоятельной формулировке итога урока по методике «Закончи предложение…» Выставляет полученные обучающимися оценки. - В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Спасибо за работу на уроке. Запишите домашнее задание. | Выявляют затруднения при закреплении нового материала. Анализируют, контролируют и оценивают результат работы за урок. | Самостоятельно отвечают на вопросы. Воспринимают ответы обучающихся. Участвуют в обсуждении содержания материала. | Осуществляют пошаговый контроль по результату. |
7. | Информация о домашнем задании. | Комментарии домашнего задания. (Слайд 7) § 55, упр.28(1-3) Дифференцированно. Задание 17(2). | Самостоятельная работа по закреплению изученной темы. | Запись домашнего задания
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс Механическая работа Сам. работа
В работе проверяется знание и умение вычислять механическую работу, кинетическую и потенциальную энергию тела....
Механическая работа. Единицы работы.
План-конспект урока физики в 7 классе на тему "Механическая работа. Единицы работы". Есть презентация к плану....
Контрольная работа для 7 класса по физике "Механическая работа. Простые механизмы. Энергия".
Составлена мной....
Презентация к уроку по теме : Механическая работа. Единицы работы.
Первый урок при изучении темы «Работа и мощность. Энергия». Тип урока : открытие нового знания.Цель урока: открытие, систематизация и расширение знаний обучающихся ....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Механическая работа. Единицы работы» 7 класс
Базовый учебник «Физика», 7 класс, А.В. Пёрышкин...
Открытый урок по физике "Механическая работа. Единицы работы"
Задачи урока:Знать: определения механической работы, обозначения физических величин; выяснить, когда совершается положительная работа, отрицательная и равная нулю; формулы: для нахождения работы...