Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности по физике
учебно-методический материал по физике (8, 9, 10 класс)

Евлоева Молотхан Харуновна

Использование игровых технологий в образовательном процессе способствует реализации, как мне кажется, очень важных целей. С переходом на личности – ориентированного обучения меняется роль учителя и ученика; содержание роли школьника меняется в сторону более осмысленного, активного участия в познавательной деятельности.

Игры:

  1. Активизируют процесс обучения, дают возможность обучающимся применить имеющиеся у них знания, умения и навыки в новой ситуации, требующей их практического применения.
  2. Развивают общеучебные (метапредметные) умения и навыки.
  3. Воспитывают самостоятельность и учат работать в команде, учат сотрудничеству.
  4. Расширяют кругозор и творческие способности, развивают внимание, речь, мышление, фантазию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности по физике

Использование игровых технологий в образовательном процессе способствует реализации, как мне кажется, очень важных целей. С переходом на личности – ориентированного обучения меняется роль учителя и ученика; содержание роли школьника меняется в сторону более осмысленного, активного участия в познавательной деятельности.

Игры:

  1. Активизируют процесс обучения, дают возможность обучающимся применить имеющиеся у них знания, умения и навыки в новой ситуации, требующей их практического применения.
  2. Развивают общеучебные (метапредметные) умения и навыки.
  3. Воспитывают самостоятельность и учат работать в команде, учат сотрудничеству.
  4. Расширяют кругозор и творческие способности, развивают внимание, речь, мышление, фантазию.

Что отличает игровые технологии от других образовательных технологий? Игровой технологии присущи ряд характерных особенностей, перечислю их.

  1. Игровая ситуация позволяет усвоить учебную информацию в психологически комфортной творческой обстановке, что облегчает процесс усвоения знаний.
  2. В процессе игры обучающиеся учатся чему-то новому, открывают «новое знание» в процессе своей активной деятельности и эмоциональных переживаний. Полученное знание становится лично значимым для каждого участника игрового процесса.
  3. Возможность коллективного обсуждения проблемы, поиска истины в диалоге с другими участниками игры.
  4. Игра должна приводить к образовательным результатам, в ходе игры должны быть реализован определённые образовательные цели. (Игра – не способ «убить» время)

Видов обучающих игр много. Выделю среди них те, которые я применяю в своей педагогической деятельности.

На уроках:

  1. Кроссворды. Применяю их на уроках по изучению нового материала. Составляю кроссворд из 5-6 терминов, уже знакомых обучающимся. В кроссворде зашифровываю термин, связанный с новым материалом (название темы, фамилия учёного, название прибора, устройства). Отгадывая кроссворд, учащиеся повторяют уже пройденный материал и задаются вопросом «При чём здесь зашифрованное слово»?
  2. Ребусы. Механизм применения схож с использованием кроссвордов.
  3. Загадки, пословицы. Их я применяю при систематизации и обобщении материала.

Во внеурочной деятельности:

  1. Турниры физики. На муниципальном уровне я уже 10 лет провожу районный Турнир физики. Это командное мероприятие построено по принципу соревнования при объяснении физических опытов. В нём могут участвовать команды составленные из учащихся 7-9 классов школ района.  Каждая команда готовит на себя представление (название, отличительная символика, девиз). Домашнее задание – приготовить физический опыт, не выходящий за рамки школьного програмного материала. На Турнире каждая команда демонстрирует свой опыт, команды соперников письменно дают ему свои объяснения письменно. Мероприятие всегда проходит в дружественной соревновательной атмосфере.  Последние два года Турнир физиков провожу дистанционно через социальную сеть вКонтакте. Команды размещают видео своих опытов в специально созданной для этого группе. Команды-участники вносят ответы в гуглформу.
  2. Предметные декады/недели. Предметную неделю в нашем районе мы проводили всегда дистанционно ресурсами социальной сети вКонтакте. Дистанционный формат позволяет провести полноценное районное мероприятие с большим количеством задействованных участников, при этом не нужно никуда ехать. В связи с тем, что в последнее время возросла роль и значимость дистанционных мероприятий, наши предметные декады/недели привлекают всё больше участников. Как правило, предметная декада/неделя проводится в 5 этапов: 1. Представление участников; 2. Творческий конкурс; 3. Исторический конкурс; 4. Научный конкурс; 5. Рефлексия, подведение итогов.
  3. Образовательные квесты. Идея о проведении образовательных квестов мне пришла давно, хотелось провести в школе игру-мероприятие, которое заинтересовало бы тех, кто ещё физику не изучает (6 классы) и только-только начал её изучать (7 классы).  А перед девятиклассниками стояла задача создать и защитить проект. Разработкой заданий, подготовкой плакатов для оформления станций занимались сами девятиклассники. Совместно мы обговорили только общую концепцию, цели, задачи, форму проведения. Позднее уже с другими учащимися был составлен и проведён квест, посвящённый дню Космонавтики. Надо сказать, что проведение квеста требует больших затрат времени, усилий, поэтому провожу их не так часто, как хотелось бы.
  4. Ещё одно мероприятие о котором хотелось бы упомянуть это «Марафон творческих идей». Мои обучающиеся принимали в нём участие в 2017 году. По форме проведения он похож на КВН, каждая команда готовила домашнюю заготовку – театральный номер.

Итак, игра   - это мощный стимул для обучения, в ней реализуются потребности обучающихся в творчестве, деятельности, общении. Игра способна оживить, сделать ярким и запоминающимся любой учебный материал!

Возникновение интереса к физике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно, и использовал это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются современные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны физики.

В работе с одарёнными детьми, в частности, при подготовке школьников к предметным олимпиадам, большую роль играют интеллектуальные игры.

Поэтому одной из целей организации игровой деятельности на уроке и во внеурочной деятельности может быть побуждение учащихся к учению, формирование мотивации учебной деятельности. Интересная игра повышает умственную активность школьника, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии.

Рассмотрим особенности дидактических (организованных учебных) игр. К ним относятся:

1. Моделирование определенных видов практической деятельности.

2. Моделирование условий, в которых протекает деятельность.

3. Наличие ролей, их распределение между участниками.

4. Взаимодействие участников.

5. Наличие общей цели у всего игрового коллектива.

6. Групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры [1].

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на приобретение знаний и умений. Обучение, как правило, включает два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Для увеличения такого опыта рекомендуется использовать на уроках развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, соревнования, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.

Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую.

1. К индивидуальной форме можно отнести игру одного человека с самим собой, а также с различными предметами и знаками.

2. Одиночная форма — это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной цели.

3. Парная форма — это игра одного человека с другим человеком, как правило, в обстановке соревнования и соперничества.

4. Групповая форма — игра трёх или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

5. Коллективная форма — это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

6. Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели [3].

В ходе реализации проекта «Математический марафон» нами накоплен   материал по проведению таких игр:   «Слабое звено», «Своя игра», «Математический бой», «Морской бой» и т.д. Во все игры включаются задачи по физике и по математике.

Игры проводятся на занятиях кружка, в ходе занятий интенсивной школы «МиФ». Что дает использование таких игр? Во-первых, дети имеют возможность использовать свои знания по теме в нестандартной ситуации. Во-вторых, соревновательный момент  способствуют дополнительной мотивации. В – третьих, развиваются коммуникативные УУД в ходе работы внутри команды.

Наиболее часто в последнее время мы использовали игру «Морской бой». Правила игры:        в игре участвуют две команды по 6-8 человек. У каждой команды – поле для игры. На поле нужно нарисовать корабли: 1 – четырёхпалубный, 2 – трехпалубных, 3 – двухпалубных и 4 – однопалубных. Команды выполняют выстрелы в корабли противника. Победит та команда, которая выбьет больше клеток у разбитых кораблей. Количество выстрелов – это количество  решённых задач. За правильно решенную задачу с первой попытки вы получаете 2 балла, со второй и третьей попытки – 1 балл. После 3 попытки задача снимается. Баллы начисляются тому игроку, который назвал ответ. Повторно на одну и ту же задачу ответ от команды не принимается. Выигравшей команде дополнительно начисляется по 2 балла  каждому игроку.

Обычно в роли наблюдателей на игре выступают  старшеклассники или учителя физики и математики.  На решение задач отводится 45 минут, на морской бой – 15 минут. За игру ребята набирают в командах до 30 баллов. Рекордное число баллов одного игрока за одну игру – 18 баллов.

По итогам игр ведется рейтинговая таблица, где отмечаются личные результаты и результаты команды. Рейтинговая таблица позволяет увидеть пробелы по темам. Проблемные темы мы вновь включаем в подготовительные задания, а потом – в следующую интеллектуальную игру.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности

Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности по истории и обществознанию...

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности".

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности". Главным вопросом данной статьи является вопрос о том, как р...

Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности по математике

Многих педагогов занимает вопрос: почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонек угасает? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? Наверное, дать почув...

Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности

Статья "Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности" напечатана в сборнике по материалам региональной научно-практической конференции"Современные образовател...

«Роль игровых технологий на уроках и во внеурочное время »

В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нов...

Презентация "Применение игровых технологий на уроке биологии и внеклассной деятельности в коррекционной школе".

В данной презентации отражаются основные виды игровых технологий для учащихся коррекционных школ....

Игровые технологии на уроке и во внеурочной деятельности

Статья, позволяющая ответить на вопросы о необходимости использования игровых технологий в обучении...