Элективный курс по физике 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс)
Элективный курс разработан для обучающихся 11 класса и основан на решении нестандартных задач по физике и подготовке к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_elektkurs_11.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа разработана на основе
программы элективного курса для обучающихся 10-11 классов «Методы решения физических задач» В.А.Орлов, Ю.А.Сауров. Элективные курсы
М. Дрофа, Москва 2020 г.
I.Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Комбинированные задачи по физике» для 11 класса общеобразовательной школы разработана в соответствии с требованиями «Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования», на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов:
1. Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
2. Областного закона от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
3. Приказа Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
4. Приказа Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
5.письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
Учебно-методические документы:
С.М. Козел, В.А. Коровин, В.А. Орлов, И.А. Иоголевич, В.П. Слободянин, Физика. 10- 11 кл.: Сборник задач и заданий. М.: Мнемозина.
Данный элективный курс разработан для учащихся общеобразовательных 10-11 классов. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе, и предлагается учащимся в дополнение к изучаемому школьному курсу физики.
Целью данного курса является расширение и закрепление материала основного курса физики, усиление его прикладной направленности. В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:
- закрепить у учащихся знания, умения и навыки, входящие в обязательный минимум содержания общего образования по физике;
- развивать мотивацию учебной деятельности, стремление к саморазвитию;
- способствовать воспитанию экологической культуры учащихся.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 1 час на изучение элективного курса «Комбинированные задачи по физике» в 11 классе.
В 11 классе на изучение предмета отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю (34 учебных недель). В соответствии с учебным планом и расписанием уроков МБОУ СОШ №17 с. Кручёная - Балка на 2022 - 2023 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 33 часа, за счет уплотнения и блоковой подачи материала по темам:
- Задачи на переходы между энергетическими уровнями. Решение задач на радиоактивные превращения
II.Содержание учебного предмета
1 | Колебания и волны | Формулы по разделам «Механические и электромагнитные колебания и волны». График колебания. График волны. Модели колебательных движений. Колебательный контур. Решение уравнений, описывающих колебательные движения. Комбинированные задачи. |
2 | Оптика | Формулы по разделу. Законы геометрической и волновой оптики. Линзы. Решение комбинированных задач. Основные формулы и понятия СТО. |
3 | Квантовая физика | Формулы по разделу. Фотоэффект. Качественные и расчетные задачи на фотоэффект. Тепловое излучение. Комбинированные задачи по теме. |
4 | Физики атома и атомного ядра | Формулы по разделам. Теория атома водорода по Бору. Качественные и количественные задачи на физику атома и атомного ядра. Закон радиоактивного распада. Комбинированные задачи по теме. |
5 | Подготовка к ЕГЭ | Решение задач уровня «А» и «В» при подготовке к экзамену в форме ЕГЭ. |
III. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | По факту | Планируемый результат и уровень усвоения | Виды контроля | |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | ||||||
1 | Качественные задачи на взаимодействие магнитов и токов. | 1 | 07.09 | Применять знания: магнитные силы, магнитное поле, правило «буравчика», «правой руки»,вектор магнитной индукции; | Личностные: убежденность в возможности познания природы, в необходимости использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Коммуникативные: Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения | ||
2 | Качественные и расчетные задачи на силу Ампера и силу Лоренца. | 1 | 14.09 | ||||
3 | Задачи на правило буравчика и правило левой руки. | 1 | 21.09 | ||||
4 | Зачет по теме «Магнитные взаимодействия» | 1 | 28.09 | ||||
5 | Решение качественных задач по теме «Электромагнитная индукция». | 1 | 05.10 | Знать/понимать объяснять причины возникновения индукционного тока в проводниках и рассчитывать численное значение ЭДС индукции, применять формулу при решения задач | Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству; формирование основ социально-критического мышления, умений конструктивно решать конфликты, вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | ||
6 | Качественные и количественные задачи на закон электромагнитной индукции. | 1 | 12.10 | ||||
7 | Правило Ленца при решении качественных задач. | 1 | 19.10 | ||||
8 | Решение задач на самоиндукцию, индуктивность | 1 | 26.10 | ||||
9 | Решение задач на энергию магнитного поля | 1 | 09.11 | Знать/понимать смысл понятий: выделять, наблюдать и описывать механических колебаний физических систем | Личностные: позитивная моральная самооценка; доброжелательное отношение к окружающим; уважение к личности и ее достоинству; готовность к равноправному сотрудничеству Регулятивные: Структурируют знания. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | ||
10 | Решение задач с использованием моделей математического и пружинного маятников. | 1 | 16.11 | ||||
11 | Установление соответствия между графиками и физическими величинами «Механические колебания». | 1 | 23.11 | ||||
12 | Качественные задачи по теме «Свободные электромагнитные колебания» | 1 | 30.11 | ||||
13 | Графическое представление переменного тока | 1 | 07.12 | ||||
14 | Качественные задачи на использование генераторов и трансформаторов. | 1 | 14.12 | ||||
15 | Качественные и расчетные задачи на «Электромагнитные волны» | 1 | 21.12 | ||||
16 | Расчет характеристик механических волн | 1 | 11.01 | ||||
17 | Расчет характеристик электромагнитных волн | 1 | 18.01 | Знать/понимать Уметь: применять законы геометрической оптики при решении задач | Личностные: убежденность в возможности познания природы, в необходимости использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Коммуникативные: Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения | ||
18 | Решение комбинированных задач по теме «Механические и электромагнитные волны» | 1 | 25.01 | ||||
19 | Геометрические и аналитические задачи на законы преломления света. | 1 | 01.02 | ||||
20 | Геометрические и аналитические задачи на законы отражения света. | 1 | 08.02 | ||||
21 | Качественные задачи на линзы | 1 | 15.02 | ||||
22 | Построение изображений в тонких линзах | 1 | 22.02 | ||||
23 | Качественные и расчетные задачи на глаз и оптические приборы | 1 | 01.03 | ||||
24 | Качественные задачи на интерференцию, дифракцию, дисперсию | 1 | 15.03 | Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству; формирование основ социально-критического мышления, умений конструктивно решать конфликты, вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | |||
25 | Задачи с геометрическими построениями | 1 | 22.03 | ||||
26 | Качественные и расчетные задачи на фотоэффект. | 1 | 05.04 | ||||
27 | Качественные задачи на строение атома | 1 | 12.04 | Знать/понимать: - Уметь: объяснять закон фотоэффекта, объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения, описывать и объяснять процесс радиоактивного распада, записывать Альфа-, бета- и гамма распады | Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к равноправному сотрудничеству; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; Регулятивные: Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | ||
28 | Качественные задачи на строение атома | 1 | 19.04 | ||||
29 | Задачи на переходы между энергетическими уровнями. Решение задач на радиоактивные превращения | 26.04 | |||||
30 | Решение задач на закон радиоактивного распада | 1 | 03.05 | ||||
31 | Решение задач на ядерные реакции и энергетический выход ядерных реакций | 1 | 10.05 | ||||
32 | Решение задач на энергию связи, дефект масс | 1 | 17.05 | ||||
33 | Решение комбинированных задач в форме ЕГЭ | 1 | 24.05 |
Планируемые результаты изучения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Патриотическое воспитание:
—проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
—ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
—готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
—осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Эстетическое воспитание:
—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности. Ценности научного познания:
—осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
—осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
—интерес к практическому изучению профессий, связанных сфизикой.
Экологическое воспитание:
—ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
—осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
—потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
—планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;
—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты являются;
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно -познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
- устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
- использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
- различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
- проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая измерительные приборы с учётом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
- проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с учётом погрешности измерений;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учётом границ их применимости;
- решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
- решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для её решения, проводить расчёты и проверять полученный результат.
IV. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
- Программно-методические материалы. Физика. 7-11 классы / Сост. В.А.Коровин, Ю.И.Дик.- 2-е изд. – М.: Дрофа, 2019. – С.3-86.
- Программно-методические материалы. Физика. 7-11 классы / Сост. В.А.Коровин, Ю.И.Дик.- 4-е изд. – М.: Дрофа, 2018. – С.3-86.
- Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. Авторы: П.Г.Саенко, В.С. Данюшенков, О.В.Коршунов, Н.В.Шаронова, Е.П.Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А.Орлов. – М.: Просвещение, 2019. - 160с.
- Углубленное изучение физики в 10-11 классах: Кн. для учителя / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов и др.; Под ред. О.Ф. Кабардина, В.А.Орлова.- М.:Просвещение, 2002. -127с.
- О.С. Орлов. Как составить образовательную программу. М., 1997. – 39с.
- Н.И.Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.- 336с.
- О.Ф. Кабардин, В.А.Орлов. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике: 9-11 классы: учеб. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов; под ред. Ю.И.Дика. – М.: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 239,[1]с.: ил. – (Школьный урок).
- КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка устных/письменных ответов учащихся
Отметка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу астрономии, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Отметка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Отметка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса астрономии; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Отметка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Отметка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения __________Е.Н.Шеховцова
от 29.08.2022 №1 29.08.2022
руководитель МО_______Л.П.Галий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по физике в 8 классе "Чудеса физики"
В архиве находятся: буклет, презентация к первому уроку, программа курса....
Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"
Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов. Тема: Решение нестандартных задач по физике Пояснитель...
Методическая разработка занятия на тему «Цунами», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика геологических стихий»
В 9-м классе появляется возможность, опираясь на знания учащихся по физической географии, физике и математике, а также на их прочный познавательный интерес, изучить грозные явления природы с той точки...
Методическая разработка занятия на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»
Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной». Разработка представлена в формате описания действий...
Методическая разработка занятия на тему «Как увидели расширение Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»
Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Как «увидели» расширение Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осущест...
Методическая разработка занятия на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»
Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осуществл...
Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"
Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...