Конспект урока "Потенциал"
план-конспект урока по физике (11 класс)

Татаренкова Людмила Петровна

Темой сегодняшнего урока будет ещё одна характеристика электрического поля – энергетическая. Эта характеристика называется потенциалом, и она непосредственно связана с работой электрического поля по перемещению заряда. Но для начала вспомним другую характеристику поля – силовую характеристику, напряженность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potentsial.docx42.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок№ 76 Потенциал.

Цели урока: организовать деятельность учащихся по:

 освоению знаний о нахождении  работы по перемещению заряда в электрическом поле, о  взаимосвязи между напряжённостью и разностью потенциалов,  овладении  и закреплении  знаний  при  решении задач;

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний

1)Темой сегодняшнего урока будет ещё одна характеристика электрического поля – энергетическая. Эта характеристика называется потенциалом, и она непосредственно связана с работой электрического поля по перемещению заряда. Но для начала вспомним другую характеристику поля – силовую характеристику, напряженность: напряжённостью электрического поля называют физическую величину, равную отношению силы, действующей со стороны поля на точечный положительный заряд, к этому заряду.

для произвольного поля в некоторой точке пространства напряженность равна: E=F/q

а для поля точечного заряда:E=kq/r2

Теперь вспомним из курса механики, как вычислить работу, совершаемую над телом – в нашем случае электрическое поле совершает работу по перемещению заряда:A=Wp1 – Wp2 

2) Беседа по таблице (см. приложение)http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/94268/574b9b50_73ed_0131_b450_12313b01b931.gif

3) Работа по карточкам.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/94269/58e4bb60_73ed_0131_b451_12313b01b931.gifКарточка№1

Какую работу совершает однородное электрическое  поле  напряжённостью E=500Н/Кл при перемещении заряда  q=4мкКл на расстояние l=5см в направлении линий напряженности поля.

     Карточка№2http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/94270/5a847e70_73ed_0131_b453_12313b01b931.gif

Какую работу совершает однородное электрическое  поле  напряжённостью E=500Н/Кл при перемещении заряда  q=4мкКл на расстояние l=5см в противоположном направлении линий напряженности поля.

     

Карточка№3

Какую работу совершает однородное электрическое  поле  напряжённостью E=500Н/Кл при перемещении заряда  q=4мкКл на расстояние l=5см в направлении составляющем угол α=1200 с линиями напряжённости поля.

3.Изучение нового материала

При изучении нового материала заполняем таблицу:

Обозначение

Формула

Единица измерения

Потенциал

φ

φ= Wp /q

В (Вольт)

Разность потенциалов

φ12

φ12=А/q

В (Вольт)

Связь  напряжённости с  разносностью  потенциалов

E; φ12

E= φ12 /d

Н/Кл=В/м

1) Теперь пришло время ввести новую энергетическую характеристику поля – потенциал.

 Потенциал – физическая величина, показывающая отношение потенциальной энергии заряда в некоторой точке пространства к величине этого заряда: φ= Wp /q

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/94277/657ad720_73ed_0131_b45a_12313b01b931.gif

Так как потенциальная энергия заряда прямо пропорциональна величине заряда, то потенциал от величины заряда не зависит: Wp = φ∙ q

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/94278/6726a1a0_73ed_0131_b45b_12313b01b931.gif

Единица измерения потенциала – вольт: 1Дж/Кл=1В

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/94279/68c168f0_73ed_0131_b45c_12313b01b931.gif

2)Потенциал некоторой точки пространства можно определить как работу электрического поля по переносу единичного заряда из бесконечности в эту точку. В общем же виде связь потенциала с работой можно задать через ввод электрического напряжения:φ12=А/q; A=q(φ12 ); A=qEd; E= φ12 /d

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/94280/6a70f050_73ed_0131_b45d_12313b01b931.gif

Полученная зависимость справедлива вдоль некоторой силовой линии, и здесьhttp://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/94281/6c241d40_73ed_0131_b45e_12313b01b931.gifd – расстояние между двумя точками на одной силовой линии.

Зависимость потенциала поля точечного заряда от расстояния имеет похожий вид с аналогичной зависимостью для напряженности, однако убывает медленнее.

3)Эквипотенциальные поверхности

Нам уже известно, что графически напряженность изображается в виде силовых линий, направленных от положительных зарядов к отрицательным. Потенциалы можно также графически отобразить в виде эквипотенциальных поверхностей.

 Эквипотенциальная поверхность – поверхность, каждая точка которой имеет одинаковый потенциал.

Работа при ненулевой силе равна нулю только в том случае, если вектор силы перпендикулярен вектору перемещения. Из этого следует, что линии напряженности перпендикулярны эквипотенциальным поверхностям. Примерами эквипотенциальных поверхностей служат сферы для поля точечного заряда и параллельные плоскости для однородных полей.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/94285/73fabc00_73ed_0131_b462_12313b01b931.jpg

  1. Закрепление изученного материала

Вопросы: после §62

Решение задач: 

1)Упр.42№3,4

2) задача из ЕГЭ

Что произойдёт с потенциалом поля, созданного отрицательным зарядом в точке нахождения положительного заряда, и с модулем силы взаимодействия между зарядами при приближении положительного заряда к точечному отрицательному заряду?

Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения:

1)увеличится

2)уменьшится

3)не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Потенциал

Модуль силы взаимодействия

2

1

3) Дополнительные задачи.

1. Какую скорость приобретает электрон, пролетевший ускоряющую разность потенциалов 10 кВ?

2.Какую работу совершит поле при перемещении заряда 20 нКл из точки с потенциалом 700 В  в точку с потенциалом 200 В?

3.Напряжение между двумя точками, лежащими на одной линии напряжённости однородного поля, 2 кВ. Найти напряжённость, если расстояние между точками 4 см.

5. Подведение итогов.

1) Выставление оценок.

2) Какую тему мы сегодня изучали?

3) Как вы считаете, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в дальнейшей жизни?

6. Домашнее задание: §62, Упр.42№ 1,2

Обозначение

Формула

Единица измерения

Потенциал

Разность потенциалов

Связь  напряжённости с  разносностью  потенциалов

Задача из ЕГЭ

Что произойдёт с потенциалом поля, созданного отрицательным зарядом в точке нахождения положительного заряда, и с модулем силы взаимодействия между зарядами при приближении положительного заряда к точечному отрицательному заряду?

Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения:

1)увеличится

2)уменьшится

3)не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Потенциал

Модуль силы взаимодействия

Дополнительные задачи.

1. Какую скорость приобретает электрон, пролетевший ускоряющую разность потенциалов 10 кВ?

2.Какую работу совершит поле при перемещении заряда 20 нКл из точки с потенциалом 700 В  в точку с потенциалом 200 В?

3.Напряжение между двумя точками, лежащими на одной линии напряжённости однородного поля, 2 кВ. Найти напряжённость, если расстояние между точками 4 см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...