«Электромагнитное поле вокруг нас»
рабочая программа по физике (10 класс)
Проблема оптимального развития и максимальной реализации всех потенциальных возможностей каждой личности имеет две стороны : одна гуманистическая- это проблема свободного и всестороннего развития и самореализации; другая – зависимость процветания и безопасности общества и государства от успехов НТП.
В условиях НТП как в сфере производства, так и в сфере обслуживания все меньше требуется работников низкой квалификации и больше работников высокой квалификации, которые способны управлять современными машинами, автоматами, компьютерами и т.д. Поэтому перед школой стоят следующие задачи: обеспечить учащихся основательной общеобразовательной подготовкой и сформировать навыки обучения, дающие возможность в короткие сроки овладеть новой профессией.
Расширение знаний по содержанию базового курса физики актуально для любого учащегося, желающего быть успешно зачисленным в профильный класс с углубленным изучением предмета- физика. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля и профессии будет связан с углубленным изучением физики.
Данный курс дополняет базовый курс физики, не нарушая его целостности и логики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
И КУЛЬТУРЕ г. ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34
«Электромагнитное поле вокруг нас»
Программа факультативного курса
для учащихся 8-10 классов
Составитель:
Балсунаева Элеонора Викторовна,
учитель физики,
высшей квалификационной категории
МБОУ г. Иркутска СОШ № 34
Иркутск – 2020
Балсунаева Элеонора Викторовна
учитель физики
МБОУ гимназии № 3
г. Иркутска
Тематический план факультативного курса
«Электромагнитное поле вокруг нас»
№/№ уроков по порядку, уроков по теме | Тема урока: | Виды деятельности учителя | Примечания: |
Модуль 1 «Основы теории электромагнитного поля» (3часов) | |||
Блок 1: Условия возникновения ЭМП и их характеристики (3 часа) | |||
1/1 | Магнитное взаимодействие электрических зарядов. Опыты по обнаружению магнитного взаимодействия движущихся зарядов. | Фронтальные демонстрации | |
2/2 | Магнитное поле движущегося заряда. Сила Ампера. Магнитная проницаемость. | Фронтальные демонстрации | |
3/3 | Электромагнитные волны. Спектр ЭМ- волн неионизирующих излучений. | Лекция с элементами беседы | |
Модуль 2 «Электромагнитные поля и здоровье человека» (13часов) | |||
Блок 1: Источники ЭМП (2 часа) | |||
4/1 | Естественное электромагнитное поле Земли | Презентация | |
5/2 | Техногенные источники электромагнитного поля | Презентация | |
Блок 2: Биологическое действие ЭМП (5 часов) | |||
6/1 | Солнечная активность и здоровье человека | Презентационные доклады | |
7/2 | Характер взаимодействия ЭМП с биологическими объектами | ||
8/3 | Негативное влияние ЭМП на здоровье человека | Семинарское занятие | |
9/4 | Оздаравливающее и лечебных целях действие ЭМП | ||
10/5 | Экскурсия в лечебное учреждение | Детская поликлиника НПО « Иркут» | |
Блок 3: Основы санитарно-гигиенического нормирования ЭМП (2 часа) | |||
11/1 | Санитарно-гигиеническое нормирование воздействия электромагнитных излучений для населения | ||
12/2 | Нормативы продолжительности работы на ПЭВМ. Границы санитарных зон. | Лекция | |
Блок 4: Методы и приборы для измерения ЭМП ( 1час) | |||
13/1 | Методы и приборы для измерения ЭМП | ||
Блок 5: Способы защиты от ЭМП» (3часа) | |||
14/1 | Инженерно- технические мероприятия по защите от ЭМП | ||
15/2 | Решение задач « Расчет на воздействие ЭМП» | ||
16/3 | Лечебно-профилактические мероприятия | ||
Модуль 3 «Основные источники ЭМП, характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты» ( 14 часов) | |||
Блок 1: Низкочастотные ЭМП (3 часа) | |||
17/1 | Транспорт на электрической тяге. Линии электропередач | лекция | |
18/2 | Электропроводка. Кабельные линии. Распределительные щиты. | лекция | |
19/3 | Бытовые электроприборы. Творческая работа « Проектируем: расположение мебели в квартире с учетом воздействия ЭМП» | Проектная работа .Защита | |
Блок 2: Радиочастотный диапазон (2 часа) | |||
20/1 | Радиостанции и телевидение | Доклад | |
21/2 | Спутниковая и сотовая связь. | Доклад | |
Блок 3: Электромагнитные излучения СВЧ (2 часа) | |||
22/1 | Радарные установки | Доклад | |
23/2 | Персональный компьютер | Доклад | |
Блок 4 : Излучения ( 4 часа ) | |||
24/1 | Инфракрасная радиация | Лекция с презентацией | |
25/2 | Видимое излучение | ||
26/3 | Ультрафиолетовое излучение | ||
27/4 | Лазерное излучение | ||
Блок 5: Лабораторный практикум ( 3 часа ) | |||
28/1 | Исследование зависимости мощности теплового излучения тела от температуры | ||
29/2 | Исследование спектров излучения | ||
30/3 | Индикатор электромагнитного поля | ||
Заключение ( 4 часа) | |||
31/1 | Контрольные вопросы | Сам.работа | |
32/2 | Экскурсия в электромагнитную лабораторию ИГУ | ||
33/3 | Заключительная беседа. « Круглый стол» | ||
34/4 | (1 час - резервное время) |
Балсунаева Элеонора Викторовна
учитель физики
МБОУ гимназии № 3
г. Иркутска
«Электромагнитное поле вокруг нас»
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ
|
Пояснительная записка
Количество учебных часов: 34 ч.
Образовательная область: физика.
Возрастная группа: 8-10 класс.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предлагаемый курс « Электромагнитное поле вокруг нас » рассчитан на 34 часа и состоит из трех модулей. Данный курс создан в связи с проведением экспериментальной концепции «Предпрофильная и профильная подготовка учащихся 8 -10 классов».
Необходимость разработки и внедрения предметно-ориентированного курса связано с тем, что позволит по базовому курсу физики 8-10 классов по разделу «Электромагнитное поле»:
- восполнить недостающие теоретические знания;
- сформировать универсальные учебные действия у учащихся.
Среди основных целей общеобразовательной школы особенно важными являются две:
- передача накопленного человечеством опыта в познании мира новыми поколениями
- оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности.
Проблема оптимального развития и максимальной реализации всех потенциальных возможностей каждой личности имеет две стороны : одна гуманистическая- это проблема свободного и всестороннего развития и самореализации; другая – зависимость процветания и безопасности общества и государства от успехов НТП.
В условиях НТП как в сфере производства, так и в сфере обслуживания все меньше требуется работников низкой квалификации и больше работников высокой квалификации, которые способны управлять современными машинами, автоматами, компьютерами и т.д. Поэтому перед школой стоят следующие задачи: обеспечить учащихся основательной общеобразовательной подготовкой и сформировать навыки обучения, дающие возможность в короткие сроки овладеть новой профессией.
Расширение знаний по содержанию базового курса физики актуально для любого учащегося, желающего быть успешно зачисленным в профильный класс с углубленным изучением предмета- физика. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля и профессии будет связан с углубленным изучением физики.
Данный курс дополняет базовый курс физики, не нарушая его целостности и логики.
Целями курса являются:
- Ориентирование ученика на предпрофильную и профильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение в профильной школе.
- Удовлетворение познавательных интересов учащихся, увлекающихся влиянием электромагнитного поля на здоровье человека.
Данная цель реализуется посредством решения ряда основных задач:
- Способствовать школьникам в выборе физического профиля обучения в старших классах через формирование универсальных учебных действий;
- Сформировать универсальные учебные действия, позволяющие развить творческие способности у учащихся;
- Сформировать универсальные учебные действия у учащихся, развивающие самостоятельность и способность к самореализации»
- Развить положительную мотивацию к изучению физики на занятиях курса;
- Сформировать универсальные учебные действия, позволяющие передать накопленный человечеством опыт в познании мира новым поколениям;
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
- Ответственное и активное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- ответственность за общее дело;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
- основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
- формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать и оценивать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- осознать важность выполнения творческих заданий;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
Регулятивные
учащиеся научатся:
- формулировать и анализировать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- предвидеть уровень усвоения знаний и составлять план и последовательность действий;
- осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
учащиеся получат возможность научиться:
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
- выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Предметные:
учащиеся научатся:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- выдвигать гипотезы, планировать и осуществлять деятельность при решении учебных и исследовательских задач и понимать необходимость их проверки;
- выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
- интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
коммуникативные
учащиеся научатся:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Планируемые результаты по темам курса
На уровне запоминания;
Давать определения понятий и физических величин:
- физические приборы: компас, магнитная стрелка;
- правила пользования магнитной стрелкой;
- магнитное взаимодействие;
- линии магнитной индукции,
- однородное магнитное поле,
- собственная индукция, электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция;
- электромагнитная волна, бегущая гармоническая электромагнитная волна;
Воспроизводить:
- изображение магнитного поля прямого тока и катушки;
- изображение силовыми линиями магнитные поля постоянных магнитов и поля Земли,
- правила буравчика, правой руки и левой руки.
На уровне понимания
- магнитное поле, как меру электромагнитного взаимодействия, вектор магнитной индукции, магнитный поток, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность контура, магнитная проницаемость среды, изучения;
- принцип действия электроизмерительного прибора магнитоэлектрической системы, электродвигателя постоя-
ного тока, масс-спектрографа и циклотрона, радарные установки, радио и спутниковая связь.
Объяснять:
- магнитные явления, связанные с проявлением магнитных полей Земли, тока и постоянных магнитов, диамагнетики, парамагнетики, ферромагнетики, остаточная намагниченность, кривая намагничивания;
- фундаментальные физические опыты Эрстеда и Ампера;
- поведение рамки с током в однородном магнитном поле, взаимодействие токов;
- классифицировать диапазоны частот спектра электромагнитных волн;
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
- определять полюса катушки, по которой протекает ток;
- приводить примеры направления силовых линий поля при взаимодействии магнитов;
- умение применять электроизмерительные приборы, и проводить измерения;
- исследовать механизм образования и структуру радиационных поясов Земли, прогнозировать и анализировать их влияние на жизнедеятельность в земных условиях.
Применять:
- решать качественные е задачи.
Применять в нестандартных ситуациях:
- планировать поиск решения проблемы, оценивать полученные результаты;
- решать задачи на определения движения заряженной частицы в магнитном поле;
- исследовать механизм образования и структуру радиационных поясов Земли, прогнозировать и анализировать их влияние на жизнедеятельность в земных условиях.
Для успешной реализации поставленных задач используется технология проведения занятий, которая предполагает, наряду с традиционными формами проведения занятий, широкое и действенное использование активных и интерактивных методов и приемов обучения: использование обучающих программ по физике при объяснении материала или при проведении текущего и итогового контроля, проведение практических работ исследовательского характера, выполнение творческих проектов.
Факультативный курс «Электромагнитное поле вокруг нас» строится на следующих принципах:
- Целостное представление о мире через формирование физической картины мира
- Научность и доступность учебного материала
- Развитие и становление познавательных сил ребенка
- Деятельность и творчество
- Психологический комфорт во время проведения занятий
Основные формы проведения занятий курса в виде работы в малых группах, индивидуальной и групповой работы.
Методы контроля осуществляются в виде самопроверки и взаимопроверки, что позволит учащимся научиться, самостоятельно оценивать качество усвоения изучаемого материала. Также и контроль со стороны учителя, позволит оценить успешность изучения и понимания тем курса. Текущий контроль учащихся осуществляется через проведение круглых столов, занятий по решению задач, тестов или практических работ. Форма итогового контроля предлагается учащимся на выбор в виде самостоятельной работы, собеседования или защиты собственного проекта по одной из тем курса.
Во втором модуле, при подборе расчетных и качественных задач, предпочтение отдавалось интересным и практичным задачам. Выполнение работ творческого характера делает занятия курса интересными и привлекательными для учащихся. Кроме того, решение задач является эффективным способом применения теоретических знаний на практике, способствует более глубокому и прочному усвоению изученного материала и формированию универсальных учебных действий направленных на развитие творческих способностей.
Привлекательность курса в том, что модули, из которых он состоит, дополняют друг друга, и при этом могут быть представлены в отдельности.
Ожидаемый результат:
- Сформированные универсальные учебные действия для получения опережающих знаний по теме;
- Сформированные универсальные учебные действия для работы с бытовыми приборами;
- Сформированные политехнические универсальные учебные действия, определяющие выбор профиля обучения;
- Сформированные универсальные учебные действия для применения знаний в быту (в другой ситуации)
- Получение знаний о влиянии работы исследуемых приборов на здоровье человека
Инструментарий для оценивания результатов
- Промежуточный контроль- отчеты по лабораторным и практическим работам, самостоятельные работы, доклады.
- Итоговый контроль- тестирование, проекты
Результаты образовательной деятельности
- Научно-практические конференции различного уровня:
- нпк ВДУМ, МБОУ г. Иркутска гимназия №3.
- нпк «Удивительный мир» Лицей №2 , МКУ «ИМЦРО» г. Иркутск
- нпк «Юность. Творчество.Поиск » Лицей ИГУ , МКУ «ИМЦРО» г. Иркутск
- нпк «Эврика»
- региональная нпк «Мир .
- региональная научная инженерная выставка «Изобретатель ХХI века» Координационный Центр по Иркутской области Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее МБОУ «Лицей №1» г. Усолье-Сибирское.
- Участие в олимпиадах различного уровня
- Выполнение исследовательских проектов учащимися 9- классов в рамках промежуточной аттестации по ФГОС.
Темы проектов:
- Магнит и растения
- Магнитная жидкость
- Магнитное поле Земли
- Магнитное поле Земли и его влияние на человека
- Магнитное поле Земли. Применение магнитометрического метода для измерения слабых магнитных полей
- Магнитное поле и его практическое использование
- Магнитные бури и жизнь на Земле, влияние на человека
- Магнитные свойства веществ и материи
- Магнитные явления в природе
- Магнитострикционный излучатель ультразвука
- Магниты. Магнитные поля
- Мария Кюри
- Мир сотовой связи
- Мобильные телефоны в нашей жизни
- Мобильный телефон – друг или враг человека?
- Мобильный телефон. Вред или польза?!
Содержание программы факультативного курса
« Электромагнитное поле вокруг нас »
( 34 часа, 1 час в неделю)
Модуль 1: «Основы теории электромагнитного поля» ( 3 часа )
Блок 1: Условия возникновения ЭМП и их характеристики . Магнитное взаимодействие электрических зарядов. Опыты по обнаружению магнитного взаимодействия движущихся зарядов. Магнитное поле движущегося заряда. Сила Ампера. магнитная проницаемость. Электромагнитные волны. Спектр ЭМ- волн неионизирующих излучений.
Модуль 2: «Электромагнитные поля и здоровье человека» ( 13 часов )
Блок 1: Естественное электромагнитное поле Земли. Техногенные источники электромагнитного поля
Блок 2: Солнечная активность .Характер взаимодействия ЭМП с биологическими объектами. Негативное влияние ЭМП на здоровье человека.
Блок 3: Санитарно-гигиеническое нормирование воздействия электромагнитных излучений для населения.
Блок 4: Методы и приборы измерения ЭМП.
Блок 5: Инженерно- технические мероприятия по защите от ЭМП. Лечебно-профилактические мероприятия.
Модуль 3: «Основные источники ЭМП, характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты» (14 часов)
Блок 1: Транспорт на электрической тяге. Электропроводка. Кабельные линии.
Распределительные щиты. Бытовые электроприборы.
Блок 2: Радиостанции и телевидение. Спутниковая и сотовая связь.
Блок 3: Радарные установки. Компьютер, как источник переменного электромагнитного поля.
Блок 4: Виды излучений. Допустимые величины теплового излучения.
Блок 5:Лабораторный практикум:
- Исследование зависимости мощности теплового излучения тела от температуры
- Исследование спектров излучения
- Индикатор электромагнитного поля
Заключение (4 часа) : Анализ своей деятельности, достигнутых универсальных учебных действий
Критериями успешного освоения курса является приобретение следующих результатов учащихся:
- Осознание физического профиля обучения в старшей школе
- Формирование целостной и полной физической картины мира
- Формирование опыта высказывания собственного мнения, обмена мнениями,
впечатлениями.
Круглый стол. Посещение электромагнитной лаборатории ИГУ
Распределение часов по учебным блокам в курсе
« Электромагнитное поле вокруг нас »
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Лекции | Семинары | Практикумили др. | Форма Контроля |
1. | Модуль 1 «Основы теории электромагнитного поля» | 3 | 1 | 2 |
| |
Блок 1 Условия возникновения ЭМП и их характеристики» | 3 | 1 | 2 | - | - | |
2. | Модуль 2 « Электромагнитные поля и здоровье человека» | 13 | 8 | 3 | 2 | |
Блок 1 Источники ЭМП | 2 | 2 | - | - | - | |
Блок 2 Биологическое действие ЭМП | 5 | 3 | 1 | 1 | ||
Блок 3 Основы санитарно- гигиенического нормирования ЭМП | 2 | 2 | - | - | Тест- контрольные вопросы | |
Блок 4 Методы и приборы для измерения ЭМП | 1 | - | - | 1 | ||
Блок 5 Способы защиты от ЭМП | 3 | 1 | 2 | - | ||
3. | Модуль 3 «Основные источники ЭМП , характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты.» | 14 | 6 | 5 | 3 | |
Блок 1 Низкочастотные ЭМП | 3 | 2 | 1 | - | проект | |
Блок 2 Радиочастотный диапазон | 2 | - | 2 | - | Тест | |
Блок 3 Электромагнитное излучение СВЧ | 2 | - | 2 | - | - | |
Блок 4 Излучение | 4 | 4 | - | - | - | |
Блок 5 Лабораторный практикум | 3 | - | - | 3 | - | |
4 | Заключение: | 4 | 4 | Викторина контрольныйтест |
Структурная схема факультативного курса
«Электромагнитное поле вокруг нас »
Содержание программы факультативного курса
Название программы | Вид программы | Общие задачи курса | Содержание курса | Кол-во часов | Цели | Задачи | Деятельность | |
учителя | ученика | |||||||
«Электромагнитное поле вокруг нас » | Предметно-ориентирующая |
| Модуль 1 «Основы теории ЭМП» | 3 | Расширить и углубить теоретические знания по разделу «Электромагнитное поле» | 1. Ввести понятия ЭМП и его характеристики, магнитная проницаемость. Спектр ЭМ- волн неионизирующих волн 3. рассмотреть опыты подтверждающие существование ЭМП |
помощник, консультант | #1044;окладчик- слушание, записывание, 2. самостоятельно-практическая, исследовательская. 3. Составление ОК, коллаж, проект |
Блок 1 Условия возникновения ЭМП | 3 | |||||||
Модуль 2 «ЭМП и здоровье человека» | 13 | |||||||
Блок 1 « Источники ЭМП»
| 2 | |||||||
Блок 2 « Биологическое действие ЭМП» | 5 | Расширить и углубить теоретические знания по разделу, Сформировать практические умения и навыки при решении физических задач качественного, аналитического и практического характера, | 1. Рассмотреть различные виды источников ЭМП и их действие, санитарно-гигиенические нормы, методы , приборы и средства защиты от ЭМП. 2. решить задачи на расчет радиус действия ЭМП | |||||
Блок 3 «Основы санитарно- гигиенического нормирования ЭМП» | 2 | , помощник, консультант | 1 докладчик, слушание, записывание, самостоятельно-практическая, исследовательская. #1057;оставление ОК, коллаж 3. Выполнение проекта-модели « Моделирование безопасной от воздействияЭМП квартиры и.т.д.» | |||||
Блок 4 «Методы и приборы для измерения ЭМП» | 1 | |||||||
Блок 5 «Способы защиты от ЭМП» | 3 | |||||||
Модуль 3 «Основные источники ЭМП, действие, нормирование, принципы защиты» | 14 | Развить потенциальные способности каждой личности. Сформировать практические умения и навыки измерений величин и проведения эксперимента. | 1. научить использованию приборов 2. конструированию приборов 3. нахождению доказательств существования ЭМП | |||||
Блок 1 « Низкочастотные ЭМП» | 3 | |||||||
Блок 2 « Радиочастотный диапазон» | 2 | 1. докладчик, слушание, записывание, самостоятельно-практическая, исследовательская. #1057;оставление ОК, коллаж 3. выполнение лабораторного практикума | ||||||
Блок 3 « Электромагнитные излучения СВЧ» | 2 | |||||||
Блок 4 « Излучения» | 4 | |||||||
Блок 5 « Лабораторный практикум» | 3 | |||||||
Заключение
Посещение астрономической обсерватории ИГУ, или музей занимательной физики Подведение итогов | 4 | Научить обобщать и систематизировать знания и навыки в ходе проведения физической викторины, выходного тестирования | Научить учащихся демонстрировать результаты своей деятельности, применять полученные теоретические знания на практике, отстаивать точку зрения, вести дискуссию |
Тематическое планирование | ||||||||||||||||
№/№ уроков по порядку, уроков по теме | Тема урока: | Элементы содержания | Виды деятельности учащихся | Медиа-ресурсы, -средства | Методы | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | ||||||||
Модуль 1 «Основы теории электромагнитного поля» (3часов) | ||||||||||||||||
Блок 1: Условия возникновения ЭМП и их характеристики (3 часа) | ||||||||||||||||
1/1 | Магнитное взаимодействие электрических зарядов. Опыты по обнаружению магнитного взаимодействия движущихся зарядов. | Электрический ток, взаимодействие токов, магнитное поле. Основные свойства магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Правило буравчика. | - Экспериментально обнаружить и выяснить связь между электрическим током и магнитным полем; -Объяснить связь направления магнитных линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике; - Привести примеры магнитных явлений; | 1. презентация 2. видеофрагмент #1050;омпьютер #1052;ультипроектор | Проблемное обучение | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | ||||||||
2/2 | Магнитное поле движущегося заряда. Сила Ампера. Магнитная проницаемость. | Сила Ампера F=IBlsinα. Правило левой руки. Применение закона Ампера. Наблюдение действия магнитного поля на ток | - Исследовать действие магнитного поля на движущийся заряд; -Изучить явление намагниченности веществ; -Овладеть навыками использования Правила левой руки; -использовать задачу и решить | #1087;резентация #1087;лакат 3задания творческого характера 4. Компьютер #1052;ультипроектор | Практикум | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий | ||||||||
3/3 | Электромагнитные волны. Спектр ЭМ- волн неионизирующих излучений. | Шкала электромагнитных волн. | -Наблюдать явления интерференции, дифракции волн с помощью предметов обихода; - Понимать и объяснять явлений интерференции, дифракции волн; | #1055;резентация 2. Компьютер 3. Мультипроектор |
| Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты | Оценивают достигнутый результат | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | ||||||||
Модуль 2 «Электромагнитные поля и здоровье человека» (13часов) | ||||||||||||||||
Блок 1: Источники ЭМП (2 часа) | ||||||||||||||||
4/1 | Естественное электромагнитное поле Земли | Магнитное поле Земли. | -Умение определять полюса Земли с помощью магнитной стрелки; -Объяснять возникновение магнитных бурь; -Определить фактическое влияние магнитных бурь на организм человека; | презентация | Компьютер, мультипроектор, интернет | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Составляют план и последовательность действий | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | ||||||||
5/2 | Техногенные источники электромагнитного поля | Электромагнитный фон. Различия источников по критериям; | -Умение определять источники; - Определение негативного влияния на организм; -Выяснение способов защиты; | презентация | Компьютер, мультипроектор, интернет | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Устанавливают причинно-следственные связи | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | ||||||||
Блок 2: Биологическое действие ЭМП (5 часов) | ||||||||||||||||
6/1 | Солнечная активность и здоровье человека | Физическая природа Солнца. Активная фаза Солнца | - Выяснить состав и строение Солнца;
| Презентация Учебные фильмы на CD. | Работа в группах | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выбирают знаково-символические средства для построения модели | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Учебные фильмы на CD. | ||||||||
7/2 | Характер взаимодействия ЭМП с биологическими объектами | Энергетическое воздействие. Информационное воздействие. Действие мл-х и субмил-х волн | -Выяснить источники; -Определить области организма, подверженные влиянию ЭМП; |
#1052;ультипроектор,
| Учебные фильмы на CD. | |||||||||||
8/3 | Негативное влияние ЭМП на здоровье человека | Влияние ЭМП на живой организм. Виды влияния. | -Определить области организма, подверженные влиянию ЭМП; |
#1052;ультипроектор,
| технология критического мышления | Структурируют знания. Выбирают, сопоставляют и обосновывают информацию. Выбирают основания и критерии для сравнения и, классификации объектов | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | ||||||||
9/4 | Оздаравливающее и лечебных целях действие ЭМП | Приборы используемые в медицинских учреждениях. | -Объяснять принцип действие приборов; -Приводить примеры использования; -Объяснить ТБ при эксплуатации; |
Мультипроектор,
| Применяют методы информационного поиска, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении задач творческого и поискового характера | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Работают в группе. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | |||||||||
10/5 | Экскурсия в лечебное учреждение | Детская поликлиника НПО « Иркут» | -Составить эссе | Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | ||||||||||
Блок 3: Основы санитарно-гигиенического нормирования ЭМП (2 часа) | ||||||||||||||||
11/1 | Санитарно-гигиеническое нормирование воздействия электромагнитных излучений для населения | Максимально и предельно допустимые значения интенсивности ЭМИ. Границы санитарной зоны | - Найти информацию; -Выяснить различия между максимально и предельно допустимые значениями интенсивности ЭМИ | #1055;резентация 2Компьютер, #1052;ультипроектор,
| Структурируют знания. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Выбирают основания и критерии для сравнения и, классификации объектов | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | |||||||||
12/2 | Нормативы продолжительности работы на ПЭВМ. Границы санитарных зон. | ПК-как источник излучения | -Выяснить допустимые нормы времени за компьютером; -Санитарно-гигиенические нормы; | 1Презентация 2Компьютер#1052;ульти-проектор, 4интернет | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Устанавливают причинно-следственные связи | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Работают в группе | |||||||||
Блок 4: Методы и приборы для измерения ЭМП ( 1час) | ||||||||||||||||
13/1 | Методы и приборы для измерения ЭМП | Анализаторы и измерители поля | -Умение использовать приборы; -Умение проводить измерения; | Набор-комплект для измерений | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат | Описывают содержание совершаемых действий | |||||||||
Блок 5: Способы защиты от ЭМП» (3часа) | ||||||||||||||||
14/1 | Инженерно- технические мероприятия по защите от ЭМП | Способы защиты- группа мероприятий | -определять средства защиты; - определять материалы для защиты; | презентация | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат | Описывают содержание совершаемых действий | |||||||||
15/2 | Решение задач « Расчет на воздействие ЭМП» | - умение произвести расчет задач; | презентация | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона и реального действия | Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | ||||||||||
16/3 | Лечебно-профилактические мероприятия | Организация и контроль выполнения нормативов Выявление профессиональных заболеваний Разработка мер по улучшению условий труда | -определить профессиональные заболевания на предприятия; -разработать меры по улучшению условий труда; | презентация | Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | |||||||||
Модуль 3 «Основные источники ЭМП, характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты» ( 17часов) | ||||||||||||||||
Блок 1: Низкочастотные ЭМП (3 часа) | ||||||||||||||||
17/1 | Транспорт на электрической тяге. Линии электропередач | Низкочастотные ЭМП | -определить биологическое действие; -определить санитарные нормы; - составить рекомендации по обеспечению безопасности населения; | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют колическтвенные характеристики объектов, заданные словами. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | ||||||||||
18/2 | Электропроводка. Кабельные линии. Распределительные щиты. | Электропроводка. Кабельные линии. Распределительные щиты | -определить критерии безопасности; -составить рекомендации по защите; | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Устанавливают причинно-следственные связи | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | ||||||||||
19/3 | Бытовые электроприборы. Творческий проект « Проектируем: расположение мебели в квартире с учетом воздействия ЭМП» | Бытовые электроприборы | - определить источники ЭМП; -определить предельно-допустимы нормы; -выполнить творческий проект; | Презентация
| творческий проект | Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Структурируют знания | Оценивают достигнутый результат | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое | ||||||||
Блок 2: Радиочастотный диапазон (2 часа) | ||||||||||||||||
20/1 | Радиостанции и телевидение | Источники радиостанций | -составить рекомендации по обеспечению безопасности населения; | Презентация Компьютер, Проектор Интернет | Анализируют условия и требования задачи, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга | |||||||||
21/2 | Спутниковая и сотовая связь. | Базовые станции. Мобильные и радиотелефоны | - составить рекомендации по обеспечению безопасности населения; | Презентация | дисскусия | Анализируют условия и требования задачи, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга | ||||||||
Блок 3: Электромагнитные излучения СВЧ (2 часа) | ||||||||||||||||
22/1 | Радарные установки | ЭМП радиолокационных установок | - определение установок на территории Иркутска; -составить рекомендации по обеспечению безопасности населения; | Презентация Трансляция проекта влияние компьютера на организм | Дебаты, кейс-метод | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют колическтвенные характеристики объектов, заданные словами. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | ||||||||
23/2 | Персональный компьютер | ПК-как источник излучения | -определить предельно-допустимые нормы и рассчитать влияние ЭМП ПК на организм ; -сделать соответствующий вывод -оформить творческий проект «Влияние ПК на организм» | дебаты | ||||||||||||
Блок 4 : Излучения ( 4 часа ) | ||||||||||||||||
24/1 | Инфракрасная радиация | Вид излучения: источник, характеристики | -определить механизм поражения -составить рекомендации по обеспечению безопасности населения; | Видео: - инфракрасные и ультрафиолетовые, видимые волны - излучение и прием электромагнитных волн Сайты Интерне | Работа в группах | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Извлекают необходимую информацию из текстов различных жанров | Принимают познавательную цель, сохраняют ее , регулируют процесс выполнения познавательной задачи | Планируют общие способы работы. Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия | ||||||||
25/2 | Видимое излучение | |||||||||||||||
26/3 | Ультрафиолетовое излучение | |||||||||||||||
27/4 | Лазерное излучение | |||||||||||||||
Блок 5: Лабораторный практикум ( 3 часа ) | ||||||||||||||||
28/1 | Исследование зависимости мощности теплового излучения тела от температуры | -выявить устройство и принцип действия ; -формировать навыки измерения; -умение использовать на практике | лабораторно- электронный набор индикаторов | исследовательская работа | Выделяют и формулируют проблему. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |||||||||
29/2 | Исследование спектров излучения | |||||||||||||||
30/3 | Индикатор электромагнитного поля | |||||||||||||||
Заключение ( 3 часа) | ||||||||||||||||
31/1 | Контрольные вопросы |
| -выявление знаний | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | ||||||||||
32/2 | Экскурсия в электромагнитную лабораторию ИГУ | Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | ||||||||||||
33/3 | Заключительная беседа. « Круглый стол» | #1055;резентация #1050;омпьютер #1052;ультипроектор, интернет | дебаты | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Работают в группе. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом, слушать и слышать друг друга |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к проекту " Электромагнитное поле. Компьютер как источник электромагнитных полей"
Презентация к исследовательскому проекту " Электромагнитное поле. История открытия. Компьютер как источник электромагнитного поля. Влияние компьютера на здоровье человека"...
Тест 9 класс по теме "Электромагнитное поле. Электромагнитные волны"
данный тест поможет учителю быстро проверить качество знаний учащихся по даннному вопросу....
конспект урока «Электромагнитное поле.Электромагнитные волны»
изучить электромагнитные волны...
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
Познакомить учащихся с понятием электромагнитной волны....
Урок №97 «Свободные электромагнитные колебания в контуре, их период. Электромагнитное поле. Напряженность электрического поля. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитной волны. Принцип радиосвязи и телевидения. Свет – электромагнит
В рамках дистанционного оучения составлен план занятия (объединенные уроки) на платформе zoom видеоурок с использованием презентации. Уплотненный материал в связи с уменьшением часов занятий....
Презентация к уроку: "Электромагнитное поле. Электромагнитная волна"
В презентации спользуются элементы компьютерного моделирования. Благодаря которым объяснение становится наглядным. Возможно создание на уроке проблемной ситуации....
Презентация по теме "Электромагнитное поле.Электромагнитные волны"
Презентация для 9 класса по п 47 и 48 учебника А.В. Перышкин...