«Электромагнитное поле вокруг нас»
рабочая программа по физике (10 класс)
Проблема оптимального развития и максимальной реализации всех потенциальных возможностей каждой личности имеет две стороны : одна гуманистическая- это проблема свободного и всестороннего развития и самореализации; другая – зависимость процветания и безопасности общества и государства от успехов НТП.
В условиях НТП как в сфере производства, так и в сфере обслуживания все меньше требуется работников низкой квалификации и больше работников высокой квалификации, которые способны управлять современными машинами, автоматами, компьютерами и т.д. Поэтому перед школой стоят следующие задачи: обеспечить учащихся основательной общеобразовательной подготовкой и сформировать навыки обучения, дающие возможность в короткие сроки овладеть новой профессией.
Расширение знаний по содержанию базового курса физики актуально для любого учащегося, желающего быть успешно зачисленным в профильный класс с углубленным изучением предмета- физика. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля и профессии будет связан с углубленным изучением физики.
Данный курс дополняет базовый курс физики, не нарушая его целостности и логики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
И КУЛЬТУРЕ г. ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34
«Электромагнитное поле вокруг нас»
Программа факультативного курса
для учащихся 8-10 классов
Составитель:
Балсунаева Элеонора Викторовна,
учитель физики,
высшей квалификационной категории
МБОУ г. Иркутска СОШ № 34
Иркутск – 2020
Балсунаева Элеонора Викторовна
учитель физики
МБОУ гимназии № 3
г. Иркутска
Тематический план факультативного курса
«Электромагнитное поле вокруг нас»
№/№ уроков по порядку, уроков по теме | Тема урока: | Виды деятельности учителя | Примечания: |
Модуль 1 «Основы теории электромагнитного поля» (3часов) | |||
Блок 1: Условия возникновения ЭМП и их характеристики (3 часа) | |||
1/1 | Магнитное взаимодействие электрических зарядов. Опыты по обнаружению магнитного взаимодействия движущихся зарядов. | Фронтальные демонстрации | |
2/2 | Магнитное поле движущегося заряда. Сила Ампера. Магнитная проницаемость. | Фронтальные демонстрации | |
3/3 | Электромагнитные волны. Спектр ЭМ- волн неионизирующих излучений. | Лекция с элементами беседы | |
Модуль 2 «Электромагнитные поля и здоровье человека» (13часов) | |||
Блок 1: Источники ЭМП (2 часа) | |||
4/1 | Естественное электромагнитное поле Земли | Презентация | |
5/2 | Техногенные источники электромагнитного поля | Презентация | |
Блок 2: Биологическое действие ЭМП (5 часов) | |||
6/1 | Солнечная активность и здоровье человека | Презентационные доклады | |
7/2 | Характер взаимодействия ЭМП с биологическими объектами | ||
8/3 | Негативное влияние ЭМП на здоровье человека | Семинарское занятие | |
9/4 | Оздаравливающее и лечебных целях действие ЭМП | ||
10/5 | Экскурсия в лечебное учреждение | Детская поликлиника НПО « Иркут» | |
Блок 3: Основы санитарно-гигиенического нормирования ЭМП (2 часа) | |||
11/1 | Санитарно-гигиеническое нормирование воздействия электромагнитных излучений для населения | ||
12/2 | Нормативы продолжительности работы на ПЭВМ. Границы санитарных зон. | Лекция | |
Блок 4: Методы и приборы для измерения ЭМП ( 1час) | |||
13/1 | Методы и приборы для измерения ЭМП | ||
Блок 5: Способы защиты от ЭМП» (3часа) | |||
14/1 | Инженерно- технические мероприятия по защите от ЭМП | ||
15/2 | Решение задач « Расчет на воздействие ЭМП» | ||
16/3 | Лечебно-профилактические мероприятия | ||
Модуль 3 «Основные источники ЭМП, характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты» ( 14 часов) | |||
Блок 1: Низкочастотные ЭМП (3 часа) | |||
17/1 | Транспорт на электрической тяге. Линии электропередач | лекция | |
18/2 | Электропроводка. Кабельные линии. Распределительные щиты. | лекция | |
19/3 | Бытовые электроприборы. Творческая работа « Проектируем: расположение мебели в квартире с учетом воздействия ЭМП» | Проектная работа .Защита | |
Блок 2: Радиочастотный диапазон (2 часа) | |||
20/1 | Радиостанции и телевидение | Доклад | |
21/2 | Спутниковая и сотовая связь. | Доклад | |
Блок 3: Электромагнитные излучения СВЧ (2 часа) | |||
22/1 | Радарные установки | Доклад | |
23/2 | Персональный компьютер | Доклад | |
Блок 4 : Излучения ( 4 часа ) | |||
24/1 | Инфракрасная радиация | Лекция с презентацией | |
25/2 | Видимое излучение | ||
26/3 | Ультрафиолетовое излучение | ||
27/4 | Лазерное излучение | ||
Блок 5: Лабораторный практикум ( 3 часа ) | |||
28/1 | Исследование зависимости мощности теплового излучения тела от температуры | ||
29/2 | Исследование спектров излучения | ||
30/3 | Индикатор электромагнитного поля | ||
Заключение ( 4 часа) | |||
31/1 | Контрольные вопросы | Сам.работа | |
32/2 | Экскурсия в электромагнитную лабораторию ИГУ | ||
33/3 | Заключительная беседа. « Круглый стол» | ||
34/4 | (1 час - резервное время) |
Балсунаева Элеонора Викторовна
учитель физики
МБОУ гимназии № 3
г. Иркутска
«Электромагнитное поле вокруг нас»
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ
|
Пояснительная записка
Количество учебных часов: 34 ч.
Образовательная область: физика.
Возрастная группа: 8-10 класс.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предлагаемый курс « Электромагнитное поле вокруг нас » рассчитан на 34 часа и состоит из трех модулей. Данный курс создан в связи с проведением экспериментальной концепции «Предпрофильная и профильная подготовка учащихся 8 -10 классов».
Необходимость разработки и внедрения предметно-ориентированного курса связано с тем, что позволит по базовому курсу физики 8-10 классов по разделу «Электромагнитное поле»:
- восполнить недостающие теоретические знания;
- сформировать универсальные учебные действия у учащихся.
Среди основных целей общеобразовательной школы особенно важными являются две:
- передача накопленного человечеством опыта в познании мира новыми поколениями
- оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности.
Проблема оптимального развития и максимальной реализации всех потенциальных возможностей каждой личности имеет две стороны : одна гуманистическая- это проблема свободного и всестороннего развития и самореализации; другая – зависимость процветания и безопасности общества и государства от успехов НТП.
В условиях НТП как в сфере производства, так и в сфере обслуживания все меньше требуется работников низкой квалификации и больше работников высокой квалификации, которые способны управлять современными машинами, автоматами, компьютерами и т.д. Поэтому перед школой стоят следующие задачи: обеспечить учащихся основательной общеобразовательной подготовкой и сформировать навыки обучения, дающие возможность в короткие сроки овладеть новой профессией.
Расширение знаний по содержанию базового курса физики актуально для любого учащегося, желающего быть успешно зачисленным в профильный класс с углубленным изучением предмета- физика. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля и профессии будет связан с углубленным изучением физики.
Данный курс дополняет базовый курс физики, не нарушая его целостности и логики.
Целями курса являются:
- Ориентирование ученика на предпрофильную и профильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение в профильной школе.
- Удовлетворение познавательных интересов учащихся, увлекающихся влиянием электромагнитного поля на здоровье человека.
Данная цель реализуется посредством решения ряда основных задач:
- Способствовать школьникам в выборе физического профиля обучения в старших классах через формирование универсальных учебных действий;
- Сформировать универсальные учебные действия, позволяющие развить творческие способности у учащихся;
- Сформировать универсальные учебные действия у учащихся, развивающие самостоятельность и способность к самореализации»
- Развить положительную мотивацию к изучению физики на занятиях курса;
- Сформировать универсальные учебные действия, позволяющие передать накопленный человечеством опыт в познании мира новым поколениям;
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
- Ответственное и активное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- ответственность за общее дело;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
- основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
- формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать и оценивать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- осознать важность выполнения творческих заданий;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
Регулятивные
учащиеся научатся:
- формулировать и анализировать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- предвидеть уровень усвоения знаний и составлять план и последовательность действий;
- осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
учащиеся получат возможность научиться:
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
- выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Предметные:
учащиеся научатся:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- выдвигать гипотезы, планировать и осуществлять деятельность при решении учебных и исследовательских задач и понимать необходимость их проверки;
- выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
- интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
коммуникативные
учащиеся научатся:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Планируемые результаты по темам курса
На уровне запоминания;
Давать определения понятий и физических величин:
- физические приборы: компас, магнитная стрелка;
- правила пользования магнитной стрелкой;
- магнитное взаимодействие;
- линии магнитной индукции,
- однородное магнитное поле,
- собственная индукция, электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция;
- электромагнитная волна, бегущая гармоническая электромагнитная волна;
Воспроизводить:
- изображение магнитного поля прямого тока и катушки;
- изображение силовыми линиями магнитные поля постоянных магнитов и поля Земли,
- правила буравчика, правой руки и левой руки.
На уровне понимания
- магнитное поле, как меру электромагнитного взаимодействия, вектор магнитной индукции, магнитный поток, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность контура, магнитная проницаемость среды, изучения;
- принцип действия электроизмерительного прибора магнитоэлектрической системы, электродвигателя постоя-
ного тока, масс-спектрографа и циклотрона, радарные установки, радио и спутниковая связь.
Объяснять:
- магнитные явления, связанные с проявлением магнитных полей Земли, тока и постоянных магнитов, диамагнетики, парамагнетики, ферромагнетики, остаточная намагниченность, кривая намагничивания;
- фундаментальные физические опыты Эрстеда и Ампера;
- поведение рамки с током в однородном магнитном поле, взаимодействие токов;
- классифицировать диапазоны частот спектра электромагнитных волн;
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
- определять полюса катушки, по которой протекает ток;
- приводить примеры направления силовых линий поля при взаимодействии магнитов;
- умение применять электроизмерительные приборы, и проводить измерения;
- исследовать механизм образования и структуру радиационных поясов Земли, прогнозировать и анализировать их влияние на жизнедеятельность в земных условиях.
Применять:
- решать качественные е задачи.
Применять в нестандартных ситуациях:
- планировать поиск решения проблемы, оценивать полученные результаты;
- решать задачи на определения движения заряженной частицы в магнитном поле;
- исследовать механизм образования и структуру радиационных поясов Земли, прогнозировать и анализировать их влияние на жизнедеятельность в земных условиях.
Для успешной реализации поставленных задач используется технология проведения занятий, которая предполагает, наряду с традиционными формами проведения занятий, широкое и действенное использование активных и интерактивных методов и приемов обучения: использование обучающих программ по физике при объяснении материала или при проведении текущего и итогового контроля, проведение практических работ исследовательского характера, выполнение творческих проектов.
Факультативный курс «Электромагнитное поле вокруг нас» строится на следующих принципах:
- Целостное представление о мире через формирование физической картины мира
- Научность и доступность учебного материала
- Развитие и становление познавательных сил ребенка
- Деятельность и творчество
- Психологический комфорт во время проведения занятий
Основные формы проведения занятий курса в виде работы в малых группах, индивидуальной и групповой работы.
Методы контроля осуществляются в виде самопроверки и взаимопроверки, что позволит учащимся научиться, самостоятельно оценивать качество усвоения изучаемого материала. Также и контроль со стороны учителя, позволит оценить успешность изучения и понимания тем курса. Текущий контроль учащихся осуществляется через проведение круглых столов, занятий по решению задач, тестов или практических работ. Форма итогового контроля предлагается учащимся на выбор в виде самостоятельной работы, собеседования или защиты собственного проекта по одной из тем курса.
Во втором модуле, при подборе расчетных и качественных задач, предпочтение отдавалось интересным и практичным задачам. Выполнение работ творческого характера делает занятия курса интересными и привлекательными для учащихся. Кроме того, решение задач является эффективным способом применения теоретических знаний на практике, способствует более глубокому и прочному усвоению изученного материала и формированию универсальных учебных действий направленных на развитие творческих способностей.
Привлекательность курса в том, что модули, из которых он состоит, дополняют друг друга, и при этом могут быть представлены в отдельности.
Ожидаемый результат:
- Сформированные универсальные учебные действия для получения опережающих знаний по теме;
- Сформированные универсальные учебные действия для работы с бытовыми приборами;
- Сформированные политехнические универсальные учебные действия, определяющие выбор профиля обучения;
- Сформированные универсальные учебные действия для применения знаний в быту (в другой ситуации)
- Получение знаний о влиянии работы исследуемых приборов на здоровье человека
Инструментарий для оценивания результатов
- Промежуточный контроль- отчеты по лабораторным и практическим работам, самостоятельные работы, доклады.
- Итоговый контроль- тестирование, проекты
Результаты образовательной деятельности
- Научно-практические конференции различного уровня:
- нпк ВДУМ, МБОУ г. Иркутска гимназия №3.
- нпк «Удивительный мир» Лицей №2 , МКУ «ИМЦРО» г. Иркутск
- нпк «Юность. Творчество.Поиск » Лицей ИГУ , МКУ «ИМЦРО» г. Иркутск
- нпк «Эврика»
- региональная нпк «Мир .
- региональная научная инженерная выставка «Изобретатель ХХI века» Координационный Центр по Иркутской области Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее МБОУ «Лицей №1» г. Усолье-Сибирское.
- Участие в олимпиадах различного уровня
- Выполнение исследовательских проектов учащимися 9- классов в рамках промежуточной аттестации по ФГОС.
Темы проектов:
- Магнит и растения
- Магнитная жидкость
- Магнитное поле Земли
- Магнитное поле Земли и его влияние на человека
- Магнитное поле Земли. Применение магнитометрического метода для измерения слабых магнитных полей
- Магнитное поле и его практическое использование
- Магнитные бури и жизнь на Земле, влияние на человека
- Магнитные свойства веществ и материи
- Магнитные явления в природе
- Магнитострикционный излучатель ультразвука
- Магниты. Магнитные поля
- Мария Кюри
- Мир сотовой связи
- Мобильные телефоны в нашей жизни
- Мобильный телефон – друг или враг человека?
- Мобильный телефон. Вред или польза?!
Содержание программы факультативного курса
« Электромагнитное поле вокруг нас »
( 34 часа, 1 час в неделю)
Модуль 1: «Основы теории электромагнитного поля» ( 3 часа )
Блок 1: Условия возникновения ЭМП и их характеристики . Магнитное взаимодействие электрических зарядов. Опыты по обнаружению магнитного взаимодействия движущихся зарядов. Магнитное поле движущегося заряда. Сила Ампера. магнитная проницаемость. Электромагнитные волны. Спектр ЭМ- волн неионизирующих излучений.
Модуль 2: «Электромагнитные поля и здоровье человека» ( 13 часов )
Блок 1: Естественное электромагнитное поле Земли. Техногенные источники электромагнитного поля
Блок 2: Солнечная активность .Характер взаимодействия ЭМП с биологическими объектами. Негативное влияние ЭМП на здоровье человека.
Блок 3: Санитарно-гигиеническое нормирование воздействия электромагнитных излучений для населения.
Блок 4: Методы и приборы измерения ЭМП.
Блок 5: Инженерно- технические мероприятия по защите от ЭМП. Лечебно-профилактические мероприятия.
Модуль 3: «Основные источники ЭМП, характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты» (14 часов)
Блок 1: Транспорт на электрической тяге. Электропроводка. Кабельные линии.
Распределительные щиты. Бытовые электроприборы.
Блок 2: Радиостанции и телевидение. Спутниковая и сотовая связь.
Блок 3: Радарные установки. Компьютер, как источник переменного электромагнитного поля.
Блок 4: Виды излучений. Допустимые величины теплового излучения.
Блок 5:Лабораторный практикум:
- Исследование зависимости мощности теплового излучения тела от температуры
- Исследование спектров излучения
- Индикатор электромагнитного поля
Заключение (4 часа) : Анализ своей деятельности, достигнутых универсальных учебных действий
Критериями успешного освоения курса является приобретение следующих результатов учащихся:
- Осознание физического профиля обучения в старшей школе
- Формирование целостной и полной физической картины мира
- Формирование опыта высказывания собственного мнения, обмена мнениями,
впечатлениями.
Круглый стол. Посещение электромагнитной лаборатории ИГУ
Распределение часов по учебным блокам в курсе
« Электромагнитное поле вокруг нас »
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Лекции | Семинары | Практикумили др. | Форма Контроля |
1. | Модуль 1 «Основы теории электромагнитного поля» | 3 | 1 | 2 |
| |
Блок 1 Условия возникновения ЭМП и их характеристики» | 3 | 1 | 2 | - | - | |
2. | Модуль 2 « Электромагнитные поля и здоровье человека» | 13 | 8 | 3 | 2 | |
Блок 1 Источники ЭМП | 2 | 2 | - | - | - | |
Блок 2 Биологическое действие ЭМП | 5 | 3 | 1 | 1 | ||
Блок 3 Основы санитарно- гигиенического нормирования ЭМП | 2 | 2 | - | - | Тест- контрольные вопросы | |
Блок 4 Методы и приборы для измерения ЭМП | 1 | - | - | 1 | ||
Блок 5 Способы защиты от ЭМП | 3 | 1 | 2 | - | ||
3. | Модуль 3 «Основные источники ЭМП , характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты.» | 14 | 6 | 5 | 3 | |
Блок 1 Низкочастотные ЭМП | 3 | 2 | 1 | - | проект | |
Блок 2 Радиочастотный диапазон | 2 | - | 2 | - | Тест | |
Блок 3 Электромагнитное излучение СВЧ | 2 | - | 2 | - | - | |
Блок 4 Излучение | 4 | 4 | - | - | - | |
Блок 5 Лабораторный практикум | 3 | - | - | 3 | - | |
4 | Заключение: | 4 | 4 | Викторина контрольныйтест |
Структурная схема факультативного курса
«Электромагнитное поле вокруг нас »
Содержание программы факультативного курса
Название программы | Вид программы | Общие задачи курса | Содержание курса | Кол-во часов | Цели | Задачи | Деятельность | |
учителя | ученика | |||||||
«Электромагнитное поле вокруг нас » | Предметно-ориентирующая |
| Модуль 1 «Основы теории ЭМП» | 3 | Расширить и углубить теоретические знания по разделу «Электромагнитное поле» | 1. Ввести понятия ЭМП и его характеристики, магнитная проницаемость. Спектр ЭМ- волн неионизирующих волн 3. рассмотреть опыты подтверждающие существование ЭМП |
помощник, консультант | #1044;окладчик- слушание, записывание, 2. самостоятельно-практическая, исследовательская. 3. Составление ОК, коллаж, проект |
Блок 1 Условия возникновения ЭМП | 3 | |||||||
Модуль 2 «ЭМП и здоровье человека» | 13 | |||||||
Блок 1 « Источники ЭМП»
| 2 | |||||||
Блок 2 « Биологическое действие ЭМП» | 5 | Расширить и углубить теоретические знания по разделу, Сформировать практические умения и навыки при решении физических задач качественного, аналитического и практического характера, | 1. Рассмотреть различные виды источников ЭМП и их действие, санитарно-гигиенические нормы, методы , приборы и средства защиты от ЭМП. 2. решить задачи на расчет радиус действия ЭМП | |||||
Блок 3 «Основы санитарно- гигиенического нормирования ЭМП» | 2 | , помощник, консультант | 1 докладчик, слушание, записывание, самостоятельно-практическая, исследовательская. #1057;оставление ОК, коллаж 3. Выполнение проекта-модели « Моделирование безопасной от воздействияЭМП квартиры и.т.д.» | |||||
Блок 4 «Методы и приборы для измерения ЭМП» | 1 | |||||||
Блок 5 «Способы защиты от ЭМП» | 3 | |||||||
Модуль 3 «Основные источники ЭМП, действие, нормирование, принципы защиты» | 14 | Развить потенциальные способности каждой личности. Сформировать практические умения и навыки измерений величин и проведения эксперимента. | 1. научить использованию приборов 2. конструированию приборов 3. нахождению доказательств существования ЭМП | |||||
Блок 1 « Низкочастотные ЭМП» | 3 | |||||||
Блок 2 « Радиочастотный диапазон» | 2 | 1. докладчик, слушание, записывание, самостоятельно-практическая, исследовательская. #1057;оставление ОК, коллаж 3. выполнение лабораторного практикума | ||||||
Блок 3 « Электромагнитные излучения СВЧ» | 2 | |||||||
Блок 4 « Излучения» | 4 | |||||||
Блок 5 « Лабораторный практикум» | 3 | |||||||
Заключение
Посещение астрономической обсерватории ИГУ, или музей занимательной физики Подведение итогов | 4 | Научить обобщать и систематизировать знания и навыки в ходе проведения физической викторины, выходного тестирования | Научить учащихся демонстрировать результаты своей деятельности, применять полученные теоретические знания на практике, отстаивать точку зрения, вести дискуссию |
Тематическое планирование | ||||||||||||||||
№/№ уроков по порядку, уроков по теме | Тема урока: | Элементы содержания | Виды деятельности учащихся | Медиа-ресурсы, -средства | Методы | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | ||||||||
Модуль 1 «Основы теории электромагнитного поля» (3часов) | ||||||||||||||||
Блок 1: Условия возникновения ЭМП и их характеристики (3 часа) | ||||||||||||||||
1/1 | Магнитное взаимодействие электрических зарядов. Опыты по обнаружению магнитного взаимодействия движущихся зарядов. | Электрический ток, взаимодействие токов, магнитное поле. Основные свойства магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Правило буравчика. | - Экспериментально обнаружить и выяснить связь между электрическим током и магнитным полем; -Объяснить связь направления магнитных линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике; - Привести примеры магнитных явлений; | 1. презентация 2. видеофрагмент #1050;омпьютер #1052;ультипроектор | Проблемное обучение | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | ||||||||
2/2 | Магнитное поле движущегося заряда. Сила Ампера. Магнитная проницаемость. | Сила Ампера F=IBlsinα. Правило левой руки. Применение закона Ампера. Наблюдение действия магнитного поля на ток | - Исследовать действие магнитного поля на движущийся заряд; -Изучить явление намагниченности веществ; -Овладеть навыками использования Правила левой руки; -использовать задачу и решить | #1087;резентация #1087;лакат 3задания творческого характера 4. Компьютер #1052;ультипроектор | Практикум | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий | ||||||||
3/3 | Электромагнитные волны. Спектр ЭМ- волн неионизирующих излучений. | Шкала электромагнитных волн. | -Наблюдать явления интерференции, дифракции волн с помощью предметов обихода; - Понимать и объяснять явлений интерференции, дифракции волн; | #1055;резентация 2. Компьютер 3. Мультипроектор |
| Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты | Оценивают достигнутый результат | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | ||||||||
Модуль 2 «Электромагнитные поля и здоровье человека» (13часов) | ||||||||||||||||
Блок 1: Источники ЭМП (2 часа) | ||||||||||||||||
4/1 | Естественное электромагнитное поле Земли | Магнитное поле Земли. | -Умение определять полюса Земли с помощью магнитной стрелки; -Объяснять возникновение магнитных бурь; -Определить фактическое влияние магнитных бурь на организм человека; | презентация | Компьютер, мультипроектор, интернет | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Составляют план и последовательность действий | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | ||||||||
5/2 | Техногенные источники электромагнитного поля | Электромагнитный фон. Различия источников по критериям; | -Умение определять источники; - Определение негативного влияния на организм; -Выяснение способов защиты; | презентация | Компьютер, мультипроектор, интернет | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Устанавливают причинно-следственные связи | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | ||||||||
Блок 2: Биологическое действие ЭМП (5 часов) | ||||||||||||||||
6/1 | Солнечная активность и здоровье человека | Физическая природа Солнца. Активная фаза Солнца | - Выяснить состав и строение Солнца;
| Презентация Учебные фильмы на CD. | Работа в группах | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выбирают знаково-символические средства для построения модели | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Учебные фильмы на CD. | ||||||||
7/2 | Характер взаимодействия ЭМП с биологическими объектами | Энергетическое воздействие. Информационное воздействие. Действие мл-х и субмил-х волн | -Выяснить источники; -Определить области организма, подверженные влиянию ЭМП; |
#1052;ультипроектор,
| Учебные фильмы на CD. | |||||||||||
8/3 | Негативное влияние ЭМП на здоровье человека | Влияние ЭМП на живой организм. Виды влияния. | -Определить области организма, подверженные влиянию ЭМП; |
#1052;ультипроектор,
| технология критического мышления | Структурируют знания. Выбирают, сопоставляют и обосновывают информацию. Выбирают основания и критерии для сравнения и, классификации объектов | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | ||||||||
9/4 | Оздаравливающее и лечебных целях действие ЭМП | Приборы используемые в медицинских учреждениях. | -Объяснять принцип действие приборов; -Приводить примеры использования; -Объяснить ТБ при эксплуатации; |
Мультипроектор,
| Применяют методы информационного поиска, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении задач творческого и поискового характера | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Работают в группе. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | |||||||||
10/5 | Экскурсия в лечебное учреждение | Детская поликлиника НПО « Иркут» | -Составить эссе | Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | ||||||||||
Блок 3: Основы санитарно-гигиенического нормирования ЭМП (2 часа) | ||||||||||||||||
11/1 | Санитарно-гигиеническое нормирование воздействия электромагнитных излучений для населения | Максимально и предельно допустимые значения интенсивности ЭМИ. Границы санитарной зоны | - Найти информацию; -Выяснить различия между максимально и предельно допустимые значениями интенсивности ЭМИ | #1055;резентация 2Компьютер, #1052;ультипроектор,
| Структурируют знания. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Выбирают основания и критерии для сравнения и, классификации объектов | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | |||||||||
12/2 | Нормативы продолжительности работы на ПЭВМ. Границы санитарных зон. | ПК-как источник излучения | -Выяснить допустимые нормы времени за компьютером; -Санитарно-гигиенические нормы; | 1Презентация 2Компьютер#1052;ульти-проектор, 4интернет | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Устанавливают причинно-следственные связи | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Работают в группе | |||||||||
Блок 4: Методы и приборы для измерения ЭМП ( 1час) | ||||||||||||||||
13/1 | Методы и приборы для измерения ЭМП | Анализаторы и измерители поля | -Умение использовать приборы; -Умение проводить измерения; | Набор-комплект для измерений | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат | Описывают содержание совершаемых действий | |||||||||
Блок 5: Способы защиты от ЭМП» (3часа) | ||||||||||||||||
14/1 | Инженерно- технические мероприятия по защите от ЭМП | Способы защиты- группа мероприятий | -определять средства защиты; - определять материалы для защиты; | презентация | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат | Описывают содержание совершаемых действий | |||||||||
15/2 | Решение задач « Расчет на воздействие ЭМП» | - умение произвести расчет задач; | презентация | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона и реального действия | Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | ||||||||||
16/3 | Лечебно-профилактические мероприятия | Организация и контроль выполнения нормативов Выявление профессиональных заболеваний Разработка мер по улучшению условий труда | -определить профессиональные заболевания на предприятия; -разработать меры по улучшению условий труда; | презентация | Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | |||||||||
Модуль 3 «Основные источники ЭМП, характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты» ( 17часов) | ||||||||||||||||
Блок 1: Низкочастотные ЭМП (3 часа) | ||||||||||||||||
17/1 | Транспорт на электрической тяге. Линии электропередач | Низкочастотные ЭМП | -определить биологическое действие; -определить санитарные нормы; - составить рекомендации по обеспечению безопасности населения; | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют колическтвенные характеристики объектов, заданные словами. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | ||||||||||
18/2 | Электропроводка. Кабельные линии. Распределительные щиты. | Электропроводка. Кабельные линии. Распределительные щиты | -определить критерии безопасности; -составить рекомендации по защите; | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Устанавливают причинно-следственные связи | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | ||||||||||
19/3 | Бытовые электроприборы. Творческий проект « Проектируем: расположение мебели в квартире с учетом воздействия ЭМП» | Бытовые электроприборы | - определить источники ЭМП; -определить предельно-допустимы нормы; -выполнить творческий проект; | Презентация
| творческий проект | Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Структурируют знания | Оценивают достигнутый результат | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое | ||||||||
Блок 2: Радиочастотный диапазон (2 часа) | ||||||||||||||||
20/1 | Радиостанции и телевидение | Источники радиостанций | -составить рекомендации по обеспечению безопасности населения; | Презентация Компьютер, Проектор Интернет | Анализируют условия и требования задачи, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга | |||||||||
21/2 | Спутниковая и сотовая связь. | Базовые станции. Мобильные и радиотелефоны | - составить рекомендации по обеспечению безопасности населения; | Презентация | дисскусия | Анализируют условия и требования задачи, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга | ||||||||
Блок 3: Электромагнитные излучения СВЧ (2 часа) | ||||||||||||||||
22/1 | Радарные установки | ЭМП радиолокационных установок | - определение установок на территории Иркутска; -составить рекомендации по обеспечению безопасности населения; | Презентация Трансляция проекта влияние компьютера на организм | Дебаты, кейс-метод | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют колическтвенные характеристики объектов, заданные словами. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | ||||||||
23/2 | Персональный компьютер | ПК-как источник излучения | -определить предельно-допустимые нормы и рассчитать влияние ЭМП ПК на организм ; -сделать соответствующий вывод -оформить творческий проект «Влияние ПК на организм» | дебаты | ||||||||||||
Блок 4 : Излучения ( 4 часа ) | ||||||||||||||||
24/1 | Инфракрасная радиация | Вид излучения: источник, характеристики | -определить механизм поражения -составить рекомендации по обеспечению безопасности населения; | Видео: - инфракрасные и ультрафиолетовые, видимые волны - излучение и прием электромагнитных волн Сайты Интерне | Работа в группах | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Извлекают необходимую информацию из текстов различных жанров | Принимают познавательную цель, сохраняют ее , регулируют процесс выполнения познавательной задачи | Планируют общие способы работы. Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия | ||||||||
25/2 | Видимое излучение | |||||||||||||||
26/3 | Ультрафиолетовое излучение | |||||||||||||||
27/4 | Лазерное излучение | |||||||||||||||
Блок 5: Лабораторный практикум ( 3 часа ) | ||||||||||||||||
28/1 | Исследование зависимости мощности теплового излучения тела от температуры | -выявить устройство и принцип действия ; -формировать навыки измерения; -умение использовать на практике | лабораторно- электронный набор индикаторов | исследовательская работа | Выделяют и формулируют проблему. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |||||||||
29/2 | Исследование спектров излучения | |||||||||||||||
30/3 | Индикатор электромагнитного поля | |||||||||||||||
Заключение ( 3 часа) | ||||||||||||||||
31/1 | Контрольные вопросы |
| -выявление знаний | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | ||||||||||
32/2 | Экскурсия в электромагнитную лабораторию ИГУ | Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | ||||||||||||
33/3 | Заключительная беседа. « Круглый стол» | #1055;резентация #1050;омпьютер #1052;ультипроектор, интернет | дебаты | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Работают в группе. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом, слушать и слышать друг друга |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к проекту " Электромагнитное поле. Компьютер как источник электромагнитных полей"
Презентация к исследовательскому проекту " Электромагнитное поле. История открытия. Компьютер как источник электромагнитного поля. Влияние компьютера на здоровье человека"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/29/picture-651166-1438183210.jpg)
Тест 9 класс по теме "Электромагнитное поле. Электромагнитные волны"
данный тест поможет учителю быстро проверить качество знаний учащихся по даннному вопросу....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/27/picture-1211924-1580143206.jpg)
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
Познакомить учащихся с понятием электромагнитной волны....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/07/picture-538120-1581102454.jpg)
Урок №97 «Свободные электромагнитные колебания в контуре, их период. Электромагнитное поле. Напряженность электрического поля. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитной волны. Принцип радиосвязи и телевидения. Свет – электромагнит
В рамках дистанционного оучения составлен план занятия (объединенные уроки) на платформе zoom видеоурок с использованием презентации. Уплотненный материал в связи с уменьшением часов занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/24/picture-1269969-1600978084.jpg)
Презентация к уроку: "Электромагнитное поле. Электромагнитная волна"
В презентации спользуются элементы компьютерного моделирования. Благодаря которым объяснение становится наглядным. Возможно создание на уроке проблемной ситуации....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-45140-1413814782.png)
Презентация по теме "Электромагнитное поле.Электромагнитные волны"
Презентация для 9 класса по п 47 и 48 учебника А.В. Перышкин...