РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "Физика" для обучающихся 7-9 классов
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс)

Борисова Мариана Леонидовна
Разработка рабочей программы по физике для 7-9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

 «Средняя общеобразовательная школа № 156

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»

МБОУ СОШ № 156

г. Новосибирск, ул. Гоголя, 35-а, тел. 224-75-29, E-mail: s_156@edu54.ru 

ПРИНЯТО

решением кафедры гуманитарных наук

Протокол от 28.08.2022 №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР 

моя подпись/Федорова Н.А./ 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Физика»

для 7 - 9 классов

для уровня основного общего образования

(базовый уровень изучения)

Нормативный срок освоения – 3 года

 

Составители:

Борисова М.Л.

Новосибирск‌ 2022

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика»

         В основе предмета лежит индуктивный подход: от частного, наблюдаемого в повседневной жизни или при постановке опытов, к общему – теоретическому обоснованиям наблюдений и экспериментов. Курс физики носит экспериментальный характер; большое внимание в нём уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся.

 В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне основного общего образования. В таблице представлено распределение учебного времени:

Классы

Предметы

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

7 класс

Физика

2

34

68

8 класс

Физика

2

34

68

9 класс

Физика

2

33

66

Всего:

101

202

        Изучение учебного предмета «Физика» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Личностные результаты:

  • проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
  • ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков;
  • готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
  • осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
  • восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности;
  • осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
  • развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
  • осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека;
  • активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
  • интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
  • ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
  • повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
  • потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
  • осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
  • планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
  • стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;
  • оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.

Метапредметные результаты:

  1. Универсальные познавательные действия
  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев);
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
  • анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
  1. Универсальные коммуникативные действия
  • в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
  • публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;
  • принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;
  • выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
  1. Универсальные регулятивные действия
  • выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • делать выбор и брать ответственность за решение;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
  • вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям;
  • ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого;
  • признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.

Предметные результаты на базовом уровне освоения первого года изучения (7 класс) учебного предмета «Физика» должны отражать сформированность у обучающихся умений:

—использовать понятия: физические и химические явления; наблюдение, эксперимент, модель, гипотеза; единицы физических величин; механическое движение (равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория, равнодействующая сил, деформация (упругая, пластическая), равномерное движение; неравномерное движение; инерция; взаимодействие тел; равновесие твёрдых тел с закреплённой осью вращения; передача давления твёрдыми телами, превращения механической энергии) по  описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;

—распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой природе; действие силы трения в природе и технике; рычаги в теле человека; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;

 —описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление (твёрдого тела), механическая работа, мощность, плечо силы,  коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;

 —характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, правило равновесия рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение; —объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;

—решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчёты, находить справочные данные, необходимые для решения задач, оценивать реалистичность полученной физической величины;

 —распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; в описании исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу), различать и интерпретировать полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;

 —проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы; —выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и температуры с использованием аналоговых и цифровых приборов; записывать показания приборов с учётом заданной абсолютной погрешности измерений;

 —проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с  использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела; силы трения скольжения от силы давления, качества обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел; силы упругости от удлинения пружины, условий равновесия рычага и блоков; участвовать в планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; —проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества жидкости и твёрдого тела; сила трения скольжения; давление воздуха; выталкивающая сила, действующая на погружённое в жидкость тело; коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку и вычислять значение искомой величины;

—соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

—указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок, наклонная плоскость;

 —характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические законы и закономерности;

 —приводить примеры / находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

 —осуществлять отбор источников информации в сети Интернет в  соответствии с заданным поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения различных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;

—использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;

—создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2—3 источников информации физического содержания, в том числе публично делать краткие сообщения о результатах проектов или учебных исследований; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;

—при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих.

Предметные результаты на базовом уровне освоения второго года изучения (8 класс) учебного предмета «Физика» должны отражать сформированность у обучающихся умений:

 —использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха; температура, внутренняя энергия, тепловой двигатель; элементарный электрический заряд, электрическое поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;

 —различать явления (тепловое расширение/сжатие, теплопередача, тепловое равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация (отвердевание), кипение, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;

—распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега; электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов; магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;

—описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия тепловой машины, относительная влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;

 —характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, принцип суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон сохранения энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;

 —объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей; —решать расчётные задачи в 2—3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать полученное значение физической величины с известными данными;

 —распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы;

 —проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма, температуры; скорости процесса остывания/нагревания при излучении от цвета излучающей/поглощающей поверхности; скорость испарения воды от температуры жидкости и площади её поверхности; электризация тел и взаимодействие электрических зарядов; взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитных полей постоянных магнитов): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы; —выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха, силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин; сравнивать результаты измерений с учётом заданной абсолютной погрешности;

 —проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с  использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника; силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике; исследование последовательного и параллельного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

 —проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока): планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины;

—соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

 —характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры), электрические предохранители; электромагнит, электродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;

 —распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат); составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;

—приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

—осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, на основе имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;

 —использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;

 —создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;

—при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.

Предметные результаты освоения третьего года изучения (9 класс) учебного предмета

    «Физика» должны отражать сформированность у обучающихся умений: 

              - использовать понятия: система отсчёта, материальная точка, траектория, относительность механического движения, деформация (упругая, пластическая), трение, центростремительное ускорение, невесомость и перегрузки; центр тяжести; абсолютно твёрдое тело, центр тяжести твёрдого тела, равновесие; механические колебания и волны, звук, инфразвук и ультразвук; электромагнитные волны, шкала электромагнитных волн, свет, близорукость и дальнозоркость, спектры испускания и поглощения; альфа-, бета- и гамма-излучения, изотопы, ядерная энергетика;          

—различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение (затухающие и вынужденные колебания), резонанс, волновое движение, отражение звука, прямолинейное распро             странение, отражение и преломление света, полное внутреннее отражение света, разложение белого света в спектр и сложение спектральных цветов, дисперсия света, естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;

—распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: приливы и отливы, движение планет Солнечной системы, реактивное движение живых организмов, восприятие звуков животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо, цвета тел, оптические явления в природе, биологическое действие видимого, ультрафиолетового и рентгеновского излучений; естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов; действие радиоактивных излучений на организм человека), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;

—описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение, перемещение, путь, угловая скорость, сила трения, сила упругости, сила тяжести, ускорение свободного падения, вес тела, импульс тела, импульс силы, механическая работа и мощность, потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли, потенциальная энергия сжатой пружины, кинетическая энергия, полная механическая энергия, период и частота колебаний, длина волны, громкость звука и высота тона, скорость света, показатель преломления среды); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин; —характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип относительности Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных реакциях; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;

 —объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 2—3 логических шагов с опорой на 2—3 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;

 —решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2— 3  уравнений), используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостающие или избыточные данные, выбирать законы и формулы, необходимые для решения, проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины; —распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы, интерпретировать результаты наблюдений и опытов; —проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (изучение второго закона Ньютона, закона сохранения энергии; зависимость периода колебаний 34 Примерная рабочая программа пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины и независимость от амплитуды малых колебаний; прямолинейное распространение света, разложение белого света в  спектр; изучение свойств изображения в плоском зеркале и  свойств изображения предмета в собирающей линзе; наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения): самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования; описывать ход опыта и его результаты, формулировать выводы;

 —проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение измеряемой величины (фокусное расстояние собирающей линзы); обосновывать выбор способа измерения/измерительного прибора;

 —проводить исследование зависимостей физических величин с  использованием прямых измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости; периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимости угла отражения света от угла падения и угла преломления от угла падения): планировать исследование, самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин с учётом заданной погрешности измерений в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; —проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения, жёсткость пружины, коэффициент трения скольжения, механическая работа и  мощность, частота и период колебаний математического и пружинного маятников, оптическая сила собирающей линзы, радиоактивный фон): планировать измерения; собирать экспериментальную установку и выполнять измерения, следуя предложенной инструкции; вычислять значение величины и анализировать полученные результаты;

 —соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

 —различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, абсолютно твёрдое тело, точечный источник света, луч, тонкая линза, планетарная модель атома, нуклонная модель атомного ядра; —характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения, ракета, эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды, спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;

 —использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств, измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно-практических задач; оптические схемы для построения изображений в  плоском зеркале и собирающей линзе;

—приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

—осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить пути определения достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников;

—использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;

 —создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников физического содержания, публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат изучаемого раздела физики и сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников.

2. Содержание учебного предмета «Физика»

7 класс

Физика и физические методы изучения природы

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научные метод познания. Наука и техника.

Демонстрации:

Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечение нити электрической лампы, электрической искры.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение расстояний.
  2. Измерение времени между ударами пульса.
  3. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Механические явления. Кинематика

Механическое движение. Траектория. Путь – скалярная величина. Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение – векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения.

 Демонстрации:

  1. Равномерное прямолинейное движение.
  2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета.
  3. Свободное падение тел.
  4. Равноускоренное прямолинейное движение.
  5. Равномерное движение по окружности.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение скорости равномерного движения.

Динамика

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.

Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.

Давление. Условия равновесия твердого тела.

Демонстрации:

  1. Явление инерции.
  2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
  3. Измерение силы по деформации пружины.
  4. Третий закон Ньютона.
  5. Свойства силы трения.
  6. Сложение сил.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение массы тела.
  2. Измерение плотности твердого тела.
  3. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
  4. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
  5. Сложение сил, направленных под углом.
  6. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
  7. Исследование условий равновесия рычага.

Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические колебания и волны.

 Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

Механические колебания. Звук.

Демонстрации:

  1. Простые механизмы.
  2. Наблюдение колебаний тел.
  3. Наблюдение механических волн.

Лабораторные работы  и опыты:

  1. Измерение КПД наклонной плоскости.

Электромагнитные колебания и волны

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.

Демонстрации:

  1. Прямолинейное распространение света.
  2. Отражение света.
  3. Преломление света.
  4. Ход лучей в собирающей линзе.
  5. Ход лучей в рассеивающей линзе.
  6. Получение изображения с помощью линз.
  7. Принцип действия фотоаппарата.
  8. Модель глаза.
  9. Дисперсия белого света.
  10. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Изучение явления распространения света.
  2. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
  3. Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
  4. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
  5. Получение изображения с помощью собирающей линзы.
  6. Наблюдение явления дисперсии света.

8 класс

Строение и  свойства вещества

        Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие  частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Демонстрации:

  1. Диффузия в растворах и газах, в воде.
  2. Модель хаотичного движения молекул в газе.
  3. Модель броуновского движения.
  4. Сцепление твердых тел.
  5. Повышение давления воздуха при нагревании.
  6. Демонстрация образцов кристаллических тел.
  7. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
  2. Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.
  3. Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.

Динамика.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Условия равновесия твердого тела.

Демонстрации:

  1. Барометр.
  2. Опыт с шаром Паскаля.
  3. Гидравлический пресс.
  4. Опыты с ведерком Архимеда.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение массы тела.
  2. Измерение плотности твердого тела.
  3. Измерение плотности жидкости.
  4. Измерение атмосферного давления.
  5. Измерение архимедовой силы.

Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации:

  1. Принцип действия термометра.
  2. Теплопроводность различных материалов.
  3. Конвекция в жидкостях и газах.
  4. Теплопередача путем излучения.
  5. Явление испарения.
  6. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
  2. Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.
  3. Измерение удельной теплоёмкости вещества.
  4. Исследование процесса испарения.
  5. Измерение влажности воздуха.

Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение.  Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность эклектического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе и источниками электрического тока.

Демонстрации:

  1. Электризация тел.
  2. Два рода электрических зарядов.
  3. Устройство и действие электроскопа.
  4. Закон сохранения электрических зарядов.
  5. Проводники и изоляторы.
  6. Источники постоянного тока.
  7. Измерение силы тока амперметром.
  8. Измерение напряжения вольтметром.
  9. Реостат.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.
  2. Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока.
  3. Измерение силы электрического тока.
  4. Измерение электрического напряжения.
  5. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.
  6. Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.
  7. Измерение электрического сопротивления проводника.
  8. Изучение последовательного соединения проводников.
  9. Изучение параллельного соединения проводников.
  10. Измерение мощности электрического тока.

9 класс

Физика и физические методы изучения природы

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научные метод познания. Наука и техника.

Демонстрации:

Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечение нити электрической лампы, электрической искры.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение расстояний.
  2. Измерение времени между ударами пульса.
  3. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Механические явления. Кинематика

Механическое движение. Траектория. Путь – скалярная величина. Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение – векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

 Демонстрации:

  1. Равномерное прямолинейное движение.
  2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета.
  3. Свободное падение тел.
  4. Равноускоренное прямолинейное движение.
  5. Равномерное движение по окружности.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение скорости равномерного движения.
  2. Измерение ускорения свободного падения.
  3. Измерение  центростремительного ускорения.

Динамика

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.

Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.

Демонстрации:

  1. Явление инерции.
  2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
  3. Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии.
  4. Измерение силы по деформации пружины.
  5. Третий закон Ньютона.
  6. Свойства силы трения.
  7. Сложение сил.
  8. Явление невесомости.
  9. Равновесие тела, имеющего ось вращения.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение массы тела.
  2. Измерение плотности твердого тела.
  3. Измерение плотности жидкости.
  4. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
  5. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
  6. Сложение сил, направленных под углом.
  7. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические колебания и волны.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Возобновляемые источники энергии.

Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.

Демонстрации:

  1. Реактивное движение модели ракеты.
  2. Простые механизмы.
  3. Наблюдение колебаний тел.
  4. Наблюдение механических волн.
  5. Опыт с электрическим звонком, помещенным под колокол вакуумного насоса.

Лабораторные работы  и опыты:

  1. Изучение столкновения тел.
  2. Измерение кинетической энергии  тела по длине тормозного пути.
  3. Измерение потенциальной энергии.
  4. Измерение потенциальной энергии тела упругой деформированной пружины.
  5. Измерение КПД наклонной плоскости.
  6. Изучение колебаний маятника.
  7. Исследование превращения механической энергии.

Электрические явления

 Конденсатор. Энергия электрического поля.

Демонстрации:

  1. Электростатическая индукция.
  2. Устройство конденсатора.

Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока.

Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.

Демонстрации:

  1. Опыт Эрстеда.
  2. Магнитное поле тока.
  3. Действие магнитного поля на проводник с током.
  4. Устройство электродвигателя.
  5. Электромагнитная индукция.
  6. Правило Ленца.
  7. Устройство генератора постоянного тока.
  8. Устройство генератора переменного тока.
  9. Устройство трансформатора.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Исследование явления магнитного взаимодействия тел.
  2. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.
  3. Изучение принципа действия электродвигателя.
  4. Изучение явления электромагнитной индукции.
  5. Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле.

Электромагнитные колебания и волны

Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Принципы радиосвязи и телевидения.

Демонстрации:

  1. Свойства электромагнитных волн.
  2. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
  3. Принципы радиосвязи.

Квантовые явления

Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.

Демонстрации:

  1. Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.
  2. Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.
  3. Дозиметр.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Наблюдение линейчатых спектров излучения.
  2. Измерение элементарного электрического заряда.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.

Демонстрации:

  1. Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба.
  2. Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд.

  1. 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

7 класс (2 часа в неделю/68 часов в год)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые)

образовательные ресурсы

Введение (6 часов)

1

Что изучают физика и астрономия

1

-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог;

-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока

2

Физические величины. Измерение физических величин

1

3

Точность измерений. Лабораторная работа № 1 «Измерение длины, объёма и температуры тела»

1

4

 Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

1

5

Лабораторная работа № 3 «Измерение времени»

1

6

Физика и техника. Физика и окружающий нас мир.

1

Движение и взаимодействие тел (36 часов)

7

Механическое движение, его виды и характеристики.  Относительность движения

1

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог;

- организация участия школьников в предметной олимпиаде;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции;

-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

Урок в музее «Плотность вещества»

https://museumday.mosmetod.ru/site/show-lessons?id=121 

8,9

Равномерное движение. Скорость

2

10

Лабораторная работа № 4 «Изучение равномерного движения»

1

11

Неравномерное движение. Средняя скорость.

1

12,13

Равноускоренное движение. Ускорение

2

14

Инерция. Масса

1

15

Измерение массы. Лабораторная работа № 5 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

16,17

Плотность вещества

2

18

Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности вещества твёрдого тела»

1

19

Стартовая диагностическая контрольная работа№1

1

20

Сила

1

21

Измерение силы. Международная система единиц

1

Экскурсия в рамках проекта «Парки. Музеи. Усадьбы» - Музей физики https://dpgaidar.mskobr.ru/muzei/muzey-fiziki

22

Сложение сил

1

23

Сила упругости.

1

24

Сила тяжести.

1

25

Закон всемирного тяготения

1

26

Вес тела. Невесомость.

1

27

Лабораторная работа № 7 «Градуировка динамометра и измерение сил»

1

28

Давление.

1

29

Сила трения. Лабораторная работа № 8«Измерение силы трения скольжения»

1

30

Лабораторная работа № 9 «Измерение коэффициента трения скольжения»

1

31

Законы Ньютона

1

32

Механическая работа

1

33

Мощность

1

Лекторий в рамках проекта «Предметный разговор»  «Видоизменённые задачи по физике» http://nauka.mosmetod.ru/tpost/mfs7mnoh01-vidoizmenennie-zadachi-po-fizike

34

Простые механизмы. Правило равновесия рычага

1

35

Лабораторная работа № 10 «Изучение условия равновесия рычага»

1

36

Блок. «Золотое правило» механики

1

37

Коэффициент полезного действия.

1

Лекторий в рамках проекта «Предметный разговор»  «Видоизменённые задачи по физике» http://nauka.mosmetod.ru/tpost/mfs7mnoh01-vidoizmenennie-zadachi-po-fizike

38

Лабораторная работа № 11 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»

1

39

Энергия

1

40

Закон сохранения энергии в механике

1

41

Обобщающее повторение по теме «Движение и взаимодействие тел»

1

42

Текущая контрольная работа № 2

1

Звуковые явления (6 часов)

43,44

Колебательное движение

2

-привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;

-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета, подбор соответствующих текстов для чтения

45

Звук. Волновое движение. Основные характеристики волны

1

46

Решение задач

1

47

Характеристики звука

1

48

Звуковые явления. Кратковременная контрольная работа № 3 по теме «Звук»

1

Световые явления (20 часов)

49

Свет. Источники света. Распространение света

1

-создание условий для учебных дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога.

-применение индивидуальных и групповых исследований, которые дают обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Урок в рамках проекта «Предметный разговор» «Природные световые явления» http://nauka.mosmetod.ru/tpost/8z79j3uix1-prirodnie-opticheskie-yavleniya

50

Световой луч. Тень  полутень. Лабораторная работа № 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света»

1

51

Отражение света

1

52

Лабораторная работа № 13 «Изучение явления отражения света»

1

53

Изображение предмета в плоском зеркале

1

54

Вогнутое зеркало. Применение вогнутых зеркал

1

55

Преломление света

1

56

Лабораторная работа № 14 «Изучение явления преломления  света»

1

57

Полное внутреннее  отражение

1

58

Линза. Ход лучей в линзе

1

Урок в музее «Типы и свойства линз» https://museumday.mosmetod.ru/site/show-lessons?id=60

59

Построение изображений, даваемых линзами

1

60

Лабораторная работа № 15 «Изучение изображения, даваемого линзой»

1

61

Формула линзы

1

62,63

Оптические приборы.

2

64

Глаз и зрение

1

65

Разложение белого света в спектр

1

66

Цвета тел

1

67

Контрольная работа № 4 по теме «Световые явления»

1

68

Промежуточная контрольная работа

1

итого

68

 8 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые)

образовательные ресурсы

Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)

1

Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы

1

-создание учебных проектов, которые развивают самостоятельную деятельность, когда ребенок самостоятельно выбирает ту проблему, над которой ему хотелось бы «поломать голову»; самостоятельно составляет индивидуальный график работы над ней; самостоятельно контролирует свое продвижение в ее решении

2

Движение молекул. Диффузия

1

3

Взаимодействие молекул

1

4

Смачивание Каппилярные явления

1

5

Строение газов, жидкостей и твёрдых тел

1

6

Стартовая диагностическая контрольная работа

1

Механические свойства жидкостей и твёрдых тел (13 часов)

7

Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля

1

-организация предметных образовательных событий (проведение предметных недель) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

-перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач  для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб:

-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через

демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления

человеколюбия и добросердечности;

 

Урок в музее «Давление газов» https://museumday.mosmetod.ru/site/show-lessons?id=69 

8

Давление в жидкости и газе

1

9

Сообщающиеся сосуды

1

10

Гидравлическая машина. Гидравлический пресс

1

11

Атмосферное давление

1

12

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

1

13

Лабораторная работа №1 «Измерение выталкивающей силы»

1

14

Лабораторная работа №2 «Изучение условий плавания тел»

1

15

Решение задач

1

16

Зачёт по разделу «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

17

Текущая контрольная работа

1

18

Строение твёрдых тел. Кристаллические и аморфные тела

1

Лекторий в рамках проекта «Больше чем урок» на тему «Физика облаков» http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/fizika-oblakov

19

Деформация твёрдых тел. Виды деформации. Свойства твёрдых тел.

1

Тепловые явления    (12 часов)

20

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура

1

-создание условий для учебных дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;

-применение индивидуальных и групповых исследований, которые дают обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

21

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии

1

Лекторий в рамках проекта «Больше чем урок» «Альтернативные источники энергии» http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/alternativnye-istochniki-energii

22

Теплопроводность

1

23

Конвекция. Излучение

1

24

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества

1

25

Лабораторная работа №4 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

26

Решение задач. Уравнение теплового балланса

1

27

Лабораторная работа №5 «Измерение удельной теплоёмкости вещества»

1

Лекторий в рамках проекта «Больше чем урок» «Энергосбережение» http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/energosberezhenie-problemy-energoeffektivnosti

28

Удельная теплота сгорания топлива. Кратковременная контрольная работа

1

Урок в музее «Энергия топлива. КПД» https://museumday.mosmetod.ru/site/show-lessons?id=78 

29

Первый закон термодинамики

1

Экскурсия в рамках проекта «Музеи. Парки. Усадьбы»

https://dpgaidar.mskobr.ru/muzei/muzey-fiziki

30

Повторение и обобщение темы

1

31

Контрольная работа №2 по теме   «Тепловые явления»

1

Изменение агрегатных состояний вещества (6 часов)

32

Плавление и отвердевание кристаллических веществ

1

-привлечение внимания учащихся к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их

познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников

33

Решение задач

1

34

Испарение и конденсация

1

35

Кипение. Удельная теплота парообразования

1

36

Влажность воздуха

1

37

Контрольная работа №3 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества

1

Тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (7 часов)

38

Связь между давлением и объёмом газа. Лабораторная работа №6 «Исследование зависимости давления газа данной массы от объёма при постоянной температуры

1

-формирование мировоззренческих взглядов и убеждений относительно научной картины мира и ее значимости для человека на материале рассмотрения фундаментальных физических теорий и экспериментов;

-создание условий для получения опыта эмоционально-оценочной деятельности и собственных оценочных суждений применительно к теоретическим построениям и экспериментальным свершениям физической науки в целом, стимулирование учащихся сознательно и ответственно подходить к получению знаний

39

Связь между объёмом и температурой газа

1

40

Связь между давлением и температурой газа.

1

41

Тепловое расширение твёрдых тел

1

42

Тепловое расширение жидкостей

1

43

Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания

1

44

Паровая турбина. Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел»

1

Электрические явления (6 часов)

45

Электрическое взаимодействие. Два рода электрических зарядов

1

-использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);

46

Электризация тел. Электрический заряд

1

47

Строение атома. Что происходит при электризации тел

1

48

Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда. Электризация через влияние

1

49

1

50

Кратковременная контрольная работа №5 по теме «Электрические явления». Линии напряжённости электрического поля. Закон Кулона

1

Электрический ток ( 18 часов)

51

Электрический ток. Источники тока

1

-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере

интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся;

-применение творческих работ, практических работ, лабораторных работ, демонстрация опытов.

52

Действия электрического тока

1

53

Электрическая цепь

1

54

Сила тока. Амперметр

1

55

Лабораторная работа №7 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных её участках». Решение задач

1

56

Кратковременная контрольная работа. Электрическое напряжение. Вольтметр

1

57

Лабораторная работа №8 «Измерение напряжения на различных участках цепи». Решение задач

1

58

Расчёт сопротивления проводника. Реостаты.  Лабораторная работа №9 «Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра».

1

59

Сопротивление проводника. Лабораторная работа №10 «Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата».

1

60

Закон Ома для участка цепи

1

61

Решение задач. Кратковременная контрольная работа

1

62

Последовательное соединение проводников. Лабораторная работа №11«Изучение последовательного соединения проводников»

1

63

Параллельное соединение проводников. Лабораторная работа №12 «Изучение параллельного соединения проводников»

1

64

Решение задач

1

65

Кратковременная контрольная работа. Мощность электрического тока

1

66

Работа электрического тока

1

67

Лабораторная работа №13 «Измерение работы и мощности электрического тока». Закон Джоуля - Ленца.

1

68

Контрольная работа №6 по теме « «Электрический ток»

1

Итого:

68

9 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания        Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые)

образовательные ресурсы

Основы механики (25 часов)

1

Основные понятия механики

1

-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог;

-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

-организация предметных образовательных событий (проведение предметных недель) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

Лекторий в рамках проекта «Предметный разговор»  «Видоизменённые задачи по физике» http://nauka.mosmetod.ru/tpost/mfs7mnoh01-vidoizmenennie-zadachi-po-fizike

2

Равномерное прямолинейное движение

1

3

Стартовая диагностическая работа

1

4

Относительность механического движения

1

5

Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение

1

6

Графики зависимости скорости о времени при равноускоренном движении

1

7

Перемещение при равноускоренном движении

1

8

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного прямолинейного движения»

1

9

Свободное падение

1

10

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

1

Урок в музее «Реактивное движение» https://museumday.mosmetod.ru/site/show-lessons?id=76

11

Решение задач

1

12

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение»

1

13

Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса тела

1

14

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона

1

15

Движение искусственных спутников Земли. Невесомость и перегрузки

1

16

Движение тела под действием нескольких сил

1

17

Решение задач

1

18

Текущая контрольная работа

1

19

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение

1

Лекторий в рамках проекта «Больше чем урок» «Как стать космонавтом?» http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/kak-stat-kosmonavtom

20

Механическая работа и мощность

1

21

Работа и потенциальная энергия

1

22

Работа и кинетическая энергия

1

23

Закон сохранения механической энергии

1

Лекторий в рамках проекта «Больше чем урок» «Практическое применение законов сохранения» http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/zakony-sokhraneniya-prakticheskoe-primenenie-chast-2

24

Решение задач

1

Урок в музее «Голубое топливо в каждый дом» https://museumday.mosmetod.ru/site/show-lessons?id=21 

25

Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения»

1

Механические колебания и волны (7 часов)

26

Математический и пружинный маятник

1

-применение творческих работ, практических работ, лабораторных работ, демонстрация опытов в виртуальных физических лабораториях, виртуальные экскурсии;

-различные формы уроков: урок-размышление, урок-праздник, научно-практические конференции, уроки по заявкам, урок экскурсия, урок-исследование.

-использование на уроке знакомых детям, а потому более действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультиков, компьютерных игр.

Экскурсия в рамках проекта «Музеи. Парки. Усадьбы»

https://dpgaidar.mskobr.ru/muzei/muzey-fiziki 

27

Период колебаний математического и пружинного маятника

1

28

Лабораторная работа №2 «Изучение колебаний математического и пружинного маятника»

1

29

Вынужденные колебания. Резонанс

1

30

Механические волны

1

31

Свойства механических волн

1

32

Контрольная работа №4 по теме «Механические колебания и волны»

1

Электромагнитные явления  (12 часов)

33

Постоянные магниты. Магнитное поле

1

-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), придерживаться принципов учебной дисциплины и самоорганизации;

-привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией — инициирование ее обсуждения, с высказываниями учащихся своих мнений по ее поводу, выработкой своего к ней отношения, в том числе с применением инструмента поддержания мотивации и самоорганизации «Квадрат настроения»

 

34

Лабораторная работа №4 «Изучение магнитного поля постоянных магнитов». Магнитное поле Земли

1

35

Магнитное поле электрического тока

1

36

Применение магнитов. Лабораторная работа №5 «Сборка электромагнита и его испытание»

1

37

Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа №6 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током»

1

38

Электродвигатель. Лабораторная работа №7 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока»

1

39

Явление электромагнитной индукции

1

40

Направление электромагнитной индукции. Магнитный поток

1

41

Самоиндукция

1

42

Переменный электрический ток

1

43

Трансформатор. Передача электрической энергии

1

44

Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления»

1

Электромагнитные колебания и волны (7 часов)

45

Конденсатор

1

-формирование творческого мышления при знакомстве учащихся с основными этапами получения научных знаний и с имевшими место в истории науки научными заблуждениями и ошибками, с целью получения представления о сложности в исследовании природных явлений и осуществления психологической подготовки учащихся к творческой деятельности в будущем;

-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников.

46

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания

1

47

Вынужденные электромагнитные колебания. Электромагнитные волны

1

48

Использование электромагнитных волн для передачи информации

1

49

Электромагнитная природа света

1

50

Шкала электромагнитных волн

1

51

Контрольная работа №6 по теме «Электромагнитные колебания и волны»

1

Элементы квантовой физики ( 9 часов)

52

Фотоэффект

1

-создание учебных проектов, которые развивают самостоятельную деятельность, когда ребенок самостоятельно выбирает ту проблему, над которой ему хотелось бы «поломать голову»; самостоятельно составляет индивидуальный график работы над ней; самостоятельно контролирует свое продвижение в ее решении;

-применение творческих работ, практических работ, лабораторных работ, демонстрация опытов в виртуальных физических лабораториях, виртуальные экскурсии.

53

Строение атома. Спектры испускания и поглощения

1

54

Радиоактивность. Состав атомного ядра

1

Лекторий в рамках проекта «Больше чем урок» «История создания ускорителей и способы ускорения заряженных частиц» http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/istoriya-sozdaniya-uskoritelej-i-sposoby-uskoreniya-zaryazhennykh-chastits 

55

Радиоактивные превращения

1

56

Ядерные силы

1

57

Ядерные реакции. Дефект массы. Энергетический выход ядерных реакций

1

58

Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Ядерная энергетика

1

59

Кратковременная контрольная работа №7 по теме «Элементы квантовой физики». Термоядерные реакции

1

60

Действия радиоактивных излучений и их применение. Элементарные частицы

1

Вселенная (6 часов)

61

Строение и масштабы Вселенной

1

-привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников.

62

Развитие представлений о системе мира. Строение и масштабы Солнечной системы

1

63

Система Земля-Луна

1

64

Физическая природа планеты Земля и её естественного спутника Луны. Лабораторная работа №9 «Определение размеров лунных кратеров»

1

65

Планеты.  Малые тела Солнечной системы

1

66

Солнечная система –комплекс тел, имеющих общее происхождение. Космические исследования

1

Итого

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся в 5 классе (ФГОС)

Цель школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и дл...

Рабочая программапо русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2016г.

Рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования и авторской  программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология» 6 - 9 классы (для обучающихся с умственной отсталостью)

В рабочей программе представлено описание основных образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих целей и задач обучения данному предмету, содержания курса, отражаются  предм...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК 7 класс для обучающихся с ОВЗ (7.1)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень); Программы по рус...

Адаптированная рабочая программа учебного курса Физика 7-9 классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2019-2022 годы

Рабочая программа  по физике разработана для обучающихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся  имеют рекомендацию ПМПК для обучения по адаптированной программе для...