ПОДГОТОВКА К ЕГЭ И ОГЭ
методическая разработка по физике (11 класс)
Произошли некоторые изменения при проведении ЕГЭ по физике в 2024 году. Родители и обучающиеся должны ознакомиться
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oshibki_na_ege_fizika.pptx | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача Предложить эффективную методику обучения решению задач, пригодную, в том числе, при подготовке к ЕГЭ по физике .
Программа 1. «Золотое правило» решения задач и метод исследования ключевых ситуаций МИКС (с примерами) 2-7. Примеры применения «золотого правила» решения задач и исследования ключевых ситуаций ко всем темам школьного курса физики
Лекция 1. «Золотое правило» решения задач План Задача — психологическая ловушка «Золотое правило» решения задач Метод исследования ключевых ситуаций (МИКС)
ЗАДАЧА — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА Что общего у решения задачи с ездой на велосипеде? Посмотрим на условие задачи глазами ученика.
На что направлено внимание ученика? На вопрос , потому что цель — найти ответ! Из-за чего возникает затруднение? Из-за недостатка информации. Где её можно найти? Только в условии ! Но фокусируясь на вопросе, ученик не уделяет должного внимания условию: это обычная картина…
Почему задачи составлены как логические ловушки? Потому что задача с условием и вопросом — очень удобное средство контроля ! Контроль доминирует над обучением. Вывод: традиционная задача с условием и поставленным вопросом — далеко не самое лучшее средство для обучения , в том числе — для обучения решению задач!
Однако решению задач очень часто учат, разбирая примеры решений задач . Так, при подготовке к ЕГЭ разбирают задания предыдущих лет и задания из открытого банка. В результате ученик часто запоминает решение задачи вместе с условием: « Эту задачу я знаю! ». Это ненадёжно: различных задач тысячи, поэтому запомнить их все невозможно. Результат традиционного обучения решению задач: умеют решать задачи 5 % выпускников!
Есть ли выход? Есть!
Примеры применения «золотого правила» решения задач
Переправа по кратчайшему пути Переправа за кратчайшее время Система двух уравнений с двумя неизвестными
Вывод: чтобы приучить школьников фокусировать внимание на условии, надо предлагать исследовать условие .
«Золотое правило» решения задач оказывает решающую помощь. Но задач всё-таки слишком много , чтобы успеть разобрать достаточное их число в доступное время. Зато ситуаций , вокруг которых группируются задачи, мало ! Мы называем эти ситуации ключевыми . Например, во всей школьной механике их около дюжины. Поэтому сделаем следующий шаг в повышении эффективности обучения решению задач.
КЛЮЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ В МЕХАНИКЕ Сложение скоростей при движении на плоскости Свободное падение Движение тела, брошенного под углом к горизонту Движение тела по наклонной плоскости Движение планеты по круговой орбите Поворот транспорта по дуге окружности Конический маятник Движение двух грузов, переброшенных через блок Разрыв снаряда в полёте Неравномерное движение по окружности в вертикальной плоскости Баллистический маятник Лестница у стены
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЮЧЕВОЙ СИТУАЦИИ Какие закономерности справедливы для данной ситуации? Как записать их в виде уравнений (или неравенств)? Какие задачи можно поставить, используя эти уравнения (неравенства)? Может ли произойти в данной ситуации качественное изменение (отрыв тела от поверхности, остановка, разрыв троса, заклинивание, конденсация пара и т.п.)? Как можно видоизменить данную ситуацию, расширив область исследования?
ПРИМЕР ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЮЧЕВОЙ СИТУАЦИИ
Ставим новые задачи по той же ситуации
«Чистый эксперимент» на ЕГЭ Подвесили к шайбе груз: и почти никто не решил! А если бы задачу про соскальзывание шайбы действительно РЕШАЛИ , а не заучивали решение, то решили бы и эту: она ненамного сложнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовкак ЕГЭ
Решение геометрических задач...
Урок немецкого языка в 8 классе "Подготовкак путешествию"
конспект урока по немецкому языку...