Применение ЦОР как способ повышения эффективности на уроках физики
методическая разработка по физике (7 класс)
Предварительный просмотр:
Реферат
Применение цифровых образовательных ресурсов как способ повышения эффективности уроков физики
Выполнила:
2023г.
Содержание:
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Литература
Введение
Актуальность проблемы:
Стратегическим направлением модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации. Преподавание физики в современных условиях диктует нам использование электронных образовательных ресурсов, как новых образовательных возможностей для обучающихся, а именно использование дополнительных материалов для подготовки к урокам и самоподготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Электронный (цифровой) образовательный ресурс – совокупность данных в электронном виде, реализующая возможности средств информационных и коммуникационных технологий, содержащая информацию, предназначенную для осуществления всесторонней педагогической деятельности. Использование ЦОР в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям сделать учебный процесс более насыщенным, ярким, результативным. Учитель нацелен на развитие познавательной активности обучающихся, повышение интереса к физике, развитие аналитического мышления и навыков самостоятельного исследования.
Следует отметить, что активное использование ЦОР приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.
Цели и задачи:
Физика — один из самых сложных школьных предметов, как для понимания, так и для преподавания. К счастью, активное применение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроке физики позволяет облегчить работу педагога, стимулировать мотивацию учащихся и с легкостью привести качество преподавания физики в соответствие с высокими современными стандартами. Электронные образовательные ресурсы в преподавании физики используются:
•для демонстраций различных физических процессов - анимации, компьютерные модели;
•для организации индивидуального интерактивного обучения учащихся;
•для проведения компьютерных лабораторных работ с использованием компьютерных моделей и виртуальных лабораторных работ;
•для проведения контроля знаний учащихся с использованием компьютерных тестов.
Учитывая выше сказанное, можно выделить следующие цели и задачи: систематизировать и обосновать опыт работы по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании физики»,
проанализировать эффективность использования ЦОР в преподавании физики с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных навыков познания окружающей действительности, умение самостоятельно познавать и развивать в себе любознательность и активность, развивать творческую и познавательную деятельность и в конечном итоге повысить показатели качества знаний обучающихся по физике.
Задачи, которые стоят перед учителем физики - создание условий для повышения интереса учащихся к физике, вовлечение учащихся в активную творческую, исследовательскую деятельность; формирование компетенций учащихся на уроках с ИКТ; развитие творческого начала в деятельности ребенка, формирование у него положительной мотивации к учебному предмету. В настоящее время появилась необходимость использования в процессе обучения новых информационных технологий на уроках физики для повышения качеств знаний учащихся по физике и творческое усвоение знаний школьниками.
Основная часть
Физика является теоретической наукой, которая открывает фундаментальные законы природы. Физические теории и физические методы исследования все больше проникают в другие естественные науки (химию, астрономию, биологию и тому подобное) и дают важные результаты. Физику считают теоретической основой современной техники, много отраслей которой возникли на базе физических открытий. Целый ряд физических явлений можно наблюдать только на базе научных лабораторий со специальным оборудованием, многие процессы микромира и быстродействующие процессы невидимы для нас, поэтому в образовательном процессе необходимо широко применять ЦОР для демонстрации этих процессов и явлений. Работа с ЦОР легко вписывается в традиционный урок и позволяет учителю организовывать новые виды учебной деятельности.
Использование ЦОР в преподавании физики позволяет организовать образовательный процесс на развитие личности, мотивированной к самообразованию и обладающей достаточными навыками и установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. При этом: ученик – главная фигура учебно-воспитательного процесса; учитель умело управляет совершенствованием учебно-воспитательного процесса; деятельность учителя ориентирована на индивидуальные особенности ученика; максимальное включение опыта ребенка во все формы его активности и расширение реального опыта.
Физика является одной из самых сложных школьных дисциплин, но и в то же время наиболее увлекательной. При освоении школьной программы перед учениками открываются секреты мироздания, объясняется происхождение большинства явлений, формируется общее представление об окружающем нас мире. Для того чтобы детям материал предмета был понятен и передать им предметные знания педагог в своей работе должен пользоваться прогрессивными методиками и постоянно искать интересный материал. Учитель понимает, что вся его деятельность должна быть направлена на развитие ученика. Поставленные цели, задачи, используемые технологии, приемы, методы все должно быть направлено на развитие универсальных учебных действий, а в конечном итоге на развитие личности ребенка.
К новым средствам, используемым в обучении следует отнести:
- Мобильные устройства (мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки)
- «Облака» (облачные системы англ. «cloud technologies»)
- Социальные сайты
- «Платформы»
Мобильные устройства — это смартфоны, планшеты, КПК (карманный персональный компьютер), электронные книги, которые обладают небольшими размерами и легко помещается в руке, а управлять может даже ребёнок. Технические характеристики некоторых из этих устройств ничем не уступают компьютеру.
Облачные системы (англ.«cloud technologies») это в некотором смысле рабочая площадка в интернете, а точнее на удаленном сервере, которая предоставляется, как интернет-сервисы, для реализации своих целей, задач. Например, работая с почтой на каком-то сайте-сервисе (gmail, yandex почта и пр.), который эту почту позволяет использовать, то это и есть так называемый облачный сервис, являющийся частью такой облачной технологии. Важно чтобы не случилось с устройством (ПК, планшетом, телефоном), информация не потеряется, так как она теперь не хранится в памяти устройства. Можно всегда пользоваться самой последней версией программ, и при этом не надо следить за выходом обновлений. Для пользователя вычислительные операции происходят не на стороне его компьютера, а на мощных серверах в сети, другими словами, он может использовать аппаратные и программные средства, инструменты и методологии, недоступные для технических характеристик его компьютера.
Социальные сети это место для общения (по англ. social networks) — это интернет-площадка, сайт, который позволяет зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию о себе и общаться между собой, устанавливая социальные связи. Контент на этой площадке создается непосредственно самими пользователями. Социальные сети – это удобный инструмент для поиска и общения с нужным человеком.
Новые цифровые технологии являются эффективном инструментом получения информации и способа преподавания и организации учебного процесса.
- Технология «Виртуальная реальность». Виртуальная реальность (VR - Virtual Reality) приближается к нам всё ближе и привносит в нашу обычную жизнь новые ощущения и взгляд на мир. Погружение в такую реальность возможно только при наличии мощной технической базы. VR- технология можно использовать для квестов, виртуальных путешествий.
- Технология «Панорамных изображений». Панорамные изображения используются во многих областях техники – геоинформационных системах, кинематографических системах и др. Для получения панорамного изображения могут быть использованы известные методы компьютерного зрения.
- Технология «3D моделирование». 3D-технологии в образовании позволяют разнообразить уроки, делать образовательный процесс эффективным и визуально-объемным, "погружают" в тему изучаемого предмета. Учебный интерактивный контент может состоять из сочетания тестов, 3D-видео, моделирования, интерактивных заданий, игр, а также текстов, изображений и гиперссылок.
- Технология МСИ (использования малых средств информатизации). ИСПОЛЬЗУЮТСЯ графические калькуляторы CASIO, называемые малыми средствами информатизации. Вычислительные возможности современных научных, а особенно графических калькуляторов. В большей степени применимы для математики.
- Мультимедийные технологии сегодня часто используются. Это эффективные и телекоммуникационные технологии. открывают новые возможности и подходы в организации учебного процесса. Позволяют создавать, редактировать презентации и цифровые портфолио, а также создавать и распространять мультимедийный контент.
Заключение
Физика – наука, тесно связанная с экспериментами и исследованиями. Поэтому прекрасным экспериментальным дополнением на уроках является применение цифровых образовательных ресурсов.
В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания (суть её в том, что память о событии будет тем прочнее, чем больше сенсорных раздражителей ассоциируется с ним у человека). В ряде психологических исследований указывается на создание возможностей эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления при использовании цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.
Цифровые образовательные ресурсы разрабатываются по всем общеобразовательным дисциплинам и способствуют повышению квалификации специалистов образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Литература
1. Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).
2. Сауров Ю. А. Формирование методологической культуры. Методика обучения физике: Идеи, концепции, программы / Ю.А. Сауров; Факультет информатики, математики и физики ВятГГУ. – Киров, 2014. – 28 с.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
Интернет ресурсы:
http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на примере уроков русского языка
Перед многими практикующими педагогами встает вопрос повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а значит, существует реальная необходимость разработать некую модель обучения, выявить вли...
Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения.
Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизиру...
Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка
35 лет работы в школе убеждают меня в том, что главное в обучении иностранному языку – это заинтересованность ученика (мотивация).Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучен...
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Выступление на РМО...
Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на уроках русского языка
Данная статья является обобщением применения технологии проблемного обучения на уроках русского языка, содержит конкретные примеры проблемных заданий, вопросов....
Статья на тему "ЭОР НП как способ повышения эффективности процесса обучения на уроках истории, реализация деятельностного подхода"
В настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Из опыта работы....
Метод проектов как средство повышения эффективности современного урока физики
Презентация к выступлению на МО учителей физики по теме "Метод проектов как средство повышения эффективности современного урока фихики"....