Элективный курс по физике 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс)

Цыпкина Алена Сергеевна

Элективный курс разработан для обучающихся 11 класса и основан на решении нестандартных задач по физике и подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_elektkurs_11.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа разработана на основе

программы элективного курса для обучающихся 10-11 классов «Методы решения физических задач» В.А.Орлов, Ю.А.Сауров. Элективные курсы

М. Дрофа, Москва 2020 г.        

I.Пояснительная записка

Рабочая    программа   элективного курса «Комбинированные задачи по физике» для 11 класса   общеобразовательной школы разработана  в соответствии с  требованиями «Федерального  компонента Государственного стандарта среднего  общего образования», на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов:

1.  Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

2. Областного закона от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

3. Приказа Минобрнауки РФ  от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

4. Приказа  Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254  «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

5.письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

Учебно-методические документы:

С.М. Козел, В.А. Коровин, В.А. Орлов, И.А. Иоголевич, В.П. Слободянин, Физика. 10- 11 кл.: Сборник задач и заданий.  М.: Мнемозина.

Данный элективный курс разработан для учащихся общеобразовательных 10-11 классов. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в  основной и средней школе, и предлагается учащимся в дополнение к изучаемому школьному курсу физики.

Целью данного курса является расширение и закрепление материала основного курса физики, усиление его прикладной направленности. В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:

- закрепить у учащихся знания, умения и навыки, входящие в  обязательный минимум содержания общего образования по физике;

- развивать мотивацию учебной деятельности, стремление к  саморазвитию;

-  способствовать воспитанию экологической культуры учащихся.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  1 час на изучение элективного курса «Комбинированные задачи по физике» в 11 классе.

В 11 классе на изучение предмета отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю (34 учебных недель).  В соответствии с учебным планом  и расписанием уроков МБОУ СОШ №17 с. Кручёная - Балка на 2022 - 2023 учебный год, а также с государственными праздниками  данная программа рассчитана на 33 часа, за счет уплотнения и блоковой подачи материала по темам:

  1. Задачи на переходы между энергетическими уровнями. Решение задач на радиоактивные превращения


II.Содержание учебного предмета

1

Колебания и волны

Формулы по разделам «Механические и электромагнитные колебания  и волны». График колебания. График волны. Модели колебательных движений. Колебательный контур. Решение уравнений, описывающих колебательные движения. Комбинированные задачи.  

2

Оптика

Формулы по разделу. Законы геометрической и волновой оптики. Линзы. Решение комбинированных задач. Основные формулы и понятия   СТО.

3

Квантовая физика

Формулы по разделу. Фотоэффект. Качественные и расчетные задачи на фотоэффект. Тепловое излучение. Комбинированные задачи по теме.

4

Физики атома и атомного ядра

Формулы по разделам. Теория атома водорода по Бору. Качественные и количественные задачи на физику атома и атомного ядра. Закон радиоактивного распада. Комбинированные задачи по теме.

5

Подготовка к ЕГЭ

Решение задач уровня  «А» и «В» при подготовке  к экзамену в форме ЕГЭ.

III.  Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

По факту

Планируемый результат и уровень усвоения

Виды контроля

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1

Качественные задачи на взаимодействие магнитов и токов.

1

07.09

Применять знания:

магнитные силы, магнитное поле, правило «буравчика», «правой руки»,вектор магнитной индукции;

Личностные: убежденность в возможности познания природы, в необходимости использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Коммуникативные: Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы,  обосновывать и доказывать свою точку зрения

2

Качественные и расчетные задачи на силу Ампера и силу Лоренца.

1

14.09

3

Задачи на правило буравчика и правило левой руки.

1

21.09

4

Зачет по теме «Магнитные взаимодействия»

1

28.09

5

Решение качественных задач по теме «Электромагнитная индукция».

1

05.10

Знать/понимать объяснять причины возникновения индукционного тока в проводниках и рассчитывать численное значение ЭДС индукции, применять формулу при решения задач 

Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству; формирование основ социально-критического мышления, умений конструктивно решать конфликты, вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения 

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

6

Качественные и количественные задачи на закон электромагнитной индукции.

1

12.10

7

Правило Ленца при решении качественных задач.

1

19.10

8

Решение задач на самоиндукцию, индуктивность

1

26.10

9

Решение задач на энергию магнитного поля

1

09.11

Знать/понимать смысл понятий:

выделять, наблюдать и описывать механических колебаний физических систем

Личностные: позитивная моральная самооценка; доброжелательное отношение к окружающим; уважение к личности и ее достоинству; готовность к равноправному сотрудничеству 

Регулятивные: Структурируют знания. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

10

Решение задач с использованием моделей математического и пружинного маятников.

1

16.11

11

Установление соответствия между графиками и физическими величинами «Механические колебания».

1

23.11

12

Качественные задачи по теме «Свободные электромагнитные колебания»

1

30.11

13

Графическое представление переменного тока

1

07.12

14

Качественные задачи на использование генераторов и трансформаторов.

1

14.12

15

Качественные и расчетные задачи на «Электромагнитные волны»

1

21.12

16

Расчет характеристик механических волн

1

11.01

17

Расчет характеристик электромагнитных волн

1

18.01

Знать/понимать 

Уметь: применять законы геометрической оптики при решении

задач

Личностные: убежденность в возможности познания природы, в необходимости использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Коммуникативные: Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы,  обосновывать и доказывать свою точку зрения

18

Решение комбинированных задач по теме «Механические и электромагнитные волны»

1

25.01

19

Геометрические и аналитические задачи на законы преломления света.

1

01.02

20

Геометрические и аналитические задачи на законы отражения света.

1

08.02

21

Качественные задачи на линзы

1

15.02

22

Построение изображений в тонких  линзах

1

22.02

23

Качественные и расчетные задачи на глаз и оптические приборы

1

01.03

24

Качественные задачи на интерференцию, дифракцию, дисперсию

1

15.03

Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству; формирование основ социально-критического мышления, умений конструктивно решать конфликты, вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения 

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

25

Задачи с геометрическими построениями

1

22.03

26

Качественные и расчетные задачи на фотоэффект.

1

05.04

27

Качественные задачи на строение атома

1

12.04

Знать/понимать:

- Уметь: объяснять закон фотоэффекта, объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения, описывать и объяснять процесс радиоактивного распада, записывать Альфа-, бета- и гамма распады

Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к равноправному сотрудничеству; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

Регулятивные: Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

28

Качественные задачи на строение атома

1

19.04

29

Задачи на переходы между энергетическими уровнями. Решение задач на радиоактивные превращения

26.04

30

Решение задач на закон радиоактивного распада

1

03.05

31

Решение задач на ядерные реакции и энергетический выход ядерных реакций

1

10.05

32

Решение задач на энергию связи, дефект масс

1

17.05

33

Решение комбинированных задач в форме ЕГЭ

1

24.05

Планируемые  результаты изучения  курса

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Патриотическое воспитание:

—проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;

—ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

—готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;

—осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Эстетическое воспитание:

—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности. Ценности научного познания:

—осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;

—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;

—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.

Трудовое воспитание:

—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;

—интерес к практическому изучению профессий, связанных сфизикой.

Экологическое воспитание:

—ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

—осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;

—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;

—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;

—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;

—планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;

—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;

—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты являются;

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно -познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
  • устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
  • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
  • проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая измерительные приборы с учётом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
  • проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с учётом погрешности измерений;
  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учётом границ их применимости;
  • решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
  • решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для её решения, проводить расчёты и проверять полученный результат.

IV. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

  1. Программно-методические материалы. Физика. 7-11 классы / Сост. В.А.Коровин, Ю.И.Дик.- 2-е изд. – М.: Дрофа, 2019. – С.3-86.
  2. Программно-методические материалы. Физика. 7-11 классы / Сост. В.А.Коровин, Ю.И.Дик.- 4-е изд. – М.: Дрофа, 2018. – С.3-86.
  3. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. Авторы: П.Г.Саенко, В.С. Данюшенков, О.В.Коршунов, Н.В.Шаронова, Е.П.Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А.Орлов. – М.: Просвещение, 2019. - 160с.
  4. Углубленное изучение физики в 10-11 классах: Кн. для учителя / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов и др.; Под ред. О.Ф. Кабардина, В.А.Орлова.- М.:Просвещение, 2002. -127с.
  5. О.С. Орлов. Как составить образовательную программу. М., 1997. – 39с.
  6. Н.И.Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.- 336с.
  7. О.Ф. Кабардин, В.А.Орлов. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике: 9-11 классы: учеб. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов; под ред. Ю.И.Дика. – М.: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 239,[1]с.: ил. – (Школьный урок).


  1. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка устных/письменных ответов учащихся

Отметка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу астрономии, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Отметка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Отметка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса астрономии; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Отметка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Отметка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

                   Согласовано                                                                                Согласовано

                 Протокол заседания                                                                   Заместитель директора по УВР

                 методического объединения                                                                __________Е.Н.Шеховцова

                 от 29.08.2022 №1                                                                         29.08.2022

                руководитель МО_______Л.П.Галий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по физике в 8 классе "Чудеса физики"

В архиве находятся: буклет, презентация к первому уроку, программа курса....

Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"

Программа элективного курса по физике для 10 – 11  классов.  Тема:          Решение нестандартных задач по физике  Пояснитель...

Методическая разработка занятия на тему «Цунами», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика геологических стихий»

В 9-м классе появляется возможность, опираясь на знания учащихся по физической географии, физике и математике, а также на их прочный познавательный интерес, изучить грозные явления природы с той точки...

Методическая разработка занятия на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»

Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной». Разработка представлена в формате описания действий...

Методическая разработка занятия на тему «Как увидели расширение Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»

Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Как «увидели» расширение Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осущест...

Методическая разработка занятия на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»

Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осуществл...

Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"

Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...